качества, наблюдается положительная динамика изменения личностных характеристик обучающегося, влияющих на процесс правовой социализации как части общей социализации и правовой защищенности.
Литература:
1. Доклад уполномоченного по правам ребенка в Оренбургской области «О соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов детей в Оренбургской области в 2018 году». URL: http://www.old.zaksob.ru/doc.aspx?id=2600 (дата обращения 10.06.2019).
2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года. URL: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения 01.07.2019).
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения 20.07.2019).
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 20.07.2019).
5. Черемисина А.А. Реализация идей В.А. Сухомлинского о защите прав несовершеннолетних в современной образовательной ситуации / А.А. Черемисина / Материалы Международной научно-практической конференции. Оренбург, 15-17 мая 2018 г.: сб. статей: в 2 т. / науч. ред. В.Г. Рындак. -Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2018. - Т.2. - 228 с., С. 102-106.
Педагогика
УДК: 371.011
кандидат педагогических наук, доцент Черемисина Александра Анатольевна
Институт педагогики и психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ
ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
Аннотация. В статье представлен анализ процесса становления социально-правового воспитания обучающихся в России в различные хронологические периоды ее исторического развития. Рассматриваемая автором эволюция содержания социально-правового воспитания обучающихся, базирующаяся на совокупности идей и взглядов понимания содержания, методов организации, особенностей взаимодействия педагога и обучающегося в ходе осуществления социально-правового воспитания, представляющая его как специально организованное взаимодействие педагога и обучающегося по освоению правового знания, становлению правовой позиции, обретению социально-правового опыта в различные исторические периоды развития российского общества, дающая возможность на основе исторического анализа определить наиболее эффективные пути формирования правовой компетентности современного обучающегося.
Ключевые слова: право, правовое воспитание, правовое образование, социально-правовое воспитание, социализация, правовая позиция, социально-правовой опыт, правовая компетентность.
Annоtation. The article presents the analysis of the process of formation of social and legal education of students in Russia in different chronological periods of its historical development. The author considers the evolution of the content of social and legal education of students, based on a set of ideas and views of understanding the content, methods of organization, features of interaction of the teacher and the student in the implementation of social and legal education, representing it as a specially organized interaction of the teacher and the student on the development of legal knowledge, the formation of the legal position, the acquisition of social and legal experience in various historical periods of the development of Russian society, which makes it possible on the basis of historical analysis to determine the most effective ways of formation of legal competence of the modern student.
Keywords: right, legal education, legal education, social and legal education, socialization, legal position, social and legal experience, legal competence.
Введение. Исследование проблемы становления и развития социально-правового воспитания обучающихся в историческом аспекте позволит осуществить его организацию в современных образовательных учреждениях как целостного социально-педагогического процесса обеспечивающего правовую компетентность и правовую социализацию школьника, являющегося реальной предпосылкой преобразования правовой позиции обучающихся в контексте новой социально-педагогической парадигмы воспитания, нацеленной на усиление субъектности обучающегося в данном процессе.
Социально-правовое воспитание обучающихся обеспечивает формирование их правовой компетентности в совокупности правовых знаний и умений, правовой позиции, социально-правового опыта, способствуя развитию самостоятельности, субъектности и успешности в определении обучающимися стратегии правомерного поведения на основе актуальных социально-правовых ориентиров в ходе социализации.
Изложение основного материала статьи. Становление и развитие социально-правового воспитания отражает основные тенденции генезиса данного процесса, что требует их учета в реализации педагогического сопровождения обучающихся: основные исторические события определяют усиление роли права и его воспитательного потенциала в обществе; особенности политического, экономического и социокультурного развития страны выдвигают, обостряют, изменяют цели и содержание правового воспитания; субъектность социально-правовых отношений усиливается, свидетельствуя о потребности личности в выражении своей правовой позиции и творческой активности в осуществлении социально-правовой деятельности.
Необходимость и целесообразность комплексного (философско-исторического, теоретико-методологического, технологического) изучения проблемы социально-правового воспитания обучающихся подтверждается результатами проведенного нами исследования, выявившего общественно-исторические, социокультурные, социально-педагогические (восприятие человека как субъекта образовательно-воспитательного процесса, имеющего направленность на его саморазвитие, самореализацию и самоопределение) предпосылки социально-правового воспитания обучающихся.
Проблема построения идеальной модели правомерного поведения человека постоянно находится в центре внимания в обществе и существовала на протяжении всего периода развития человечества. Анализ отечественной теории и практики социально-правового воспитания помог представить эволюцию исследуемого феномена, заключающуюся в том, что на каждом этапе своего политического, социально-экономического, культурного развития, общество ставило перед философами, юристами и педагогами задачу поиска путей и средств передачи знания законов человеческого сосуществования молодому поколению.
Обновление системы социально-правового воспитания необходимо реализовывать с учетом имеющегося историко-педагогического опыта, свидетельствующего о стремлении общества накапливать и передавать молодому поколению правовые знания, умения правомерного поведения в обществе (И.И. Бецкой, Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев, М.М. Сперанский и др.), способствующие формированию активной личности с определенной правовой позицией, обладающей позитивным социально-правовым опытом участия во всех сферах общественной жизни, успешно социализирующейся.
Развитие правового воспитания, являющегося основой социально-правового воспитания, всегда происходило в контексте развития государства и правовых основ. В свою очередь процесс зарождения права был связан с конфликтными ситуациями в обществе. На базе часто повторяющихся однотипных противоречий стали создаваться устойчивые правила поведения сторон по их разрешению или даже предотвращению (Домострой, «Русская правда» и др.), передача и сохранение которых были основной задачей правового воспитания.
По предположению юристов (С.С. Алексеев, Ю.Г Ершов, Д.А. Керимов, В.С. Нерсесянц, Л.С. Явич и др.) право - это то, что возведено в закон, а вне закона нет права. Другие же считают, что право создается в обществе, а законы всего лишь выступают формой его выражения. Проблема построения идеальной модели правомерного поведения человека постоянно находится в центре внимания в обществе и существовала на протяжении всего периода развития человечества [1; 3].
По мнению И.В. Михайловского, «право - есть явление социальное, немыслимое у изолированного человека. Он утверждал, что не психические переживание определяет собой юридическую норму, а наоборот, без юридической нормы нет права». Как считал Б.Н. Чичерин, государство - высшая форма общежития, право - внешняя свобода человека, определенная общим законом [5; 3].
Непрерывное совершенствование правовой нормы связано с особенностями ее влияния на поведение личности и зависело от того, насколько юридические предписания соответствуют реальным потребностям общества. Важную роль в определении того, что дозволено играет состояние законности в обществе, уровень правовой воспитанности граждан, готовность членов социума соблюдать предписания, выраженные в их типичном поведении в процессе общественных отношений.
Создание благоприятных условий для жизни людей ученые философы, юристы, педагоги связывали с действием права в обществе, с распространением к нему положительного отношения, о чем свидетельствует проведенный нами анализ ведущих идей и взглядов на правовое воспитание и образование.
Так, из-за уникальности развития российского государства проблеме правового образования и воспитания пристальное внимание начинают уделять в демократических кругах лишь в конце XVIII - XX веках. На развитие преподавания права в России большое влияние оказывала теория «государственной» школы (С.Е. Десницкий, К.Д. Кавелин, Н.М. Коркунов, С.А. Муромцев, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, С.М. Соловьев, П.А. Сорокин, Б.Н. Чичерин и др.). Деятельность российских ученых-философов, государствоведов, педагогов, правоведов, была обозначена четкими представлениями в своих произведениях и практике взглядов на право, способы распространения правовых знаний и убеждений, на необходимость правового воспитания подрастающего поколения и общества в целом.
Общественное мировоззрение рассматриваемого исторического периода основывалось на уважении и приоритетности прав и свобод человека, идее социальной справедливости, влияющей на формирование мировоззрения, рассматривающего главенство права как основы демократического общества и свободы каждой личности.
Взгляды на правовое обучение и воспитание, основанные на определенных идеях, подходах, принципах, представляли собой провозглашение в качестве целей образования изучение и использование законов государства; постепенное воспитание у детей способности в будущем выполнять общественные обязанности, совершенствовать свой профессиональный уровень; введение в государственных школьных системах (гимназии и другие школы) учебных курсов законоведения, моральных и политических наук, граждановедения; направленность воспитания на формирование в ребенке добродетельности, гражданственности, способным в последствии стать личностью, уважающей установленный порядок; появлении проблемы социализации личности.
Изначально стало ясно, что правовое обучение и воспитание должны строиться разносторонне. Эта идея нашла выражение в трудах известного русского правоведа С.Е. Десницкого, который в XVIII веке сформулировал основные положения концепции правовой подготовки, основанной на четких знаниях. В России правовое воспитание долгое время отождествлялось с гражданским. Идея гражданского воспитания, включающего основные направления правовоспитательного процесса, выражающегося в подчинении права морали, гармонии интересов личности и общества [2].
Особенно важна для исторического осмысления социально-правого воспитания обучающихся психологическая теория права, возникшая в России. Основателем психологической теории права считается Л.И. Петражицкий. Ее суть заключается в том, что истоки права находятся не в постановлениях законодателей, а в человеческой душе. Л.И. Петражицкий исследовал сущность правовых явлений, искал основу права в чувствах, инстинктах.
По его мнению, человек познает сущность права лишь в ходе анализа своих душевных состояний и переживаний. Человек размышляющий, как ему следует поступить в том или ином случае, иногда чувствует себя совершенно свободным в выборе своего поведения, при этом эмоции играют особо важную роль, управляют человеческим телом и психикой. Он различал моральные и правовые эмоции. Л.И. Петражицкий акцентировал внимание на аксеологических аспектах права. Люди приписывают себе и другим разные обязанности правового характера и исполняют их не потому, что эти обязанности зафиксированы в законодательных актах, а потому, что такое поведение им подсказывает «интуитивно - правовая совесть», личность свободная в своем волеизъявлении [6].
Но, все же появление термина «правовое воспитание» датируется XX веком, следовательно, передовая часть общественности понимала необходимость правовой подготовки граждан, их правового воспитания и образования. Идея распространения правовых знаний и правового воспитания заключалась в том, что представляла собой повседневную потребностью жизни граждан и способов осуществления ими своих прав. Однако, преподаванию отдельного самостоятельного курса по праву в программах не находилось места. Формирование законопослушной позиции не основывалось на формировании правового сознания, но важным было то, что на этом фоне постепенно решалась проблема защиты прав детей в стране, с 1917 года постоянно принимались документы, касающиеся прав несовершеннолетних.
Развитие российского образования в XX - XXI вв. характеризуется значительными изменениями. Произошло обновление содержания и методов обучения, были введены новые организационные формы, изменились взаимоотношения учителя и ученика. Приоритетными идеями педагогики, как в теории, так и на практике, стали активность ребенка, его самостоятельность, демократизм школы.
Изменение ситуации в области международной защиты прав несовершеннолетних, повлекло изменение отношения к правовому воспитанию в России. К началу Великой Отечественной войны в СССР была выстроена система воспитательной работы с детьми и подростками, включающая правовое воспитание, которая прослужила вплоть до распада страны. В последующем правовое воспитание включало ознакомление обучающихся с конституционными основами. Но развитие общества, достижения научно-технического и социального прогресса, существенные изменения в международной и во внутренней обстановке потребовали усиления правового воспитания школьников. Особенно активизировалось внимание к проблеме правового воспитания в 70-е годы, как в теоретических исследованиях, так и на практике.
Важным для переосмысления цели правового воспитания, являющегося основой социально-правового воспитания, его задач является признание и закрепление международной общественностью прав детей (принятие ГА ООН Конвенции о правах ребенка 20 ноября 1989 г.). Необходимо сохранить оправдавший себя исторически сложившийся опыт в области правового воспитания и использовать его лучшие стороны в современном социально-правовом воспитании [4].
На основе изученного процесса становления социально-правового воспитания обучающихся в России в различные хронологические периоды, анализа педагогических подходов к проблеме правового воспитания, являющегося основой социально-правового воспитания, выявленных основных тенденциях развития, динамики его содержания нами были определены четыре исторических этапа правового воспитания в России, начиная с постреволюционного времени до современности.
Первый этап нами условно был обозначен как организационный, длящийся примерно с 1918/1938 годов по 50-е годы XX века. Данный этап характеризуется преобладанием обязательного изучения обучающимися конституционного устройства нашего государства в связи с тем, что была принята первая Конституция и всеобщим изучением которой, в качестве учебной дисциплины «Конституция СССР», занимались обучающиеся 7-х классов.
Второй этап представлен нами как теоретический, длящийся примерно с 60-х годов по 1972 год. Данный этап представлял собой преобладание изучения курса «Конституция СССР» в выпускном классе, на фоне которого происходит постепенное пополнение содержания учебного предмета положениями отраслевого права, реализация правового воспитательного потенциала курса, направленного на профессиональное самоопределение выпускников, престиж юридического знания.
Третий этап нами характеризуется как практикоориентированный, длящийся с 1972/75 годов по 80-е годы, включающий обострение приоритетности внимания со стороны государства к проблемам правового образования и воспитания, что в свою очереди повлекло внедрение в образовательные стандарты школ дисциплины «Основы Советского государства и права», обеспеченной методическими пособиями и средствами обучения. Данную дисциплину изучали обучающиеся 9-х классов.
Четвертый этап представляется нами как социальноориентированный, хронологические рамки которого обусловлены нестабильными 90-ми годами по первое десятилетие XX века. Название данного периода обусловлено направленностью педагогической мысли на всестороннее научное исследование правового воспитания в контексте приоритетности в обществе вопросов социально-правовой защиты детей и правовой социализации, на основе обновленных подходов к правовому образованию и воспитанию, формированию правовой культуры, правовой компетентности личности, развитие методик преподавания права, разработка социально-педагогических технологий осуществления правового воспитания школьников [7].
Проведенный историко-педагогический анализ становления социально-правового воспитания обучающихся в России в различные хронологические периоды отражает положительную динамику, основанную на изменении взглядов на необходимость изучения права в школе и обязательную организацию привития правомерного поведения подрастающему поколению; характеризующуюся созданием образовательно-воспитательной правовой системы, основанной на осуществлении личностного развития, обеспечивающего автономность ее поведения, не ущемляющего законные интересы других людей.
Современный период характеризуется сочетанием правового обучения и воспитания, введение в государственных образовательных учреждениях учебных курсов законоведения, моральных и политических наук, граждановедения; воспитание гражданина, уважающего установленный правопорядок, реализующего правовую компетентность и правомерное поведение, формирующиеся в процессе социально-правового воспитания; обострением проблемы правовой социализации личности.
Положительная динамика развития современной системы социально-правового воспитания обучающихся в России обусловлена, на наш взгляд, следующими тенденциями: основные исторические события, определяют усиление роли права и его воспитательного потенциала в обществе; особенности политического, экономического и социокультурного развития страны выдвигают, обостряют, изменяют цели и содержание социально-правового воспитания; субъектность социально-правовых отношений усиливается, свидетельствуя о потребности личности в выражении своей правовой позиции и творческой активности в осуществлении социально-правовой деятельности.
Выводы. Таким образом, проанализировав становление социально-правового воспитания обучающихся в контексте исторического развития России доказывает существование различных взглядов в обществе, среди ученых на проблему правового воспитания, являющегося основой социально-правового воспитания, адекватно сочетаемых с государственной политикой страны, общественно-экономическим развитием. В каждом хронологическом периоде развития нашего государства складывались свои традиции и принципы
восприятия права, передачи его основных положений молодому поколению, учитывающие специфику правовой системы, ментальность людей, их психологию и социально-правовые личностные характеристики. В связи с этим, основной задачей современного социально-правового воспитания обучающихся видится нами в объединении свободных, индивидуальных систем права в единую правовую систему, идеально сочетающую в себе интересы отдельно взятой личности.
Литература:
1. Алексеев С.С. Философия права: история и современность. Проблемы. Тенденции. Перспективы. М.: НОРМА, 1999. 329 с.
2. Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века: в 2-х т. / Под общ. ред. И.Я. Щипанова; Моск. ордена Ленина гос. Ун-т им. М.В. Ломоносова. Кафедра истории рус. философии. -М.: Госполитиздат, 1952. Т. 1: [Просветители: Н.Н. Поповский, А.А. Барсов, Д.С. Аничков, С.Е. Десницкий, И.А. Третьяков, А.М. Брянцев, А.А. Каверзнев, П.А. Словцов, Я.П. Козельский]. 1952. 712 с.
3. История политических партий и правовых учений / под общ. ред. акад. РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нерсесянца. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2004. 944 с.
4. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
5. Михайловский И.В. Очерки философии права. Т. 1. Томск, 1914. 432 с.
6. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб.: Лань, 2000. 606 с.
7. Черемисина А.А. Социально-правовое воспитание школьника на компетентностной основе: теория и опыт реализации / Образование и учитель XXI века: проблемы, перспективы развития. Всероссийская научно-практическая конференция. Оренбург, 6-7 октября 2010 г.: сб. статей: в 2 т. / научн. ред. проф. В.Г. Рындак; Мин-во образования и науки Рос. Федерации, Оренб. гос. пед. Ун-т. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. Т. 2. 236 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=20268712
Педагогика
УДК:378.51
старший преподаватель Черкасский Петр Андреевич
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация. Статья посвящена вопросу применения информационно-коммуникационных и компьютерных технологий в образовательном процессе. В связи с этим в статье рассматриваются возможности формирования при обучении математике посредством информационно-коммуникационных и компьютерных технологий математического мышления, а также критического, визуального, логического, мышления.
Ключевые слова: информационное общество, критическое мышление, визуальное мышление, логическое мышление, пространственное мышление, формирование математического мышления, "Живая математика", "Живая геометрия", "GeoGebra".
Annotation. The article is devoted to the application of information and communication and computer technologies in the educational process. In this regard, the article discusses the possibility of formation in the teaching of mathematics through information and communication technologies and computer mathematical thinking, as well as critical, visual, logical thinking.
Keywords: information society, critical thinking, visual thinking, logical thinking, spatial thinking, formation of mathematical thinking, "Living mathematics", "Living geometry", "GeoGebra".
Введение. На современном этапе формирования информационного общества процесс информатизации и компьютеризации всех областей человеческой деятельности привел к тому, что сфера образования претерпела определенные изменения. Место привычной доски с мелом, циркуля и линейки занимают интерактивные доски с соответствующим программным обеспечением, разрабатываются современные интерактивные пособия.
Математика является инструментом для формирования мышления, поскольку в ней необходимо уметь видеть и делать акцент на существенных свойствах определенных объектов, необходимо уметь определять объекты, которым присущи эти свойства (отличать выпуклый многоугольник от невыпуклого или от ломанной кривой), уметь видеть и устанавливать связи, а также отношения между объектами (как в случае установления равенства и подобия треугольников) и уметь делать правильные выводы из математических фактов, представлять свои мысли и суждения последовательно и обоснованно.
Изложение основного материала статьи. Вышеизложенное способствует формированию общей культуры мышления. Более того ряд ученых, таких как Р.А. Атаханов, Г. Вейль, Б.В. Гнеденко, Ю.М. Колягин, В.А. Крутецкий, А.И. Маркушевич, и др, поднимая вопрос о формировании мышления обучающихся при обучении математике, формулируют идею формирования математического мышления а так же воспитания математической культуры в целом. Под математическим мышлением авторы понимают специфический вид теоретического научного мышления, особенности которого связанны со спецификой математики и с особенностями ее абстракций [4]. Современные информационно-коммуникационные и компьютерных технологии оказываются полезными в формировании логического и впоследствии математического мышления, поскольку уже сейчас есть интерактивные пособия, в состав которых включены задачи, непосредственно формирующие эти виды мышления. Современный педагог, используя программы динамической геометрии такие, как "Живая математика", "Живая геометрия", "GeoGebra", всегда сможет подготовить динамические чертежи, в процессе самостоятельной работы с которыми ученики, опираясь на известные факты, откроют для себя новые-инновационные варианты решения задачи или, может быть, даже откроют для самих себя определенные свойства каких - то объектов.