Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
повышение квалификации / управление образовательным процессом / сотрудники ОВД / организационная структура / управленческое решение / continuing education management of educational process / law enforcement officials / organizational structure / management decision

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Б.А. Федулов, Д.О. Заречнев

В статье уточнены теоретические аспекты и раскрыты особенности совершенствования процесса повышения квалификации сотрудников полиции. Выявлены основные проблемы повышения квалификации в системе образования МВД России и пути их решения в современных условиях. Конкретизированы задачи и порядок организации управления этим процессом применительно к юридическим институтам. Выделены общие управленческие функции (прогнозирование, принятие решений, планирование, организация, контроль) и частные в деятельности сотрудников полиции. Раскрыта реализация этих функций в воспитательной, учебной, методической и организационной деятельности. Предложены организационные и методические мероприятия по повышению качества управления процессом квалификации сотрудников ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Б.А. Федулов, Д.О. Заречнев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE TRAINING DEVELOPMENT PROCESS OF STAFF POLICE ON THE BASIS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article clarifies theoretical aspects and reveals features of managing the process of improving qualification of police officers. The main problems of professional development in the education system of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the ways of their solution in modern conditions are revealed. The tasks and the procedure for organizing the management of this process in relation to legal institutions are specified. The work highlights general management functions (forecasting, decision-making, planning, organization, control) and private in the activities of police officers. The implementation of these functions in educational, methodological and organizational activities is revealed. Organizational and methodological measures are proposed to improve the quality of management of the process of qualification of police officers.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

Библиографический список

1. Скафтымов А.П. Поэтика художественного произведения. Москва: Высшая школа, 2007.

2. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: анализ поэтического текста. Статьи и исследования. Заметки. Рецензии. Выступления. Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 1996.

3. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. Москва: Искусство, 1995.

4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Москва: Искусство, 1979.

5. Хализев В.Е. О составе литературоведения и специфике его методологии. Наука о литературе в ХХ веке (история, методология, литературный процесс): сборник статей. Москва, 2001: 7 - 30.

6. Ломунов К.Н. Лев Толстой. Очерк жизни и творчества. Москва: Детская литература, 1984.

7. Ахматова А.А. «Каменный гость» Пушкина. Пушкин: Исследования и материалы. АН СССР Институт русской литературы (Пушкинский Дом). Москва; Ленинград: Издательство АН СССР 1958; Т. 2: 185 - 195.

8. Сендерович С. «Вишневый сад» - последняя шутка Чехова. Вопросы литературы. 2007; № 1: 290 - 317.

9. Корниенко Е.Р Текст сквозь призму философии М.М. Бахтина. Знание. Понимание. Умение. 2010; № 1.

10. Бахтин М.М. К методологии литературоведения. Контекст-1974: Литературно-теоретические исследования. Москва, 1975.

11. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Москва: Флинта, Наука, 1998.

12. Эпштейн М. Медный всадник и золотая рыбка. Поэма-сказка Пушкина. Знамя. 1996; № 6: 204 - 215.

13. Золоткова Ю.В. Культурный диалог или «интертекстуальность»? Диалоги классиков - диалоги с классикой: сборник научных статей. Эволюция форм художественного сознания. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014; Выпуск 4: 89 - 98. Available at: http://hdl.handle.net/10995/35797

References

1. Skaftymov A.P. Po'etika hudozhestvennogo proizvedeniya. Moskva: Vysshaya shkola, 2007.

2. Lotman Yu.M. O po'etah i po'ezii: analiz po'eticheskogo teksta. Stat'i i issledovaniya. Zametki. Recenzii. Vystupleniya. Sankt-Peterburg: Iskusstvo-SPB, 1996.

3. Losev A.F. Problema simvola irealisticheskoe iskusstvo. Moskva: Iskusstvo, 1995.

4. Bahtin M.M. 'Estetika slovesnogo tvorchestva. Moskva: Iskusstvo, 1979.

5. Halizev V.E. O sostave literaturovedeniya i specifike ego metodologii. Nauka o literature v HH veke (istoriya, metodologiya, literaturnyj process): sbornik statej. Moskva, 2001: 7 - 30.

6. Lomunov K.N. Lev Tolstoj. Ocherkzhizni i tvorchestva. Moskva: Detskaya literatura, 1984.

7. Ahmatova A.A. "Kamennyj gost'" Pushkina. Pushkin: Issledovaniya i materialy. AN SSSR. Institut russkoj literatury (Pushkinskij Dom). Moskva; Leningrad: Izdatel'stvo AN SSSR, 1958; T. 2: 185 - 195.

8. Senderovich S. "Vishnevyj sad" - poslednyaya shutka Chehova. Voprosy literatury. 2007; № 1: 290 - 317.

9. Kornienko E.R. Tekst skvoz' prizmu filosofii M.M. Bahtina. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2010; № 1.

10. Bahtin M.M. K metodologii literaturovedeniya. Kontekst-1974: Literaturno-teoreticheskie issledovaniya. Moskva, 1975.

11. Esin A.B. Principy ipriemy analiza literaturnogo proizvedeniya. Moskva: Flinta, Nauka, 1998.

12. Epshtejn M. Mednyj vsadnik i zolotaya rybka. Po'ema-skazka Pushkina. Znamya. 1996; № 6: 204 - 215.

13. Zolotkova Yu.V. Kul'turnyj dialog ili «intertekstual'nosf»? Dialogi klassikov - dialogi s klassikoj: sbornik nauchnyh statej. 'Evolyuciya form hudozhestvennogo soznaniya. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2014; Vypusk 4: 89 - 98. Available at: http://hdl.handle.net/10995/35797

Статья поступила в редакцию 03.03.21

УДК 379.634:371.4

Fedulov B.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia),

E-mail: fedulovb@mail.ru

Zarechnev D.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia),

E-mail: zarechnev1964@mail.ru

IMPROVEMENT OF THE TRAINING DEVELOPMENT PROCESS OF STAFF POLICE ON THE BASIS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA. The article clarifies theoretical aspects and reveals features of managing the process of improving qualification of police officers. The main problems of professional development in the education system of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the ways of their solution in modern conditions are revealed. The tasks and the procedure for organizing the management of this process in relation to legal institutions are specified. The work highlights general management functions (forecasting, decision-making, planning, organization, control) and private in the activities of police officers. The implementation of these functions in educational, methodological and organizational activities is revealed. Organizational and methodological measures are proposed to improve the quality of management of the process of qualification of police officers.

Key words: continuing education management of educational process, law enforcement officials, organizational structure, management decision.

Б.А. Федулов, д-р пед. наук, проф., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: fedulovb@mail.ru

Д.О. Заречнев, канд. пед. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: zarechnev1964@mail.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

В статье уточнены теоретические аспекты и раскрыты особенности совершенствования процесса повышения квалификации сотрудников полиции. Выявлены основные проблемы повышения квалификации в системе образования МВД России и пути их решения в современных условиях. Конкретизированы задачи и порядок организации управления этим процессом применительно к юридическим институтам. Выделены общие управленческие функции (прогнозирование, принятие решений, планирование, организация, контроль) и частные в деятельности сотрудников полиции. Раскрыта реализация этих функций в воспитательной, учебной, методической и организационной деятельности. Предложены организационные и методические мероприятия по повышению качества управления процессом квалификации сотрудников ОВД.

Ключевые слова: повышение квалификации, управление образовательным процессом, сотрудники ОВД, организационная структура, управленческое решение.

Повышение квалификации сотрудников полиции представляет собой одну из актуальных задач их профессиональной подготовки, что обусловлено постоянным увеличением объема необходимой информации для осуществления правоохранительной деятельности и ограниченными возможностями традиционного академического образования. Сегодня происходят динамичные изменения в социальной сфере, в нормативно-правовой базе, что вызывает объективную потребность перехода к непрерывному образованию. Один из путей решения этой

проблемы видится в совершенствовании процесса повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел.

Цель работы: проанализировать систему повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел и выработать эффективные мероприятия, направленные на ее совершенствование.

В теории и практике науки управления накоплен достаточный опыт, содержащий методологические основания совершенствования процесса повыше-

ния квалификации сотрудников государственных органов, различных авторов (С.Н. Александровой, А.М. Артемьева, В.В. Барбина, Т.Ю. Базарова, В.Р Веснина, В.А. Дятлова, В.А. Иванова, А.Я. Кибанова, В.Д. Макроменко, Э.А. Уткиной, П. Друкера, М.Х. Мескона, Д. Сазерленда, Г Шмидта, Л. Якокка). Вопросы непосредственного управления и совершенствования непрерывной подготовки сотрудников органов внутренних дел рассматривали И.В. Будило, В.Н. Гонтарь, Е.Д. Проценко, В.Я. Кикоть, Л.В. Кузнецова, Н.П. Пономаренко, Б.А. Федулов и др. Существующие взгляды требуют уточнения по ряду положений, которые в современных условиях непосредственно влияют на обеспечение общественной безопасности правопорядка в стране [1, с. 41].

Совершенствование рассматриваемого процесса связано с управлением образовательными системами. Подчеркнем, что управление представляет собой функцию организованных систем, которая обеспечивает поддержание режима их функционирования, выполнение заданных программ деятельности и сохранение исходной структуры. Основные функции управления: прогнозирование, принятие решения, планирование, организация, мотивация и контроль [2, с. 70].

Переходя к рассмотрению понятия «повышение квалификации в системе образования МВД России», следует отметить, что данный процесс в современных условиях способен существенно повысить эффективность профессиональной подготовки сотрудников полиции за счет совершенствования стилей управления и внедрения инновационных методов. Проводимая таким образом профессиональная подготовка сотрудников правоохранительных органов способствует развитию профессиональных компетенций [3, с. 73].

Повышение квалификации представляет собой непрерывный процесс непосредственной передачи новых профессиональных знаний сотрудникам и развития навыков у них в соответствии с постоянно усложняющимися условиями службы и меняющимися требованиями к правоохранительной деятельности.

В Барнаульском юридическом институте МВД России повышение квалификации сотрудников ОВД осуществляет факультет дополнительного профессионального образования. В институте к проведению занятий на факультете привлекаются высококвалифицированные преподаватели образовательного учреждения, имеющие научные звания и степени, а также практические сотрудники органов внутренних дел, прокуратуры, судебной системы. Созданы профильные профессиональные программы повышения квалификации для основных должностных категорий сотрудников ОВД.

С целью совершенствования процесса повышения квалификации было проведено исследование, в результате которого выявлены актуальные проблемы решения поставленной задачи.

Особенности совершенствования системы повышения квалификации определялись с учетом реализации общих функций управления, присущих всем социальным системам, таких как прогнозирование, принятие управленческих решений, планирование, организация, мотивация и контроль. Проведенный анализ также позволил выделить актуальные частные функции, выполняемые сотрудниками ОВД. Они проявляются в следующих направлениях: руководитель - воспитатель, офицер - профессионал, командир - начальник, сотрудник - гражданин [4, с. 34]. Освоение этих функций происходит на курсах повышения квалификации через учебную, воспитательную, методическую и организационную деятельность [5]. Реализация данных функций позволила сформулировать актуальные проблемы совершенствования системы повышения квалификации и определить пути их решения в образовательной деятельности, содержание которых приводятся ниже.

1. В современных условиях одним из направлений и важнейшей воспитательной задачей является воспитание патриотизма, однако, несмотря на сильную пропагандистскую и эмоциональную окраску, реальные его проявления в практической деятельности еще далеки от совершенства. С учетом расширения социальных и воспитательных функций института правоохранительных органов существует потребность проводить более глубокую и содержательную подготовку сотрудников ОВД к проведению данной работы с подчиненными в процессе повышения квалификации.

Сегодня патриотическое воспитание призвано дать нашему обществу реальный стимул повышения профессиональной, творческой и социальной активности населения. В реализуемой в институте методике патриотизм рассматривается не только как чувство, но и как система потребностей, ценностных ориентаций, качеств и профессиональных способностей, а также проявлений реальной практической деятельности. При этом патриотизм должен проявляться через реальную профессиональную деятельность, служащую примером для подражания в процессе самовоспитания.

Такой метод реализует современную педагогическую парадигму, которая предполагает синергетический подход, обеспечивающий преобразование человека из самоорганизованной системы в саморазвивающуюся [6, с. 20]. Следует подчеркнуть, что существующие краткосрочные курсы повышения квалификации не позволяют в полном объеме раскрыть организацию патриотического воспитания с подчиненными в органах внутренних дел, которой должны обладать руководители органов внутренних дел, что требует дальнейшего поиска новых форм работы.

2. Принципиальное значение для совершенствования рассматриваемого процесса имеет его методическое обеспечение через внедрение фундаментальных основ современных педагогических исследований, комплексно и системно

отражающих сущность природных и социальных процессов. Такую методологическую основу дает синергетика, она раскрывает процессы самоорганизации, формирования в структуре личности таких новообразований, как гуманистические ценностные ориентации и духовные потребности. Разработанная методика и практический опыт позволяют сформулировать ряд методических особенностей применения механизмов самоорганизации в педагогическом процессе. Специфика такого подхода основана на реализации принципов самоактуализации и самореализации в образовательном процессе, которые обеспечивают процесс личностно-профессионального развития сотрудника полиции.

3. Совершенствование организационной структуры подразделений по повышению квалификации сотрудников ОВД России связано с тем, что организационная структура факультета, осуществляющего повышение квалификации, не лишена командно-административной и линейно-пирамидальной системы управления, то есть она представлена как горизонтально-функциональная. Предлагается ее совершенствование с целью исключить дублирование в деятельности руководителей факультета, а также комплексно решать задачи обучения, воспитания и развития личности сотрудника полиции.

4. Одним из направлений совершенствования управления в системе повышения квалификации считаем реализацию методики принятия оптимальных решений всеми субъектами этого процесса. С этой целью целесообразно проводить соответствующие сборы по конкретизации знаний и навыков для решения поставленных задач в этой области. Наряду с реализацией общего алгоритма принятия управленческих решений, продуктивным является внедрение алгоритмических предписаний для решения образовательных задач по планированию учебно-воспитательного процесса, выбору оптимальных методов обучения, оптимизации учебных программ.

5. Методическая функция процессом повышением квалификации на факультете осуществляется как в очном, так и в дистанционном режиме с применением технологий, реализующих электронные курсы.

В частности, внедрен информационный портал АИС «Методика» для методической поддержки образовательного процесса. Существенное направление совершенствования процессом повышения квалификации - это информатизация процесса принятия решений, с этой целью обеспечивалось подключение локальной базы данных факультета к информационной системе института.

Особое значение в повышении качества принимаемых управленческих решений при обеспечении общественной безопасности и правопорядка имеет и учет новых причин, вызывающих социальные чрезвычайные ситуации, которые обусловлены такими явлениями, как «информационные войны» и «цветные революции» [7, с. 198]. Разработанная на основе рассмотренных особенностей модель повышения квалификации включает субъектов разработки (руководящий состав, профессорско-преподавательский состав, сотрудников отделов и служб); объекты разработки (учебная, методическая, воспитательная и организационная работа, расписание занятий, годовые, индивидуальные планы, учебные программы, тематические планы, учебно-методические комплексы, мониторинг образовательного процесса).

Анализ системы повышения квалификации сотрудников ОВД показал, что качество организации учебно-воспитательного процесса на факультете зависит от:

- эффективности принимаемых управленческих решений;

- планирования учебного процесса, информационного и учебно-методического обеспечения;

- взаимодействия субъектов педагогической деятельности;

- реализации учебных и воспитательных задач;

- контроля образовательного процесса;

- материально-технического обеспечения.

Эксперимент по реализации разработанной модели был проведен по таким направлениям как:

- изучение технологических подходов и методик обучения и воспитания;

- исследование содержания управленческого цикла в повышении квалификации сотрудников;

- анализ структуры процесса подготовки сотрудников в системе повышения квалификации;

- выявление организационных, содержательных и методических трудностей в развитии образовательной деятельности и определение направлений их преодоления.

Результаты эксперимента показали рост основных компонентов профессиональных компетенций в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Так, рост по когнитивному компоненту составил 29%, по конативному - 32%, по эмотивному - 35%.

Таким образом, разработанная модель совершенствования процесса повышения квалификации позволяет достаточно эффективно реализовывать современные методы организации учебно-воспитательной деятельности, профессиональной и карьерной мотивации, способствует повышению статуса сотрудников и их реальной квалификации. Направлением дальнейших исследований данной темы следует считать совершенствование управления при реализации новых нормативно-правовых актов в правоохранительной деятельности, внедрение новых педагогических технологий, реализацию конкретных запросов граждан и общества в целом.

Библиографический список

1. Барбин В.В., Макроменко В.Д. О методологических проблемах управления современными органами охраны общественного порядка. Труды Академии управления МВД России. 2006; № 10: 39 - 41.

2. Башков А.В., Федулов Б.А. Самовоспитание профессионально значимых качеств курсантов вуза МВД России: монография. Барнаул: БЮИ МВД России, 2011.

3. Иванов В.А. Инновационная модель непрерывного образования: хроника десятилетия. Высшее образование в России. 2008; № 2: 69 - 75.

4. Тарасов Н.Г, Морозов В.А., Федулов Б.А. Формирование управленческой компетентности сотрудников полиции в процессе профессиональной подготовки: монография. Барнаул: БЮИ МВД России, 2018.

5. Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации. Приказ МВД России от 5 мая 2018 № 275. Available at: https://mvd.consultant.ru/ documents/1056508.

6. Федулов Б.А., Морозов В.А., Стрюц Е.В. Особенности реализации синергетического подхода в образовательном процессе юридического института МВД России. Филологические науки. Вопрос теории и практики. 2016; № 7-3 (61): 208 - 211.

7. Федулов Б.А., Левченко А.А. Факторы, определяющие чрезвычайные ситуации социального характера, и влияние их на деятельность ОВД. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2016; № 16-2: 197 - 199.

References

1. Barbin V.V., Makromenko V.D. O metodologicheskih problemah upravleniya sovremennymi organami ohrany obschestvennogo poryadka. Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2006; № 10: 39 - 41.

2. Bashkov A.V., Fedulov B.A. Samovospitanie professional'no znachimyh kachestv kursantov vuza MVD Rossii: monografiya. Barnaul: BYul MVD Rossii, 2011.

3. Ivanov V.A. Innovacionnaya model' nepreryvnogo obrazovaniya: hronika desyatiletiya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2008; № 2: 69 - 75.

4. Tarasov N.G., Morozov V.A., Fedulov B.A. Formirovanie upravlencheskoj kompetentnosti sotrudnikov policii v processe professional'nojpodgotovki: monografiya. Barnaul: BYul MVD Rossii, 2018.

5. Ob utverzhdeniiPoryadka organizaciipodgotovkikadrov dlya zamescheniya dolzhnostej v organah vnutrennih delRossijskoj Federacii. Prikaz MVD Rossii ot 5 maya 2018 № 275. Available at: https://mvd.consultant.ru/ documents/1056508.

6. Fedulov B.A., Morozov V.A., Stryuc E.V. Osobennosti realizacii sinergeticheskogo podhoda v obrazovatel'nom processe yuridicheskogo instituta MVD Rossii. Filologicheskie nauki. Vopros teorii i praktiki. 2016; № 7-3 (61): 208 - 211.

7. Fedulov B.A., Levchenko A.A. Faktory, opredelyayuschie chrezvychajnye situacii social'nogo haraktera, i vliyanie ih na deyatel'nosf OVD. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami. 2016; № 16-2: 197 - 199.

Статья поступила в редакцию 14.02.21

УДК 378.147

Ziyazieva L.R., postgraduate, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia); senior teacher, Department of Geography, Ecology and Tourism,

Sh.Sh. Ualikhanov KU (Kokshetau, Kazakhstan), E-mail: liliyazr@mail.ru

THE MODEL TO FORM READINESS FOR INDEPENDENT WORK BY MEANS OF BENCHMARKING TECHNOLOGY IN UNIVERSITY STUDENTS. The article reveals a problem of developing a model for forming readiness for independent work in students using benchmarking technology. The author focuses on the use of benchmarking technology in the educational process when organizing students' independent work. The model makes it possible to increase the effectiveness of the material being studied, to adapt the best experience in the formation of readiness for independent work into the educational process. The developed model is tested at the KU named after Sh. Sh. Ualikhanov at the Department of Geography, Ecology and Tourism. As a research task, the author identifies an attempt to assess the formation of university students' readiness for independent work. On the basis of systematic diagnostics and continuous adjustment of the results, it is possible to bring students closer to the planned results in the organization of independent work. The article formulates the criteria reflecting the specifics of the technology for modeling the formation of readiness for independent work through benchmarking technology. The presented material allows concluding that the organization of independent work according to the proposed methodology makes it possible to increase the competitiveness of future graduates, forming in them such qualities as a creative approach, stress resistance, communication skills, etc.

Key words: model, modeling, benchmarking technologies, independent work.

Л.Р. Зиязиева, аспирант, ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», г. Горно-Алтайск, ст. преп. КУ имени Ш.Ш. Уалиханоеа,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г. Кокшетау, E-mail: liliyazr@mail.ru

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПОСРЕДСТВОМ БЕНЧМАРКИНГ-ТЕХНОЛОГИИ

В статье раскрывается суть внедрения и апробации модели формирования готовности студентов вуза к самостоятельной работе посредством бен-чмаркинг-технологии. Основное внимание в работе автор акцентирует на применении бенчмаркинг-технологии в учебном процессе, развитии и формировании компонентов самообразования. Модель позволяет повысить эффективность изучаемого материала, внедрить в учебный процесс наиболее эффективный опыт формирования готовности к самостоятельной работе студента. Разработанная модель апробирована в Кокшетауском университете имени Ш.Ш. Уалиханова на кафедре географии, экологии и туризма. В качестве исследовательской задачи автором была предпринята попытка определить уровень формирования готовности студентов вуза к самостоятельной работе. На основе проведения систематической диагностики и непрерывной корректировки появилась возможность приблизиться к получению планируемых результатов в организации самостоятельной работы. В статье отображены критерии, определяющие специфику модели формирования готовности к самостоятельной работе студентов в вузе посредством бенчмаркинг-тех-нологии. Автор делает вывод о том, что организация самостоятельной работы студентов по предлагаемой методике позволяет повысить конкурентоспособность будущих выпускников, сформировав в них творческий подход, стрессоустойчивость, коммуникабельность и способность к профессиональному росту.

Ключевые слова: модель, моделирование, бенчмаркинг-технологии, самостоятельная работа.

Современная система высшего образования в связи со сложившимися условиями требует структурного обновления, так как не соответствует требованиям и потребностям работодателей. Это проявляется в остром дефиците квалифицированных специалистов, отвечающих запросу современного рынка труда. Для того чтоб будущий специалист был востребован среди работодателей, необходимо регулярно повышать квалификацию, стремиться к творческому росту, заниматься самообразованием, узнавать новое и познавательное через самосозидание. Таким образом, основной задачей высшего образования является не просто давать пассивные знания будущим специалистам, но и формировать творческую личность, конкурентоспособного, мобильного выпускника, способно-

го максимально быстро лавировать в быстроменяющихся профессиях, готового к самоорганизации. Все вышесказанное приобретает особую актуальность, в том числе и модель формирования готовности студентов к самостоятельной работе посредством бенчмаркинг-технологии. Теоретическую значимость исследования представляют научные труды исследователей, изучающих метод моделирования (В.Г. Афанасьева, В.А. Веникова, Б.А. Глинского, И.Б. Новик, В.А. Штофф и др.), готовность субъекта к самостоятельной и успешной деятельности (Э.Ф. Зеер, Дж. Равен, Вундерер, А. Хуторской, С. Гончаров, С.Е. Шишов, И.Г Агапов, Г Селевко и др.), постулаты бенчмаркинга в образовании (Е.А. Князев, Я.Ш. Евдокимова) [1]. Практическая значимость исследования заключается в том, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.