Научная статья на тему 'ПРОГРАММНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОНИТОРИНГА ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ МВД РОССИИ'

ПРОГРАММНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОНИТОРИНГА ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
программно-информационное обеспечение / мониторинг / сотрудники полиции / интеграция образовательной деятельности / юридические институты МВД России / software and information support / monitoring / police officers / integration of educational activities / legal institutions of Ministry of Internal Affairs of Russia

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.В. Калинин, А.А. Левченко, Б.А. Федулов

В статье раскрывается решение проблемы внедрения мониторинга на основе программно-информационного обеспечения с учетом интеграционных процессов в образовательной деятельности. Выполнен анализ особенностей программного и информационного обеспечения в учебно-воспитательном процессе юридических институтов МВД России. Уточнено понятие интеграции, учитывающей опыт зарубежных и отечественных систем образования для раскрытия его в программно-информационном обеспечении мониторинговых процессов. Определены средства, элементы и направления реализации мониторинга, обеспечивающие повышение эффективности оценки профессиональной подготовленности сотрудников полиции. Обоснован комплексный подход, реализующий различные методы оценки профессиональной готовности обучающихся и образовательной системы в целом. Раскрыто содержание методики программно-информационного обеспечения мониторинга образовательной деятельности и предложены рекомендации по ее внедрению. Представлены результаты педагогического эксперимента по реализации программно-информационного обеспечения мониторинга образовательной деятельности в юридических институтах МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С.В. Калинин, А.А. Левченко, Б.А. Федулов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOFTWARE AND INFORMATION SUPPORT FOR MONITORING INTEGRATION PROCESSES IN EDUCATIONAL ACTIVITIES OF LEGAL INSTITUTES OF THE MIA OF RUSSIA

The article reveals solution to a problem of implementing monitoring software and information support, taking into account integration processes in educational activities. The analysis of features of software and information support in the educational process of legal institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia is carried out. The concept of integration has been clarified, taking into account the experience of foreign and Russian educational systems for its disclosure in the software and information support of monitoring processes. The means, elements and directions for the implementation of monitoring are determined, which ensure an increase in the effectiveness of assessing the professional preparedness of police officers. An integrated approach is substantiated that implements various methods for assessing the professional readiness of students and the educational system as a whole. The content of the method of software and information support for monitoring educational activities is disclosed and recommendations for its implementation are proposed. The results of a pedagogical experiment on the implementation of software and information support for monitoring educational activities in legal institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia are presented.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОНИТОРИНГА ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ МВД РОССИИ»

5. Rodina O.V. Reklama - dvigatel' chteniya. Sovremennaya biblioteka. 2012; № 3: 32 - 34.

6. Sinyaeva I.M. Osnovyreklamy: uchebnik i praktikum dlya srednego professional'nogo obrazovaniya. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2022.

7. Bajborodova L.V. Pedagogicheskie tehnologii: v 3 ch. Obrazovatel'nye tehnologii: uchebnik i praktikum dlya vuzov. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2022; Ch. 1.

8. Bespal'ko V.P. Pedagogika iprogressivnye tehnologiiobucheniya. Moskva: Izdatel'stvo Instituta professional'nogo obrazovaniya MO Rossii, 1995.

9. Galickih E.O. Metodiki obscheniya s chitatelyami pokoleniya Z v konkurentnom medijnom prostranstve. Chtenie na evrazijskom perekrestke: materialy V Mezhdunarodnogo intellektual'nogoforuma. Chelyabinsk: ChGIK. 2019: 360 - 364.

10. Metodika obucheniya literature. XXI vek: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo VVM, 2019.

11. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii. Moskva: Narodnoe obrazovanie, 1998.

12. Sosnovskaya I.S. Metodika obucheniya literature: ot teorii- kmasterstvu: lekcii, zadaniya, internet navigaciya: uchebnoe posobie. Irkutsk: Izdatel'stvo «Ottisk», 2021.

Статья поступила в редакцию 09.07.22

УДК 378.634:159.947.3

Kalinin S.V., senior teacher, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: Kalininsv900@mail.ru

Levchenko A.A., senior teacher, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: info@buimvd.ru

Fedulov B.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia),

E-mail: fedulovb@mail.ru

SOFTWARE AND INFORMATION SUPPORT FOR MONITORING INTEGRATION PROCESSES IN EDUCATIONAL ACTIVITIES OF LEGAL INSTITUTES OF

THE MIA OF RUSSIA. The article reveals solution to a problem of implementing monitoring software and information support, taking into account integration processes in educational activities. The analysis of features of software and information support in the educational process of legal institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia is carried out. The concept of integration has been clarified, taking into account the experience of foreign and Russian educational systems for its disclosure in the software and information support of monitoring processes. The means, elements and directions for the implementation of monitoring are determined, which ensure an increase in the effectiveness of assessing the professional preparedness of police officers. An integrated approach is substantiated that implements various methods for assessing the professional readiness of students and the educational system as a whole. The content of the method of software and information support for monitoring educational activities is disclosed and recommendations for its implementation are proposed. The results of a pedagogical experiment on the implementation of software and information support for monitoring educational activities in legal institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia are presented.

Key words: software and information support, monitoring, police officers, integration of educational activities, legal institutions of Ministry of Internal Affairs of Russia.

С.В. Калинин, ст. преп., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: Kalininsv900@mail.ru

А.А. Левченко, ст. преп., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: info@buimvd.ru

Б.А. Федулов, д-р пед. наук, проф., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: fedulovb@mail.ru

ПРОГРАММНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОНИТОРИНГА ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ МВД РОССИИ

В статье раскрывается решение проблемы внедрения мониторинга на основе программно-информационного обеспечения с учетом интеграционных процессов в образовательной деятельности. Выполнен анализ особенностей программного и информационного обеспечения в учебно-воспитательном процессе юридических институтов МВД России. Уточнено понятие интеграции, учитывающей опыт зарубежных и отечественных систем образования для раскрытия его в программно-информационном обеспечении мониторинговых процессов. Определены средства, элементы и направления реализации мониторинга, обеспечивающие повышение эффективности оценки профессиональной подготовленности сотрудников полиции. Обоснован комплексный подход, реализующий различные методы оценки профессиональной готовности обучающихся и образовательной системы в целом. Раскрыто содержание методики программно-информационного обеспечения мониторинга образовательной деятельности и предложены рекомендации по ее внедрению. Представлены результаты педагогического эксперимента по реализации программно-информационного обеспечения мониторинга образовательной деятельности в юридических институтах МВД России._

Ключевые слова: программно-информационное обеспечение, мониторинг, сотрудники полиции, интеграция образовательной деятельности, юридические институты МВД России.

Мониторинг образовательной деятельности по оценке уровня сформированное™ профессионально-личностных качеств специалистов в современных условиях рассматривается как одна из приоритетных задач. Становится очевидным, что от ее решения зависят не только темпы экономического развития, но и социальное благополучие в обществе. Сегодня в системе российского образования, в частности подготовки сотрудников полиции, формируется новая культура обучения и воспитания, в которой интегрируются различные подходы [1, с. 73]. Такое положение определяется тем, что она должна не только обеспечивать формирование профессионального мастерства, но и характер поведения и деятельности человека. Следовательно, повышение эффективности образовательной деятельности связано с реализацией в ней всестороннего мониторинга. В качестве одной из основных при интеграции традиционного и реализации компетентностного подходов выделяется задача мониторинга сформированно-сти профессиональных компетенций. Это связано с тем, что компетенции имеют многофункциональный характер, и существует потребность в оценке значительного количества критериев и показателей, для чего требуется учёт большого количества информации.

Учитывая рост сложности и социальной ответственности, которые определяют профессиональную деятельность сотрудников полиции, а также ограниченность интеллектуальных возможностей личности любого профессионала, существует потребность в разработке программно-информационного обеспечения мониторинга профессиональных компетенций. Принципиальное значение развитие профессиональной компетентности имеет в первую очередь для государственных служащих и, в частности, для будущих сотрудников полиции, что определяет актуальность рассматриваемой темы.

Повышение эффективности образовательной деятельности и реализация в ней мониторинга образовательной деятельности раскрывается в достаточно большом количестве работ (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Ю.П Татур и др.). Процесс интеграции в образовательной деятельности, в том числе с различными иностранными системами, рассматривался в исследованиях Е.А. Боярского, А.И. Жука, Б.М. Кедрова, Т. Куна, П.П. Кулагина, Н.К. Чапаева, А.А. Ятайкиной и др. Особенности профессионально-личностного развития сотрудников правоохранительной деятельности в учебно-воспитательном процессе раскрыты в ряде исследований (С.В. Калинин, Ю.Н. Чернов, Д.О. Заречнев и др.). Возможности программно-информационного обеспечения при принятии оптимальных управленческих решений в образовательном процессе отражены в трудах А.П. Дьячко, Б.П. Литвака, С.Ю. Муратовой, Д.А. Новикова, Б.А. Феду-лова, Н.П Тарасова и др.). Несмотря на то, что выработанные теоретические и практические положения имеют существенное значение для образовательного процесса, разработка мониторинга профессиональных компетенций требует уточнения для различных учебных заведений в современных социально-культурных условиях.

Целью данного исследования является определение особенностей реализации программно-информационного обеспечения мониторинга интеграционных процессов в образовательной деятельности юридических институтов МВД России.

Задачи исследования:

1. Выполнить анализ особенностей программного и информационного обеспечения в учебно-воспитательном процессе юридических институтов МВД России.

2. Уточнить понятие «интеграция» с учетом опыта зарубежных и отечественных систем образования для раскрытия его в программно-информационном обеспечении мониторинговых процессов.

3. Определить средства, элементы и направления реализации мониторинга, обеспечивающие повышение эффективности оценки профессиональной подготовленности сотрудников полиции.

4. Разработать методику программно-информационного обеспечения мониторинга образовательной деятельности в юридических институтах МВД России.

Научная новизна состоит в выявлении особенностей применения программно-информационного обеспечения мониторинга интеграционных процессов в образовательной деятельности юридических институтов МВД России. Определены средства, элементы и направления реализации мониторинга, обеспечивающие повышение эффективности оценки уровня профессиональной подготовленности сотрудников правоохранительных органов.

Теоретическое значение определяется тем, что в статье обосновывается комплексный подход, реализующий различные методы оценки профессиональной готовности и профессиональных компетенций обучающихся и образовательной системы в целом.

Практическая значимость статьи заключается в том, что предложены особенности реализации методики программно-информационного обеспечения мониторинга образовательной деятельности и предложены рекомендации по ее внедрению. Предложенные рекомендации могут использоваться в системе образовательных организаций МВД России.

Под мониторингом в работе понимается постоянное наблюдение за учебно-воспитательным процессом с анализом его хода, определением результатов на каждом этапе и внесением коррективов для достижения заданных результатов. Современные требования определяют не только достижение заданных целей в обучении, но и воспитании.

Системообразующим фактором совершенствования образовательной системы выбрана интеграция положений различных образовательных систем, на основе которых происходит совершенствование образовательных организаций МВД России при сохранении положительного опыта, накопленного в традиционном походе.

Содержание интеграции в работе реализуется как:

- метод - представляет путь исследования для совершенствования педагогической системы, интеграция обеспечивает преемственность ее развития;

- способ - реализует конкретные действия по выполнению выявленных алгоритмических предписаний для достижения заданной образовательной цели и позволяет реализовать непосредственные связи между различными образовательными системами;

- средство - комплекс объектов, которые применяются для организации повышения эффективности учено-воспитательного процесса, интеграция обеспечивает единство дидактических, воспитательных, методических, технических и информационных средств;

- направление, обеспечивающее совершенствование существующей образовательной системы на основе преемственности и внедрения прогрессивных подходов, накопленных в различных системах;

- принцип, учитывающий закономерности развития образовательных систем.

Интеграционные процессы используются комплексно и реализуются в качестве метода, способа, средства, принципа и направления, обеспечивающего совершенствование существующей образовательной системы на основе преемственности и внедрения подходов, накопленных в различных системах.

Практическая реализация средств программно-информационного обеспечения мониторинга показала существенное повышение качества оценки эффективности учебно-воспитательного процесса [2, с. 156], принимаемые на этой основе оптимальные решения находят отражение в программах, планах, протоколах, расписаниях, инструкциях, рекомендациях, приказах, уставах, отчётах и других документах. Компьютерные программы позволяют осуществлять сбор, хранение, анализ, прогнозирование и оценку качества образовательного процесса на всех этапах обучения в образовательной организации. В проведенном исследовании программно-информационное обеспечение определяется как система, включающая программные и информационные компоненты.

Компонентом программного обеспечения выступают различные алгоритмические предписания для оценки качества подготовленности курсантов и слушателей, деятельности профессорско-преподавательского состава, различных отделов и служб образовательной организации.

Компоненты информационного обеспечения включает различные технические средства обработки, обмена информацией и решения задач обучения, воспитания и развития личности обучающихся сотрудников полиции. Программно-информационное обеспечение реализуется как система, позволяющая кодировать и классифицировать информацию, необходимую для решения образовательных задач и анализа отчетной документации, а также ее классификации, используя мониторинг образовательной системы в целом [3, с. 96].

Потребность мониторинга в образовательных организациях МВД России обусловлена в первую очередь необходимостью реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов. Эти требования направ-

лены на выработку у обучающихся качеств и свойств, которые обеспечивают соответствие личности обучающегося современной модели поведения сотрудника полиции, обладающего набором необходимых знаний, умений и навыков, владеющего методиками и алгоритмами профессиональной деятельности, имеющего высокий уровень правосознания и социально-нравственную направленность личности будущих сотрудников правоохранительной деятельности [4, с. 90].

Ввиду того, что правоохранительные органы нуждаются в специалистах, которые обладают высоким уровнем профессионального мастерства, способны принимать решения и прогнозировать их возможные последствия, в системе образования МВД России осуществляются меры, направленные на повышение эффективности образовательного процесса, используя для этого программно-информационное обеспечение.

Практическое значение данной темы определяется также и тем, что потребность оценки уровня профессиональной подготовки выпускников юридических институтов МВД России существует как при окончании образовательной организации, так и при их приёме на службу, а также в процессе повышения квалификации. Существующая многоцелевая система оценки уровня профессионального развития специалистов находится на этапе становления в связи с выходом России из Болонского процесса и требует существенных преобразований. При разработке мониторинга уровня результативности процесса обучения и воспитания учитывались методы, существующие как в отечественной, так и зарубежной системе образования.

Учитывая, что компетентность получила широкое распространение во всем мире, необходимо использовать ее и интегрировать в создаваемую отечественную систему образования. Информативным следует считать определение «профессиональная компетентность», в правоохранительной деятельности - это интегративное качество личности, которое позволяет решать проблемы, которые требуют творческих и нестандартных управленческих решений [5, с. 68].

Учитывая требования интеграции при разработке методики программно-информационного обеспечения мониторинга, реализовывались как отечественные, так и зарубежные требования к специалисту, которые ориентируют на моделирование социально значимых черт и качеств, присущих личности, включая их культурные и профессиональные знания, умения, навыки.

В содержании разрабатываемой методики нами выделены такие компоненты, как средства, методы, методические компоненты, направления.

Применяя специальные средства, методика позволяет осуществлять оценку профессиональной подготовленности и компетенций обучающихся юридических институтов МВД России, а также эффективности образовательной системы учебного заведения в целом. Методика предусматривает такие средства, как проведение тестирования по специализированным дисциплинам, оценку уровня развитости профессиональных навыков конкретных обучающихся по проектам и алгоритмам, компетентностные методики, которые учитывают заданные оценочные характеристики профессиональных компетенций [6, с. 206].

Учитывая требования компетентностного подхода, методика включает разработку оценочных характеристик профессиональных компетенций для конкретных дисциплин по каждой конкретной специальности в соответствии с современными требованиями. Таким образом, выделены следующие компетенции: социально-нравственные, оперативно-служебные, правоприменительные, организационно-управленческие. Данные компетенции реализуются в содержании рабочих программ дисциплин, преподаваемых для курсантов кафедрой тактико-специальной подготовки по дисциплинам «Топография в деятельности ОВД», «Специальная подготовка», а также кафедрами огневой и физической подготовки, что позволяет оценивать и прогнозировать профессионально-личностное развитие курсантов на всем периоде обучения [7, с. 90]. Оценка результата происходит при помощи тестов, анкет, а также комплексных заданий, которые представлены в электронном виде.

Реализация требований отечественного подхода в методике приводит к оценке знаний, умений и навыков по каждой профилирующей дисциплине, а также уровню сформированности профессионально значимых и деловых качеств: ответственности, трудолюбия, творчества; настойчивости в достижении цели, продуктивности; качеств, выражающих отношение к другому человеку: честность; тактичность; общительность; уважение чужого мнения; терпимость; качеств, выражающих отношение к себе: скромность; решительность; выдержка; самоконтроль; а также качеств, выражающих отношение к обществу: патриотизм; гражданственность.

Методика программно-информационного обеспечения мониторинга реализует следующие элементы:

- методические рекомендации по этапному проведению мониторинга;

- компьютерную программу корректировки графика образовательного процесса, содержания и сроков отчётности;

- программу оперативного сбора статистических данных об экзаменах, зачётах, курсовых по предметам и кафедрам;

- программу оценки и прогнозирования оптимальных направлений деятельности кафедр и учебного отдела по повышению эффективности образовательного процесса [8, с. 106].

Структурно программно-информационное обеспечение состоит из отдельных программных оболочек, предназначенных для вывода полученных результатов с учётом оценки успеваемости курсантов, которые доступны как с внутренне-

го, так и с внешнего сайта Барнаульского юридического института МВД России [9, с. 255]. Воспользовавшись компьютером, который подключён к общеинститутской сети, курсанты и преподаватели получают возможность просматривать информацию в реальном масштабе времени.

В методике определены следующие направления реализации мониторинга в системе образования МВД России, они включают:

- программное обеспечение для реализации методов оценки профессиональных компетенций в компетентностном формате, таких как метод оценки по событийному интервью, метод оценки ценностных ориентаций и метод описательного заключения;

- внедрение программ, обеспечивающих выбор рациональных управленческих решений в образовательном процессе для решения задач обучения, воспитания и развития личности обучающихся;

- оценку решения воспитательных задач с помощью тестирования и аттестации в процессе проведения имитационных и ролевых игр с будущими сотрудниками полиции [10, с. 95];

- создание предписаний алгоритмического типа по выбору оптимальных методов, подходов, содержания дисциплин, реализуемых в учебно-воспитательном процессе;

- использование информационно-программного обеспечения для повышения качества образовательных услуг, мотивации обучающихся к получению образования и самообразования;

- реализация отечественных образовательных программ на международном уровне через научно-исследовательские проекты для поднятия на них спроса и повышения конкурентоспособности.

В методике формируются специализированные рабочие места для различных субъектов образовательного процесса, которые обеспечивают осуществление процесса мониторинга учебно-воспитательного процесса по периодам и этапам профессиональной подготовки, а также реализуют дополнительные условия для обучения в дистанционном режиме, оценки и самооценки обучающихся сотрудников полиции.

В качестве условий интеграции различных подходов образовательных систем в юридических институтах МВД России определены следующие: реализация системного подхода в педагогической деятельности; проектирование оптимального содержания профессиональных компетенций; комплексное применение традиционных и инновационных обучающих, воспитывающих и развивающих методик; индивидуализация и дифференциализация образования;

Библиографический список

формирование внутренних структур, обеспечивающих личностную и профессиональную направленность сотрудника; применение в образовательной деятельности алгоритмических компонентов для разработки образовательных программ и схем, реализующих интеграционные процессы при обучении и воспитании; включение будущих сотрудников в активную служебную и общественную деятельность; всесторонний мониторинг всех компонентов педагогической деятельности; всесторонний мониторинг всех компонентов педагогического процесса в образовательной системе МВД России.

Для проверки результативности предлагаемой методики был организован педагогический эксперимент в Барнаульском юридическом институте МВД России. Контрольная группа включала 83 курсанта и экспериментальная - 85. Оценка профессиональных компетентностей определялась по следующим уровням: оптимальный, допустимый, критический, недопустимый. В качестве критериев сформированности были определены аксиологический, эмотивный, когнитивный и конативный.

Оценка уровня профессионально-личностного развития обучающихся осуществлялась комплексно по данным успеваемости, полученным в ходе учебно-воспитательного процесса, разработанным квалиметрическим характеристикам, стандартным тестам, аттестаций, проводимым отделом психологического обеспечения, и социальных самоаттестаций в учебных группах. Анализ полученных результатов показал увеличение количества курсантов с высшим уровнем в экспериментальной группе. Так, по аксиологическому критерию он составил 32-34%, эмотивному - 28-30%, когнитивному - 30-32%, конативному - 24-26%. Эти данные свидетельствуют о достаточно высокой эффективности предлагаемой методики на уровне статистической значимости, определенной посредством использования метода «Хи-квадрат».

В качестве вывода следует отметить, что предложенная методика программно-информационного обеспечения мониторинга образовательной деятельности на основе интерационных процессов обеспечивает:

- повышение объективности оценки качества педагогической деятельно- получение в реальном масштабе времени информацию об уровне успеваемости и воспитанности субъектов учебно-воспитательного процесса;

- оптимизацию процесса учета, хранения и анализа данных о ходе образовательной деятельности;

- автоматизацию обмена актуальной информацией между отделами, службами и кафедрами в образовательных организациях МВД России.

1. Хуторской AE. Компетентностный подход в обучении. Институт образования человека. Москва: Издательство «Эйдос», 2013: У3.

2. Новиков ДА Введение в теорию управления образовательными системами. Москва: Эгвес, 2009.

3. Дьячко A.r., Муратова С.Ю. Информационные технологии в планировании учебного процесса высшего образовательного учреждения. Москва, 2000.

4. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: Ноу-Хау в образовании. Москва: Высшее образование, 200У.

5. Литвак Б.Г. Управленческие решения: ассоциация авторов и издателей «Тандем». Москва: Издательство «ЭКМОС», 1998: б8 - 88.

6. Заречнев Д.О., Левченко A.A., Федулов БА Особенности реализации активных методов при обучении личной безопасности сотрудников полиции. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 201У; № У-3 (У3): 204 - 20б.

У. Калинин С.В., Левченко A.A., Федулов БА Формирование профессиональных компетенций, обеспечивающих личную безопасность сотрудников полиции при выполнении служебных обязанностей. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2018; № 18-2: 89 - 91.

8. Литвинов ВА AРМ «Кафедра». Вестник Барнаульского юридического института. Барнаул: БЮИ МВД России, 2004; Выпуск б: 108 - 114.

9. Федулов БА, Тарасов Н.Г. Особенности программно-информационного обеспечения разработки управленческих решений в образовательном процессе. Мир науки, культуры, образования: международный научный журнал. 2013; № 1 (38): 254 - 25б.

10. Калинин С.В., Федулов БА, Чернов Ю.Н. Применение ролевых игр в воспитательной работе с будущими сотрудниками полиции. Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2014; № 1 (2б): 94 - 9б.

References

1. Hutorskoj A.V. Kompetentnostnyj podhod v obuchenii. Institut obrazovaniya cheloveka. Moskva: Izdatel'stvo «'Ejdos», 2013: У3.

2. Novikov D.A. Vvedenie v teoriyu upravleniya obrazovatel'nymi sistemami. Moskva: 'Egves, 2009.

3. D'yachko A.G., Muratova S.Yu. Informacionnye tehnologii v planirovanii uchebnogo processa vysshego obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Moskva, 2000.

4. Simonov V.P. Pedagogicheskijmenedzhment: Nou-Hau v obrazovanii. Moskva: Vysshee obrazovanie, 200У.

5. Litvak B.G. Upravlencheskie resheniya: associaciya avtorov i izdatelej «Tandem». Moskva: Izdatel'stvo «'EKMOS», 1998: б8 - 88.

6. Zarechnev D.O., Levchenko A.A., Fedulov B.A. Osobennosti realizacii aktivnyh metodov pri obuchenii lichnoj bezopasnosti sotrudnikov policii. Filologicheskienauki. Voprosy teorii i praktiki. 201У; № У-3 (У3): 204 - 20б.

У. Kalinin S.V., Levchenko A.A., Fedulov B.A. Formirovanie professional'nyh kompetencij, obespechivayuschih lichnuyu bezopasnost' sotrudnikov policii pri vypolnenii sluzhebnyh obyazannostej. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami. 2018; № 18-2: 89 - 91.

8. Litvinov V.A. ARM «Kafedra». Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituía. Barnaul: BYul MVD Rossii, 2004; Vypusk б: 108 - 114.

9. Fedulov B.A., Tarasov N.G. Osobennosti programmno-informacionnogo obespecheniya razrabotki upravlencheskih reshenij v obrazovatel'nom processe. Mir nauki, kultury, obrazovaniya: mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. 2013; № 1 (38): 254 - 25б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Kalinin S.V., Fedulov B.A., Chernov Yu.N. Primenenie rolevyh igr v vospitatel'noj rabote s buduschimi sotrudnikami policii. Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2014; № 1 (2б): 94 - 9б.

Статья поступила в редакцию 22.06.22

УДК 51(07): 373

Kolobov A.N., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University n.a. V.P. Chkalov; Orenburg State University (Orenburg, Russia), E-mail: KolobovAN@ya.ru

FORMATION OF COGNITIVE INTEREST IN MATHEMATICS IN MIDDLE SCHOOL STUDENTS. The article discusses features of forming cognitive interest in mathematics for students in grades 7 - 8. The modern system of school education has a clear goal, which is to improve the quality of education. The fundamental condition for such an approach is the development of the intellectual abilities of students. To create comfortable conditions for the development of creative abilities and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.