Педагогика
УДК 371.012
кандидат педагогических наук, доцент Черемисина Александра Анатольевна
Институт педагогики и психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
Аннотация. В статье рассматриваются основные положения потенциала социально-правового воспитания обучающихся как особой функции общества, способствующей обеспечению скоординированной профилактической деятельности различных социальных институтов, направленной на предупреждение правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Проанализирован практический опыт реализации социально-правового воспитания в деятельности государственных органов, образовательных учреждений.
Ключевые слова: социально-правовое воспитание, профилактика, социализация, декларация, конвенция, детская общественная организация, летний отдых детей.
Annotation. The article deals with the main provisions of the potential of social and legal éducation of students as a special function of society, contributing to the coordinated preventive activities of various social institutions aimed at the prevention of juvenile delinquency and crime. The practical experience of realization of social and legal education in activity of state bodies, educational institutions is analyzed.
Keywords: social and legal education, prevention, socialization, Declaration, Convention, children's public organization, summer recreation for children.
Введение. Важность проблемы изучения педагогического опыта организации социально-правового воспитания обучающихся в настоящее время связана с проблемами процесса социализации подрастающего поколения. Отсутствие системности во взаимодействии между различными учреждениями, занимающимися вопросами образования, воспитания, защиты обучающихся, в организации процесса социально-правового воспитания, негативно влияет на качество формирования всесторонне развитой личности.
Содержание социально-правового воспитания рассматривается нами как целостный социально-педагогический процесс интериоризации обучающимися правовых знаний, норм и способов правомерного поведения, осуществляющийся в единстве и взаимосвязи школьного и дополнительного образовательно-воспитательного взаимодействия правовой направленности в рамках целевого педагогического сопровождения формирования правовой компетентности как основы успешной правовой социализации личности; как специально организованное взаимодействие педагога и обучающегося по освоению социально-правового знания, становлению социально-правовой позиции, обретению социально-правового опыта.
В соответствии с государственными документами (Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики, закон «Об образовании в Российской Федерации», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и др.) воспитание детей рассматривается как «стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях» [4].
Формулировка цели статьи. Для нашего исследования важным является раскрытие сущности социально-правового воспитания обучающихся как особой функции общества, обеспечивающей решение проблемы профилактики правонарушений и преступлений, особенно среди несовершеннолетних, рассмотрение практического опыта реализации социально-правового воспитания.
Изложение основного материала статьи. Идея профилактики правонарушений среди населения появилась еще в программных документах российского государства в 1919 году. В свете этого одной из актуальных проблем общества, не получающей решения на протяжении нескольких десятков лет является профилактика девиантных форм поведения школьников, например, несовершеннолетних подросткового возраста, путем организации целенаправленной деятельности в рамках социально--правового воспитания как целостного социально-педагогического процесса.
Изменение ситуации в области международной защиты прав несовершеннолетних, повлекло изменение отношения к социально-правовому воспитанию в России. Так, по инициативе Лиги Наций в 1919 г. был создан Комитет детского благополучия. Главными задачами деятельности Комитета детского благополучия стали: разработка и внедрение мер по борьбе с беспризорностью; деятельность по предотвращению рабства, торговли детьми и проституции несовершеннолетних; деятельность по ликвидации детского труда.
Основную миссию в разработке социальных норм защиты детей в основном выполняли общественные неправительственные организации. Международный союз спасения детей был также основан общественной организацией англичан. В 1923 г. была разработана Декларация в рамках деятельности Международного союза спасения детей, содержащая приоритетные направления общественного развития, обеспечивающего необходимую защиту и заботу о детях.
К первым международным правовым документом по охране прав и интересов детей относится Декларация, отмечающая в качестве основных направлений деятельности государства заботу о детях, их защиту, которые с принятием данного документа перестали быть исключительной обязанностью семьи. Документом обозначен тот факт, что все человечество должно заботиться о защите детства. Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребенка как составной части защиты прав человека сложилась только после провозглашения Организацией Объединенных Наций принципа уважения прав человека.
Принятие в 1924 г. в Женеве Лигой Наций на 5-й сессии «Декларации прав ребенка», предложенной Международным союзом спасения детей, стало важным шагом в области создания правовых норм международного уровня, регламентирующих защиту детей.
В «Декларации прав ребенка» были озвучены принципы осуществления прав детей и сформулированы цели их международно-правовой защиты:
- ребенку должна предоставляться возможность нормального развития;
- ребенок должен быть первым, кто получит помощь при бедствии;
- ребенку должна быть предоставлена возможность зарабатывать средства на существование, но он должен быть огражден от всех форм эксплуатации;
- ребенок должен воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества будут использованы на благо следующего поколения.
Значение принятия «Декларации прав ребенка» является прогрессивным для последующей разработки проблемы. Несмотря на тот факт, что «Декларация прав ребенка» носила лишь рекомендательный характер, правительствам передовых государств необходимо было прислушиваться к рекомендациям, которые она содержала и стремиться к выполнению ее принципов.
Россия стремилась не отставать от мировой правоохранительной системы в вопросах защиты прав детей, хотя это удавалось не всегда. Молодое, развивающееся государство, ищущее уникальный, подходящий, уникальный путь развития, не всегда успешно решало проблему защиты прав детей. К 1928 г. в СССР проблема защиты детства в стране стояла чрезвычайно остро. Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 20.06.1935 г. «О мерах ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» полностью были ликвидированы комиссии по делам несовершеннолетних, что привело к усилению карательных мер в отношении детей, практически уравниванию наказаний за преступления со взрослыми.
На фоне изменений в системе образования, происходят изменения и в отношении государственных органов к организации правового воспитания школьников в процессе организации досуга. В середине 30-х гг. в Крыму создается Всесоюзный пионерский лагерь отдыха и здоровья «Артек», который своей деятельностью способствовал социально-правовой защите несовершеннолетних, популяризировал законопослушный образ жизни, формировал в детях толерантность и нравственные устои. В современных Российских загородных лагерях организуются правовые смены, в процессе проведения которых осуществляется правовое воспитание школьников, обогащается их социально-правовой опыт, формируется устойчивая позиция по правовым вопросам.
К проблеме защиты детей в нашей стране традиционно обращались в сложные периоды. Во время Великой Отечественной войны 1940-1945гг появились постановления Правительства СССР о защите прав детей. Так, вопросы о судьбах детей-сирот на основе правовых актов решались в соответствии с постановлением СНК СССР от 23.01.1942 г. «Об устройстве детей, оставшихся без участия родителей». Согласно данному постановлению в СССР вновь предоставлялась возможность гражданам воспитывать осиротевших детей в форме опеки и патроната. Правовое положение детей в послевоенный период регламентировалось актами довоенного и военного времени.
Изменения отношения к социально-правовому воспитанию можно связать с событиями в мировом процессе защиты прав детства. В 1959 г. ООН принимает «Декларацию прав ребенка». В основу данного документа были положены принципы Женевской декларации (1924). Новый документ сформулировал 10 коротких программных положений, в которых был выражен призыв к родителям, отдельным лицам, государственным органам, местным властям и правительствам, неправительственным организациям -признать изложенные в них права и свободы ребенка и стремиться к их соблюдению.
Для нашего исследования важен тот факт, что в России в конце 70 - начале 80-х гг. в системе защиты прав несовершеннолетних, социально-правового воспитания, сложилась неблагоприятная обстановка, особенно это выражалось в «остаточном» внимании к проблемам содержания и обеспечения учреждений интернатного типа. Увеличение количества детей, оставшихся без попечения родителей, указывало на тот факт, что изменился статус осиротевших детей, сиротами все больше становились дети, чьи родители были лишены родительских прав или оставлялись матерями в родильных домах.
Необходимость в актуализации прав детей и придания им силы норм договорного права стала очевидной в ходе подготовки к Международному году ребенка в 1979 г. В этот год по инициативе Польши Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке специальной Конвенции о правах ребенка. Понадобилось около 10 лет на составление документа, проведение его экспертизы и согласования со странами - членами ООН. 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Конвенцию о правах ребенка, 2 сентября 1990 г. документ вступает в силу. Впервые ребенок становится не только объектом, требующим специальной защиты, но и субъектом права, которому предоставлен весь спектр прав человека.
Реализация Конвенции о правах ребенка имела сложный правовой механизм. В ряде стран возникают трудности с исполнением всех ее положений. Так, проблему представляет учет национальных и культурных особенностей различных групп несовершеннолетних. По своей направленности Конвенция о правах ребенка является принадлежностью западной цивилизации. Для основного населения ряда восточных государств с преобладанием мусульманских религий и традиций некоторые правовые положения Конвенции о правах ребенка кажутся спорными. Например, право ребенка на свободное выражение своих взглядов, своего мнения [2].
Изученные научные исследования свидетельствуют о наличии в сфере социально-правового воспитания и просвещения граждан различных проблем, например, организация социально-правового воспитания в образовательных учреждениях, в области формирования правосознании подростков и другие. Так, с каждым годом уменьшается процент обучающихся старших классов, ориентированных на ведение законопослушного образа жизни, обладающих устойчивой морально-нравственной позицией. С целью решения проблемы правового просвещения в Оренбургской области реализуется проект, направленный на правовое просвещение обучающихся и воспитанников дошкольных организаций «Доступно о праве».
Анализируя материалы доклада о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов детей в Оренбургской области в 2017 году, мы пришли к выводу о том, что одним из направлений профилактической деятельности в Оренбургской области является гражданско-правовое воспитание детей и подростков, а также привлечение несовершеннолетних к участию в деятельности творческих объединений правовой и правоохранительной направленности.
При этом по данным доклада в 2017 году общее число несовершеннолетних, участвующих в деятельности таких объединений составило 9,5% от общего числа школьников, что на 1% выше, чем в 2016 году. В целом, совместная деятельность органов власти, образовательных организаций и общественности способствовала охвату в прошлом году 99% школьников, состоящих на всех видах профилактического учета, организованной внеурочной деятельностью [1, с. 51].
Однако, несмотря на принимаемые профилактические меры, за 2017 год правоохранительными органами Оренбургской области был зафиксирован рост детской и подростковой преступности (зарегистрировано 854 преступления, что на 18,6% больше уровня 2016 года). При этом количество выявленных несовершеннолетних участников противоправных деяний, совершавших ранее преступления сократилось на 4% в 2017 году (2017 год - 13,5%, 2016 год - 17,5%), сократилось число несовершеннолетних, совершающих преступления в состоянии алкогольного опьянения (2017 год - 24,5%, 2016 год - 29,1% [1, с. 52].
В области организована межведомственная работа в рамках областных профилактических акций и операций: «Помоги ребенку», «Подросток», «Месячник правовых знаний», «Месячник по противодействию распространения алкоголизма, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних», «Сохрани жизнь себе и своему ребенку», «Всеобуч».
Одним из результативных направлений профилактической деятельности в Оренбургской области является серьезное отношение к организации летнего отдыха детей. В 26 февраля 2018 года в городе Оренбурге прошел очередной региональный деловой форум организаторов детского отдыха «Вектор развития - 2018», организаторами которого выступило министерство социального развития Оренбургской области и региональное агентство детского отдыха «Оренбургские каникулы». Форум состоял из трех содержательных блоков: пленарного заседания, работы разноплановых секций, работа выставки-презентации. Межведомственным профессиональным диалогом были пронизаны все формы работы на площадках. Данное мероприятие было направлено на актуализацию необходимости подготовки качественного летнего отдыха детей по всей Оренбургской области, процесс эффективного взаимодействия различных социальных институтов, заинтересованных в безопасном, доступном и качественном детском отдыхе [3].
Примером практической реализации социально-правового воспитания во внеучебной деятельности может служить работа Центра детского и молодежного движения «Радуга» Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дворца творчества детей и молодежи», занимающейся общественно значимой, социально и личностно ценной деятельностью, благодаря которой происходит формирование у детей и взрослых положительной «Я-концепции», общечеловеческих ценностей (плюрализма, демократии, уважения к личности, ее правам, закону, терпимости, взаимопонимания, милосердия и др.), опыта межличностного взаимодействия, способности к социальному творчеству, социально-правового опыта.
Среди направлений деятельности Центра детского и молодежного движения «Радуга» ведущую роль занимает правовое направление «Мы и право», которое ориентировано в своей работе на защиту прав ребенка, оказание правовой поддержки детей и подростков, проведение мероприятий по просвещению школьников относительно вопросов социально-правовой защиты детства. Эффективность социально-правового воспитания обеспечивается взаимодействием со специалистами в области юриспруденции, педагогики, психологии, студентами Института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Оренбургского государственного педагогического университета», родительской общественностью.
Социально-правовое воспитание осуществляется в процессе участия обучающихся в проводимых внеучебных мероприятиях, носящих социально-значимую, правовую направленность, на базе Центра детского и молодежного движения «Радуга» (дискуссии, конкурсы рисунков, экскурсии, тематические кинолектории, заседания правового клуба, конкурсы знатоков прав детей и др.).
Наиболее интересно проходят беседы на правовые темы, предлагаемые обучающимися - участниками дискуссий (подростковая преступность, роль семьи в предупреждении детской наркомании, разрешение правовых конфликтных ситуаций с окружающими и т.д.), которые, на наш взгляд, являются довольно динамичными и гибкими при формировании правовой компетентности учащихся, особенно правовой позиции и социально-правового опыта.
Другой интересной формой социально-правового воспитания, направленной на успешную правовую социализацию школьников, способствующей формированию правовой компетентности, является работа правового клуба «Мы и право», который объединяет не только обучающихся старших классов, но и студентов разных курсов - будущих социальных педагогов и психологов.
В клубе организованы и используются следующие формы работы:
- оказание консультационной юридической, психологической, социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в сложной жизненной ситуации;
- обеспечение социально-педагогической поддержки детям из неблагополучных семей;
- популяризация статей Конвенции ООН по правам ребенка;
- правовое просвещение учащихся, педагогов и родителей;
- проведение занятий по изучению различных отраслей права в части, касающейся несовершеннолетних;
- осуществление взаимодействия с другими социальными институтами, занимающимися защитой прав детей.
Выводы. Таким образом, социально-правовое воспитание является важнейшим социальным институтом, стремящимся выполнить заказ общества. Реформирование государства напрямую связано с развитием и функционированием всей системы образования, включая воспитательный потенциал.
На наш взгляд, именно социально-правовое воспитание является одним из основных факторов преодоления тенденции роста преступности среди несовершеннолетних и должно включать в себя: социально-правовое просвещение, воспитание адекватного отношения к нормам права, государственному и общественному устройству, выработку устойчивых навыков (поведенческих стереотипов) правового поведения личности.
Литература:
1. Доклад о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов детей в Оренбургской области в 2017 году. http://www.zaksob.ru/news.aspx?id=9087
2. Конвенция о правах ребенка. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
3. Региональный деловой форум организаторов детского отдыха «Вектор развития - 2018». http://ok-5 6 .ru/news/vektor-razvitiya-detskogo-otdyha-na-2018-god.html
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. https://минобрнауки.рф
Педагогика
УДК:378.2
кандидат педагогических наук, профессор Черноярова Ольга Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Дюкина Лариса Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева» (г. Чебоксары)
НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ТЕХНИКЕ СТАРТА В СПОРТИВНОМ ПЛАВАНИИ
Аннотация. В данной статье рассматривается начальное обучение технике старта детей, занимающихся спортивным плаванием. Описан комплекс подготовительных упражнений, при обучении детей стартовому прыжку в спортивном плавании, и представлены показатели времени проплывания отрезка 10 м в/с в период проведения педагогического эксперимента.
Ключевые слова: спортивное плавание, начальное обучение, техника старта в спортивном плавании.
Annotation. This article deals with the initial training of start-up techniques for children engaged in sports swimming. A complex of preparatory exercises is described, when teaching children the starting jump in sport swimming, and indicators of the time of passing of a 10 m / s section during the pedagogical experiment are presented.
Keywords: sport swimming, initial training, start technique in sport swimming.
Введение. Старт является составной частью дистанции в спортивном плавании. Вовремя взятый и отлично выполненный старт позволяет пловцу начать свою дистанцию с оптимальной скоростью плавания и показать высокий результат. Ведь качественно выполненный старт - это залог успеха, так как можно «скинуть» от 0,1 до 0,5 секунд от общего времени, затраченного на дистанцию.
Изложение основного материала статьи. Анализ литературных источников показывает, что развитие техники стартовых прыжков начинается с периода проведения современных Олимпийских игр (1896 г.) и изменения условий проведения соревнований по плаванию, а именно переноса соревнований из открытых водоемов в закрытые плавательные бассейны.
Большое внимание технике стартовых прыжков издавна уделяли английские, американские, австралийские и немецкие школы плавания.
Первоначально пловцы стартовали с бортика, однако, начиная с 1908 года, после того как появились стартовые тумбочки, спортсмены и их тренеры стали уделять особое внимание технике стартовых прыжков.
К началу 50-60-х годов техника стартовых прыжков характеризуется огромным разнообразием исходных стартовых поз, характером и длительностью подготовительных движений рук.
Как показал анализ научно-методической литературы, учеными и ведущими специалистами в области спортивного плавания пристальное внимание уделено поиску оптимальных вариантов стартов.
Вопросы техники обучения стартовому прыжку достаточно полно раскрыты в работах В. А. Парфенова, Т. Г. Меньшуткиной [7, 4].
Как показывают теоретические исследования и практика спортивного плавания, в настоящее время на соревнованиях пловцы используют два варианта старта с тумбочки: классический (грэб-старт) и легкоатлетический (трек-старт). Стоит отметить, что другие варианты стартового прыжка высококвалифицированными пловцами почти не используются, т.к. считаются малоэффективными для скоростного плавания. Причем классический старт давно используется пловцами, но в последнее время, как отмечает И. П. Нечунаев [5] стремительно теряет свою популярность.
Согласно анализу литературных источников, понятие «старт» имеет весьма обширное значение. В общем смысле слова, как считают А.Н. Блеер, Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер: «Старт это место для начала различных спортивных соревнований» [1, с. 366-367].
В спортивном плавании, как констатируют А.Н. Блеер, Ф._ П. Суслов, Д.А. Тышлер [1] различают две | разновидности старта: прыжком со стартовой тумбочки (при плавании кролем на груди, брассом и дельфином) и из воды с толчком ног от бортика бассейна (при плавании на спине).
Согласно теоретическому анализу литературных источников старт является одним из важных элементов техники спортивного плавания.
В начале ХХ века, как показал анализ становления и развития техники стартового прыжка, в соревнованиях по плаванию на всех дистанциях всеми способами плавания спортсмены выполняли старт из воды толчком ног от опоры (борт лодки).
Далее пловцы стали выполнять старт прыжком с бортика. Так, на III Олимпийских играх 1904 году в Сент-Луисе (США), пловцы на дистанции 100 метров вольным стилем выполнили старт с понтона, что послужило толчком в эволюции скоростных вариантов техники стартовых прыжков.
Как отмечают Н. Ж. Булгакова, А. Д. Викулов [2, 3], только начиная с 1936 года, согласно международными правилами соревнований, спортсмены при плавании всеми способами, кроме способа на спине, стали выполнять старт прыжком со стартовой тумбочки. Высота тумбочки была равна 0,50-0,75 м над уровнем воды.
Бесспорно, техника старта видоизменялась, благодаря различным рациональным вариантам техники исходного положения пловца на тумбочке.
Начиная с 1980-2000 гг., широкое распространение получил старт с захватом руками за тумбочку в исходном положении. Такое положение называется - старт с захватом. В этом варианте техники пловец наклоняется вперед-вниз и захватывает пальцами рук передний край тумбочки. Степень сгибания ног в коленных и тазобедренных суставах, а также рук в локтевых суставах для каждого пловца индивидуальна.
Вариативно и положение кистей. Они могут касаться тумбочки на ширине, которая немного уже или несколько шире положения стоп. Некоторые пловцы захватывали пальцами рук боковые края тумбочки.
В этом случае можно вывести проекцию общего центра тяжести (ОЦТ) тела спортсмена чуть-чуть вперед, за передний край тумбочки, удерживая тело в неподвижном исходном положении за счет хвата руками.