В. Г. Зарубин,
заведующий кафедрой прикладной социологии ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА: МНЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ
В организации производственной практики особых секретов нет: составил программу, подготовил проект приказа, назначил ответственных. И все пойдет по накатанному пути. Постепенно эта кажущаяся легкость выводит практику за скобки учебного процесса, превращая ее в нечто второстепенное, пусть и обязательное, но все-таки не столь нужное. И вот уже отвечают за проведение практики молодые, еще не столь искушенные в профессии сотрудники кафедры. А сама практика больше напоминает экскурсию по интересным местам (чуть ли не Старая Ладога или Выборг!), чем производственный процесс. В результате университет начинает напоминать храм чистого, незамутненного знания, а профессия — дело рутинное, земное, пусть этим займется кто-то другой.
Работодатель и вуз: разговор по душам
Если бы не было телефона и почты, то люди вряд ли бы смогли общаться друг с другом. А как быть, если потребность в общении испытывают работодатели и университетское сообщество? Без социологии здесь не обойтись.
На основании исследования был составлен рейтинг приоритетных видов взаимодействия работодателей с Герценовским университетом (апрель 2008 г., телефонный опрос, 501 респондент):
имеющиеся вакансии место
Участие работодателей в учебном процессе в качестве преподавателей 3-е место
Участие работодателей и сотрудников вуза в совместных проектах 4-е место
Повышение квалификации на базе вуза 5-е место
Работодатели считают, что организационная основа эффективной системы производственной практики включает следующие составляющие (май 2008 г. — в опросе приняли участие 128 работодателей-экспертов реального сектора экономики):
Привлечение студентов к конкретным видам работ 27,9%
Договоры о творческом сотрудничестве между вузом и организацией 24,4%
Оплата проведения производственных практик 18,6%
Взаимопомощь между вузом и организацией 11,6%
Оказание информационных, образовательных услуг 8,1%
Осуществление совместных проектов 8,1%
По мнению работодателей, содержание производственной практики окажется более продуктивным, если будут выполнены следующие условия (май 2008 г. — в опросе приняли участие 128 работодателей-экспертов реального сектора экономики):
Методическая подготовка организации к тому, чтобы стать площадкой практики 46,3%
Увеличение длительности производ- 39,0%
Организация практики студентов на предприятии 1-е место
Трудоустройство выпускников на 2-е
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
ственной практики
Индивидуализированный характер заданий для студентов в ходе практики 39,0%
Совместная разработка программы производственной практики 31,7%
Разработка современной технологии организации и проведения практики 29,3%
Платить или не платить?
Кто возразит, что принципы взаимопомощи, поддержки и солидарности важны при организации практики? Наши партнеры понимают наши проблемы и идут нам навстречу. Многие виды практик осуществляются на безвозмездной основе. Но долго так продолжаться не может. Для наших конкурентов деньги — не вопрос, когда речь заходит о практике. Да и сами работодатели убеждены, что их труд должен быть оплачен. По нашим данным, 56,5% работо-
дателей сферы образования считают, что вуз должен платить за организацию и проведение практик.
Практика: путь к переосмыслению
Именно производственная практика может стать основным каналом взаимодействия между работодателями и университетским сообществом. Именно в ходе практики могут отрабатываться новые образовательные технологии. Именно здесь каждый студент проверяется на профессиональную пригодность. Только при таком понимании практики пункт «количество работодателей, с которыми сотрудничает вуз» превратится из бумажного показателя в реальное дело, а для студента-выпускника, и это самое важно, — откроются варианты выбора при устройстве на работу.