Научная статья на тему 'Бенчмаркинг в транспортно-логистических операциях'

Бенчмаркинг в транспортно-логистических операциях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1372
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕНЧМАРКИНГ / ЛОГИСТИКА / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ АКТИВНОСТИ / МОДЕЛИ / СНИЖЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК / ОПТИМИЗАЦИЯ / МАРКЕТИНГ / РЕЙТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / BENCHMARKING / LOGISTICS / TRANSPORT AND LOGISTICS ACTIVITIES / MODELS / COST REDUCTION / OPTIMIZATION / MARKETING / RATING ANALYSIS / LOGISTIC PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кизим Анатолий Александрович

В статье представлены элементы бенчмаркинга в транспортно-логистической сфере, отражающие потенциал логистический активностей будущих периодов на базе использования указанного инструментария. Отражены функции бенчмаркинга, как основы заимствования внешнего опыта во внутреннюю среду российских предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кизим Анатолий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BENCHMARKING IN TRANSPORT AND LOGISTICS OPERATIONS

The article presents the elements of benchmarking in the transport and logistics sphere, reflecting the potential of the logistics activities of future periods based on the use of this toolkit. Reflected the functions of benchmarking, as the basis for borrowing external experience in the internal environment of Russian enterprises.

Текст научной работы на тему «Бенчмаркинг в транспортно-логистических операциях»

10. Областной закон от 16.09.1999 №34. О концепции экономической политики Ростовской области. Электронные средства информации. Официальный сайт Правительства Ростовской области. http://www.donland.ru/?pageid=76199

Kelarev Vladimir Viktorovich, Doctor of Economic Science, Professor of Cathedra of Economic Theory and Entre-preneurship, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: vkelarev@yandex.ru

Pavlyukova Antonina Viktorovna, Doctor of Economic Science, Docent, Don Cossack state institute of food technologies and business - branch of Moscow State University of Technology and Management by the name of K.G.Razumovskiy (First Cossack University) (55, ul. Semashko, Rostov-na-Donu, 344002, Russian Federation). E-mail: bikova_t@list.ru

Vasilieva Yulia Alekseevna, Post-graduate of Department of Management, South-Russia Institute of Management -branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: yuliya-polkilo94@mail.ru

METHODOLOGICAL ASPECTS OF REGIONAL ECONOMIC SECURITY MANAGEMENT

Abstract

The necessity of creation and implementation of the policy of efficient economic security is actualized nowadays heavily. Its' basis should be formed by strict determination of the category "economic security" because its essence determines the principles of the policy of economic security provision. In the article the dialectics of development of the category "economic security" is traced and it is shown that its'full essence is embodied in triad of categories: threats - challenges - security. As an example the case of regional economic security system of Rostov region is investigated.

Keywords: economic security, regional security, economics, state, region, management of security, threats, protection, challenges.

УДК 338 DOI: 10.22394/2079-1690-2018-1-4-55-58

БЕНЧМАРКИНГ В ТРАНСПОРТЫ О-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЯХ

Кизим доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики

Анатолий и менеджмента, Кубанский государственный университет (350040, Россия,

Александрович г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149). E-mail: arko1980@mail.ru

Аннотация

В статье представлены элементы бенчмаркинга в транспортно-логистической сфере, отражающие потенциал логистический активностей будущих периодов на базе использования указанного инструментария. Отражены функции бенчмаркинга, как основы заимствования внешнего опыта во внутреннюю среду российских предприятий.

Ключевые слова: бенчмаркинг, логистика, транспортно-логистические активности, модели, снижение издержек, оптимизация, маркетинг, рейтинговый анализ, логистические процессы.

Бенчмаркинг - это процесс постоянного контроля изменений путем замера обозначенных показателей и обеспечение их эталонного уровня в длительной перспективе времени, что позволяет предприятию определить цель своего совершенствования и провести мероприятия по улучшению работы [1]. Ключевыми словами в подобных определениях являются «эталонность» и «оптимальность» достигаемые на основе компаративного и рейтингового анализа в различных сферах и отраслях экономики.

Целью бенчмаркинга является совершенствование бизнеса и повышение его конкурентоспособности. Основные задачи, которые решаются в процессе проведения эталонного сопоставления согласно источника [2] - это измерение своей деятельности и сравнение показателей с другими; изучение и применение лучшего опыта других в своей организации.

В историческом ракурсе бенчмаркинг имеет 5 этапов революции [3]:

1) Первое поколение - «реинжиниринг или ретроспективный анализ продукта» (до середины 1970-х гг.).

2) Второе поколение - «бенчмаркинг конкурентоспособности», получивший развитие в 19761986 гг. благодаря усилиям фирмы «Xerox».

3) Третье поколение - «бенчмаркинг процессов» (эталонное сопоставление процессов, функциональный бенчмаркинг), развивавшийся в 1982-1986 гг.

4) Четвертое поколение - «стратегический бенчмаркинг» как систематический процесс, направленный на оценку альтернатив, реализацию стратегий и усовершенствование характеристик производительности на основе изучения успешных стратегий внешних предприятий-партнеров (середина 1980-х - 1990-е гг.).

5) Пятое поколение - «глобальный бенчмаркинг» как будущий инструмент организации международных обменов с учетом культуры и национальных особенностей процессов организации производства (с середины 1990-х гг.).

Впервые этот метод был разработан в 1972 году для оценки эффективности бизнеса Институтом стратегического планирования в Кембридже (США), а уже с 1979 года, бенчмаркингом в полной мере пользовалась компания Rank Xerox. В настоящее время Xerox по праву является признанным лидером в области использования технологий бенчмаркинга [4].

Функции бенчмаркинга представляют собой сущность в действии. К ним относятся [5]:

- товарная политика, определяющая тип товара, а точнее - какую проблему клиента надо решать. Решение этой проблемы неразрывно с определением сегментов рынка, на которых действует фирма и ассортиментная политика представленных товаров к потреблению.

- ценообразование. Процессы определения уровня цен и контроля маржинальности производства.

- коммуникации. Поддержание уровня взаимодействия компании как со внешней средой, так и внутри предприятия.

- сбыт, продажи. Сбытовая политика компании является оборотообразующим звеном в процессе управления потоками материальных ценностей на различных этапах производства и определяет будущие возможности компании к развитию.

Модели бенчмаркинга. Существует несколько моделей бенчмаркинга, в основе которых лежит постулат: бенчмаркинг - это проект. Модели бенчмаркинга разделяются на модели из частного сектора и модели из государственного сектора. К моделям из частного сектора относятся: «Колесо бенчмаркинга», цикл Деминга-Шухарта, «20 ключей» Кабояси, модель Роберта Кэмпа (Xerox), модель компании IBM из 15 этапов, 33-хступенчатая модель компании Weyerhauser и пр. Модели из государственного сектора: общая схема оценки (CAF), модель EFQM для государственных учреждений, российская система ЭПУС (аналог CAF). Наиболее распространенными, на наш взгляд, являются:

1. Колесо бенчмаркинга - наиболее известная и подходящая модель для проведения бенчмаркинга на предприятии, когда ее могут использовать как своеобразный «шаблон», дополняя который можно создать идеальную модель для своего предприятия. Модель состоит из этапов планирования, исследования, наблюдения, анализа и адаптации, улучшения [5].

2. Модель Деминга-Шухарта или цикл PDCA (англ. «Plan-Do-Check-Act» - планирование-действие-проверка-корректировка) - циклически повторяющийся процесс принятия решения, используемый в управлении качеством. В стадию планирования входят определение целей, задач и способов их достижения. На этапе действия происходит обучение и подготовка кадров, выполнение работ. Затем следует проверка результатов выполнения работ. На этапе корректировки осуществляются соответствующие управляющие воздействия [6], что отмечено также в ряде работ российских ученых [7, 8].

3. Модель Роберт Кэмпа - десятиступенчатая модель компании Xerox. Выделяет десять этапов проведения бенчмаркинга. Однако здесь существует такой этап, как переоценка стандартов. Этот этап является очень важным, так как в условиях динамично развивающейся среды информация постоянно обновляется, и впереди будут компании, постоянно совершенствующиеся и пересматривающие свои стандарты [5].

Процедура бенчмаркинга в логистике. Бенчмаркинговые подходы приводит к существенному изменению процедуры принятия решений в сфере логистического менеджмента. Традиционно подобные управленческие решения принимались на основе результатов маркетинговых и логистических исследований, интуиции руководства в области организации снабженческо-сбытовых цепочек. Этапность бенчмаркинга в рамках логистических активностей представляют следующим образом [9]:

1) Выделение круга проблем в функциональных областях логистики, подлежащего рассмотрению с позиций бенчмаркинга.

2) Определение совокупности факторов и переменных для анализа состояния логистических процессов предприятия.

3) Отбор совокупности предприятий для сопоставления и использования опыта, как в отрасли, к которой относится объект логистизации, так и из смежных отраслей; при этом анализируют внешнюю вторичную информацию, связанную с применением логистического инструментария другими субъектами бизнеса, созданием ими снабженческих, сбытовых цепочек.

4) Аккумулирование и аналитика показателей отобранных для сравнения предприятий по заданным оценочным критериям. Затем осуществляется систематизация и классификация информации, посредством современных аналитических методов и оценивается степень достижения поставленной цели и совокупности факторов, воздействующих на результат.

5) Сравнение полученных результатов с собственными показателями в целях определения возможных направлений совершенствования.

6) Разработка плана мероприятий по совершенствованию логистических процессов на основе полученной информации.

7) Внедрение мероприятий и последующий мониторинг.

Преимущества использования бенчмаркинга в транспортно-логистических активностях проявляются в быстром перенятии передового опыта от лидирующих в отрасли компаний, а также снижении текучести кадров, повышении отдачи сотрудников [10].

В качестве примера использования бенчмаркинга, рассмотрим опыт компании Xerox, которой удалось улучшить сбыт посредством оптимизации управления запасами. Отдел коммерческой логистики и сбыта в Xerox вплоть до начала 80-х годов мог повышать свою производительность ежегодно только на 3-5%. Этого оказалось недостаточно, чтобы оставаться конкурентоспособным с точки зрения цен на рынке копировальных аппаратов. Было установлено, что самым слабым звеном в логистической цепи является этап от поступления товаров на склад готовой продукции до их отгрузки. Партнером для сравнения стала компания L.L.Bean - поставщик спортивных товаров. L.L.Bean, проводя в своей деятельности в день в три раза больше операций, чем Xerox, нашла такой опыт чрезвычайно полезным и успешно внедрила схожий подход в свою деятельность, что позволило повысить доходность компании на 10 в первый же год после внедрения [11].

Говоря о практике хозяйствования российских предприятий, следует сказать, что бенчмаркинг прочно входит в обиход их деятельности, так компания «20А» создала свою систему учета затрат, имеющую высокую детализацию структуры затрат, процедуры управления издержками, систему повышения качества, а также снижения травмоопасности на предприятии [12-13].

Отметим, что использование бенчмаркинга в зарубежных странах регулируется и поддерживается на государственном уровне, создаются специализированные компании для поиска партнеров по бенчмаркингу, в то время как России такая практика распространена недостаточно [8].

Бенчмаркинговые проекты успешно осуществляются в таких известных российских компаниях, как РНК «ЛУКОЙЛ», РАО «ЕЭС России», «Газпром», «АвтоЗИЛ». Помимо этих крупных корпораций, существуют и предприятия поменьше, использующие практику этого метода. Так, фармацевтическая компания «Нижфарм», используя функциональный бенчмаркинг, смогла добиться нового подхода к мерчендайзингу, позаимствовав выкладку товара компании «Вимм-Билль-Данн» [8].

Таким образом, основываясь на проанализированных данных, мы можем утверждать, что бенчмаркинг в России имеет большие перспективы, так как на современном этапе развития мировой экономики он является одним из самых эффективных инструментов, который способствует преодолению отставания от конкурентов на основе сравнения и анализа своей деятельности с деятельностью наиболее успешных предприятий.

По нашему мнению, предприятия могут активно, используя бенчмаркинг, привлекать опыт других компаний, улучшая при этом организацию своих бизнес-процессов, сокращать затраты, повышать прибыль, оптимизировать управленческую структуру и выбирать стратегию деятельности предприятия.

Литература

1. Минкина Н.В. Лекции по дисциплине Бенчмаркинг. М, 2009.

2. Иванова Е.А., Разорвин И.В. Бенчмаркинг как эффективная маркетинговая технология сравнительного анализа эффективности // Вопросы управления. №2 (7). Июнь 2009.

3. Владымцев Н.В., Елшина И.А. Формирование инфраструктуры бенчмаркинга: инструменты эталонного сопоставления в маркетинговых исследованиях // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 10.

4. Герасимов Б.И., Злобина Н.В., Спиридонов С.П. Управление качеством: Учеб. пособие. - М.: КНОРУС, 2005.

5. Шарафутдинова Н.С., Шафигуллина А.В. Бенчмаркинг: Учебное пособие - Казань: ООО «Издательский дом», 2016. -138 с.

6. Адлер Ю.П., Хунузиди Е. И., Шпер В.Л. Методы постоянного совершенствования сквозь призму цикла Шухарта-Деминга / / Методы менеджмента качества. 2005. №3.

7. Альбеков А., Кизим А., Березовский Э. Моделирование процессов рециклинга на принципах логистики // Логистика. 2012. № 5 (66). С. 48-51.

8. Кизим А.А., Борисов С.А., Солахов П.А. Бенчмаркинг как основной элемент системы качества в деятельности субъектов хозяйствования (АПК, промышленность, сфера услуг) // Экономика устойчивого развития. 2017. № 1(29).

9. Бенчмаркинг как инструмент улучшения логистики компании, 25.08.2015 URL: http://www.logists.by/library/view/benchmarking-kak-instrument-ylychsheniya-logistiki-kompanii. (Дата обращения: 10.05.2018).

10. Фомин К.А. Бенчмаркетинг в складской логистике. URL:

https:/ / nsportal.ru/ap/library/nauchnotekhnicheskoetvorchestvo/2016/04/23/benchmarking-v-skladskoy-logistike (Дата обращения: 12.05.2018).

11. Багиев Г.Л., Богданова Е.Л. Бенчмаркинг как функция маркетинговых исследований // Маркетинг -статистика. 1998.

12. Кизим А.А., Березовский Э.Э. Повышение производительности труда посредством коучинга // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 4 (95). С. 21-25.

13. Меркушова Н.И., Старун А.В. Бенчмаркинг: практика использования на российских предприятиях и проблемы применения // Молодой ученый. 2014. №15. С. 185-187.

Kizim Anatoliy Aleksandrovich, Doctor of Economic Science, professor of World Economy and Management Department, Kuban State University (139, Stavropolskaya str., Krasnodar, 355033, Russian Federation). E-mail: arko1980@mail.ru

BENCHMARKING IN TRANSPORT AND LOGISTICS OPERATIONS

Abstract

The article presents the elements of benchmarking in the transport and logistics sphere, reflecting the potential of the logistics activities of future periods based on the use of this toolkit. Reflected the functions of benchmarking, as the basis for borrowing external experience in the internal environment of Russian enterprises. Keywords: benchmarking, logistics, transport and logistics activities, models, cost reduction, optimization, marketing, rating analysis, logistic processes.

УДК 338.012 DOI: 10.22394/2079-1690-2018-1-4-58-62

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ БЕЗОПАСН ОСТИ РОССИИ: КЛЮЧЕВЫЕ УГРОЗЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ МЕТОДАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Украинцев доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой государственного, Вадим муниципального управления и экономической безопасности, Ростовский

Борисович государственный экономический университет (РИНХ) (344002, Россия,

г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 69). E-mail: vadim240960@yandex.ru Лепетикова кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного, Ирина муниципального управления и экономической безопасности, Ростовский

Юрьевна государственный экономический университет (РИНХ) (344002, Россия,

г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 69). E-mail: belo_80@mail.ru Мамонтова кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного, Юлия муниципального управления и экономической безопасности, Ростовский

Павловна государственный экономический университет (РИНХ) (344002, Россия,

г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 69). E-mail: julya_mamontova@mail.ru

Аннотация

В статье обоснована необходимость исследования вопросов обеспечения интеллектуальной безопасности. Авторами приведена классификация наиболее вероятных угроз безопасности в интеллектуальной сфере и выявлены угрозы интеллектуальной безопасности России. Исследование научно-обоснованных принципов построения системы интеллектуальной безопасности позволило авторам сформулировать ключевые составляющие данной системы и предложить направления нейтрализации угроз интеллектуальной безопасности.

Ключевые слова: система интеллектуальной безопасности, принципы построения системы, угрозы безопасности в интеллектуальной сфере, интеллектуальная собственность, государственная политика, экономическая безопасность, национальная безопасность, экономическое стимулирование, инновационная деятельность.

Необходимость обеспечения интеллектуальной безопасности в современной России становится первостепенной в рамках экономической безопасности ввиду ряда стратегических факторов. Во-первых, интеллектуальной сфера деятельности традиционно представляется основным потенциалом развития государства. Действенное использование этой сферы в результате определяет положительную динамику экономического развития страны, что является решающим фактором в проведении преобразований для достижения национальных целей. Во-вторых, являясь основополагающим элементом экономической безопасности, интеллектуальная обеспечивает научную базу функционирования других составляющих безопасности страны.

Обеспечение интеллектуальной безопасности заключается в конституционной охране интеллектуальной собственности хозяйствующих субъектов. Универсального и общепризнанного определения интеллектуальной безопасности не существует. В одних источниках интеллектуальная безопасность рассматривается как защита продуктов умственной деятельности. В других - ставится знак равенства между интеллектуальной безопасностью и интеллектуальной собственностью [1, с. 281]. С позиций системного подхода интеллектуальную безопасность следует рассматривать в трех аспектах:

1. Подсистема национальной безопасности - составной элемент системы более высокого уровня.

2. Сложная многоуровневой система, состоящая из подсистем (составных элементов) более низкого уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.