Научная статья на тему 'БЕНЧМАРКИНГ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ'

БЕНЧМАРКИНГ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

73
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бенчмаркетинг / дистанционная работа / высшее учебное заведение / конкурентоспособность высших учебных заведений. / bench marketing / distance work / higher educational institution / competitiveness of higher education institutions.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хачатурян Наринэ Рафиковна

Целью статьи является определение методов совершенствования деятельности высших учебных заведений в кризисной ситуации на основе обеспечения и развития дистанционной работы посредством бенчмаркинга. Задача состоит в том, чтобы доказать, что бенчмаркинг позволяет не только оценить конкурентоспособность вуза в данной ситуации, но и ликвидность используемых программных продуктов, их доступность для всех аудиторий и на всех онлайн-платформах, а также выделить качество этого процесса в одном вузе по сравнению с другими. Вузы должны ориентироваться на специфику региона, анализировать собственный образовательный процесс на основе бенчмаркинга и, исходя из полученных результатов, координировать дистанционную работу таким образом, чтобы она отвечала требованиям современного образования, условиям рынка труда и потребностям обучающейся молодежи, что и является гипотезой исследования. Исследование проводилось среди профессорско-преподавательского состава локального университета посредством онлайн-опроса, результаты которого были обобщены, обсуждены коллективно и позволили сформулировать выводы о целесообразности использования бенчмаркинга в совершенствовании дистанционной работы университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BENCHMARKING AS A BASIS FOR IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE COURSE OF DISTANCE WORK

The purpose of the article is to determine methods for improving the activities of higher education institutions in a crisis situation on the basis of providing and developing distance work through benchmarking. The task is to prove that benchmarking allows not only to assess the competitiveness of a University in this situation, but also the liquidity of the software products used, their availability to all audiences and on all online platforms, as well as to highlight the quality of this process in one University compared to others. Universities should focus on the specifics of the region, analyze their own educational process based on benchmarking and, based on the results obtained, coordinate remote work so that it meets the requirements of modern education, labor market conditions and the needs of young people studying, which is the hypothesis of the study. The research was conducted among the teaching staff of the local University through an online survey, the results of which were summarized, discussed collectively and allowed to formulate conclusions about the feasibility of using benchmarking in improving the University's distance work.

Текст научной работы на тему «БЕНЧМАРКИНГ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ»

Международная научно-практическая конференция

УДК 33

Хачатурян Наринэ Рафиковна Khachaturyan Narine Rafikovna

кандидат экономических наук, доцент, candidate of economic Sciences, associate Professor, Ростовский государственный экономический университет,

Rostov state University of Economics

БЕНЧМАРКИНГ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ

BENCHMARKING AS A BASIS FOR IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE

COURSE OF DISTANCE WORK

Аннотация: Целью статьи является определение методов совершенствования деятельности высших учебных заведений в кризисной ситуации на основе обеспечения и развития дистанционной работы посредством бенчмаркинга. Задача состоит в том, чтобы доказать, что бенчмаркинг позволяет не только оценить конкурентоспособность вуза в данной ситуации, но и ликвидность используемых программных продуктов, их доступность для всех аудиторий и на всех онлайн-платформах, а также выделить качество этого процесса в одном вузе по сравнению с другими. Вузы должны ориентироваться на специфику региона, анализировать собственный образовательный процесс на основе бенчмаркинга и, исходя из полученных результатов, координировать дистанционную работу таким образом, чтобы она отвечала требованиям современного образования, условиям рынка труда и потребностям обучающейся молодежи, что и является гипотезой исследования. Исследование проводилось среди профессорско-преподавательского состава локального университета посредством онлайн-опроса, результаты которого были обобщены, обсуждены коллективно и позволили сформулировать выводы о целесообразности использования бенчмаркинга в совершенствовании дистанционной работы университета.

Abstract: The purpose of the article is to determine methods for improving the activities of higher education institutions in a crisis situation on the basis of providing and developing distance work through benchmarking. The task is to prove that benchmarking allows not only to

Новые импульсы развития: вопросы научных исследований assess the competitiveness of a University in this situation, but also the liquidity of the software products used, their availability to all audiences and on all online platforms, as well as to highlight the quality of this process in one University compared to others. Universities should focus on the specifics of the region, analyze their own educational process based on benchmarking and, based on the results obtained, coordinate remote work so that it meets the requirements of modern education, labor market conditions and the needs of young people studying, which is the hypothesis of the study. The research was conducted among the teaching staff of the local University through an online survey, the results of which were summarized, discussed collectively and allowed to formulate conclusions about the feasibility of using benchmarking in improving the University's distance work.

Ключевые слова: бенчмаркетинг, дистанционная работа, высшее учебное заведение, конкурентоспособность высших учебных заведений.

Key words: bench marketing, distance work, higher educational institution, competitiveness of higher education institutions.

Бенчмаркетинг - это многогранный процесс, инструмент и способ осуществления множественных функций конкретного субъекта рынка с целью совершенствования не только управления, но и других направлений деятельности. В отношении высших учебных заведений сегодня возникает еще большая необходимость отстраиваться о конкурентов и находить такие пути и решения совершенствования образовательной, научной, исследовательской и другой работы, которые способны продвинуть вуз в рейтинге рынка высшего образования и рынка труда. Особенно это остро проявляется в кризисной ситуации при необходимости дистанционной работы вуза и всех его аудиторий.

Сегодня актуальность исследования затрагивает такой вопрос, как осознание конкретным вузом своих позиций среди конкурентов, определения места маркетинга в работе университета и его эффективности, продуцирования каких-либо изменений в вузе или сохранения тех компетенций, который превалировали какой-то период времени и показали эффективность по всем направлениям деятельности, в том числе в дистанционной работе.

Международная научно-практическая конференция

Бенчмаркетинг позволяет выявить, как и какую стратегию внедрить,

чтобы не только усовершенствовать работу университета, но и возвысить его среди конкурентов. Сегодня на фоне множественных государственных и негосударственных высших образовательных учреждений практика рейтинговой оценки вуза получает все большее распространение. В этом отношении бенчмаркетинг приобретает актуальность глубиной и многогранностью сравнительных методов.

Обзор научных публикаций по анализируемому вопросу был основан на работах таких авторов, как Дука Н.А., Мищенко Н.Ю., Лифанова С.А., Князев Е.А., Евдокимова Я.Ш., Шилло Л.А., Каменецкая О.А. и др., мнение которых аналогично авторской гипотезе о назревшей необходимости бенчмаркетинга в деятельности каждого вуза и проведении сравнительного анализа региональных вузов в контексте оценки эффективности дистанционной работы и нахождении порога приемлемости этого процесса для всех субъектов образовательной среды университетов.

Как следствие, в научной среде бенчмаркетинг определяют неоднозначно «... и как концепцию, и как процесс, и как функцию, инструмент, способ оценки стратегий, целей работы. Он связан с поиском и изучением наилучших методов и способов развития, чтобы собственная деятельность университета находила новые пути совершенствования ...» [3].

С позиции Шилло Л.А., Каменецкой О.А. и соавторов, «... практическое применение бенчмаркинга можно обозначить в четырех последовательных действиях ...» [7, с. 296], в частности:

- управлении образовательной, инновационной, научной и исследовательской деятельностью вуза должно выстраиваться в понимании внутренних деталей. Именно понимание внутренней среды вуза может стать «двигателем» в инновационном управлении;

- корреляции всех направлений деятельности вуза необходимо осуществлять в соответствии с глубоким анализом его работы, при этом нельзя упускать анализ внутренней и внешней среды вуза, сравнение зарубежного и

Новые импульсы развития: вопросы научных исследований отечественного опыта;

- сравнении некоторых показателей конкретного вуза с университетами, которые имеют идентичную профессиональную и научную направленность, историю работы на рынке образования и показатели, поддающиеся сравнению в формате бенчмаркетинга;

- внедрении необходимых изменений для сокращения отрыва одного вуза от другого, но, схожего, как упоминалось, по профилю деятельности [4; 6; 7].

Сформулировав для вуза вопросы по определению своих позиций на рынке образования и рынке трудоустройства своих выпускников, можно найти рычаги поворота концепции деятельности университета, даже в условиях дистанционной работы, которая открывает намного большие грани использования Интернет-технологий, обмена опытом, знаниями и навыками работы, в том числе с инструментарием бенчмаркетинга.

Так, Мищенко Н.Ю. подтверждает, что «... целью процесса бенчмаркинга является повышение эффективности собственной деятельности и завоевания преимуществ в конкурентной борьбе. Предметом бенчмаркинга в сфере образования являются все педагогические процессы, технологии и методы» [5].

Сравнительный анализ вуза должен быть направлен, в первую очередь, на уровень компетентности профессорско-преподавательского состава (1111С) на фоне международных стандартов работы, в контексте повышения профессиональной квалификации сотрудников вуза, формирования устойчивых компетентностных концепций развития дисциплинарного обучения современной студенческой молодежи. В этом аспекте могут стать эффективно применимыми базы данных международных вузов. Однако отмечается, что низкая эффективность бенчмаркетинга в высшем образовании особенно на фоне дистанционной работы, во многом связана как раз с отсутствием открытого доступа к международным аналитическим и статистическим базам данных, что тормозит использование инструментария

Международная научно-практическая конференция бенчмаркетинга в улучшении развития отдельно взятого вуза.

Бенчмаркетинг может выражаться в сравнении опыта профессиональной компетентности отдельных факультетов одного вуза. Таким образом, «равняясь» на первоочередность в рейтинге одного факультета вуза, другие могут формировать собственные стандарты поведения и концепцию развития, чтобы вырабатывать новые для себя решения и методы выхода из низко компетентностной стадии.

Авторский концепт внедрения бенчмаркетинга в деятельность вуза заключается в том, чтобы не только анализировать вторичную информацию, но реализовывать «полевые» исследования в условиях дистанционной работы с респондентами, включая такие аудитории, как профессорско-преподавательский состав вуза и его референтные группы, студенческая молодежь, представители потенциальных и постоянных работодателей, заинтересованных в выпускниках вуза и др.

Если существует возможность проводить дистанционно сравнительный анализ деятельности нескольких вузов, которые интегрируя свои интересы, могут позволить такой ситуации вполне цивилизованно происходить, то это может явиться современным ходом конкуренции, позволяющей развиваться всем вузам на фоне потребностей рыночной экономики и рынка труда.

Однако, некоторые авторы считают, что «... в небольших странах с рыночной ориентацией системы образования бенчмаркинг между вузами вряд ли будет иметь хорошую почву именно в силу жесткой конкуренции и нежелательных рисков при обмене идеями, технологиями ...» [2, с. 119].

«Сам процесс проведения бенчмаркинг-анализа - это также затратное мероприятие, требующее не только вложения финансовых средств, но и привлечения дополнительных информационных и временных ресурсов, что не менее важно, профессионально подготовленных кадров ...» [4].

Авторская позиция также основывается на том, что региональные вузы еще не готовы к консолидации усилий по бенчмаркетингу и делиться объективной и открытой информацией (не идущей в разрез соблюдения

Новые импульсы развития: вопросы научных исследований конфиденциальности), что в какой-то степени тормозит развитие

цивилизованной конкуренции и самого бенчмаркетинга высшего образования.

Такой ситуации необходимо избегать и интенсифицировать усилия вузов по объединению бенчмаркетинг-анализа с целью возвышения высшего образования не только как дипломатизации (т.е. получения диплома об образовании) его субъектов, но и как условий цивилизованного, пролонгированного во времени развитого образовательного сознания и состояния каждого вуза как единой образовательной системы страны.

Авторская позиция внедрения бенчмаркетинга в локальном вузе отражается в следующем:

- онлайн-конференции между вузами (позволяют привлекать и объединять до 100 участников). Эффективность - обмен опытом, инновациями, результатами онлайн-исследований. Конечный результат -сравнительный анализ работы вузов в период конференции, представленного материала, поведения участников и выработка собственного концепта и конструкта поведения;

- онлайн-заседания руководства вузов. Эффективность - анализ управления, внедрения инноваций в менеджмент вуза, обмен опытом. Конечный результат - разработка на основе бенчмаркетинг-анализа партнерской программы обмена информацией, инновациями управления, развитие единой стратегии регионального образования;

- дистанционная работа вузов. Эффективность анализ образовательных площадок, обмен опытом и разработка новых решений, внедрение инновационных программных продуктов, сравнение зарубежного, отечественного, в частности, локального опыта дистанционной работы. Эффективность - обобщение знаний, умений и разработка специфики дистанционной работы региональных вузов на основе накопленной, изученной и проанализированной информационной базы.

Таким образом, авторская гипотеза, связанная с утверждением, что бенчмаркетинг в аспекте дистанционной работы высшего учебного заведения

Международная научно-практическая конференция должен занять значительные позиции в выстраивании образовательного

процесса не только отдельного вуза, но, интегрируя усилия всех участников

образовательного процесса на фоне сложившихся критических условий

деятельности и фактического перехода на дистанционную работу.

Инструментарий и методики бенчмаркетинга позволяет проанализировать

ситуацию в сравнении различных подходов, стратегий и методик и подвести

субъекта рынка в кардинально новым и выверенным решениям не только

общей управленческой деятельности вуза, но и отдельных специфик, в том

числе дистанционной формы работы.

Библиографический список:

1. Шилло П.Л., Каменецкая Л.А., Шилло Л.А., Каменецкая О.А. Бенчмаркетинг в сфере образовательных услуг // Сборник статей по материалам III Международной студенческой научно-практической конференции (Россия, г. Новосибирск, 23 мая 2012 г.). № 3. URL: https://sibac.info//sites/default/files/conf/file/stud_3_3.pdf (дата обращения: 13.05.2020).

2. Мищенко Н.Ю. Бенчмаркинг как инструмент управления качеством образовательного процесса // Педагогическая наука и практика. 2018. №1 (19). URL: https://cyberlemnka.ra/article/n/benchmarkmg-kak-instrument-upravleniya-kachestvom-obrazovatelnogo-protsessa (дата обращения: 13.05.2020).

3. Мырзатаева Г.Н. Бенчмаркетинг в высшем образовании (2010). http://www.rusnauka. com/1 _KAND_2010/Economics/6_57783. doc.htm (дата обращения: 29.04.20).

4. Князев Е.А., Евдокимова Я.Ш. Бенчмаркетинг для вузов: учебно-методическое пособие. - М.: Университетская книга, Логос, 2006. - 208 с.

5. Дука Н.А. Бенчмаркетинг как метод сравнения образовательных практик // Человек и образование. 2012. № 2 (31) С. 110-113.

6. Масюк Н.Н., Петрищев П.В. Бенчмаркетинг как инновационный

Новые импульсы развития: вопросы научных исследований

способ повышения конкурентоспособности университета на международном рынке образовательных услуг // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. URL: http://science-education.ru/ru/artide/view?id=7683 (дата обращения: 13.05.2020).

УДК 338.27

Чувильгин Евгений Леонидович, Михайлова Анна Аркадьевна, Сорокина Ирина Константиновна Chuvilgin Evgeny Leonidovich, Mikhailova Anna Arkadevna, Sorokina Irina Konstantinovna

Студенты Students

Московский Государственный Технический Университет им. Н. Э. Баумана

Bauman Moscow State Technical University

МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ НАУКОЁМКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

METHOD OF COMPREHENSIVE ASSESSMENT OF THE EFFICIENCY OF THE LOGISTICS SYSTEM OF A HIGH-TECH ENTERPRISE

Аннотация: представлена и обоснована методика по проведению оценки эффективности логистической системы и обеспечивающей её информационной поддержки в рамках наукоёмкого предприятия.

Abstract: a methodology for evaluating the effectiveness of the logistics system and its information support within a knowledge-intensive enterprise is presented and justified.

Ключевые слова: логистика, логистическая система, оценка эффективности, информационная логистика, информационная поддержка

Key words: logistics, logistics system, efficiency assessment, information logistics, information support

В настоящее время не существует универсальной методики измерения эффективности логистической системы, которая учитывала бы динамику происходящих в ней процессов, а также все многообразие переменных,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.