СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 378.147.88
Мягков Александр Юрьевич
доктор социологических наук, профессор кафедры «Связи с общественностью и массовые коммуникации» Ивановского государственного энергетического университета, Иваново (РФ).
E-mail: [email protected]
Григорьева Мария Валерьевна
кандидат социологических наук, доцент кафедры «Связи с общественностью и массовые коммуникации» Ивановского государственного энергетического университета, Иваново (РФ).
E-mail: mvgsoc@mailru
Журавлева Ирина Валерьевна
кандидат социологических наук, доцент кафедры «Связи с общественностью и массовые коммуникации» Ивановского государственного энергетического университета, Иваново (РФ).
E-mail: [email protected]
Журавлева Светлана Львовна
доцент кафедры «Связи с общественностью и массовые коммуникации» Ивановского государственного энергетического университета, Иваново (РФ). E-mail: svetlana_zhr@mail. ru
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
Аннотация. Цель статьи - представить результаты реализации научно-исследовательского проекта «Мониторинг социального самочувствия и проблемы профессиональной адаптации студентов Ивановского государственного энергетического университета (ИГЭУ)» по изучению процесса профессиональной социализации будущих специалистов. Авторов статьи интересовала пре-
жде всего роль производственной практики в профессиональном становлении будущего специалиста.
Методика и методы. При проведении социологического исследования отбор респондентов производился на основе многоступенчатой комбинированной (серийно-гнездовой) модели выборки среди студентов I, III и V курсов шести факультетов очной формы обучения ИГЭУ. Для выяснения динамики процесса профессиональной адаптации студентов от первого к пятому курсу был разработан комплекс вопросов, ответы на которые демонстрируют особенности профессиональной идентичности будущих специалистов на начальном (I курс), промежуточном (III курс) и завершающем (V курс) этапах их профессионального становления. Информация обрабатывалась с применением программно-аналитического комплекса SPSS. Был предпринят сравнительный анализ по гендерному признаку степени удовлетворенности/неудовлетворенности организацией производственной практики со стороны вуза и принимающих предприятий.
Результаты. Выявлены уровни удовлетворенности студентов прохождением производственной практики, влияющие на оценку учащимися качества подготовки в вузе, отношение к получаемой специальности и успешность в будущей профессии. Приводятся данные о самооценках готовности студентов к практике. Сформулированы критерии успешного ее прохождения. Вскрыты проблемы и трудности, с которыми чаще всего сталкиваются практиканты.
Научная новизна. Данные исследования подтверждают, что практика положительно влияет на профессиональное самосознание студентов и способствует формированию у них устойчивых позитивных установок на работу по профессии. Однако то, что она в своих институциональных формах функциональна и является эффективным инструментом профессиональной социализации будущих специалистов (позволяет обучающимся апробировать полученные в вузе знания, в реальных условиях современного производства, оценить собственный профессиональный и личностный потенциал, адаптироваться к требованиям, предъявляемым будущей профессией, и зарекомендовать себя на возможном месте будущей работы) на деле остается пока лишь теоретическими положениями учебного процесса в вузах. В реальности около трети выпускников не удовлетворены организацией практики как со стороны вуза, так и принимающих компаний; более четверти студентов отмечают неподготовленность к работе на предприятиях (в учреждениях, организациях) во время практики; примерно 40% испытывают явный дефицит умений и навыков в области будущей профессии и т. д. Все это культивирует в студенческой среде мнение, что практика - пустая трата времени. Руководству и профессорско-преподавательскому составу вузов необходимо серьезно озаботиться поиском неиспользованных резервов для повышения эффективности студенческих практик.
Практическая значимость. Предлагаются конкретные пути совершенствования практической подготовки будущих специалистов, что поможет структурам, имеющим отношение к проведению производственной практики, внести соответствующие изменения в учебные и производственные планы.
Ключевые слова.: студенты технического вуза, производственная практика, удовлетворенность, профессиональная социализация будущих специалистов, профессиональные компетенции, эффективность практики.
Myagkov Alexandr Yu.
Doctor of Sociological Sciences, Professor, Department of Public Relations and Mass Communication, Ivanovo State Power Engineering University, Ivanovo (RF). E-mail: [email protected]
Grigorieva Maria V.
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Department of Public Relations and Mass Communication, Ivanovo State Power Engineering University, Ivanovo (RF). E-mail: [email protected]
Zhuravleva Irina V.
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Department of Public Relations and Mass Communication, Ivanovo State Power Engineering University, Ivanovo (RF). E-mail: [email protected]
Zhuravleva Svetlana L.
Associate Professor, Department of Public Relations and Mass Communication, Ivanovo State Power Engineering University, Ivanovo (RF). E-mail: svetlana_zhr@mail. ru
WORK EXPERIENCE INTERNSHIP THROUGH THE EYES
OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS (ON THE MATERIALS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH)
Abstract. The aim of the investigation is to study the problem of efficiency of work experience internship in a technical university and its role in the education of future professionals (problem has been investigated in the framework of the research project «Monitoring of social well-being and problems of professional adaptation of ISPEU students»).
Methods. While carrying out of sociological research, selection of respondents was occurred on the multistage combined (serially-nested) model of sample among students I, III and V courses of six faculties of full-time course of ISPEU. The complex of questions (its answers show features of professional identity of the future experts on initial (I course), intermediate (III course) and finishing (V course) stages of their professional formation) has been developed to find out the dynamics of process of professional adaptation of students from the first to the fifth year. The information was processed with application of program and analytical complex SPSS. The comparative analysis to a gender sign of degree of satis-
faction/dissatisfaction has been undertaken by the work experience internship organization on the side of high school and the accepting enterprises.
Results. The level of graduates' satisfaction with the work experience internship is revealed that works on an estimation by students of quality of preparation in high school, the relation to a received speciality and success in the future profession. The data on a self-estimation of readiness of students to work experience internship is cited. Criteria of successful work experience internship are formulated.
Scientific novelty. The given researches carried out by the authors, prove that work experience internship positively influences professional consciousness of students and promote formation of steady positive installations for professional job. However, work experience internship in its institutional forms is functional and appears to be the effective tool of professional socialisation of the future experts (it allows trainees to approve the knowledge received in high school in a practical field, and actual working conditions; to estimate own professional and personal potential; to adapt for the requirements shown by the future profession; to prove on a possible place of the future work), but in practice it turns out to have only theoretical positions of the organisation of educational process in high schools. The results show that a third of fifth-year students are not satisfied with the work experience internship organization by the university and host company actions, more than a quarter of students are not ready to practical work, 40% feel the clear lack of practical skills in their future profession. As a result, there is a commonplace opinion that internship is a waste of time. These data show that universities today have a reserve of unused potential to increase internship efficiency.
Practical significance. The authors, based on the results of the survey, suggest the following ways to improve the practical training of future professionals (in order of priority). Firstly, it is necessary to increase the interest of employers in student practical work. Secondly, in the course of practice students should realize specific production targets relevant to their future profession, be engaged in real work, not just visit the company and certainly not distracted by extraneous work. It is necessary to increase the number of enterprises, institutions and organizations for student practical work, modify university theoretical courses, provide connection between theory and practice of real production and management, as well as increase time for work experience internship.
Keywords: technical university students, work experience internship, satisfaction, professional socialization of future specialist, professional competence, work experience internship efficiency.
Производственная практика - принципиально важное звено в процессе профессиональной социализации будущих специалистов. От того, как она организована, во многом зависит успешность овладения студентами их будущей профессией. В системе профессиональной подготовки студентов практика выполняет не только дидактическую (обучающую) и воспитательную функции, но и функцию адаптации будущих специали-
стов как к рынку труда, так и к будущей профессии [11, с. 142-143]. Практика, по меткому выражению Т. В. Кецко, - это «форма профессионального погружения» [5]. Кроме того, она дает возможность студенту еще в процессе вузовского обучения проверить правильность профессионального выбора, оценить свою пригодность и готовность к предстоящей профессиональной деятельности, попробовать собственные силы в сфере будущей специальности [7]. В конечном счете, практики позволяют увязать воедино интересы вузов, работодателей и студентов. Специальные исследования, проведенные в российских учебных учреждениях в последние годы, показывают, что профессиональная социализация обучающихся в значительной степени определяется влиянием той организации, в которой они проходят производственную практику [1].
Между тем практическая подготовка выпускников по-прежнему остается одним из самых слабых мест российской системы высшего образования. Согласно докладу Мирового банка 2012 г., особенностью модели обучения в российских вузах, до сих пор сохраняющей наследие советской эпохи, является передача студентам академических (теоретических) знаний, ориентация на заучивание фактов и недостаточное внимание к развитию навыков использования теории для решения прикладных задач, а также навыков поиска решения возникающих проблем [14, с. 28].
По данным опроса, проведенного порталом для молодых специалистов Career.ru в июле-августе 2014 г., среди 1614 студентов и 682 работодателей, 59% выпускников вузов, участвовавших в исследовании, ответили, что для успешного начала профессиональной карьеры им не хватает прежде всего практических навыков работы. Всего 44% опрошенных студентов выпускных курсов отметили у себя наличие этой компетенции, но согласились с ними лишь 9% работодателей [4]. Вместе с тем подавляющее большинство руководителей компаний (86,1%) на первое место в перечне требований, предъявляемых к нанимаемым сотрудникам, сегодня ставят опыт практической работы соискателя [13, с. 64]. Налицо, таким образом, явное рассогласование между актуальными потребностями современного производства и повседневными реалиями нашей образовательной системы, свидетельствующее о недостаточной развитости прак-тико-ориентированного обучения в российских вузах.
Проблема эффективности производственных практик изучалась нами в рамках научно-исследовательского проекта «Мониторинг социального самочувствия и проблемы профессиональной адаптации студентов Ивановского государственного энергетического университета (ИГЭУ)» (рук. - д-р социол. наук, проф. А. Ю. Мягков), осуществленного при поддержке внутривузовской программы «Инновационные образовательные проекты ИГЭУ». В ходе его реализации в ноябре 2011 - январе 2012 гг. авторами этой статьи было проведено опросное социологическое исследо-
вание среди студентов I, III и V курсов всех шести факультетов очной формы обучения Ивановского государственного энергетического университета. Генеральная совокупность участников составляет 2394 чел.
Всего в общей сложности методом индивидуального и группового очного анкетирования, проводившегося по месту учебы респондентов, было опрошено 527 чел. Из них 180 студентов-первокурсников, 176 студентов третьих курсов и 171 студент пятых (выпускных) курсов.
Для отбора респондентов использовалась многоступенчатая комбинированная (серийно-гнездовая) модель выборки. На первой стадии производилась стратификация генеральной совокупности по принципу курсовой и факультетской принадлежности студентов. На второй ступени случайным путем на каждом курсе и факультете отбирались студенческие группы. И, наконец, в группах осуществлялся сплошной опрос респондентов. Размещение планового объема выборки по факультетам и курсам производилось пропорционально численности обучающихся студентов.
Фактическая ошибка репрезентативности данных находится в нормативных пределах и не превышает ±5% при вероятности ее появления Р = 0,95. Обработка и первичный анализ социологической информации осуществлялись в программно-аналитическом комплексе SPSS.
В ходе нашего исследования вопросы о том, как студенты оценивают эффективность производственной практики и ее роль в профессиональном становлении будущих специалистов, мы задавали только пятикурсникам (N = 171), так как из числа наших респондентов лишь они на момент проведения опроса имели опыт ее прохождения.
Судя по данным, полученным в исследовании, до двух третей студентов 5-го курса (65,2%) полностью или в основном удовлетворены уровнем организации практики со стороны университета, а также со стороны предприятий, на которых они ее проходили (62,3%). Однако недовольных тем, как была организована и проводилась их практика, среди опрошенных тоже достаточно много: 27,7% ответили, что вуз, а также выпускающие кафедры и факультеты явно не дорабатывают в этом отношении. Еще больше тех, кому не нравятся действия принимающей стороны: почти треть наших респондентов (32,3%) указали, что их производственная практика была организована плохо по вине самих предприятий, учреждений, организаций. От 5% до 7% всех опрошенных затруднились с оценками. Схожие данные, касающиеся уровня удовлетворенности студентов организацией практики, были получены и в исследованиях, проведенных недавно в других вузах нашей страны [2].
Результаты нашего опроса показывают, что девушки значительно чаще высказывают претензии в адрес вуза и принимающих предприятий в связи с неудовлетворительной, с их точки зрения, организацией практики (табл. 1).
Таблица 1
Степень удовлетворенности/неудовлетворенности организацией производственной практики со стороны вуза и принимающего предприятия в разных гендерных группах респондентов, % от числа
ответивших
Пол респондентов Степень удовлетворенности
Удовлетворены Не удовлетворены Затруднились ответить
Организационные действия вуза
Мужчины 72,8 22,8 4,4
Женщины 52,2 36,2 11,6
По вузу в целом 65,2 27,7 7,1
Организационные действия предприятия
Мужчины 68,4 29,9 1,7
Женщины 53,0 35,4 11,6
По вузу в целом 62,3 32,3 5,4
Взаимосвязь между полом респондентов и степенью их удовлетворенности/неудовлетворенности прохождением практики опосредована, скорее всего, факультетской принадлежностью опрашиваемых. Проведенный анализ свидетельствует, что наибольший вклад в корреляцию этих переменных внес факультет экономики и управления, преимущественно женский по составу студентов.
На факультетах картина самооценок пятикурсников сильно различается. Обнаружена также значимая взаимосвязь между самооценкой теоретической готовности к практике и гендерной принадлежностью респондентов: девушки в значительно большей мере, чем юноши (р < 0,01), испытывали неудовлетворенную потребность в знаниях для выполнения профессиональных задач (табл. 2).
Таблица 2
Самооценка достаточности знаний для практики в зависимости от гендерной принадлежности респондентов, % от числа ответивших
Пол респондентов Знаний достаточно Знаний недостаточно
Мужчины 79,8 20,1
Женщины 62,3 37,7
Все респонденты 73,4 26,6
Отвечая на ретроспективный вопрос «Достаточно ли Вам было знаний для прохождения производственной практики?», значительное большинство опрошенных пятикурсников (73,4%) оценили свою тогдашнюю теоретическую подготовку как вполне достаточную. Противоположную позицию заняли соответственно 26,6% респондентов.
Сам по себе данный факт можно расценивать как положительный, однако он имеет и оборотную сторону. Весь вопрос в том, чем занимались и какие функции выполняли на практике студенты. Дефицит теоретической подготовки ощущали те учащиеся, которые на предприятии занимались конкретным профессиональным делом и решали реальные производственные или научно-исследовательские задачи. А ответы о том, что знаний, полученных в вузе, было вполне достаточно, обычно давали студенты, выполнявшие в ходе практики случайные, посторонние, непрофильные задания, мало относящиея к их будущей профессии и получаемой в вузе специальности.
Если теоретических знаний для прохождения производственной практики большинству опрошенных тем не менее вполне хватило, то в отношении практических умений и навыков в профессиональной сфере очень многие пятикурсники (37%), по их собственным признаниям, испытывали острый дефицит.
Основная масса студентов ИГЭУ как первого - третьего, так и пятого курсов высоко оценили роль производственной практики в формировании собственных профессиональных качеств. Более того, многие из них отметили, что практическая подготовка должна стать приоритетной при реализации вузовских образовательных программ. Практические навыки работы 47,2% первокурсников и 46,3% третьекурсников включили в число наиболее важных характеристик специалиста, обеспечивающих его успешность в избранной профессии, и поставили их на 3-е место по значимости после работоспособности и теоретических знаний. 50,9% пятикурсников оценили это качество еще выше и отвели ему 2-е место вслед за теоретической подготовкой, однако, в соответствии с их самооценкой, профессиональными навыками работы сегодня обладают лишь 15,8% выпускников.
Наше исследование подтвердило, что производственная практика положительно влияет на профессиональное самосознание студентов и способствует появлению у них устойчивых позитивных установок на предстоящую профессиональную деятельность. Более трети пятикурсников (34,2%) заметили, что их отношение к выбранной специальности после ее прохождения улучшилось; всего 8,7% респондентов заявили об ухудшении этого отношения; 57,1% участников опроса не обнаружили особых изменений. В целом порядка 60% оценили свою производственную практику как полезную и эффективную, а почти 40% сказали, что она ничего или почти ничего не дала им с точки зрения будущей профессии.
Полученные нами результаты отнюдь не уникальны, напротив, они отражают общую, весьма типичную картину, сложившуюся сегодня во многих российских вузах. Так, исследование, проведенное в 2013 г. в Ульяновском государственном университете среди студентов 4-го курса N = 588), показало, что хотя большинство ответов опрошенных распола-
гается в положительной зоне оценивания, однако, по мнению 25,3% респондентов, во время практики они не приобрели опыта работы по профессии («делал все что угодно, только не по своей специальности»); еще 14,6% заявили, что она вообще ничего не дает; 9,8% восприняли прохождение практики вообще как пустую формальность [10, с. 26]. Похожие данные были получены и в Алтайском государственном техническом университете, где эффективность практик была оценена ниже, чем на «тройку» (2,91 балла) [7, с. 13].
На наш взгляд, основные причины сложившейся ситуации состоят в расхождении преподаваемого в вузе материала с программой производственной практики, а также в формальном подходе к проведению практики как со стороны вузов, так и предприятий, где наблюдается нецелевое использование студентов-практикантов на посторонних работах вместо реального их обучения профессии. Следовательно, вузам необходимо внимательно отслеживать соответствие содержания практики прикладным задачам получаемой студентами специальности и профессиональным компетенциям и контролировать процесс прохождения обучающимися практики на конкретных предприятиях.
Наши респонденты, когда их просили вспомнить, с какими трудностями им пришлось столкнуться во время производственной практики, указывали
• на отсутствие заинтересованности сотрудников предприятия в практикантах (46,9%);
• недостаток отводимого на практику времени, не позволяющего обрести необходимый опыт (38,5%);
• нехватку собственных практических умений и навыков для успешного выполнения профессиональных функций (37,4%);
• нецелевое использование практикантов в качестве бесплатной рабочей силы при решении задач, не связанных с получаемой в вузе специальностью (33,5%);
• отсутствие связи между теоретическими курсами, читаемыми в вузе, и потребностями производства (26,8%);
• недостаточность специальных знаний (20,1%);
• неудачный выбор времени для практики (6,7%) и т. д.
Из перечисленного три первых фактора типичны для всех факультетов университета с большей или меньшей выраженностью.
Как отмечалось выше, около 30% опрошенных пятикурсников не удовлетворены организацией и проведением производственной практики. Однако анализ ответов на косвенный вопрос о том, что следовало бы улучшить или изменить, показал, что неудовлетворенных на самом деле в полтора раза больше (около 46%).
Чем конкретно недовольны студенты? Какие коррективы следовало бы внести в этот процесс? Полный перечень предложений, высказанных
студентами в ходе опроса, представлен в табл. 3, где меры по совершенствованию практики и улучшению подготовки специалистов в ИГЭУ расположены в порядке их приоритетности.
Таблица 3
Предложения студентов по совершенствованию производственной
практики в ИГЭУ
Предложения Ранги %
Повысить заинтересованность предприятий (работодателей) в студентах-практикантах 1 14,9
Исключить формализм при прохождении практики. Поручать студентам решение реальных производственных задач 2 12,8
Увеличить число базовых предприятий, учреждений и организаций для практики студентов 3 11,7
Внести изменения в теоретические курсы, читаемые в вузе, обеспечить связь теории с практикой реального производства 4 7,4
Увеличить время на прохождение практики 5 7,4
Повысить заинтересованность руководителей практики от вуза (кафедры) 6 6,4
Увеличить количество практик 7-9 4,3
Платить зарплату (увеличить размер суточных) 7-9 4,3
Обеспечить последующее трудоустройство на базовых предприятиях 7-9 4,3
Оптимизировать процедуру распределения обучающихся на практику 10-12 3,2
Улучшить координацию действий между вузом и предприятием 10-12 3,2
Обязать вуз активно содействовать в поисках мест для прохождения практик 10-12 3,2
Оказывать помощь студентам на местах практики 13 2,1
Уменьшить бумажную волокиту 14-18 1 , 1
Сократить срок прохождения практики 14-18 1 , 1
Перенести практику на семестр позднее 14-18 1 , 1
Найти возможность прохождения практики за границей 14-18 1 , 1
Выдавать удостоверения о прохождении практики 14-18 1, 1
Производственная практика в ее институциональных формах функциональна и является эффективным инструментом профессиональной социализации будущих специалистов. Она позволяет обучающимся апробировать полученные в вузе знания в реальных условиях современного производства, оценить собственный профессиональный и личностный потенциал, адаптироваться к требованиям, предъявляемым будущей профессией и, возможно, зарекомендовать себя на месте будущей рабо-
ты. Однако это лишь теоретические декларации. На деле все происходит несколько иначе. Неудовлетворенность трети опрошенных нами пятикурсников действиями по организации практики как со стороны вуза, так и принимающих компаний; неподготовленность более четверти студентов к работе на предприятиях (в учреждениях) во время практики; ощущение примерно у 40% явного дефицита необходимых умений и навыков в области будущей профессии и т. д. - все это культивирует в студенческой среде мнение, что практика - пустая трата времени. Руководству и профессорско-преподавательскому составу вузов необходимо серьезно заняться поиском резервов для повышения эффективности студенческих практик.
С нашей точки зрения, важными критериями успешности прохождения обучающимися производственной практики можно считать:
• профессиональный оптимизм: уверенность в собственных силах и возможностях, убежденность в достижении профессионального успеха в будущем;
• устойчивую положительную профессиональную мотивацию, позитивную установку на работу по профессии;
• рост привлекательности выбранной профессии в глазах студентов, улучшение отношения к будущей специальности;
• обретение студентами опыта работы по профессии;
• укрепление профессиональной идентичности, осознание студентами своей принадлежности к определенной профессиональной общности.
Очевидно, что практическая подготовка молодых специалистов -проблема не только вузовских коллективов, но и работодателей, которые хотели бы получать специалистов, готовых к реальной работе, но при этом пока не принимают активного участия в создании нормальных условий для их подготовки, в том числе в ходе производственных практик у себя на предприятиях. Решение этой проблемы возможно лишь на основе постепенного сближения интересов профессионального образования и сложившегося в России рынка труда.
Статья рекомендована к публикации д-ром ист. наук Ивановского государственного энергетического университета Т. Б. Котловой
Литература
1. Адаптация первокурсников: Проблемы и тенденции / С. И. Минеев [и др.] // Университетское управление: Практика и анализ. 2001. № 4 (19). С. 65-69.
2. Аналитический отчет по результатам социологического исследования удовлетворенности студентов образовательным процессом в 2013-2014 учебном году [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.mrsu.ru/ru/getfi-1е^р? ГО=44973. (Дата обращения: 21.01.2015).
3. Бююль А. SPSS: Искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей. С.-Петербург: ДиаСофтЮП, 2001. 608 с.
4. Как работодатели оценивают современных выпускников. Режим доступа: http:// career.ru/article/15186. (Дата обращения: 20.01.2015).
5. Кецко Т. В. Прохождение психологической практики как форма профессионального погружения // Инновационные формы студенческой практики в вузе: Всерос. науч.-практ. конф.: материалы конф. / отв. ред. Т. А. Носова. Сыктывкар, 2012. С. 76-78 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// www.syktsu.ru/upload/user/c52f1bd66-cc19d05628bd8bf27af3ad6/Innovacionnye-formy-studencheskoj-praktiki-v-vuze.pdf (Дата обращения: 20.01.2015).
6. Крыштановский А. О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS. Москва: ГУ ВШЭ, 2006. 281 с.
7. Маркетинговое исследование «Оценка качества предоставляемых образовательных услуг студентами 4-го курса АЛТГТУ». Барнаул, 2011. 18 с.
8. Мехтиева С. В. Роль производственной практики в подготовке специалистов [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/ 2014/620/5349 (Дата обращения: 20.01.2015).
9. Недосека Е. В. Профессионально-практическая подготовка в вузе как фактор социальной адаптации к профессиональной деятельности / / Регионо-логия. 2009. № 1. С. 123-128.
10. Отчет по результатам исследования «Удовлетворенность студентов качеством образовательных услуг УлГУ». Ульяновск, 2013 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://tqm.-ulsu.ru/potreb/research/2013/otchet3.pdf (Дата обращения: 21.01.2015).
11. Скачкова Л. С. Производственные практики в вузах: обоснование необходимости и методика эффективной организации / / Образовательные технологии. 2013. № 3. С. 136-143.
12. Таганов Д. Н. SPSS: Статистический анализ в маркетинговых исследованиях. С.-Петербург: Питер, 2005. 192 с.
13. Требования работодателей к системе профессионального образования / Е. М. Аврамова [и др.], ред.: Т. Л. Клячко, Г. А. Краснова. Москва: Макс Пресс, 2006. 128 с.
14. Требования работодателей к текущим и перспективным профессиональным компетенциям персонала // Информационный бюллетень. Мониторинг экономики образования. 2014. № 1 (75). 64 с.
15. Уланов В. В. Как самочувствие, студент? // Высшее образование сегодня. 2006. № 9. С. 39-42.
16. Chamberlen K. On the structure of subjective well-being. Social Indicators Research. 1988. Vol. 20. № 6. P. 567-589.
17. Chen Ch.-T., Hu, J.-L., Wang, Ch.-C., Chen, Ch.-F. A study of the effects of internship experiences on the behavioural intentions of college students majoring in leisure management in Taiwan // Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism Education. 2011. Vol. 10, № 2. P. 61-73.
18. Gupta P. B., Burns D. J., Schiferl J. S. An exploration of student satisfaction with internship experience in marketing // Business Education & Accreditation. 2010. Vol. 2, № 1. P. 15-31.
19. Kasli M., Ilban M. O. The Influence of problems faced during internships on interns' views of their profession and their intention to work in the tourism industry // Eurasian Journal of Educational Research. 2013. Issue 52. P. 79-96.
20. Stöber J., Dette D. E., Musch J. Comparing continuous and dichotomo-us scoring of the balanced inventory of desirable responding // Journal of Personality Assessment. 2002. Vol. 78. № 2. P. 370-379.
21. Subjective well-being: measuring happiness, suffering, and other dimensions of experience. Washington, 2013.
References
1. Adaptacija pervokursnikov: Problemy i tendencii. First-year students adaptation: problems and tendencies]. Universitetskoe upravlenie: Praktika i analiz. [University management: practice and analysis]. 2001. № 4 (19). P. 65-69. (In Russian)
2. Analiticheskii otchet po rezul'tatam sotsiologicheskogo issledovaniya udovletvorennosti studentov obrazovatel'nym protsessom v 2013-2014 uchebnom godu. [Analytical report on the results of students' educational process satisfaction in 2013-2014 sociological research]. Available at: http://www.mrsu.ru/ ru/getfile.php? ID=44973. (In Russian)
3. Byuyul' A., Tsefel' P. SPSS: Iskusstvo obrabotki informatsii. Analiz statis-ticheskikh dannykh i vosstanovlenie skrytykh zakonomernostei. [SPSS: The art of information processing. Data analysis and latent regularities detection]. Saint-Petersburg, 2001. 608 p. (In Russian)
4. Kak rabotodateli otsenivayut sovremennykh vypusknikov. [How do employers rate current graduates]. Available at: http://career.ru/article/15186. (In Russian)
5. Ketsko T. V. Prohozhdenie psihologicheskoj praktiki kak forma professi-onal'nogo pogruzhenija. [Psychological practice as a form of professional immersion]. Materialy Vseross. nauch.-prakt. konf. «Innovatsionnye formy studencheskoi praktiki v VUZe». [Materials of All-Russian Conference «Innovative forms of internship in higher educational institutions»]. Syktyvkar, 2012. P. 76-78. Available at: http://www.syktsu.ru/upload/user/c52f1bd66-cc19d05628bd8bf27af3ad6/ Innovacionnye-formy-studencheskoj-praktiki-v-vuze.pdf. (In Russian)
6. Kryshtanovskii A. O. Analiz sotsiologicheskikh dannykh s pomoshch'yu paketa SPSS. [Sociological data analysis using SPSS]. Moscow, 2006. 281 p. (In Russian)
7. Marketingovoe issledovanie «Otsenka kachestva predostavlyaemykh ob-razovatel'nykh uslug studentami 4-go kursa ALTGTU». [Marketing research «Alt-STU students assessment of educational services quality»]. Barnaul, 2011. 18 p. (In Russian)
8. Mekhtieva S. V. Rol' proizvodstvennoi praktiki v podgotovke spetsialistov. [The role of work experience internship in training]. Available at: http://www.sci-enceforum.ru/2014/620/5349. (In Russian)
9. Nedoseka E. V. Professional'no-prakticheskaja podgotovka v vuze kak faktor social'noj adaptacii k professional'noj dejatel'nosti. [Professional practical
training in a higher education institute as a factor of social adaptation to the profession]. Regionologija. [Regionology]. 2009. № 1. P. 123-128. (In Russian)
10. Otchet po rezul'tatam issledovaniya «Udovletvorennost' studentov kac-hestvom obrazovatel'nykh uslug UlGU». [Report on the results of research «Students satisfaction with ULSU educational services quality»]. Available at: http: / / tqm.-ulsu. ru / potreb / research /2013/ otchet3.pdf. (In Russian)
11. Skachkova L. S. Proizvodstvennye praktiki v vuzah: obosnovanie neob-hodimosti i metodika jeffektivnoj organizacii. [Internship in higher educational institutions: substantiation of necessity and effective arrangement principles]. Obra-zovatel'nye tekhnologii. [Educational technologies]. 2013. № 3. P. 136-146. (In Russian)
12. Taganov D. N. SPSS: Statisticheskii analiz v marketingovykh issledova-niyakh. [SPSS: Statistical analysis in marketing research]. Saint-Petersburg, 2005. 192 p. (In Russian)
13. Trebovaniya rabotodatelei k sisteme professional'nogo obrazovaniya. Avramova E. M. [Employers requirements to professional education system]. Ed. by T. L. Kljachko, G. A. Krasnova. Moscow, 2006. 128 p. (In Russian)
14. Trebovanija rabotodatelej k tekushhim i perspektivnym professi-onal'nym kompetencijam personala. [Employers requirements to current and long-term staff competence]. Informatsionnyi byulleten'. Monitoring ekonomiki obrazovaniya. [Information Bulletin. Monitoring the economics of education]. 2014. № 1 (75). 64 p. (In Russian)
15. Ulanov V. V. Kak samochuvstvie, student? [How are you feeling, student?]. Vysshee obrazovanie segodnya. [Higher education today]. 2006. № 9. P. 39-42. (In Russian)
16. Chamberlen, K. On the structure of subjective well-being. Social Indicators Research. 1988. Vol. 20. № 6. P. 567-589. (Translated from English)
17. Chen Ch.-T., Hu J.-L., Wang Ch.-C., Chen Ch.-F. A study of the effects of internship experiences on the behavioural intentions of college students majoring in leisure management in Taiwan. Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism Education. 2011. Vol. 10, № 2. P. 61-73. (Translated from English)
18. Gupta P. B., Burns D. J., Schiferl J. S. An exploration of student satisfaction with internship experience in marketing. Business Education & Accreditation. 2010. Vol. 2, № 1. P. 15-31. (Translated from English)
19. Kasli M., Ilban M. O. The Influence of problems faced during internships on interns' views of their profession and their intention to work in the tourism industry. Eurasian Journal of Educational Research 2013. Issue 52. P. 79-96. (Translated from English)
20. Stober J.; Dette D. E.; Musch J. Comparing continuous and dichotomo-us scoring of the balanced inventory of desirable responding. Journal of Personality Assessment. 2002. Vol. 78. № 2. P. 370-379. (Translated from English)
21. Subjective well-being: measuring happiness, suffering, and other dimensions of experience. Washington, 2013. (Translated from English)