Научная статья на тему 'Программное обеспечение как средство активизации социально-правового воспитания обучающихся'

Программное обеспечение как средство активизации социально-правового воспитания обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА / СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ОПЫТ / СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ПОЗИЦИЯ / SOCIAL AND LEGAL EDUCATION / SOCIALIZATION / ADDITIONAL GENERAL EDUCATIONAL PROGRAM / SOCIAL AND LEGAL EXPERIENCE / SOCIAL AND LEGAL COMPETENCE / DEVIANT BEHAVIOR / SOCIAL AND LEGAL POSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черемисина Александра Анатольевна

В статье рассматриваются процесс организации социально-правого воспитания обучающихся в учреждении дополнительного образования, его программное обеспечение. Социально-правовое воспитание представлено как особая составляющая всего образовательно-воспитательного процесса, имеющее своей целью передачу и сохранение общественно значимых, приемлемых норм социально-правового поведения и утверждения этих норм в качестве регуляторов взаимодействия между участниками жизнедеятельности социума. Проанализирована работа Центра детского и молодежного движения Ассоциация «Радуга» Дворца творчества детей и молодежи г. Оренбурга по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Мы и право», имеющей положительные результаты социально-правового воспитания обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOFTWARE AS A MEANS OF ENHANCING SOCIO-LEGAL EDUCATION OF STUDENTS

The article deals with the process of organization of social and legal education of students in the institution of additional education, its software. Social and legal education is presented as a special component of the entire educational process, which aims to transfer and preserve socially significant, acceptable norms of social and legal behavior and the approval of these norms as regulators of interaction between the participants in the life of society. The work of the Center of children and youth movement Association «Rainbow» Of the Palace of creativity of children and youth of Orenburg on implementation of the additional General educational program of the social and pedagogical orientation «We and the right» having positive results of social and legal education of students is analyzed.

Текст научной работы на тему «Программное обеспечение как средство активизации социально-правового воспитания обучающихся»

что чрезмерные физические нагрузки имеют негативное влияние, 32% затрудняются ответить, а 39% считают, что нет негативного влияния на успеваемость от чрезмерных физических нагрузок.

Проведенное исследование даёт основание утверждать, что многие с среде студенческой молодёжи задумываются над вопросом влияния физической активности на интеллектуальные процессы, однако лишь небольшая часть студентов серьезно подходит к данному вопросу. Тем не менее, больше половины опрошенных студентов уделяют время занятиям физической культурой спортом и считают, что смена деятельности полезна для организма. Получается, что теоретические аспекты частично подтверждены на практике.

Выводы. Формирование здорового образа жизни у студентов - одна из важнейших задач современного общества. Из-за значительного снижения двигательной активности и увеличения умственной деятельности современный человек потерял равновесие своего интеллектуального и физического развития. Поэтому важное значение имеет исследование о влиянии физических нагрузок на интеллект человека, а в частности студента. Таким образом, решение проблемы снижения здоровья молодого населения страны авторам видится в формировании у молодого поколения с детских лет умения рационального распределения физических и умственных нагрузок.

Литература:

1. Берг А.И. Кибернетика - наука об оптимальном управлении [Текст] / А.И. Берг. - М.; Л.: Энергия, 1964.

2. Васильева С.В. Адаптация студентов к вузам с различными условиями обучения // [Электронный ресурс] http://humanpsy.ru/vasilieva/different-high-schools

3. Информер новостей: [Электронный ресурс] // Образование - новости среднего, высшего образования. URL: http://www.eduhelp.info/page/urokov-fizkultury-stanet-vdvoe-bolshe. (Дата обращения: 06.12.2018).

4. Котова С.А. Психофизиологические механизмы обеспечения эффективности обучения студентов // С.А. Котова, монография. Спб.: ВВМ, 2011. 321 с.

5. Муравов, И.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта [Текст] / И.В. Муравов. -Киев: Здоровья, 1989. - 272 с.

6. Научные основы физической культуры и здорового образа жизни: Учеб. пособие / Под общ. ред. проф. Д.Н. Давиденко. - СПб.: СПбГТУ; БПА, 2001. - 348.

7. Попов Г. Н., Ширенкова Е. В., Серазетдинов О. З. Критерии здоровья: адаптация, социализация, индивидуализация // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2007. № 5 (68). С. 83-87.

8. Станкин М.И. Психолого - непедагогические основы физического воспитания: Пособие для учителя. - М. : Просвещение, 1987- 224с. :ил.

9. Теплухин Е.И. Взаимосвязь между физическим и умственным воспитанием студентов // Интерэкспо Гео-Сибирь. - 2014.

10. Теплухин Е.И. Организация личностно ориентированного обучения на занятиях физической культурой в ВУЗе: проблемы и перспективы (Рубцовский индустриальный институт. - Рубцовск; Изд-во Алт. гос. уп-та, 2009 г. - 102 с.

11. Челнокова Е.А., Агаев Н.Ф., Тюмасева З.И. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом в высшей школе. Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. №2. С. 29.

Педагогика

УДК:371.01

кандидат педагогических наук, доцент Черемисина Александра Анатольевна

Институт педагогики и психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО

ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В статье рассматриваются процесс организации социально-правого воспитания обучающихся в учреждении дополнительного образования, его программное обеспечение. Социально-правовое воспитание представлено как особая составляющая всего образовательно-воспитательного процесса, имеющее своей целью передачу и сохранение общественно значимых, приемлемых норм социально-правового поведения и утверждения этих норм в качестве регуляторов взаимодействия между участниками жизнедеятельности социума. Проанализирована работа Центра детского и молодежного движения Ассоциация «Радуга» Дворца творчества детей и молодежи г. Оренбурга по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Мы и право», имеющей положительные результаты социально-правового воспитания обучающихся.

Ключевые слова: социально-правовое воспитание, социализация, дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, социально-правовой опыт, социально-правовая компетентность, девиантное поведение, социально-правовая позиция.

Annоtation. The article deals with the process of organization of social and legal education of students in the institution of additional education, its software. Social and legal education is presented as a special component of the entire educational process, which aims to transfer and preserve socially significant, acceptable norms of social and legal behavior and the approval of these norms as regulators of interaction between the participants in the life of society. The work of the Center of children and youth movement Association «Rainbow» Of the Palace of creativity of children and youth of Orenburg on implementation of the additional General educational program of the social and pedagogical orientation «We and the right» having positive results of social and legal education of students is analyzed.

Keywords: social and legal education, socialization, additional General educational program, social and legal experience, social and legal competence, deviant behavior, social and legal position.

Введение. Социально-правовое воспитание обучающихся является актуальным направлением системы воспитания в российских школах и учреждениях дополнительного образования. Организация социально-правого воспитания подрастающего поколения должна осуществляться в соответствии с современным состоянием социально-экономических, политических, культурных условий развития российского государства. Увеличение количества семей, находящихся в сложной жизненной ситуации способствует увеличению девиаций в поведении несовершеннолетних, попадания их в зону риска, криминализации. Как свидетельствует имеющийся опыт социально-педагогической деятельности, основное количество несовершеннолетних, склонных к девиантному поведению, как правило, из неблагополучных семей, малообеспеченных семей, семей социального риска. Такие дети, вне стен образовательных организаций, предоставлены сами себе.

Потребность общества в образованных, компетентных в различных областях гражданах, способствует тому, что социально-правовое воспитание стало неотъемлемой частью современной системы образования. В связи с этим необходимо целенаправленное создание социально-педагогических условий, способствующих посредством эффективно организованного социально-правового воспитания обучающихся, среди которых можно выделить программное обеспечение, являющееся средством активизации процесса социально-правового воспитания обучающихся, их позитивной социализации.

Изложение основного материала статьи. В современных трактовках образования отражается взаимообусловленное существование процессов социализации и индивидуализации в едином социальном пространстве жизнедеятельности обучающихся. Образование представляется как процесс социализации личности и представляет собой универсальный способ трансляции исторического опыта в различных областях жизнедеятельности. Оно является общим механизмом социального наследования, с помощью которого происходит объединение людей, передача и сохранение норм и ценностей общей жизни во времени.

Неотъемлемой частью данного процесса является социально-правовое воспитание. В данном контексте социально-правовое воспитание представляется как особая составляющая всего образовательно-воспитательного процесса, взаимодополняющая, взаимообогащающая весь процесс воспитания подрастающего поколения, но имеющее собственные цели и задачи. Так, социально-правовое воспитание, на наш взгляд, имеет своей целью передачу и сохранение общественно значимых, приемлемых норм социально-правового поведения и утверждения этих норм в качестве регуляторов взаимодействия между участниками жизнедеятельности социума. Формирование социально-правовой компетентности обучающихся является важным направлением в деятельности образовательных организаций, учреждений дополнительного образования [21.

Исходя из анализа программного обеспечения правового воспитания, составляя обновленную программу активизации процесса социально-правового воспитания обучающихся в образовательных организациях, мы учли тот факт, что в отечественной педагогической науке и практике накоплен разноплановый опыт, отражающий специфику педагогической организации процесса правового воспитания посредством реализации различных программ.

Нами были проанализированы имеющиеся программы («Путь к успеху», «Шанс», «Подросток и закон», «Новое поколение» и др.), направленные на организацию правового воспитания с обучающимися разных возрастов в учебной и внеучебной деятельности. Однако, единой программы (концептуальные основы, содержание, цель, задачи, структура, этапы реализации, ожидаемые результаты), направленной на социально-правовое воспитание, основой которого является социально-правовая компетентность, включающая когнитивный мотивационный, деятельностный компоненты, в процессе организации социально-правового воспитания, рассматриваемого нами как целостный социально-педагогический процесс, реализуемый в учебной и внеучебной деятельности обучающихся, склонных к девиантному поведению, обнаружено не было [11.

В ходе нашего исследования проблемы становления системы социально-правового воспитания обучающихся был сделан вывод о том, что в настоящее время недостаточным в педагогической, социально-педагогической, психологической практике является знание об организации взаимодействия с обучающимися, склонными к девиантному поведению. Наблюдается неудовлетворяющая запросам педагогов, социальных педагогов, психологов научно-методическая база, дающая возможность выбирать наиболее подходящие в общении с обучающимися, склонными к девиантному поведению, стратегии поведения и действий, алгоритмы принятия правильных решений в наиболее сложных ситуациях.

В связи с этим, решение данной проблемы нами виделось в программном усилении, на основе создания эффективной системы интеграции деятельности социальных институтов по социально-правовому воспитанию обучающихся, профилактике и предупреждению правонарушений несовершеннолетних, координатором которой являются педагог, социальный педагог, психолог образовательной организации. Особое место, на наш взгляд, в данном процессе принадлежит учреждениям дополнительного образования.

Учреждения дополнительного образования проводят большую работу по выполнению заказа общества, решают задачи, связанные с социализацией и индивидуализацией ребенка во внеучебной деятельности. Они являются не только институтами социализации, готовящими детей к успешному социальному функционированию, но и представляют собой особое пространство жизнедеятельности детей, где для них созданы условия, позволяющие каждому ребенку развивать способности к самопознанию, самоанализу, критическому мышлению, рефлексии, выбору своего поведения непосредственно через собственный социальный опыт [31.

Объединение обучающихся по интересам способствует: расширению и углублению знаний, умений и навыков в интересующей их области; активизирует познавательные процессы и творчество личности; обеспечивает эмоциональное удовлетворение, побуждает к длительным занятиям интересующей деятельностью.

Длительный процесс модернизации российской системы дополнительного образования детей затронул организацию внеучебной деятельности, изменил отношение к содержанию феномена воспитания в целом. В рамках изучения проблемы организации социально-правового воспитания обучающихся во внеучебной деятельности, нами рассматривалась деятельность учреждений дополнительного образования. Была проведена работа на базе Центра детского и молодежного движения Ассоциация «Радуга» Дворца творчества детей и молодежи г. Оренбурга.

Процесс социально-правового воспитания напрямую зависит от информированности обучающихся и их родителей. Важным аспектом деятельности правового направления Центра детского и молодежного движения Ассоциация «Радуга» является популяризация международных и внутригосударственных документов по защите прав детей. В процессе своей деятельности мы стремимся не только к популяризации положений различных документов, касающихся прав ребенка, но к тому, чтобы у обучающихся формировалось позитивное отношение к праву, накапливался положительный социально-правовой опыт, а также появлялось желание изучать основы права более подробно и углубленно. В Ассоциации «Радуга» много лет реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Мы и право», рассчитанная на 144 академических часа, имеющая положительные результаты по организации социально-правового воспитания обучающихся.

Данная программа направлена на формирование посредством организации социально-педагогической деятельности позитивной модели социально-правового поведения обучающихся, способного обеспечить им условия для нормальной адаптации и адекватного развития их личности в обществе, государстве, мире. Формирование подрастающего поколения, имеющего позитивную социально-правовую направленность, в обществе не может быть стихийным процессом. Этот процесс необходимо организовать, учитывая потребность подрастающего поколения в образовательных услугах, а также влияние микросоциума на процессы социализации личности, на инициативу и самодеятельность самих детей.

Актуальность программы «Мы и право» заключается в том, что особый смысл сегодня приобретает социально-правовое воспитание, являясь возможным средством решения проблемы отношений детей к себе, к миру и к людям, понимания, чувствования ими другого человека, особенно для обучающихся, склонных к девиантному поведению. Речь идет об отношении к людям, об ответственности за их дела и поступки, о повышенной ответственности за себя, без которой нет гражданственности и патриотизма. Организация социально-правового воспитания обучающихся является значимой составляющей общественной системы правового воспитания, направленной на формирование правовой культуры граждан, основанной на соблюдении правовых норм современного социума, на предупреждение девиаций в поведении подрастающего поколения. Одним из путей решения этой проблемы является развитие социально-правовой позиции обучающихся подросткового возраста.

Программа «Мы и право» по своим воспитательным возможностям способна оказать существенное влияние на социализацию и развитие личности подростка, накопление им социально-правового опыта, профилактику девиантного поведения у подростков. Детская организация создает условия для включения детей в социально значимую деятельность. Она является социальным институтом, обеспечивающим успешную реализацию социально-правовой активности воспитанников.

Федеральная целевая программа развития образования, Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, Программа развития воспитательной компоненты предусматривают создание демократической системы образования, что поможет противодействовать негативным социальным процессам, в том числе в подростковой среде.

Новизна рассматриваемой нами программы «Мы и право» проявляется, прежде всего, в использовании педагогом в процессе общения с воспитанниками партнерской позиции, являющейся адекватной возрастным и психологическим особенностям подростков, склонных к девиантному поведению, задачам развития, в первую очередь задачам формирования самосознания и чувства взрослости; во включении исследовательской и проектной деятельности в процесс обучения; в работе педагога по системе тьюторства, обеспечивающего социально-педагогическое сопровождение выбранного воспитанником направления исследовательской и проектной деятельности; в содействии в самоопределении обучающегося; в применении активных и интерактивных форм проведения занятий (тренинги, диспуты, конференции, вебинары и т.д.).

Наряду с этим, в программу в обязательном порядке включены технологии критического мышления, технологии на проявление у воспитанников толерантности, эмпатии, ответственности, профессионального выбора.

Педагогическая целесообразность программы «Мы и право» заключается в том, что организация деятельности ориентирована на обучающихся подросткового возраста, который предполагает формирование социально-правовой компетентности и социально-правовой активности, влияющих на самоопределение и самоутверждение, самореализацию личности.

Практическая значимость программы «Мы и право» заключается в том, что поиск и разработка принципиально новых подходов в формировании социально-правового сознания, социально-правовой позиции и опыта социально-правовой деятельности, выработка механизмов реализации данных компонентов в новых социальных условиях, способствуют правильной организации социально-правового воспитания в условиях учреждения дополнительного образования.

Ведущей целью программы является создание условий для организации социально-правового воспитания обучающихся, способствующего формированию социально-правового сознания, социально-правовой позиции и опыта социально-правовой деятельности. Определенные нами основные задачи, способствующие достижению поставленной цели, помогли сформировать у обучающихся систему знаний и умений, составляющих основу социально-правового сознания; знания о системе социально-правовой защиты несовершеннолетних; познакомить подростков, склонных к девиантному поведению, на практике со спецификой применения нормативно-правовой базы, касающейся защиты прав несовершеннолетних (встречи с представителями ОППН, КДН и ЗП, адвокатом и др.).

Посредством реализации программы «Мы и право» у обучающихся воспитывалось чувство гражданской ответственности, основанное на убежденности в необходимости знания законов человеческого сосуществования, знания своих прав и обязанностей; развивались навыки общения на основе построения своего поведения в соответствии с социально-правовыми знаниями; формировалась правовая культура, электоральная культура, представления о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности; происходило формирование устойчивой социально-правовой позиции.

Рассматриваемая нами программа «Мы и право» позволила развить у обучающихся устойчивое отношения к негативным воздействиям нравственного, социально-правового характера на основе полученного в процессе участия во внеучебной деятельности социально-правового опыта; организовать значимую социально-правовую и полезную деятельность для подростков, склонных к девиантному поведению, адекватную их интересам и способностям. Логичным завершением освоения программы «Мы и

право» является организация профильной смены в загородном детском оздоровительном лагере для обучающихся подросткового возраста, склонных к девиантному поведению.

Выводы. Таким образом, программное обеспечение социально-правового воспитания обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования должно быть направлено на то, чтобы всеми участниками соблюдались основные дидактико-психологических принципы общения с обучающимися, склонными к девиантному поведению, их родителями, учитывался имеющийся педагогический опыт, осуществлялась интеграция усилий различных социальных институтов в решении данной проблемы. Оценка знаний и деятельности обучающихся по усвоению содержания программы «Мы и право» было осуществлено на основе комплексного контроля теоретической и практической подготовленности, отражающей степень усвоения систем теоретических знаний, степень развития личностных качеств, уровень сформированности прикладных умений.

Литература:

1. Черемисина А. А. Социально-правовое воспитание школьника как целостный социально-педагогический процесс / А. А. Черемисина / Наука и образование: история, современность, перспективы. Материалы и статьи VII Международной научно-практической конференции, посвященной 210-летию казанского университета (Казань, 26 декабря 2014 г.) / Сост. и науч. ред. Р.Ш. Маликов. - Казань: Изд-во «Отечество», 2014. - 136 с. С. 39 - 41.

2. Черемисина А. А. Социально-правовое воспитание школьника на компетентностной основе: теория и опыт реализации / А. А. Черемисина / Образование и учитель XXI века: проблемы, перспективы развития. Всероссийская научно-практическая конференция. Оренбург, 6-7 октября 2010 г.: сб. статей: в 2 т. / научн. ред. проф. В. Г. Рындак; Мин-во образования и науки Рос. Федерации, Оренб. гос. пед. ун-т. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. Т. 2. - 236 с. - С. 175 - 181.

3. Черемисина А. А. Теоретические аспекты социально-правового воспитания школьников на компетентностной основе / А. А. Черемисина / Развитие современного образования: теория, методика и практика: материалы VI Междунар. науч. -практ. конф. (Чебоксары, 13 нояб. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - №4 (6). - 540 с. С. 534 - 537.

Педагогика

УДК: 378.4:005.7

кандидат экономических наук Шамшович Валентина Федоровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (г. Уфа); кандидат экономических наук, доцент Фаткуллин Николай Юрьевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (г. Уфа)

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗОВ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В работе анализируются изменения в образовательном процессе, связанные с влиянием современных цифровых технологий. Одной из ключевых особенностей современной образовательной среды является существующее противоречие между классическим сформированным набором научных дисциплин по направлению подготовки специалиста и постоянно обновляющимися набором компетенций, необходимых для его практически успешной деятельности в данном направлении. Развитие электронного обучения, и такой ее формы как сетевая, не являясь абсолютной панацеей, тем не менее, могут способствовать разрешению данной проблемы. В то же время, для успешной ее реализации требуется, во-первых, соответствующая нормативная база и во-вторых - готовность самих участников образовательного процесса в таком формате активно участвовать в нем.

Ключевые слова: сетевое обучение, сетевые образовательные программы, индивидуальная образовательная траектория.

Annоtation. In work the changes in educational process connected with influence of modern digital technologies are analyzed. One of key features of the modern educational environment is the existing contradiction between the classical created set of scientific disciplines in the direction of training of the expert and constantly renewed a set of the competences necessary for almost successful activity in this direction. Development of electronic training, and its such form as network, without being absolute panacea, nevertheless, can promote permission of this problem. At the same time, for its successful realization it is required, first, the corresponding regulatory base and secondly -readiness of participants of educational process in such format actively to participate in it.

Keywords: network training, network educational programs, individual educational trajectory.

Введение. Современное представление об образовании претерпевает стремительную трансформацию. Данный процесс, как показывают реалии сегодняшнего времени, обуславливается лавинообразным развитием технологий и, в первую очередь, цифровых и информационных. Нынешнее поколение обучающихся в школах и университетах во многом раньше, чем писать и говорить, освоило ряд электронных гаджетов и в дальнейшем эта тенденция, очевидно, будет только усиливаться. Все это служит причиной того, что классическая система региональных, государственных и международных университетов уже фактически не в состоянии отвечать в полной мере запросам современных молодых людей и их потенциальных работодателей.

Существующая реальность диктует необходимость освоения всеми участниками образовательного процесса новых знаний, технологий, при этом, как показывает практика, на второй план отходит формальное владение бумажными сертификатами в прежнее время действовавшее, как правило, на протяжении всей жизни их обладателями. Одновременно с этим, развитие технологии блокчейна, больших данных и т.п. ведут к усилению тенденций по формированию множества банков электронных лицензий, сертификатов и пр. как подтверждений квалификации сотрудника. Причем стремительное развитие технологий вынуждает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.