Научная статья на тему 'Разработка организационно-экономического механизма формирования и регулирования развития конкурентной среды в региональной экономике'

Разработка организационно-экономического механизма формирования и регулирования развития конкурентной среды в региональной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
733
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / COMPETITIVE ENVIRONMENT / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / REGIONAL ECONOMY / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT STRATEGY / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / FOREIGN EXPERIENCE / ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ / VOLOGDA OBLAST / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вохмянин Иван Андреевич

Процессы экономического развития государств, отраслей, предприятий непременно сопровождает конкуренция между субъектами хозяйственной деятельности. Именно поэтому важно создать для них условия, конкурентную среду, отвечающие рыночным принципам ведения экономической деятельности, с учетом минимального вмешательства государства в функционирование рынка. Россия уступает по благоприятности условий ведения бизнеса многим странам, в том числе ранее входившим в СССР, занимая в рейтинге «Doing business» 40-е место. Поскольку отсутствует системный подход к формированию рыночной конкурентной среды и государственная конкурентная политика проводится посредством экономической координации хозяйствующих субъектов, актуальным становится определение комплекса элементов (субъектов, объектов, методов, инструментов и т.д.), регулирующих данную сферу, и формирование связей между ними. Исходя из этого целью настоящего исследования определена разработка организационно-экономического механизма формирования и регулирования развития конкурентной среды в региональной экономике. Для реализации цели рассмотрен зарубежный опыт становления конкурентной среды в экономике. Используя сравнительный анализ, мы выявили, что в России действуют характерные для иностранных государств управленческие практики, за исключением эффективного проведения приватизации предприятий. Изучены также исходные условия создания указанного механизма формирования и регулирования развития конкурентной среды на региональном уровне (на примере Вологодской области). Так, одним из них является необходимость организации пространства для развития в сфере предпринимательства и конкуренции, отмеченная в Стратегии социально-экономического развития области на период до 2030 года. С применением расчетно-аналитического метода и метода обобщения выполнен критический анализ пункта Стратегии, касающегося данной области регулирования. В итоге работы составлена с помощью системного подхода и синтеза концептуальная схема предлагаемого организационно-экономического механизма, описано действие его элементов. Статья может быть полезна как специалистам органов власти, участвующим в регулировании рыночных отношений, при внедрении Стандарта развития конкуренции в субъектах РФ, разработке соответствующих дорожных карт, программ, так и представителям бизнес-сообщества, научным сотрудникам, имеющим интересы в данной области исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вохмянин Иван Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing an Organizational and Economic Mechanism for Shaping and Regulating the Competitive Environment in the Regional Economy

The processes of economic development of countries, industries, and enterprises are necessarily accompanied by the competition between the subjects of economic activity. That is why it is important to create favorable conditions for them, to form a competitive environment that meets market principles of economic activity, taking into account minimum intervention of the government in the functioning of the market. Russia is inferior to many countries even to the former Soviet republics in terms of favorable business environment; it ranks 40th in the Doing Business rating. Since there is no system approach to the formation of a competitive market environment and state competition policy is carried out with the help of economic coordination of economic entities, it becomes relevant to determine the set of elements (subjects, objects, methods, tools, etc.) regulating this area, and to study the links between them. Based on this, the goal of the present study is to develop an organizational and economic mechanism to shape and regulate the competitive environment in the regional economy. To achieve the goal of the article, we considered foreign experience in the formation of the competitive environment in the economy. Using a comparative analysis, we found that Russia has management practices typical of foreign countries, with the exception of effective privatization of enterprises. We studied the initial conditions for the creation of a mechanism to shape and regulate the competitive environment at the regional level (on the example of the Vologda Oblast). Thus, one of them is the need to organize the space for development in the field of entrepreneurship and competition; it is noted in the Strategy for socio-economic development of the Oblast for the period up to 2030. With the use of the calculation and analytical method and the method of generalization, we performed a critical analysis of the paragraph of the Strategy relating to this area of regulation. As a result, with the help of the system approach and synthesis, we designed a conceptual scheme for the proposed organizational and economic mechanism and described the action of its elements. The paper can be useful both for the authorities involved in the regulation of market relations, in the implementation of the standard for development of competition in the subjects of the Russian Federation, in the development of appropriate road maps, and programs, and for the representatives of the business community and researchers working in this field of studies.

Текст научной работы на тему «Разработка организационно-экономического механизма формирования и регулирования развития конкурентной среды в региональной экономике»

DOI: 10.15838/680.2018.1.55.7 УДК 339.137.2(470.12), ББК 65.290.2(2Рос-4Вол)

© Вохмянин И.А.

Разработка организационно-экономического механизма формирования и регулирования развития конкурентной среды

в региональной экономике

Иван Андреевич ВОХМЯНИН

Вологодский научный центр Российской академии наук Вологда, Российская Федерация, 160014, ул. Горького, д. 56а Е-шаП: vokhmyanin35ivan@rambler.ru

Аннотация. Процессы экономического развития государств, отраслей, предприятий непременно сопровождает конкуренция между субъектами хозяйственной деятельности. Именно поэтому важно создать для них условия, конкурентную среду, отвечающие рыночным принципам ведения экономической деятельности, с учетом минимального вмешательства государства в функционирование рынка. Россия уступает по благоприятности условий ведения бизнеса многим странам, в том числе ранее входившим в СССР, занимая в рейтинге «Doing business» 40-е место. Поскольку отсутствует системный подход к формированию рыночной конкурентной среды и государственная конкурентная политика проводится посредством экономической координации хозяйствующих субъектов, актуальным становится определение комплекса элементов (субъектов, объектов, методов, инструментов и т.д.), регулирующих данную сферу, и формирование связей между ними. Исходя из этого целью настоящего исследования определена разработка организационно-экономического механизма формирования и регулирования развития конкурентной среды в региональной экономике. Для реализации цели рассмотрен зарубежный опыт становления конкурентной среды в экономике. Используя сравнительный анализ, мы выявили, что в России действуют характерные для иностранных государств управленческие практики, за исключением эффективного проведения приватизации предприятий. Изучены также исходные условия создания указанного механизма формирования и регулирования развития конкурент-

Для цитирования: Вохмянин И.А. Разработка организационно-экономического механизма формирования и регулирования развития конкурентной среды в региональной экономике // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. Т. 11. № 1. - С. 100-115. DOI: 10.15838/esc.2018.1.55.7

For citation: Vokhmyanin I.A. Developing an organizational and economic mechanism for shaping and regulating the competitive environment in the regional economy. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2018, vol. 11, no. 1, pp. 100-115. DOI: 10.15838/esc.2018.1.55.7

ной среды на региональном уровне (на примере Вологодской области). Так, одним из них является необходимость организации пространства для развития в сфере предпринимательства и конкуренции, отмеченная в Стратегии социально-экономического развития области на период до 2030 года. С применением расчетно-аналитического метода и метода обобщения выполнен критический анализ пункта Стратегии, касающегося данной области регулирования. В итоге работы составлена с помощью системного подхода и синтеза концептуальная схема предлагаемого организационно-экономического механизма, описано действие его элементов. Статья может быть полезна как специалистам органов власти, участвующим в регулировании рыночных отношений, при внедрении Стандарта развития конкуренции в субъектах РФ, разработке соответствующих дорожных карт, программ, так и представителям бизнес-сообщества, научным сотрудникам, имеющим интересы в данной области исследования.

Ключевые слова: конкурентная среда, экономика региона, стратегия развития, зарубежный опыт, Вологодская область, организационно-экономический механизм.

Введение

Развитие экономики капиталистических стран происходит во многом благодаря конкурентной среде на рынках товаров и услуг, представляющей собой институциональные условия координации деятельности хозяйствующих субъектов. И если в одних странах конкурентная среда формировалась эволюционно, то в других — посредством создания условий для конкурентного поведения субъектов экономической деятельности с учетом наличествующих и зарождающихся структур рынка. К последним можно отнести страны Восточной Европы и Россию. Уход от советской экономики, носящей монополизированный характер, к товарным рынкам оформился в них с началом перестройки. В связи с этим в России возникло много проблем при организации рыночной экономики на принципах конкуренции.

Эти проблемы появились на фоне попыток органов государственной власти привнести рыночные институты в административно-командную систему и вместе с тем обеспечить демократизацию общественно-политической жизни в стране [1]. Поскольку конкурентная среда может функционировать при политических системах, способствующих или, по крайней мере, не препятствующих развитию рыночных отношений, а ее формирование в России носит революционный характер, не удивительно, что на сегодняшний день наша страна уступает многим другим по благоприятности бизнес-климата и уровню развития конкурентной среды (табл. 1 и 2).

В то же время существенный рост показателя благоприятности условий ведения бизнеса в России (см. табл. 1) позволяет говорить о том, что усилия органов власти по регулированию

Таблица 1. Сопоставление некоторых стран по значению показателя благоприятности условий ведения бизнеса в сравнении с «передовым рубежом»*, в баллах [2]

Страна 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Новая Зеландия 88,84 89,08 89,09 89,45 89,32 86,70 86,96 87,01

Сингапур 89,77 90,40 90,41 90,38 91,24 85,08 84,50 85,05

Норвегия 82,05 82,17 82,20 83,45 83,56 82,80 82,30 82,82

Германия 79,49 79,45 79,59 79,24 79,55 79,20 79,88 79,87

Франция 69,79 70,46 70,49 70,29 70,04 75,34 76,21 76,27

Словения 62,75 65,67 67,48 69,48 70,15 73,23 75,44 76,14

Россия** 54,93 54,32 56,66 58,93 66,00 71,25 73,20 73,19

Венгрия 65,39 67,20 66,94 66,92 66,92 72,36 72,74 73,07

Китай 56,52 59,45 58,58 59,94 61,13 63,14 62,86 64,28

* Передовой рубеж, которому присваивается значение 100 баллов, расчитывается группой Всемирного банка на основе наилучших показателей легкости ведения бизнеса («Doing business») по всем странам и за все годы начиная с 2005-го. ** 47-е место в рейтинге - 2017.

Таблица 2. Место России в международных рейтингах, оценивающих предпринимательский климат, уровень развития конкурентной среды

Международный рейтинг

IMD World Competitiveness Yearbook 2016 The Global Competitiveness Index 2016-2017 Index of Economic Freedom 2017

Место 44 45 114

Источники: Discover the World Competitiveness Ranking 2016 results [Электронный ресурс]: World Competitiveness Ranking. -Режим доступа: http://www.imd.org/globalassets/wcc/docs/scoreboard-2016.pdf; Country Rankings [Электронный ресурс]: 2017 Index of economic freedom. - Режим доступа: http://www.heritage.org/index/ranking; The Global Competitiveness Index 2016-2017 Rankings [Электронный ресурс]: The Global Competitiveness Report 2016-2017. - Режим доступа: http://www3.weforum.org/docs/ GCR2016-2017/05FullReport/TheGlobalCompetitivenessReport2016-2017_FINAL.pdf

предпринимательской деятельности не были напрасны и дальнейшее развитие конкурентной среды будет способствовать укреплению рыночных отношений и росту экономики. В этой связи становится актуальным поиск путей формирования и развития конкурентной рыночной среды.

Стоит отметить, что для современной экономики не существует как такового механизма регулирования развития конкурентной среды с отлаженным действием входящих в него элементов. Вместо него действует система экономической координации, в которой основным элементом выступает глобальная координация, когда контрагенты в процессе своей деятельности приспосабливаются к управляющим параметрам [3]. При этом правительства государств с учетом глобальной координации осуществляют централизованную экономическую координацию (макроэкономика) для достижения целей развития. На микроуровне же (хозяйствующие субъекты) децентрализованная экономическая координация осуществляет адаптацию к поддерживающей среде и рыночным структурам. Вследствие этого назревает необходимость совершенствования данной среды и рыночных структур прежде всего на мезоуровне (регион), что возможно реализовать посредством создания действенного механизма.

Таким образом, целью статьи является разработка организационно-экономического механизма формирования и регулирования развития конкурентной среды в региональной экономике. В соответствии с целью предполагается решение следующих задач: рассмотрение управленческих практик по формированию и развитию конкурентной среды в зарубежных странах, изучение исходных условий создания

механизма на региональном уровне, построение концептуальной схемы механизма и описание действия его элементов.

Методика исследования

В качестве основного метода изучения систем формирования конкурентной среды в зарубежных государствах применен сравнительный анализ, который позволил характеризовать их общие и отличительные черты. Для его проведения использованы труды отечественных и иностранных ученых, таких как К.С. Орешко, А.А. Тараруев, А. Дюме, А. Жёнмэтр, В. Ой-кен и др. При исследовании условий создания конкурентной среды на российском региональном уровне задействованы метод обобщения и расчетно-аналитический метод. В качестве информационной базы выступили нормативно-правовые акты, регулирующие конкурентные процессы в экономике, и отчеты Агентства мониторинга и социологических исследований. Разработка концептуальной схемы механизма формирования и регулирования развития конкурентной среды на основе проведенного анализа осуществлена с помощью системного подхода и синтеза.

Зарубежный и российский опыт

Для достижения поставленной в статье цели проанализируем опыт таких развитых стран, как Германия, Франция, Словения и Норвегия. Германию мы выбрали как одно из самых экономически развитых государств, Францию — по причине реализации в ней масштабной реформы по либерализации экономической среды после проведения национализации. Что касается Словении, то она столкнулась с аналогичными для России проблемами при формировании новых институтов экономики. Норвегия схожа с Россией по сырьевой нефтегазовой структуре экономики (табл. 3).

Таблица 3. Общие характеристики формирования конкурентной среды в экономике зарубежных стран

Страна Предпосылки Основные особенности и инструменты формирования

Германия Переход от административно-командной экономической системы к рыночной Приватизация государственных предприятий частными компаниями и иностранными инвесторами (индивидуальный расчет по каждой операции) Создание системы поддержки предпринимательства Грантовая и финансовая поддержка высокотехнологичных производств Консультирование предпринимателей Государственная инвестиционная поддержка предприятий в форме прямого участия Льготное кредитование предприятий

Франция Либерализация экономики Частичная приватизация имущества национализированных компаний (по высокой стоимости, с последующим контролем деятельности) Формирование институтов финансовой (в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства) и образовательной поддержки предпринимательства Жесткий контроль над ценами естественных монополий

Словения Переход от плановой к рыночной модели развития, реструктуризация экономики для интеграции в ЕС Приватизация предприятий (большая часть собственности продавалась работникам предприятий) Формирование институциональной инфраструктуры по демонополизации экономики и развитию малого и среднего бизнеса Предоставление бизнесу налоговых льгот Либерализация контролируемых со стороны государства цен

Норвегия Структурная перестройка экономики, стремление бизнес-сообщества получить долю в общественном секторе экономики Частичная приватизация государственного имущества (сохранение госучастия в стратегически важных отраслях) Отмена государственной монополии на некоторые виды деятельности Введение в действие системы поддержки бизнеса (образовательной, технической и др.) Сокращение административных барьеров входа на рынок

Источник: составлено автором по [4; 5; 6; 7; 8].

Рассматривая политику по формированию конкурентной среды в Германии, необходимо констатировать, что она была нацелена на интеграцию институциональных экономических практик воссоединившихся ФРГ и ГДР. В первую очередь, необходим был переход в ГДР от административно-командной экономической системы к рыночной. Еще в послевоенной Германии экономист Вальтер Ойкен говорил о потребности конкурентного порядка на основе конституирующих и регулирующих принципов, означающих законодательно закрепленные нормы и правила хозяйствования, изменяющиеся под воздействием оперативного мониторинга результатов реализации установленных целей [9]. Ойкен выделил два конституирующих принципа при переходе Германии от командной экономики к рыночной: политика государства должна быть нацелена на роспуск или ограничение экономических властных группировок; политико-экономическая деятельность государства должна быть направлена на создание форм экономической среды,

а не на регулирование экономического процесса. Тем не менее в то время реформа экономики на основе указанных принципов не могла быть проведена из-за невозможности реализации первого принципа.

Сразу же после объединения Германии в 1990 г. в ней, как и во многих государствах Центральной и Восточной Европы, развернулась приватизация предприятий в руки частных компаний и иностранных инвесторов. Однако, в отличие от многих стран, здесь каждую сделку сопровождал строгий экономический расчет и индивидуальный подход. В процессе создания институтов и инструментов рыночной экономики была организована система поддержки предпринимательства. Например, реализовыва-лись конкурсы на получение грантов и финансовой помощи для высокотехнологичных производств, технологическое и информационное консультирование, инвестиционная поддержка в форме вклада в уставной капитал; осуществлялось льготное кредитование без процентов и др. [5, с. 329].

Во Франции же в 1982 г. проводилась национализация предприятий производственной, торговой и банковской сфер с целью сформировать из них «локомотивы» экономического развития. Но это возымело обратный эффект: произошло снижение производительности труда, прибыли предприятий и др. И в 1986 г. было положено начало проведению приватизации имущества национализированных прежде компаний, в результате чего 20% капитала получили иностранные инвесторы, не более 10% — персонал предприятий, остальной капитал — французские инвесторы [7]. Стоить отметить, что государство продавало собственность по более высоким ценам по сравнению с компенсационными платежами при национализации. Экономическая политика, ориентированная на развитие конкурентной среды в частном секторе, выражалась в формировании институтов поддержки (финансовой и образовательной) предпринимательства. Финансовая поддержка осуществлялась в отношении мелких и средних предприятий, а Национальное агентство по созданию предприятий оказывало информационную поддержку, в том числе организовывало образовательные программы по менеджменту (обязательные для предпринимателей) [8].

Обращаясь к опыту формирования конкурентной среды в экономике Словении, следует сказать, что данная задача решалась двумя путями:

1) государство создавало условия для функционирования рынка, хозяйствующие субъекты которого свободно осуществляли деятельность;

2) под созданные условия была сформирована институциональная инфраструктура, содействующая процессу демонополизации экономики и развитию малого и среднего бизнеса.

Разработка нормативной базы, включая Закон о защите конкуренции (1993), изначально была ориентирована на создание конкурентных условий для деятельности национальных предприятий, организацию и выстраивание конкурентных правил функционирования иностранных компаний. В направлениях поддержки бизнеса преобладало предоставление налоговых льгот по трем основным видам налогов (подоходный, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий) [6].

Так же как в Германии и Франции, в Словении была проведена приватизация предприятий. В соответствии с законом о преобразовании собственности предприятий предполагалась комбинация различных методов приватизации [6, с. 231—232]. Большая часть собственности предприятий (40%) продавалась по льготным ценам в виде акций работникам предприятий, а также другим гражданам на коммерческих условиях, 20% распределялись при помощи бесплатных сертификатов работникам компаний; 20% было передано специальным инвестиционным фондам. Можно сказать, что создание конкурентной среды в Словении было предопределено стратегией вхождения в единое экономическое пространство Европейского союза. Это позволило сформировать институциональные основы конкурентной среды за относительно недолгий период времени — с 1993 по 2004 г.

Обозначив процессы формирования и развития конкурентной среды в Германии, Франции и Словении, стоит указать, что, наряду с их национальной экономической политикой в области конкуренции, в Евросоюзе, куда они входят, также действует Европейский комиссар по вопросам конкуренции, который несет ответственность за конкуренцию в объединенных государствах. В область его ответственности входят:

— приведение в исполнение правил конкуренции для эффективного функционирования внутреннего рынка;

— принуждение к следованию правилам конкуренции при слияниях и поглощениях, субсидировании (в том числе в области транспорта и энергетики);

— развитие рыночного мониторинга;

— продвижение соблюдения антимонопольного законодательства и международной кооперации с антимонопольными органами за пределами ЕС [10, 11].

В сравнении с рассмотренными выше странами в Норвегии процесс формирования конкурентной среды можно назвать уникальным. Его характерной особенностью стала акцентированная политика протекционизма, проявляющаяся в значительной концентрации государственных предприятий в стратегически важных отраслях экономики, в высо-

ких ставках налогов и таможенных пошлин, существенно ограничивающих импорт. Так, правительство Норвегии зачастую являлось держателем минимум трети пакета акций, что позволяло контролировать деятельность предприятий в таких отраслях, как инфраструктура, электрические сети, культура, добыча полезных ископаемых, лесная промышленность и здравоохранение [4].

В конце 70-х гг. XX века, благодаря лоббированию бизнес-сообществом своих интересов к участию в прибыльных государственных компаниях, консервативное правительство начало процесс приватизации государственного имущества. В частные руки были переданы несколько относительно небольших государственных предприятий, затем — крупные металлургические и транспортные концерны. Одновременно с приватизацией вводилась в действие система практик по развитию конкурентной среды, заключавшаяся в поддержке предпринимательства, снижении административных барьеров, принятии законов о защите конкуренции и др. Одна из распространенных форм поддержки бизнеса в Норвегии — это обучение будущих предпринимателей, их переподготовка и повышение квалификации, также техническая поддержка исследовательских инновационных центров и организаций, бизнес-инкубаторов и технопарков [4].

Следовательно, продолжая оставаться «монополистом» и «протекционистом», государство в Норвегии открыло пути для развития частного предпринимательства и иностранного инвестирования в определенных рамках, что позволило бизнесу стать активным участником рынка и оказывать влияние на процессы конкуренции.

Таким образом, многие из рассмотренных управленческих практик зарубежных стран по развитию конкурентной среды, за исключением достаточно эффективного проведения приватизации предприятий [12; 13, с. 9; 14; 15], характерны и для российской экономической политики, в том числе региональной.

Политика по развитию конкурентной среды является также элементом региональной экономической политики. Поэтому необходимо изучить исходные условия создания механизма регулирования развития конкурентной среды в

экономике отдельно взятого региона. Для примера возьмем Вологодскую область. Согласно итогам рейтингования по уровню содействия развитию конкуренции в 2015 году область заняла 32-е место среди 85-ти регионов и 3-е место среди 11-ти регионов, входящих в состав Северо-Западного федерального округа.

Основополагающий документ1 социально-экономического развития региона — это Стра-тегия-2030. В пункте 5.6 Стратегии уделено внимание реализации такого приоритета, как «формирование пространства для развития в сфере предпринимательства и конкуренции» (рис. 1). Одним из факторов организации подобного пространства выступает создание на рынке эффективной конкурентной среды. Поэтому формулируемые в указанном пункте положения затрагивают данную сферу регулирования.

В качестве результатов деятельности и конкурентных преимуществ разработчики Стратегии определили успешное развитие на территории региона малого предпринимательства.

Так, количество малых организаций увеличилось с 2009 г. в 2,2 раза. Еще одно из достижений — создание инфраструктуры всесторонней поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). В целом описываемый блок акцентирует внимание исключительно на этом сегменте бизнеса.

Отметим, что раздел не дает информации о конкурентных преимуществах области перед другими регионами. Приведенная же позиция Вологодской области в рейтинге развития конкуренции (в 2015 г. — 32 место из 82-х) представляется неоднозначной. Поэтому целесообразнее указать среди преимуществ социально-экономические процессы, в которых предпринимательские, организаторские, управленческие способности по использованию имеющихся или потенциальных возможностей (природно-ресурсных, трудовых, инфраструктурных и пр.) оказываются и будут в дальнейшем наиболее эффективными и влияют (повлияют) на конкурентоспособность региона.

1 О Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года: пост. Правительства Вологодской области от 17.10.2016 № 920.

Рис. 1. Аспекты приоритета «формирование пространства для развития в сфере предпринимательства и конкуренции» Стратегии-2030

Среди ключевых проблем и вызовов формирования пространства называются низкий уровень диверсификации малого бизнеса (около 50% занимают торговля и услуги, операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг), незначительность его перехода в средний и крупный сегмент, а также финансовые, технологические проблемы, несущественный спрос на продукцию МСП и низкий уровень конкуренции при проведении государственных закупок.

В то же время ключевые проблемы, на наш взгляд, заключаются не в обозначенных состояниях организаций и низком уровне конкурен-

ции, а в предпосылках, создающих такое положение: наличии существенных административных барьеров; несовершенстве нормативно-правовой базы, ненадлежащем контроле деятельности субъектов естественных монополий; недостаточном платежеспособном спросе населения и предприятий; высоком проценте коммерческого кредита, сложности его получения; недостаточной защите прав предпринимателей и граждан.

Ожидаемые в Стратегии результаты развития пространства связаны с созданием в области к 2030 г. благоприятных конкурентной среды, предпринимательского климата и условий

Таблица 4. Размещение закупок у субъектов малого предпринимательства в регионах СЗФО по Федеральному закону № 44-ФЗ*

Субъект РФ Сумма закупок, млн. руб. Доля в совокупном годовом объеме закупок,%

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2016 г. к 2014 г., раз 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2016 г. к 2014 г., +/-

Республика Карелия 1 567 2 594 2 977 1,9 5,2 12,0 11,3 6,1

Республика Коми 2 690 3 162 4 965 1,8 7,6 13,3 19,1 11,5

Архангельская область и Ненецкий а.о. 3 978 4 808 5 478 1,4 7,1 11,5 9,9 2,8

Вологодская область 2 848 3 363 3 843 1,3 12,9 11,0 13,0 0,1

Калининградская область 3 656 4 281 4 242 1,2 7,9 11,1 10,1 2,1

Ленинградская область 4 458 7 986 10 121 2,3 14,0 17,7 17,1 3,1

Мурманская область 2 510 3 223 4 486 1,8 10,6 14,6 20,7 10,1

Новгородская область 1 566 1 647 2 119 1,4 14,6 11,6 19,0 4,4

Псковская область 1 687 2 193 3 158 1,9 10,3 13,6 13,7 3,4

г. Санкт-Петербург 23 367 28 347 34 796 1,5 8,9 7,5 16,1 7,1

Всего по СЗФО 48 327 61 604 76 184 1,6 9,0 9,8 14,9 5,9

* Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Источники: [8]; расчеты автора.

для ведения бизнеса, привлекательных для действующих и новых участников рынка. Очевидно, что такие результаты не позволяют обеспечить контроль их достижения в связи с отсутствием их измеримости. Поэтому следовало бы определить конкретные показатели, преимущественно относительные, характеризующие достигнутое состояние. Заявленное вхождение области в число 30 лучших регионов страны по числу субъектов МСП в расчете на тысячу человек населения заведомо сужает сферу регулирования и не показывает качество процессов развития пространства. Однако серьезным выглядит завоевание областью места в десятке регионов-лидеров России по индексу развития конкурентной среды.

Касательно задач, поставленных органами власти, стоит отметить, что большая часть из них опять же связана с развитием малых и средних организаций и имеет отраслевой аспект. Например, это расширение и обеспечение доступа субъектов малого и среднего бизнеса к закупкам товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, компаний с государственным участием и крупных организаций области. Так, анализируя закупки, размещенные для субъектов малого предпринимательства в регионах СЗФО, можно говорить

о наиболее успешной реализации данной задачи в Республике Коми и Мурманской области. Подтверждается это увеличением в этих регионах доли малых организаций в общем объеме закупок — за три года на 11,5 и 10,1% соответственно (табл. 4).

Ключевые задачи все же, по нашему мнению, установлены следующие: сокращение административных барьеров при создании и ведении бизнеса и уменьшение прямого участия органов исполнительной государственной власти и местного самоуправления в деятельности хозяйствующих субъектов. Так, в 2016 году практически 40% субъектов малого и среднего бизнеса полагало, что существующие административные барьеры не преодолимы или преодолимы с трудом2. Вместе с тем перечень задач необходимо расширить, добавив объект воздействия конкурентной среды — потребителя, поскольку соперничество предприятий в конечном итоге идет именно за его спрос и лояльное отношение. В таком случае задача может быть сформулирована как «создание условий повышения качества предоставляемых потребителю

2 Исследование Агентства мониторинга и социоло-

гических исследований «Оценка состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг Вологодской области (средний и малый бизнес)».

товаров, работ и услуг». Актуальность задачи подтверждается тем, что значительное количество жителей области в 2016 году — от 30 до 40% — не были удовлетворены качеством продуктов питания, одежды, мебели, бытовой техники, лекарственных препаратов, бензина и общественного транспорта, медицинских услуг, услуг управляющих компаний и качеством воды3.

Немаловажным пунктом Стратегии является определение индикаторов, которые необходимо увеличить к 2030 г. За исключением одного, все они исходят из успешности ведения бизнеса субъектами МСП. Это увеличение оборота продукции за 2015—2030 гг. в 1,5 раза, темпов роста оборота продукции субъектов МСП в сфере обрабатывающих производств, повышение доли продукции в общем объеме ВРП с 13% в 2015 г. до 26% в 2030 г., увеличение доли среднесписочной численности работников в общей численности занятого населения с 32,8 до 40% и больше соответственно. Задачи роста в 1,5 раза оборота продукции МСП и двукратного повышения её доли в ВРП предполагают сокращение общего объема ВРП, что выглядит как необоснованное.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Можно констатировать, что все показатели взаимосвязаны и, тем самым, ограничивают перечень задач по развитию конкурентной среды в экономике региона. Тем не менее расширяет задачи такой показатель, как увеличение среднего количества участников, допущенных к конкурентным процедурам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), с 2,9 единицы в 2015 г. до 4 единиц в 2030 г. Безусловно, его достижение будет свидетельствовать об эффективности регулирования конкурентной среды.

Кроме приведенных в число показателей следовало бы включить «рост удовлетворенности населения качеством продукции», «повышение уровня удовлетворенности предпринимателей конкурентными условиями». Тогда оценка развития конкурентной среды выполнялась бы непосредственно участниками рыночных отношений и была бы более объективной, чем оценка субъекта регулирования.

3 Исследование Агентства мониторинга и социологических исследований «Удовлетворенность потребителей качеством товаров и услуг и ценовой конкуренцией на рынках Вологодской области».

Таким образом, в соответствующем блоке Стратегии-2030, выступающей одной из правовых форм регулирования развития рыночной конкурентной среды, конкуренции и предпринимательства, основное внимание уделено развитию малого и среднего бизнеса. В то же время главным условием развития конкурентной среды, активизации конкуренции и конкурентных отношений должен быть комплексный подход, включающий в себя одновременное совершенствование организационной структуры и внешних взаимосвязей, нормативно-правовых, технологических, финансовых, инвестиционных основ, способствующих развитию бизнеса всех форм и размеров. Эффективная конкурентная среда базируется на четком разграничении полномочий разных уровней власти и сфер деятельности органов власти каждого уровня [17, с. 111].

В настоящее время политику развития конкуренции и конкурентной среды в регионах в различной степени проводят территориальные органы Федеральной антимонопольной службы, департаменты (министерства, комитеты и т.п.) по экономическому развитию, негосударственные отраслевые органы (некоммерческие объединения), уполномоченный по защите прав предпринимателей и др. Региональными органами власти предпринимаются также действия по внедрению Стандарта развития конкуренции в субъектах РФ4.

В соответствии с государственной политикой и вышеотмеченным комплексным подходом основные направления региональной политики в сфере развития конкурентной среды в экономике мы связываем:

1) с обеспечением свободы деятельности предпринимателей, устранением административных и экономических барьеров;

2) совершенствованием условий хозяйствования для обеспечения экономической эффективности субъектов рынка и повышения качества производимых ими товаров, работ, оказываемых услуг, выпуска инновационной продукции;

3) осуществлением контроля за монополистической деятельностью, в том числе деятель-

4 Об утверждении Стандарта развития конкуренции в субъектах РФ: распоряжение Правительства РФ от 05.09.2015 № 1738-р.

ностью естественных монополий, предупреждением и пресечением недобросовестной конкуренции.

Плодотворная работа по данным направлениям, приобретающая характер системной, возможна при задействовании всех институтов, регулирующих конкурентную среду, их организации в единый механизм и установлении соответствующего ресурсного обеспечения для выполнения ими функций, разработки методов, инструментов и форм, применяемых в процессе регулирования. Следовательно, актуальной становится разработка организационно-экономического механизма формирования и регулирования развития конкурентной среды в региональной экономике.

Результаты исследования

Общая схема регуляционного механизма включает следующие элементы:

— субъект — движущая сила, осмысленно запускающая в действие механизм;

— цели — программируемые желаемые результаты действия механизма;

— методы — инструментарий, способы и технологии процессов достижения целей;

— форма — организационное и правовое оформление методического обеспечения;

— средства — совокупность видов и источников ресурсов, используемых для достижения целей;

— объекты — хозяйствующие субъекты, экономическая среда [18].

Взаимосвязь и действие элементов в пространстве и времени составляют сущность рассматриваемого механизма. Известны различные подходы к его трактовке. Выделим два из них. Например, А.И. Татаркин понимает механизм региональной промышленной политики как систему правовых, организационных и экономических мер, содействующих формированию конкурентоспособного производства, повышению его эффективности [19, с. 67]. По мнению В.Г. Афанасьева, механизмы управления — это те практические меры, средства, рычаги, стимулы, посредством которых органы управления воздействуют на общество, производство, любую систему социального порядка с целью достижения стоящих перед ними задач [20, с. 234]. В целом, в поиске универсального определения механизма, большинство ученых выделяют ряд схожих для него характеристик.

В настоящей статье будем придерживаться определения организационно-экономического механизма как взаимосвязи и взаимодействия организационной структуры регулирования и организации процессов принятия решений с методами, приемами, инструментами в соответствии с правилами хозяйствования, направленными на наиболее эффективное функционирование и развитие рынка.

Цель разработки данного механизма заключается в успешном развитии отраслей экономики региона на основе улучшения условий конкурентной среды в сфере предпринимательской деятельности. Его построение базируется на таких принципах, как:

— минимальное государственное вмешательство в регулирование рыночной деятельности;

— свобода экономической деятельности, свобода информации;

— поддержка конкуренции, защита предпринимательства и прав собственности.

Одним из субъектов регулирования в регионах выступает Управление Федеральной антимонопольной службы (рис. 2). В число его функций входят контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, рекламы, контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд. Как известно, принятие ФАС четвертого антимонопольного пакета (изменения в Федеральный закон «О защите конкуренции»5) направлено на развитие превентивных мер регулирования. Совершенствование законодательства в сфере развития конкуренции необходимо выстраивать в этом ключе. Это связано с целями создания благоприятной конкурентной среды в деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечения им равного доступа к товарам (работам, услугам) естественных монополий, прекращения антиконкурентного вмешательства органов власти в функционирование рынков, повышения эффективности бюджетных расходов при размещении государственного и муниципального заказа, эффективного контроля за иностранными инвестициями в хозяйственные общества стратегического значения.

5 О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-Ф3.

Рис. 2. Концептуальная схема организационно-экономического механизма формирования и регулирования развития конкурентной среды в экономике региона

£

аз

-е-

Деятельность всех субъектов регулирования отраслевого развития экономики

Субъекты регулирования развития

Обратная связь

Государственные органы

Управление Федеральной антимонопольной службы

I

Департамент (министерство, комитет и т.п.) по экономическому развитию в регионе

Уполномоченный по защите прав предпринимателей

Отраслевые органы

Предприятия и организации

Экспертное сообщество

£ -е-

Субъекты формирования и развития

Результаты регулирования

Высокие темпы развития отраслей Повышение качества продукции Развитие конкурентной среды в отраслях

Процесс регулирования

Обеспечение

Алгоритм регулирования

Методы

Инструменты

Формы

Ресурсное

Организационное

Правовое

Методическое

Мотивационное

Образовательное

Информационно-аналитическое

Мониторинг 1

Анализ

Оценка

Разработка решений

Прогнозирование

Планирование

Организация

Корректировка

Контроль

Административные и нормативно-правовые

Экономические

Научно-исследовательские

Информационно-технологические

Образовательные, идейно-воспитательные

\

Нормативно-правовое регулирование

Поддержка в судебной защите прав хозяйствующих субъектов

Модификация принципов конкуренции

Осуществление закупок

Формирование фискальной политики

Консультирование, выполнение НИР, методика оценки развития конкурентной среды

Источники распространения информации

Правовое оформление

Стратегия социально-экономического развития региона

Правовые документы

по внедрению Стандарта развития конкуренции

Организационное оформление

Информационно-аналитическое оформление

Объективные экономические и социальные законы

Объекты регулирования

Экономические отношения между хозяйствующими субъектами

Взаимоотношения между

хозяйствующими субъектами и органами госвласти

Отношения между хозяйствующими

субъектами и работниками

Отношения между органами власти и работниками

Образовательная подготовка кадров для отраслей экономики

Другой субъект регулирования — департаменты (министерства, комитеты и т.п.) по экономическому развитию в регионах. Например, функции Департамента экономического развития Вологодской области заключаются, в том числе, в разработке и обеспечении реализации мер по развитию МСП на территории региона, регулировании инвестиционной деятельности, создании благоприятного инвестиционного климата, условий для развития инновационной деятельности, регулировании и развитии торговой деятельности, мониторинге состояния и развития отдельных отраслей промышленности, осуществлении мероприятий по международному и межрегиональному сотрудничеству, реализации политики в области качества, повышения конкурентоспособности товаров, продукции и услуг6.

Указанные субъекты регулирования относятся к государственным органам.

Немаловажным субъектом формирования и развития конкурентной среды является уполномоченный по защите прав предпринимателей. В сферу его задач входит поддержка развития предпринимателей и защита их прав, интересов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что касается негосударственных отраслевых органов формирования и развития конкурентной среды, то, взяв для примера Вологодскую область, к ним можно отнести региональное объединение работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Вологодской области» и входящие в него некоммерческие организации — региональные отраслевые объединения работодателей: «Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров Вологодской области», «Союз предприятий и предпринимателей потребительского рынка Вологодской области в сфере торговли и услуг», «Союз строителей и проектировщиков Вологодской области», Ассоциацию крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, а также Вологодскую областную Федерацию профсоюзов.

Основная цель отраслевых органов — это создание в предпринимательской среде равных конкурентных условий для всех, разработка со-

6 Об утверждении Положения о Департаменте экономического развития Вологодской области: постановление Правительства Вологодской области от 16.12.2013 № 1314.

гласованных профессиональных требований к повышению качества труда, организация скоординированного взаимодействия с наемными работниками, осуществление единой корпоративной защиты работников вместе с профсоюзами и другими заинтересованными организациями. Общими задачами для них значатся интеграция российского бизнеса в мировую экономику, сохранение традиционных и поиск новых рынков сбыта продукции российского производства, создание условий для привлечения в страну иностранных инвестиций [21].

Работа Федерации профсоюзов состоит в представительстве и защите социально-трудовых и гражданских прав, производственных, профессиональных, экономических и социальных интересов трудового коллектива и отдельных работников.

В качестве субъектов формирования и развития конкурентной среды выступают и сами предприятия, организации, проводящие честную и открытую конкурентную политику, являющие собой пример для других хозяйствующих субъектов.

Экспертное сопровождение процессов формирования и развития конкурентной среды может быть обеспечено субъекту прежде всего научным сообществом и специалистами в соответствующей области. Привлечение их к регулированию этих процессов позволит выполнять задачи развития конкурентной среды на высоком профессиональном уровне и с большей эффективностью.

Объектом регулирования являются различные стороны отношений, складывающихся между хозяйствующими субъектами, органами государственной власти, работниками в ходе экономической деятельности, а также образовательная подготовка кадров для отраслей экономики.

Соответствующее обеспечение регулирования данных отношений производится за счет материальных, финансовых, трудовых ресурсов, имеющихся в наличии в субъектах регулирования. К обеспечению этих процессов можно отнести также правовую поддержку, включающую консультирование по правовым вопросам в области конкуренции и развития конкурентных отношений, нормативно-правовую базу в этой области. Информационно-аналитическое обеспечение заключается в задействовании

таких источников, как статданные, результаты научных работ, отчетность предприятий, Интернет и СМИ, с целью доведения обработанной информации до участников регулируемых отношений.

Организационное обеспечение состоит в консолидировании требуемых ресурсов для реализации задач развития конкурентной среды, наделении исполнителей функциями и полномочиями по выполнению работ в соответствии с заданным алгоритмом (см. рис. 2) и по взаимодействию с другими субъектами. В то же время алгоритмирование работ предполагает разработку методического обеспечения в виде инструментария, являющегося сопутствующим документом при осуществлении функций регулирования. Основную роль в мотивацион-ном обеспечении увеличения функциональности субъектов регулирования выполняет повышение оплаты труда. Сюда же можно отнести образовательное обеспечение в виде тренингов, курсов, способствующих росту квалификации и освоению новых знаний и навыков.

Механизм регулирования субъектами представленных в схеме отношений реализуется посредством различных методов и инструментов. Так, к административным и нормативно-правовым причисляются методы, которые позволяют на законном и подзаконном уровнях закрепить действие условий и факторов рыночной среды, особенности конкурентных отношений участников экономической деятельности, а также обеспечить соблюдение связанных с этим прав. Инструменты метода — это нормативно-правовое регулирование экономической деятельности, поддержка в судебной защите прав хозяйствующих субъектов в различных инстанциях, модификация принципов конкуренции (формализация незакрепленных эффективных правил, действующих в экономических отношениях, с помощью налаживания обратной связи от участников объектов регулирования к субъектам).

Наиболее эффективными методами регулирования развития рыночной конкурентной среды выступают экономические, то есть те, при помощи которых оказывается воздействие на предприимчивость, деловую активность агентов рынка и объем выполняемых ими работ [22]. Здесь можно выделить такие инструменты,

как осуществление государственных закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, участие в формировании оптимальных налоговых ставок, льгот, изменение сроков уплаты налоговых обязательств и предоставление субсидий предприятиям.

К указанным методам необходимо добавить научно-исследовательский, заключающийся в научном обосновании процессов регулирования и повышении их качества. Научное сопровождение принимаемых субъектами решений может включать в себя до 5—6 шагов алгоритма регулирования (мониторинг состояния — анализ — оценка — разработка решений — прогнозирование — планирование), предваряя организацию мероприятий по развитию конкурентной среды. При этом один из этапов алгоритма — оценка развития конкурентной среды в экономике нуждается в разработке и практическом применении методического инструментария оценки. До ввода в действие нормативных правовых актов обязательным условием является также проведение оценки их регулирующего воздействия на участников рыночных отношений научными организациям и специалистами.

Информационно-технологические и образовательные, идейно-воспитательные методы регулирования охватывают большой объем информационно-аналитических данных, связанных с экономической деятельностью хозяйствующих субъектов, ее правовой охраной и возможностями, передаваемых через источники распространения информации (Интернет, различные виды телекоммуникаций, газеты, специалисты). Образовательные и идейно-воспитательные методы к тому же включают информацию, привносящую новое знание в правила конкурентного соперничества, имеющую характер пропаганды развития здоровой конкуренции между агентами рынка.

Обеспечение регулирования развития конкурентной среды происходит через различные формы: правовое оформление, к которому мы относим региональные стратегии социально-экономического развития, и правовую документацию по вводу Стандарта развития конкуренции в субъектах РФ; организационное (комплекс форм организации поддержки участников экономической деятельности и содействия развитию конкуренции между ними);

информационно-аналитическое, выражающееся в размещении данных в определенных источниках с помощью различных средств.

Выводы и заключение

В заключение отметим, что процесс регулирования, осуществляемый посредством организационно-экономического механизма формирования и регулирования развития конкурентной среды в экономике региона, протекает под воздействием факторов внешней среды, к которым можно отнести:

— мировую и отечественную конъюнктуру рыночного спроса и предложения продукции, рабочей силы, ресурсов;

— тенденции развития глобальной и национальной экономик;

— характер международных политических и экономических отношений и др.

В связи с этим функционирование механизма происходит при постоянном учете факторов и соответствующей корректировке его элементов.

Таким образом, разработанный организационно-экономический механизм формирования и регулирования развития конкурентной среды в региональной экономике представляет собой направленный на эффективное функционирование рынка комплекс взаимосвязанных методов, инструментов и форм, применяемых по заданному алгоритму государственными и негосударственными формированиями (субъ-

ектами) для регулирования различных сторон экономических отношений хозяйствующих субъектов, органов государственной власти, работников, а также образовательной подготовки кадров для отраслей экономики.

Результатами данного регулирования должны стать развитие конкурентной среды в отраслях региональной экономики, повышение качества производимой ими продукции и высокие темпы роста.

Вместе с тем предложенный механизм отвечает особенностям, которые выявлены нами в предыдущем исследовании [23, с. 95] и которые должны быть учтены при его формировании: необходимость обеспечения общедоступности и полноты информации для экономических агентов (формирование качественной и всеохватывающей информационной среды); создание условий свободного доступа к источникам информации; восприятие механизмом эволюционировавших, объективно существующих принципов и правил конкуренции в экономике, их формализация; гарантированность защиты частных интересов на институциональной основе; обеспечение предварительного анализа применения инструментов регулирования с точки зрения их потенциального влияния на развитие конкурентной среды экономики региона; осуществление мониторинга уровня развития конкурентной среды в отраслях экономики регионов и др.

Литература

1. Мау В.А. От перестройки к радикальным реформам: к двадцатилетию посткоммунистических преобразований // Экономическая политика. 2012. № 1. С. 5-20.

2. Distance to Frontier. Doing Business. Available at: http://www.doingbusiness.org/data/distance-to-frontier

3. Kirzner I.M. Competition andEntrepreneurship. Chicago: The University of Chicago Press, 1973. 256 p.

4. Орешко К.С. Факторы роста малого и среднего бизнеса в Скандинавии (Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция) // Российский внешнеэкономический вестник. 2007. № 7. С. 33-44.

5. Тараруева А.А. Зарубежный опыт региональной поддержки малых предприятий // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2011. № 10. С. 324-331.

6. Формирование конкурентной среды в странах Центральной и Юго-Восточной Европы : научное издание / под ред. И.С. Синициной. М. : Ин-т экономики РАН, 2008. 308 с.

7. Dumez H., Jeunemaitr A. Privatization in Western Europe: pressures, problems and paradoxes. Privatization in France: 1983—1993. London: Thomson Learning, 1994. pp. 83-104.

8. Estay Ch. Setting up businesses in France and the USA: A cross cultural analysis. Europ. management, Oxford, 2004, vol. 22, no. 4, pp. 452-463.

9. Eucken W. Grundsätze der Wirtschaftspolitik. Tübingen: Hrsg. v. Edith Eucken u. K. Paul Hensel, 2004, XIII. 415 p.

10. Mission letter from President Barroso to the Commissioner designate Joaquin Almunia. European Commission. Available at: http://ec.europa.eu/archives/commission_2010-2014/mission_letters/pdf/almunia_competition_ en.pdf

11. The World Bank and OECD, A Framework for the Design and Implementation of Competition LAW and Policy (2005). Available at: http://www.circ.in/pdf/STRATEGIC%20PRI0RITIES%200F%20C0MPETITI0N%20 AND%20REGULAT0RY%20AGENCIE.pdf

12. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993—2003 годы / под ред. С.В. Степашина. 2-е изд., доп. М.: Олита, 2005. 408 c.

13. Ильин В.А., Поварова А.И., Сычев М.Ф. Влияние интересов собственников металлургических корпораций на социально-экономическое развитие: препринт. Вологда : ИСЭРТ РАН, 2012. — 104 c.

14. Гаджиев Н.О. Проблемы создания эффективной конкурентной среды // Журнал экономической теории. 2014. № 1. C. 22.

15. Институты современной экономики России: опыт и проблемы: монография. М.: ИЭ РАН, 2013. Т. 1. 274 c.

16. Информация по закупкам // Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок. URL: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения: 02.03.2017).

17. Производственные кластеры и конкурентоспособность региона: монография / Т.В. Ускова, А.С. Барабанов, О.И. Попова, Л.Г. Иогман, В В. Ильин. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. 246 c.

18. Губанова Е.С. Формирование и реализация региональной инвестиционной политики. Вологда: Легия, 2007. 300 c.

19. Региональная промышленная политика: теоретические основы, практика формирования и механизм реализации: препринт / А.И. Татаркин, О.А. Романова, Р.И. Чененова, М.Г. Филатова. Екатеринбург: УрО РАН, 2000. 82 c.

20. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977. 382 с.

21. Отчет о деятельности в 2015—2016 годах / Региональное объединение работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Вологодской области». — URL: http://media.rspp.ru/document/4/5/0/50 bed0cd598f494d37b8c7fc203c9bd5.pptx (дата обращения: 16.03.2017).

22. Porter M.E. The competitive advantage of nation. New York: Free press, 1990. 855 p.

23. Вохмянин И.А. Вопросы формирования механизма развития конкурентной среды в экономике региона // Известия вузов. Серия «Экономика, финансы и управление производством». 2016. № 1(27). C. 91-96.

Сведения об авторе

Иван Андреевич Вохмянин — инженер-исследователь, аспирант, Вологодский научный центр Российской академии наук (160014, Российская Федерация, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а; e-mail: vokhmyanin35ivan@rambler.ru)

Статья поступила 16.03.2017.

Vokhmyanin I.A.

Developing an Organizational and Economic Mechanism for Shaping and Regulating the Competitive Environment in the Regional Economy

Abstract. The processes of economic development of countries, industries, and enterprises are necessarily accompanied by the competition between the subjects of economic activity. That is why it is important to create favorable conditions for them, to form a competitive environment that meets market principles of economic activity, taking into account minimum intervention of the government in the functioning of the market. Russia is inferior to many countries — even to the former Soviet republics — in terms of favorable business environment; it ranks 40th in the Doing Business rating. Since there is no system approach to

the formation of a competitive market environment and state competition policy is carried out with the help of economic coordination of economic entities, it becomes relevant to determine the set of elements (subjects, objects, methods, tools, etc.) regulating this area, and to study the links between them. Based on this, the goal of the present study is to develop an organizational and economic mechanism to shape and regulate the competitive environment in the regional economy. To achieve the goal of the article, we considered foreign experience in the formation of the competitive environment in the economy. Using a comparative analysis, we found that Russia has management practices typical of foreign countries, with the exception of effective privatization of enterprises. We studied the initial conditions for the creation of a mechanism to shape and regulate the competitive environment at the regional level (on the example of the Vologda Oblast). Thus, one of them is the need to organize the space for development in the field of entrepreneurship and competition; it is noted in the Strategy for socio-economic development of the Oblast for the period up to 2030. With the use of the calculation and analytical method and the method of generalization, we performed a critical analysis of the paragraph of the Strategy relating to this area of regulation. As a result, with the help of the system approach and synthesis, we designed a conceptual scheme for the proposed organizational and economic mechanism and described the action of its elements. The paper can be useful both for the authorities involved in the regulation of market relations, in the implementation of the standard for development of competition in the subjects of the Russian Federation, in the development of appropriate road maps, and programs, and for the representatives of the business community and researchers working in this field of studies.

Key words: competitive environment, regional economy, development strategy, foreign experience, Vologda Oblast, organizational and economic mechanism.

Information about the Author

Ivan A. Vokhmyanin — Research Engineer, Graduate Student, Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences (56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation; e-mail: vokhmyanin35ivan@rambler.ru)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.