ЭКОНОМИКА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
УДК 658.7:33
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК
© 2013 г. Н.В. Гузенко
Гузенко Наталья Владимировна -аспирант,
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), ул. Б. Садовая, 69, г. Ростов-на-Дону, 344002. E-mail: [email protected].
Guzenko Natalya Vladimirovna -
Post-Graduate,
Rostov State
Economic University (RINE),
B. Sadovaya St., 69, Rostov-on-Don, 344002.
E-mail: [email protected].
Рассматриваются актуальные вопросы деятельности крупнейших операторов рынка железнодорожного транспорта и направления диверсификации видов деятельности. Приводится анализ оказываемых логистических услуг частных операторов, расширение спектра которых оказывает прямое влияние на повышение их конкурентоспособности. Выявлены тенденции расширения пакета оказываемых услуг и перехода к комплексной логистике. Проведен бенч-маркинг лидера оперирования подвижным составом в области перевозок по железным дорогам и российских операторов.
Ключевые слова: комплексные логистические услуги, логистические операторы, железнодорожный транспорт.
This article reviews current issues of the largest rail transport market operators' activity, the tendency to diversify activities. The analysis of logistics services provided by private operators, expanding the range of which has a direct impact on improving their competitiveness is considered. The trends expansion package of services and the transition to integrated logistics are revealed. The benchmarking of the leader of operating vehicles in the field of rail transport and Russian operators is given.
Keywords: integrated logistics services, logistic operators, rail.
В соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, его трансформация проходит завершающую стадию. Сформирован рынок грузовых перевозок, переведены на коммерческие основы отношения между грузоотправителями и грузополучателями, собственником инфраструктуры и проведена демонополизация управления грузовыми перевозками. Формирование рыночного механизма на основе конкуренции в настоящий момент находится на этапе становления [1].
Анализ изменений в ходе реализуемой структурной реформы железнодорожного транспорта за период 2001 - 2012 гг. показал неоднозначность проводимых структурных преобразований, имеющих как позитивные,
так и негативные результаты [2]. Однако для полного осуществления реструктуризации отрасли необходимо решение целого ряда задач по ее развитию:
завершение формирования развитой конкурентной среды с целью обеспечения потребностей экономики в погрузочных ресурсах по конкурентным ценам;
формирование экономических стимулов, способствующих укрупнению операторов универсального подвижного состава с целью получения эффекта масштаба и увеличения возможностей для обеспечения повагонных отправок в новых условиях;
- ликвидация дефицита всех типов подвижного состава на рынке;
- совершенствование системы государст-
венного регулирования взаимодействия ОАО «РЖД», локальных перевозчиков, операторов подвижного состава, направленное прежде всего на рост эффективности работы вагонных парков в новых условиях.
При этом трансформационные процессы на рынке должны отвечать двум основным критериям: быть технологичными и способствовать формированию конкурентной среды. Технологичность предполагает создание модели рынка на основе новой системы управления погрузочными ресурсами с целью их максимально эффективного использования, минимизации порожних пробегов и нагрузки на инфраструктуру. По оценкам специалистов, для экономики страны принципиально важным является дальнейшее развитие рынка оперирования универсальными вагонами, в первую очередь полувагонами - наиболее массовым и востребованным типом подвижного состава, в котором сегодня перевозится более 50 % всех доставляемых по железной дороге грузов [3].
Рынок оперирования специализированным подвижным составом является конкурентным по всем типам вагонов и номенклатуре перевозимых грузов. При этом в сегменте оперирования полувагонами распределение парка между основными собственниками должно быть осуществлено следующим образом. Развитие операторов как центров коммерческого взаимодействия с грузоотправителями обеспечит его упрощение по модели «клиент -оператор - перевозчик», переориентирует ОАО «РЖД» на разработку и продажу инфра-структурно-перевозочных продуктов, а также улучшит качество и уровень услуг, предоставляемых операторами, вследствие стимулирования развития коммерческих компетенций и совершенствования уровня сервиса.
Частные (независимые) операторы эксплуатируют собственный парк вагонов, при этом используя инфраструктуру и услуги локомотивной тяги ОАО «РЖД». На ряде маршрутов у компании работают собственные локомотивы. Среди частных операторов -«Независимая транспортная компания», группа «^оЬаЬгаш» (в состав которой входят «Новая перевозочная компания» и «Балт-ТрансСервис»), ОАО «Первая грузовая компания», ООО «Трансгарант» и др. Определяя основные силы, действующие на настоящий
момент на рынке грузовых перевозок на железнодорожном транспорте, необходимо рассмотреть особо крупных игроков рынка. Ориентация на формирование большого количества частных перевозчиков на первом этапе демонополизации грузовых перевозок с течением времени приведет к появлению на рынке нескольких игроков: слишком большое количество операторов может стать причиной потери управляемости и нескоординированно-сти перевозочных процессов на единой сети железных дорог страны [4]. С целью определения потенциальных возможностей и векторов развития рынка грузоперевозок необходимо рассмотреть деятельность основных крупных компаний-операторов. Для анализа выбраны следующие собственники подвижного состава: ООО «Независимая транспортная компания» (НТК), ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК), ОАО «Федеральная грузовая компания» (ФГК), «^оЬаЬга^», ЗАО «Нефтетранссервис» и ООО «Трансойл».
ОАО «ПГК» - крупнейший железнодорожный оператор грузов в России. 80 % клиентов - ведущие отраслевые предприятия страны. Доля компании в структуре вагонного парка РФ достигает 22 %, а после выхода из состава холдинга ей были переданы в аренду и управление вагоны ООО «НТК» [5]. Основная деятельность ОАО «ПГК» - оперирование подвижным составом, экспедиторское обслуживание, управление подвижным составом третьих лиц, сдача подвижного состава в аренду.
Множество филиалов позволяет обеспечить предоставление услуг этой компанией на всей сети российских железных дорог. Одним из ее проектов оказания логистических услуг в железнодорожном сегменте перевозок в цепях товародвижения является договор публичной оферты по предоставлению крытых вагонов через Интернет, опытная эксплуатация которого прошла на Ростовском полигоне и сегодня получила распространение во всей компании. Клиентоориентированность деятельности ОАО «ПГК» выражается также в предоставлении услуг, снижающих совокупные издержки в организации международного товарообмена с учетом сложившейся конъюнктуры рынка, портовых мощностей, требований грузоотправителя к отгрузке продукции. Сокращение промежуточных операций по хранению груза в порту и замена его пре-
имущественно на накопление грузов на предприятиях и «на колесах» по договорным тарифам позволяют снизить общие транспортные издержки.
ОАО «ФГК» (бывшее ОАО «Вторая грузовая компания») - дочернее общество ОАО «РЖД» - создано, в соответствии с решением Совета директоров ОАО «РЖД», 26 августа 2010 г. и является одним из крупнейших грузовых железнодорожных операторов в России. В первом квартале 2012 г. объем погрузки платформ в управлении ОАО «ФГК» вырос в 2,5 раза, или почти на 3,8 тыс. платформ по сравнению с четвертым кварталом 2011 г. и составил 6,2 тыс. единиц [6]. Четко просматривается положительная динамика в работе ОАО «ФГК», а процесс увеличения количества цистерн в парке компании говорит о желании выйти на сегменты высокодоходных перевозок и составить конкуренцию уже имеющимся там игрокам. Увеличение числа погрузок еще не говорит о тенденции резкого увеличения заказов на рынке в целом, однако для отдельно взятой компании в свете ее становления может свидетельствовать об успешной организации взаимодействия с грузоотправителями и о формировании собственных удачных схем работы.
«01оЬа11хап8» - один из крупнейших операторов грузовых перевозок по сети железных дорог. Компания была организована в начале 2000-х гг. в ходе реформирования отрасли [7]. В настоящий момент группа компаний «^оЬаЬхаш» не только активно функционирует на рынке железнодорожных перевозок на территории России, но и имеет подвижной состав и представительства в странах СНГ (Белоруссия, Литва, Эстония, Украина, Казахстан). Специалисты относят эту группу компаний к одному из наиболее динамично развивающихся операторов подвижного состава, поскольку клиентам предоставляется комплекс транспортных услуг: перевозки собственным подвижным составом, комплексные логистические решения для промышленных предприятий, перевозки собственными поездными формированиями, диспетчеризация продвижения грузов и информирование клиента, ремонт подвижного состава.
ЗАО «Нефтетранссервис» зарегистрировано в январе 2006 г. как оператор железнодорожных перевозок [8]. Компания организует железнодорожные перевозки наливных грузов
промышленного назначения, занимается ремонтом вагонов, изготовлением и ремонтом колесных пар, подготовкой цистерн под налив. Это - один из крупнейших и быстрорастущих операторов железнодорожных перевозок. Компания начинала свою деятельность с перевозок светлых нефтепродуктов по ЮжноУральской и Западно-Сибирской железным дорогам. Верно выстроенная стратегия развития и постоянный контроль эффективности деятельности позволили в течение первых четырех лет выйти на лидирующие позиции в отрасли.
Сегодня ЗАО «Нефтетранссервис» - постоянно развивающееся предприятие, способное своевременно и адекватно реагировать на возрастающие требования к объемам перевозимых грузов и качеству услуг. В немалой степени этому способствует и наличие филиалов и региональных представительств компании, действующих по всей сети российских железных дорог. Исходя из динамики общего объема грузоперевозок и общего парка вагонов в управлении, можно говорить о диверсификации перевозок, выполняемых компанией. Изначально ориентированная на организацию перевозок нефтеналивных грузов, компания стремится к расширению бизнеса в сфере других грузоперевозок, что подтверждает закупка иного вида подвижного состава. Преобладание перевозок грузов в полувагонах свидетельствует об успешном ведении данного вида деятельности. Важным этапом развития стали приобретение и реконструкция Смышляевского вагоноремонтного завода. В настоящий момент завод выпустил первые собственные вагоны.
Последняя в рейтинге по объёмам перевозок на рынке - компания ООО «Трансойл», ориентированная на перевозку нефти и нефтепродуктов. В качестве оператора подвижного состава она оказывает следующие виды услуг: диспетчерский контроль за продвижением грузов и предоставление информации грузовладельцам, расчёты с перевозчиком за перевозку грузов и порожний пробег (с обеспечением наличия необходимых денежных средств и контролем корректности расчётов, обоснованности взыскания платежей и сборов), расчеты с иностранными перевозчиками за перевозку грузов и порожних вагонов по территориям стран СНГ (в рамках сотрудничества с ведущими экспедиторскими органи-
зациями), расчеты с ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» (в целях обеспечения сменного сопровождения и охраны грузов в пути следования в пределах территории РФ).
Оказывая услуги, связанные с транспортировкой грузов и выступая в качестве перевозчика, компания «Трансойл» заявляет к оказанию следующие околотранспортные услуги: оформляет и представляет в ОАО «РЖД» заявки на перевозку грузов формы ГУ-12, обеспечивает коммерческий и технический осмотр вагонов с оформлением и представлением перевозчику Свидетельства о техническом состоянии вагонов для перевозки опасного груза, подачу и уборку вагонов на железнодорожные пути необщего пользования к местам погрузки, нанесение необходимых знаков опасности, номеров ООН на вагоны, в соответствие с Правилами перевозки опасных грузов, установку запор-но-пломбировочных устройств (ЗПУ) на вагоны, охрану грузов на железнодорожных путях необщего пользования, наличие Декларации для мультимодальных перевозок опасных грузов и оформление соответствующего комплекта документов с выполнением требований Правил МОПОГ (при перевозке груза в прямом смешанном желез-нодорожно-водном сообщении), участвует в процедуре удостоверения факта налива груза (в пункте перегрузки из системы магистральных трубопроводов на железнодорожный транспорт), оформляет перевозочные документы на перевозку грузов железнодорожным транспортом с предоставлением копий соответствующих экземпляров грузовладельцам, осуществляет передачу груженых вагонов перевозчику.
У компании наблюдается тенденция снижения объёмов перевозок в 2011 г., и это напрямую связано с открытием нефтепровода в Китай, поэтому часть ранее перевозимой нефти в данном направлении одного из крупных клиентом компании - ООО НК «Роснефть» - была переведена на трубопроводный транспорт [9]. Несмотря на достаточно крупную долю в общей величине перевозок, рассматриваемый оператор специализируется на одном виде грузов. На рынке перевозок нефти и нефтеналивных грузов наблюдаются тенденции уменьшения объёмов перевозок по железной дороге, поэтому
для удержания лидирующих позиций компании необходимо диверсифицировать свою деятельность.
Исходя из вышеизложенного, можно проследить несколько явно выраженных тенденций диверсификации видов деятельности крупнейших операторов рынка. Постепенно они наращивают вагонные парки за счет слияния и/или поглощения других перспективных операторов; из отчуждаемых операторов - чаще всего это компании, некогда развившиеся из транспортных отделов крупных промышленных компаний и созданных с целью обеспечения гаранти-рованности перевозки грузов в условиях реформирования отрасли. Это может свидетельствовать о стремлении крупных промышленных предприятий к ведению стратегии логистического аутсорсинга - передавать сторонним специализированным компаниям неключевые бизнес-процессы и извлекать от продажи транспортных компаний денежные средства на развитие основного направления бизнеса. Естественно, при продаже мелких операторов такого рода предприятия стараются на договорной основе закрепить гарантированность транспортирования собственных грузов, однако уже явно прослеживается стремления к передаче сторонним крупным специализированным операторам подвижного состава процедур организации транспортирования, собственно перевозок и других сопутствующих процессов.
Вместе с тем ОАО «РЖД» избавляется от активов, связанных с осуществлением ремонтной деятельности подвижного состава, и стоит обратить внимание, что многие операторы (в том числе, не попавшие в пятёрку крупнейших игроков рынка) стремятся к приобретению данных предприятий, тем самым обеспечивая возможную базу для ремонта своего подвижного состава.
В списке заявляемых к оказанию услуг крупные игроки всё чаще стараются расширить его спектр, предлагая выполнить околотранспортные процедуры. Однако так или иначе бизнес связан только с организацией перевозки грузов по железной дороге, незначительно варьируясь в сторону документооборота или (при наличии ремонтной базы) оказания услуг по ремонту подвижного состава. Все компании, несмотря на
укрупнение долей рынка, закупку нового подвижного состава, так и остаются в ранге «операторов подвижного состава». Вместе с тем рынок транспортных перевозок предполагает оказание комплекса логистических услуг, обеспечение организации доставки «от двери до двери», планирования перевозок и подвоза грузов с учётом требований клиентов.
Оценка операторов, исходя только из их количественных показателей, не может быть всесторонней - наличие большого состава в собственности или оперировании лишь увеличивает возможность гарантированной подачи вагонов, однако такая база логистической инфраструктуры может быть первым шагом к дальнейшему развитию. Проводя параллель с владельцами автотранспортных средств, необходимо вспомнить, что многие современные логистические операторы изначально занимались только перевозкой грузов в указанные клиентами точки продаж. Рыночные условия заставили сильнейших искать новые сегменты рынка, переходить от рынка продавца к рынку покупателя - такая тенденция неизбежна в современной клиентоориен-тированной экономике - и в конечном итоге добавлять набор услуг, связанных с синхронизацией процессов транспортирования и складирования, планирования логистических процессов под клиента, полный аутсорсинг -предполагая проектирование цепей поставок и их реализацию.
С аналогичными тенденциями в скором времени столкнется и рынок грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. В настоящий момент он проходит - если можно так назвать - период становления, когда из огромного количества будут выживать сильнейшие - обладающие наиболее грамотной рыночной стратегией и мыслящие перспективно. Наличие большого количества подвижного состава не будет гарантом повышенных объёмов перевозок. Сама реформа была начата с целью улучшения качественного обслуживания грузовладельцев. А у них - постепенно растущие и меняющиеся запросы, которые они предъявляют к транспортному звену в своих цепях поставок. Проведенный сравнительный анализ оказываемых услуг показал медленную, но выраженную тенденцию перехода от выполнения элементарных операций к расширению пакета услуг. Более
того, как можно наблюдать, компания «О1о-ba1trans» занимается вопросами комплексной логистики.
Анализ передовых достижений в области логистики и развития операторской деятельности на железнодорожном транспорте выявил лидера, чей опыт становления можно принять за ориентир для работы российских компаний. При реформировании железных дорог в Германии (в России в основу реформирования положена европейская модель) был выделен оператор ББ 8Ьепкег, специализировавшийся только на перевозках по железным дорогам Германии. В настоящий момент это одна из крупнейших в Европе компаний в области логистики, сотрудничающая с Международным Олимпийским комитетом и занимавшаяся логистикой на Олимпийских играх в Пекине. Она является лидером наземных перевозок по Европе и занимает шестое место по объёмам выполненной мировой контрактной логистики. Выделяя ключевые показатели деятельности данного логистического оператора и оценивая его нынешние достижения по тем же показателям, что и наших лидеров рынка, можно увидеть, что парк вагонов значительно ниже, чем у группы ОАО «ПГК» + ООО «НТК», однако объем перевезенных грузов в два раза больше, что даёт возможность говорить об успешно решённых задачах в области оперирования имеющимся составом. При этом в собственности немецкой компании есть грузовые автомобили, которые перевозят грузы по Европе. В составе холдинга структура в области логистического обслуживания приносит 52 % от общей прибыли Немецких железных дорог [10]. В области сервисного обслуживания можно наблюдать тяготение компании к комплексным логистическим решениям. Более того, наличие разветвлённой сети брен-дированных логистических центров позволяет организовать проектирование и реализацию интермодальных перевозок с привлечением различных видов транспорта. Идёт активное позиционирование и развитие услуг в сфере смешанных перевозок, гаранти-рованность выполнения данного вида услуг основана на наличии собственного подвижного состава (автомобильный транспорт), доли в морском бизнесе, активное развитие логистического направления (таблица).
Бенчмаркинг лидера оперирования подвижного состава в области перевозок по железным дорогам и российских операторов [5 - 11]
Оператор под- ООО «НТК» ОАО «ПГК» ОАО «ФГК» ОоЬаИгат ООО ЗАО«НТС» DB Shenker AG
вижного состава «Тран-сойл»
Соотношение 0/27,6 186,9/190,4 129,2/169,0 58,0/50,4 29,0/29,0 64,4/33,6 109
парка в управлении/собственный,
тыс. ед.
Объем перевозок в 72,4 284,4 150,5 85,6 53,0 90,9 411
год , млн т.
Наличие тягового На ряде Компании принадле- 3587 локомоти-
подвижного соста- маршрутов жат 53 локомотива, 3 вов
ва работают собственными локомотивами находятся в аренде
Наличие ремонт- Вагоноре- Вагонно- Отсутствие собствен- Вагоноре- Смышляевский
ных баз монтное эксплуатаци- ных баз, проведена монтный вагоноремонтный
предприятие онное депо активная договорная завод завод.
«Грязи» в «Смычка», работа с вагоноре- «Купино» Завод по ремонту
Липецкой Нижний монтными предприя- ПС и комплексы
области Тагил, Свердловская железная дорога тиями и ОАО «РЖД» на территории России и ремонтных заводов на территории стран СНГ подготовки цистерн под налив «Дземги» (г. Комсомольск-на-Амуре) и Нефтяная (г. Саратов)
Принадлежность - Частный Частный россий- ОАО «ФГК» Частный российский Частный Частный россий- Входит в состав
наличие собствен- иностранный ский капитал - дочернее и иностранный россий- ский капитал группы Немецких
ного капитала капитал (некогда дочернее общество ОАО «РЖД») общество ОАО «РЖД» капитал ский капитал железных дорог (Deutsche Bahn)
По аренде вагонов оказывают услуги ООО «НТК», ОАО «ПГК», ОАО «ФГК»; по транспортному обслуживанию - вышеперечисленные компании плюс Globaltrans, ООО «Тран-сойл», ЗАО «НТС»; экспедиторское обслуживание осуществляют все вышеназванные плюс DB Shenker AG; информационное сопровождение - ООО «НТК», ОАО «ПГК», Globaltrans, ООО «Трансойл», ЗАО «НТС», DB Shenker AG; ремонт подвижного состава -Globaltrans, ООО «Трансойл», ЗАО «НТС»; разработку технологических схем перевозки -ООО «НТК», DB Shenker AG; перевозку грузов по прямому варианту - ООО «ПГК»; подготовку цистерн под налив - ООО «Тран-сойл», ЗАО «НТС»; комплексные логистические решения для клиентов (промышленных предприятий) - Globaltrans, DB Shenker AG. Кроме того, организацией смешанных перевозок, синхронизацией процессов транспортирования и хранения, наземными, воздушными и морскими перевозками, таможенным оформлением занимается только DB Shenker AG, она же единственная из всех фирм имеет собственные склады и ЛЦ на обслуживаемой территории.
Проведённый анализ крупных игроков рынка позволил выявить их основные особенности и тенденции дальнейшего развития: явно прослеживается стремление к уве-
личению доли рынка за счёт слияния крупных игроков с мелкими, покупки бизнеса, в сделках обязательно оговорены условия перехода подвижного состава, операторы заинтересованы в выходе на несколько различных сегментов рынка железнодорожных перевозок и более размыты тенденции в сфере диверсификации логистических услуг компаний. Прежде всего выбран курс на конкуренцию за счёт укрупнения доли рынка путём наращивания парка вагонов и наличия значительной доли в общероссийском парке подвижного состава, реже выбирается путь повышения уровня и сложности оказываемых оператором услуг, выход за рамки только перевозки или экспедирования по железной дороге. Вместе с тем можно отметить слабовыраженную тенденцию выхода операторов на международный рынок и направлений, связанных с организацией интермодальных перевозок и контрактной логистики (примером такого оператора стала компания «Globaltrans»). Однако, как показывает передовой европейский опыт, за такими шагами стоит будущее компаний, желающих иметь прочное положение на рынке перевозок в современной глобализирующей экономике при постоянном повышении требований клиентов и спросе на услуги в области логистики.
Литература
1. Концепция реформирования железнодорожного транспорта в сфере оперирования грузовым подвижным составом на среднесрочную перспективу (2010 -2015 годы). Одобрена решением Президиума НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» от 16.10.2009 г. // РЖД-Партнер ДОКУМЕНТЫ. 2009. № 300. 2 февр. URL: http://doc.rzd-partner.ru/documents/document_ view.php?documentID=17601 (дата обращения: 18.02.2013).
2. Хусаинов Ф.И. Реформа железнодорожного транспорта: достижения и проблемы // Вестник транспорта. 2011. № 4. С. 8 - 14 (начало); № 5 с. 2 - 11 (окончание).
3. Куренков П.В., Котляренко А.Ф. Внешнеторговые перевозки в смешанном сообщении. Экономика. Логистика. Управление. Самара, 2002. 636 с.
Поступила в редакцию
4. Горбунов А. Повезет за наш счет // Эксперт. 2012. № 18 (801). URL: http://expert.ru/expert/2012/ 18/povezet-za-nash-schet/ (дата обращения: 18.02.2013).
5. Официальный сайт ОАО «Первая грузовая компания». URL: http://www.pgkweb.ru/ (дата обращения: 18.02.2013).
6. Официальный сайт ОАО «Федеральная грузовая компания». URL: http://vgk.org.ru/ (дата обращения: 18.02.2013).
7. Официальный сайт Globaltrans». URL: http:// www.globaltrans.com (дата обращения: 18.02.2013).
8. Официальный сайт ЗАО «Нефтетранссер-вис». URL: http://www.ntstrans.ru (дата обращения: 18.02.2013).
9. Официальный сайт ООО «Трансойл». URL: http://transoil-spb.ru/ (дата обращения: 18.02.2013).
10. DB Shenker. URL: http://www.dbschenker.com/ ho-en/start.html (дата обращения: 18.02.2013).
11. Официальный сайт ООО «Независимая транспортная компания». URL: http://www.ntcorp.ru (дата обращения: 18.02.2013).
25 апреля 2013 г.