Научная статья на тему 'Проблемы совершенствования государственного регулирования малого предпринимательства'

Проблемы совершенствования государственного регулирования малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
260
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филимонова Н. М.

The author considers the important role of the small business sector for the national economy. Several of the difficulties faced by small business are also highlighted. Moreover, it is found that general support of small business is a necessary condition for successful national development. For this purpose, specific mechanisms and tools of state regulation should be utilized. The author points to the necessity of specific regional measures by developing new approaches to small business regulation. The article then describes several of the defects of certain polices of state agencies which conduct small business support. These kinds of problems are both economic and organizational in character. The author concludes by offering a balanced set of measures which could be directed towards the perfection of the existing small business support system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Approaches to the Improvement of the State's Support of the Small Business Sector

The author considers the important role of the small business sector for the national economy. Several of the difficulties faced by small business are also highlighted. Moreover, it is found that general support of small business is a necessary condition for successful national development. For this purpose, specific mechanisms and tools of state regulation should be utilized. The author points to the necessity of specific regional measures by developing new approaches to small business regulation. The article then describes several of the defects of certain polices of state agencies which conduct small business support. These kinds of problems are both economic and organizational in character. The author concludes by offering a balanced set of measures which could be directed towards the perfection of the existing small business support system.

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования государственного регулирования малого предпринимательства»

Н. М. Филимонова

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1. Роль малого предпринимательства

Малое предпринимательство играет важную роль в социально-экономическом развитии, что подтверждается его значительной долей в валовом национальном продукте во многих странах (от 33 до 66%), в структуре занятости (в этой сфере находят работу от 46 до 78% общей численности занятых в производстве) и влиянием на динамичные структурные изменения в отраслях. В настоящее время в России в сфере малого предпринимательства создается 10-13% ВВП и обеспечивается занятость 10% трудоспособного населения (без совместителей и работающих по договорам подряда).

Роль малого предпринимательства наиболее полно раскрывается через описание его функций, которые рассматриваются в научной экономической литературе следующим образом.

По социальной значимости:

• формирование широкого слоя мелких собственников (среднего класса). Малое предпринимательство способствует формированию среднего класса, который является гарантом политической стабильности и движущей силой рыночной экономики в демократическом обществе. Некоторые авторы подвергают сомнению правомерность данного положения для России. Мы согласны с позицией А. Ситникова, который утверждает, что средний класс может способствовать стабилизации жизни в обществе только при условии, что он удовлетворен своим положением, а также общественным и государственным устройством. Эти условия в России пока отсутствуют. Проблема состоит в том, что у нас нет экономики и государства для среднего класса. В такой ситуации потенциальные представители среднего класса могут либо покидать страну, либо инициировать серьезные общественные потрясения;1

• способность создавать новые рабочие места, что может вести к снижению уровня безработицы;

• демпфирующая функция - сглаживание противоречий между наиболее богатыми и бедными слоями, снижение социальной напряженности.2

По экономической значимости:

• интегрирующая функция. Малые предприятия, непрерывно приспосабливаясь к конъюнктуре рынка, быстро реагируют на постоянно изменяющиеся потребности общества. Без этого экономика приобрела бы «лоскутный» характер, т. е. одни потребности, на базе

ФИЛИМОНОВА Наталья Михаиловна

- канд. экон. наук, докторант кафедры управления и планирования социально-экономических процессов СПбГУ. Окончила экономический факультет Владимирского государственного университета (1998) и аспирантуру (2000). Стажировалась в Южно-Иллинойском университете г. Карбондейл (США). Автор более 30 научных работ, включая 2 монографии (в соавторстве). Сфера научных интересов: малое предпринимательство, региональная экономика.

© Н. М. Филимонова, 2004

которых можно было бы создавать прибыльное производство, удовлетворялись бы полностью, другие же, реализация которых не приносила бы высокий доход, - не удовлетворялись. Кроме того, малые предприятия используют ограниченные местные источники сырья, непривлекательные для крупного бизнеса, которые иначе остались бы невостребованными;

• формирование конкурентных отношений. Последнее время в литературе встречается понятие «генеретика»,3 которое означает группу быстрорастущих небольших предприятий, занимающихся копированием продуктов ведущих фирм. Предлагая какой-либо товар равных потребительских свойств по более низкой цене, малые фирмы способны составить серьезную конкуренцию крупным фирмам и вытеснить их со значительной части рынка. Копируя уже известные продукты, фирмы несут меньшие издержки при производстве товаров из-за отсутствия расходов на научные исследования. Кроме того, крупные монополии нередко завышают цены, малые фирмы, стремясь выжить в конкурентной борьбе, используют другие стратегии. Малые предприятия часто конкурируют с малоэффективными подразделениями крупных корпораций. Они в совокупности способны составить серьезную конкуренцию самым мощным компаниям. Этому способствуют не только их многочисленность и гибкость, но и быстрое обновление;

• расширение производства потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья, приближение их к потребителю, вовлечение в производство части материальных и финансовых средств населения, ранее использовавшихся исключительно для личного потребления;

• источник стабильных бюджетных поступлений;

• разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств, что способствует развитию научно-технического прогресса. Стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые фирмы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты.

По политической значимости:

• активное влияние на политическую стабильность в обществе. Являясь наиболее многочисленным классом, представители малого предпринимательства либо сами формируют свои политические взгляды, либо становятся объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей. Как свидетельствует исторический опыт ряда стран, настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать общество к поддержке наиболее экстремистских политических сил;

• уменьшение социальной дифференциации. Малое предпринимательство является фундаментальной основой формирования среднего класса и, следовательно, способствует ослаблению присущей рыночной экономике тенденции к социальной дифференциации.

Выполняя важные по своей значимости функции, малое предпринимательство сталкивается с рядом трудностей, связанных с небольшим размером предприятий. Однако этот же факт обусловливает и их преимущества. Таким образом, о достоинствах и недостатках малых фирм можно говорить, лишь сравнивая их с крупным бизнесом (таблица). Для успешного социально-экономического развития экономики необходимо взаимодействие малого и крупного бизнеса.

Малое предпринимательство является одним из важных секторов экономики, что объясняется его высоким потенциалом в сфере социально-экономического и политического развития. Поддержка и стимулирование развития этого сектора - одна из главных задач экономической и социальной политики государства, которая заключается в основном в создании для него благоприятных условий деятельности.

Преимущества и недостатки организации бизнеса

Форма организации бизнеса Преимущества Недостатки

Малая Узкая специализация, обеспечивающая наилучшую адаптацию к требованиям рынка. Гибкая производственная структура, обеспечивающая быструю реакцию на изменение конъюнктуры рынка. Возможность становления без относительно крупных стартовых инвестиций. Использование местных источников сырья, непригодного для крупных предприятий. Более высокая скорость оборота ресурсов. Оперативная реакция на спрос потребителя. Высокая степень свободы при принятии решений. Малая доля освоения рынка. Относительная неустойчивость предприятий при резком изменении экономической конъюнктуры. Недостаток необходимых кадровых и финансовых ресурсов для организации массового производства и ведения реализации крупных проектов комплексного характера. Отсутствие необходимого информационного обеспечения. Сложность в получении кредитных ресурсов. Высокая интенсивность труда.

Крупная Высокая степень освоения рынка. Значительные финансовые и кадровые ресурсы. Возможность доведения крупных инновационных разработок до конца. Возможность осуществления многоцелевых исследований. Возможность объединения различных подходов для решения основной задачи. Возможность осуществления массового производства. Высокая степень инерционности производства, значительно повышающая степень риска при модернизации и перестройке крупного производственного процесса. Значительная степень отчуждения работников от результатов их труда и связанная с этим проблема разработки эффективной системы стимулирования управленческого и творческого производительного труда. Конфликт интересов.

2. Механизмы государственного регулирования малого предпринимательства

В российской литературе большое внимание уделяется проблемам регулирования экономики в целом и малого предпринимательства в частности. Это объясняется тем, что порождаемые рынком противоречия требуют обязательного разрешения. Ничем не ограниченный рынок может привести к социальной напряженности и различного рода конфликтам в обществе.

Во всех экономически развитых странах государство непосредственно участвует в общественном воспроизводственном процессе, корректируя действия рыночных сил, что способствует нормализации желательных социальных отношений, реализации конкурентных преимуществ, сохранению невоспроизводимых ресурсов, решению «более или менее амбициозных задач, касающихся положения страны в мировой экономике и политике».4

Создавая благоприятные условия для успешного функционирования малого предпринимательства в стране, государство во многом обеспечивает успех осуществляемых

реформ. При условии заинтересованности среднего класса, наибольшую часть которого составляют предприниматели, уровень развития экономики будет гораздо выше.

Основная цель государства - обеспечение стабильности. Отсутствие порядка в обществе является одним из признаков кризиса государственной власти, а само общество, по словам Ф. Ницше, в этом случае представляет собой большой конгломерат (механическое соединение разнородного), утративший способность и силу извергать из себя вредные элементы.5 Поэтому главными задачами государства являются определение потребностей, утверждение организованности и порядка, устранение возможности для «самоедства», обеспечение необходимых условий развития и процветания в обществе. Решение данных задач осуществляется посредством системы государственного управления.

Государственное управление - это целенаправленное организующе-регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей с помощью различных методов и средств.6

В экономической литературе существует множество точек зрения относительно функций, выполняемых государством, однако известно, что набор функций меняется в зависимости от этапа развития общества (каждый из этапов может характеризоваться изменениями требований к государству, изменениями экономического и политического строя, понимания роли и функций государства; возникновением кризисных периодов, требующих усиленного государственного вмешательства).7

Устойчивость рыночной системы зависит от осуществляемого государством комплекса мер. Выбор оптимальных инструментов регулирования экономики является сложным процессом и связан: во-первых, с поставленными целями (достижение одних и тех же целей возможно посредством использования различных методов воздействия); во-вторых, со средой приложения (например, развитие культурной, научной и образовательной сфер в большей степени зависит от бюджетного финансирования (прямое государственное регулирование), нежели от экономических объектов)); в-третьих, с потребностями объектов регулирования (например, малые и крупные предприятия обладают специфическими преимуществами и недостатками, а следовательно, имеют различные потребности).

Влияние государства на экономику ограничено следующими факторами:

1) политическими - решениями политических партий, которые определяются экономическими отношениями, общественными настроениями, политической ориентацией" партии, находящейся у власти, политическими институтами, решениями местных органов власти;8

2) правовыми - законодательством, регламентирующим материальную, административную и судебную ответственность субъектов взаимодействия;9

3) экономическими - ограниченностью ресурсов (финансовых, материальных и др.);

4) административными - уровнем регулирования. Чрезмерные налоги и регулирование, «которое является продолжением государственного контроля, в конечном итоге приводят к ограничению власти государства из-за того, что экономическая деятельность начинает осуществляться в обход закона и перемещается в неофициальный, или „черный”, сектор экономики».10

Все эти факторы взаимосвязаны и взаимозависимы, при пренебрежении ими со стороны органов государственной власти возможно возникновение негативных последствий: ослабление конкурентоспособности национальной экономики; рост

безработицы и инфляции; расстройство денежной системы и системы государственных финансов.

Политические факторы отражают уровень стабильности преобразований в стране: при каждой смене правительства принимаются новые законы, которые часто противоречат старым, в результате число бюрократических препонов растет (регистрация,

лицензирование, сертификация и т.д.), а надежная правовая база отсутствует. В области правовых факторов, например, неопределенность правового поля и быстрое изменение законодательства приводят к значительным сложностям осуществления предпринимательской деятельности." Для малых предприятий данное обстоятельство создает трудности при планировании будущих налоговых платежей, дополнительные затраты в виде оплаты консультационных услуг для осуществления своей деятельности в рамках законодательства. Ограниченность ресурсов может проявляться в недостатке бюджетных средств на развитие предпринимательства, что оказывает влияние на качество деятельности инфраструктуры поддержки малого бизнеса, основной целью которой становится не развитие, а выживание. Высокий уровень государственного регулирования заставляет предприятия уходить в «тень», что, с одной стороны, позволяет экономить средства от легализации деятельности (регистрация, лицензирование, налогообложение, преодоление бюрократических барьеров), а с другой стороны, повышает риск возникновения дополнительных издержек в результате обнаружения теневых операций контролирующими органами.

Тем не менее государство оказывает большое влияние и на успешное развитие малого бизнеса в стране. Общие «правила игры» для функционирования малого предпринимательства задаются на федеральном уровне, а на региональном - существует возможность корректировки внешнего воздействия с учетом местной специфики.

Форма организации бизнеса и стадия жизненного цикла предприятия определяют потребности малого предпринимательства в области государственной поддержки:

1. Создание предприятий на базе имеющегося производства. Ведущая роль крупных фирм заключается в том, что в современных условиях именно они обладают большими преимуществами, поскольку лучше справляются с рисками и финансовыми трудностями; имеют возможность осуществления массового производства, когда зачастую необходимы новые производственные мощности. Для того чтобы стать более конкурентоспособными, крупные фирмы проводят реструктуризацию, стремясь использовать достоинства малых фирм, а малые предприятия вступают в широкие альянсы, чтобы использовать эффект от масштаба производства. Можно выделить несколько форм взаимодействия малого и крупного предпринимательства:

• сателлитная форма (организация дочерних фирм, сохраняющих тесные связи с крупным предприятием, юридически самостоятельных, но экономически тесно связанных с коренной структурой, образованных путем реструктуризации, выведения непрофильных производств и т.д.). Данная форма взаимодействия дает преимущества обеим сторонам: крупные предприятия вносят элемент стабильности и планомерности в работу малых фирм; малые предприятия выполняют часть функций крупных предприятий, неся более низкие издержки, концентрируясь на определенных видах деятельности. В России данная форма взаимодействия не получила должного развития, поскольку задачи более рационального использования труда вытеснены целями выживания предприятий;

• интрапренерство (создание малых предприятий под конкретные инновационные проекты). Взаимосвязь между университетами, крупными и малыми предприятиями путем создания технопарков дает возможность повысить конкурентоспособность отечественной продукции. Технопарк - это организация, имеющая тесные связи с высшими учебными заведениями (научными центрами), промышленными предприятиями, региональными и местными органами власти и осуществляющая поддержку инновационного предпринимательства. В задачи технопарка входит создание материально-технической, социально-культурной, сервисной, финансовой и иной базы для эффективного становления, развития и функционирования малых и средних инновационных предприятий, что дает возможность коммерческого освоения научных знаний, изобретений, ноу-хау и наукоемких

технологий и выведение их на рынок. Поддержка технопарковых структур со стороны государственных органов власти позволит удовлетворить потребности региона и страны в целом в научно-технической продукции.

2. Самостоятельно организованные предприятия (индивидуальное создание, консолидация нескольких физических лиц). Формы государственной поддержки в немалой степени обусловливаются тем, на какой стадии жизненного цикла находится малое предприятие:

• предприятия, имеющие собственную историю развития. Данная группа предприятий имеет стабильное финансовое положение, обладает возможностями для решения финансовых проблем за счет собственных средств или привлечения внешних источников финансирования путем использования имеющегося залогового имущества. Кроме того, эти предприятия имеют большой опыт и необходимые возможности осуществления своей деятельности на рынке. Основной потребностью в области государственной поддержки для таких предприятий является доступ к льготному кредитованию для пополнения оборотных средств, модернизации оборудования и т.д., так как предоставляемые коммерческими банками кредиты имеют высокие процентные ставки и обладают краткосрочностью;

• предприятия, прошедшие стадию становления, но испытывающие в той или иной степени дефицит ресурсов для своего функционирования и развития. Данная группа предприятий обладает ограниченными возможностями привлечения внешних источников финансирования из-за недостатка залогов и гарантий. Поэтому одной из основных задач системы поддержки малого предпринимательства являются предоставление гарантий и помощь в привлечении доступных кредитных ресурсов;

• предприятия, находящиеся на стадии становления. Данная группа предприятий не обладает свободными ресурсами, имеет небольшой практический опыт, поэтому наиболее существенной формой поддержки является помощь в основании бизнеса. Для таких целей в зарубежных странах широко используются бизнес-инкубаторы, которые предполагают создание микросреды для поддержки малого бизнеса на ранних стадиях его развития.

Каждая из форм организации бизнеса предполагает наличие определенных проблем и требует использования специфических подходов при осуществлении государственного регулирования малого предпринимательства.

3. Подходы к созданию благоприятной среды для малого предпринимательства

В экономически развитых странах основной целью государственного регулирования малого предпринимательства является создание благоприятных условий для его функционирования. В России же результаты такого регулирования довольно противоречивы. С одной стороны, органы государственной власти предпринимают необходимые действия в области развития малого бизнеса: ежегодно разрабатываются и принимаются программы и законодательные акты, создаются объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. С другой стороны, программы, принимаемые органами центральной и местной власти, не выполняются в полной мере, что объясняется не только экономическими, но и организационными причинами, несовершенством методической базы. В итоге, несмотря на большую работу, эффект от этих действий не соответствует прилагаемым усилиям и требованиям развития экономики.

Большинство рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования в области малого предпринимательства сводится к освобождению экономики от излишних бюрократических барьеров или созданию дополнительных элементов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, с тем чтобы увеличить их пропускную способность.12 По мнению некоторых авторов, указанные предложения не обеспечивают

повышения качества системы поддержки малого бизнеса, так как обходят, по существу, проблему эффективности ее функционирования.13

По нашему мнению, данная проблема состоит не столько в создании новых государственных объектов инфраструктуры поддержки, сколько в развитии и совершенствовании существующих. Разработка и реализация такого подхода основаны на постоянном осуществлении диалога между предпринимателями и властью. Проведенный анализ деятельности объектов инфраструктуры (Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Фонда поддержки малого предпринимательства, Центра поддержки предпринимательства, Агентства по поддержке предпринимательства и др.) показал, что каждый из них является многофункциональным.14 Если изначально данное обстоятельство являлось необходимым, то в дальнейшем оно стало мешать качественному осуществлению целевой деятельности. Кроме того, параллелизм и дублирование функций ведут к принятию непродуманных решений и рассредоточению ресурсов. Наиболее распространенными видами деятельности являются обучение, консалтинг, предоставление информации, что обусловлено возможностью их выполнения без значительных технических, трудовых, временных и финансовых затрат. Однако эти функции, по мнению предпринимателей, являются менее востребованными. Поэтому для совершенствования существующей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства необходимо проведение реинжиниринга бизнес-процессов с учетом потребностей целевых групп.

В подходах к формам и средствам поддержки малых предприятий существуют значительный разброс мнений, несогласованность в функционировании различных объектов инфраструктуры и действиях органов законодательной и исполнительной власти. Целевые установки объектов инфраструктуры большей частью подчинены решению задач вынужденной адаптации к быстроизменяющимся внешним условиям, а не развития и поддержки предпринимателей; отсутствует целостность в системе управления развитием малого бизнеса. Цели системы различны в зависимости от уровня осуществляемой поддержки: федерального, регионального, местного. Происходящий в результате этого значительный разрыв создает трудности по привлечению, распределению и использованию ресурсов для развития малого предпринимательства. Дисбаланс интересов отрицательно сказывается на взаимодействии государственных органов власти с предпринимателями, на организации и поддержке международных контактов, подготовке и реализации инвестиционных проектов.

Процесс согласования целей является довольно сложным. Существующая в стратегическом менеджменте теория заинтересованных лиц (стейкхолдеров) обычно применяется на уровне отдельных предприятий, в ее рамках разработан определенный набор требований, инструментов и механизмов реализации, которые могут быть использованы для согласования интересов в процессе развития малого предпринимательства.

Используемые в государственных программах поддержки и развития малого предпринимательства критерии эффективности не обеспечивают соответствующей мотивации объектов инфраструктуры малого бизнеса. Они заключаются в увеличении или сохранении на прежнем уровне определенных количественных показателей (вклад в валовой региональный продукт, количество малых предприятий, численность занятых и т.д.), носят фрагментарный характер, не отражают взаимосвязь со стратегией, отражают результаты уже выполненных мероприятий при отсутствии ориентации на будущие результаты, не учитывают условия внешней среды.

Разработка сбалансированной системы показателей даст возможность перевести миссию и общую стратегию органов государственной власти в области поддержки малого

предпринимательства в систему четко поставленных целей и задач, а также показателей, определяющих степень достижения целевых установок разработанных программ.

Органы управления экономикой призваны построить такую систему экономических отношений, которая обеспечила бы максимально полное использование достоинств и по возможности нейтрализовала бы недостатки, присущие той или иной форме бизнеса. По существу, необходимо создание благоприятных условий развития малого предпринимательства, прежде всего, в тех регионах и отраслях (подотраслях), которые в наибольшей степени обладают возможностями реализации преимуществ малых предприятий. По оценкам Национального научного фонда США, затраты времени на решение инновационных задач у малых фирм примерно в 4 раза меньше, чем у крупных предприятий; количество нововведений на единицу затрат в малых фирмах по сравнению со средними в 4 раза выше, а по сравнению с крупными - в 24 раза. Кроме того, малые предприятия почти на треть опережают крупные в скорости осуществления инновационного цикла. Поэтому развитие промышленных отраслей через использование потенциала малого предпринимательства даст возможность повысить конкурентоспособность отечественной продукции и обеспечить приток средств в сферу материального производства.

Совершенствование системы государственного регулирования малого предпринимательства позволило бы более эффективно содействовать развитию экономических отношений в стране, способствовать формированию среднего класса, необходимого для стабильности и качественных социальных преобразований в российском обществе.

'Ситников А. Формируется ли «средний класс»? // Российский экономический журнал. 1999. № 3. С. 26-35.

:Бе з го д о в А.В. Формирование механизма реализации стратегии устойчивого развития. СПб., 2003. С. 104.

3 Б р ц и е в а И. Малое предпринимательство как экономическая категория // Общество и экономика. 1999. №9. С. 148-159.

1 Н е к и п е л о в А. От квазирынка - к рынку (концептуальные вопросы стратегии экономического развития России в начале XXI века) // Российский экономический журнал. 2001. № 2. С. 8 - 9.

5 В а т р и н X. Социальная рыночная экономика - основные идеи и их влияние на экономическую политику Германии // Социальное рыночное хозяйство: Теория и этика экономического порядка в России и Германии. СПб., 1999. С. 198.

6Г лазу нов а Н.И. Государственное управление как система. М., 2001. С. 66.

7 Государственное управление и государственная служба в трансформирующемся обществе / Под ред. Ю.В. Яковца. М., 2001. С. 4, 8, 9.

‘Шамхалов Ф. Теория государственного управления. М., 2002. С. 270, 433.

’Москаленко И.А. Развитие теории и практики государственного регулирования экономики. М., 2001. С. 33; Б у р я к О.Г. Государственное регулирование и поддержка сельскохозяйственного производства: Автореф. канд. дис. М., 2003. С. 7.

“Тэтчер М. Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира / Пер. с англ. М., 2003. С. 453.

"Шеховцов А. Законодательство и развитие малого бизнеса в регионах // Вопросы экономики. 2001. №4. С. 84-91.

|! К о ч а н о в с к и й М.В. Развитие институциональной среды малого бизнеса. Н. Новгород, 2000; Фадеев В.Ю. Малое предпринимательство в переходной экономике Российской Федерации: проблемы и перспективы. М., 2000.

11П л ы ш е в с к и й Б. Показатели результативности рыночных реформ // Экономист. 2002. № 7. С. 5.

14 Развитие малого предпринимательства и системы его поддержки в регионе. Владимир, 2001. С. 135-140.

Статья поступила в редакцию 23 сентября 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.