Научная статья на тему 'Методологические аспекты управления региональной экономической безопасностью'

Методологические аспекты управления региональной экономической безопасностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / РЕГИОН / УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ / УГРОЗЫ / ЗАЩИТА / ВЫЗОВЫ / ECONOMIC SECURITY / REGIONAL SECURITY / ECONOMICS / STATE / REGION / MANAGEMENT OF SECURITY / THREATS / PROTECTION / CHALLENGES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Келарев Владимир Викторович, Павлюкова Антонина Викторовна, Васильева Юлия Алексеевна

В настоящее время значительно актуализируется необходимость создания и реализации политики эффективной экономической безопасности. В ее основу должны быть положены четкие определения самой категории «экономической безопасности», так как от ее содержания и сущности зависят и принципы, определяющие содержание политики по обеспечению экономической безопасности. В статье рассмотрена диалектика развития содержание категории «экономическая безопасность», показано, что ее наиболее полная сущность проявляется в триаде с категориями: угрозы защита безопасность. В качестве примера рассматривается система региональной безопасности на примере Ростовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Келарев Владимир Викторович, Павлюкова Антонина Викторовна, Васильева Юлия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF REGIONAL ECONOMIC SECURITY MANAGEMENT

The necessity of creation and implementation of the policy of efficient economic security is actualized nowadays heavily. Its’ basis should be formed by strict determination of the category “economic security” because its essence determines the principles of the policy of economic security provision. In the article the dialectics of development of the category “economic security” is traced and it is shown that its’ full essence is embodied in triad of categories: threats challenges security. As an example the case of regional economic security system of Rostov region is investigated.

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты управления региональной экономической безопасностью»

6. Минаева Е.В., Сергеева Н.В. Определение миссии и поиск идей социально ориентированного предпринимательского проекта // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018. № 3. С. 104 - 109.

7. Рябова Т.Ф. Инновационное развитие - базис конкурентных преимуществ экономики организаций АПК // Международные научные исследования. 2017. № 2 (31). С. 232-236.

8. Игнатов В.Г., Игнатова Т.В. Взаимодействие государства и бизнеса на Юге России: экспертные оценки и посткризисное регулирование / / Известия КБНЦ РАН. 2013. № 1.

Ershova Natalia Anatolievna, Ph.D. (Econ.), Professor, head of the department of economics, Russian State University of Justice (69, Novocheryomushkinskaya ul., Moscow, 117418, Russian Federation). E-mail: nataly_ershova@mail.ru

Sergeeva Nadezhda Vladimirovna, Art. Lecturer, Department of Economics, Russian State University of Justice (69, Novocheryomushkinskaya ul., Moscow, 117418, Russian Federation). E-mail: serna1963@yandex.ru

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE PRIORITIES OF THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE KOMI REPUBLIC BY SUBJECTS OF GOAL SETTING

Abstract

A state policy can only be effective if the goals and values of society and the state coincide. Compatibility of the vision of the population and the heads of state and local authorities of the socio-economic development of the region plays an important role in the adoption or rejection of the reforms proposed to society by the state. These reforms should be implemented through mutually agreed actions of state authorities of the region and local governments with the active support of the population, on which their effectiveness largely depends. Keywords: socio-economic development of the region, goal setting, strategy, development concept, strategy of the region, spatial development of the region, social and policy risks, development of the region, strategic objectives.

УДК 338.24 DOI: 10.22394/2079-1690-2018-1-4-49-55

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

Келарев доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории

Владимир и предпринимательства, Южно-Российский институт управления - филиал Викторович Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: vkelarev@yandex.ru Павлюкова доктор экономических наук, доцент, Донской казачий государственный институт Антонина пищевых технологий и бизнеса - филиал Московского государственного Викторовна университета технологий и управления им. К.О. Разумовского (Первый казачий университет) (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, пр. Семашко, 55). E-mail: bikova_t@list.ru

Васильева магистрант факультета управления, Южно-Российский институт управления -Юлия филиал Российской академии народного хозяйства и государственной

Алексеевна службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: yuliya-polkilo94@mail.ru

Аннотация

В настоящее время значительно актуализируется необходимость создания и реализации политики эффективной экономической безопасности. В ее основу должны быть положены четкие определения самой категории «экономической безопасности», так как от ее содержания и сущности зависят и принципы, определяющие содержание политики по обеспечению экономической безопасности. В статье рассмотрена диалектика развития содержание категории «экономическая безопасность», показано, что ее наиболее полная сущность проявляется в триаде с категориями: угрозы - защита - безопасность. В качестве примера рассматривается система региональной безопасности на примере Ростовской области.

Ключевые слова: экономическая безопасность, экономика, региональная безопасность, государство, регион, управление безопасностью,угрозы, защита, вызовы.

Современное состояние национальной экономики, динамика ее развития во многом определяется не только внутренним потенциалом экономической системы и ее ключевыми факторами, но и во многом зависит от ее способности нейтрализовать существующие угрозы и риски, как во внешнем окружении, так и во внутренней политике. К числу таких угроз можно отнести как внешние, так и внутренние угрозы. Не вдаваясь в характеристику данных видов угроз, заметим, что они могут

носить особенности политического, экономического, социального, экологического, демографического, научно - технологического и информационного воздействия.

Добавим к этому, что постоянной угрозой для нашей страны и ее экономики является военная угроза, как со стороны действий стран НАТО, которые все ближе подпирают наша границы своим окружением, так и в отношении угроз, исходящих от международного терроризма. Речь идет как об ИГИЛ, так и о других организаций подобного рода. Все это требует от экономики дополнительной нагрузки и вынуждает нас постоянно держать под контролем вооруженную обеспеченность российской армии, что напрямую связано со многими отраслями экономики.

Отметим еще одну особенность современного положения нашей экономики. В связи с усиливающимся воздействием российской экономики в интеграционные процессы мировых экономических взаимосвязей оно все больше наталкивается на откровенное сопротивление со стороны ряда стран и международных корпораций. И в первую очередь речь идет об энергетической сфере. Развитие данной отрасли на таких направлениях как газовый экспорт, международная торговля нефтепродуктами и строительство атомных станций последнего поколения, вызывает не только на экономические преграды, но и наталкивается на чисто откровенные препятствия политического характера. Экономические и политические санкции, запрет на деятельность, ограничения в доступе к мировым финансовым ресурсам, это только часть таких препятствий. Все это в целом требует вымеренной и научно обоснованной политики государства в вопросах защиты экономических интересов нашей страны и разработку механизмов нейтрализации внешних и внутренних угроз и вызовов [1].

Формирование политики экономической безопасности в первую очередь должно опираться на четкое понимание сущности и содержания основополагающих категорий этого направления, к числу которых относится и категория «экономическая безопасность».

Понятие безопасности связано в первую очередь с такими категориями, как «угроза», «опасность», «вызов», «защита», «защищённость», «сохранность», «целостность», «устойчивость», «надежность», «невредность». Такое сопоставление позволяет определить диалектическую триаду понятий: угроза - защита - безопасность. Исходя из данной триады, видно, что «безопасность» в первую очередь категория, появляющаяся в условиях угроз и защиты. Можно согласиться с рядом авторов, которые считают, что «безопасность» это универсальная категория, которая связана с понятием «суверенитет», так как «данные синонимические категории отражают состояние независимого объекта, в силу того, что зависимый объект не может быть объективно защищенным в силу своей зависимости от других факторов, угроз, рисков». [2, с. 92]. Таким образом, и поиск содержания категории «экономическая безопасность» следует искать в первую очередь из анализа существующих угроз, характеристики направлений защиты и после этого давать в целом определение экономической безопасности.

Исторически содержание категории «безопасность» менялось. Менялись и объекты данной категории. Она наполнялась разным смыслом и различными особенностями. Так, например, «во времена глубокой древности безопасность воспринимали как способность противостояния опасностям для жизни (для самосохранения, выживания)» [3, с. 15]. «Во времена Античности понятие безопасности рассматривали с философской точки зрения и давали трактовку, близкую к исходному общежитейскому значению» [3, с. 15]. Речь шла о безопасности жилища и наличии различных категорий блага. Во времена Средневековья безопасность трактовали как спокойное состояние духа человека, который при этом считал бы себя защищённым от любых опасностей.

Под воздействием трудов Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо и других мыслителей XVП-XVШ вв., безопасность связывали с отсутствием разного рода опасностей. К тому же, стали появляться документы государственного уровня, связанные с формированием правовых основ защиты прав людей. Речь идет об «официальных документах того периода: английский Билль о правах 1689 г., Декларация независимости США 1776 г. и французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г.» [3, с. 16].

В XX веке появились новые угрозы и риски не только для отдельных граждан, государств, но и в масштабах всего человечества. Это войны, экология и климат, техногенные опасности (например, авария на Чернобыльской АЭС). Возникли угрозы для политической стабильности в ряде государств. Например, впервые термин «национальная экономическая безопасность» был употреблен в 1934 г. в Послании к нации президентом США Ф. Рузвельтом, как реакции на мировой кризис в экономике. Отметим, что впоследствии безопасность стали связывать с категориями «стабильности», «защищенностью», «условиями развития». Например, в той же Америке безопасность стали связывать с экономическими категориями, такими как: состояние экономического роста, уровнем инфляции, степень занятости населения и др. Другой пример. Так, в Японии в экономическую безопасность включается защита от международных факторов и угроз, и их точка зрения опирается на то, «что на первый план выдвигаются сохранение глобальной политической и экономической стабильности, поддержка системы свободной торговли и поддержание дружественных отношений с теми государствами, которые являются её контрагентами» [3, с. 16]. В Китае экономическая безопасность связана в первую очередь с условиями независимого принятия решений по суверенным вопросам развития нации.

Сделаем определенные выводы: как видно из приведенного обзора диалектика категории «безопасность» прошла определенные этапы. Их характеристика представлена в табл. 1.

Таблица 1

Этапы развития категории «безопасность» и ее основные характеристики

[Таблица составлена авторами]

Этапы Основные характеристики

Глубокая древность Объект: человек. Самосохранение, выживание, способность защищаться.

Времена Античности Объект: человек, семья. Отсутствие опасности, наличие всевозможных благ и орудий и способов защиты

Средневековье Объект: человек, личность, семья. Состояние спокойствия, отсутствие угроз. Возникли работы по осмыслению категории «безопасность», она стала рассматриваться на национальном уровне и носить правовой статус

20 век Объект: человек, семья, общество, государство, планета, человечество. Появление угроз планетарного уровня, межнациональные конфликты и войны расширили сферу понятия «безопасность» за счет возникновения понятий: «национальная безопасность»; стабильность, защищенность экономики, наличие условий для развития; глобальная безопасность, независимость в принятии решений и т.д.

Как видно из данной таблицы, категория «безопасность» прошла этапы изменения своего содержания и объекта: от простой защищенность человека, личности как объекта безопасности, к новому своему объекту - государству, нации, планета, человечество. И современном мире все чаще можно слышать категории «национальная безопасность», «глобальная безопасность».

По мнению В.Д. Зализко [4, с. 160], категория национальная безопасность характеризуется тремя направлениями: 1) защита интересов государства; 2) защита интересов конкретного человека; 3) защита интересов общества. Основным и ключевым механизмом, который объединяет все три направления, является механизм национального интереса, который лежит в различных плоскостях и сферах государства. Национальная безопасность связана с решением задач нейтрализации угроз и вызовов в следующих сферах деятельности государства: военная сфера, экономика, социальное направление, экология, политика, информационная безопасность, правовая и культурная сфера.

Нетрудно сделать предположение, что базовой основой реализации большинства сфер служит именно экономическая безопасность. На это указывает большинство критериев оценки уровня национальной безопасности. Например, это «удельный вес безработных в численности экономически активного населения; коэффициент дифференциации доходов населения; индекс потребительских цен; отношение величины внутреннего или внешнего государственного долга к ВВП; достаточность ресурсов в сферах образования и науки, здравоохранения и культуры по отношению к ВВП и т.д.» [4, с. 158-164].

В современных научных изданиях и статьях можно найти очень большое количество определений экономической безопасности. Не делая своей целью анализ всех этих определений, остановимся на наиболее характерных дефинициях, которые характеризуют ее сущностные стороны. Так отмечается, что экономическая безопасность - это готовность экономической системы обеспечить социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества в условиях защиты от внутренних и внешних угроз и влияния, а также возможность для стабильного существования человека в обществе [5, с. 54-60]. У Л.И. Абалкина, экономическая безопасность - это «...совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию» [6, с. 4]. Некоторые ученые, связывают эти условия и факторы с повышением конкурентоспособности экономики и участием в международной конкуренции за соответствующее место в мировой экономике. Гапоненко В.Ф. полагает, что «экономическая безопасность государства должна обеспечиваться эффективностью самой экономики, то есть, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции, она должна поддерживаться всей системой государственных органов» [7, с. 183-186].

Наша позиция заключается в том, что ключевыми особенностями обеспечения экономической безопасности должны стать следующие принципы:

Принцип суверенитета национальной экономики. Этот принципы должен выражаться в независимости, стабильности и непрерывного развития экономики страны.

Принцип гибкости политики экономической безопасности. Эта особенность должна определять содержание механизма обеспечения экономической безопасности через создание таких инструментов, форм и методов работы Правительства и других субъектов, которые позволяют нейтрализовать и предусматривать все угрозы и вызовы и использовать трудности как возможности развития экономики.

Объектный анализ «экономической безопасности» характеризуется многочисленными направлениями. Среди них в первую очередь непосредственно сами граждане, государство как в целом, так и отдельные структуры, территории, производственно-экономические комплексы, общественные и гражданские институты общества и др.

К субъектам механизма обеспечения экономической безопасности стоит отнести: органы федеральной и региональных властей всего уровня, от законодательных до исполнительных; представителей бизнес-структур всех форм собственности, организации разного предназначения, граждан страны. В данном контексте главный посыл в том, что безопасность страны дело всех и каждого [8].

Предметом изучения и анализа экономической безопасности должна быть та система отношений, которая позволяет определить наилучшие условия работы государственного механизма, способного предвидеть, спрогнозировать, разработать и внедрить наиболее эффективные институты защиты и использовать данные трудности для развития экономики.

В основном, следует выделить следующие уровни экономической безопасности: глобальный и межстрановый; уровень страны и ее территорий; безопасность непосредственной субъектов всех форм хозяйствования и конечно же, безопасность граждан в экономическом контексте.

К видам экономической безопасности следует отнести следующие: финансовая, социальная, продовольственная, энергетическая, технико-технологическая, промышленно-производственная, предпринимательская, информационная, экологическая, институциональная, демографическая, научно-интеллектуальная, а также безопасность частного капитала и личности.

Анализируя содержание экономической безопасности как категории, в научной литературе используют разные методологические подходы. На рис. 1 показаны наиболее распространенные подходы. Так, в системном подходе выделяются уровни и основные структурные элементы экономической безопасности, в том числе анализ ее субъектно-объектного поля. Факторный подход концентрируется на изучении фактов и условий, сопровождающих появление рисков и угроз для национальной экономики. Функциональный подход определяет наиболее эффективные способы и методы защиты и противостояния данным вызовам. В свою очередь геополитический подход делает своим акцентом аналитику геополитических угроз (экология, климат, войны и т.д.), а также формирует политику государства в решении данных проблем. Добавим к этому, что такой механизм исследования категории «экономическая безопасность» дает возможность исследовать ее как комплексную (многостороннюю) категорию.

Существующие подходы

Системный Факторный подход Функциональный Геополитический

подход (детерминистский) подход подход

Рис. 1. Виды научных подходов к изучению экономической безопасности [9, с. 53-57]

Сделаем определенные выводы: экономическая категория «экономическая безопасность» представляет собой комплексную категорию, которая реализуется в многосторонних характеристиках. Эти характеристики проявляются в зависимости от существующих методологических подходов исследования и существующих различных уровнях категории. Такая многоуровневость определяет специфику категории «экономической безопасности» посредством решения ее функций и задач в тесной связи с категорией «обеспечение экономической безопасности». Исходя из этого, наша позиция заключается в том, что наиболее полно сущность категории «экономическая безопасность» может раскрываться только в тесной взаимосвязи с механизмом обеспечения экономической безопасности, создание и деятельность которого связана с непосредственными угрозами и вызовами экономики страны. Такой вывод опирается на синонимический анализ категорий: угроза - защита - безопасность.

В целом же можно сказать, что экономическая безопасность, это категория, выражающая отношения по поводу реализации задач экономической безопасности государства в его различных направлениях. Как правило, это цели, связанных с состоянием стабильности и развития экономико-социальной системы, уровнем и качеством жизни граждан и возможностями их развития, посредством создания условий невозможности воздействия внешних и внутренних рисков на достижение целей, поставленных государством.

Одним из уровней обеспечения экономической безопасности является региональный уровень. Наша позиция заключается в том, что в первую очередь экономическая безопасность региона базируется на возможности беспрепятственно реализовывать экономические и социальные проекты, которые в первую очередь отражают интересы самого региона. Эти интересы лежат в плоскости особенностей социально - экономического развития региона, в векторе решения общефедеральных задач, в том числе и задач повышения качества жизни граждан региона и при условиях наличия региональных ресурсов по реагированию на региональные угрозы и вызовы.

Мы исходим из того, что экономическая безопасность региона это в первую очередь механизм не сколько непосредственного воздействия на региональные угрозы и вызовы, а это интегральная система, предусматривающая прогнозирование и предотвращение воздействия угроз и вызовов на самой начальной стадии их появления. Такой механизм опирается в степень развития производ-

ственной, финансовой, социальной базы региона и в значительной мере определяет развитие социально-экономических направлений региона, территории.

Рассмотрим, к примеру, деятельность Правительства Ростовской области по созданию основ системы обеспечения экономической безопасности в регионе. Региональная система экономической безопасности состоит из определенных элементов. Ее общая структура представлена на рис. 2.

Рис. 2. Структура системы экономической безопасности Ростовской области

[Рисунок составлен авторами]

Данная система строится на принципах программно-целевого управления задачами территории. Правовой блок системы управления экономической безопасностью начал формироваться официально с 1999 года. Тогда Законодательным собранием Ростовской области был принят областной закон «О Концепции экономической политики Ростовской области» [10]. В нем был выделен 6 раздел, в котором отражены вопросы экономической безопасности области. К ним были отнесены:

1. Вопросы, связанные с определением сущности экономической безопасности и определением целей ее стратегии.

2. Классификация внутренних и внешних угроз Ростовской области.

3. Раскрыта система показателей, которая определяет уровень экономической безопасности области.

4. Развитие конкурентоспособности области связывается с экономической безопасностью за счет специального сценария развития Ростовской области.

5. Для ряда органов власти дана система специальных мер, на случай возникновения угроз и вызовов. Эти органы имеют адресные сценарии своей деятельности и связаны как с финансовой сферой, так и с системой социальной защиты населения.

В целом же, сущность экономической безопасности региона состоит в возможности и способности его экономики поэтапно улучшать качество жизни населения на уровне общепринятых стандартов, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз при оптимальных затратах всех видов ресурсов и не истощительном использовании природных факторов, обеспечивать социально-экономическую и общественно-политическую стабильность региона.

Суть стратегии региональной экономической безопасности сводится к тому, что в основном это деятельность по выявлению внутренних и внешних угроз, анализ условий и причин, которые могут привести к негативным последствиям, а также разработка механизма противостояния данным угрозам.

Внешние угрозы делятся на два типа: те которые связаны с мегаэкономическими причинами, и те, которые связаны с макроэкономическими угрозами. Если к мегаэкономическим относят угрозы по утрате внешнеэкономических позиций России и ее регионов (увеличение внешнего долга, валютный дефицит, снижение золотого запаса страны и т.д.), то к макроэкономическим угрозам относят: «отсутствие единой региональной политики федерального центра; нарушение системы финансового обеспечения регионов; неэффективная реализация федеральных и региональных экономических проектов; криминализация экономики и др.

Анализируемый документ предусматривает и методику оценку состояния экономической безопасности нашей области. Для этого используются показатели социально-экономического состояния области и сравниваются с теми пороговыми значениями, которые определяют предельный характер, или границы за которыми наступают критические ситуации.

Учитывая, что главным звеном экономики служит производство, то главным направлением экономической безопасности области было принято считать обеспечение устойчивого положения производственно-территориального комплекса области в целом. Обращено внимание на те отрасли, которые соответствуют специфике нашего региона: сельхозмашиностроение, угледобывающая промышленность, сельское хозяйство.

Таким образом, программно-целевой подход является основным инструментом в обеспечении экономической безопасности Ростовской области. Такой же подход наблюдается и в подготовке к принятию Стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2030 года. Например, в пояснительной записке к данной Стратегии говорится: Концептуальной основой Стратегии Ростовской области является идея устойчивого развития, которое представляет собой согласованное и сбалансированное экономическое, социальное и пространственное развитие, с учётом и соблюдением интересов настоящего и будущего поколений жителей Ростовской области.

Стратегия Ростовской области разработана в соответствии с методологической схемой «Вызов-Ответ», которая задает логику развития региона в долгосрочной перспективе и определяется преодолением трансформационных процессов, происходящих во внешней среде, - в мире и России.

Внешняя среда влияет на состояние и развитие региона и ставит перед ним вызовы. В зависимости от слабых или сильных сторон региона вызов несет, соответственно, угрозы или возможности. Ответ - это набор идей, концепций, инструментов, технологий, новых систем ценностей, которые создают условия для преодоления вызова как за счет решения внутренних проблем, так и за счет реализации возможностей внешней среды. Комплексный ответ на вызовы формируется в соответствии с системой целеполагания, которая на верхнем уровне формирует миссию региона. Миссия региона конкретизируется через систему целей и связанных с ней индикаторов. В Стратегии Ростовской области выделяются два типа целей:

- динамические цели исходят из интересов объекта стратегирования (для экономической политики - хозяйствующие субъекты; для социальной политики - человеческий капитал; для пространственной политики - природно-антропогенная среда) и предусматривают интенсивное количественное позитивное изменение характеризующего его индикатора;

- структурные цели исходят из интересов устойчивого развития и предусматривают качественное изменение сферы стратегической направленности: преобразование ее структуры, устранение диспропорций и другое.

Что же касается следующих двух элементов системы региональной безопасности, то к субъектам обеспечения экономической безопасности стоит отнести все органы государственной (региональной) власти и органов власти местного самоуправления, руководителей, которых затрагивают решения принятые для обеспечения безопасности.

В целом, постоянно действующая система мониторинга оценки показателей проявляется при подготовке отчетов по итогам работы области по периодам, по результатам выполнения целевых программ и в целом обеспечивает необходимой информацией и создает условия для принятия решений в будущем.

Таким образом, можно сказать, что многоуровневый и комплексный характер категории «экономическая безопасность» определяют и политику по разработке механизма обеспечения экономической безопасности в регионах, который строится на различных направления деятельности региональных органах власти, как это и было показано на примере Ростовской области.

Литература

1. Рябова Т.Ф., Игнатова Т.В. Современные механизмы обеспечения национальной экономической безопасности на основе формирования рыночной конъюнктуры // Пищевая промышленность. 2016. № 5. С. 24-28.

2. Хлынин Э.В. Различия понятий «экономическая безопасность» и «национальная безопасность» // Учет и статистика. 2014. № 4 (36). С. 88-95.

3. Толмачев О.М., Тигай А.В. Генезис и эволюция понятия «экономическая безопасность» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2018. № 1. С. 14-22.

4. Зализко В.Д. О проблеме содержательно - понятийного толкования экономической безопасности в

контексте обеспечения национальной безопасности // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2014. № 3 (113). С. 158-164.

5. Климонова А.Н. Основные подходы к исследованию понятий «экономическая безопасность» и «эко-

номическая безопасность государства» // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. № 8. С. 54-60

6. Абалкин Л И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики.

1994. № 12. С. 4.

7. Игнатова Т.В., Павлюкова А.В., Бабанов А.Б. Методология научного обоснования управления систем-

ными изменениями мультикомпонентного российского общества // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 4 (95). С. 17-20.

8. Падалка В.В. Региональная экономическая безопасность - новая дефиниция в экономической теории / / Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 1. С. 183-186.

9. Козак Е.Б. Понятие экономической безопасности как одного из аспектов национальной безопасно-

сти государства // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 1 (6). С. 53-57.

10. Областной закон от 16.09.1999 №34. О концепции экономической политики Ростовской области. Электронные средства информации. Официальный сайт Правительства Ростовской области. http://www.donland.ru/?pageid=76199

Kelarev Vladimir Viktorovich, Doctor of Economic Science, Professor of Cathedra of Economic Theory and Entre-preneurship, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: vkelarev@yandex.ru

Pavlyukova Antonina Viktorovna, Doctor of Economic Science, Docent, Don Cossack state institute of food technologies and business - branch of Moscow State University of Technology and Management by the name of K.G.Razumovskiy (First Cossack University) (55, ul. Semashko, Rostov-na-Donu, 344002, Russian Federation). E-mail: bikova_t@list.ru

Vasilieva Yulia Alekseevna, Post-graduate of Department of Management, South-Russia Institute of Management -branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: yuliya-polkilo94@mail.ru

METHODOLOGICAL ASPECTS OF REGIONAL ECONOMIC SECURITY MANAGEMENT

Abstract

The necessity of creation and implementation of the policy of efficient economic security is actualized nowadays heavily. Its' basis should be formed by strict determination of the category "economic security" because its essence determines the principles of the policy of economic security provision. In the article the dialectics of development of the category "economic security" is traced and it is shown that its'full essence is embodied in triad of categories: threats - challenges - security. As an example the case of regional economic security system of Rostov region is investigated.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: economic security, regional security, economics, state, region, management of security, threats, protection, challenges.

УДК 338 DOI: 10.22394/2079-1690-2018-1-4-55-58

БЕНЧМАРКИНГ В ТРАНСПОРТЫ О-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЯХ

Кизим доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики

Анатолий и менеджмента, Кубанский государственный университет (350040, Россия,

Александрович г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149). E-mail: arko1980@mail.ru

Аннотация

В статье представлены элементы бенчмаркинга в транспортно-логистической сфере, отражающие потенциал логистический активностей будущих периодов на базе использования указанного инструментария. Отражены функции бенчмаркинга, как основы заимствования внешнего опыта во внутреннюю среду российских предприятий.

Ключевые слова: бенчмаркинг, логистика, транспортно-логистические активности, модели, снижение издержек, оптимизация, маркетинг, рейтинговый анализ, логистические процессы.

Бенчмаркинг - это процесс постоянного контроля изменений путем замера обозначенных показателей и обеспечение их эталонного уровня в длительной перспективе времени, что позволяет предприятию определить цель своего совершенствования и провести мероприятия по улучшению работы [1]. Ключевыми словами в подобных определениях являются «эталонность» и «оптимальность» достигаемые на основе компаративного и рейтингового анализа в различных сферах и отраслях экономики.

Целью бенчмаркинга является совершенствование бизнеса и повышение его конкурентоспособности. Основные задачи, которые решаются в процессе проведения эталонного сопоставления согласно источника [2] - это измерение своей деятельности и сравнение показателей с другими; изучение и применение лучшего опыта других в своей организации.

В историческом ракурсе бенчмаркинг имеет 5 этапов революции [3]:

1) Первое поколение - «реинжиниринг или ретроспективный анализ продукта» (до середины 1970-х гг.).

2) Второе поколение - «бенчмаркинг конкурентоспособности», получивший развитие в 19761986 гг. благодаря усилиям фирмы «Xerox».

3) Третье поколение - «бенчмаркинг процессов» (эталонное сопоставление процессов, функциональный бенчмаркинг), развивавшийся в 1982-1986 гг.

4) Четвертое поколение - «стратегический бенчмаркинг» как систематический процесс, направленный на оценку альтернатив, реализацию стратегий и усовершенствование характеристик производительности на основе изучения успешных стратегий внешних предприятий-партнеров (середина 1980-х - 1990-е гг.).

5) Пятое поколение - «глобальный бенчмаркинг» как будущий инструмент организации международных обменов с учетом культуры и национальных особенностей процессов организации производства (с середины 1990-х гг.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.