Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СТУДЕНТЫ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хвастунова Елена Петровна

Реализация инклюзивного образования актуализирует проблему подготовки студентов педагогического вуза к обучению школьников с ограниченными возможностями здоровья. Предложена организация производственной (технологической в системе инклюзивного образования) практики в структуре подготовки бакалавров направления «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки). Особое внимание уделяется критериям отбора образовательных учреждений для определения базы практики и ее содержательной части, нацеленной на становление общепрофессиональных компетенций будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хвастунова Елена Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE PRODUCTIVE ( PROCESSING IN THE SYSTEM OF INCLUSIVE EDUCATION ) PRACTICE IN THE STRUCTURE OF THE STUDENTS' TRAINING IN THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article deals with the inclusive education making actual the issue of the students' training in the pedagogical university to teaching the schoolchildren with health limitations. There is suggested the organization of the productive (processing in the system of the inclusive education) practice in the structure of the bachelors' training of the training program “Pedagogical education” (with two educational program specializations). The author emphasizes the criteria of the choice of the educational institutions for defining the basis of the practice and its thoughtful part aimed at the establishment of the general professional competencies of future teachers.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

Е.П. ХВАСТУНОВА (Волгоград)

организация производственной

(технологической в системе инклюзивного образования)

практики в структуре подготовки студентов педагогического вуза*

Реализация инклюзивного образования актуализирует проблему подготовки студентов педагогического вуза к обучению школьников с ограниченными возможностями здоровья. Предложена организация производственной (технологической в системе инклюзивного образования) практики в структуре подготовки бакалавров направления «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки). Особое внимание уделяется критериям отбора образовательных учреждений для определения базы практики и ее содержательной части, нацеленной на становление общепрофессиональных компетенций будущих педагогов.

Ключевые слова: инклюзивное образование, производственная практика, профессиональная подготовка, общепрофессиональные компетенции, студенты, технологическая карта.

Доступность образования для детей с ограничениями жизнедеятельности гарантировано на законодательном уровне. Федеральные законы и образовательные стандарты регламентируют требования к реализации инклюзивного образования, организации специальных условий, адаптированной среды для обучения всех школьников с учетом их индивидуальных особенностей и психофизических возможностей. Содержание данных документов указывает на необходимость подготовки будущих педагогов к овладению профессиональными компетенциями, обеспечивающими качественное инклюзивное образование обучающихся с различными нарушениями в развитии.

В трактовке современных ученых понятие «профессиональная подготовка» соотносится с учебой в университете и отражает процесс личностного развития будущего педагога на основе овладения компетенциями, необходи-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке ВГСПУ в рамках внутривузовского гранта «Подготовка будущих педагогов к инклюзивному образованию школьников».

кие науки -

мыми для самостоятельной профессиональной деятельности (В.А. Иглин [11], O.A. Козырева, Е.И. Стоянова [13], Т.М. Ташина, A.A. Се-мено [20]).

По мнению многих исследователей, компетенции - это общие и внутренние личностные качества, содействующие более плодотворному приложению накопленных знаний, умений, навыков к принятию решений в стандартных и нестандартных, профессионально и социально значимых ситуациях (С.В. Алехина [18], Н.Ф. Ефремова [6], И.А. Зимняя [9], Е.А. Лапп [16]).

Важными компетенциями педагога в рамках реализации инклюзивного образования являются: овладение технологиями проектирования адаптированных основных общеобразовательных программ (далее - АООП), организация специальной образовательной среды, психологически защищенной, благоустроенной и эргономичной для развития школьников с ограничениями возможностей по здоровью (Ю.В. Глузман [5], А.Р. Рымханова, Г.К. Алшынбекова, Ж.К. Саликов, Г.Н. Мусе-ева, Ж.С. Аманбай [19]).

Стремительно возрастает ответственность высших учебных заведений за формирование компетенций студентов, их подготовку к самостоятельной профессиональной деятельности в инклюзивных условиях. Подготовка компетентных педагогов является приоритетной задачей педагогических университетов. Уметь оказать высококвалифицированную помощь детям с особенностями развития в преодолении трудностей обучения должен любой педагог современной школы.

ФГОС ВО 3++ в предполагаемые итоговые показатели освоения образовательных программ включает общепрофессиональные компетенции выпускников (ОПК-3, ОПК-6), отражающие способность работы с обучающимися с особенностями в развитии на уровне бакалавриата [17]. В соответствии с требованиями данного документа нами был разработан психолого-педагогический модуль, содержащий дисциплины инклюзивного характера, и введен в учебные планы направления «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» для 534 студентов Волгоградского государственного социально-педагогического университета.

Формирование у будущих бакалавров общепрофессиональных компетенций оПк-3, ОПК-6 генерируется не только через модульные дисциплины «Педагогика», «Психоло-

О Хвастунова Е.П., 2022

ИЗВЕСТИЯ вгпу

гия», «Психология и педагогика инклюзивного образования», но и средствами производственной (технологической в системе инклюзивного образования) практики. Дополнение психолого-педагогического модуля таким видом практической деятельности актуализирует важный принцип просветительской миссии высшей школы единства теории и практики, отражает образовательную стратегию ВГСПУ в выполнении регионального заказа по профессиональной подготовке учителей-предметников, в том числе и в системе инклюзивного образования.

В научных публикациях последних лет не отмечается важность введения практики в сфере инклюзивного образования в структуру подготовки студентов двойного бакалавриата, однако подчеркивается значимость ее организации в процессе подготовки будущих:

- педагогов-дефектологов (М.А. Акопова, И.В. Плюснина [1], Т.В. Кузьмичёва [14], Е.А. Лапп [15]);

- педагогов-психологов (А.Н. Гамаюнова, Т.М. Парватова [4], Д.Д. Жажева, С.М. Хапа-чева [7]);

- педагогов-воспитателей (Ю.В. Захарова, Е.А. Полякова [8], Т.В. Волосовец, Е.Н. Куте-пова [12]);

- педагогов начального звена (А.А. Баранов, А.С. Сунцова [2], Е.А. Брагина, Л.А. Бе-лозерова [3], И.В. Ивенских, С.Н. Сорокоумо-ва, О.В. Суворова [10]).

Производственная (технологическая в системе инклюзивного образования) практика понимается нами как обязательный этап вузовской подготовки педагогических кадров, построенный в реалиях базовых организаций, сочетающий применение теоретических знаний и практической деятельности, связанный с будущим преподаванием учебного предмета в инклюзивной среде.

задачами производственной (технологической в системе инклюзивного образования) практики являются актуализация совокупности всех компетенций, приобретенных студентами в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического модуля, их трансформация в способы практической деятельности по проектированию АооП учебного предмета, отбору инклюзивных технологий и специальных условий для школьников с ОВЗ в процессе инклюзии. При организации производственной (технологической в системе инклюзивного образования) практики повышенный интерес сосредотачивается на отборе образовательных организаций в соответствии со следующими критериями:

- реализация АООП для обучающихся с сенсорными, речевыми, двигательными, интеллектуальными ограничениями, аутистиче-скими расстройствами, тяжелыми множественными нарушениями;

- обеспечение квалифицированной социальной, психологической, коррекционной поддержкой «особенных» учеников;

- оснащенность школьного кампуса средствами архитектурной доступности, ассистив-ным оборудованием, компьютерными программами и реабилитационными тренажерами;

- перспектива приобретения опыта преподавания своего предмета в инклюзивном классе, в котором совместно обучаются школьники с ОВЗ и школьники с нормальным развитием;

- оказание педагогическим коллективом в период практики организационной, теоретической, методической помощи студентам.

Многолетнее сотрудничество университета и профессионализм коллективов образовательных организаций позволяет организовать прохождение производственной (технологической в системе инклюзивного образования) практики на высоком уровне. Студенты смогут получить возможность увидеть детей с разными видами дизонтогенеза, принять активное участие в организации академической реабилитации обучающихся с оВз, приобрести необходимые компетенции профессиональной деятельности в ведущих инклюзивных школах города Волгограда: № 1; 5; 6; 7; 14; 16; 19; 27; 30; 34; 35; 48; 50; 54; 56; 59; 62; 75; 79; 81; 82; 87; 91; 95; 99; 100; 103; 115; 120; 130; 140; гимназии № 7; 10; лицее № 8 «Олимпия» и др.

Выполнение задания студентом по производственной (технологической в системе инклюзивного образования) практике предполагает технологический процесс проектирования адаптированной рабочей программы отдельного учебного предмета, инклюзивного урока с учетом индивидуализации содержания и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Производственная (технологическая в системе инклюзивного образования) практика состоит из трех этапов.

Вводный этап практики включает знакомство с нормативно-правовой, учебно-методической документацией, материально-техническими возможностями организации доступности инклюзивной и архитектурной среды образовательного учреждения; наблюдение за технологией процесса индивидуализации обучения и воспитания в образовательном учреждении с учетом ФГОС, вариативности АООП для обучающихся с ОВЗ разной нозологии.

- педагогические науки -

технологическая карта производственной (технологической в системе инклюзивного образования) практики

ФИО студента

Направление, профиль подготовки, курс

Наименование организации (по приказу о практике)

Наименование технологического процесса Проектирование адаптированной рабочей программы учебного предмета

Цель технологического процесса Самостоятельно сформулировать цель технологического процесса в соответствии с темой

Задачи технологического процесса 1. Оценить состояние инклюзивной среды образовательного учреждения. 2. Спроектировать адаптированную рабочую программу учебного предмета (например, «Физика» для обучающегося 8-го класса с нарушением слуха Иванова Ивана). 3. Представить использование инклюзивных технологий в процессе реализации адаптированной рабочей программы учебного предмета для конкретного ученика. 4. Составить конспект инклюзивного урока в соответствии с разработанным календарно-тематическим планом учебного предмета

Технология решения задачи 1. Технология оценки состояния инклюзивной среды образовательного учреждения: 1) нормативные документы, ФГОС; 2) образовательные программы, АООП; 3) материально-техническая оснащенность; 4) электронные образовательные ресурсы; 5) архитектурная доступность здания; 6) кадровая укомплектованность

Технология решения задачи 2. Технология проектирования адаптированной рабочей программы отдельного учебного предмета согласно ФГОС: 1) индивидуальные сведения обучающегося с ОВЗ; 2) характеристика обучающегося с ОВЗ; 3) специальные условия (методы обучения, учебники, дидактические, компьютерные, ассистивные; реабилитационные средства, услуги тьютора (ассистента); 4) пояснительная записка; 5) предположительные итоги освоения учебного предмета; 6) личностные, метапредметные, предметные итоговые достижения по учебному предмету; 7) календарно-тематический план; 8) материально-техническое оснащение учебного предмета; 9) учебно-методическое обеспечение учебного предмета; 10) междисциплинарная команда сопровождения обучающегося с ОВЗ

Технология решения задачи 3. Инклюзивные технологии в процессе реализации адаптированной рабочей программы учебного предмета: 1) технологии индивидуализированного обучения; 2) технологии компенсирующего обучения; 3) игровые технологии; 4) проектные технологии; 5) интерактивные технологии; 6) технологии психолого-педагогического сопровождения

Технология решения задачи 4 Технология разработки конспекта инклюзивного урока: тема, цель, задачи (образовательные, развивающие / коррекционно-развивающие, воспитательные), технические средства, инклюзивные технологии, этапы урока (с указанием деятельности педагога, деятельности обучающихся по ООП, деятельности обучающихся по АООП)

Результат Отчет, публичное представление итоговой информации (презентация)

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ

Основной этап практики предполагает технологический процесс проектирования адаптированной для обучающегося с ОВЗ рабочей программы учебного предмета, конспекта урока с учетом особенностей нозологии в системе инклюзивного образовательного процесса; использования инклюзивных технологий в процессе реализации адаптированной рабочей программы по учебному предмету; сотрудничество с членами инклюзивного образовательного процесса с целью обеспечения индивидуализации и социальной, психологической, коррекционной поддержки школьников с ограничениями жизнедеятельности.

На заключительном этапе проводится оценка эффективности разработки адаптированной для обучающегося с ОВЗ рабочей программы по отдельному учебному предмету, конспекта урока, продуктивность использования инклюзивных технологий в обучении, оформляется отчет по итогам практики, проходит его публичное представление.

Результаты производственной (технологической в системе инклюзивного образования) практики студенты оформляют в виде технологической карты и представляют на итоговой конференции, которую организует руководитель практики от университета - преподаватель специально-дефектологических дисциплин. Технологическая карта отражает содержание программы по данному виду практики и ориентирована на оценку формируемых компетенций ОПК-3, ОПК-6. Пример содержания технологической карты по практике представлен в таблице на с. 113.

Производственная (технологическая в системе инклюзивного образования) практика завершается аттестацией с оценкой. Итоги практики учитываются при оценивании комплексного экзамена по психолого-педагогическому модулю и отражают его логическую завершенность по отношению к заданным образовательным результатам.

При прохождении практики в системе инклюзивного образования учреждения предоставляют студентам возможность доступа к сайту, интернет-ресурсам, нормативно-правовой, учебно-педагогической, научно-методической, отчетно-статистической документации, а также используют материально-технические ресурсы университета: аудитории, оснащенные современными компьютерами с выходом в Интернет, дистанционный доступ к учебной, научной, практической информации, электронным библиотечным системам и базам данных для проектирования адаптированной

программы учебного предмета, подготовки и презентации отчета по практике.

Таким образом, в рамках производственной (технологической в системе инклюзивного образования) практики на базе ведущих образовательных организаций Волгоградского региона, реализующих АооП, студенты направления «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки» приобретают общепрофессиональные компетенции при непосредственном участии в инклюзивном образовательном процессе. У будущих педагогов формируется готовность к инклюзивному образованию, понимание сущности инклюзии, позитивное восприятие детей с оВз, их обучения с нормотипичными школьниками, появляется опыт проектирования АооП и урока по своему предмету, готовность к сотрудничеству с «помогающими» специалистами в поддержке «особого» ученика, созревает мотивация в получении дополнительного образования специально-дефектологического плана на базе университета.

Список литературы

1. Акопова М.А., Плюснина И.В. Формирование компетенций у будущих коррекционных педагогов в процессе прохождения производственной практики [Электронный ресурс] // Научно-педагогическое обозрение. 2021. № 5(39). С. 9-20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-formi rovaniya-professionalnyh-kompetentsiy-u-buduschih-korrektsionnyh-pedagogov-v-protsesse-prohozhdeniya (дата обращения: 19.09.2021).

2. Баранов А.А., Сунцова А.С. Развитие субъектной позиции студентов в процессе стажерской практики в инклюзивной школе [Электронный ресурс] // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 2. С. 29-52. URL: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-2-29-52 (дата обращения: 10.10.2021).

3. Брагина Е.А., Белозерова Л.А. Актуальные проблемы инклюзивной практики в начальной школе [Электронный ресурс] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2018. № 10. С. 193-198. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=12441 (дата обращения: 12.10.2021).

4. Гамаюнова А.Н., Парватова Т.М. Подготовка будущих педагогов-психологов к деятельности в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62(1). С. 88-92. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-buduschih-pedagogov-psihologov-k-deyatelnosti-v-usloviyah-ink lyuzivnogo-obrazovaniya (дата обращения: 12.10.2021).

5. Глузман Ю.В. Подготовка будущих педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде: анализ бакалаврских программ [Электронный

ресурс] // Гуманитарные науки. 2019. № 1 (45). С. 84-89. URL: http://www.gpa.cfuv.ru/attachments/ article/4177/2019%20%E2%84%961%2013%20Gluz man%20Y.V..pdf (дата обращения: 19.09.2021).

6. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание: метод. пособие. М., 2012.

7. Жажева Д.Д., Хапачева С.М. Современные подходы подготовки будущих педагогов-психологов к работе в системе инклюзивного образования [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-podgotovki-buduschih-pedagogov-psihologov-k-rabote-v-sisteme-inklyuzivnogo-obrazovaniya (дата обращения: 12.10.2021).

8. Захарова Ю.В., Полякова Е.А. Подготовка будущих педагогов к инклюзивному образованию: проблемы и перспективы [электронный ресурс] // Проблемы формирования инклюзивной компетентности специалистов педагогических специальностей. Барановичи: БарГУ. 2017. С. 63-65. URL: http://abit.barsu.by:8080/bitstream/handle/data/2786/ Podgotovka%20budushhih%20pedagogov%20k%20i nkljuzivnomu%20obrazovaniju%20problemy%20i%20 perspektivy.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 29.09.2021).

9. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2. С. 7-13.

10. Ивенских И.В., Сорокоумова С.Н., Суворова О.В. Профессиональная готовность будущих педагогов к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях инклюзивной практики [Электронный ресурс] // Вестн. Минин. ун-та. 2018. Т. 6. № 1(22). С. 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ professionalnaya-gotovnost-buduschih-pedagogov-k-ra bote-s-obuchayuschimisya-s-ogranichennymi-vozmozh nostyami-zdorovya-i-invalidnostyu (дата обращения: 12.10.2021).

11. Иглин В.А. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников организации в условиях рыночной экономики [Электронный ресурс] // Трудовое право. 2004. № 1. С. 54-61. URL: http://lawlibrary.ru/ article1160874.html (дата обращения: 12.10.2021).

12. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Куте-повой. М., 2011 [Электронный ресурс]. URL: https:// www.rulit.me/books/inklyuzivnaya-praktika-v-doshkol nom-obrazovanii-posobie-dlya-pedagogov-doshkolnyh-uchrezhdenij-read-308192-1.html (дата обращения: 10.10.2021).

13. Козырева о.А., Стоянова Е.И. дефиниции «готовность», «инклюзивная готовность» будущего педагога к работе в условиях инклюзивного образования как предмет исследования [Электрон-

ный ресурс] // Инновационные проекты и программы в образовании. 2016. № 5. С. 39-45. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=26903291 (дата обращения: 29.09.2021).

14. Кузьмичёва Т.В. Интеграция общедефектологических и общепедагогических подходов в практике подготовки бакалавров направлений подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» и 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-6. С. 127-132. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=28998735 (дата обращения: 14.10.2021).

15. Лапп Е.А. Педагогическая технология развития мотивации и ценностно-смысловых ориентиров у будущего учителя детей с ЗПР [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 303. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=23703731 (дата обращения: 14.09.2021).

16. Лапп Е.А. Формирование исследовательской компетентности будущих дефектологов [Электронный ресурс] // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. 2012. № 4. С. 94-103. URL: https://cyberlenin ka.ru/article/n/formirovanie-issledovatelskoy-kompe tentnosti-buduschih-defektologov (дата обращения: 14.09.2021).

17. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки»: приказ Минобр-науки РФ от 22 февр. 2018 г. № 125 [Электронный ресурс]. URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-22.02.2018-N-125/ (дата обращения: 20.09.2021).

18. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная моногр. / отв. ред. С.В. Алехина. М., 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://srsc44cr.ucoz.ru/roditelyam/psikhologo-pe dagogicheskie_osnovy_inkljuzivnogo_ob.pdf (дата обращения: 10.10.2021).

19. Рымханова А.Р., Алшынбекова Г.К., Сали-ков Ж.К., Мусеева Г.Н., Аманбай Ж.С. К вопросу о подготовке педагогов реализующих инклюзивную практику [Электронный ресурс] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 1-2. С. 267-269. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8365 (дата обращения: 12.10.2021).

20. Ташина Т.М., Семено А.А. Подготовка специалистов к работе в инклюзивном образовании [Электронный ресурс] // Russian Journal of Education and Psychology. 2014. № 2(34). URL: https://cyberle ninka.ru/article/n/podgotovka-spetsialistov-k-rabote-v-in

klyuzivnom-obrazovanii (дата обращения: 12.10.2021). * * *

1. Akopova M.A., Plyusnina I.V. Formirovanie kompetencij u budushchih korrekcionnyh pedagogov

ИЗВЕСТИЯ вгпу

v processe prohozhdeniya proizvodstvennoj prakti-ki [Elektronnyj resurs] // Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. 2021. № 5(39). S. 9-20. URL: https://cy berleninka.ru/article/n/k-voprosu-formirovaniya-profes sionalnyh-kompetentsiy-u-buduschih-korrektsionnyh-pedagogov-v-protsesse-prohozhdeniya (data obrash-cheniya: 19.09.2021).

2. Baranov A.A., Suncova A.S. Razvitie sub#ekt-noj pozicii studentov v processe stazherskoj praktiki v inklyuzivnoj shkole [Elektronnyj resurs] // Obrazovanie i nauka. 2020. T. 22. № 2. S. 29-52. URL: https://doi. org/10.17853/1994-5639-2020-2-29-52 (data obrash-cheniya: 10.10.2021).

3. Bragina E.A., Belozerova L.A. Aktual'nye problemy inklyuzivnoj praktiki v nachal'noj shkole [Elektronnyj resurs] // Mezhdunarodnyj zhurnal pri-kladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2018. № 10. S. 193-198. URL: https://applied-research.ru/ru/article/ view?id=12441 (data obrashcheniya: 12.10.2021).

4. Gamayunova A.N., Parvatova T.M. Podgotov-ka budushchih pedagogov-psihologov k deyatel'nosti v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya [Elektronnyj resurs] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019. № 62(1). S. 88-92. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-buduschih-peda gogov-psihologov-k-deyatelnosti-v-usloviyah-inklyuziv nogo-obrazovaniya (data obrashcheniya: 12.10.2021).

5. Gluzman Yu.V. Podgotovka budushchih pe-dagogov k rabote v inklyuzivnoj obrazovatel'noj sre-de: analiz bakalavrskih programm [Elektronnyj resurs] // Gumanitarnye nauki. 2019. № 1 (45). S. 8489. URL: http://www.gpa.cfuv.ru/attachments/article/ 4177/2019%20%E2%84%961 %2013%20Gluzman% 20Y.V..pdf (data obrashcheniya: 19.09.2021).

6. Efremova N.F. Kompetencii v obrazovanii: formirovanie i ocenivanie: metod. posobie. M., 2012.

7. Zhazheva D.D., Hapacheva S.M. Sovremennye podhody podgotovki budushchih pedagogov-psiho-logov k rabote v sisteme inklyuzivnogo obrazovaniya [Elektronnyj resurs] // Problemy sovremennogo peda-gogicheskogo obrazovaniya. 2018. № 60-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podho dy-podgotovki-buduschih-pedagogov-psihologov-k-ra bote-v-sisteme-inklyuzivnogo-obrazovaniya (data ob-rashcheniya: 12.10.2021).

8. Zaharova Yu.V., Polyakova E.A. Podgotovka budushchih pedagogov k inklyuzivnomu obrazovaniyu: problemy i perspektivy [Elektronnyj resurs] // Prob-lemy formirovaniya inklyuzivnoj kompetentnosti spe-cialistov pedagogicheskih special'nostej. Baranovichi: BarGU. 2017. S. 63-65. URL: http://abit.bar su.by:8080/bitstream/handle/data/2786/Podgotovka% 20budushhih%20pedagogov%20k%20inkljuzivnomu %20obrazovaniju%20problemy%20i%20perspektivy. pdf?sequence=1&isAllowed=y (data obrashcheniya: 29.09.2021).

9. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetencii - no-vaya paradigma rezul'tata obrazovaniya // Eksperiment i innovacii v shkole. 2009. № 2. S. 7-13.

10. Ivenskih I.V., Sorokoumova S.N., Suvoro-va O.V. Professional'naya gotovnost' budushchih pe-dagogov k rabote s obuchayushchimisya s ograni-chennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i invalidnost'yu v usloviyah inklyuzivnoj praktiki [Elektronnyj resurs] // Vestn. Minin. un-ta. 2018. T. 6. № 1(22). S. 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-gotovnost-buduschih-pedagogov-k-rabote-s-obuchayu schimisya-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdoro vya-i-invalidnostyu (data obrashcheniya: 12.10.2021).

11. Iglin V.A. Professional'naya podgotovka, pe-repodgotovka i povyshenie kvalifikacii rabotnikov or-ganizacii v usloviyah rynochnoj ekonomiki [Elektronnyj resurs] // Trudovoe pravo. 2004. № 1. S. 54-61. URL: http://lawlibrary.ru/article1160874.html (data obrashcheniya: 12.10.2021).

12. Inklyuzivnaya praktika v doshkol'nom ob-razovanii: posobie dlya pedagogov doshkol'nyh uch-rezhdenij / pod red. T.V. Volosovec, E.N. Kutepovoj. M., 2011 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www. rulit.me/books/inklyuzivnaya-praktika-v-doshkolnom-obrazovanii-posobie-dlya-pedagogov-doshkolnyh-uch rezhdenij-read-308192-1.html (data obrashcheniya: 10.10.2021).

13. Kozyreva O.A., Stoyanova E.I. Definicii «go-tovnost'», «inklyuzivnaya gotovnost'» budushchego pedagoga k rabote v usloviyah inklyuzivnogo obra-zovaniya kak predmet issledovaniya [Elektronnyj resurs] // Innovacionnye proekty i programmy v obrazo-vanii. 2016. № 5. S. 39-45. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=26903291 (data obrashcheniya: 29.09.2021).

14. Kuz'michyova T.V. Integraciya obshchede-fektologicheskih i obshchepedagogicheskih podho-dov v praktike podgotovki bakalavrov napravlenij podgotovki 44.03.01 «Pedagogicheskoe obrazovanie» i 44.03.03 «Special'noe (defektologicheskoe) obrazo-vanie» [Elektronnyj resurs] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2017. № 54-6. S. 127132. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28998735 (data obrashcheniya: 14.10.2021).

15. Lapp E.A. Pedagogicheskaya tekhnologiya razvitiya motivacii i cennostno-smyslovyh orientirov u budushchego uchitelya detej s ZPR [Elektronnyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 3. S. 303. URL: https://elibrary.ru/item.asp? id=23703731 (data obrashcheniya: 14.09.2021).

16. Lapp E.A. Formirovanie issledovatel'skoj kompetentnosti budushchih defektologov [Elektronnyj resurs] // Vestn. CHelyab. gos. ped. un-ta. 2012. № 4. S. 94-103. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formi-rovanie-issledovatelskoy-kompetentnosti-buduschih-defektologov (data obrashcheniya: 14.09.2021).

17. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstven-nogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazova-niya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.05 «Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyami podgotovki»: prikaz Minobrnauki RF ot 22 fevr. 2018 g. № 125 [Elektronnyj resurs]. URL: https://rulaws.ru/

acts/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-22.02.2018-N-125/ (data obrashcheniya: 20.09.2021).

18. Psihologo-pedagogicheskie osnovy inklyu-zivnogo obrazovaniya: kollektivnaya monogr. / otv. red. S.V. Alekhina. M., 2013 [Elektronnyj resurs]. URL: http://srsc44cr.ucoz.ru/roditelyam/psikhologo-pedagogicheskie_osnovy_inkljuzivnogo_ob.pdf (data obrashcheniya: 10.10.2021).

19. Rymhanova A.R., Alshynbekova G.K., Salikov ZH.K., Museeva G.N., Amanbaj ZH.S. K voprosu o podgotovke pedagogov realizuyushchih inklyuzivnuyu praktiku [Elektronnyj resurs] // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2016. № 1-2. S. 267-269. URL: https:// applied-research.ru/ru/article/view?id=8365 (data obrashcheniya: 12.10.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Tashina T.M., Semeno A.A. Podgotovka specialistov k rabote v inklyuzivnom obrazovanii [Elektronnyj resurs] // Russian Journal of Education and Psychology. 2014. № 2(34). S. 21. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-spetsialistov-k-rabote-v-inklyuzivnom-obrazovanii (data obrash-cheniya: 12.10.2021).

Organization of the productive (processing in the system of inclusive education) practice in the structure of the students' training

in the pedagogical

university

The article deals with the inclusive education making actual the issue of the students' training in the pedagogical university to teaching the schoolchildren with health limitations. There is suggested the organization of the productive (processing in the system of the inclusive education) practice in the structure of the bachelors' training of the training program "Pedagogical education" (with two educational program specializations). The author emphasizes the criteria of the choice of the educational institutions for defining the basis of the practice and its thoughtful part aimed at the establishment of the general professional competencies of future teachers.

Key words: inclusive education, productive practice, professional training, general professional competencies, students, process map.

(Статья поступила в редакцию 07.12.2021)

С.А. чубов (курск)

теоретические и технологические аспекты формирования профессиональной компетентности будущих фармацевтов на основе применения средств искусственного интеллекта

Представлены основные теоретические позиции и технологические аспекты процесса формирования профессиональной компетентности будущих фармацевтов на основе применения возможностей искусственного интеллекта. Дается характеристика этого процесса (основные педагогические подходы, технологические аспекты организации процесса формирования профессиональной компетентности).

Ключевые слова: будущий фармацевт, профессиональная компетентность, искусственный интеллект, фармация.

Современные образовательные стандарты среднего профессионального образования указывают на необходимость формирования профессиональной компетентности будущих фармацевтов на основе применения инновационных образовательных средств.

Выдвижение данной цели обусловлено необходимостью выведения профессиональной подготовки обучающихся на новый качественный уровень, позволяющий им овладеть основными видами профессиональной деятельности в соответствии с существующими мировыми стандартами.

Широкими образовательными возможностями в процессе формирования профессиональной компетентности обладает искусственный интеллект, который позволяет расширять образовательный потенциал профессиональной подготовки будущих фармацевтов, т. к. способствует решению таких важнейших профессиональных задач, как:

- удовлетворение потребностей общества в фармацевтах, готовых к реализации лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента;

- изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриап-

О Чубов С.А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.