как объять необъятное..
методологические подходы
к формированию программы развития
малого предпринимательства
Соответствие программ развития малого предпринимательства определенным требованиям позволяет учитывать многочисленные факторы, которые могут оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на проводимые преобразования.
Региональная программа развития малого предпринимательства является моделью процесса скоординированных действий, обеспечивающих переход от существующей системы малого предпринимательства с ее результатами, структурой и потенциалом, а также имеющимися условиями, к желаемой. Региональная программа развития малого предпринимательства определяет:
- актуальные проблемы развития малого предпринимательства;
- существующие возможности улучшения условий создания и деятельности малых предприятий и общий замысел использования этих возможностей (стратегию программы);
- задачи изменения внешней среды функционирования и развития малого бизнеса;
- совокупность связанных и скоординированных мер по решению этих задач;
- необходимые ресурсы для реализации мер развития;
- ожидаемые результаты (цели программы). Региональная программа развития малого предпринимательства должна отвечать следующим требованиям:
- актуальность - свойство программы быть ориентированной на решение наиболее значимых проблем развития малого предпринимательства, то есть таких проблем, решение которых в совокупности может дать максимально возможный полезный эффект;
СпиридоноваА.С.
соискатель
Новгородского
государственного
университета
им. Ярослава Мудрого
создание
_эффективных
целевых программ пребует развитого стратегического _мышления
об
- прогностичность - свойство программы отражать в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к малому бизнесу, а также изменения условий его деятельности;
- рациональность - как свойство программы определяет такие цели и способы их достижения, которые для данного комплекса решаемых проблем и при имеющихся ресурсах, позволят получить максимально полезный результат;
- реалистичность - создает соответствие между планируемыми целями и необходимыми для их достижения средствами;
- целостность - обеспечивает полноту состава действий, необходимых для достижения поставленных целей, а также согласованность связей между ними;
- контролируемость - определяет конечные и промежуточные цели таким образом, чтобы существовал способ проверки реально полученных результатов на их соответствие целям;
- чувствительность к сбоям - позволяет выявлять отклонения реального положения дел от запланированного.
Отсутствие у программы какого-либо из перечисленных свойств приводит к тому, что либо желаемые результаты не будут получены вовсе, либо они будут получены в более поздние сроки с большими затратами [2]. Анализ существующих региональных программ развития малого предпринимательства показывает, что они обладают определенными недостатками, которые не позволяют им выполнять свое основное назначение:
- разработка программ осуществляется методами традиционными для разработки планов мероприятий, тем самым порождаются именно те слабости, преодолевать которые призвано стратегическое планирование;
- наблюдается оторванность задач разработки программы от задач управления ее реализацией.
Создание эффективных целевых программ требует развитого стратегического мышления и учета социально-психологических особенностей, поэтому при разработке программ
йское
предпринимательство, 2008, № 1
необходимо включить механизм компенсации данных недостатков [1].
К основным существенным недостаткам региональных программ развития малого предпринимательства следует отнести:
- отсутствие четко сформулированной стратегии действий по поддержке малого бизнеса;
- неполнота выделения актуальных проблем малого предпринимательства, их неструктурированность и неранжированность по значимости;
- нечеткость определения целей, делающая невозможным контроль их достижения;
- неполнота мер, предусматриваемых для достижения желаемых результатов;
- нескоординированность мер поддержки, осуществляемых по разным направлениям;
- неопределенность результатов реализации мер поддержки;
- необоснованность сроков реализации мер, и несогласованность логически связанных мер по срокам выполнения;
- нереалистичность программ из-за их ресурсной необеспеченности.
В этой связи, например в Новгородской области, в целях снижения уровня административных барьеров и упорядочения деятельности контролирующих и инспектирующих органов необходимо[3]:
- создать единую нормативно-правовую базу, позволяющую унифицировать подходы федеральных и региональных властей по сокращению и недопущению создания новых административных барьеров;
- осуществлять регулирование преимущественно через нормы прямого действия, установленные в законах;
- отменить подзаконные акты, которые препятствуют развитию малого предпринимательства и нарушают положения действующих законов;
- ввести ответственность должностных лиц за действия (бездействие) и ошибки в работе данных органов, препятствующих созданию и деятельности малых предприятий, а также -обязанность по возмещению ущерба, возник-
региональная программа создает благоприятные условия для развития малого предпринимательства
малый бизнес^Й
-1551
: об
_существующие
_региональные
_программы
.развития малого _предприни-
мательства
обладают
определенными недостатками
шего в связи с превышением должностными лицами полномочий;
- установить ограничения по видам нарушений, по которым проверяющие (контрольные) органы имеют право применять финансовые санкции;
- осуществлять взаимодействие со сферой малого предпринимательства при разработке и передаче поправок в систему государственной поддержки малого предпринимательства и др.
Главными направлениями государственной политики по обеспечению равных условий конкуренции при разработке программ развития малого предпринимательства являются:
- ужесточение санкций за нарушение положений антимонопольного законодательства;
- невмешательство исполнительной власти в функционирование конкурентной среды на стороне одного из экономических агентов;
- недопущение использования государственной помощи для создания неравных условий конкуренции;
- усиление деятельности структур поддержки малого предпринимательства по обучению и проведению разъяснительной работы по применению антимонопольного законодательства. На примере Новгородской области в целях расширения возможностей доступа малых предприятий к источникам финансовых средств необходимо организовать выполнение комплекса мер по следующим основным направлениям:
- разработка механизма финансирования малого предпринимательства через инфраструктуру поддержки, за счет средств областного бюджета;
- разработка действенного механизма государственных гарантий, обеспечивающих разделение рисков между государством, кредитными организациями и малыми предприятиями;
- субсидирование процентной ставки по кредитам и займам, выдаваемым определенным категориям субъектов малого предпринимательства коммерческими организациями;
роса
аийакое предпринимательство, 2008, № 1
- содействие в привлечении внебюджетных финансовых ресурсов в малый бизнес;
- развитие венчурного финансирования инновационных проектов малого предпринимательства и др.
Таким образом, реализация программ по развитию малого предпринимательства требует не только большого количества усилий, учета многих факторов, которые могут оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на проводимые преобразования, но и продуманной и четкой ее организации.
Литература
1. Генералов В.В., Лычагин М.В. Анализ программ государственной поддержки предпринимательства / отв. ред. д.э.н., проф. Мкртчян Г.М. Институт экономики и организации промышленного производства, Сибирское отделение РАН, Новосибирский ГУ. - Новосибирск : Институт экономики и организации промышленного производства, 2004.
2. Асаул А.Н., Войнаренко М.П., Ерофеев П.Ю. Организация предпринимательской деятельности : учебник / под ред. д.э.н., проф. А. Н. Асаула. - СПб. : Гуманистика, 2004. - 448 с.
3. Областная целевая программа государственной поддержки развития малого предпринимательства области на 2007- 2008 годы «Малый бизнес» (V этап. Основные направления), в ред. постановления Администрации Новгородской области от 03.09.2007 № 232.
необходимо расширить возможности доступа малых предприятий к источникам финансовых средств
Spiridonova, A.S.
PhD Student, Yaroslav the Wise Novgorod State University Methodologies for the Development of Small-Business Promotion Scheme
The paper reviews approaches to the development of a regional scheme to promote small business with Novgorod Region used as a case study.
малый бизнес —