Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПОСРЕДСТВОМ БЕНЧМАРКИНГ-ТЕХНОЛОГИИ'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПОСРЕДСТВОМ БЕНЧМАРКИНГ-ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модель / моделирование / бенчмаркинг-технологии / самостоятельная работа / model / modeling / benchmarking technologies / independent work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.Р. Зиязиева

В статье раскрывается суть внедрения и апробации модели формирования готовности студентов вуза к самостоятельной работе посредством бенчмаркинг-технологии. Основное внимание в работе автор акцентирует на применении бенчмаркинг-технологии в учебном процессе, развитии и формировании компонентов самообразования. Модель позволяет повысить эффективность изучаемого материала, внедрить в учебный процесс наиболее эффективный опыт формирования готовности к самостоятельной работе студента. Разработанная модель апробирована в Кокшетауском университете имени Ш.Ш. Уалиханова на кафедре географии, экологии и туризма. В качестве исследовательской задачи автором была предпринята попытка определить уровень формирования готовности студентов вуза к самостоятельной работе. На основе проведения систематической диагностики и непрерывной корректировки появилась возможность приблизиться к получению планируемых результатов в организации самостоятельной работы. В статье отображены критерии, определяющие специфику модели формирования готовности к самостоятельной работе студентов в вузе посредством бенчмаркинг-технологии. Автор делает вывод о том, что организация самостоятельной работы студентов по предлагаемой методике позволяет повысить конкурентоспособность будущих выпускников, сформировав в них творческий подход, стрессоустойчивость, коммуникабельность и способность к профессиональному росту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л.Р. Зиязиева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL TO FORM READINESS FOR INDEPENDENT WORK BY MEANS OF BENCHMARKING TECHNOLOGY IN UNIVERSITY STUDENTS

The article reveals a problem of developing a model for forming readiness for independent work in students using benchmarking technology. The author focuses on the use of benchmarking technology in the educational process when organizing students’ independent work. The model makes it possible to increase the effectiveness of the material being studied, to adapt the best experience in the formation of readiness for independent work into the educational process. The developed model is tested at the KU named after Sh. Sh. Ualikhanov at the Department of Geography, Ecology and Tourism. As a research task, the author identifies an attempt to assess the formation of university students’ readiness for independent work. On the basis of systematic diagnostics and continuous adjustment of the results, it is possible to bring students closer to the planned results in the organization of independent work. The article formulates the criteria reflecting the specifics of the technology for modeling the formation of readiness for independent work through benchmarking technology. The presented material allows concluding that the organization of independent work according to the proposed methodology makes it possible to increase the competitiveness of future graduates, forming in them such qualities as a creative approach, stress resistance, communication skills, etc.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПОСРЕДСТВОМ БЕНЧМАРКИНГ-ТЕХНОЛОГИИ»

Библиографический список

1. Барбин В.В., Макроменко В.Д. О методологических проблемах управления современными органами охраны общественного порядка. Труды Академии управления МВД России. 2006; № 10: 39 - 41.

2. Башков AE., Федулов БА Самовоспитание профессионально значимых качеств курсантов вуза МВД России: монография. Барнаул: БЮИ МВД России, 2011.

3. Иванов ВА Инновационная модель непрерывного образования: хроника десятилетия. Высшее образование в России. 2008; № 2: 69 - 75.

4. Тарасов Н.Г, Морозов ВА, Федулов БА Формирование управленческой компетентности сотрудников полиции в процессе профессиональной подготовки: монография. Барнаул: БЮИ МВД России, 2018.

5. Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации. Приказ МВД России от 5 мая 2018 № 275. Available at: https://mvd.consultant.ru/ documents/1056508.

6. Федулов БА, Морозов ВА, Стрюц Е.В. Особенности реализации синергетического подхода в образовательном процессе юридического института МВД России. Филологические науки. Вопрос теории и практики. 2016; № 7-3 (61): 208 - 211.

7. Федулов БА, Левченко A.A. Факторы, определяющие чрезвычайные ситуации социального характера, и влияние их на деятельность ОВД. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2016; № 16-2: 197 - 199.

References

1. Barbin V.V., Makromenko V.D. O metodologicheskih problemah upravleniya sovremennymi organami ohrany obschestvennogo poryadka. Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2006; № 10: 39 - 41.

2. Bashkov A.V., Fedulov B.A. Samovospitanie professional'no znachimyh kachestv kursantov vuza MVD Rossii: monografiya. Barnaul: BYul MVD Rossii, 2011.

3. Ivanov V.A. Innovacionnaya model' nepreryvnogo obrazovaniya: hronika desyatiletiya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2008; № 2: 69 - 75.

4. Tarasov N.G., Morozov V.A., Fedulov B.A. Formirovanie upravlencheskoj kompetentnosti sotrudnikov policii v processe professional'noj podgotovki: monografiya. Barnaul: BYul MVD Rossii, 2018.

5. Ob utverzhdeniiPoryadka organizaciipodgotovkikadrov dlya zamescheniya dolzhnostej v organah vnutrennih delRossijskoj Federacii. Prikaz MVD Rossii ot 5 maya 2018 № 275. Available at: https://mvd.consultant.ru/ documents/1056508.

6. Fedulov B.A., Morozov V.A., Stryuc E.V. Osobennosti realizacii sinergeticheskogo podhoda v obrazovatel'nom processe yuridicheskogo instituta MVD Rossii. Filologicheskie nauki. Vopros teorii i praktiki. 2016; № 7-3 (61): 208 - 211.

7. Fedulov B.A., Levchenko A.A. Faktory, opredelyayuschie chrezvychajnye situacii social'nogo haraktera, i vliyanie ih na deyatel'nosf OVD. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami. 2016; № 16-2: 197 - 199.

Статья поступила в редакцию 14.02.21

УДК 378.147

Ziyazieva L.R., postgraduate, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia); senior teacher, Department of Geography, Ecology and Tourism,

Sh.Sh. Ualikhanov KU (Kokshetau, Kazakhstan), E-mail: liliyazr@mail.ru

THE MODEL TO FORM READINESS FOR INDEPENDENT WORK BY MEANS OF BENCHMARKING TECHNOLOGY IN UNIVERSITY STUDENTS. The article reveals a problem of developing a model for forming readiness for independent work in students using benchmarking technology. The author focuses on the use of benchmarking technology in the educational process when organizing students' independent work. The model makes it possible to increase the effectiveness of the material being studied, to adapt the best experience in the formation of readiness for independent work into the educational process. The developed model is tested at the KU named after Sh. Sh. Ualikhanov at the Department of Geography, Ecology and Tourism. As a research task, the author identifies an attempt to assess the formation of university students' readiness for independent work. On the basis of systematic diagnostics and continuous adjustment of the results, it is possible to bring students closer to the planned results in the organization of independent work. The article formulates the criteria reflecting the specifics of the technology for modeling the formation of readiness for independent work through benchmarking technology. The presented material allows concluding that the organization of independent work according to the proposed methodology makes it possible to increase the competitiveness of future graduates, forming in them such qualities as a creative approach, stress resistance, communication skills, etc.

Key words: model, modeling, benchmarking technologies, independent work.

Л.Р. Зиязиева, аспирант, ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», г. Горно-Алтайск, ст. преп. КУ имени Ш.Ш. Уалиханова,

г. Кокшетау, E-mail: liliyazr@mail.ru

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПОСРЕДСТВОМ БЕНЧМАРКИНГ-ТЕХНОЛОГИИ

В статье раскрывается суть внедрения и апробации модели формирования готовности студентов вуза к самостоятельной работе посредством бен-чмаркинг-технологии. Основное внимание в работе автор акцентирует на применении бенчмаркинг-технологии в учебном процессе, развитии и формировании компонентов самообразования. Модель позволяет повысить эффективность изучаемого материала, внедрить в учебный процесс наиболее эффективный опыт формирования готовности к самостоятельной работе студента. Разработанная модель апробирована в Кокшетауском университете имени Ш.Ш. Уалиханова на кафедре географии, экологии и туризма. В качестве исследовательской задачи автором была предпринята попытка определить уровень формирования готовности студентов вуза к самостоятельной работе. На основе проведения систематической диагностики и непрерывной корректировки появилась возможность приблизиться к получению планируемых результатов в организации самостоятельной работы. В статье отображены критерии, определяющие специфику модели формирования готовности к самостоятельной работе студентов в вузе посредством бенчмаркинг-тех-нологии. Автор делает вывод о том, что организация самостоятельной работы студентов по предлагаемой методике позволяет повысить конкурентоспособность будущих выпускников, сформировав в них творческий подход, стрессоустойчивость, коммуникабельность и способность к профессиональному росту.

Ключевые слова: модель, моделирование, бенчмаркинг-технологии, самостоятельная работа.

Современная система высшего образования в связи со сложившимися условиями требует структурного обновления, так как не соответствует требованиям и потребностям работодателей. Это проявляется в остром дефиците квалифицированных специалистов, отвечающих запросу современного рынка труда. Для того чтоб будущий специалист был востребован среди работодателей, необходимо регулярно повышать квалификацию, стремиться к творческому росту, заниматься самообразованием, узнавать новое и познавательное через самосозидание. Таким образом, основной задачей высшего образования является не просто давать пассивные знания будущим специалистам, но и формировать творческую личность, конкурентоспособного, мобильного выпускника, способно-

го максимально быстро лавировать в быстроменяющихся профессиях, готового к самоорганизации. Все вышесказанное приобретает особую актуальность, в том числе и модель формирования готовности студентов к самостоятельной работе посредством бенчмаркинг-технологии. Теоретическую значимость исследования представляют научные труды исследователей, изучающих метод моделирования (В.Г. Афанасьева, В.А. Веникова, Б.А. Глинского, И.Б. Новик, В.А. Штофф и др.), готовность субъекта к самостоятельной и успешной деятельности (Э.Ф. Зеер, Дж. Равен, Вундерер, А. Хуторской, С. Гончаров, С.Е. Шишов, И.Г Агапов, Г Селевко и др.), постулаты бенчмаркинга в образовании (Е.А. Князев, Я.Ш. Евдокимова) [1]. Практическая значимость исследования заключается в том, что

созданный спецкурс и электронный учебно-методический комплекс позволяют проводить мониторинг и анализировать статистические показатели по выполнению самостоятельной работы студентов, что позволить достичь поставленной цели по разработке и внедрению педагогической модели формирования готовности к самостоятельной работе посредством бенчмаркинг-технологии.

Педагогическая модель даёт возможность охарактеризовать объекты исследования, донести полученную о них информацию, исследовать взаимосвязи и явления, не поддающиеся изучению другими методами.

В соответствии с применяемой в исследовании технологией бечмаркинга необходимо предложенные педагогические условия, выявленные в ходе анализа лучшего педагогического опыта, адаптировать к определенной педагогической среде.

Целью исследования является создание такой педагогической модели формирования готовности студентов к самостоятельной работе посредством бенчмаркинг-технологии, которую возможно адаптировать в обозначенном вузе, а также дать оценку эффективности внутренних и внешних педагогических условий формирования данного вида готовности. Целью опытно-экспериментальной работы является сформировать у обучающихся высокий уровень готовности к самостоятельной работе для подготовки конкурентоспособных, востребованных на рынке труда специалистов, в которых работодатель желает видеть такие качества, как творческий подход к реализации поставленных целей, стрессоустой-чивость, умение принимать решение, избегать конфликтных ситуаций и т.д. Конечная цель, которую мы преследуем, - это обоснованное доказательство того, что модель может быть адаптирована и внедрена в учебный процесс с опорой на лучший опыт

Формирование готовности студентов к самостоятельной работе посредством бенчмаркинг-технологии спроектировано и реализовано на кафедре географии, экологии и туризма Кокшетаусского университета имени Ш.Ш. Уали-ханова г Кокшетау Республики Казахстан. Модель формирования готовности у будущих специалистов сферы индустрии гостеприимства к организации самостоятельной работы наглядно показывает, как организовать процесс обучения в вузе для формирования готовности к самостоятельной работе студентов посредством бенчмаркинг-технологии.

В качестве базового для нашего исследования будем считать определение «моделирование» ПВ. Суходольского, который понимает его как «иерархию моделей, в которой актуальная существующая система моделируется в зависимости от педагогических условий» [2]. Эффективность предложенной модели зависит от задач и целей, поставленных на констатирующем этапе эксперимента. Применяя аппарат моделирования, можно получить желаемый результат на завершающем этапе проводимого эксперимента. И еще один немаловажный аспект: учитывая повсеместный переход на дистанционное обучение во всем мире, модель формирования готовности студентов к самостоятельной работе представляет собой интеграцию опыта лучших практик в образовательный процесс.

Согласно В.А. Штоффу [3], выделяются четыре признака модели: «1) модель - мысленно представленная или материально реализуемая система; 2) модель отражает объект исследования; 3) модель способна замещать объект; 4) изучение модели дает новую информацию об объекте», что как нельзя лучше описывает предложенную нами модель формирования готовности студентов вуза к самостоятельной работе посредством бенчмаркинг-технологии.

В нашем понимании модель - это либо цель при изучении конкретного объекта, подкрепленная педагогическими условиями, либо другой объект, реально существующий наряду с изучаемым и сходный с ним в отношении некоторых определенных свойств или структурных особенностей. В этом смысле модель -не теория, а то, что описывается в ней - своеобразный предмет данной теории. Дидактическая литература нашего времени представляет моделирование как метод обучения. Заметим, что как научный метод моделирования известен очень давно. Исследования доказывают, что моделирование как метод определенно способствует повышению эффективности обучения [4].

Эксперименты, проводимые исследователями-педагогами, основываются на системном, комплексном, интегративном подходах, которые выступают инструментами познания и преобразования действительности. В нашем исследовании при разработке модели формирования готовности студентов к организации самостоятельной работы посредством бенчмаркин-технологии нами были использованы системный, деятельностный, компетентностный подходы, связанные друг с другом. Каждый из них включает в себя содержание, методы, организационные формы, которые отражают порядок действий и последовательность.

Со вступлением вузов в Болонский процесс основной целью образования стало формирование профессиональных компетенций у студентов [5]. Если говорить об образовании до перехода на европейский формат обучения, то основным ориентиром для всех учебных заведений считалось «образование», с переходом на кредитную технологию обучения ключевым становится понятие «компетентность».

Компетентностный подход рассматривается через определение планируемого результата учебной деятельности как совокупности достигаемых компетенций. Вышеназванный подход позволяет организовать учебный процесс в соответствии с ожиданиями и потребностями рынка труда в компетентных выпускниках, акцентируя внимание на образовательных результатах, в качестве ко-

торых выступает способность человека адекватно действовать в проблемных ситуациях.

Согласно утверждению ПХ. Нигматзяновой, «базовая компетентность личности обеспечивает вхождение в мировое пространство культуры и самоопределение в нем, применение профессиональных знаний и умений в практической деятельности, овладение нормами речевого этикета и литературного языка, а также культурой межнационального общения и способностью ориентироваться в социуме» [6]. Перечисленные компетенции имеют немаловажное значение для развития успешной личности, социализированной и адаптированной к регулярно меняющимся условиям будущей профессиональной деятельности, а также к веяниям современной жизни.

Опираясь на данное определение, мы считаем, что именно базовые компетенции оказывают наибольшее влияние на формирование готовности к самостоятельной работе студентов вуза посредством бенчмаркинг-технологии. Профессионал в своей сфере деятельности в понятии современного работодателя - это коммуникабельная личность, стремящаяся к самосовершенствованию в труде, овладению все новыми компетенциями и продолжающая процесс самообучения в течение всей жизни, используя эффективный опыт лучших профессионалов в своей среде. По сути, такое обучение и профессиональное саморазвитие называется бенчмаркингом. Так, исходя из государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан по направлению подготовки специальности 6B11102 Ресторанное дело и гостиничный бизнес (квалификация (степень 2) «бакалавр») [7], полагаем, что для нашего исследования значимыми являются такие базовые компетенции, как умение работать в команде; вера в себя и коммуникабельность; способность к самокритике и критике; умение применять знания на практике; исследовательско-аналитические навыки; поиск новых знаний в процессе всей профессиональной деятельности, для реализации и формирования которых задействуются все современные образовательные платформы (Socrative Student ,trello.softonic.ru, Google Classroom и т.д.).

Кроме раскрытых базовых компетенций, обозначенных в государственном общеобязательном стандарте образования Республики Казахстан, особое внимание следует обратить на компетенции, связанные с формированием навыков самообучения и поиска знаний, умением осуществлять креативную деятельность, развитием коммуникабельности и мотивации, а также исследовательских, аналитических, организаторских способностей; ответственности, внимательности. Все это позволит, на наш взгляд, эффективно формировать готовность к самостоятельной работе студентов вуза посредством бенчмаркинг-технологии.

Для создания модели формирования готовности к самостоятельной работе студентов вуза посредством бенчмаркинг-технологии в нашем исследовании необходимо обосновать цель, результат и средства достижения результата. Указанные критерии создадут структуру данной модели: цель - подготовительно-проектировочный блок; результат - результативно-диагностический блок; средства достижения результата - содержательно-технологический блок.

Основным компонентом модели является научно-теоретический блок, целью которого является формирование готовности студентов к самостоятельной работе посредством бенчмаркинг-технологии.

Для получения результатов по поставленной цели необходимо определить и решить поставленные задачи:

- создание таких условий в образовательной деятельности, которые послужат мотивом к использованию бенчмаркинг-технологии в будущей профессиональной деятельности;

- формирование комплекса умений и навыков у обучающихся в области изучения цифровых технологий;

- развитие интереса и мотивации к использованию современных образовательных платформ в учебной деятельности обучающихся.

Содержательный блок характеризует процесс формирования готовности студентов к самостоятельной работе посредством бенчмаркинг-технологии. Модель включает инвариантную часть - самостоятельная работа выстраивается с учетом целей и задач, позволяющих ориентировать студентов на выполнение самостоятельной работы с постепенным переходом на более высокий уровень самостоятельной деятельности с формированием готовности к применению бенчмаркинг-технологии; и вариативную часть - внедрение спецкурса «Основы работы в Google classroom», а также современных образовательных программ Googleclassroom, онлайн-доски Padlet, электронного учебно-методического комплекса дисциплины, направленных на формирование готовности студентов к самостоятельной работе посредством бенчмаркинг-технологии. Содержательный блок реализуется в теоретическом, практическом и личностном направлениях.

В процессе формирования готовности студентов к самостоятельной работе предложенный спецкурс значительно облегчит им задачу, так как будет содержать следующие разделы:

1. Бенчмаркинг-технологии в образовании. Менторские основы создания и применения учебных средств, реализованных на основе внедрения эффективного опыта в процессе формирования готовности студентов к самостоятельной работе.

2. Учебно-методические пособия, облегчающие процесс подготовки к самостоятельной работе студентов.

3. Определение возможностей использования бенчмаркинг-технологии в обучающем процессе.

4. Экспериментально обоснованные электронные методические и информационные средства, применяемые для организации самостоятельной работы студентов. Методические аспекты использования бенчмаркинг-технологии в процессе организации самостоятельной работе студентов.

5. Средства бенчмаркинг-технологии в образовании. Перспективные направления разработки и интеграции средств бенчмаркинг-технологий в образовательный процесс.

Организационный блок представленной модели состоит из формы и методов обучения:

- формы: установочные лекции, лекции-консультации, лекции-конференции, самостоятельно-практические занятия, творческие исследовательские работы над проектом; формы контроля результатов обучения: защита проектов, написание научных статей, презентаций в Prezi.com тестирование в Platonus, Microsoft Teams, Moodle, Google classroom;

- методы обучения: ситуационные задачи (Case study), проблемные (дискуссии, обсуждения);

- средства обучения: методические пособия; тестовые задания, учебные пособия; электронные учебно-методические комплексы учебных дисциплин, курсы в Google classroom; современные образовательные ресурсы; бенчмар-кинг-технологии и др.

Процесс обучения реализуется через применение различных инструментов и методов. Для формирования готовности студентов к самостоятельной работе посредством бенчмаркинг-технологии были использованы практические (Case study на лекционных занятиях с использованием креативного подхода, требующего активного поиска информации), объяснительно-иллюстративные (создание мультимедиа-презентаций, написание эссе, научных работ). В период проведения педагогического эксперимента также применялись такие методы, как проведение круглых столов, мастер-классов, самостоятельные работы, эссе.

В учебный процесс вуза были включены активные методы обучения, посредством которых у студентов развивается творческий потенциал, формирующий готовность к самостоятельной работе посредством бенчмаркинг-технологий, способствующий направлять к поиску нового, неизученного, подталкивающего

на процесс активной мыслительной творческой деятельности. Активные методы [8] носят продуктивный, творческий, поисковый характер, результатом которого является формирование готовности к самостоятельной работе: «круглый стол» для обсуждения проблемных ситуаций, которые помогают студентам закрепить теоретические и практические знания, умения и навыки по дисциплинам; выполнение конкретных задач, поставленных перед будущими специалистами; написание эссе, рефератов, развивающих мышление и креативный, современный подход к проблемной ситуации; метод деловых игр, направленных на приобретение нового опыта и т.д.

В результате использования активных методов в процессе обучения нами выявлены такие положительные тенденции, как творческое развитие личности, изучение и использование опыта лучших специалистов в образовательной сфере, интерес к учёбе и получению знаний с применением в учебном процессе бен-чмаркинг-технологии.

В результативно-диагностический блок входят все компоненты (ориентаци-онно-мотивационный, инструктивно-установочный, процессуальный, коррекци-онный, контрольно-оценочный) цифровой компетентности конкурентоспособных выпускников, представленный эмпирическим, репродуктивным и преобразующим уровнями сформированности исследуемого качества студентов.

Ожидаемый результат от внедрения данной модели в учебный процесс -достаточно высокий уровень формирования готовности студентов к самостоятельной работе посредством бенчмаркинг-технологии. Предложенная нами модель содержит в себе все особенности внедрения бенчмаркинг-технологии в образовательный процесс и характеризуется целостностью, так как все ее компоненты взаимосвязаны, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат [9; 10].

Таким образом, самостоятельная работа студентов в современном понимании обучения - это не просто форма учебного процесса, а один из методов формирования профессиональной компетентности, готовности к самообучению и непрерывному обновлению знаний, умения лавировать в быстроменяющихся условиях и требованиях рынка труда, что даст возможность специалисту решать поставленные задачи в профессиональной сфере деятельности.

Библиографический список

1. Князев Е.А. Бенчмаркинг для вузов. Учебно-методическое пособие. Москва: Университетская книга, Логос, 2006.

2. Суходольский Г.В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. Ленинград: ЛГУ, 1976.

3. Штофф В.А. Моделирование и философия. Москва, 1966.

4. Кочергин А.Н. Моделирование мышления. Москва: Политиздат, 1969.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования. Высшее образование сегодня. 2003; № 5.

6. Нигматзянова Г.Х. Структура и содержание общекультурных компетенций студента. Гуманитарные научные исследования. 2014; № 2.

7. Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604. Available at: https://www.vkgu.kz/sites/default/files/files/education/prikazi_MON_RK/125647_rus_20181116.pdf

8. Курьянов М.А., Половцев В.С. Активные методы обучения: методическое пособие. Тамбов: Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011.

9. Темербекова А.А., Зиязиева Л.Р Применение бенчмаркинг технологии в организации самостоятельной работы студентов в вузах. Непрерывное профессиональное образование: теория и практика. Новосибирск, 2020.

10. Зиязиева Л.Р, Темербекова А.А. Влияние бенчмаркинг-технологии на формирование готовности студентов вуза к самостоятельной работе. Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании. Екатеринбург, 2020.

References

1. Knyazev E.A. Benchmarking dlya vuzov. Uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: Universitetskaya kniga, Logos, 2006.

2. Suhodol'skij G.V. Strukturno-algoritmicheskijanaliz isintez deyatel'nosti. Leningrad: LGU, 1976.

3. Shtoff V.A. Modelirovanie i filosofiya. Moskva, 1966.

4. Kochergin A.N. Modelirovanie myshleniya. Moskva: Politizdat, 1969.

5. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetencii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya. Vysshee obrazovanie segodnya. 2003; № 5.

6. Nigmatzyanova G.H. Struktura i soderzhanie obschekul'turnyh kompetencij studenta. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. 2014; № 2.

7. Ob utverzhdenii gosudarstvennyh obscheobyazatel'nyh standartov obrazovaniya vseh urovnej obrazovaniya. Prikaz Ministra obrazovaniya i nauki Respubliki Kazahstan ot 31 oktyabrya 2018 goda № 604. Available at: https://www.vkgu.kz/sites/default/files/files/education/prikazi_M0N_RK/125647_rus_20181116.pdf

8. Kur'yanov M.A., Polovcev V.S. Aktivnyemetody obucheniya: metodicheskoe posobie. Tambov: Izdatel'stvo FGBOU VPO «TGTU», 2011.

9. Temerbekova A.A., Ziyazieva L.R. Primenenie benchmarking tehnologii v organizacii samostoyatel'noj raboty studentov v vuzah. Nepreryvnoe professional'noe obrazovanie: teoriya i praktika. Novosibirsk, 2020.

10. Ziyazieva L.R., Temerbekova A.A. Vliyanie benchmarking-tehnologii na formirovanie gotovnosti studentov vuza k samostoyatel'noj rabote. Innovacii v professional'nom i professional'no-pedagogicheskom obrazovanii. Ekaterinburg, 2020.

Статья поступила в редакцию 18.02.21

УДК 37.012.1

Kenispaev Zh.K., Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Omsk State Agrarian University (Omsk, Russia), E-mail: kenispaev@mail.ru Skosyreva N.D., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Omsk State Agrarian University (Omsk, Russia), E-mail: nina_skosyreva@mail.ru Serova N.S., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Altai Branch of RANEPA (Barnaul, Russia), E-mail: nsg03@mail.ru Baltanova G.Zh., senior teacher, Omsk State Agrarian University (Omsk, Russia), E-mail: gulmira.baltanova@mail.ru

SCIENTIFIC KNOWLEDGE IN THE SPIRITUAL CULTURE OF MODERN MAN. The article deals with the topic of the place and role of scientific knowledge in the structure of spiritual culture of modern man. The authors draw their attention to the significant changes that have occurred in the system of values of a person of the modern era. If in the past people had a significant reverence for scientists, new scientific discoveries, and highly valued achievements in the field of intellectual work, now they are increasingly interested in archaic, long-forgotten ways of explicating the world. This fact, according to the authors of the article, indicates significant changes in the sphere of public consciousness. They believe that such transformations are associated with an increase in the degree of comfort in the life of a person who does not want to spend his energy on studying complex scientific theories, but can quite satisfy his curiosity with myths about the God-chosen people, racial and ethnic prejudices, and conspiracy theories.

Key words: Russia, society, person, social relations, knowledge, education system, pedagogy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.