Научная статья на тему 'Оценочные подходы к государственному регулированию конкурентной сферы предпринимательства'

Оценочные подходы к государственному регулированию конкурентной сферы предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / ПРИОРИТЕТЫ / СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / THE STATE REGULATION / THE COMPETITIVE ENVIRONMENT / PRIORITIES / SUBJECTS OF BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зюбанов Ф. С.

В статье анализируется нормативно-правовая база, регулирующая конкурентную среду, ее направления и функции, определены приоритеты регулирования с целью создания правовой и эффективной конкурентной среды для всех субъектов предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimated approaches to state regulation of competitive sphere of business

In article the is standard-legal base regulating the competitive environment, its directions and function is analyzed, priorities of regulation for the purpose of creation of the legal and effective competitive environment for all subjects of business are defined.

Текст научной работы на тему «Оценочные подходы к государственному регулированию конкурентной сферы предпринимательства»

ОЦЕНОЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ КОНКУРЕНТНОЙ СФЕРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Зюбанов Ф.С., аспирант Национального института бизнеса.

Контакты автора: e-mail: [email protected]

Аннотация. В статье анализируется нормативноправовая база, регулирующая конкурентную среду, ее направления и функции, определены приоритеты регулирования с целью создания правовой и эффективной конкурентной среды для всех субъектов предпринимательства.

Ключевые слова: государственное регулирование, конкурентная среда, приоритеты, субъекты предпринимательства.

ESTIMATED APPROACHES TO STATE REGULATION OF COMPETITIVE SPHERE OF BUSINESS

Zyubanov F.S., The post-graduate student National institute of business Moscow.

Contacts of the author: e-mail: [email protected]

Annotation. In article the is standard-legal base regulating the competitive environment, its directions and function is analyzed, priorities of regulation for the purpose of creation of the legal and effective competitive environment for all subjects of business are defined.

Keywords: the state regulation, the competitive environment, priorities, subjects of business.

Повышение конкурентоспособности отечественных товаров, отраслей, регионов и страны в целом во многом зависит от качества управления конкурентными преимуществами различных объектов, качества государственного регулирования конкурентной среды. Качество этой работы на всех уровнях управления очень низкое. До настоящего времени отсутствуют федеральные законы «О конкурентоспособности», «Об инновационной деятельности», «О промышленности» и др.

Принятые в середине 90-х гг. Законы «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О защите прав потребителей», «О рекламе», «О естественных монополиях», «О государственной поддержке малого предпринимательства» существенно ничего не решают. Конкурентоспособность России продолжает снижаться, жизненный уровень населения - падать.

Состояние государственного регулирования конкурентной среды проанализируем по работе Г.Л. Азоева и А.П. Челенкова «Конкурентные преимущества фирмы».

Для координации и контроля соблюдения Закона «О конкуренции...» при Правительстве РФ был создан Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП, позже преобразованный в министерство - МАП). К основным функциям МАПа относятся:

• совершенствование нормативной базы и положений Закона «О конкуренции...»;

• разработка регламентирующих положений о естественных монополиях;

• разработка правовой базы для регулирования деятельности банков и контроль за рынком ценных бумаг;

• регламентация санкций к организациям, производящим операции повышенного риска с вкладами физических лиц;

• регулирование деятельности товарных бирж, российских нефтяных компаний;

• изменение национальной системы сертификации товаров и услуг и др.

Как видим, МАП включило в состав своих функций наиболее простые, с одной стороны, и наиболее близкие к деньгам - с другой. Регулирование управления конкурентоспособностью различных объектов и страны в целом МАП не включило в состав своих функций. Другие структуры федерального уровня тоже эту сложнейшую проблему не включили в состав своих функций, полагая, что это является обязанностью МАП.

Первым существенным шагом в направлении поощрения конкуренции со стороны вновь образованного органа стала государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ. В рамках программы впервые для российских условий были определены общие направления формирования конкурентного товарного рынка, включающие:

1) снижение (ликвидацию) правовых, экономических, организационных и административных барьеров, препятствующих вхождению новых предприятий на рынок, в том числе мировой;

2) импорт взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, ближнего и дальнего зарубежья;

3) выделение (разделение) самостоятельных предприятий из объединений и крупных компаний;

4) создание конкурирующих производств путем нового строительства;

5) диверсификацию производства;

6) конверсию оборонного комплекса;

7) государственную поддержку инновационной деятельности, малого и среднего бизнеса, предприятий, выходящих на рынок с конкурентоспособными товарами;

8) развитие инфраструктуры сферы обращения (транспорт, склады, посреднические, закупочные организации, биржи и др.);

9) создание системы организационных товарных рынков и конкурсного распределения дефицитных ресурсов;

10) развитие инфраструктуры информационного обеспечения экономической деятельности предприятий;

11) создание правовых основ и методов регулирования естественных и государственных монополий;

12) повышение правовой грамотности и культуры участников рыночных отношений.

В настоящее время наиболее распространенными формами государственной помощи и поддержки являются прямые субсидии, освобождение от налогов, государственные кредиты под льготные проценты, предоставление предприятиям земельных участков и другой государственной собственности безвозмездно либо на благоприятных условиях, беспроцентные либо низкопроцентные ссуды, полное замещение затрат в случае успеха проекта, отсрочка налоговых и социальных платежей в бюджет, предпочтительный доступ

Зюбанов Ф.С.

к государственным контрактам. Бессистемная реализация этих мер, имеющая место в настоящее время, затрудняет становление конкурентных отношений и выводит на передний план задачу создания нормативной базы государственной помощи для выравнивания условий хозяйствования с обязательной регламентацией ее отдельных видов.

В условиях кризисного состояния экономики государственная помощь должна вести к восстановлению долговременной жизнеспособности предприятий и отраслей путем решения проблем, а не только путем нормативно-правового поддержания статус-кво. Государство, пока еще являющееся самым крупным акционером ряда ключевых предприятий, должно играть в их судьбе более существенную роль.

В отраслевых и региональных программах демонополизации предполагается сделать упор на разработку и реализацию целевых проектов регулирования барьеров входа на товарные рынки, т.е. на экономических, технических, организационных и правовых условиях, препятствующих или затрудняющих создание и ведение бизнеса на анализируемом рынке. Причем речь идет о тех рынках и по отношению к тем барьерам, которые более всего влияют на развитие конкуренции (табл.).

Вместе с тем переход от монопольного состояния экономики возможен лишь при мощнейшей государственной поддержке и опеке нового бизнеса, особенно малого и среднего. Эти функции государство должно осуществлять

Таблица.

Приоритеты государственного регулирования входных барьеров на макроуровне

Виды входных барьеров Направления регулирования Мероприятия по регулированию Государственные органы, ответственные за выполнение

Экономи- ческие Снижение, контроль Практика контроля за ценообразованием (выявление и пресечение монопольно высоких, монопольно низких, демпинговых цен); устранение препятствий для свободного перемещения товаров, мероприятия по стимулированию спроса; мероприятия по стимулированию инвестиций и ограничению инфляции; развитие конкурсного (тендерного) порядка выполнения подрядных работ; обеспечение предприятиям равных условий доступа к факторам производства и инвестиционным средствам; развитие лизинга; совершенствование механизмов приобретения (аренды) земли и недвижимости; совершенствование механизма налогов и льгот; совершенствование таможенно-тарифной политики регулирования ВЭД; работа по поддержке малого предпринимательства; практика антимонопольного контроля товарных рынков ФАС РФ вместе с территориальными управлениями, министерствами и ведомствами, местными органами власти

Нормативно- правовые Снижение, контроль Совершенствование законодательных механизмов в сфере авторского права и смежных прав; совершенствование нормативно-правового обеспечения предпринимательской деятельности; совершенствование правовых норм в сфере рекламной деятельности; совершенствование нормативных документов о государственном регулировании тарифов и цен на продукцию монополистов; совершенствование антимонопольного законодательства; совершенствование нормативной базы в области ВЭД Органы экономической власти совместно с ФАС РФ

Организа- ционные Снижение Развитие рыночной инфраструктуры: • направление государственных и привлечение частных инвестиций в данный сектор экономики; • содействие совершенствованию техники, технологии и организации производства и управления в инфраструктурных отраслях; • обеспечение доступности инфраструктуры для хозяйствующих субъектов, включая потенциальных конкурентов Федеральные и местные органы власти

Структур- ные Контроль Недопущение и пресечение злоупотреблений со стороны хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке; контроль слияний, поглощений и эмиссии акций; контроль за действиями органов власти в сфере предоставления льгот и преимуществ хозяйствующим субъектам или их группам ФАС РФ, его территориальные органы

Админист- ративные Снижение (устранение) Упрощение, унификация и кодификация законодательства, обеспечение его стабильности и непротиворечивости; совершенствование законодательной базы регулирования предпринимательства; повышение квалификации и ответственности административного аппарата; повышение правовой культуры населения Федеральные и местные законодательные и исполнительные органы, СМИ, вузы

ОЦЕНОЧНЫЕ ПОДХОДЫ

Продолжение таблицы.

Виды входных барьеров Направления регулирования Мероприятия по регулированию Государственные органы, ответственные за выполнение

Информа- ционные Снижение Формирование банка данных по состоянию товарных рынков и обеспечение доступа к имеющейся информации заинтересованных организаций; организация информационных совещаний, семинаров, ярмарок; оказание информационной методической помощи при формировании пакета документации для предпринимателей, оказание консультационных услуг Госкомстат РФ, ФАС РФ, МВС, региональные комитеты по торговле

Неправового характера Устранение Совершенствование законодательства и практики его применения для устранения факторов, способствующих экономическим преступлениям; активизация борьбы с преступностью; выявление и пресечение факторов криминогенного характера в экономике; выявление и пресечение фактов недобросовестной конкуренции; выявление и пресечение случаев нарушения должностных обязанностей, взяточничества, вымогательства Органы законодательной власти, ФСБ, МВД, ГНС, прокуратура, ФАС РФ

по следующим направлениям:

• выделение бюджетных средств и привлечение частных инвестиций в сферу малого и среднего бизнеса, в том числе в развитие его инфраструктуры;

• сохранение для малых предприятий действующей системы льготного налогообложения;

• снижение административных барьеров входа, особенно со стороны местной администрации;

• информирование и просвещение предпринимателей, в том числе и правовое, с целью формирования у них навыков грамотного поведения в рыночных условиях;

• защита предпринимателей от преступных посягательств. В последнее время при выборе модели государственного регулирования все чаще склоняются к тому, что определяющим моментом здесь должна быть не величина государственного участия в экономических преобразованиях (ясно, что оно должно быть масштабным и активным), а его содержание. И заключается оно в следующем:

1) разработка законодательства, создающего условия, гарантии и стимулы для предпринимательства, конкуренции и структурной перестройки;

2) жесткий контроль за исполнением законодательства;

3) формирование и перераспределение финансовых потоков;

4) распределение на конкурентной основе обеспеченного ресурсами госзаказа;

5) адресные социальные гарантии отдельным категориям населения;

6) инвестиционная активность (как гаранта) на уровне, необходимом для привлечения частных капиталовложений.

Сегодня перечисленные функции осуществляются слишком слабо, чтобы говорить о достижении соответствующих целей. Поэтому современным российским предприятиям при выработке собственных стратегий конкуренции приходится учитывать несовершенство законодательной базы предпринимательства, нелогичные и противоречивые действия государственных органов и с большой степенью осторожности рассчитывать на государственную помощь и поддержку.

Таким образом в литературе понятие «конкуренция» рассматривается узко, не охватывает все многообразие процесса, не учитывает социально-экономические и биологические системы, не включает главное - процесс управления конкурентными преимуществами. Нами предлагается следующее определение: конкуренция - процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами на конкретной террито-

рии для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Это определение приемлемо как для животного, так и для человека, рабочего, специалиста, спортсмена, творческого работника, организации, отрасли, региона, страны. Конкуренция - движущая сила развития общества. Поэтому государство обязано создавать правовую и эффективную конкурентную среду для всех субъектов.

Применяемые в теории и на практике два метода конкуренции - ценовая и неценовая - не отвечают требованиям современной конкуренции. Нами обосновано, что главные (на первом уровне абстракции) методы конкуренции товаров основываются на критерии повышения качества товара, снижении его цены, повышении качества сервиса потребителей товара, снижении эксплуатационных затрат и использовании управленческих факторов. Первые четыре фактора конкурентоспособности товара являются статичными, пятый - динамичным. У персонала, услуги, организации и других объектов свои факторы или методы конкуренции. Усиление конкуренции вынуждает субъекты применять все методы конкуренции.

В условиях переходной экономики следует больше внимания уделять особенностям и функциям такой формы рынка, как олигополия. Поведение изготовителя (продавца) в различных условиях рынка следует увязывать с поведением покупателей в условиях монопсонии, олигопсонии и полипсонии. В настоящее время приоритетные стратегии поведения изготовителей (продавцов) в зависимости от силы конкуренции на рынках продавцов и покупателей не определяются, ограничиваются анализом силы конкуренции на рынке продавцов. Зависимости между силой конкуренции на рынке продавцов и экономическими показателями изготовителя не устанавливаются.

Государство не уделяет достаточного внимания методам государственного регулирования конкурентной среды.

Список литературы:

1. Азоев Г.П., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. - М.: Типография «Новости», 2000.

2. Быков В.А. Конкурентоспособность товара: научные основы, методы оценки, управление. - М.: Научная книга, 2003.

3. Тотьев К.Ю. Конкурентное право / Отв. ред. О.М. Олейник. - М.: Контракт, 2006.

4. Фатхутдинов P.A. Управление конкурентоспособностью организации. Учебник. - 2-е изд., испр. и доп. -М: Изд-во Эксмо, 2005.

РЕЦЕНЗИЯ

На основании исследований и приоритетов государственного регулирования конкурентоспособности предпринимательской среды, автором выявлены наиболее эффективные направления реализации регулирующих функций. Дополнены факторы конкурентоспособности, что вносит весомый вклад в научное мировоззрение о теории конкуренции.

Вышеизложенное позволяет рекомендовать статью к публикации в рецензируемом журнале.

д.э.н., профессор Шестаков А.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.