восприятия права, передачи его основных положений молодому поколению, учитывающие специфику правовой системы, ментальность людей, их психологию и социально-правовые личностные характеристики. В связи с этим, основной задачей современного социально-правового воспитания обучающихся видится нами в объединении свободных, индивидуальных систем права в единую правовую систему, идеально сочетающую в себе интересы отдельно взятой личности.
Литература:
1. Алексеев С.С. Философия права: история и современность. Проблемы. Тенденции. Перспективы. М.: НОРМА, 1999. 329 с.
2. Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века: в 2-х т. / Под общ. ред. И.Я. Щипанова; Моск. ордена Ленина гос. Ун-т им. М.В. Ломоносова. Кафедра истории рус. философии. -М.: Госполитиздат, 1952. Т. 1: [Просветители: Н.Н. Поповский, А.А. Барсов, Д.С. Аничков, С.Е. Десницкий, И.А. Третьяков, А.М. Брянцев, А.А. Каверзнев, П.А. Словцов, Я.П. Козельский]. 1952. 712 с.
3. История политических партий и правовых учений / под общ. ред. акад. РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нерсесянца. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2004. 944 с.
4. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
5. Михайловский И.В. Очерки философии права. Т. 1. Томск, 1914. 432 с.
6. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб.: Лань, 2000. 606 с.
7. Черемисина А.А. Социально-правовое воспитание школьника на компетентностной основе: теория и опыт реализации / Образование и учитель XXI века: проблемы, перспективы развития. Всероссийская научно-практическая конференция. Оренбург, 6-7 октября 2010 г.: сб. статей: в 2 т. / научн. ред. проф. В.Г. Рындак; Мин-во образования и науки Рос. Федерации, Оренб. гос. пед. Ун-т. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. Т. 2. 236 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=20268712
Педагогика
УДК:378.51
старший преподаватель Черкасский Петр Андреевич
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация. Статья посвящена вопросу применения информационно-коммуникационных и компьютерных технологий в образовательном процессе. В связи с этим в статье рассматриваются возможности формирования при обучении математике посредством информационно-коммуникационных и компьютерных технологий математического мышления, а также критического, визуального, логического, мышления.
Ключевые слова: информационное общество, критическое мышление, визуальное мышление, логическое мышление, пространственное мышление, формирование математического мышления, "Живая математика", "Живая геометрия", "GeoGebra".
Annotation. The article is devoted to the application of information and communication and computer technologies in the educational process. In this regard, the article discusses the possibility of formation in the teaching of mathematics through information and communication technologies and computer mathematical thinking, as well as critical, visual, logical thinking.
Keywords: information society, critical thinking, visual thinking, logical thinking, spatial thinking, formation of mathematical thinking, "Living mathematics", "Living geometry", "GeoGebra".
Введение. На современном этапе формирования информационного общества процесс информатизации и компьютеризации всех областей человеческой деятельности привел к тому, что сфера образования претерпела определенные изменения. Место привычной доски с мелом, циркуля и линейки занимают интерактивные доски с соответствующим программным обеспечением, разрабатываются современные интерактивные пособия.
Математика является инструментом для формирования мышления, поскольку в ней необходимо уметь видеть и делать акцент на существенных свойствах определенных объектов, необходимо уметь определять объекты, которым присущи эти свойства (отличать выпуклый многоугольник от невыпуклого или от ломанной кривой), уметь видеть и устанавливать связи, а также отношения между объектами (как в случае установления равенства и подобия треугольников) и уметь делать правильные выводы из математических фактов, представлять свои мысли и суждения последовательно и обоснованно.
Изложение основного материала статьи. Вышеизложенное способствует формированию общей культуры мышления. Более того ряд ученых, таких как Р.А. Атаханов, Г. Вейль, Б.В. Гнеденко, Ю.М. Колягин, В.А. Крутецкий, А.И. Маркушевич, и др, поднимая вопрос о формировании мышления обучающихся при обучении математике, формулируют идею формирования математического мышления а так же воспитания математической культуры в целом. Под математическим мышлением авторы понимают специфический вид теоретического научного мышления, особенности которого связанны со спецификой математики и с особенностями ее абстракций [4]. Современные информационно-коммуникационные и компьютерных технологии оказываются полезными в формировании логического и впоследствии математического мышления, поскольку уже сейчас есть интерактивные пособия, в состав которых включены задачи, непосредственно формирующие эти виды мышления. Современный педагог, используя программы динамической геометрии такие, как "Живая математика", "Живая геометрия", "GeoGebra", всегда сможет подготовить динамические чертежи, в процессе самостоятельной работы с которыми ученики, опираясь на известные факты, откроют для себя новые-инновационные варианты решения задачи или, может быть, даже откроют для самих себя определенные свойства каких - то объектов.
Создавая такие чертежи, например, к задачам по стереометрии, рассматривая с их помощью всевозможные варианты решения, приводя чертеж в движение, мы также способствуем развитию пространственного мышления, то есть вида умственной деятельности, обеспечивающего разработку пространственных образов и оперирование ими в процессе решения школьниками теоретических и практических задач. Этими же свойствами обладает интерактивное пособие "Стереометрия" из серии пособий "Наглядная школа".
При работе на компьютере школьники учатся новому, более простому, быстрому способу получения большого объема информации, а также ее обработке. Формируется и умение анализировать информацию, выделять суть вопроса, владеть логикой рассуждений, обобщать статистический материал и правильно его интерпретировать [6]. Активизируются эти процессы при обучении математике с использованием методик активного обучения и современных информационных технологий или интерактивного обучения.
Умение проанализировать полученную информацию, выбрать необходимый для работы материал, качественно его обработать ускоряет и оптимизирует процесс мышления, способствует формированию критического склада ума и соответственно развивает критическое мышление обучающегося. Не будем преуменьшать важность и необходимость формирования критического мышления, ведь в современном мире размеры информационного поля практически безграничны и воспитание умения ориентироваться в этом поле, правильно оценивать уровень истинности получаемой информации и вырабатывать свои собственные независимые суждения является важной задачей современного образования.
Так Муякина В.П. в своей работе [4] раскрывает необходимость формирования критического мышления у современных школьников, ведь уже сейчас утверждено понятие "инновационное образование", которое подразумевает в большей степени овладение базовыми компетенциями, дающими затем возможность, самостоятельного приобретения необходимых знаний. Е.С. Полат тоже разделяет эту точку зрения и утверждает: «Не просто усвоение знаний, а умение их творчески применять для получения нового знания, развитие самостоятельного критического мышления - вот проблема, реализация которой требует принципиально иного взгляда как на технологию обучения, так и на теорию» [4]. М. Скривен, при актуализации необходимости формирования критического мышления учащихся, говорит о нем как об образовательной ценности, сравнимой с умениями читать и писать.
Бесспорно, современному обществу нужен критически мыслящий человек, способный думать, анализировать, уметь увидеть проблему а также отыскать рациональные пути ее решения. Но именно интерактивные средства обучения математике играют большую роль в становлении критически мыслящего ученика.
Формированию критического мышления так же способствуют специально разработанные обучающие интерактивные пособия, используемые в школе уже сейчас. Примером является серия интерактивных пособий "Наглядная школа", включающих в себя обучающие программы по математике, геометрии, физике, химии, информатике, географии и биологии. К тому же данные пособия абсолютно понятны, просты и доступны для самостоятельного использования в домашних условиях.
В.П. Зинченко приводит следующее определение визуального мышления: «Визуальное мышление — это человеческая деятельность, продуктом которой является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение видимым» [2, С. 17]. Таким образом, визуальное мышление или, как его еще называют, мышление зрительными образами рассматривается как сложный процесс преобразования информации, поступающей посредством зрения. Этот процесс позволяет создавать образы в соответствии с полученной зрительной информацией и оперировать ими.
Современные информационно-коммуникационные, компьютерные технологии способствуют наиболее наглядному, информативному и понятному способу представления информации посредством всевозможных обучающих программ, мультимедийных презентаций и т.д. Вышеизложенное, по мнению И.В. Роберт, определяется достаточно широкий диапазон целей педагогического воздействия:
- осуществление взаимодействия с объектами или участие в процессах, находящих свое отображение на экране, реализация которых в реальности невозможна, но целесообразна с учебно-методической точки зрения;
- осуществление управления различными виртуальными объектами и влияния на развитие сюжетов, процессов, представленных на экране;
- формирование и развитие эстетических вкусов, оценок, эстетического мировосприятия за счет визуализации объектов искусства в различных аспектах, а также умений и навыков художественной деятельности по созданию виртуального произведения искусства;
- развитие пространственного видения трехмерных объектов по их двухмерному представлению, умения создавать мысленную пространственную конструкцию некоторого объекта по его графическому представлению;
- формирование умений конструировать модели испытуемого или изучаемых объектов, процессов (как реальных, так и виртуальных), создавать мысленные абстрактные конструкции, включающие созданные модели;
- обучение моделированию аудиовизуальных, сенсорных ощущений непосредственного контакта пользователя с виртуальными объектами.
Реализация этих целей развивает учебную мотивацию, что позволяет активизировать учебную деятельность и создает предпосылки совершенствования образовательного процесса, направленного на развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, интуитивного, творческого, теоретического мышления [5].
Рассмотрим также и возможность формирования логического мышления при помощи интерактивных технологий в информационно-коммуникационной образовательной среде в процессе обучения математике. Интерактивное обучение математике представляет собой специальную форму организации познавательной деятельности через активное диалоговое взаимодействие всех субъектов образовательного процесса между собой и осуществляемое в форме совместной деятельности в открытой информационно-образовательной среде [1]. Отличительные признаки интерактивного обучения математике: диалоговое взаимодействие обучающихся между собой и обучающим с применением информационных и коммуникационных технологий и учетом психических особенностей обучающихся; равноправные взаимоотношения между обучающим и
обучаемым при доминировании активности обучающихся; направленность обучения на личностный рост обучающихся или самоактуализацию личности. Интерактивные педагогические технологии трансформируются в условиях информационно-образовательной среды и посредством включения информационных и коммуникационных технологий обогащают интерактивное обучение математике возможностью самоорганизации и самообразования, что оказывает значительное влияние на развитие мышления обучающихся [1, 6].
Под логическим мышлением понимают такой вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия. Способность мыслить логически формируется у человека в процессе его жизнедеятельности. Чтобы предотвратить формирование неправильных логических структур, или ускорить процесс формирования логического мышления, необходимо создать специальные условия. Для создания этих условий как нельзя лучше подходит процесс обучения математике и геометрии, протекающий в условиях информационно-компьютерной образовательной среды.
Сунгурова Н.Л. в своей работе раскрывает положительные стороны обучения школьника в условиях информационно-компьютерной образовательной среды, говорит о формировании логического,оперативного, прогностического мышления. Объясняется это тем, что пользователь предварительно подготавливает задачу для передачи компьютеру: логически продумывает ее затем составляет алгоритм и в какой-то мере прогнозирует алгоритм ее решения, которое в последующем осуществляется компьютерной программой. Опираясь на исследования П. Нортона, в которых говорится, что средства получения и передачи информации оказывают влияние на мыслительную деятельность человека, Сунгурова Н.Л утверждает, что использование компьютерных (мультимедийных) технологий является активным методом обучения, поскольку имеют нелинейную структуру, опирающуюся на процесс узнавания. Именно нелинейность технологий, по мнению Сунгуровой Н.Л., заложена в основу активных методов обучения.
Рассматривается также возможность использования в процессе обучения метода визуализации с применением информации, содержащей элементы проблемной ситуации, что непосредственно способствует более продуктивному усвоению знаний. Более того, утверждается мысль о том, что положительным личностным преобразованием является усиление интеллекта человека, связанное в условиях компьютеризации с возникшей потребностью решения более сложных и актуальных задач [7, С. 137].
Выводы. Исходя из вышеизложенного, информационно-коммуникационные технологии стимулируют мыслительные процессы обучающегося. Следовательно, они формируют интеллектуальные умения и способствуют выработке универсальных учебных действий современных школьников.
В условиях глобальной информатизации образования видоизменяется характер интерактивного обучения, построенного на диалоге и обогащенный посредством включения новых объектов учебной деятельности на основе информационных и коммуникационных технологий. Функции интерактивного обучения математике в открытой образовательной среде в образовании расширяют возможность личностного развития обучающихся. Возможности информационно-компьютерных технологий позволяют не только сформировать математическую компетентность, но и выстроить целостный процесс развития у обучающихся математического мышления обучающегося.
Литература:
1. Помелова, М.С. (Артюхина) Интерактивные средства в обучении математике // Математика в школе. - 2012. - №8. - С. 73 (0,1 п.л.)
2. Зинченко В.П. Современные проблемы образования и воспитания // Вопр. философии. — 1973. — № 11. - С. 42-463
3. Кузнецова Е.А. Как формировать и развивать мышление учащихся в средней школе средствами математики. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 5. С. 136-140.
4. Полат, Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высших учебных заведений / Под ред. Е. С. Полат. - М.: Академия, 2006. - 400 с.
5. Роберт И.В. Информация и информационное взаимодействие, их место и роль в современном образовании // Мир психологии. 2010. №3. С. 54-67.
6. Санина Е.И. Интерактивные методы и средства обучения в средней школе. / [Текст]. Е.И. Санина, Т.С. Попова // Ярославский педагогический вестник. - 2016, №6. -с. 112-114.
7. Сунгурова Н.Л. Психологические последствия освоения обучающимися информационно-компьютерной образовательной среды // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия "Философские, социальные и естественные науки". - № 5 (17). 2012.
Педагогика
УДК 372.881.1
магистр Чернышова Дарья Игоревна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Статья посвящена комплексному изучению и оценке нарушений письма у младших школьников. На основе анализа теоретических источников рассмотрены современные представления и перспективные направления исследования дисграфии, представлены результаты исследования особенностей нарушения письма у младших школьников. Проведена оценка симптоматики нарушений письма по показателям речевых профилей.
Ключевые слова: дисграфия, нарушение письма, письменная речь, устная речь, нарушения анализа и синтеза, акустическая дисграфия, оптическая дисграфия, аграмматическая дисграфия.
Annotation. The article is devoted to the comprehensive study and assessment of violations of the letter in younger schoolchildren. Based on the analysis of theoretical sources, modern ideas and promising areas of research on dysgraphia are considered, the results of a study of the characteristics of the violation of writing in younger