СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Е. Н. БУШУЕВА, Я. Ю. РАДЮКОВА
Статья посвящена рассмотрению направлений совершенствования конкурентной политики современной России в контексте развития российского предпринимательства как необходимого условия обеспечения устойчивой положительной социально-экономической динамики.
Ключевые слова: предпринимательство, конкуренция, конкурентная политика, монополистические образования, антимонопольная политика, государственное регулирование.
В современных условиях одним из направлений развития предпринимательства в России является развитие конкуренции.
Становление малого и среднего бизнеса во многом является результатом разрешения противоречия между стремлением к увеличению масштабов производства, что ведет к снижению гибкости, и необходимостью постоянно учитывать спрос, внося коррективы в производство с целью расширения и изменения ассортимента продукции. То есть возникновение малых предприятий - результат разрешения противоречия двух тенденции: к укрупнению и к разукрупнению производства, монополизации и демонополизации экономики.
Формирование крупных предпринимательских структур связано с концентрацией и централизацией производства и капитала, возможностью снижения издержек и повышения эффективности преимущественно в условиях крупномасштабного, крупносерийного производства. В свою очередь, развитие малого и среднего бизнеса в полной мере оправдано потребностями производства, в большей мере ориентированного на быстро изменяющиеся потребности покупателя, что возможно за счет обеспечения низких издержек и своевременного реагирования на изменившиеся условия рынка, или удовлетворение индивидуальных запросов покупателей. Кроме того, с развитием научно-технического прогресса появляются относительно недорогие средства производства и технологии, доступные малым структурам и дающие возможность эффективно работать, выпуская небольшие партии продукции.
Действуя в широкой конкурентной среде мелкого и среднего бизнеса, обладающих мобильностью, динамичностью, свободой поиска и
выбором способов экономических действий, под значительным нажимом антимонопольного законодательства и политики, крупные современные корпорации во многом «свернули» негативные потенции своей рыночной мощи. Следует отметить, что современный отечественный монополизм характеризуется не столько высоким уровнем концентрации и большим размером предприятий, сколько узкой предметной специализацией производства.
Несмотря на все предпринимаемые в последние годы усилия, в нашей стране все еще достаточно низкий уровень конкуренции, развитию которой препятствуют:
- высокий уровень концентрации производства;
- административное структурирование пространства общенационального производства;
- пребывание множества компаний под защитой избыточного государственного протекционизма.
В ходе реформ отечественная экономика претерпела значительные изменения. Однако до сих пор сохраняются ограничения для развития конкуренции и одновременно применения конкурентной политики на российских рынках. Среди них обычно выделяют следующие:
1. Отраслевая структура российской экономики с преобладанием сырьевых отраслей или отраслей с низкой степенью переработки.
2. Экспортная ориентация крупнейших компаний, дающая возможность отказаться от конкуренции на внутреннем рынке.
3. Незавершенность преобразований в области либерализации экономики, в первую очередь, защиты прав участников хозяйственного
оборота. Можно говорить и более резко - о снижении уровня экономической свободы, уровня защиты прав собственности и контрактных прав.
4. Избыточные ограничения входа новых участников на рынки во многих секторах российской экономики в виде необоснованных разрешений, ненужных лицензий или импортных тарифов, продолжающие ослаблять конкуренцию.
5. Кризисы и антикризисные меры, влияющие на конкуренцию [9].
В целях развития российского предпринимательства необходимо рациональное использование природных и человеческих ресурсов, а также развитие конкуренции во всех сферах национальной экономической системы. Для этого необходимо:
- минимизировать роль государства в ряде отраслей национальной экономики;
- сделать более прозрачными взаимоотношения между государством и российским предпринимательством;
- формирование инновационного характера развития российской экономики;
- развитие конкурентных отношений во всех секторах экономики.
Добиться указанных целей возможно посредством создания и обеспечения равных условий для добросовестной конкуренции субъектов хозяйственной деятельности. При этом следует особо подчеркнуть, что конкуренция выступает не в качестве абсолютного идеала рыночной экономики, высшей ценности государственной экономической политики, а в качестве важнейшего условия повышения общественного благосостояния и экономического развития страны, т. е. является операционной целью государственной конкурентной политики. В связи с этим, стимулировать конкуренцию на товарных и финансовых рынках необходимо ровно в той степени, в которой это служит достижению ценностных целей конкурентной политики. Нецелесообразная конкуренция может привести к значительным искажениям в системе стимулов участников рынка и послужить причиной торможения развития как отдельных отраслей, так и экономики в целом, т. е. сыграть деструктивную роль [12].
Таким образом, в современных условиях именно малый и средний бизнес может сыграть значительную роль в преодолении монополизма и развитии конкуренции в российской экономике.
Если принять во внимание особое значение монополий (крупные предпринимательские структуры) в экономике современной России, достижение цели регулирования монополистиче-
ских образований будет способствовать проявлению следующих положительных явлений в различных срезах экономической системы (макро-, мезо-, микроэкономическом):
- макроэкономические явления (стабилизация и экономический рост; контроль инфляции; решение проблемы неплатежей; выравнивание экономического развития регионов; создание производственной инфраструктуры, способной стать базой для роста в других сферах экономики, др.);
- мезоэкономические явления (развитие отдельных стратегических отраслей; создание производственной инфраструктуры, способной стать базой для роста в других отраслях экономики);
- микроэкономические явления (постепенный отказ от широкого применения перекрестного субсидирования, сокращение издержек, повышение качества услуг, повышение эффективности инвестиций).
Президент Российской Федерации Д. А. Медведев следующим образом сформулировал актуальность политики защиты и развития конкуренции: «В сегодняшних очень непростых условиях, вызванных кризисом, мы тем не менее ни на один день не должны откладывать решение задач, которые служат дальнейшему развитию нашей экономики, нашей хозяйственной жизни. ... Необходимые структурные изменения в нашей экономике могут произойти только при усилении конкуренции в каждой из российских территорий и во всех секторах экономики» [4].
Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин указывает, что развитие конкуренции позволит использовать сложившиеся условия для укрепления и качественного развития российской экономики: «Сейчас мы предпринимаем целый комплекс мер по поддержке реального сектора экономики. Однако очевидно, если эти меры не будут сопровождаться последовательной политикой, направленной на развитие конкуренции, на повышение эффективности экономики, мы рискуем добиться обратного эффекта. Мы не используем кризис для укрепления и качественного развития российской экономики. Напротив, за счет мер господдержки «законсервируем» неэффективные, неконкурентоспособные производства» [8].
В результате дальнейшее развитие предпринимательства в России и преодоление монополизма невозможно без:
- создания организационных, правовых и экономических предпосылок;
- ограничения деятельности монополистов, пресечения злоупотребления доминирующим положением на товарных рынках;
- формирования конкурентного предпринимательского сектора экономики;
- пресечения недобросовестной конкуренции;
- использования приватизационного процесса.
Антимонопольную политику можно определить как последовательную систему мер, направленных на создание, развитие, поддержание и защиту добросовестной и равной конкуренции на российских рынках. Антимонопольная политика направлена на восстановление определенного уровня конкуренции, то есть оно должна быть направлена не столько на борьбу с монополизмом, сколько на создание конкурентной среды. Это связано с тем, что обычно антимонопольные отношения функционируют в рамках развитых экономических отношений и прежде всего конкурентных. Спецификой российских антимонопольных отношений является наличие монополизма особого рода, который отличается от рыночного монополизма, неразвитость конкурентных отношений [5].
Антимонопольное регулирование как часть государственной экономической политики, направленное на развитие предпринимательской деятельности включает в себя три взаимосвязанных направления:
- разработка и принятие антимонопольного законодательства;
- формирование системы органов управления, осуществляющих функции по антимонопольному регулированию;
- практическая реализация и контроль исполнения требований антимонопольного законодательства.
Основы современной антимонопольной политики заложены в механизме реализации экономической политики всей страны. В свою очередь, в процессе взаимодействия экономической и антимонопольной политики выявился ряд проблем. Трудности, связанные с реализацией антимонопольной политики вызваны тем, что регулирование монополистической деятельности по своей природе базируется на рыночных отношениях и не включает инструментария, пригодного для создания рыночных отношений. Именно этим объясняется зависимость антимонопольной политики от всех других видов экономической деятельности.
Антимонопольная политика, основанная на применении антимонопольного законодательства, принадлежит к пассивным, или защитным, направлениям экономической политики. Инструменты антимонопольной политики таковы, что с
их помощью иногда можно предотвратить неблагоприятные для конкуренции изменения структуры рынка. Однако антимонопольная политика не может и не должна ставить перед собой задачи целенаправленного преобразования структуры рынков, и тем более - целенаправленного воздействия на условия рыночных сделок [1].
Анализ функционирования и развития предпринимательских структур в России позволяет сделать ряд выводов:
- наличие высоких барьеров на входе в отрасль;
- преобладание в отечественной экономике высококонцентрированных отраслей;
- повышение концентрации производства.
Данные обстоятельства осложняют реализацию антимонопольной политики.
Существующие на сегодняшний день меры государственной конкурентной политики можно разделить на три группы: стимулирующие меры, ограничительные меры и меры по защите конкуренции (рис. 1).
Осуществляемая в настоящее время структурная реформа в монополизированных сферах является основным условием повышения эффективности их деятельности и развития конкурентных отношений на данных рынках. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. № 426 «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий» она проводится для решения как текущих, так и долгосрочных задач и направлена на:
- совершенствование системы регулирования, в том числе ценового в сферах естественных монополий, дерегулирование видов деятельности, не относящихся к сферам естественных монополий, и формирование рынков этих видов деятельности на основе конкуренции;
- выделение исходя из экономической целесообразности и в соответствии с федеральными законами самостоятельных предприятий из субъектов естественных монополий;
- организацию контроля за финансовыми потоками субъектов естественных монополий;
- поэтапное прекращение практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей при одновременной адресной поддержке социально не защищенных групп населения;
- придание рынкам в сфере деятельности естественных монополий организованного характера за счет углубления правовой регламентации взаимоотношений между их участниками, пуб-
личности цен (тарифов) и правил их определения, введения единых правил «доступа к сети» на недискриминационной основе;
- совершенствование нормативной базы регулирования в сферах естественных монополий;
- формирование организационно-правовой базы регулирования деятельности субъектов есте-
ственных монополий на региональном уровне, координацию деятельности и разграничение компетенции между федеральными и территориальными органами по регулированию в сферах естественных монополий;
- определение особенностей дальнейшей приватизации в сферах естественных монополий.
Рис. 1. Меры государственной конкурентной политики
В связи с этим от государства требуется формулирование стратегических целей и задач, касающихся приоритетов и принципов функционирования государственной собственности и естественных и государственных монополий, разработка единой государственной стратегии в области регулирования деятельности монополий, включающей правовое, организационное, научнометодическое и финансовое обеспечение деятельности государственных антимонопольных органов, определение четких критериев оценки их работы и оптимизацию распределения между ними регулирующих функций. Решением данной проблемы является разработка и принятие Единой государственной стратегии регулирования деятельности монополий (утверждаемой постановлением Правительства РФ) [2].
Для достижения задач государственной антимонопольной политики, направленных на стимулирование и развитие конкуренции, необходимо использование модели интегрированной системы управления поддержанием конкуренции и обеспечения условий для развития предпринимательской деятельности (рис. 2).
Существующие проблемы несовершенства законодательной базы развития конкурентных от-
ношений создают дополнительные барьеры для функционирования малых и средних предпринимательских структур.
В результате, в последние годы резко увеличилось количество злоупотреблений доминирующим положением, а также количество антиконкурентных соглашений хозяйствующих субъектов и органов власти.
На сегодняшний день в целях развития предпринимательской деятельности необходимо развитие антимонопольного регулирования:
- совершенствование конкурентного законодательства как набора предписаний относительно запрещенных и разрешенных действий хозяйствующих субъектов;
- совершенствование существующих механизмов применения норм антимонопольного законодательства;
- создание условий для применения норм антимонопольного законодательства предпринимательскими структурами и органами власти;
- разработка комплекса мер по борьбе с коррупцией;
- усиление ответственности за нарушения антимонопольного законодательства путем применения экономических санкций.
Антимонопольное регулирование как инструмент развития предпринимательской деятельности
Ц Е Л И
З А Д А Ч И
Свободный доступ к информации по формированию конкурентной среды, публичность результатов реализации мер
И Н С Т Р У М Е Н Т Ы
Кадровое обес- Финансовое Нормативно-правовое Информационное
печение и обеспечение обеспечение обеспечение
Р Е З У Л Ь Т А Т
Рис. 2. Модель интегрированной системы управления поддержанием конкуренции
Кроме того, необходимо четко регламентировать вопросы, связанные с предоставлением и использованием государственной помощи, так как безграничное предоставление государственных средств, прав и привилегий оказывает непосредственное влияние на состояние конкуренции и ведет к нерациональному использованию ограниченных государственных ресурсов, сдерживанию структурных изменений в экономике за счет искусственного поддержания неконкурентоспособных производств, что отрицательным образом отражается на развитии предпринимательства в нашей стране.
Для устранения необоснованных административных барьеров, снижающих стимулы входа на рынки новых участников, повышающих непроизводственные издержки и создающих условия для коррупции, необходимо:
- разграничить функции по контролю и надзору в органах власти;
- упростить процедуру лицензирования;
- расширить применение электронных технологий, направленных на автоматизацию и уп-
рощение взаимодействия участников рынка с регулирующими органами;
- усовершенствовать процедуры распределения государством ограниченных ресурсов.
С целью снижения барьеров на входе в отрасль новых субъектов экономических отношений необходимо:
- выявление приоритетных направлений по расширению географических границ рынка. Степень концентрации на монополизированных рынках может быть снижена за счет расширения географических границ рынков путем повышения конкурентоспособности продукции, развития соответствующей инфраструктуры, снижения тарифов на перевозки грузов, способствующих продвижению товаров к потребителям [6];
- разработка и реализация комплекса мер, направленных на предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции.
Одним из средств антимонопольного регулирования, применяемых с целью пресечения вышеуказанных правонарушений, является рассмотрение антимонопольными органами дел и выдача
решений и предписаний об обязательном прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
В свою очередь злоупотребления монополистических образований ведут к обострению социально-экономических проблем общества в целом. Зачастую монополистическое поведение естественных монополий является барьером для развития конкуренции на других товарных рынках, сдерживающим фактором для экономического роста предприятий, зависимых от их деятельности [7].
Так, согласно данным Федеральной антимонопольной службы, в 2009 г. органами внутренних дел было возбуждено 1265 дел на рынках электро- и теплоэнергии о нарушении антимонопольного законодательства, принято 747 решений о наличии нарушений и выдано 624 предписания. Из них принято 129 решений выдано 95 предписаний по фактам нарушения антимонопольного законодательства в сфере технологического присоединения. Кроме того, в 2009 г. территориальными органами ФАС России принято 20 решений
0 принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики. В 2010 г. возбуждено
1 508 дел о нарушении антимонопольного законодательства на рынках электро- и теплоэнергии, принято 903 решения о наличии нарушений [11]. Общий рост количества возбужденных дел 2010 г. по отношению к 2009 г. составил 1,3 раза.
С целью дальнейшего формирования благоприятной предпринимательской среды в национальной экономике необходимо:
- ограничить вмешательство государства в конкретную деятельность предпринимательских фирм;
- оптимизировать функций органов исполнительной власти;
- сформировать механизм противодействия коррупции и формированию новых монополистических образований на рынках;
- ужесточение антимонопольного законодательства;
- обеспечение прозрачных процедур доступа малого и среднего бизнеса к инфраструктуре, финансам, природным ресурсам, госзакупкам.
Реализация данных мероприятий позволит качественным образом повысить конкурентоспособность малого и среднего бизнеса.
Однако, ограничение конкуренции способствует росту цен, в результате необходимо государственное регулирование тарифов монополистических образований. Для этого целесообразно
использовать как ценовые, так и неценовые методы регулирования. В отношении ценового регулирования поиск баланса заключается в установлении цен, справедливо соотносимых между предельными и средними издержками естественной монополии (первое и второе «лучшие» решения).
Государственное ценовое регулирование призвано предупреждать произвольное установление цен/тарифов естественными монополиями. Оптимальным является тариф, который обеспечивает максимальный потребительский излишек и позволяет монополисту покрывать свои издержки. Таким образом, тариф является и экономическим поручением регулирующего органа в адрес потребителя, и экономической основой развития естественной монополии, и инструментом экономической и социальной политики [10].
Таким образом, в современных условиях следует применять комплекс мер государственного регулирования тарифов (рис. 3).
Таким образом, государственное регулирование тарифов является наиболее распространенным способом снижения потерь общества от монопольной власти.
В целях формирования благоприятных условий предпринимательской деятельности необходимо проведение следующих антимонопольных реформ.
1. Трансформация экономического статуса предприятий, стимулирующего их к занятию антиконкурентных позиций; в качестве инструментов следует использовать более эффективную демонополизацию, структурирование доминирующих фирм и запрещение на их слияния, увеличение числа продавцов и покупателей, штрафы за деформацию рыночных отношений (сговор, ценовое соглашение, демпинг), защиту потребителей от несправедливой торговли и ложных рекламных методов [3].
2. Устранение необоснованных барьеров на входе в отрасль с целью активизации конкурентной среды. В качестве инструментов следует использовать: безвозмездная помощь, финансовая поддержка для предприятий малого и среднего бизнеса; преодоление административных барьеров; улучшение условий деловой окружающей среды; обеспечение свободного доступа новым предпринимательским структурам.
3. Борьба с административными барьерами: укрепление судебной власти и связанных с ней учреждений для более эффективного судебного решения и разрешения коммерческих споров; установление однородных, основанных на демокра-
тических правилах процедур для лицензирования, регистрации и контроля; борьба с коррупцией; оказание адресной поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что государственное регулирование процессов монополизации может и должно выпол-
нять функцию силы удержания экономики в равновесном состоянии системой, адекватной конкурентной политике, направленной не на разрушение монополий, а на ограничение их стремлений к самоуничтожению путем уничтожения других участников рыночных отношений, способствуя развитию предпринимательской деятельности.
Рост тарифов
Снижение количества предпринимательских структур
Отсутствие конкуренции
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАРИФОВ
Ценовые методы:
- процедура регистрации цен (тарифов);
- предварительное декларирование цен;
- установление единых правил по расчету и применению тарифов;
- установление цены на уровне лучшего стандарта в отрасли
Неценовые методы:
- введение типовых форм договоров со стандартными условиями обслуживания потребителей;
- утверждение правил заключения публичных договоров и их исполнение;
- привязка цены товаров и услуг к их качеству;
- установление публичных обязательств в отношении социальноприоритетных групп потребителей;
- обеспечение информационной прозрачности в ценообразовании;
- регулирование недискриминационного доступа к товарам и услугам
Ограничение негативного воздействия роста цен и тарифов на развитие отраслей-потребителей и динамику уровня жизни населения, создание и развитие инфраструктуры, необходимой для динамично развивающейся экономики
Л
V
снижается
К
О
Н
К
У
Р
Е
Н
Ц
И
Я
растет
Создание условий для развития предпринимательской деятельности
Рис. 3. Влияние государственного регулирования тарифов на предпринимательскую деятельность
Литература
1. Авдашева С., Шаститко А. Искать под фонарем или там, где потеряли? // Вопросы экономики. 2009. С. 112-125.
2. Государственная экономическая политика и Экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике / под общ. ред. С. С. Сулакшина. В 5 т. М., 2008. Т. 2.
3. Икаева Л. Э. Инновационные рынки как объект антимонопольного регулирования // TERRA ЕСО-NOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета). Ростов, 2009. Т. 7. № 3.
4. Медведев Д. А. Вступительное слово на заседании Г осударственного совета «О мерах по развитию национальной конкурентоспособности в условиях мирового финансового кризиса». Ижевск. 18 нояб. 2008 г.
5. Мингалимова А. В. Антимонопольное законодательство и регулирование экономики // Актуальные проблемы современной экономики России. III Спири-доновские чтения: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Казань, 2005.
6. Окрепилова И. Г. Организационно-экономические основы антимонопольного регулирования в России: автореф. дис. ... д-ра эконом. наук. СПб., 1999.
7. Политическая экономика: монография / под науч. ред. В. Ю. Юрьева. Тамбов, 2009.
8. Путин В. В. Вступительное слово на заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству. Москва. 26 нояб. 2008 г.
9. Развитие и применение антимонопольного законодательства в России: по пути достижений и за-
блуждений: доклад // XII Междунар. науч. конф. Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики» по проблемам развития экономики и общества. Москва, 5-7 апреля 2011 г. / С. Авдашева, Н. Дзагурова, П. Крючкова, Г. Юсупова. М., 2011.
10. Романова С. И. К вопросу о государственном регулировании инфраструктурных отраслей // Промышленник России. 2006. № 3.
11. Цышевская Е. В. Актуальные вопросы антимонопольного регулирования и контроля на рынках электрической энергии. URL: www.fas.gov.ru
12. Якунин В. И., Сулакшин С. С., Фонарева Н. Е., Тотьев К. Ю. Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции в Российской Федерации: монография: в 2 т. М., 2008. Т. 1. С. 15.
* * *
IMPROVEMENT OF COMPETITIVE POLICY AS THE INSTRUMENT OF DEVELOPMENT OF BUSINESS IN RUSSIA
Ye. N. Bushuyeva, Ya. Yu. Radyukova
Article is devoted to consideration of the directions of improvement of competitive policy of modern Russia in a context of development of the Russian business, as necessary condition of ensuring steady positive social and economic dynamics.
Key words: business, competition, competitive policy, mo-nopolistically educations, antimonopoly policy, state regulation.