https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.10.31
Кутыгин Юрий Александрович, Жижилева Анастасия Александровна ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД
Статья раскрывает содержание многоаспектного феномена "воспитание", который определяет уровень культуры человека и его ценность в обществе. Воспитание подрастающего поколения - основная и наиболее важная задача государства, способствующая прогрессивному развитию и модернизации общественных отношений с учетом динамики становления различных сфер общественной жизни. Первостепенным началом формирования личности выступает институт семьи как основная ячейка общества. Данная статья посвящена анализу проблематики воспитания современной молодежи под влиянием различных факторов, условий. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/9/2019/10/31 .html
Источник Манускрипт
Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 10. C. 162-166. ISSN 2618-9690.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/10/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
8. Малахов В. А. Единство мира и многообразие культур (материалы круглого стола украинских и российских философов) // Вопросы философии. 2011. № 9. С. 3-36.
9. Малинова О. Ю. Российская идентичность между идеями науки и цивилизации // Полиэтническое общество, власть и демократия в России: сборник статей / под общ. ред. М. К. Горшкова, А. Дибирова. М. - Махачкала: Лотос, 2012. С. 118-124.
10. Межнациональное согласие в общероссийском и религиозном измерении. Социокультурный и религиозный контексты: монография / отв. ред. Л. М. Дробижева. М.: ФНИСЦ РАН, 2018. 552 с.
11. Отношение к религиям [Электронный ресурс] // Левада Центр. URL: http://www.levada.ru/2018/01/23/otnoshenie-k-religiyam/ (дата обращения: 18.06.2018).
12. Пиатровский М. Б. Куда идет российская культура? (материалы «Круглого стола») // Вопросы философии. 2010. № 9. С. 3-59.
13. Путин В. В. Россия: национальный вопрос // Вестник Российской нации. 2012. № 1 (21). С. 4-16.
14. Степин В. С. Куда идет российская культура? (материалы «Круглого стола») // Вопросы философии. 2010. № 9. С. 3-59.
15. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70184810/ (дата обращения: 18.06.2018).
16. Тишков В. А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2003. 544 с.
17. Хабермас Ю. Между натурализмом и религией. Философские статьи [Электронный ресурс]. URL: https://predanie.ru/ book/216268-mezhdu-naturalizmom-i-religiey/ (дата обращения: 23.09.2019).
18. Чумаков А. Н. Метафизика глобализации. Культурно-цивилизационный контекст. М.: Канон+; РОИИ «Реабилитация», 2006. 516 с.
19. Guddems A. Living in a Post-Traditional Society // Reflexive Modernization: Politics, Tradition and Aesthetics in the Modern Social Order / ed. by U. Beck, A. Giddens, S. Lash. Cambridge: Polity, 1994. Р. 56-109.
CROSSCULTURAL DIALOGUE AS A FACTOR TO PRESERVE ETHNO-CULTURAL DIFFERENCES IN THE GLOBALIZING WORLD: PHILOSOPHICAL AND POLITOLOGICAL ASPECTS
Abdulkadyrov Yusup Nurmagomedovich, Doctor in Philosophy, Professor
Dagestan State Technical University, Makhachkala Regional Centre of Ethno-Political Research of Dagestan Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences, Makhachkala filosofdgtu @mail. ru
The article reveals the importance of crosscultural dialogue as an essential factor of consolidation of the Russian society and formation of the civil nation in Russia. It is shown that just through crosscultural dialogue, modern Russia can develop consistent national policy and properly secure its integrity and wholeness, fit harmoniously into the context of global worldview taking into account integration tendencies of the globalization process. Emphasizing the objective nature of planetary processes, the paper identifies the role and importance of crosscultural and cross-civilization dialogue in preserving ethno-cultural identity under the conditions of forming a global civilization community.
Key words and phrases: nation; ethnos; globalization; ethnic identity; civil identity; crosscultural dialogue; cross-religious dialogue; ethno-cultural values; global worldview; cross-civilization dialogue.
УДК 177 Дата поступления рукописи: 20.07.2019
https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.10.31
Статья раскрывает содержание многоаспектного феномена «воспитание», который определяет уровень культуры человека и его ценность в обществе. Воспитание подрастающего поколения - основная и наиболее важная задача государства, способствующая прогрессивному развитию и модернизации общественных отношений с учетом динамики становления различных сфер общественной жизни. Первостепенным началом формирования личности выступает институт семьи как основная ячейка общества. Данная статья посвящена анализу проблематики воспитания современной молодежи под влиянием различных факторов, условий.
Ключевые слова и фразы: социальная жизнь; воспитание; подрастающее поколение; семья; правосознание; гражданская позиция; правовая культура.
Кутыгин Юрий Александрович Жижилева Анастасия Александровна
Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Екатеринбург [email protected]; [email protected]
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД
«Не в политике и не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества. И высоким качественным уровнем культуры измеряется ценность и качество общественности» [2, с. 252], - отмечал Николай Бердяев, представитель оригинальной концепции философии свободы, русского экзистенциализма. Ежедневно
каждый современный человек сталкивается с массивом социальных перемен, которые так или иначе оказывают влияние на его уровень жизни, социальное положение в обществе.
Упорядочивание совокупности знаний, подготовка человека к необходимости реализации собственного потенциала в целях достижения достойных условий жизни и существования в обществе - основные ориентиры, акцентирующие внимание на сущность и особую роль человека в масштабе всеобъемлющего бытия. Раздробленность современной социальной жизни, противоречия и отсутствие социальной мобильности требуют скорейшего проведения ориентированно-интеграционной социальной политики.
Научная новизна исследования обусловлена следующими положениями:
- в исследовании логично раскрыт механизм формирования института воспитания в зависимости от влияния на него различных социально-политических, экономических, морально--нравственных детерминант;
- выявлены функциональные особенности роли семьи в формировании социально ориентированного поколения молодежи;
- акцентировано внимание на многопрофильный аспект в воспитании молодежи, обуславливающий реализацию социально-государственных программ;
- эксплицированы и практически обоснованы основные направления правового воспитания.
Не найдется в мире человека, которому было бы незнакомо слово «воспитание». Сама сущность процесса воспитания подрастающего поколения представляется как успешная, достойная жизнь завтра не только самих детей, но и общества в целом.
Актуальность заявленной темы обуславливается недостаточно развитым механизмом регулирования и контроля в воспитательном процессе современной молодежи. Безусловно, фундамент для формирования первоначальных жизненных установок основан на привитии подрастающему поколению любви к своему народу, стране, обосновании необходимости принимать участие в общественной деятельности, т.е. занимать активную жизненную позицию. Проводимая политика государства ориентирована на совершенствование недостаточно развитых отраслей общественной жизни в целях обеспечения ее достойного уровня.
Основная цель проводимого исследования - изучить и на практических примерах продемонстрировать разностороннее влияние причин, факторов, условий, институтов на формирование правового воспитания молодежи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить феномен правового воспитания в контексте молодежной политики;
- установить разносторонний уровень влияния на правосознание молодежи прогрессивно развивающейся информационно-телекоммуникационной среды;
- провести философско-правовой анализ института семьи;
- предложить перспективы регулирования молодежной политики в рамках правового воспитания посредством внедрения и реализации различных методов, практических действий, социально ориентированных государственных программ.
Семья является одной из важных ценностей, выступает фундаментом для существования человека на протяжении всей его жизни. Именно семья помогает человеку сделать правильный выбор, принять свое первое решение на любом жизненном этапе - от самых первых шагов до выбора профессии. Современная семья выступает базовой ячейкой общества, которая состоит из лиц, связанных между собой родственными узами. Семья - главный источник формирования нравственных ориентиров, с ее помощью осуществляется первичная социализация личности [11, с. 175-178].
По мнению известного философа И. А. Ильина, «семья - это феномен, в котором маленький человек появляется на свет в семье, которую он сам не создавал. Ребенок входит в семью, созданную его отцом и матерью, одним своим рождением и задолго до того, как он осознает себя и окружающий мир. Таким образом, ребенок получает эту семью как некий дар судьбы. Эту судьбу он не может изменить или отклонить, ему, по сути, остается принять её и нести через всю свою жизнь» [5, с. 142]. Семья, будучи даром судьбы, представляет собой целостный механизм функционирования и взаимодействия личности и государства посредством реализации возложенных прав и обязанностей. Конституция РФ закрепляет положения, которые трактуют охрану, защиту и должный контроль за развитием и функционированием семьи в нашей стране. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ содержат в себе перспективы развития и совершенствования семейной политики в России, каждый год ставятся определенные задачи и выдвигаются рекомендуемые методы их осуществления, тем самым институт семьи находится под пристальным вниманием государства.
На семью всегда возлагается самое ответственное предназначение - воспитание детей в духе любви, человеколюбия, свободы, веры, совести. Это и следует назвать добродетелями, формируемыми на первых этапах развития современного ребенка.
Современное общество остро ставит проблему семейного влияния на поведение и правосознание несовершеннолетнего гражданина, ведь от этого зависит не только гармоничное развитие будущего поколения, но и функционирование государства во благо всего народа. Семья всегда оказывала и будет оказывать активное воздействие на взаимодействие человека и общества. Семья - это то место, в котором начинают закладываться основы поведения человека в младенческом возрасте, затем все это перерастает во взрослую жизнь, сохраняется образ мыслей и действий, понимание своего предназначения в жизни [9, с. 110-112].
Сегодня центральной дискуссионной проблемой современного общества выступает понимание информации (демонстрация полученных знаний) посредством активного внедрения и влияния информационно-
телекоммуникационной среды. Уровень развитости молодежи служит одним из основных показателей развития общества, а также это показатель современного развития государства. Важно отметить, что не всегда все самые передовые и многофункциональные технологии способны заменить реальность живого общения с «источником информации», т.е. приоритетным является прямой (реальный) контакт с носителем информации. Восприятие собеседника, анализ уровня воспитания, а также моральные принципы и нравственные установки способны наглядно отобразить социальный портрет оппонента.
Владимир Соловьев в своей работе «Оправдание добра. Нравственная философия» отмечал, каким должно быть истинное воспитание: «...настоящее поколение обязано передать новому наследие в двустороннем аспекте, т.е. во-первых, результаты исторического сбережения, во-вторых, научить и передать основы для правильного использования дарованного "капитала"» [10].
В последнее время современный ребенок все чаще сталкивается с такими трудностями, как недостаток внимания со стороны родителей или лиц, их заменяющих; отсутствие условий для более качественной подготовки к предстоящим занятиям в образовательной организации. Серьезную проблему создают многообразие и безграничность информации, которую ребенок самостоятельно не может «фильтровать»; проблемы социализации в связи с широким распространением общения в социальных сетях. В связи с данными факторами поведение детей развивается не в положительную сторону с точки зрения ценностей общечеловеческой значимости. Вследствие этого происходит искажение мировосприятия, которое в дальнейшем может негативно отразиться на действиях и поступках ребенка.
Базовые составляющие счастливой семьи - родительство, родство, супружество. Благодаря этим взаимосвязанным компонентам возможно говорить о реально существующей семье, которая является традиционным элементом семейной политики. Только при наличии взаимного согласия супругов есть возможность создать счастливую семью, в которой сможет формироваться патриотическое правосознание подрастающего поколения, тем самым процесс дальнейшего развития ребенка будет выступать важнейшей задачей родителей, а также других социальных институтов.
В настоящее время остается нерешенным аспект правового регулирования молодежной политики в рамках правового воспитания, который, в свою очередь, включает в себя правовое сознание и правовую культуру.
Правовое сознание раскрывается как определенная совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям [1, с. 73-75]. Правосознание формируется в повседневной жизни каждого человека. Однако сфера правового регулирования требует от граждан более совершенных знаний правовой направленности. От уровня развития и характера содержания зависит качество правосознания, ввиду того что поведение человека в общественной жизни раскрывается через призму не только положительных, но и отрицательных поступков.
Древнегреческий философ Платон утверждал, что превалирующую роль в определении места человека в обществе должен играть уровень образованности, хотя у него не было представлений об уникальной личности. Если учитывать данный фактор, то по философии образования Платона можно сделать вывод о том, что формирование правосознания молодежи должно проходить вне семьи. Платон выделял граждан, которые обладали высоким интеллектом, такие люди, способные постигать «всеобщее», впоследствии становились законодателями, ибо законы - это универсалии, правящие миром [4, с. 88].
Правосознание тесно связано с гражданской позицией, которую человек занимает в обществе, именно от уровня правосознания зависят качество и уровни критериев оценивания поведения человека в жизни. Правосознание формирует истинный дух патриотизма, который в дальнейшем находит свое воплощение в многообразии общественных отношений, на основе которых человек способен оценивать уровень своего развития и необходимость служения обществу, государству.
Составным элементом правосознания выступает правовая культура, под которой следует понимать отношение людей к праву, выражающее знание и понимание права, а также сознание необходимости выполнить все его требования [8, с. 41]. Ключевой фактор создания правового общества и правового государства основывается именно на привитии гражданам правовой культуры, которая окажет положительное влияние не только на существующие государственно-правовые институты общества посредством реализации их функциональной деятельности, но и будет выступать средством взаимодействия граждан с органами государственной власти.
И все же следует констатировать, что сегодня молодежь не заинтересована в учебе. Молодые люди не видят приоритетности получения высшего образования, отказываются занимать активную жизненную позицию, таким образом, не принимают участия в формировании фундамента для дальнейшей реализации своих возможностей в полной мере, в какой это необходимо не только им самим, но и государству в целом. Возможно, что данное упущение тесно соприкасается не только со сферой семейного воспитания, но и зависит от сформированного уровня программы подготовки школьников, студентов. Информационное «перенасыщение» негативно отражается на сознательном восприятии подростками получаемой информации, в связи с чем происходит недополучение ее в необходимом объеме, хуже всего - прослеживается «утечка мозгов» за границу с целью дальнейшего получения более качественного образования, использования больших возможностей в профессиональном развитии. Необходимо создание таких условий, которые способствовали бы привлечению молодежи к учебной, научно-исследовательской, спортивно-массовой сферам деятельности. Осуществить это возможно только благодаря поддержке государства, путем изменения существующей методики регулирования молодежной политики [3, с. 64].
Основным и базовым элементом системной целенаправленной деятельности государства выступает воспитание, которое представляет собой комплекс взаимосвязанных между собой методов и практических действий, непосредственно формирующих личность. Правовое воспитание, в свою очередь, нацелено на становление высокого уровня правовой культуры и правового сознания личности, ввиду чего вырабатываются ценностно-правовые ориентации в действиях субъектов, достигается необходимый уровень законности и правопорядка в обществе на основании применения существующих юридических норм.
Для более качественного и детального анализа сущности правового воспитания следует выделить два его основных направления: правовое просвещение и правовая пропаганда. Правовое просвещение заключается в распространении юридико-правовых знаний, различной информации, непосредственно касающейся различных сфер общественной жизни.
Научно-практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности использования полученных результатов в рамках дальнейшего развития и совершенствования концептуальной модели молодежной политики. Государство со своей стороны предлагает различные формы правового просвещения для молодежи, осуществляется организация мероприятий различного уровня (всероссийские, международные олимпиады, конкурсы, конференции и т.д.). В данных мероприятиях каждому предоставляется возможность расширить свой кругозор, узнать много интересного и полезного, попробовать себя в новой «роли» (олим-пиадника, автора конкурсной работы), проанализировать и оценить свои возможности в различных сферах деятельности. Правовая пропаганда имеет своей целью привлечь массы людей посредством распространения идей, призывов, которые вследствие многократного повторения формируют правосознание личности, базирующееся на правовых принципах и ценностных ориентациях правомерного поведения. Конституционно-правовой аспект названных выше направлений обеспечивается заинтересованными лицами, организациями (Справочно-поисковая система «КонсультантПлюс»), а в большей степени теми, кто действительно заинтересован в правовом развитии современной молодежи. Проводится немало конкурсов, олимпиад, форумов, в которых поднимаются вопросы правового самосознания личности. Для того чтобы детально разбираться в этих вопросах, молодежи необходимо быть в курсе всех конституционно-правовых положений и установок, а именно интересоваться проводимой политикой в стране, узнавать резонансные новости, т.е. быть в курсе всего того, что случилось в нашей стране и во всем мире.
Весьма актуальным и важным нравственным рычагом воздействия на развитие правовоспитательного процесса является совершенствование нравственно-правового механизма обеспечения прав и свобод современной молодежи посредством развития чувства гражданственности и патриотизма.
Недопустимо каким-либо образом ограничивать права и свободы граждан, отдавать предпочтение кому-либо по признакам пола, расы, национальности и т.д. Процессы гуманизации тесно связаны с правовым воспитанием гражданина. Уважение и любовь к ближнему - основа благополучного существования и реализации своих законно установленных прав и свобод. Гордость за свою страну, искренняя любовь к ней - добродетели, которые должны быть присущи каждому человеку. Сегодня так и остается недостаточным уровень теоретической разработанности в рамках конституционно-правового правосознания и правовой культуры, в связи с чем требуется дальнейшее изучение данной проблемы в различных исследованиях и диссертациях.
На сегодняшний день остается востребованным проведение качественной работы в приоритетном направлении деятельности различных государственных, социальных институтов: реформирование существующей государственной политики в контексте активизации социальных факторов, влияющих на укрепление института семьи, развитие системы морально-интеллектуальных, семейных, духовно-нравственных ценностей молодежи. Необходимо теоретико-практическое освещение вопроса, касающегося развития института семьи, возрождения сложившихся традиций, ценностей в семейных отношениях, улучшения социального положения семей с детьми.
Одной из главных задач государственной политики и власти должна стать реализация мероприятий по воспитанию и образованию подрастающего поколения. Такими мероприятиями могут быть не только комплекс мер в сфере качественного обучения, безопасности, но и осуществление поиска и поддержки талантливых детей и молодежи, их привлечение к участию в общественной жизни (путем создания детских, молодежных общественных объединений).
Говоря о государственной социальной политике, которая основывается на Распоряжении Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-Р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года», необходимо понимать, что она представляет собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей [6]. Данная концепция имеет своей целью развитие основных направлений государственной семейной политики в новых социально-экономических и политических условиях.
Проблемы необходимо решать на государственном уровне по мере их возникновения в процессе жизнедеятельности российских семей, но в центре внимания государства остается проблема беспризорности несовершеннолетних, побуждающая к поиску новых способов ее решения. Государству необходимо воссоздать механизм, с помощью которого будут функционировать все существующие подразделения, программы,
органы по разрешению данной проблемы, но не следует забывать о том, что для осуществления задуманных планов требуются серьезные финансовые вложения, значит, это должно быть документально оформлено заранее [7, с. 94-113].
Главными приоритетами успешного развития страны должны стать укрепление семьи как основы государства, формирование условий, при которых семья могла бы чувствовать уверенность в будущем, ощущала бы себя защищенной от рисков, связанных с появлением ребенка или нескольких детей в семье. И только таким образом возможно дальнейшее построение государственной политики в области развития и реализации государственных программ, содействующих достойному проживанию в стране граждан с различным достатком.
Подрастающее поколение - это наше будущее, превалирующим аспектом выступают патриотическое воспитание и формирование внутренней культуры молодежи. Необходимо разрабатывать программы, которые будут направлены на формирование у подрастающего поколения таких жизненно важных качеств личности, как патриотизм, ответственность, самоконтроль, уважение наставников, ближних.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить авторский комплексный подход к разрешению дискуссионных проблем, касающихся процесса правового воспитания подрастающего поколения. Феномен правового воспитания в рамках исследования рассмотрен как многопрофильное явление, подвергающееся влиянию прогрессивно развивающейся информационно-телекоммуникационной среды.
Воспитание - сложный процесс, в котором приходится сталкиваться с множеством различных проблем и неясностей, но воспитание - это и потребность, которая необходима для социализации личности. Именно поэтому правильно сформированный человеком социальный идеал (цель) позволит в полной мере реализовать собственный потенциал во всем его массиве перспектив и возможностей. Осознанное восприятие приоритета духовного (нравственного) развития человека над его потребностями, которые с каждым разом все увеличиваются в геометрической прогрессии и приобретают разрушающий характер, оказывая влияние на внутренний «стержень» человека, впоследствии станет ключевым фактором модернизации человеческого капитала в обществе, государстве. Процесс воспитания может быть эффективным только в том случае, если ориентирован на индивидуальное развитие молодого человека, а не стремится формировать его личность по шаблонам, стандартам, предписаниям.
Список источников
1. Абызов Р. М. Взаимосвязь криминологии с правовой культурой и правовым сознанием // Гражданское общество и правовое государство. 2013. Т. 2. С. 73-75.
2. Бердяев Н. А. Философия неравенства. М., 1963. 568 с.
3. Габдрафикова Л. С., Пантелеева Л. А., Муравлева В. В. Патриотическое воспитание как направление духовно-нравственного воспитания детей и молодежи // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2009. № 1. С. 63-65.
4. Дьюи Д. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000. 384 с.
5. Ильин И. А. Собрание сочинений: в 10-ти т. М.: Русская книга, 1993. Т. 2. Кн. 2. 480 с.
6. Концепция государственной семейной политики на период до 2025 года от 25.08.2014 № 1618-Р // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗРФ). 2014. № 35. Ст. 4811.
7. Кузьмин А. В., Трифонов Ю. Н. О взаимосвязи патриотического сознания с основными формами общественного сознания // Ученые записки Тамбовского регионального отделения Российского союза молодых ученых. 2016. № 5. С. 94-113.
8. Лукашова Е. А. О воспитании правосознания и правовой культуры в период развернутого строительства коммунизма // Советское государство и право. 1962. № 7.
9. Смирнова Е. Г. Истоки патриотизма в семье // Приоритетные направления развития науки и образования. 2015. № 3 (6). С. 110-112.
10. Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия [Электронный ресурс]. URL: http://www.vehi.net/ soloviev/oprav/index.html (дата обращения: 29.07.2019).
11. Чебурков А. С. Социокультурные проблемы патриотизма. Формирование патриотизма у современной молодежи // Актуальные проблемы социальной коммуникации: материалы Первой международной научно-практической конференции. Н. Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, 2010. С. 175-178.
LEGAL UPBRINGING OF YOUTH: SOCIAL AND PHILOSOPHICAL APPROACH
Kutygin Yurii Aleksandrovich Zhizhileva Anastasiya Aleksandrovna
Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Ekaterinburg [email protected]; [email protected]
The article reveals the content of the multi-dimensional phenomenon "upbringing", which determines an individual's cultural level and his social value. Upbringing of the younger generation is a national priority task that promotes progressive development and modernization of social relations taking into account the development dynamics of various spheres of social life. Family as a basic social unit plays the key role in the process of a personality formation. The paper analyses the problems of the modern youth's upbringing and the factors influencing this process.
Key words and phrases: social life; upbringing; younger generation; family; legal awareness; civil attitude; legal culture.