Литература:
1. Бояринцева С.Л. Обучение в малых группах сотрудничества в курсе иностранного языка на среднем этапе общеобразовательной школы: на материале английского языка [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02: защищена 2007 / Бояринцева Светлана Леонидовна. - М., 2007. - 223 с.
2. Гольдин А.М. Образование 2.0: модный термин или новое содержание? [Электронный ресурс] / А.М. Гольдин — Москва, 2009. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/03/21/1268220901/goldin.pdf
3. Границкая А.С. Научить думать и действовать: адаптивная система обучения в школе [Текст] Книга для учителя. Учебное издание. / А.С. Границкая - М.: Просвещение, 1991. - 175 с.
4. Дьюи Дж. Демократия и образование [Текст] / Джон Дьюи - М.: Педагогика-Пресс, 2000. - 384 с.
5. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению [Текст] / Е.И. Пассов - М.: Русский язык, 1989. - 278 с.
6. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка [Электронный ресурс] / Е.С. Полат. - Москва, 2001. - Режим доступа: http://distant.ioso.rU/library/publication/3.htm
7. Сороковых Г.В., Каппушева Х.Х., Герасимова Н.И., Оленикова Н.А., Короткова И.П., Баранова Е.А., Наджафов И.А. Интерактивные технологии в иноязычном образовании: исследование стратегий и опыта применения [Текст]: Коллективная монография / Сороковых Г.В. - Москва, 2013. - 172 с.
8. Cooperative learning [Электронный ресурс] / Интернет-энциклопедия - Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Cooperative_learning
9. Web 2.0 [Электронный ресурс] / Интернет-энциклопедия — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%B1_2.0
Педагогика
УДК: 371.011
кандидат педагогических наук, доцент Черемисина Александра Анатольевна
Институт педагогики и психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Аннотация. В статье рассматривается концепция социально-правового воспитания, способствующего формированию правовой компетентности обучающихся как насущной потребности современной личности, дающей возможность проектировать и реализовывать различного рода отношения в процессе жизнедеятельности, позитивно социализироваться в современном правовом поле. Автором представлены имеющиеся противоречия на основе анализа теории педагогики и реальной педагогической практики социально-правового воспитания обучающихся в образовательных учреждениях. Представлены особенности концепции социально-правового воспитания обучающихся как фактора обеспечения защиты прав несовершеннолетних. Рассмотрен опыт реализации социально-правового воспитания обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования как фактора обеспечения прав несовершеннолетних.
Ключевые слова: социально-правовое воспитание, право, права несовершеннолетних, правовая защищенность, социализация, правовая компетентность, правовая социализация.
Annоtation. The article deals with the concept of social and legal education, contributing to the formation of legal competence of students as an urgent need of modern personality, which makes it possible to design and implement various kinds of relationships in the process of life, positively socialize in the modern legal field. The author presents the existing contradictions on the basis of the analysis of the theory of pedagogy and real pedagogical practice of social and legal education of students in educational institutions. The features of the concept of social and legal education of students as a factor of protection of the rights of minors are presented. The experience of realization of social and legal education in the conditions of establishment of additional education as a factor of ensuring the rights of minors is considered.
Keywords: social and legal education, law, juvenile rights, legal protection, socialization, legal competence, legal socialization.
Введение. В настоящее время ситуация развития российского общества и происходящее реформирование образования требуют решения проблемы социально-правовой защиты несовершеннолетних. Актуальность исследования проблемы социально-правового воспитания обучающихся, являющегося ведущим фактором обеспечения защиты прав несовершеннолетних, обусловлена сложившейся социально-экономической ситуацией, изменениями, политического и культурного развития страны в связи со становлением гражданского общества, требующими правовой воспитанности участников демократических социальных процессов. Современное общество характеризуется социальным расслоением, что ведет к усилению негативных явлений (рост числа неблагополучных семей, нарушение прав несовершеннолетних в семье, в образовательных учреждениях, в учреждениях здравоохранения и др.).
Деятельность различных социальных институтов, направленная на профилактику, социально-правовую защиту несовершеннолетних, на предупреждение безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних сегодня является наиболее актуальной и востребованной.
Государству в условиях постоянной трансформации экономики (кризисные явления, безработица, снижение престижа рабочих профессий, увеличения числа граждан, находящихся в социально опасном положение, распространение негативных явлений в молодежной среде, нарушений прав несовершеннолетних и др.), изменений в политической сфере (санкции, нестабильность в отношениях между государствами и др.) необходимо иметь юридически грамотное население страны, способное на законных основаниях не только получать блага от государства, являющегося социальным, но и создавать такие общественные блага. В соответствии с этим приоритетное внимание в процессе воспитания подрастающего поколения уделяется социально-правовому воспитанию, правовой компетентности как насущной потребности современной
личности, дающим возможность проектировать и реализовывать различного рода (экономические, образовательные, управленческие, социальные и др.) отношения в процессе жизнедеятельности.
Особый смысл сегодня приобретает социально-правовое воспитание являясь возможным средством решения проблемы социально-правовой защиты несовершеннолетних, в соответствии с чем в современной педагогической науке назрела необходимость теоретического обоснования социально-правового воспитания подрастающего поколения как целостного социально-педагогического процесса с учетом особенностей развития современного общества.
Изложение основного материала статьи. Воспитание требует от педагога конкретных действий по целенаправленной организации включения подрастающего поколения в освоение и преобразование мира человеческой культуры, в этом случае, на наш взгляд, становится необходимым подчеркнуть специфику воспитания в конкретной области жизнедеятельности человека (трудовое, эстетическое, правовое, экономическое и др.). Правомерным при этом является мнение тех ученых, которые считают воспитание имеющим индивидуальную природу, существуя как обособленно, так и в интеграции с другими процессами жизнедеятельности личности (труд, учеба, культура, социальные отношения и др.), педагогическими процессами. С этих позиций социально-правовое воспитание достойно специального научного исследования, условно ограничивающего его рамки как самостоятельного феномена, позволяющего углубленно изучить и раскрыть присущие ему закономерности, принципы, цели, содержание, формы и методы.
Кардинальные изменения в системе образования, повышении качества обучения и воспитания, подготовки педагогических кадров, предусматривают такие нормативные документы, как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральная целевая программа развития образования на 20162020 годы, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, провозглашающие противодействие негативным социальным процессам. Обеспечения необходимых условий для реализации социально-правового воспитания в образовательных организациях всех видов и типов, позволит сформировать у подрастающего поколения уважение к устоям общества, к закону, к правам других людей, будет гарантировать их правовую защищенность [4; 3; 2]
Осуществленный нами историко-педагогический анализ развития правового образования и воспитания в России позволяет констатировать, что отечественной педагогической наукой создана теоретико-методологическая база для разработки научно-педагогических основ социально-правового воспитания обучающегося с учетом современных тенденций развития социума.
Однако, в научных исследованиях не уделялось специального внимания разработке теоретико-методологических основ социально-правового воспитания как целостного социально-педагогического процесса, предусматривающего формирование правовой компетентности в условиях правовой социализации обучающегося, направленной на его правовую защищенность.
Анализ теории педагогики и реальной педагогической практики социально-правового воспитания обучающихся в образовательных учреждениях позволяет констатировать наличие противоречий:
- между объективной потребностью российского общества в освоении международных правовых норм и отсутствием в реальности целенаправленного социально-правового воспитания будущих граждан;
- между необходимостью применения исторически проверенного педагогического опыта социально-правового воспитания и недостаточной актуализацией имеющейся тенденции осуществления социально-правового воспитания личности на основе новой педагогической парадигмы;
- между потребностью в качественном изменении существующей педагогической практики социально-правового воспитания и отсутствием научно обоснованного организационно-методического обеспечения социально-правового воспитания;
- между необходимостью нейтрализации негативных социальных факторов, влияющих на правовое становление личности современного школьника, его правовой защищенностью и недостаточной научной обоснованностью способов преодоления преобладающих традиционных подходов в социально-правовом воспитании;
- между всевозрастающей значимостью взаимодействия социальных институтов в решении проблем защиты прав несовершеннолетних, реализации социально-правового воспитания и отсутствием целевых программ интеграции на основе регионального правового потенциала.
Методологической основой концепции социально-правового воспитания обучающихся как фактора обеспечения защиты прав несовершеннолетних являются философские идеи о правовой воспитанности личности как результате ее опосредованного и непосредственного взаимодействия с государством, обществом, индивидами; методология и методы психолого-педагогических, юридических, социально-педагогических исследований правового воспитания личности, правовой компетентности, правовой социализации.
Базисом выступают концептуальные идеи модернизации правового образования с позиции требований мировых образовательных стандартов, идеи интеграции деятельности социальных институтов по социально-правовому воспитанию подрастающего поколения.
Основываясь на общих философских, правовых, педагогических и социально-педагогических положениях мы предприняли попытку обосновать процесс социально-правового воспитания школьников углубляя его исследование с социально-педагогических позиций с учетом специфики данного направления образовательно-воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях и его индивидуальности, зависящей от изменений в сегодняшнем правовом поле.
Социально-правовое воспитание обучающихся как фактор обеспечения защиты прав несовершеннолетних, на наш взгляд, отражает целостный социально-педагогический процесс развития правовой компетентности, которая является личностной характеристикой, отражающей способность обучающегося владеть диапазоном правовых знаний и умений, смысловых ориентаций, определяющих правовую позицию, опыт деятельности в решении реальных задач в сфере социальных отношений, регулируемых правом, которая структурно может быть представлена когнитивным, мотивационным и деятельностным компонентами. Одним из существенных признаков данной концепции является признание неразрывной связи правовой компетентности и правовой социализации, отражающейся во внешней социальной деятельности в виде правомерного поведения обучающегося.
Рассматривая проблему защиты прав несовершеннолетних на основе реализации социально-правового воспитания в условиях правовой социализации, представляемую нами как процесс приобщения к правовым нормам, спонтанное или педагогически регулируемое включение в социально-правовые отношения, обеспечивающее осознание своей социальной роли, места в социальной структуре общества, своего статуса как субъекта правовой системы, успешность которой характеризуется наличием правовой активности школьника, направленной на совершенствование социальной среды, можно определиться с тем, что от уровня сформированности правовой компетентности обучающегося, зависит его успешность как субъекта правовой социализации, его правовая защищенность.
Конкретизация научного представления о содержании социально-правового воспитания как целостного социально-педагогического процесса интериоризации обучающимися правовых знаний, норм и способов правомерного поведения, осуществляемого в единстве и взаимосвязи школьного и дополнительного образовательно-воспитательного взаимодействия правовой направленности в рамках целевого педагогического сопровождения формирования правовой компетентности как основы успешной правовой социализации личности; как специально организованного взаимодействия педагога и школьника по освоению правового знания, становлению правовой позиции, обретению социально-правового опыта, позволяет рассматривать социальн-правовое воспитание как основу социально-правовой защищенности несовершеннолетнего.
В контексте исследуемой проблемы социально-правового воспитания обучающихся как фактора обеспечения защиты прав несовершеннолетних нами был проанализирован опыт социально-педагогической деятельности, реализуемый на базе Центра детского и молодежного движения «Радуга» (Дворец творчества детей и молодежи г. Оренбурга) творческого объединения «Мы и право». Реализация программы «Мы и право» ежегодно начинается с опроса обучающихся 5-9 классов на предмет выявления того, как обстоит дело с уровнем осведомленности обучающихся о своих правах, об имеющих место нарушениях прав несовершеннолетних в семье, дома, в общественных местах или об их отсутствии, о том, необходимо ли обучающимся знать свои права и уметь их реализовать на практике и другие. Ответы последнего опроса (октябрь 2018 г., 25 обучающихся) указали на то, что 62% обучающихся считаю знание своих прав обязательным, 23% обучающихся считают, что знание своих прав не дает полной защиты от их нарушения другими людьми, однако 15 % обучающихся вообще затруднились ответить на вопрос о необходимость знать свои права несовершеннолетними до реализации программы «Мы и право».
На вопрос «Защищаются ли права ребенка в вашей школе?» - 38% опрошенных не смогли ответить, 45% ответили утвердительно, 17% ответили отрицательно. На наш взгляд, проведение подобных опросов способствует укреплению мнения в сообществе обучающихся о том, что взрослые пытаются о них заботиться, привить уважение к правам других и к своим обязанностям.
Подтверждением того, что по мнению опрошенных несовершеннолетних имеют место быть случаи нарушения прав несовершеннолетних являются данные ежегодного доклада уполномоченного по правам ребенка в Оренбургской области «О соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов детей в Оренбургской области в 2018 году», в котором отмечается, что нарушение защиты прав несовершеннолетних на образование в 2018 году было связано, в основном, с сокращением дошкольных образовательных учреждений на 0,6% (921 учреждение), что не обеспечивает возможность посещения ДОУ детьми дошкольного возраста, количество которых возросло по сравнению с 2017 годом на 0,5% и составило 113869 детей. Число ДОУ за последние 5 лет сократилось на 1,1% [1].
Защита прав несовершеннолетних на жизнь омрачается статистикой суицидов на территории Оренбургской области. В 2018 году 15 несовершеннолетних лишили себя жизни, 96 пытались это сделать. Среди установленных правоохранительными органами причин суицидов конфликты в семье, неразделенная любовь, эмоциональное расстройство. Тревожным является наличие в данном перечне причин суицидов конфликты в образовательной организации и проблемы с учебой (14 случаев) [1].
В процессе реализации программы «Мы и право», направленной на формирование правовой компетентности посредством обеспечения условий для реализации социально-правового воспитания в учреждении дополнительного образования педагог выстраивает с обучающимися доверительные отношения, что позволяет выяснить причину проблем, если таковые имеются, и совместно найти оптимальное решение. В процессе реализации программы педагогом не оценивается деятельность обучающегося, так как с точки зрения защиты прав несовершеннолетних, на наш взгляд, является убедительной позиция В.А. Сухомлинского относительно воспитания без наказаний, главным из которых в педагогическом труде является оценка [5].
Также, в процессе участия во внеучебной правовой деятельности в рамках реализации программы «Мы и право» (деловые игры по праву «Имею право» и др.; участие в социально-значимых делах: акции «Дети против наркотиков», конкурсы рисунков «Права детей глазами детей»; социально-правовые конференции; заседания правового клуба «Мы и право»; участие в деятельности правового парламента, детских общественных организациях правовой направленности ДОО «Ассоциация Радуга»), заметным становится то, что у обучающихся появляется стремление осуществлять исследовательскую работу (посещать спецкурсы по праву, активно участвовать в процессе получения правовых знаний, расширяя и углубляя их) результатом которой становится участие в ежегодном конкурсе «Интеллектуалы XXI века» в секции «Право», проводимого ДТДиМ г. Оренбурга, повышение уровня правовой защищенности, успешная правовая социализация. Нами отмечено, что перечисленные формы и методы организации процесса социально-правового воспитания обучающихся, являются наиболее эффективными с целью популяризации основных направлений правовой защиты несовершеннолетних.
Выводы. Таким образом, в контексте развития социальной педагогики система социально-правового воспитания призвана решать новые задачи перехода от формирования знающей законы личности, к формированию личности их соблюдающей и действующей в соответствии с ними. В этой связи целесообразно организацию социально-правового воспитания обучающихся осуществлять как целостный социально-педагогический процесс, обеспечивающий единство учебной и внеучебной правовой деятельности обучающегося как действенного средства приобретения, расширения, углубления и закрепления правовых знаний, становления правовой позиции и обогащения социально-правового опыта.
При наличии целевой педагогической поддержки со стороны педагогов в учебной и внеучебной деятельности осуществляется трансформирование воспитательной роли права в личностно значимые
качества, наблюдается положительная динамика изменения личностных характеристик обучающегося, влияющих на процесс правовой социализации как части общей социализации и правовой защищенности.
Литература:
1. Доклад уполномоченного по правам ребенка в Оренбургской области «О соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов детей в Оренбургской области в 2018 году». URL: http://www.old.zaksob.ru/doc.aspx?id=2600 (дата обращения 10.06.2019).
2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года. URL: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения 01.07.2019).
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения 20.07.2019).
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 20.07.2019).
5. Черемисина А.А. Реализация идей В.А. Сухомлинского о защите прав несовершеннолетних в современной образовательной ситуации / А.А. Черемисина / Материалы Международной научно-практической конференции. Оренбург, 15-17 мая 2018 г.: сб. статей: в 2 т. / науч. ред. В.Г. Рындак. -Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2018. - Т.2. - 228 с., С. 102-106.
Педагогика
УДК: 371.011
кандидат педагогических наук, доцент Черемисина Александра Анатольевна
Институт педагогики и психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ
ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
Аннотация. В статье представлен анализ процесса становления социально-правового воспитания обучающихся в России в различные хронологические периоды ее исторического развития. Рассматриваемая автором эволюция содержания социально-правового воспитания обучающихся, базирующаяся на совокупности идей и взглядов понимания содержания, методов организации, особенностей взаимодействия педагога и обучающегося в ходе осуществления социально-правового воспитания, представляющая его как специально организованное взаимодействие педагога и обучающегося по освоению правового знания, становлению правовой позиции, обретению социально-правового опыта в различные исторические периоды развития российского общества, дающая возможность на основе исторического анализа определить наиболее эффективные пути формирования правовой компетентности современного обучающегося.
Ключевые слова: право, правовое воспитание, правовое образование, социально-правовое воспитание, социализация, правовая позиция, социально-правовой опыт, правовая компетентность.
Annоtation. The article presents the analysis of the process of formation of social and legal education of students in Russia in different chronological periods of its historical development. The author considers the evolution of the content of social and legal education of students, based on a set of ideas and views of understanding the content, methods of organization, features of interaction of the teacher and the student in the implementation of social and legal education, representing it as a specially organized interaction of the teacher and the student on the development of legal knowledge, the formation of the legal position, the acquisition of social and legal experience in various historical periods of the development of Russian society, which makes it possible on the basis of historical analysis to determine the most effective ways of formation of legal competence of the modern student.
Keywords: right, legal education, legal education, social and legal education, socialization, legal position, social and legal experience, legal competence.
Введение. Исследование проблемы становления и развития социально-правового воспитания обучающихся в историческом аспекте позволит осуществить его организацию в современных образовательных учреждениях как целостного социально-педагогического процесса обеспечивающего правовую компетентность и правовую социализацию школьника, являющегося реальной предпосылкой преобразования правовой позиции обучающихся в контексте новой социально-педагогической парадигмы воспитания, нацеленной на усиление субъектности обучающегося в данном процессе.
Социально-правовое воспитание обучающихся обеспечивает формирование их правовой компетентности в совокупности правовых знаний и умений, правовой позиции, социально-правового опыта, способствуя развитию самостоятельности, субъектности и успешности в определении обучающимися стратегии правомерного поведения на основе актуальных социально-правовых ориентиров в ходе социализации.
Изложение основного материала статьи. Становление и развитие социально-правового воспитания отражает основные тенденции генезиса данного процесса, что требует их учета в реализации педагогического сопровождения обучающихся: основные исторические события определяют усиление роли права и его воспитательного потенциала в обществе; особенности политического, экономического и социокультурного развития страны выдвигают, обостряют, изменяют цели и содержание правового воспитания; субъектность социально-правовых отношений усиливается, свидетельствуя о потребности личности в выражении своей правовой позиции и творческой активности в осуществлении социально-правовой деятельности.
Необходимость и целесообразность комплексного (философско-исторического, теоретико-методологического, технологического) изучения проблемы социально-правового воспитания обучающихся подтверждается результатами проведенного нами исследования, выявившего общественно-исторические, социокультурные, социально-педагогические (восприятие человека как субъекта образовательно-воспитательного процесса, имеющего направленность на его саморазвитие, самореализацию и самоопределение) предпосылки социально-правового воспитания обучающихся.