Научная статья на тему 'Сущность и содержание непрерывного правового образования в России'

Сущность и содержание непрерывного правового образования в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
594
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТЬ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЕДЕНИЕ / ПРАВО / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CULTURE / PERSONALITY / CONTINUOUS LEGAL EDUCATION / EDUCATION / BEHAVIOR / LAW / LEGAL EDUCATION / LEGAL CULTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кутыгин Юрий Александрович

Изложены результаты теоретико-методологического анализа сущности и содержания непрерывного правового образования в нашей стране. Показано, что правовое воспитание, с одной стороны, и правовое образование, с другой, позволят изменить отношение молодежи к праву как к неотъемлемой части общественного развития. Движущая сила развития правосознания и правовой культуры личности в стремлении к принятию и одобрению социумом ее поведения. Результаты, полученные в результате теоретического исследования, а также практического анализа показателей противоправного поведения школьников, позволили рассмотреть содержание правового воспитания и образования целостно, что дало возможность определить направления в развитии системы непрерывного правового образования. Теоретический анализ обоснован и апробирован эмпирическими исследованиями. Показаны актуальность и перспективы применения методов правового воспитания и правового образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATURE AND CONTENT OF CONTINUOUS LEGAL EDUCATION IN RUSSIA

The results of theoretical and methodological analysis of the essence and content of continuous legal education in our country under the changing conditions of socialization and development of society are presented. It is shown that legal education will allow changing the general attitude of young people to law as an integral part of social development. The driving force of development of legal consciousness and legal culture is the individuals’ desire to have their behavior accepted and approved of by society. The results obtained by theoretical study and practical analysis of the indicators of the wrongful conduct of students have made it possible to examine the content of legal education as a whole and to determine the directions of development of the system of continuous legal education. The theoretical analysis is justified and tested by empirical research. The urgency and prospects of application of the methods of legal education are shown.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание непрерывного правового образования в России»

124_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_

2016. Т. 26, вып. 4 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

УДК 159:316 Ю.А. Кутыгин

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Изложены результаты теоретико-методологического анализа сущности и содержания непрерывного правового образования в нашей стране. Показано, что правовое воспитание, с одной стороны, и правовое образование, с другой, позволят изменить отношение молодежи к праву как к неотъемлемой части общественного развития. Движущая сила развития правосознания и правовой культуры личности - в стремлении к принятию и одобрению социумом ее поведения. Результаты, полученные в результате теоретического исследования, а также практического анализа показателей противоправного поведения школьников, позволили рассмотреть содержание правового воспитания и образования целостно, что дало возможность определить направления в развитии системы непрерывного правового образования. Теоретический анализ обоснован и апробирован эмпирическими исследованиями. Показаны актуальность и перспективы применения методов правового воспитания и правового образования.

Ключевые слова: культура, личность, непрерывное правовое образование, образование, поведение, право, правовое воспитание, правовая культура, правовое образование.

К актуальным общегосударственным проблемам относится сегодня правовое воспитание, что обусловлено непосредственным влиянием показателей и качества гражданской правовой воспитанности на развитие государства как правового (цель его построения отражена в ст. 1 Конституции РФ) [1; 2].

Приняв во внимание наличие в школьной программе предметов, прямо формирующих правовое сознание и отношение к праву и правовому государству, мы поставили задачу - исследовать феномен правового воспитания в контексте развития гражданского правосознания школьников.

Материалы и методы исследования

На одном из первых этапов был отмечен факт роста правонарушений несовершеннолетних. В основном это мелкие административные правонарушения, за которые, однако, законодатель предусмотрел наличие прямой ответственности. Налицо противоречие: школа учит правопослушности, то есть напрямую формирует правосознание молодежи, а показатели, определяющие отклонение от правовой нормы и социальноодобряемого поведения, увеличиваются.

Термин «правовое воспитание» рассматривается в двух аспектах:

1) в узком смысле правовое воспитание - это воспитание с целью повышения уровня правовой культуры личности, группы людей и общества в целом;

2) в широком смысле правовое воспитание подразумевает правовую социализацию человека, в процессе которой на его воспитание влияют такие факторы, как окружающая обстановка в целом, вся юридическая практика, а также поведение представителей государственного аппарата в правовой сфере [3]. Таким образом, мы можем трактовать правовое воспитание как сформированное уважительное отношение к закону, придание закону большой социальной значимости, возникновение чувства ответственности, непримиримости к произволу, коррупции и т. п.

Все существующие трактовки термина «правовое воспитание» сходятся в том, что в сознании каждого человека необходимо сформировать правовые идеи, нормы, принципы, являющиеся ценностью мировой и национальной правовой культуры. Можно трактовать правовое воспитание как сформированное уважительное отношение к закону; как придание закону большой социальной значимости, возникновение чувства ответственности, непримиримости к произволу, коррупции и т. п.

Правовое воспитание тесно связано с правовым образованием. Многие исследователи нередко подменяют эти понятия в различных трактовках. Но правовое обучение является способом «внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания» [4].

Результаты исследования и их обсуждение

Понятие «правовое воспитание» условно, поскольку любое воспитание предполагает воспитание в личности уважения к законам и необходимости их соблюдения. Уважение к закону должно стать стержнем жизни гражданина, поскольку оно лежит в основе государственно-правового порядка.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Воспитание человека не может считаться полноценным, если он не знает законов и/или нарушает их. Следует учитывать, что социальным расслоением в обществе прямо определяется отношение молодежи к праву и социальноодобряемому поведению.

Нами выявлены факты веерного всплеска правонарушений одноклассников и проживающих в микрорайоне детей и подростков среди социально неустойчивых слоев населения. Как констатируют инспекторы ИДН, наличие приводов и судимостей в определенной среде является как раз социально одобряемым и поощряемым поведением. Говорить о непрерывном правовом образовании такой молодежи крайне затруднительно: лишь немногие из них продолжают образование после окончания школы. Для юношей этой группы одним из элементов формирования правовой культуры и возможностью получения правового образования, является военная служба. Однако часть лиц, достигших призывного возраста, но имеющих судимости, не подлежит призыву. Для них крайне необходимо разрабатывать эффективные меры получения правового образования, формирующего устойчивую правовую культуру, препятствующую новым проявлениям противоправного и преступного поведения [5].

Сущность процесса непрерывного правового образования и воспитания определяется перечнем главнейших целей:

1) развить правовое сознание и мышление, правовую культуру личности и общества в целом;

2) сформировать ответственное отношение каждого гражданина к закону и праву;

3) сформировать практический опыт, правоприменение и компетентное принятие решений, чтобы обеспечить законопослушное поведение людей в обществе, устойчивое и последовательное развитие правового демократического государства [5].

Правовое образование может стать непрерывным только в том случае, если установлена органическая связь собственно педагогических учебно-воспитательных методов с экономическими, политическими, социальными, духовными, нравственными и непосредственно практическими средствами, способами и методами влияния на правовое сознание и законопослушное поведение.

В результате анализа выявлено, что непрерывное правовое образование будет эффективно, при наличии следующих факторов:

1) достаточное число и доступность соответствующих образовательных стандартов и программ;

2) разнообразие и качество образовательных услуг;

3) система управления образованием;

4) необходимое психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;

5) наличие доводов, которые мотивируют юридическую грамотность, учитывая при этом возраст, жизненный, культурный и профессиональный опыт, жизненные условия отдельно взятой личности.

В этом контексте правовая культура рассматривается как совокупность опыта и взаимодействия людей с правом. При этом главная задача является обеспечение проживания и развития каждого гражданина в условиях, способствующих реализации его гражданских прав и свобод, что также требует наличия багажа правовых знаний [6].

Определяя круг проблем нашего исследования, мы проводили опросы старшеклассников екатеринбургских и курганских школ с целью выявления знаний о своих правах и обязанностях, для чего была разработана анкета, количество вопросов в которой зависело от класса, в котором учится респондент (9 кл. - 10 вопросов; 10 кл. - 20; 11 кл. - 25). Большая часть вопросов сформирована на основе содержания учебной программы по правовым дисциплинам.

Выяснилось, что более половины школьников плохо знают свои права и практически не знают обязанностей. Достаточно сказать, что около 70 % школьников считают, что употребление наркотиков не является наказуемым деянием.

Несколько выше данный показатель был у старшеклассников сельских школ Свердловской области (в анкетировании участвовали 224 школьника), что первоначально кажется странным, но позволяет делать вывод, что фактором формирования правовых знаний и правового образования остается школа, а не сверстники и СМИ. Например, сельские школьники гораздо лучше своих городских сверстников разбираются в вопросах трудового законодательства, семьи и брака.

Согласно Концепции модернизации образования, право относится к дисциплинам, обеспечивающим социализацию обучающихся, формирование основ правовой компетентности. Но нужно отметить: правовое воспитание не сводится лишь к правовой информированности, а является целенаправленным и сознательно-осуществляемым педагогическим процессом, в задачу которого входит

2016. Т. 26, вып. 4

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

организация и стимулирование активной правовой деятельности, направленной на достижение следующих целей в процессе обучения и воспитания учащихся:

1) формирование потребности соблюдать правовые нормы, правила и законы;

2) выработка нравственного поведения;

3) развитие правовой культуры и правового сознания, то есть обеспечение необходимого уровня правовых знаний, а также развитие правовых интересов, чувств, правового мышления.

Правовая культура - главный компонент культуры личности. В ее состав входят три элемента:

1) потребностно-мотивационный;

2) интеллектуально-чувственный;

3) поведенческо-волевой.

Для того чтобы непрерывный правовой учебно-воспитательный процесс можно было спроектировать и реализовать, необходимы формулировка и описание сущности принципов (табл.), которые коррелируют с принципами Общей концепции непрерывного образования и отражают характерные свойства правового учебно-воспитательного процесса [6].

Переход к непрерывному правовому учебно-воспитательному процессу возможен только при системной реализации рассмотренных в единстве принципов. Содержание каждого принципа определяется исходя из уровня и направления правового образования [7].

Принципы реализации и проектирования целостного процесса обучения и воспитания

№ п/п Наименование принципов Сущность принципов

1. Принцип всеобщности и демократизма правового образования и воспитания • доступность и многообразие содержания, форм и видов предоставления личности любого возраста должностного и социального статуса юридических образовательных услуг любого вида, в любом месте, в любое время и любого уровня с учетом потребностей, интересов и возможностей этой личности; • обязательная для всех правовая подготовка - в первую очередь, для руководителей, работников кредитно-финансовой и социальной сферы, предпринимателей

2. Принцип гуманизации правового воспитания и образования • создать уклад жизни образовательного учреждения, где происходит реализация совместной творческой деятельности, взаимообучения и диалогического общения субъектов образовательного процесса, а также возможностей для проявления и развития творческого потенциала личности

3. Принцип вертикальной интеграции уровней правового образования • обеспечить постоянный рост личностной правовой культуры

4. Принцип горизонтальной к оординации деятельности основных, государственных, негосударственных, дополнительных и общественных образовательных учреждений • обеспечить предпосылки согласованной образовательной политики в рамках системы непрерывного правового учебно-воспитательного процесса; • снять проблемные вопросы на «стыках» образовательных программ и педагогических технологий

5. Принцип связи правового образования и воспитания с потребностями практической деятельности личности и общества • отказаться от абстрактного правового просветительства; • отдать предпочтение контекстному обучению (деятельной модели учебно-воспитательного процесса), характерной чертой которого является использование реальных правовых данных, которые основаны на действующем законодательстве, моделируются условия применения законодательных актов в соответствии с реальными проблемами и задачами, а также и профессиональной деятельностью; • сформулировать требования педагогически обоснованной интеграции правового образования, науки и жизнедеятельности личности

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

6. Принцип вариативности, гибкости, проблемности, системности и междисциплинарности содержания праввоого образования и воспитания • вариативность - разнообразить образовательные программы, которые разрабатываются для потребителя; • гибкость - периодически пересматривать содержание в соответствии с изменяющимися потребностями человека, государства и общества в правовом образовании; • проблемность - развитие правового мышления и познавательной мотивации в учебно-воспитательном процессе; • междисциплинарность, системность - возможность права как науки интегрировать в различные области теоретического знания и практической человеческой деятельности, воплощение единства проводимой правовой политики по построению демократического правового государства

7. Принцип преемственности педагогических технологий и образовательных программ • обеспечить непрерывность развития правовой культуры, легкости перехода личности на последующие ступени образования в области права; • основа преемственности - это фундаментальное содержание правового образования, определение которого отражено в ГОСТах; • при владении «ядром» содержания, человек может самостоятельно выбирать виды, темпы и сроки обучения, а также выбрать свою программу получения правового образования

8. Принцип учета в правовом образовании национальных традиций, экономических, политических, социальных, духовных условий жизни людей • разработать учебно-воспитательного содержание; • предоставить для образовательных учреждений необходимую правовую информацию с учетом федерального законодательства и законодательных правовых актов субъектов РФ; • осуществления принципа через его региональный компонент

9. Принцип единства общего, профессионального и правового образования • правовое содержание во всех существующих образовательных программах и ГОСТах общего и профессионального образования; • ввести специальные правовые программы; • обеспечить формирование правового мировоззрения личности как органичной составной части ее общего жизнепонимания; • расширить образовательные программы подготовки и повышения квалификации специалистов-правоведов и педагогов права; • реализовать этот принцип - значит обеспечить содержательную интеграцию правового, общего и профессионального образования в систему непрерывного правового образования и воспитания.

Итак, на основе изложенного выше мы можем заключить, что под правовым воспитанием понимается:

1) планомерное, управляемое, организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на психологию, сознание граждан государства;

2) совокупность различных правовоспитательных форм, средств и методов современной правовой деятельности, задача которой - сформировать глубокие и устойчивые правовые знания, убеждения, потребности, ценности, привычки правомерного поведения в правосознании граждан;

3) цель правового воспитания - сформировать устойчивые правовые идеи и принципы в правосознании воспитуемых.

2016. Т. 26, вып. 4

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Во всех странах (с разной степенью осознанности и качества) происходит реализация особой деятельности, направленной на распространение воззрений о праве и правопорядке. Достижение этой цели происходит путем использования различных источников: церкви, школы, печати, радио, телевидения, произведений литературы, и искусства, а также специальных юридических учебных заведений [8]. Так, правовое воспитание выступает составным компонентом идеологической функции государства. По мере развития и совершенствования государственности происходит поиск иных средств и форм идеологической обработки психологического сознания людей; все больше обосабливается и специализируется правовое воспитание как самостоятельный вид деятельности государства, его органов и их служащих, а также органов местного самоуправления и всего общества в целом. Более того, наблюдаются изменения в содержании, тактике, объектах, формах и способах влияния на сознание гражданского общества и отдельных людей [9]. В развитых государствах стабильной остается сущность самого государства в форме представлений о праве и правосознании, их сущности, ценностей и функциях. Только в условиях реальной демократии возможно осуществление целенаправленной и организованной деятельности, главнейшая задача которой заключается в правовом просвещении и правовом воспитании широких народных масс.

Заключение

Мы считаем, что оптимальное построение процесса непрерывного правового образования, позволит максимально быстро преодолеть проблему роста правопонимания и правосознания у современной молодежи. Возможности образовательного процесса в формировании у учащихся и студентов правовой культуры являются безграничными и не оценены объективно. Сегодня проходит планомерный разворот в сторону престижности образования, осознания молодежью его необходимости. В этом процессе именно правовое образование могло бы стать основой и правового воспитания и формирования устойчивой правовой и поведенческой культуры.

В заключении отдельно отметим необходимость качественного правового образования детей и подростков уже нарушивших закон. В этом деле особую роль могли бы сыграть правоохранительные органы, но для этого, они сами должны быть образцом правопорядочного поведения.

Проблема непрерывности правового воспитания и образования актуальна еще и с позиции формирования у молодежи правовой мобильности, понимания, что закон и общество не стоят на месте, они развиваются во благо гражданина и государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон об Образовании в РФ. № 273-ФЗ. Ст. 10. URL: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf (дата обращения: 11.05.2015).

2. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. М.: Юрид. лит., 2009. 64 с.

3. Иванников И.А. Концепция правовой культуры // Правоведение. 2010. № 3. С. 44-47.

4. Каминская В.И., Михайловская И.В., Радушная И.В. Изучение правосознания граждан и вопросы правового воспитания. М.: Юридическая литература, 2012. 188 с.

5. Легенчук Д.В. Содержание, сущность и некоторые особенности целей функций современной системы образования в контексте преемственности // Глобальный научный потенциал. 2012. № 8. С. 28-30.

6. Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. URL: http://www.eidos.ru (дата обращения: 12.12.2015).

7. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». URL: http://minobr.gov-murman.ru/files/Prikaz_1008.pdf (дата обращения: 10.10.2015)

8. Прозументова Г.Н. Потенциал взаимодействия вузов и школ: эмпирические модели // Вестн. Томск. гос. унта. 2012. № 358. С. 182-187.

9. Савиных В.Л. Гражданское самоопределение сельских школьников: монография. Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 2013. 170 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.). URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/938 (дата обращения 10.02.2015)

11. Федорова Н.А. Довузовская подготовка как этап становления социальной зрелости старшеклассника: дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2004. 181с.

Поступила в редакцию 07.10.16

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Yu.A. Kutygin

THE NATURE AND CONTENT OF CONTINUOUS LEGAL EDUCATION IN RUSSIA

The results of theoretical and methodological analysis of the essence and content of continuous legal education in our country under the changing conditions of socialization and development of society are presented. It is shown that legal education will allow changing the general attitude of young people to law as an integral part of social development. The driving force of development of legal consciousness and legal culture is the individuals' desire to have their behavior accepted and approved of by society. The results obtained by theoretical study and practical analysis of the indicators of the wrongful conduct of students have made it possible to examine the content of legal education as a whole and to determine the directions of development of the system of continuous legal education. The theoretical analysis is justified and tested by empirical research. The urgency and prospects of application of the methods of legal education are shown.

Keywords: culture, personality, continuous legal education, education, behavior, law, legal education, legal culture.

Кутыгин Юрий Александрович, Начальник кафедры огневой подготовки

Уральский юридический институт МВД России 620057, Россия, г. Екатеринбург, ул. Корепина, 66 E-mail: ukutugin@mail.ru

Kutygin Yu.A.,

Head of the Department fire training

Ural Law Institute of the Russian Interior Ministry Korepina st., 66, Ekaterinburg, Russia, 620057

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.