Научная статья на тему 'Правовое регулирование малого предпринимательства: политика, ограничения, федеральный и региональный аспекты'

Правовое регулирование малого предпринимательства: политика, ограничения, федеральный и региональный аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2520
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черепанова И. В.

The article is devoted to problems of legal regulation of small business in Russia. Here the factors influencing development of the legislation in this area, and also federal and regional aspects of legal regulation of small business are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование малого предпринимательства: политика, ограничения, федеральный и региональный аспекты»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2007. № 1 (10). С. 69© И.В. Черепанова, 2007

УДК 347

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ПОЛИТИКА, ОГРАНИЧЕНИЯ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ

И.В. ЧЕРЕПАНОВА

The article is devoted to problems of legal regulation of small business in Russia. Here the factors influencing development of the legislation in this area, and also federal and regional aspects of legal regulation of small business are considered.

Малое предпринимательство является важнейшей сферой современной рыночной экономики. Его развитие позволяет обеспечить решение как экономических, так и социальных задач, в том числе способствует формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, обеспечению занятости населения, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

В структуре экономик развитых стран доля малого и среднего бизнеса значительна. В самой крупной экономике мира - американской -доля малого и среднего бизнеса составляет 4045 %, в японской - 52-55 %. В Германии действует около 3 млн 300 тыс. малых и средних компаний - это почти 90 % от общего числа всех предприятий в стране. В них занято около 23 млн человек - 70 % всех работающих в Германии. Доля таких предприятий в ВВП страны превышает 60 % [5].

В России, стране с населением в 1,7 раза больше, чем в Германии, действует лишь 1 млн предприятий малого и среднего бизнеса, которые создают всего 12-13 % национального дохода.

По состоянию на 1 апреля 2006 г. в России было зарегистрировано 1 млн 33 тыс. юридических лиц, занятых в сфере малого бизнеса (с численностью работающих до 100 человек), а также 2 млн 600 тыс. малых предпринимателей. По данным Минэкономразвития РФ, в сфере малого предпринимательства трудится 16,7 млн россиян - 25 % от всего занятого населения в стране. Министерство экономического развития и торговли РФ планирует обеспечить рост числа занятых в малом бизнесе на 5-7 %, или

на 400 тыс. человек ежегодно. Но для этого необходимо принять закон о государственной поддержке малого и среднего бизнеса. Если этот процент прироста будет достигнут, то вклад малого и среднего бизнеса в ВВП достигнет 20 %.

По оценкам Минэкономразвития РФ, общее количество потенциальных предпринимателей в России оценивается в 7 млн человек, что составляет 5 % населения. Мировая практика показывает, что способность к предпринимательству проявляют от 10 до 20 % населения.

Для таких прогнозов есть основания. Согласно исследованию международной организации аудиторских и консультационных фирм Graut Thornton International, Россия - одно из самых не приспособленных для ведения бизнеса государств. Более половины российских предпринимателей утверждают, что их бизнес сопровождается постоянным стрессом, и они не уверены, что могут удержать его и самостоятельно защитить.

Одной из приоритетных задач всех уровней власти должна стать разработка нормативно-правовой основы создания в России, в регионах и муниципалитетах, благоприятного предпринимательского климата. В настоящей статье рассмотрены федеральный и региональный аспекты правового регулирования малого предпринимательства, а также ограничения такого регулирования.

Законодательное регулирование малого предпринимательства испытывает влияние как государственной экономической политики, так и объективных факторов развития экономики.

Политика и приоритеты развития.

Государство постепенно меняет отношение к малому бизнесу, и его политика в этой области становится более конкретной.

Наметился переход к ускорению процессов диверсификации малого предпринимательства. Отраслевая структура последнего характеризуется преобладанием малых предприятий в сфере торговли и услуг. По данным Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», около 80 % всех малых, средних и индивидуальных предпринимателей до сих пор сосредоточены исключительно в торговле.

Так, по данным Алтайского краевого комитета Росстата, распределение предприятий малого бизнеса по видам деятельности на протяжении ряда лет остается без изменений. Количество малых предприятий в сфере торговли и общественного питания составляет 65 % от общего числа, в сфере промышленного производства работает 15 % предприятий, в строительстве - 10 %, в сельском хозяйстве - 4,7 % , в сфере общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка - 3,1 %, в научной сфере - 0,7 %. Статистические показатели, отражающие отраслевую структуру малого предпринимательства, различны по регионам, в некоторых регионах отдельные показатели выше среднероссийских.

Устранение диспропорции в отраслевой структуре малого бизнеса и привлечение предпринимателей к реализации национальных проектов - важнейшая задача власти. Сегодня предпринимателям не выгодно работать в приоритетно важных отраслях экономики - промышленности, строительстве, науке, медицине, образовании.

Развитие малого бизнеса все больше связывается с необходимостью ускорения процессов, направленных на создание условий для развития инноваций, малого инновационного предпринимательства. По оценкам экспертов, малый бизнес более динамичен, более чувствителен к инновациям. Здесь эффективность на единицу входящего капитала в 4 раза выше, чем в среднем бизнесе, и в 24 раза выше, чем для крупных предприятий. Если доступ малого бизнеса к естественным монополиям и в промышленное производство, где основная ниша

принадлежит крупным предприятиям, ограничен, то ему предоставляется возможность перехода из одной сферы в другую; например, в сферу инноваций, где можно развивать наукоемкие технологии, участвовать в коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности.

Внедрение инноваций в малый бизнес позволяет повысить конкурентоспособность российских товаров как на внутреннем, так и на мировом рынке. С учетом того, что из 2 % предприятий малого бизнеса, действующих в научно-технической сфере, только 15 % имеют все признаки инновационных предприятий и оформляют патенты, скорого перехода малого бизнеса из торговли в инновации не произойдет.

Внедрение инноваций - процесс, требующий больших материальных и интеллектуальных вложений, и без поддержки государства он не станет экономической реальностью.

В Постановлении Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1460 «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности» были определены приоритетные отрасли промышленности, в которых государство намерено оказывать поддержку малым предприятиям, осуществляющим как производственную, так и инновационную деятельность: машиностроение и металлообработка; микробиологическая, медицинская и биотехнологическая отрасли промышленности; электронная и деревообрабатывающая промышленность; стройиндустрия (промышленность строительных материалов и строительство); пищевая промышленность; переработка, хранение и упаковка сельскохозяйственной и пищевой продукции; производство товаров народного потребления.

Мероприятия Правительства РФ по государственной поддержке малого предпринимательства в сфере материального производства и инновационной деятельности предполагали создание специальных лизинговых компаний и финансовых институтов венчурного финансирования малых предприятий и ряд других. Но большинство мер реализованы не были, и притока малых предприятий в отрасли промышленности и в инновации не произошло.

В 2006 г. Правительство РФ определило ряд конкретных направлений поддержки малого бизнеса в связи с новыми приоритетами его развития: создание инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, в том числе в особых экономических зонах; поддержка конкурентоспособных экспортно-ориентирован-

ных проектов малого бизнеса; развитие системы кредитования субъектов малого бизнеса за счет предоставления кредитов государственными банками развития, формирования институтов микрофинансирования; предоставление малым предприятиям преференций при приватизации муниципального фонда нежилых помещений.

По опыту европейских стран с развитой рыночной экономикой, таких, как Швеция, Швейцария, Финляндия, для развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в экономическую практику уже внедряется такая форма поддержки малого бизнеса, как бизнес-инкубаторы, организации для содействия предпринимателям на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг.

Организация бизнес-инкубаторов, как и особых экономических зон и технопарков, позволит повысить эффективность малого бизнеса уже на начальном этапе, но существенно не повлияет на его отраслевую структуру. Реализация этого прогрессивного начинания будет во многом зависеть от региональных властей. Так, в 2006 г. в различных регионах уже организовано 60 бизнес-инкубаторов, а, по среднесрочным планам правительства, через три года их будет создано не менее 300. Особый экономический и социальный эффект ожидается от бизнес-инкубирования малых инновационных

предприятий.

Одним из приоритетных направлений в развитии малого бизнеса является формирование системы фондов поддержки малых предприятий, создание закрытых паевых инвестиционных фондов, финансирующих малые предприятия в научно-технической сфере. По данным Минэкономразвития РФ, в 2006 г. планируется создание венчурных фондов совокупным капиталом 5,7 млн рублей, которые позволят профинансировать около 200 инновацион-

ных проектов малого бизнеса. Однако сами предприниматели не ожидают быстрого эффекта от венчурного финансирования при его внедрении в отечественную практику, в нем заинтересованы только 15 % предпринимателей.

В среднесрочных планах экономического развития РФ предусмотрено и субсидирование части затрат по уплате процентов по кредитам, привлеченным кредитными потребительскими кооперативами граждан и потребительскими обществом, с целью предоставления займов членам кооперативов, являющимся субъектами малого предпринимательства.

Все эти и другие меры, безусловно, полезные для развития малого бизнеса, не решают радикально его главных проблем и требуют серьезной законодательной поддержки.

Могут быть обозначены сферы нормативного регулирования для создания прочной правовой базы в поддержку малого предпринимательства, с учетом приоритетов его развития:

- создание нормативной правовой основы деятельности микрофинансовых организаций, включая механизмы страхования рисков и гарантирования по кредитам;

- правовое обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства к имущественным ресурсам, высвобождаемым при приватизации государственного и муниципального имущества, включая рассрочку платежей, малые лоты, систему пулов заявок;

- нормативное регулирование расширения доступа субъектов малого предпринимательства к размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

- правовое сопровождение государственной поддержки экспортно-ориентированных проектов, включая льготное кредитование и оплату услуг по сертификации, регистрации и другим формам подтверждения соответствия экспортируемых товаров, работ, услуг, а также с арендой выставочных площадей за рубежом.

Все проекты государства в сфере поддержки малого предпринимательства должны быть воплощены в законодательную практику. Но существуют серьезные факторы, препятствующие развитию малого предпринимательства в России, которые нужно принять во внимание при разработке стратегии его развития и зако-

нодательном регулировании на федеральном и региональном уровнях.

Ограничения развития.

Программа социально-экономического

развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.), утвержденная распоряжением Правительства РФ от

19 января 2006 г. № 38р, называет ряд таких факторов.

В российской экономике сохраняется значительная доля нерыночного сектора, в том числе в бюджетной сфере, в газовой промышленности, электроэнергетике, на железнодорожном транспорте, в жилищно-коммунальном хозяйстве. По оценкам экспертов, в нерыночном секторе занято около 26,1 млн человек, в том числе в бюджетной сфере - 20,3 млн человек, 31,2 % всей численности занятых. Рыночные отношения в этом секторе экономики почти не присутствуют. Отсюда и низкий уровень развития рыночных институтов в экономике в целом.

Государство проводит политику, направленную на сокращение нерыночного сектора путем реформирования субъектов естественных монополий. Но действия государства имеют известные пределы, определяемые структурой и типом российской экономики.

Правовое регулирование здесь ограничено объективными факторами развития российской экономики, сложным взаимодействием экономики и права. Только с помощью законодательства нельзя за короткий период времени изменить структуру российской экономики и сделать «сырьевую экономику» новой «экономикой знаний», малый бизнес - эффективным. Право как инструмент государственной экономической политики лишь способствует развитию экономики. Законодательство не всесильно и само ограничено в своем влиянии на экономику, поскольку регулирует экономику с учетом ее реального состояния и эволюции. Такая проблема в развитии малого и среднего бизнеса, как ограниченный доступ к услугам естественных монополий, не может быть решена только с помощью законодательного регулирования.

Указанный фактор сдерживания в развитии предпринимательства препятствует и реализации эффективной антимонопольной поли-

тики, а также разработке нормативной правовой базы, необходимой для регулирования конкурентных отношений на основе принципа равенства хозяйствующих субъектов.

Второй фактор, ограничивающий развитие малого предпринимательства, - высокое и обременительное вмешательство государства в экономическую деятельность. Это касается перераспределения экономических ресурсов и высокой налоговой нагрузки на предпринимательскую деятельность. Государственная налоговая политика в отношении малого бизнеса стимулирует к уклонению от уплаты налогов.

Но даже при существующей системе налогообложения субъектов малого предпринимательства в первом квартале 2006 г. наблюдался рост поступлений от единого налога на вмененный доход на 37 %. Эти налоги поступают в региональные и местные бюджеты, но это никак не влияет на отношение региональных властей к развитию малого предпринимательства в регионах, хотя они должны быть заинтересованной стороной и оказывать содействие развитию малого предпринимательства на местах.

Государство не заинтересовано в снижении налогового бремени с доходов малого и среднего бизнеса и не предоставляет таким предприятиям «налоговые каникулы» в первые три года их деятельности по аналогии с особыми экономическими зонами.

Одним из серьезных факторов, препятствующих развитию малого предпринимательства, является усложненная административно- разрешительная практика в предпринимательской сфере, неэффективность судебной и правоохранительной системы. Существует множество бюрократических препятствий, связанных с лицензированием, сертификацией, регистрацией.

В настоящее время государство пытается уменьшить избыточное административное давление на бизнес, снижая количество лицензируемых видов деятельности, вводя ограничения на проведение контролирующими и надзорными органами проверок деятельности хозяйствующих субъектов, упрощая систему регистрации индивидуальных предпринимателей, ограничивая сферу применения обязательных требований к продукции.

Дебюрократизация государственного управления как средство решения проблемы

снижения административных барьеров для малого бизнеса также не может быть достигнута в полной мере в силу особенностей российской модели государственного управления. Сфера государственного управления превратилась в ограничивающий фактор социально-экономического развития России.

Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг., одобренная распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789р, ориентирована на прекращение избыточного государственного регулирования, сокращение административных ограничений в предпринимательской деятельности. Для этого необходим пересмотр законодательства по вопросам проверок предпринимательской деятельности для уменьшения числа изъятий из сферы его действия, формирование эффективной системы контроля за размещением государственных заказов, установление жесткой регламентации процедур закупок для государственных нужд, внедрение механизмов максимально возможной деперсонализации взаимодействия государственных служащих с гражданами, в частности, путем введения системы «одного окна» и системы электронного обмена информацией.

Одним из главных целевых показателей реализации мероприятий административной реформы в России является уровень издержек бизнеса на преодоление административных барьеров. Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» совместно с Всероссийским центром исследования общественного мнения (ВЦИОМ) в 2004 г. провели в 80 субъектах Российской Федерации исследование издержек малых предприятий на преодоление административных барьеров. Размер таких издержек составил в среднем 8,5 % выручки предприятия. К 2008 г. планируется снизить долю издержек бизнеса на преодоление административных барьеров до 5 %, к 2010 г. - до 3 %.

Несмотря на усилившийся интерес государства к проблемам малого бизнеса, законодательство, в целом, препятствует его развитию. Государство со своей стороны не может гарантировать даже неухудшения условия предпринимательской деятельности. Примером тому

может служить Постановление Конституционного Суда РФ от 19 июня 2003 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности положений федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующего налогообложение субъектов малого предпринимательства - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в связи с жалобами ряда граждан». Налоговый кодекс РФ создал менее благоприятные условия налогообложения для субъектов малого предпринимательства по сравнению с Федеральным законом «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».

С учетом того, что в настоящее время некоторые проблемы малого бизнеса не могут быть решены с помощью законодательства, остается сфера законодательного регулирования, в которой государство способно оказать реальную поддержку малому предпринимательству. И здесь законодательство и его несовершенство могут выступать как фактор, ограничивающий развитие малого предпринимательства в России [3].

Деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от поддержки федеральных органов исполнительной власти. Без специальных мер государственной поддержки его развитие невозможно.

Меры государственной поддержки малого бизнеса можно классифицировать по уровню власти в Российской Федерации. Это поддержка малого предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Федеральный уровень.

У государственной поддержки малого предпринимательства существует широкая нормативная база, основой которой является Федеральный закон от 14.06.95 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». В целях реализации этого закона приняты постановления Правительства РФ, основополагающими из которых являются федеральные программы поддержки малого предпринимательства. Нормативные акты о поддержке малого бизнеса и программы такой поддержки существуют также на региональном и местном уровнях.

Но большое количество нормативных актов никак не отражается на качестве правового регулирования малого предпринимательства. Большинство правовых норм носит декларативный характер, а преимущества для малых предприятий превращаются в фикцию в силу отсутствия справедливых механизмов их реализации. Это касается не только несовершенства налогового законодательства, усложненных регистрации, учета и отчетности субъектов малого бизнеса, слабости механизмов финансовоимущественной поддержки, но и специального правового режима хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства, включая реальные льготы.

Первый закон о малом бизнесе был принят 11 лет назад. Он установил критерии малых предприятий, закрепил принцип государственного планирования мероприятий поддержки в виде государственных программ поддержки малого предпринимательства, определил направления и меры государственной поддержки малых предприятий. Но указанный закон имел рамочный характер. Меры государственной поддержки не были конкретизированы и часто определялись в ведомственных нормативных правовых актах. Это касается таких мер, как упрощенная регистрация, государственная статистическая и бухгалтерская отчетность, льготное кредитование и страхование, производственнотехнологическая поддержка и подготовка кадров. Многие статьи закона уже утратили силу.

Современный уровень и новые приоритеты развития малого бизнеса, значительное изменение российского законодательства требуют адекватной правовой основы государственной политики развития малого предпринимательства [3].

Учитывая это, Министерство экономического развития Российской Федерации совместно с Торгово-промышленной палатой РФ, общественной организацией малого бизнеса «ОПОРА России», Правительствами городов Москвы и Санкт-Петербурга подготовило концепцию проекта нового Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», где присутствует принципиально новый подход к определению малого бизнеса и дается новая градация малых предприятий.

Проект закона содержит новые типы предприятий малого бизнеса, гармонизированные с европейской практикой: микропредприятия с численностью занятых не более 10 человек, малые предприятия - от 11 до 100 человек. Такая градация позволит дифференцировать меры государственной поддержки для различных субъектов малого бизнеса [2].

Закон о малом бизнесе 1995 года по разному определял среднюю численность работников малых предприятий для отраслей народного хозяйства. Так, для малых предприятий в промышленности, строительстве и на транспорте она составляла 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек, в оптовой торговле и остальных отраслях - 50 человек, а в розничной торговле и бытового обслуживания - 30 человек. При этом Закон (п. 1 ст. 3) относил к субъектам малого предпринимательства всех физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, независимо от каких-либо условий, в том числе от количества наемных работников и совокупного дохода. Хотя для цели налогообложения предприятия индивидуальных предпринимателей делились на частные предприятия и индивидуальные предприятия, где привлекалось разное количество наемных работников [4].

В концепции проекта нового закона устранена неопределенность со статусом физических лиц как субъектов малого предпринимательства и установлена предельная средняя годовая численность наемных работников - 30 человек, а также максимальная выручка от реализации товаров, работ услуг и имущественных прав -20 млн рублей.

В проекте для предприятий малого бизнеса установлена среднесписочная численность работников независимо от сферы деятельности. Законодателю следует проявить более гибкий подход при определении среднегодовой численности работников для субъектов малого бизнеса с учетом сферы их деятельности, а также положительного опыта закона 1995 года, или отнести это к компетенции субъектов Федерации.

Фактически, в концепции предполагается установить три критерия для отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса: сфера на-

родного хозяйства (или вид деятельности), среднегодовая численность работников, предельный годовой доход от реализации товаров (работ, услуг) и имущественные права. Ограничения в виде среднегодового дохода установлены и для индивидуальных предпринимателей, не имеющих предприятий.

Ограничения по сферам деятельности связаны с указанием тех высокодоходных сфер деятельности, в которых малый бизнес не поддерживается государством, а не с указанием на отрасли народного хозяйства, где предпочтительнее поддержать малый бизнес, как это было в законе о малом бизнесе 1995 года. Среди таких субъектов коммерческой деятельности названы кредитные и страховые организации, инвестиционные и негосударственные пенсионные фонды, ломбарды, организации, занимающиеся производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых, игорным бизнесом и ряд других. Такое ограничение вполне оправданно и имеет смысл при предоставлении реальных льгот малому бизнесу, действующему в сфере услуг, производственной, научно-производственной, научно-технической сферах и других, где невозможно получить быструю отдачу на вложенный капитал.

В проекте закона впервые указаны принципы государственного содействия развитию малого предпринимательства: максимальной

доступности, гласности, комплексного подхода и прозрачности.

Большая часть проекта посвящена принципам регулирования, основным направлениям и формам государственной поддержки малого бизнеса. Отчетливо проводится принцип планирования. В программах социально-экономического развития России на среднесрочную и долгосрочную перспективу предусмотрен специальный раздел о развитии малого предпринимательства с указанием периодов такого развития. Органы федеральной исполнительной власти, субъектов Федерации и местного самоуправления обязуются разрабатывать и исполнять государственные целевые программы развития малого предпринимательства.

В проекте разграничена компетенция в сфере государственного регулирования малого предпринимательства между федеральными

органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Но при таком разграничении компетенция органов государственной власти субъектов РФ является зеркальным отражением компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять регулирование в этой области. Здесь нет четкого разграничения.

Проект закона о малом предпринимательстве не содержит конкретных мер государственной поддержки и стимулирования субъектов малого бизнеса, а отсылает к другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам. На наш взгляд, закон о малом бизнесе должен быть максимально конкретен, прозрачен и может включать в себя конкретные льготы. Их вполне можно было перечислить в едином нормативном правовом акте. В этом случае проект, подготовленный Минэкономразвития РФ, по принципиальному подходу к регулированию льгот для малого бизнеса, не отличается от Федерального закона 1995 года.

Особые формы государственного регулирования малого предпринимательства (приме -нение специальных режимов налогообложения, ускоренной амортизации, упрощенных форм и процедур бухгалтерской и статистической отчетности, льготное кредитование) также уже присутствуют в действующем законодательстве при почти полном отсутствии законодательных механизмов их реализации.

Так, механизм кредитования субъектов малого бизнеса по закону 1995 г. включает в себя выдачу льготных кредитов кредитными организациями с компенсацией этим организациям разницы за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства, финансовую помощь государства обществам взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства (кредитным кооперативам граждан).

По данным банковской статистики, доля ссуд, выданных малому и среднему бизнесу в кредитных портфелях многих банков России составляет 30-40 %. Коммерческие банки создают упрощенные программы кредитования малого и среднего бизнеса и развивают два вида финансирования малых предприятий: срочное микрофинансирование и классическое долгосрочное кредитование.

Такие банки, как «Московский Капитал», «Альфа-банк», «Райффайзен-банк» (Австрия), «МДМ-Банк», «Кредит-Москва», «КМБ-банк», «Национальный резервный банк», ФК «УРАЛСИБ» и другие применяют программы, предполагающие скоринговые методики оценки бизнеса и быстрое принятие решения о предоставлении кредита. Но это кредитование является очень дорогим для малого бизнеса.

Так, «Внешторгбанк» выдает микрокредиты до 840 тыс. руб. с упрощенной процедурой получения ссуды и кредит на развитие бизнеса до 25 млн руб. Решение по таким кредитам принимается в течение дня. «Московский Кредитный Банк» решает вопрос об экспресс-кредитовании 3-5 дней, ссужая от 5 до 50 тыс. долларов, но при этом применяет высокие ставки рублевого экспресс-кредита - 22 %, кредита в долларах - 18 %, в евро - 17 % годовых. Инвестиционное долгосрочное кредитование стоит: 16-19 % (рубли), 14,5-17 % (доллары) и 1416,5 % (евро). По оценкам экспертов, в ближайшей перспективе ставки кредитования заемщиков малого бизнеса не опустятся ниже 1416 %, так как это кредитование предполагает некоторый риск и высокие издержки.

Более низкие проценты могут позволить себе банки, работающие по целевым программам поддержки малого предпринимательства при субсидировании государством части процентной ставки, но для этого необходимо создание специальных фондов кредитования.

Малый бизнес не находит широкой поддержки со стороны государства в решении проблемы финансирования.

Следует сказать, что государство в последнее время демонстрирует озабоченность финансовыми проблемами малого бизнеса. При Министерстве экономического развития и торговли РФ создан Совет по развитию кредитования малого предпринимательства и микрофинансированию. Положение о Совете утверждено приказом Минэкономразвития России № 103 от 20 апреля 2006 г. Одной из задач Совета является подготовка предложений по совершенствованию законодательства в области кредитования субъектов малого предпринимательства в РФ и микрофинансовой деятельности в РФ, которая в настоящее время на федеральном уровне практически отсутствует. Такую под-

держку малому бизнесу более реально оказать в регионах.

Одна из самых актуальных проблем при кредитовании малого бизнеса - проблема обеспечения кредита. Отсутствие или недостаточность залога у малого предпринимателя часто делает получение кредита невозможным. Как правило, у предприятий малого и среднего бизнеса нет обеспечения или оно низкого качества.

Примером решения этой проблемы может служить работа Фонда содействия кредитованию малого бизнеса г. Москвы, созданного в январе 2006 года. В Фонд из бюджета Москвы перечислены средства в размере 500 млн руб., такую же сумму Фонд будет получать ежегодно в течение последующих пяти лет. Эти средства будут направляться на обеспечение обязательств, связанных с поручительством по кредитам, выданным коммерческими банками малым предприятиям. С Фондом работают ряд московских банков, в том числе банки с иностранным капиталом. Фонд рассматривает заявки малых предприятий и выдает поручительство за вознаграждение из расчета 2 % от суммы кредита.

В этом смысле показательна работа Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы, где разработаны и реализуются программы поддержки малого бизнеса. В частности, Программа компенсации затрат малых предприятий на получение поручительств, позволяющая возместить 90 % затрат на них, Программа компенсации процентной ставки. Но пока Фонд работает лишь с предприятиями, зарегистрированными в Москве.

Фонд выдает поручительства максимум на 50 % от суммы кредита, не менее 30 % рисков берет на себя малое предприятие, оставшиеся

20 % принимает на себя банк, выдавший кредит. Существует максимальная сумма, на которую может быть выдано поручительство, -10 млн руб.

Создание таких фондов содействия кредитованию малого бизнеса в регионах при финансовой поддержке государства и субъектов Федерации в субсидировании коммерческим банкам части процентной ставки могло бы содействовать развитию малого предпринимательства. Фонды или специальные агентства могли бы принимать на себя часть рисков по невозвратам кредитов.

Так, банк «Русский Банкирский Дом» работает в Москве по целевой программе, когда часть процентной ставки субсидируется государством. Кроме того, он сотрудничает с американским агентством US AID по поддержке малого предпринимательства. Агентство принимает на себя половину рисков по невозвратам кредитов, что позволяет банку снизить процент кредитования.

«Сбербанк», «КМБ-банк», «УРАЛСИБ» сотрудничают с Европейским банком реконструкции и развития. Привлечение капитала иностранных финансовых организаций может быть весьма перспективным для финансирования российского малого бизнеса. Европейский банк реконструкции и развития разработал специальную программу и выделяет дешевые ресурсы для финансирования малого предпринимательства в России. К недостаткам программы можно отнести то, что ее широкая региональная экспансия сдерживается кадровыми возможностями ЕБРР, поскольку для внедрения программы в каждом регионе обязательно присутствие представителей ЕБРР.

Например, сотрудничество с Международной финансовой корпорацией (IFC) позволило «Московскому Кредитному Банку» увеличить сроки кредитования малых предприятий с 6-12 месяцев до двух лет и снизить процентную ставку на 3-5 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Но иностранные инвестиции в банковский сектор России ограничены, поэтому иностранный капитал может быть лишь дополнительным источником финансирования, а государство должно заинтересовать коммерческие банки в кредитовании малого предпринимательства.

Одно из продуктивных направлений финансирования малого бизнеса - кредитная кооперация. Кредитные кооперативы кредитуют основную массу малого бизнеса почти во всех странах, кроме России. В Германии, например, на 16 тыс. банков приходится 200 тыс. кредитных кооперативов, в Америке на 100 тыс. банков - 500 тыс. кредитных кооперативов. Но законодательство о кредитной кооперации также нуждается в совершенствовании, а кредитные кооперативы - в поддержке государства.

В проекте закона о малом бизнесе, разработанном Минэкономразвития РФ, специальный раздел посвящен формированию и статусу

Фондов содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Эта новация заслуживает самого серьезного внимания. Согласно проекту Фонды формируются как негосударственные некоммерческие организации и учреждаются в форме общественно-государственных фондов. Предусматривается создание федерального, региональных и муниципальных фондов содействия развитию малого и среднего предпринимательства с весьма широким спектром задач: от привлечения финансовых ресурсов и их целевого использования для реализации программ до привлечения субъектов малого предпринимательства на конкурсной основе к реализации приоритетных государственных проектов и заказов.

Думается, что столь сложные задачи не могут быть эффективно решены одним фондом. Поэтому целесообразно специализировать фонды и создавать фонды кредитования малого бизнеса и гарантийные фонды, куда направлять средства из бюджетов всех уровней.

Одной из значительных мер государственной поддержки малого бизнеса было бы введение трехлетнего моратория на проведение контрольно-надзорных мероприятий для вновь созданных малых предприятий, но в проекте закона такой меры не содержится.

Хотя политика Правительства РФ по отношению к малому предпринимательству стала более конкретной, это никак не отразилось на его законодательном регулировании. Проект закона о малом бизнесе в его существующей редакции не отличается комплексностью и конкретностью регулирования и не содержит мер, которые могли бы реально содействовать развитию малого бизнеса в России.

Региональный аспект.

В силу своей специфики малый бизнес имеет ярко выраженную региональную ориентацию и в условиях развития хозяйственной самостоятельности регионов является важным средством оптимизации региональной экономики. Осуществляя хозяйственную деятельность, субъекты малого предпринимательства ориентируются прежде всего на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса [1].

Некоторые регионы России (г. Москва, Нижегородская область), проводящие протек-

ционистскую политику по отношению к малому предпринимательству, достигли высоких показателей его развития. Но так происходит не везде. Во многих регионах и на местах власти пока не готовы содействовать малому предпринимательству.

Региональная политика в области поддержки малого предпринимательства формируется под сильным влиянием политики федеральных властей. Это влияет и на региональное законодательство.

Анализ законодательства о государственной поддержке малого предпринимательства Новосибирской области, Тюменской области, Алтайского края показывает, что нормативная база субъектов Федерации фактически воспроизводит федеральное законодательство и не содержит новаций.

Это объясняется рядом причин, среди которых: нечеткость разграничения компетенции в сфере правового регулировании малого предпринимательства между Федерацией и ее субъектами; слабость законодательной базы; отсутствие инициативы со стороны субъектов Федерации.

Так как малый бизнес действует в основном в сфере торговли, которая на местном уровне регулируется административным и налоговым законодательством, то здесь местное регулирование ограничено, поскольку административное и налоговое законодательство отнесены к сфере совместного ведения Федерации и субъектов (ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).

Указание на предметы совместного ведения не определяет, что в этих сферах правомочна делать Федерация, а что - ее субъекты. Для разграничения компетенции нужно указать полномочия Федерации, с одной стороны, и полномочия ее субъектов - с другой, в каждой сфере совместного ведения. В сфере правового регулирования малого предпринимательства полномочия Федерации и субъектов определены в текущем федеральном законодательстве, в Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

По смыслу закона, государственная поддержка была во многом отнесена на региональный уровень, а компетенция в сфере регулирования малого бизнеса между Федерацией и ее

субъектами, а также между субъектами и муниципальными властями не была четко разграничена (п. 2 ст. 7, п. 1 ст. 17).

Региональные программы поддержки малого предпринимательства, по действующему законодательству, должны включать в себя следующие положения: перспективные направления развития малого бизнеса и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства в регионе; меры по формированию инфраструктуры развития малого предпринимательства; предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из регионального бюджета на поддержку малого предпринимательства; меры по обеспечению передачи субъектам малого бизнеса не завершенных строительством и пустующих объектов, а также нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях; меры по передаче субъектам малого предпринимательства результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ; меры по обеспечению таким субъектам первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости.

Субъекты Федерации могут создавать и региональные фонды поддержки малого предпринимательства, которые вправе компенсировать кредитным организациям недополученные ими доходы при кредитовании субъектов малого бизнеса на льготных условиях, а также создавать целевые бюджетные фонды малого предпринимательства. Здесь многое зависит от инициативы самих региональных властей.

В проекте нового Федерального закона о государственной поддержке малого предпринимательства не содержится ничего принципиально нового по определению компетенции субъектов Федерации по правовому регулированию государственной поддержки малого бизнеса.

И по ныне действующему законодательству региональные власти имеют достаточно широкие возможности влияния на развитие предпринимательских структур.

Поскольку в этой области регулирования полномочия четко не разграничены, то действует презумпция компетентности субъектов Федерации, провозглашенная статьей 73 Конституции РФ: они обладают всей полнотой го-

сударственной власти и всеми государственновластными полномочиями, за исключением тех, которые закреплены за Федерацией.

Наличие этой презумпции избавляет федеральную законодательную власть от необходимости «дозировать» компетенцию субъектов Федерации путем установления перечней их полномочий, а самих субъектов - от ожидания, когда им «дадут» то или иное полномочие.

Такой метод разграничения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами способствует развертыванию инициативы последних, укреплению их самостоятельности, но и не исключает определения полномочий «сверху вниз».

Нечеткость разграничения указанной компетенции в сфере правового регулирования малого предпринимательства позволила ряду регионов сделать «прорыв» в развитии регионального законодательства. Особенно это касается законодательства г. Москвы, которое содержит прогрессивные меры, направленные на поддержку малого предпринимательства, включая механизмы их реализации.

В компетенции регионов и финансовое обеспечение региональных программ поддержки малого предпринимательства за счет средств региональных бюджетов. Но многие регионы являются дотационными и испытывают большие трудности с финансированием региональных программ.

В ходе реализации регионами государственных программ развития малого предпринимательства необходимо выделение значительных финансовых средств из федерального бюджета. Малый бизнес должен получать субсидии из бюджетов всех уровней, но пока сами регионы получают субсидии из средств федерального бюджета на конкурсной основе.

О таком подходе к выделению целевых средств из федерального бюджета субъектам Федерации свидетельствует законодательная практика: Приказ Минэкономразвития РФ от 2 июня 2005 г. № 112 «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 мая 2005 г. № 93 «О мерах по реализации в 2005 году мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства»«; Приказ Минэкономразвития РФ от 23 января 2006 г. № 7 «О проведении конкурса по отбору субъ-

ектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2006 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектами Российской Федерации».

В 2006 г. ситуация с выделением регионам средств федерального бюджета на поддержку малого предпринимательства начала меняться, но при сохранении конкурсного порядка.

Постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2006 г. № 582 в Правила предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2005 г. № 249, внесено существенное дополнение, включен специальный раздел о предоставлении субсидий на реализацию иных мероприятий субъектов Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. Субсидии могут быть предоставлены субъекту Российской Федерации на финансирование мероприятий, осуществляемых субъектом в рамках утвержденной им программы поддержки малого предпринимательства.

Принцип конкурсного отбора в получении бюджетных средств на поддержку малого предпринимательства во многом стимулировал регионы и дал новый импульс развитию регионального законодательства.

Показателен в этом отношении Омский регион. Омск занимает второе место в Сибирском Федеральном округе по количеству занятых в малом бизнесе. На малых предприятиях работают более 110 тыс. омичей. В Омской области активно создаются организационноправовые, финансовые и экономические условия для развития инфраструктуры малого и среднего предпринимательства.

Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2020 года, утвержденная Указом Губернатора Омской области от 13 февраля 2006 г. № 18, полагает развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса, создание сети бизнес-инкубаторов в городе Омске и районных центрах Омской области, а также государственную поддержку субъектов малого инновационного предпринимательства,

совершенствование законодательства, системы налогообложения, развитие финансово-кредитных форм поддержки малого бизнеса - в числе приоритетных задач Правительства Омской области.

Государственная поддержка малого предпринимательства в Омской области строится на следующих принципах.

1. Государственной поддержкой пользуются физические и юридические лица, отнесенные законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства.

2. Режим особого благоприятствования создан малым инновационным предприятиям региона.

3. Поддержка предоставляется только малым предприятиям, действующим в приоритетных сферах экономики области и способным самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность.

4. Поддержка субъектов малого предпринимательства на территории Омской области осуществляется на основании конкурсного отбора и независимой экспертизы предпринимательских проектов.

5. Поддержка предоставляется только тем представителям малого бизнеса, которые располагают собственностью, направляют собственные средства на развитие бизнеса, привлекают независимых инвесторов [1].

Министерство экономики Омской области разрабатывает программу развития предпринимательства в регионе, рассчитанную на среднесрочную перспективу.

Важная роль в создании и развитии инновационных проектов, содействии выпуску инновационной продукции отводится омскому региональному бизнес-инкубатору. В настоящее время завершается строительство помещения бизнес-инкубатора общей площадью 2,8 тыс. кв. метров. Полезная площадь бизнес-инкубатора позволит оборудовать 60 офисов, специальные помещения для оказания консультационных услуг, проведения деловых переговоров, презентаций, учебный центр и конференц-зал.

Параллельно развивается законодательство, регламентирующее деятельность регионального бизнес-инкубатора и порядок предоставления помещений в нем субъектам малого предпринимательства.

Приказом Министерства экономики Омской области от 8 сентября 2006 г. № 19 определен порядок организации конкурса между субъектами малого предпринимательства для заключения договоров аренды нежилых помещений в здании бизнес-инкубатора. По условиям конкурса не рассматриваются заявки участников, если они осуществляют следующие виды деятельности: финансовые, страховые услуги; розничная, оптовая торговля; строительство; услуги адвокатов и нотариусов; бытовые услуги; медицинские услуги; общественное питание; операции с недвижимостью; производство подакцизных товаров; игорный бизнес; добыча и реализация полезных ископаемых. Все проекты проходят экспертизу, которая оценивает качество бизнес-плана, опыт практической деятельности, долю финансирования бизнес-плана за счет собственных и привлеченных средств, а также отраслевую специализацию участника конкурса.

К числу приоритетных сфер экономики Омской области для государственной поддержки субъектов малого бизнеса региональным законодательством также отнесены: производство и переработка сельскохозяйственной продукции; добыча и переработка минеральносырьевых ресурсов; производство товаров народного потребления; промышленность и наукоемкое производство; переработка и использование отходов производства; строительство и производство строительных материалов; бытовое обслуживание; жилищно-коммунальное хозяйство; охрана окружающей среды; образование; медицина и здравоохранение.

В настоящее время в регионе имеется значительный потенциал для развития малого предпринимательства. Однако одним из основных факторов, сдерживающих его дальнейшее развитие, как на территории Омской области, так и в целом по стране, является несовершенство законодательства.

Для устойчивого развития малого предпринимательства в Омской области необходимо принятие нового Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Омской области», который мог бы учесть уже имеющийся опыт правового регулирования. Необходимо внести изменения и в Закон Омской области «О едином налоге на вмененный доход».

В Омской области создаются необходимые предпосылки для количественных и качественных изменений в сфере малого бизнеса, совершенствуется нормативно-правовая база регионального предпринимательства.

Дальнейшее развитие малого бизнеса в современных условиях возможно только при активном содействии местных властей. Создание законодательного режима наибольшего благоприятствования развитию сектора малого предпринимательства, дальнейшее воплощение в жизнь разработанных мероприятий приведут в ближайшем будущем к решению целого ряда социально-экономических проблем, стоящих сегодня перед региональными властями.

1. См.: Алещенко В.В. О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства

на территории Омской области // Вестник Омского университета. - 1998. - Вып. 2. - С. 89-92.

2. См.: Ибадова Л.Т. Некоторые правовые проблемы понятия субъекта малого предпринимательства // Государство и право. - 2005. - № 9. -С. 77-82.

3. См.: Карасев М.Н. Некоторые проблемы законодательства Российской Федерации в области поддержки субъектов малого предпринимательства // Правовое регулирование малого предпринимательства: состояние и перспективы / Отв. ред. А.В. Орлов, М.А. Супатаев. - М., 2003.

- С. 61-62.

4. См.: Коммерческое право: В 2 ч.: Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. - М., 2002. - Ч. 1. - С. 134-139.

5. См.: Экономика и жизнь. - 2006. - № 39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.