Научная статья на тему 'Генезис социально-правового воспитания обучающегося: историко - философский аспект'

Генезис социально-правового воспитания обучающегося: историко - философский аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПРАВО / ПРАВОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / MORALITY / LAW / LEGAL OUTLOOK / LEGAL EDUCATION / SOCIAL AND LEGAL EDUCATION / RULE OF LAW / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черемисина Александра Анатольевна

В статье рассматриваются историко-философские концепции становления и развития правового образования и воспитания подрастающего поколения в различные периоды становления социума, дающие возможность охарактеризовать уникальность социально-правового воспитания как педагогического феномена современной системы образования, приоритетное значение которого заключается в возможности обеспечения позитивной социализации обучающихся. Изучение имеющегося исторического опыта становления и развития социально-правового воспитания в образовательной практике позволит акцентировать внимание со стороны современных ученых, как теоретиков, так и практиков к данной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENESIS OF THE SOCIO-LEGAL EDUCATION OF THE STUDENT: HISTORICAL - PHILOSOPHICAL ASPECT

The article examines the historical and philosophical concepts of the formation and development of legal education and upbringing of the younger generation in various periods of the formation of the society, which make it possible to characterize the uniqueness of socio-legal education as a pedagogical phenomenon of the modern education system, the priority value of which lies in the possibility of ensuring positive socialization of students. Studying the existing historical experience of the formation and development of social and legal education in educational practice will allow to focus attention from modern scientists, both theorists and practitioners to this problem.

Текст научной работы на тему «Генезис социально-правового воспитания обучающегося: историко - философский аспект»

Педагогика

УДК:371.01

кандидат педагогических наук, доцент Черемисина Александра Анатольевна

Институт педагогики и психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ГЕНЕЗИС СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ: ИСТОРИКО - ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье рассматриваются историко-философские концепции становления и развития правового образования и воспитания подрастающего поколения в различные периоды становления социума, дающие возможность охарактеризовать уникальность социально-правового воспитания как педагогического феномена современной системы образования, приоритетное значение которого заключается в возможности обеспечения позитивной социализации обучающихся. Изучение имеющегося исторического опыта становления и развития социально-правового воспитания в образовательной практике позволит акцентировать внимание со стороны современных ученых, как теоретиков, так и практиков к данной проблеме.

Ключевые слова: мораль, нравственность, право, правовое мировоззрение, правовое воспитание, правовое образование, социально-правовое воспитание, правовое государство, социализация.

An^taUm. The article examines the historical and philosophical concepts of the formation and development of legal education and upbringing of the younger generation in various periods of the formation of the society, which make it possible to characterize the uniqueness of socio-legal education as a pedagogical phenomenon of the modern education system, the priority value of which lies in the possibility of ensuring positive socialization of students. Studying the existing historical experience of the formation and development of social and legal education in educational practice will allow to focus attention from modern scientists, both theorists and practitioners to this problem.

Keywords: morality, morality, law, legal outlook, legal education, legal education, social and legal education, rule of law, socialization.

Введение. Современные трансформации, происходящие в российском обществе, определили необходимость изменений в системе образования. В правовом государстве, строительство которого происходит в России, нужна эффективная система социально-правового воспитания подрастающего поколения, способствующая получению необходимых в повседневной жизни правовых знаний, формированию правовой позиции и приобретению социально-правового опыта правомерного поведения. Для создания такой системы важно понимание ее историко-философских оснований.

Изложение основного материала статьи. Теоретическое освещение проблемы генезиса социально-правового воспитания обучающегося необходимо начать с рассмотрения философско-методологических основ права. Основные цели социально-правового воспитания, его содержание и формы изначально зависят от состояния государственной системы и определяются характером и политикой государства. Социально-правовое воспитание органично взаимосвязано с правовым образованием, являются взаимообусловленными и взаимодополняющими друг друга процессами. Их развитие неразрывно связано со становлением системы государственности, с динамикой человеческого общества.

Сущность процесса социально-правового воспитания, базируется на философско-правовых концепциях, отвечающих требованиям той или иной эпохи и раскрывается при осмыслении сути таких важных категорий, как «мораль», «нравственность», «право», «закон», «государство», «социум».

Для нашего исследования важно определить историко-философский смысл генезиса процесса социально-правового воспитания обучающихся, которое в конечном счете, служит основным содержательным компонентом правовой социализации личности. В осмыслении и дальнейшей разработке проблемы социально-правового воспитания обучающихся большое значение имеет его прошлый анализ, дающий возможность определить степень значимости в историческом процессе, рассмотреть приемлемость различных научных концепций.

Историко-философский анализ генезиса данного процесса необходим для того, чтобы охарактеризовать уникальность социально-правового воспитания как педагогического феномена в различные периоды становления общества, развития педагогической науки, эффективно используя имеющиеся в науке ценные идеи для обоснования современной системы социально-правового воспитания обучающихся.

Важным является тот факт, что проанализировав небольшой исторический отрезок генезиса идей правового воспитания и образования, являющихся базисом современного социально-правового воспитания обучающихся, в философских, педагогических, юридических концепциях мы сможем определить важность и актуальность исследования данной проблемы в настоящее время. Достаточно серьезное пополнение наших знаний о становлении правового образования и социально-правового воспитания в образовательно-воспитательной практике дает возможность развиться более пристальному отношению со стороны современных ученых, как теоретиков, так и практиков к данной проблеме.

Теоретический анализ исторически сложившихся научных воззрений и источников (философско-правовые учения древности: Сократ, Платон, Аристотель, и т. д.; средневековья: Фома Аквинский, Р. Луллий, Балдус и др.; Нового времени; Г. Гроций, Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье и др.; К. Г Фихте, Г. В. Ф. Гегель, Б. Н. Чичерин, Л. И. Петражицкий, Ю.В. Тихонравов и др.) свидетельствует, что в основе правового образования и воспитания, являющихся базисом социально-правового воспитания, лежат социологические и естественноправовые концепции философов античности, нового времени, современных отечественных и зарубежных ученых, исследующих право. Рассмотрение историко-философского аспекта генезиса социально-правового воспитания необходимо нам для конкретизации и актуализации современных педагогико-правовых концепций.

Исследуя диалектическое развитие основных юридических понятий, становится возможным рассмотреть сущность права, правового воспитания как явления, отображающего реальные исторические процессы развития общества, как сложный, многоаспектный социальный институт. Развитие правового воспитания

всегда происходило в контексте развития теории государства и права. В свою очередь процесс зарождения права был связан с конфликтными ситуациями в обществе. На базе часто повторяющихся однотипных противоречий стали создаваться устойчивые правила поведения сторон по их разрешению или даже предотвращению (Законы Хаммурапи, Законы XII таблиц, «Русская правда» и др.).

Право является социальным регулятором, определяющим объем прав и свобод человека, грань дозволенного и того, что делать нельзя. Оно направлено на защиту личности, ее правового статуса и всего того, чем она владеет. В качестве предохранительного механизма, защиты личности от произвола государственности, которая в определенных исторических условиях не знает границ, в обществе возникает право и правовая сфера. Достигнутый обществом уровень свободы, право призвано обеспечить индивиду в обмен на осуществление различного рода деятельности в дозволенных рамках, зависящих от экономических, политических потребностей государства, его состояния.

В обществе постоянно бытовало мнение о том, что существующие законы должны строиться на общечеловеческих ценностях и правилах общежития. По мнению многих, такие законы могли помочь личности защититься от произвола, свободно существовать, не нарушая при этом прав других. В связи с этим, для педагогической науки постоянно имелась проблема передачи правовых знаний подрастающему поколению в части устройства государства, его социально-правового воспитания.

Проблема построения идеальной модели правомерного поведения человека постоянно находится в центре внимания в социуме, сопровождая практически весь период развития человеческого общества и является актуальной поныне. Непрерывное совершенствование правовой нормы связано с особенностями ее влияния на личность, ее поведение в обществе и отражает реальные потребности этого общества.

Важную роль в определении того, что дозволено играет состояние законности в обществе, уровень правовой воспитанности граждан, их стремление выполнять предписанные законом государства нормы в процессе жизнедеятельности. Без права как системы норм поведения в обществе, невозможно регулировать взаимоотношения между его членами на нравственно-этических основаниях, максимально справедливо соблюдать взаимные права человека и государства.

Построение правового государства, основанного на свободе, демократии и главенстве правовых устоев, возможно осуществить, когда в обществе не царят атмосфера всеобщего безразличия и безответственности. В связи с этим, общество, государство и социальные институты на протяжении всего периода своего существования призваны способствовать воспитанию подрастающего поколения в духе уважительного и ответственного отношения к закону, сознательного соблюдения правовых предписаний.

Исследуя проблему социально-правового воспитания обучающихся нами было рассмотрено становление и развитие правового воспитания как важного элемента системы воспитания гражданина. Это подтверждается постепенным становлением и развитием философских воззрений, объемом и разносторонностью научных исследований сущности права, его роли и месте в государственно-общественном развитии (Сократ, Цицерон, И. Кант, Дж. Локк, Б.Н. Чичерин и др.), его влиянии на социализацию личности (О. Конт, У. Джемс, М. Вебер и др.), его воспитательной роли (Е.А. Певцова, Л.М. Матвиенко и др.), основы гражданственности, «гражданского гуманизма» (П. Верджерио, Л. Бруни, Ф. Рабле и др.) [1, 2].

Изучение процесса становления и развития правового образования и социально-правового воспитания подрастающего поколения свидетельствует о том, что в видоизмененных формах, различном выражении он постоянно сопровождал человеческое общество на всем протяжении его существования, выражаясь в необходимости передачи знаний законов существования человека в обществе, его прав, свобод, обязанностей подрастающим членам общества.

Пройдя определенные стадии своего развития (от первобытнообщинного строя с его моральными нормами до современного цивилизованного уровня, имеющего в своей основе международную базу правовых документов) общество пришло к тому состоянию, когда именно посредством овладения правовыми знаниями, опытом социально-правовой деятельности, определенным уровнем сформированности социально-правового мировоззрения граждане в любом обществе могут защитить себя от произвола как со стороны государства, так и со стороны других членов общества.

В период развития человеческого общества, имеющего первобытнообщинный уклад, с трудом можно выделить наличие норм права из общей массы социальных явлений нормативного порядка, регулирующих распределению продуктов потребления. Скорее, можно утверждать, что данному периоду развития человеческого общества присуще наличие «предшественников» права: морали, нравственности, обычаев.

Так, у древних людей, моральные принципы считались исходными началами, охватывающими общественную и личную жизнь человека. Исполнение и соблюдение моральных норм было гарантировано тем, что они имели силу личной убежденности, основывались на совести человека и общественном мнении. В связи с этим, можно определить, что мораль зародилась раньше правового сознания.

Нормы права, согласованные с моральными и нравственными ценностями общества, со временем становятся ценностными формами сознания людей. Трудности такого согласования связаны с тем, что на протяжении всего периода существования человеческого общества моральные нормы не являлись однородными в силу того, что разные социальные группы имеют свою мораль. Имеющееся положение приводило к деформации ценностных ориентаций, взглядов убеждений и представлений у людей, особенно у молодого поколения, что актуально и в настоящее время.

Рассматривая понятия «мораль» и «нравственность» различные ученые трактуют их неоднозначно, то отождествляя эти понятия и представляя право с соответствующей моральной и нравственной трактовкой (Кант, В. С. Соловьев, П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский и др.), то указывая на их противоречия, выступая против смешения права, морали и нравственности проводят между ними различия (Б. Н. Чичерин). Мораль представляет собой форму общественного сознания, посредством которого возможно освоение действительности, а нравственность относится к регулятору деятельности личности, его поступков, обычаев, нравов.

Анализируя историческое развитие процесса правового образования и социально-правового воспитания целесообразно связать его с имеющимися древними источниками, содержащими правовые воззрения, помогающими понять смысл отношения людей к правилам и нормам поведения. Объяснение можно увидеть в религиозности людей, в понимании власти имущих, установленных ими норм и правил поведения как божественного явления, имеющего земное воплощение божественного порядка справедливости, не

нуждающегося в исправлении и изменении, являющегося естественным (Законы Шульги XXI в. до н.э., Законы Хаммурапи XVIII в. до н.э. и др.) [3].

Однако, постепенно имущественное и социальное расслоение привели к осознанию людьми некой несправедливости общественного уклада, дошедшим до стадии раскола общества на противоположные социальные группы, классы, что, на наш взгляд, обусловило зарождение правового сознания, как и других правовых феноменов.

Процесс становления и развития социально-правового воспитания был связан с зарождением правовых норм, постепенно становящихся общеобязательными правилами поведения людей. Знание правовых норм, норм поведения, способствовало выделению из общества таких людей, которые могли бы разобраться в особенностях вырабатываемых человечеством правил.

Генезис социально-правового воспитания и образования подрастающих поколений связан с именами выдающихся философов античности (Сократ, Платон, Аристотель и др.), внесших свой вклад в сущностное понимание права и его воспитательной функции, сформулировавших ставшее традиционным для всех представление о гражданской добродетели как неотъемлемой черте гражданина, где важное место занимала законопослушность.

В произведениях древних философов основополагающее значение отводилось господству справедливых законов, с помощью которых предполагалось осуществление идеала справедливости, а также воспитанию уважения к ним. Подтверждением этому служит то, что еще Пифагор обращал внимание на необходимость изучения права в раннем детстве при подготовке к общественной деятельности. Его педагогической концепцией можно считать необходимость первоочередного уважения родителей и законов, которым нужно повиноваться по убеждению, т.е. сознательно. Платон, говоря об образовании детей, подчеркивал тот факт, что изучение законов необходимо [3].

Философами античности были сделаны первые шаги в представлении правового воспитания, являющегося основой социально-правового воспитания, как элемента государственно системы, значимого общественного явления, без которого его существование невозможно. Неоднократно философами античности указывалось на то, что динамичное развитие общества связано с расширением индивидуальной свободы, формированием мировоззрения индивида.

В нашем понимании мировоззрение является совокупностью наиболее общих представлений о мире, о человеке, социуме, включает в себя систему ценностей, принципов, взглядов, идеалов и убеждений, которые определяют направление деятельности личности, формируют ее реальную позицию в обществе, основанную на индивидуальном жизненном опыте, приобретаемом в процессе образования, воспитания, самореализации, социализации.

В сохранившихся сочинениях древнеримских политиков, педагогов, находятся сведения о необходимости изучения законов юными гражданами, о воспитании в духе их безусловного исполнения. В Y в. до н.э. были изданы «Законы XII таблиц», которые являлись предметом изучения в школе [4].

Усложняющиеся со временем общественные отношения требовали развития правовой системы. Появляющиеся новые социальные слои общества стремились закрепить свои права, придать им и существующим порядкам большую законность с помощью идеи верховенства права, строгого его соблюдения, требования всеобщего воспитания в духе уважения к нему.

Так, английский общественный деятель и педагог Джон Локк очень высоко оценивал роль воспитания, представляя по-новому содержание образования английских джентльменов, дополнив и расширив его подготовкой к будущей практической деятельности. В связи с этим, по мнению Дж. Локка, каждый должен был ознакомиться с основами английской Конституции.

Одним из важнейших этапов генезиса социально-правового воспитания обучающегося, считается появление в итоге Великой Французской революции «Декларации прав человека и гражданина». Этот документ впервые в истории человечества закреплял признанную самостоятельную ценность человеческой личности. Он заложил традицию регламентирования правового статуса человека, способствовал развитию передовых педагогических идей.

Несмотря на появление передовых идей и документов, проблеме правового образования и воспитания незнатных людей не уделяется должного внимания. Формирование добродетельного, законопослушного гражданина считал целью воспитания Ф. Гербарт. Под влиянием идей Французской Буржуазной революции развивалось учение выдающегося немецкого педагога А. Дистервега, который видел задачу школы в воспитании сознательных граждан, посредством изучения ими положительного естественного права [5].

Выводы. Таким образом, рассмотрев в рамках данного исследования лишь малую часть генезиса социально-правового воспитания обучающегося в зарубежных историко-философских учениях и концепциях, можно сделать вывод о том, что постепенно перенимая и расширяя лучший опыт античных педагогов, правовое образование и воспитание занимало ведущие позиции в происходивших изменениях жизни любого общества, в улучшении условий жизни людей, формировании их социально-правового мировоззрения. Зарубежный опыт правового образования и воспитания в значительной степени повлиял на становление и развитие отечественной системы социально-правового воспитания, призванной стать базисом правового государства, основанного на свободе, демократии и главенстве правовых устоев.

Эффективная выстроенная система социально-правового воспитания обучающихся, на наш взгляд, позволит сформировать граждан, в духе уважительного и ответственного отношения к закону, сознательного соблюдения правовых предписаний, даст возможность улучшить ситуацию с профилактикой девиантного, делинквентного и криминального поведения несовершеннолетних, их позитивной социализацией.

Литература:

1. Алексеев С. С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М.: Статус, 1999. 712 с.

2. Певцова Е. А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже ХХ-ХХ! веков / Рос. фонд правовых реформ, Проект «Правовое образование в школе». М.: Новый учебник, 2003. 415 с.

3. Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений. Древний мир. М.: Наука, 1985. 349 с.

4. Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах. М.: Наука, 1966. 224 с.

5. Гербарт Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1940. 370 с.

Педагогика

УДК: 371

кандидат биологических наук, доцент Чикенева Ирина Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат биологических наук, доцент Лутовина Екатерина Емельяновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена решению актуальных проблем формирования и развития экологической культуры у обучающихся старших классов. Определена эффективность применения учебно-игровой деятельности при рассмотрении теоретических и практических аспектов экологизации мировоззрения старшеклассников.

Выявлены и предложены вниманию читателей эффективные направления педагогического воздействия, определяющие экологическое воспитание будущих выпускников посредством реализации модели экологического образования: междисциплинарная концепция в развитии системы формирования экологических взглядов обучаемых; реализация принципов систематичности и непрерывности при изучении учебной экологосообразной информации; просвещение обучаемых в области улучшения окружающей природной среды; реализация взаимосвязи глобальных, национальных и краеведческих экологических проблем и возможных экологических опасных ситуаций при построении содержательной части учебно-воспитательного процесса.

Ключевые слова: формирование экологической культуры, экологическое образование, организация учебного процесса, экологические игры, учебно-игровая деятельность.

Annotation. The article is devoted to the solution of actual problems of formation and development of ecological culture in high school students. The effectiveness of educational and game activities in the consideration of theoretical and practical aspects of greening the world Outlook of high school students.

Effective directions of pedagogical influence that determine the ecological education of future graduates through the implementation of the model of environmental education have been identified and proposed to the attention of readers: an interdisciplinary concept in the development of the system for the formation of environmental views of trainees; implementation of the principles of systematic and continuity in the study of educational environment-friendly information; educating trainees in the field of improving the natural environment; realization of interrelation of global, national and regional ecological problems and possible ecological dangerous situations at construction of the substantial part of educational process.

Keywords: formation of ecological culture, environmental education, organization of educational process, environmental games, teaching and playing activity.

Введение. Среди многообразия направлений, которые сегодня актуализируются в образовательной среде, существует необходимость в создании экологосообразного образовательного пространства, которое представляет собой среду нового типа, позволяющую эффективно осуществлять рассмотрение теоретических и практических аспектов экологизации мировоззрения старшеклассников в рамках формирования экологической культуры у будущих выпускников.

Если рассматривать процесс воспитания у обучающихся старшего возраста природоохранного восприятия окружающей природной среды при осуществлении экологического обучения, то важно отметить, что в последнее время данная работа реализуется не в полном объеме, а ведется весьма фрагментарно. Так, старшеклассники имеют возможность получить некоторые представления в области экологических знаний, однако этого недостаточно, поэтому необходимо планомерно вести работу по развитию личностных учебных универсальных действий посредством педагогического влияния на духовно-нравственную сферу старшеклассника, а также обеспечить формирование ответственности и внутренней мотивации в области природоохранной деятельности.

При анализе возрастных этапов развития личности старшеклассников целесообразно отметить, что на повышение уровня сформированности экологической культуры обучаемых влияет полнота научных представлений о природосберегающих мероприятиях, природоохранной деятельности, возможностях обеспечения экологической безопасности.

Кроме того, большое значение имеют умения и навыки осуществлять наблюдение за окружающим природным пространством, умение вести экологический мониторинг, опыт организации акций, проектов и иных мероприятий, позволяющие повысить эффективность воспитательной работы в области экологизации личности старшеклассников.

В целом анализ целеполагания в экологическом образовании позволяет раскрыть следующие аспекты: развить экологическое сознание и мышление у обучаемых, сформировать экологическую культуру личности старшеклассника, создать условия для развития ответственности по отношению к природой среде.

На основе анализа теоретических и методологических аспектов, предложенных в научных трудах исследователей и педагогов, мы имеем возможность дать характеристику процессу развития экологической культуры старшеклассников и определить, что это сложная система взаимоотношений между природным, социальным и личностным миром.

Содержательная часть процесса взращивания экологически культурной личности старшеклассника включает осознанное освоение отношений в экологическом сообществе, нравственное отношение к природному богатству природной среды и природоохранное отношение к среде, в которой обитает обучающийся.

Под процессом формирования экологической культуры нами понимается необходимость в развитии следующих компонентов:

- развитие экологических представлений и углубление знаний обучаемых в области безопасной среды обитания людей;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.