ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ
С. В. ВЛАДИМИРОВА, М. В. ЛОСКУТОВА
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина
In clause is proved, that the most effective direction of perfection of system of regulation of small business is the program-target approach, which is based on criterion functions of tasks of finans-credit, fiscal and social politics and allows to develop the concrete project of measures of state support and development of small business of researched region.
Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого круга собственников, является развитие малых форм производства.
Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.
Одним из ведущих направлений государственной поддержки малого предпринимательства является разработка программ государственной поддержки. В качестве главной цели осуществляемых мер по государственной поддержке малых предприятий выступало создание на федеральном уровне экономических, правовых и организационных условий для формирования в России развитой инфраструктуры малого предпринимательства, обеспечивающей его эффективный рост. Реализация этой цели в сочетании с мероприятиями регионального, муниципального и отраслевого уровней должна была привести к существенным качественным изменениям в структуре
экономики; созданию реальной конкурентной среды; насыщению рынка товарами и услугами; укреплению налоговой базы бюджета; росту занятости населения, в том числе вследствие значительного увеличения числа малых негосударственных предприятий, повышения доли производимой ими продукции (работ, услуг) в валовом внутреннем продукте, усиления конкуренции на региональных и местных рынках [2].
Для этого Федеральной программой предусматривалось выделение следующих основных направлений по государственной поддержке малого предпринимательства, осуществляемых на федеральном уровне:
- формирование нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства;
- совершенствование системы финансовой поддержки малого предпринимательства;
- создание системы информационного обеспечения малого предпринимательства;
- содействие внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, специализирующихся в области малого предпринимательства;
- производственно-технологическая поддержка малого предпринимательства;
- мероприятия по государственной поддержке малого предпринимательства в регионах Российской Федерации с долевым участием Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции [1].
Критерии оценки Федеральных программ государственной поддержки малого предпринима-
тельства формируются, исходя из того, что каждая Федеральная программа поддержки малого бизнеса является моделью процесса скоординированных действий, обеспечивающей переход от существующей системы малого бизнеса в России
с ее результатами, структурой и потенциалом, а также имеющимися условиями к желаемой (рис. 1). Она определяет, каким должен стать малый бизнес в перспективе и что, когда и как для этого нужно сделать.
Существующие результаты МБ
Желаемые
результатыМБ
Рис. 1. Программа Федеральной поддержки малого предпринимательства как модель перехода от существующих условий, структуры и потенциала и результативности малого бизнеса к желаемым [6]
Одновременно она представляет собой модель деятельности органов государственного управления, определяющую:
- актуальные проблемы развития малого предпринимательства в РФ;
- существующие возможности улучшения условий создания и деятельности малых предприятий и общий замысел использования этих возможностей (стратегию программы);
- задачи изменения внешней среды функционирования и развития малого бизнеса;
- совокупность связанных и скоординированных мер по решению этих задач;
- ресурсы, необходимые для реализации мер поддержки;
- ожидаемые результаты (цели программы) [4].
Программа поддержки и развития малого предпринимательства призвана служить средством обеспечения целенаправленности, согласованности и эффективности действий, осуществляемых органами государственной власти в целях создания более благоприятных условий для развития малого бизнеса в России, она должна обладать соответствующими свойствами, основными из которых являются: актуальность, прогностичность, рациональность, реалистичность, целостность, контролируемость, чувствительность к сбоям.
Актуальность - свойство программы быть ориентированной на решение наиболее значимых проблем развития малого бизнеса, то есть таких
проблем, решение которых в совокупности может дать максимально возможный полезный эффект.
Прогностичность - свойство программы отражать в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования малому бизнесу, а также изменения в условиях его деятельности.
Рациональность - свойство программы определять такие цели и способы их достижения, которые для данного комплекса решаемых проблем и при имеющихся ресурсах позволят получить максимальный полезный результат.
Реалистичность - свойство программы обеспечивать соответствие между желаемым и возможным, то есть между планируемыми целями и необходимыми для их достижения средствами.
Целостность - свойство программы обеспечивать полноту состава действий, необходимых для достижения поставленных целей, а также согласованность связей между ними.
Контролируемость - свойство программы операционально определять конечные и промежуточные цели (ожидаемые результаты), то есть определять их таким образом, чтобы существовал способ проверки реально полученных результатов на их соответствие целям.
Чувствительность к сбоям - это свойство программы выявлять отклонения реального положения дел от запланированного, представляющие угрозы для достижения поставленных целей. Чувствительность к сбоям тем выше, чем более
детализирована программа, то есть, чем меньше временные интервалы между соседними контрольными точками (промежуточными целями). Чувствительность должна быть достаточной для того, чтобы в случае сбоя лицо, принимающее решение, имело достаточное время на его выработку [5].
Отсутствие у программы какого-либо из перечисленных свойств будет приводить к тому, что либо желаемые результаты не будут получены вовсе, либо они будут получены в более позд-
ние сроки и (или) с большими, чем предполагалось, затратами, что и можно было выявить в результате анализа предыдущих программ.
Необходимо также обеспечить согласованность этих программ с региональными программами поддержки и развития малого предпринимательства.
Для этого предлагается использовать базовую модель программы поддержки, основные компоненты и связи между ними представлены на рисунке 2 [2].
Стратегия
Ресурсы
Рис. 2. Структура Федеральной программы поддержки малого предпринимательства
Модель определяет состав разделов программы и требования к их содержанию и форме представления. Основные из этих требований касаются:
- четкости определения проблем малого бизнеса, их структурирования и ранжирования по значимости;
- обоснования выбора стратегии поддержки малого бизнеса, исходя из оценки возможностей изменения условий для предпринимательства и ожидаемой полезности этих изменений;
- обоснования состава мер поддержки, планирования сроков их реализации, оценки ожидаемых результатов их выполнения, координации связей между ними;
- планирования ресурсного обеспечения программы и обоснования его реалистичности;
- прогнозирования ожидаемых результатов программы, четкости и обоснованности их оценок;
- распределения ответственности за реализацию программы и ее частей, построения механизмов контроля, анализа хода работ по программе, а также принятия решений по корректировке программы в случаях необходимости [3].
Предложенная технология разработки программ поддержки малого бизнеса, соответствующих базовой модели, определяет: логическую последовательность процедур формирования программы и системы управления ее реализацией;
методы их осуществления; критерии оценки результатов. Эта технология апробирована при разработке региональных и муниципальных программ поддержки малого бизнеса.
Она предусматривает следующую структуру программы поддержки:
- Состояние и проблемы малого предпринимательства в РФ (этот раздел должен содержать обоснованные ответы на вопросы: что в состоянии и динамике изменения малого предпринимательства в регионе не удовлетворяет объективным требованиям, какие изменения в этом секторе являются наиболее приоритетными, и какие факторы препятствуют этим изменениям, то есть должны быть выделены проблемы, на решение которых ориентирована программа).
- Стратегия и основные направления поддержки малого предпринимательства (в данном разделе программы должен быть сформулирован комплекс логически связанных положений, определяющих: результаты, на достижение которых ориентирована программа (целевые ориентиры программы); основные направления поддержки малого предпринимательства и принципиальные способы действий, посредством которых предполагается получить желаемые результаты; приоритеты распределения ресурсов и усилий по основным направлениям поддержки. Иначе говоря, должна быть представлена стратегия программы как общий ее замысел, задающий правила выбора
конкретных мер поддержки малого предпринимательства и его интеграции в единое целое).
- Цели программы (в данном разделе программы определяются общая цель программы и частные цели, исходя из приоритетов поддержки малого предпринимательства по отраслям (видам деятельности), территориям и его субъектам).
- Меры поддержки малого предпринимательства (в разделе должно быть предусмотрено выполнение следующих этапов: разработка общих мер поддержки, ориентированных на повышение благоприятности внешней среды малого предпринимательства; разработка специальных мер поддержки развития малого предпринимательства в приоритетных отраслях; разработка специальных мер поддержки развития малого предпринимательства в приоритетных территориях; разработка специальных мер поддержки выделенных групп субъектов малого бизнеса; определение ожидаемых результатов реализации общих и специальных мер поддержки; определение длительности и сроков реализации мер поддержки и подпрограмм; планирование ресурсного обеспечения программы; определение ожидаемых результатов (целей) программ. Результатом выполнения всех этих этапов должны стать: план действий, представленный в табличной форме, а также оценки потребности в ресурсах; структура общих и частных целей программы.
- Ресурсное обеспечение программы (в этом разделе программы приводятся оценки ее потребностей в основных видах ресурсов: финансовых, материально-технических, природных, трудовых, - показываются источники их покрытия, и тем самым обосновывается реалистичность программы. Потребности в ресурсах и источники их покрытия должны быть определены, во-первых, в соответствии с выбранными направлениями и мерами поддержки (например, - поддержка материально-технической базы по приоритетным отраслям или видам деятельности, содействие развитию информационной и консалтинговой инфраструктуры малого предпринима-
тельства, нормативно-правовая поддержка малого предпринимательства и т. д.), во-вторых, по видам ресурсов.
- Управление программой (в этом разделе программы должно быть дано описание структуры и организационного механизма управления ее реализацией) [2].
Таким образом, для того, чтобы программа была эффективным средством обеспечения благоприятных условий для малого бизнеса, необходимо, чтобы при ее разработке были реализованы следующие этапы ее разработки:
- проблемно-ориентированный анализ состояния малого бизнеса в РФ;
- стратегическое планирование поддержки малого бизнеса;
- планирование мер поддержки;
- планирование ресурсного обеспечения программы;
- прогнозирование и оценка ожидаемых результатов (определение целей программы);
- проектирование структуры и механизма управления программой.
Литература
1. Акимов О. Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. М.: Финансы и статистика, 2003. С. 31.
2. Афанасьева Т. П., Буев В. В., Пуденко Т. И. Анализ состояния внешней среды малого предпринимательства в России. М., 2005.
3. Герчикова И. Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное: Учеб. пособие. М.: Издательство «Косалтбан-кир», 2002.
4. Колесникова Л. А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. М.: Новый Логос, 2000.
5. Методические рекомендации по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства. М.: ИСАРП, 1997.
6. Разработка программы поддержки малого бизнеса: Учеб. программа / Под ред. В. Лазарева. М.: ЦСЭИ, 1998 154 с.