Научная статья на тему 'Правовая антикультура обучающихся как форма социальной деформации: основные направления профилактической работы'

Правовая антикультура обучающихся как форма социальной деформации: основные направления профилактической работы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
755
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ АНТИКУЛЬТУРА / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ / LEGAL ANTI-CULTURE / LEGAL EDUCATION / EDUCATION / STUDENTS / SOCIAL DEFORMATION / CASE TECHNOLOGY / PROPHYLAXIS OF ASOCIAL BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ядрышников К.С.

В статье рассматривается такая форма социальной деформации как правовая антикультура обучающихся. Автор анализирует структуру правовой антикультуры, причины ее возникновения, а также предлагает методы борьбы с правовой антикультурой обучающихся со стороны образовательных организаций и педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ядрышников К.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ANTI-CULTURE OF STUDENTS AS FORM OF SOCIAL DEFORMATION: MAIN DIRECTIONS OF PREVENTION

In article such form of social deformation as legal anti-culture of students is considered. The author analyzes structure of legal anti-culture, the reason of its emergence, and also offers methods of fight against legal anti-culture of students from the educational organizations and teachers.

Текст научной работы на тему «Правовая антикультура обучающихся как форма социальной деформации: основные направления профилактической работы»

Юридические науки

УДК 37.013

ПРАВОВАЯ АНТИКУЛЬТУРА ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

К.С. Ядрышников, Нижегородский колледж малого бизнеса (Нижний Новгород, Россия), E-mail: konstantin-y@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается такая форма социальной деформации как правовая антикультура обучающихся. Автор анализирует структуру правовой антикультуры, причины ее возникновения, а также предлагает методы борьбы с правовой антикультурой обучающихся со стороны образовательных организаций и педагогов.

Ключевые слова: правовая антикультура, правовое воспитание, образование, обучающиеся, социальная деформация, кейс-технология, профилактика асоциального поведения.

LEGAL ANTI-CULTURE OF STUDENTS AS FORM OF SOCIAL DEFORMATION: MAIN DIRECTIONS OF PREVENTION

Abstract. In article such form of social deformation as legal anti-culture of students is considered. The author analyzes structure of legal anti-culture, the reason of its emergence, and also offers methods of fight against legal anti-culture of students from the educational organizations and teachers.

Keywords: legal anti-culture, legal education, education, students, social deformation, case technology, prophylaxis of asocial behavior.

Одним из приоритетных направлений государственной политики России в сфере образования является воспитание в гражданах правовой культуры личности. Этот принцип закреплен в ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и реализуется в различных направлениях развития России как правового государства и высокого уровня гражданского общества в нем.

Кроме того, Президентом Российской Федерации были утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденных Президентом Российской Федерации 28 апреля 2011 г. № Пр-1168.

Данный документ весьма справедливо указывает, что « „.развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод» [2].

Таким образом, на государственном уровне была поставлена проблема необходимости формирования правовой культуры у граждан, а в частности, у молодого поколения. Именно

молодежь, обладающая высоким уровнем правосознания и правовой культуры, является гарантом будущего нашей страны.

В такой ситуации, основная нагрузка по формированию правовой культуры у молодого поколения, у обучающихся, ложится, прежде всего, на такие социальные институты как семья, школа и средства массовой информации.

Говоря о правовой культуре, мы будем исходить из определения данного профессором З. Г. Крыловой, определяющей правовую культуру как не просто то или иное отношение к праву, а это, прежде всего, уважительное отношение к его нормам. Лицо, обладающее правовой культурой, во-первых, характеризуется определенным уровнем знания действующих юридических норм; во-вторых, ему свойственно уважительное отношение к праву, и, в-третьих, оно строит свое поведение в соответствии с правом [2, с. 12].

Как мы видим, данная дефиниция достаточно объемна и, по нашему мнению, не может не включать в себя такие понятия, как духовно-нравственное, гражданское, патриотическое и трудовое воспитание обучающихся. Именно правовая культура обучающихся — по большей части молодежи — на наш взгляд, является залогом формирования гражданского общества в России.

Однако, несмотря на серьезные усилия, прилагаемые государством для формирования правовой культуры, в образовательных организациях практических любых типов и видов (исключая дошкольное и начальное общее образование), в отдельных случаях наблюдается достаточно весьма недостаточный уровень правовой культуры, а используя научную терминологию - высокий уровень правовой антикультуры.

Предметом исследования настоящей работы является рассмотрение правовой антикультуры обучающихся как формы социальной деформации молодежи, анализ составляющих правовой антикультуры и основные направления деятельности образовательной организации, связанной с профилактикой правовой антикультуры у обучающихся.

Говоря о правовой антикультуре, мы понимаем данное понятие, как полный антипод понятия правовой культуры, структурно состоящий из следующих элементов:

— правовой инфантилизм;

— правовой дилетантизм;

— правовая демагогия;

— правовой идеализм (фетишизм);

— правовой нигилизм [3, с. 26].

Перечисленные элементы правовой культуры являются одними из главных, но далеко не единственными компонентами правовой антикультуры обучающихся. Более того, в правовой антикультуре обучающихся мы видим определенную социальную деформацию - отклонение от социальной номы. Признаки социальной деформации в своих работах достаточно подробно описал академик В.Н.Кудрявцев, однако нам бы хотелось остановится на профилактических мерах, которые образовательные организации могут противопоставить правовой антикультуре обучающихся [4, с. 221].

В.Н. Кудрявцев отмечал, что «начало социальным деформациям кладут «обычные» недостатки в тех или иных сферах общественной жизни» [4, с. 225]. На наш взгляд, сфера образования представляет собой тот социальный институт, недостатки которого мгновенно отражаются на обществе, через личности обучающихся.

Таким образом, образовательная организация любого типа и вида должна иметь понятный и эффективный инструментарий, позволяющий не просто бороться с правовой антикультурой, но успешно формировать высокий уровень правовой культуры - как того требуют ФГОСы и иные нормативные акты Российской Федерации.

Говоря о конкретных мерах формирования правовой культуры обучающихся и как следствие - методах борьбы с признаками социальной деформации обучающихся, выраженной в форме правовой антикультуры, выделим наиболее, на наш взгляд, эффективные:

1. Правовое воспитание. Воспитание неотделимо от образования и любой воспитательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы мотивировать обучающихся на исключительно правомерное поведение (собственным примером, резонансным приговором суда и т.д.). Неправомерное поведение должно всячески осуждаться, во всех его проявлениях;

2. Правовое обучение. Программа любого учебного предмета или дисциплины, прямо или косвенно связанные с изучением правовых норм («Обществознание», «Безопасность жизнедеятельности», «Охрана труда», «Право» и т.д.) должны содержать в себе требования уважать право, разъяснения необходимости и важности соблюдения правовых норм;

3. Правовая пропаганда. Не только урочная, но и внеурочная деятельность должны быть построены на возможности заинтересовать обучающихся правом (обсуждение новых законов, решений или приговоров судов, обсуждение проблемных правовых ситуаций, которые произошли с самими обучающимся или их родителями (законными представителями);

4. Правовое самообразование. Из личного педагогического опыта автор может отметить, что данная форма является наиболее сложной, так как мотивировать обучающегося на самостоятельное изучение правовых норм достаточно тяжело. Тем не менее, в качестве выхода, автор использует кейс-технологию, с помощью которой создаются проблемные правовые кейсы (максимально приближенные к повседневной жизни обучающихся и членов их семей) и обучающемуся предлагается самостоятельно (как в урочное, так и во внеурочное время), найти правовое решение проблемы. Использование кейс-технологии при решении данных задач является весьма эффективным.

Подводя итог, отметим, что, к сожалению, социальная деформация обучающихся в форме правовой антикультуры, в той или иной степени будет присутствовать всегда. И здесь задача образовательной организаций и педагогов с первых же занятий погружать обучающегося в правомерную правовую действительность и содействовать формированию у детей высокого уровня правовой культуры и правосознания, не допуская проявления асоциального поведения.

Литература:

1. Основы права. Учебник / под ред. З. Г. Крыловой. М. : Высш. шк., 2000. 400 с.

2. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) // Российская газета. 2011. 14 июля (№ 151).

3. Бондарев А.С. Правовая антикультура в правовом пространстве общества. Пермь: Перм. ун.-т, 2006. 192 с.

4. Кудрявцев В.Н. Избранные труды по социальным наукам. В 3 т. М.: Наука, 2002. Т.2: Криминология, социология, конфликтология. 283 с.

References:

1. Osnovy prava. Uchebnik / pod red. Z. G. Krylovoj. M. : Vyssh. shk., 2000. 400 s.

2. Osnovy gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v sfere razvitija pravovoj gramotnosti i pravosoznanija grazhdan (utv. Prezidentom RF 28.04.2011 № Pr-1168) // Rossijskaja gazeta. 2011. 14 ijulja (№ 151).

3. Bondarev A.S. Pravovaja antikul'tura v pravovom prostranstve obshhestva. Perm': Perm. un.-t, 2006. 192 s.

4. Kudrjavcev V.N. Izbrannye trudy po social'nym naukam. V 3 t. M.: Nauka, 2002. T.2:

Kriminologija, sociologija, konfliktologija. 283 s.

— • —

Сведения об авторе

Константин Сергеевич Ядрышников, преподаватель, Нижегородский колледж малого бизнеса (Нижний Новгород, Россия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.