Научная статья на тему 'Методологические подходы к формированию программы развития малого предпринимательства'

Методологические подходы к формированию программы развития малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Спиридонова А. С.

Соответствие программ развития малого предпринимательства определенным требованиям позволяет,учитывать многочисленные факторы, которые могут оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на проводимые преобразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodologies for the Development of Small-Business Promotion Scheme

Тhe paper reviews approaches to the development of a regional scheme to promote small business with Novgorod Region used as a case study.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к формированию программы развития малого предпринимательства»

как объять необъятное..

методологические подходы

к формированию программы развития

малого предпринимательства

Соответствие программ развития малого предпринимательства определенным требованиям позволяет учитывать многочисленные факторы, которые могут оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на проводимые преобразования.

Региональная программа развития малого предпринимательства является моделью процесса скоординированных действий, обеспечивающих переход от существующей системы малого предпринимательства с ее результатами, структурой и потенциалом, а также имеющимися условиями, к желаемой. Региональная программа развития малого предпринимательства определяет:

- актуальные проблемы развития малого предпринимательства;

- существующие возможности улучшения условий создания и деятельности малых предприятий и общий замысел использования этих возможностей (стратегию программы);

- задачи изменения внешней среды функционирования и развития малого бизнеса;

- совокупность связанных и скоординированных мер по решению этих задач;

- необходимые ресурсы для реализации мер развития;

- ожидаемые результаты (цели программы). Региональная программа развития малого предпринимательства должна отвечать следующим требованиям:

- актуальность - свойство программы быть ориентированной на решение наиболее значимых проблем развития малого предпринимательства, то есть таких проблем, решение которых в совокупности может дать максимально возможный полезный эффект;

СпиридоноваА.С.

соискатель

Новгородского

государственного

университета

им. Ярослава Мудрого

создание

_эффективных

целевых программ пребует развитого стратегического _мышления

об

- прогностичность - свойство программы отражать в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к малому бизнесу, а также изменения условий его деятельности;

- рациональность - как свойство программы определяет такие цели и способы их достижения, которые для данного комплекса решаемых проблем и при имеющихся ресурсах, позволят получить максимально полезный результат;

- реалистичность - создает соответствие между планируемыми целями и необходимыми для их достижения средствами;

- целостность - обеспечивает полноту состава действий, необходимых для достижения поставленных целей, а также согласованность связей между ними;

- контролируемость - определяет конечные и промежуточные цели таким образом, чтобы существовал способ проверки реально полученных результатов на их соответствие целям;

- чувствительность к сбоям - позволяет выявлять отклонения реального положения дел от запланированного.

Отсутствие у программы какого-либо из перечисленных свойств приводит к тому, что либо желаемые результаты не будут получены вовсе, либо они будут получены в более поздние сроки с большими затратами [2]. Анализ существующих региональных программ развития малого предпринимательства показывает, что они обладают определенными недостатками, которые не позволяют им выполнять свое основное назначение:

- разработка программ осуществляется методами традиционными для разработки планов мероприятий, тем самым порождаются именно те слабости, преодолевать которые призвано стратегическое планирование;

- наблюдается оторванность задач разработки программы от задач управления ее реализацией.

Создание эффективных целевых программ требует развитого стратегического мышления и учета социально-психологических особенностей, поэтому при разработке программ

йское

предпринимательство, 2008, № 1

необходимо включить механизм компенсации данных недостатков [1].

К основным существенным недостаткам региональных программ развития малого предпринимательства следует отнести:

- отсутствие четко сформулированной стратегии действий по поддержке малого бизнеса;

- неполнота выделения актуальных проблем малого предпринимательства, их неструктурированность и неранжированность по значимости;

- нечеткость определения целей, делающая невозможным контроль их достижения;

- неполнота мер, предусматриваемых для достижения желаемых результатов;

- нескоординированность мер поддержки, осуществляемых по разным направлениям;

- неопределенность результатов реализации мер поддержки;

- необоснованность сроков реализации мер, и несогласованность логически связанных мер по срокам выполнения;

- нереалистичность программ из-за их ресурсной необеспеченности.

В этой связи, например в Новгородской области, в целях снижения уровня административных барьеров и упорядочения деятельности контролирующих и инспектирующих органов необходимо[3]:

- создать единую нормативно-правовую базу, позволяющую унифицировать подходы федеральных и региональных властей по сокращению и недопущению создания новых административных барьеров;

- осуществлять регулирование преимущественно через нормы прямого действия, установленные в законах;

- отменить подзаконные акты, которые препятствуют развитию малого предпринимательства и нарушают положения действующих законов;

- ввести ответственность должностных лиц за действия (бездействие) и ошибки в работе данных органов, препятствующих созданию и деятельности малых предприятий, а также -обязанность по возмещению ущерба, возник-

региональная программа создает благоприятные условия для развития малого предпринимательства

малый бизнес^Й

-1551

: об

_существующие

_региональные

_программы

.развития малого _предприни-

мательства

обладают

определенными недостатками

шего в связи с превышением должностными лицами полномочий;

- установить ограничения по видам нарушений, по которым проверяющие (контрольные) органы имеют право применять финансовые санкции;

- осуществлять взаимодействие со сферой малого предпринимательства при разработке и передаче поправок в систему государственной поддержки малого предпринимательства и др.

Главными направлениями государственной политики по обеспечению равных условий конкуренции при разработке программ развития малого предпринимательства являются:

- ужесточение санкций за нарушение положений антимонопольного законодательства;

- невмешательство исполнительной власти в функционирование конкурентной среды на стороне одного из экономических агентов;

- недопущение использования государственной помощи для создания неравных условий конкуренции;

- усиление деятельности структур поддержки малого предпринимательства по обучению и проведению разъяснительной работы по применению антимонопольного законодательства. На примере Новгородской области в целях расширения возможностей доступа малых предприятий к источникам финансовых средств необходимо организовать выполнение комплекса мер по следующим основным направлениям:

- разработка механизма финансирования малого предпринимательства через инфраструктуру поддержки, за счет средств областного бюджета;

- разработка действенного механизма государственных гарантий, обеспечивающих разделение рисков между государством, кредитными организациями и малыми предприятиями;

- субсидирование процентной ставки по кредитам и займам, выдаваемым определенным категориям субъектов малого предпринимательства коммерческими организациями;

роса

аийакое предпринимательство, 2008, № 1

- содействие в привлечении внебюджетных финансовых ресурсов в малый бизнес;

- развитие венчурного финансирования инновационных проектов малого предпринимательства и др.

Таким образом, реализация программ по развитию малого предпринимательства требует не только большого количества усилий, учета многих факторов, которые могут оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на проводимые преобразования, но и продуманной и четкой ее организации.

Литература

1. Генералов В.В., Лычагин М.В. Анализ программ государственной поддержки предпринимательства / отв. ред. д.э.н., проф. Мкртчян Г.М. Институт экономики и организации промышленного производства, Сибирское отделение РАН, Новосибирский ГУ. - Новосибирск : Институт экономики и организации промышленного производства, 2004.

2. Асаул А.Н., Войнаренко М.П., Ерофеев П.Ю. Организация предпринимательской деятельности : учебник / под ред. д.э.н., проф. А. Н. Асаула. - СПб. : Гуманистика, 2004. - 448 с.

3. Областная целевая программа государственной поддержки развития малого предпринимательства области на 2007- 2008 годы «Малый бизнес» (V этап. Основные направления), в ред. постановления Администрации Новгородской области от 03.09.2007 № 232.

необходимо расширить возможности доступа малых предприятий к источникам финансовых средств

Spiridonova, A.S.

PhD Student, Yaroslav the Wise Novgorod State University Methodologies for the Development of Small-Business Promotion Scheme

The paper reviews approaches to the development of a regional scheme to promote small business with Novgorod Region used as a case study.

малый бизнес —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.