Научная статья на тему 'Производственная практика: мнение работодателей'

Производственная практика: мнение работодателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКА / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / РАБОТОДАТЕЛИ И УНИВЕРСИТЕТСКОЕ СООБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зарубин Валерий Григорьевич

Именно производственная практика может стать основным каналом взаимодействия между работодателями и университетским сообществом. Именно в ходе практики могут отрабатываться новые образовательные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зарубин Валерий Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Производственная практика: мнение работодателей»

В. Г. Зарубин,

заведующий кафедрой прикладной социологии ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА: МНЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

В организации производственной практики особых секретов нет: составил программу, подготовил проект приказа, назначил ответственных. И все пойдет по накатанному пути. Постепенно эта кажущаяся легкость выводит практику за скобки учебного процесса, превращая ее в нечто второстепенное, пусть и обязательное, но все-таки не столь нужное. И вот уже отвечают за проведение практики молодые, еще не столь искушенные в профессии сотрудники кафедры. А сама практика больше напоминает экскурсию по интересным местам (чуть ли не Старая Ладога или Выборг!), чем производственный процесс. В результате университет начинает напоминать храм чистого, незамутненного знания, а профессия — дело рутинное, земное, пусть этим займется кто-то другой.

Работодатель и вуз: разговор по душам

Если бы не было телефона и почты, то люди вряд ли бы смогли общаться друг с другом. А как быть, если потребность в общении испытывают работодатели и университетское сообщество? Без социологии здесь не обойтись.

На основании исследования был составлен рейтинг приоритетных видов взаимодействия работодателей с Герценовским университетом (апрель 2008 г., телефонный опрос, 501 респондент):

имеющиеся вакансии место

Участие работодателей в учебном процессе в качестве преподавателей 3-е место

Участие работодателей и сотрудников вуза в совместных проектах 4-е место

Повышение квалификации на базе вуза 5-е место

Работодатели считают, что организационная основа эффективной системы производственной практики включает следующие составляющие (май 2008 г. — в опросе приняли участие 128 работодателей-экспертов реального сектора экономики):

Привлечение студентов к конкретным видам работ 27,9%

Договоры о творческом сотрудничестве между вузом и организацией 24,4%

Оплата проведения производственных практик 18,6%

Взаимопомощь между вузом и организацией 11,6%

Оказание информационных, образовательных услуг 8,1%

Осуществление совместных проектов 8,1%

По мнению работодателей, содержание производственной практики окажется более продуктивным, если будут выполнены следующие условия (май 2008 г. — в опросе приняли участие 128 работодателей-экспертов реального сектора экономики):

Методическая подготовка организации к тому, чтобы стать площадкой практики 46,3%

Увеличение длительности производ- 39,0%

Организация практики студентов на предприятии 1-е место

Трудоустройство выпускников на 2-е

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

ственной практики

Индивидуализированный характер заданий для студентов в ходе практики 39,0%

Совместная разработка программы производственной практики 31,7%

Разработка современной технологии организации и проведения практики 29,3%

Платить или не платить?

Кто возразит, что принципы взаимопомощи, поддержки и солидарности важны при организации практики? Наши партнеры понимают наши проблемы и идут нам навстречу. Многие виды практик осуществляются на безвозмездной основе. Но долго так продолжаться не может. Для наших конкурентов деньги — не вопрос, когда речь заходит о практике. Да и сами работодатели убеждены, что их труд должен быть оплачен. По нашим данным, 56,5% работо-

дателей сферы образования считают, что вуз должен платить за организацию и проведение практик.

Практика: путь к переосмыслению

Именно производственная практика может стать основным каналом взаимодействия между работодателями и университетским сообществом. Именно в ходе практики могут отрабатываться новые образовательные технологии. Именно здесь каждый студент проверяется на профессиональную пригодность. Только при таком понимании практики пункт «количество работодателей, с которыми сотрудничает вуз» превратится из бумажного показателя в реальное дело, а для студента-выпускника, и это самое важно, — откроются варианты выбора при устройстве на работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.