Научная статья на тему 'Специфика правового просвещения школьников в современных условиях'

Специфика правового просвещения школьников в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1441
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / LEGAL SOCIALIZATION / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CONSCIOUSNESS / ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / LEGAL EDUCATION / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / LEGAL CULTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попова Татьяна Валерьевна, Быстрова Наталья Васильевна, Коротеева Олеся Дмитриевна

Проблема правового воспитания подрастающего поколения является актуальной для современной России, и в этой связи существует необходимость выявления условий эффективности ее решения. В статье определены научные и социально-педагогические основы правовой социализации и правового воспитания школьников. На базе теоретического анализа выдвинуты предположения о специфике правового просвещения подрастающего поколения. Внимание автора сфокусировано на рассмотрении теоретико-методологических основ реализации технологии правового просвещения в формировании законопослушной личности в образовательной организации. Выявляются и анализируются проблемы правового воспитания и образования в образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Попова Татьяна Валерьевна, Быстрова Наталья Васильевна, Коротеева Олеся Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF LEGAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN IN MODERN CONDITIONS

The problem of legal education of the younger generation is relevant for modern Russia, and in this connection there is a need to identify the conditions for the effectiveness of its solution. The article defines scientific and socio-pedagogical bases of legal socialization and legal education of schoolchildren. On the basis of theoretical analysis, the assumptions about the specifics of the legal education of the younger generation are put forward. The attention of the author is focused on the consideration of the theoretical and methodological foundations for the realization of the technology of legal education in the formation of a law-abiding personality in an educational organization. The problems of legal education and education in educational organizations are identified and analyzed.

Текст научной работы на тему «Специфика правового просвещения школьников в современных условиях»

Педагогика

УДК 37.013.42

кандидат педагогических наук, доцент Попова Татьяна Валерьевна

Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета (г. Борисоглебск);

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

студентка 2 курса Коротеева Олеся Дмитриевна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. Проблема правового воспитания подрастающего поколения является актуальной для современной России, и в этой связи существует необходимость выявления условий эффективности ее решения. В статье определены научные и социально-педагогические основы правовой социализации и правового воспитания школьников. На базе теоретического анализа выдвинуты предположения о специфике правового просвещения подрастающего поколения. Внимание автора сфокусировано на рассмотрении теоретико-методологических основ реализации технологии правового просвещения в формировании законопослушной личности в образовательной организации. Выявляются и анализируются проблемы правового воспитания и образования в образовательных организациях.

Ключевые слова: правовая социализация, правовая культура, правовое сознание, правовое воспитание, правовое просвещение, личность.

Annotation. The problem of legal education of the younger generation is relevant for modern Russia, and in this connection there is a need to identify the conditions for the effectiveness of its solution. The article defines scientific and socio-pedagogical bases of legal socialization and legal education of schoolchildren. On the basis of theoretical analysis, the assumptions about the specifics of the legal education of the younger generation are put forward. The attention of the author is focused on the consideration of the theoretical and methodological foundations for the realization of the technology of legal education in the formation of a law-abiding personality in an educational organization. The problems of legal education and education in educational organizations are identified and analyzed.

Keywords: legal socialization, legal culture, legal consciousness, legal education, legal education, personality.

Введение. Изменения в различных сферах жизни общества, переоценка ценностей, изменения сознания граждан, обновление законодательства, построение правового государства в соответствии со сложившимися в стране условиями диктуют необходимость пересмотра отношения к правовому образованию и воспитанию и их актуализацию в образовательном процессе. Правовое государство предполагает формирование социально развитой личности, которая понимает свои действительные интересы, знает свои права и обязанности, умеет защищать свои права законными средствами, уважает права и законные интересы других людей. Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества.Данная проблема является многоаспектной и затрагивает как общие вопросы правового воспитания и социально-педагогической поддержки правовой социализации, так и отдельные аспекты, связанные с теорией и методикой формирования их важных составляющих: правовой культуры, правового сознания, правовой грамотности и др.

Формулировка цели статьи и задач. Проанализировать роль правового просвещения школьников в современных условиях.

Изложение основного материала статьи. Современные исследования по вопросам правового воспитания можно систематизировать по следующим направлениям: общие вопросы правового воспитаниядетей и подростков (В.А. Балюк, Г.П. Давыдов, М.Е. Дуранов, А.К. Котов, Н.Я. Соколов, Е.В. Татаринцева и др.); формирование правосознания и правовой культурынесовершеннолетних (С.С. Алексеев, Е.В. Бурлай, А.Ф. Гранин, В.Г. Лавренов, М.С. Фабриков, И.В. Хрючкинаи др.); теоретико-методологические основы правового образования (Я.В.Зубова, О.Б. Панова, Е.А. Певцова, В.Н. Субботин, З.А. Шнекендорф и др.); проблемы профилактикипедагогической запущенности, противоправного поведения несовершеннолетних как аспекта правового воспитания (А.С. Белкин, Ю.В. Гербеев, Л.М. Зюбин, К.Е. Игошева, В.Е. Семенов, Р.М. Шахова, и др.); специфика правового воспитания в разном возрасте в образовательных организациях различного типа (Е.А. Андреева, О.Н. Богатикова, Л.М. Голубева, И.В. Евтушенко, Т.И. Исакова, Н.М. Савченко, В.В. Стреляева, С.А. Хасанова и др.); проблемы правового просвещения (И.Г. ДолининаВ.Е. Марушкина, И.М. Наумова, Л.В. Костромина, И.В. Тиньгаева, А.Л. Третьяков,Г.В. и др.).

Исследователи, раскрывая сущность ключевых понятий правового воспитания, подчеркивают, что понятия «правовая социализация» и «правовое воспитание», несмотря на общие содержательные основания,-характеризуют различные стороны процесса формирования личностных качеств, значимых для становления правосознания, правовой культуры, интерироризации ценностей правового общества [4].

Обобщая позиции ученых, правовую социализацию можно определить как процесс вхождения индивида в правовую систему через усвоение правовых норм и ценностей, приобщение к правовой культуре общества, формирование правовой убежденности и навыков правомерного поведения [5]. Ученые-правоведы на основе анализа истории и теории права доказывают, что в обществе степень и качество правовой социализации напрямую определяет социальную и гражданскую активность граждан, их образ жизни, что, в свою очередь, связано с уровнем распространённости преступности и противоправного поведения в социуме [6]. Важную роль в становлении процесса играет семья, школа, вуз, предприятие, средства массовой коммуникации и др. Значимое место занимает личный пример родителей, друзей и приятелей, дополнительно влияют на социальное становление личности образцы поведения, демонстрируемые в кинофильмах, популярных телепередачах, позиции «медийных звезд», высказанные в социальных сетях интернет и др. Очевидно, что правовая социализация как «процесс освоения личностью стандартов нормативного законопослушного поведения» предполагаетне только «приобретение навыков социального поведения, соответствующим нормам права, но и развитие мотивационных структур как внутренних гарантов, обеспечивающих

соблюдение личностью правовых предписаний» [1], что сближает её результаты с результатами правового воспитания.

Вместе с тем, правовое воспитание предполагает организованное, системное и целенаправленное создание условий для формирования правовой культуры личности, выработки у подрастающего поколения устойчивых правовых представлений и убеждений в непосредственной связи с духовно-нравственными ориентирами общества. Определение духовно-нравственных ориентиров, как основ процесса правового воспитания, выдвигает новые требования к содержанию одного из приоритетных его направлений -правовому просвещению.

Правовое просвещение - сложный, многогранный процесс, нацеленный на формирование у подрастающего поколения системы правовых знаний, то есть правовой грамотности. Система правового просвещения, основывается на таких формах деятельности как правовое образование, пропаганда правовых знаний, наглядно-демонстрационные формы (стенды, видеоматериалы и пр.). Ответственность за данный процесс разделяется между обществом, семьей и школой. Вместе с тем, именно школа является основным институтом общества, позволяющим целенаправленно и системно организовать процесс правового просвещения с целью повышения эффективности правового воспитания в целом. Традиционно правовое просвещение реализуется в образовательных организациях и учреждениях культуры как процесс информирования детей, подростков, молодежи и взрослого населения, нацеленный на повышение их правовой грамотности.

В ходе проведенного исследования установлено, что сведение правового просвещения к изучению норм закона и права способствует выработке системы правовых знаний, однако не гарантирует формирование правового сознания и приобщение к правовой культуре общества. Правовое просвещение, как важное направление правового воспитания, должно выстраиваться как процесс вхождения подрастающего поколения вправовую культуру общества, основанный на выработке морально-нравственных ориентиров.

В ходе проведенного эксперимента доказано, что в современной школе, как воспитательной организации, нацеленной на выполнение социального заказа общества на образование и воспитание, цели, задачи, содержание и формы правового просвещения в деятельности специалистов (классного руководителя, социального педагога и психолога) подчиняются единой задаче психолого-социально-педагогического сопровождения развития личности ребенка и являются комплексной технологией решения задач обучения, воспитания и социализации обучающихся. В школьной практике основные формы правового просвещения носят информационный характер. Данный вид деятельности реализуется через использование таких форм работы как информационные стенды и памятки для родителей и детей («Ответственность несовершеннолетних за правонарушения», «Права ребенка» и пр.), тематические классные часы («Мои права», «Я и закон» и пр.), встречи с представителями правопорядка (сотрудниками полиции, прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних и пр.), акции, деловые игры и другие активные формы работы, семинары по проблемам правового воспитания для педагогов, выступления на родительских собраниях [8].

Для анализа результативности сложившейся системы правового просвещения была проведена диагностика правой социализированности несовершеннолетних, с использованием ряда различных методик. Для выявления уровня правовой информированности школьников 12-13 лет предложена методика «Что ты знаешь о законе?». Испытуемым были предложены вопросы, нацеленные на выявление их информированности о сущности правовых знаний.

Проанализируем ответы подростков. На вопрос «Если человеку кто-то мешает жить, вмешивается в его личную жизнь, то он...» лишь 48% дали верный ответ: имеет право просить о защите правоохранительные органы. Остальные ошиблись, указав, что человек должен себя защищать сам - 32% школьников, имеет право дать любой отпор -20%испытуемых. Подобные ответы свидетельствуют о низком уровне нравственно-этических качеств несовершеннолетних.

На вопрос «Является ли ложный звонок в экстренные службы правонарушением?» правильный ответ -является - дали 56% учащихся, остальные ошиблись, указав, что не является - 24% испытуемых, является, только если нанесен материальный ущерб или пострадали люди -20% испытуемых. Такого рода позиция свидетельствует, что ряд учащихся не осознает значимость деятельности правоохранительных органов.

Анализируя ситуацию, описанную в вопросе «Подростки, используя баллончики с краской, нанесли рисунок на стену здания. Является ли это правонарушением?» правильный ответ - является - дали32% школьников, остальные ошиблись, указав, что не является - 20% испытуемых, является, только если здание -памятником истории и культуры - 48% учащихся. Анализ ответов показал, что почти половина учащихся не осуждают противоправный поступок, если не нанесен материальный вред.

На вопрос «Четырнадцатилетний подросток решил устроиться на работу. Законно ли это, и при каких условиях?» правильный ответ - законно при условии согласия родителей и работы в режиме неполного рабочего дня - дали 28% школьников, остальные ошиблись, указав, что законно - 20% испытуемых, не законно, так как в РФ запрещены трудовые отношения с лицом, не достигшим 16 лет - 52% учащихся. В целом, подростки не готовы задуматься о своем дальнейшем трудовом будущем, сама мысль о том, что с четырнадцати лет они вправе при определённых условиях работать кажется им абсурдной.

Отвечая на вопрос, «С какого возраста в Российской Федерации наступает уголовная ответственность?» правильный ответ - по отдельным видам преступлений с 14 лет, по остальным с 16 лет - дали 68% школьников, остальные ошиблись, указав, что с 16 лет -20% испытуемых, с 14 лет -12% учащихся.

Задумавшись над тем, «Какие виды наказаний могут быть назначены несовершеннолетним преступникам?» правильный ответ: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы на определенный срок - дали 52% школьников (остальные ошиблись, указав, что штраф, исправительные работы, обязательные работы -24%испытуемых, штраф, арест, лишение свободы на определенный срок - 24%учащихся.

В целом школьники дали 47,33 % правильных ответов, 53,66 % ответов оказались неверными. В ходе анализа было установлено, что,несмотря на проводимую с ними работу, подростки демонстрируют различную осведомленность о сущности правовых знаний: лишь у 16% респондентов высокий уровень правовой информированности,- ониотлично осведомлены о правах и ответственности несовершеннолетних; 60% школьников продемонстрировали средний уровень правовой информированности, показав достаточные знания в данной сфере; 24% несовершеннолетних характеризовались низким уровнем правовой информированности, показав недостаточные правовые знания. Важным наблюдением было то, что низкий

уровень правовой информированности коррелирует с низкой мотивацией правового поведения, что подтверждает необходимость пересмотра подхода к правовому просвещению [3].

По результатам проведенного исследования установлено, что правовое просвещение должно быть нацелено не только на повышение информированности несовершеннолетних в сфере правовых знаний, но и на формирование морально-нравственной установки на нормативно-одобряемое поведение и образ жизни.

С этой целью необходимо шире использовать возможности воспитательных мероприятий: факультативные курсы «Поговорим о наших правах и обязанностях» и пр.; мастер-классы, проводимые специалистами совместно со старшеклассниками и педагогами; конкурсы тематических рисунков, плакатов, стенгазет; «живые» газеты и устные журналы; деловые и ролевые игры; выступления и конкурсы агитбригад «Мы за жизнь по законам»; тренинги и тренинговые методики; индивидуальные и групповые консультации социального педагога и психолога; работа телефона доверия; организация уголка доверия (почта социального педагога и психолога).

Такого рода формы правового просвещения позволят изменить роль обучающегося - с пассивного слушателя на активного участника, а также сформировать социальный опыт обучающегося, что сложно сделать в традиционной просветительской деятельности.

Особого внимания в повышении правовых знаний требуют учащиеся, состоящие на всех видах учета. В индивидуальной работе наставника, социального педагога, психолога, школьного инспектора, заместителя директора по воспитательной работе правовое просвещение раскрывается как процесс повышения правовой грамотности несовершеннолетних данной категории. Таких детей знакомят с информацией УВД о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, предлагают проанализировать различные ситуации, в которые чаще всего попадают несовершеннолетние, и найти правильное (с точки зрения Закона) решение. Ребят знакомят со статьями Административного и Уголовного кодекса РФ, которые чаще всего нарушаются несовершеннолетними и предупреждают об ответственности, которую несут несовершеннолетние и их родители. С целью отслеживания результативности проведенных занятий с учащимися данной категории, необходим системный мониторинг, проведение диагностики правовой социализированности [2].

В совокупности реализация системы в течение учебного года и позволит достичь прогнозируемых результатов социально-педагогической деятельности - формированияготовности к социально одобряемому законопослушному поведению [11].

Выводы. Подводя итоги, следует отметить, что удовлетворение социального заказа на правовое воспитание и правовую социализацию личности сложная комплексная задача: невозможно осуществить только правовую социализацию личности без ее духовной, моральной, религиозной, мировоззренческой составляющей. В работе доказано, что выстраивание системы правового просвещения как комплексного процесса, нацеленного не только на повышение осведомленности детей и подростков в сфере правовых знаний, но и на выработку морально-нравственной установки на законопослушное поведение способствует решению данных задач. Лучшим способом гармонизации жизни в обществе является профилактика негативных социальных явлений с расчетом на будущее, целенаправленная системная деятельность институтов общества и государства по правовому воспитанию подрастающего поколения. Для разработки мероприятий по совершенствованию деятельности общественных и государственных органов, направленной на поддержку правового воспитания и правовой социализации, особое внимание следует уделять отечественному и зарубежному опыту, основанному на объединении усилий правоохранительных органов в борьбе с правонарушениями несовершеннолетних, профилактическим общественным воздействием и целенаправленной деятельностью системы образования [9].

Литература:

1. Бессарабов Р.А. Правовая социализация и правовое воспитание // Философия права. - 2010. - №4. -С. 118-122.

2. Быстрова Н.В., Уханов А.Ф.профилактика безнадзорности несовершеннолетних в образовательном учреждении // В сборнике:Проблемно-информационный подход к реализации целей современного образования: вопросы теории и практики Материалы XI международной научно-практической конференции. Отв. ред. Л.И. Колесник. 2016. С. 228-229.

3. Быстрова Н.В., Уханов А.Ф.Управление воспитательной системой общеобразовательной организации // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблемсборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. 2017. С. 177-180.

4. Быстрова Н.В., Уханов А.Ф., Гриценко Н.Е., Румянцева Н.А.Сущностные характеристики девиантного поведения школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-9. С. 130-136.

5. Каландаришвили З.Н. Влияние правовой социализации на процесс конструирования правовой культуры личности в современном российском обществе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2010. - № 137. - С. 116-123.

6. Крутиков М.Ю. Правовое воспитание в системе правовой социализации в условиях современной // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3-1. - С. 200-209.

7. Попова Т.В. Социально-педагогические проблемы правовой социализации несовершеннолетних // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4. С. 100.

8. Попова Т.В.Социально-педагогическое сопровождение несовершеннолетних в условиях роста социальных рисков беспризорности в обществе // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т. 8. № 6-2. С. 155-160.

9. Попова Т.В.Специфика психолого-педагогической поддержки жизненного самоопределения современного подростка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 5 (49). С. 89-91.

10. Попова Т.В., Быстрова Н.В.Безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних в российском обществе: история и современные реалии // Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 17.

11. Резников Е.В. Особенности правовой социализации [Текст] / Е.В. Резников // Общество и право. -2014. - № 1 (47). - С.24-26.

Педагогика

УДК 376.2

аспирант Потатуев Никита Игоревич

ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет (г. Москва); кандидат медицинских наук, доцент Бобкова Софья Ниазовна ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет (г. Москва);

кандидат педагогических наук, доцент Кулькова Ирина Валерьевна

ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет (г. Москва)

ВОСПИТАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема организации и осуществления физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. В качестве эффективного средства повышения двигательной активности и развития двигательных качеств у таких детей предлагается включение подвижных игр в уроки физической культуры.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, игры, подвижные игры, физическое воспитание, двигательные качества.

Annotation. The article deals with the problem of the organization and implementation of physical education of children with disabilities in a secondary school. As an effective means of increasing motor activity and developing motor qualities in these children, it is proposed to include outdoor games in physical education lessons.

Keywords: children with disabilities, games, outdoor games, physical education, motor qualities.

Введение. С принятием Федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», в последние годы в Российской Федерации произошли существенные изменения в образовательной политике. Этот закон был принят в целях создания законодательной базы для удовлетворения потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в получении образования, адаптации, интеграции их в общество [14].

Или, иными словами, дети с ОВЗ теперь совместно обучаются с детьми, не имеющими таких ограничений. Инклюзивное образование не просто модное течение в педагогике нашего времени, а закономерный этап в развитии системы образования вообще. Это новый подход к образованию особенных детей, обладающих специальными образовательными потребностями в силу ограниченных возможностей своего здоровья.

В современном физическом воспитании учащихся общеобразовательных школ принимают участие дети, относящиеся ко всем группам здоровья, в том числе и имеющих ограниченные возможности здоровья. При этом необходимо построить такую систему физического воспитания, которая базировалась бы на охвате занятиями физической культурой всех без исключения детей с особыми потребностями, а также необходимо создание и реализация условий для занятий с такими детьми в условиях общеобразовательных учреждений.

Детям с особенностями развития сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям совместное обучение с детьми с ОВЗ позволит развить толерантность и ответственность, которые станут основой их будущей жизни.

Для реализации такой системы физического воспитания оптимальным средством являются игры, в частности, подвижные игры. Они используются как эффективное средство развития двигательных функций у детей с ограниченными возможностями [1; 3; 13]. В каждом из нас заложены эти качества, независимо от физических возможностей и имеющихся заболевания или физических дефектов. Физические качества объединяют те стороны двигательной сферы человека, которые проявляются в одинаковых параметрах движения, одинаково оцениваются, имеют одни и те же физиологические и биохимические механизмы и т.д. [3].

Поскольку заниматься игрой могут как взрослые, так и дети самостоятельно, в любое время, то она в состоянии удовлетворять потребность людей всех возрастных групп в отдыхе, развлечениях, развитии духовных и физических возможностей. Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Сюжет подвижной игры требует творческой активности в выполнении двигательных действий для её осуществления. Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на преодоление различных трудностей по пути к достижению поставленной цели [4].

Хочется отметить, что уроки физической культуры в условиях сельской школы отличаются от уроков, проводимых в городских условиях. В таких школах обучаются все дети, проживающие в данном районе, независимо от их физического состояния. Ввиду этого появляются трудности в усвоении ими современных программ обучения, т.к. их содержание, темп обучения, традиционные приемы и методы не соответствуют заявленному контингенту обучающихся. В ситуации увеличения количества детей с ОВЗ и необходимости их обучения вместе с нормально развивающимися сверстниками в условиях сельской общеобразовательной школы возникает потребность в изменении педагогических подходов к системе обучения таких детей. Время, когда интенсивно формируются способности ребенка к обучению, восполняются недостатки его дошкольного развития - это время его обучения в начальной школе.

Для развития и воспитания физических качеств необходим управляемый в нужном направлении педагогический процесс на протяжении всей жизни - от рождения до смерти [3; 5]. В стремлении добиться двигательной компетенции и контроля в процессе онтогенеза, у человека непрерывно изменяется двигательное поведение, он постоянно вынужден приспосабливаться к условиям своего существования, так как его индивидуальные двигательные возможности также изменяются [5].

Подвижные игры решают на уроках физической культуры многообразные задачи: образовательные, воспитательные, оздоровительные. Все двигательные качества, являющиеся отдельными сторонами физических качеств человека, можно развить и воспитать в процессе занятий играми, включая в игру те или иные движения, с помощью которых их можно улучшить [2; 3; 4].

Формулировка цели статьи и задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.