Научная статья на тему 'ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К БЕНЧМАРКИНГУ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К БЕНЧМАРКИНГУ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / БЕНЧМАРКИНГ / МАРКЕТИНГОВЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ (ВУЗ) / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / EDUCATION SYSTEM / BENCHMARKING / MARKETING TOOLS / HIGHER EDUCATION INSTITUTION (UNIVERSITY) / COMPETITIVE ADVANTAGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьева М.Ф.

В условиях конкуренции и глобализации в образовательном пространстве актуализируется роль межвузовского взаимодействия в целях совершенствования деятельности образовательного учреждения в различных аспектах его работы. Данное сотрудничество может быть осуществлено путем организации бенчмаркингового проекта, как методического инструментария по исследованию и применению лучших практик, способствующих комплексному развитию вуза. В статье приведены данные рейтинговой оценки вузов РФ по общепринятым критериям, выявлены лидеры, благодаря чему они могут стать ориентиром (примером) для достижения высоких результатов другими вузами и партнерами для проведения бенчмаркинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL-ORIENTED APPROACH TO BENCHMARKING IN SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

In conditions of competition and globalization in educational space, role of inter-university cooperation in order to improve the activities of educational institution in various aspects of its work is actualized. This cooperation can be carried out by organizing a benchmarking project as a methodological tool for research and the application of best practices that contribute to integrated development of university. Article presents the rating data of universities of Russian Federation according to generally accepted criteria, identified leaders, so that they can become a reference point (example) for achieving high results by other universities and partners for benchmarking

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К БЕНЧМАРКИНГУ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

РАЗДЕЛ 2. ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

М. Ф. Афанасьева

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К БЕНЧМАРКИНГУ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В условиях конкуренции и глобализации в образовательном пространстве актуализируется роль межвузовского взаимодействия в целях совершенствования деятельности образовательного учреждения в различных аспектах его работы. Данное сотрудничество может быть осуществлено путем организации бенчмаркингового проекта, как методического инструментария по исследованию и применению лучших практик, способствующих комплексному развитию вуза. В статье приведены данные рейтинговой оценки вузов РФ по общепринятым критериям, выявлены лидеры, благодаря чему они могут стать ориентиром (примером) для достижения высоких результатов другими вузами и партнерами для проведения бенчмаркинга.

Ключевые слова

Система образования, бенчмаркинг, маркетинговый инструментарий, высшее учебное заведение (вуз), конкурентные преимущества.

M. Ph. Afanasyeva

PRACTICAL-ORIENTED APPROACH TO BENCHMARKING IN SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

Annotation

In conditions of competition and globalization in educational space, role of inter-university cooperation in order to improve the activities of educational institution in various aspects of its work is actualized. This cooperation can be carried out by organizing a benchmarking project as a methodological tool for research and the application of best practices that contribute to integrated development of university. Article presents the rating data of universities of Russian Federation according to generally accepted criteria, identified leaders, so that they can become a reference point (example) for achieving high results by other universities and partners for benchmarking.

Keywords

Education system, benchmarking, marketing tools, higher education institution (university), competitive advantages.

Введение

На сегодняшний день образование является доминантой развития современного общества. От уровня знаний, подготовки, полученных компетенций выпускников высших учебных заведений зависит, и будет зависеть, не только развитие региона, но и будущее России.

В условиях глобализации актуализируется роль межсоциального согласия и взаимодействия, как на уровне страны, так и на мировом уровне. В связи с чем, выстраивание партнерских взаимоотношений с ведущими образовательными организациями в системе высшего образования с целью обмена и переня-

тия лучшего передового опыта, информационных ресурсов, инновационных методов работы является важным и приоритетным направлением социально ориентированной деятельности вузов.

Применение бенчмаркинга, как методического инструментария по исследованию и применению лучших практик может быть рассмотрено в системе комплексного развития вуза.

Деятельность вуза многоаспектна и ориентирована на обеспечение высокого качества образовательного и научного потенциала, использование передовых обучающих и воспитательных технологий, способствующих разностороннему развитию личности студента, повышению конкурентоспособности образовательного учреждения, а также созданию благоприятного имиджа не только на федеральном, но и на международном уровне.

Конкуренция между учебными заведениями высшего образования стимулирует поиск новых подходов к привлечению заинтересованных сторон (потенциальных абитуриентов, органов власти, партнеров, общество в целом) путем рационального позиционирования, создания благоприятного имиджа и деловой репутации учебного заведения на рынке образовательных услуг, оказывающих значительное влияние на его эффективное функционирование и уровень конкурентоспособности. Информация, транслируемая во внешнюю среду и отражающая эффективную работу по различным направлениям деятельности учебного заведения должна быть выразительной, актуальной, соответствовать тенденциям современного общества, социально ориентированной, подчеркивать сильные стороны вуза с целью создания максимальной лояльности стейкхолдеров к бренду вуза. Концептуально к решению этих вопросов можно подойти, задействовав в совокупности управленческий механизм и маркетинговый инструментарий, в качестве основополагающих в организации всей деятельности вуза.

Проанализируем место и роль бенчмаркинга как одного из инструментов маркетинга. «Бенчмаркинг представляет собой направление маркетинговых исследований, ориентированного на достижение более высокого уровня управляемости производственных и маркетинговых функций посредством внедрения лучших методов и технологий других предприятий или отраслей. Бенчмаркинг представляет собой внутренне упорядоченное (имеет устоявшуюся методическую линию) искусство обнаружения того, что другие делают лучше, связанное с изучением, усовершенствованием и применением их методов работы» [1]. В системе высшего образования «бенчмаркинг — вид деятельности, направленный на улучшение показателей работы вузов и завоевание устойчивых конкурентных позиций на рынке образовательных услуг, путем изучения, подбора, систематизации и адаптации к собственным условиям передовых (эталонных) методов и лучшей практики других организаций (вузов, организаций со схожими процессами, независимо от отраслевой принадлежности)» [2].

Материалы и методы

Проведя исследование вузов в части практики применения бенчмаркинга было выявлено, что данный инструментарий применяется некоторыми зарубежными вузами, причем не постоянно, а в форме проекта. Анализ показал, что данные проекты осуществляются как:

- индивидуальные (проводятся конкретным вузом);

- сетевые (в которых принимают участие несколько образовательных организаций);

- аналитические (с определением номенклатуры показателей для проведения оценки качества);

- диагностические (с применением методики измерения и оценки выявленных показателей).

Бенчмаркинговые проекты проводятся вузом самостоятельно, реже — с привлечением консалтинговых агентств.

Результаты

Перспективным направлением осуществления бенчмаркинговых мероприятий нами определено развитие университетского сотрудничества как внут-рироссийского, так и международного формата, для получения на партнерских основаниях необходимого информационно-методического обеспечения для проведения проекта и достижения желаемого высокого конкурентного профессионального уровня вуза. Сотрудничество может быть организовано в рамках образовательных ассоциаций, консорциумов и сетей по развитию международного образования. Участники данных союзов получают лучшие практики объединения усилий и ресурсов для решения проблем и развития мирового рынка образовательных услуг. Данная практика уже организуется НИУ ВШЭ: Санкт-Петербург в сотрудничестве с Университетом Наварры, чья ежегодная конференция представляет собой важную международную площадку для экспертного обсуждения вопросов университетской репутации как значимого ресурса укрепления позиций университета на мировом образовательном рынке. Эксперты обсуждают особенности развития репутации в различных национальных и международных контекстах.

Рассмотрение различных образовательных моделей в эпоху цифровых трансформаций особенно актуализирует изучение передового опыта ведущих образовательных организаций. Это положение опирается на обсуждение путей повышения международной конкурентоспособности университетов за счет разработки и внедрения инновационных моделей и способов обучения. Эксперты представляют опыт трансформации образовательного ландшафта в соответствии с новыми потребностями рынка труда.

Обсуждение

При осуществлении бенчмаркин-говых мероприятий с целью обеспечения и повышении конкурентоспособности вуза, важна комплексность, которая,

предусматривает постановку цели, последовательность действий (процессов) по улучшению показателей качества, наличие взаимосвязи и взаимодействия элементов и подсистем. Это должен быть цельный процесс/проект сравнения элементов подсистем конкретного образовательного учреждения с «эталонным» или базовым. Из многообразия видов бенчмаркинга (внутренний, внешний, стратегический, операционный, про-цессно-ориентированный, проблемно-ориентированный, индивидуальный, сетевой, посреднический, самостоятельный, рейтинговый, эталонный, поисковый) каждый вуз может выбрать наиболее подходящий именно ему, исходя из целей и имеющихся возможностей.

Рассмотрим более детально некоторые из видов бенчмаркинга в системе высшего образования.

Внутренний (внутривузовский) бенчмаркинг подразумевает сопоставление исследуемых объектов (учебно-методическая работа, успеваемость студентов, научно-исследовательская и инновационная деятельность, воспитательная работа и пр.) между структурными подразделениями вуза: факультетами, кафедрами, а также непосредственно между преподавателями. Данный вид бенчмаркинга для вуза наиболее оптимальный, благодаря тому, что он является легко управляемым и малозатратным. Реализация такого проекта может быть осуществлена внутренним кадровым ресурсом, путем грамотно разработанных организационных мероприятий.

При внешнем бенчмаркинге сравниваются показатели сходных видов деятельности разных учебных заведений на уровне ведущих мировых, российских и внутрирегиональных вузов.

Существует также рейтинговый бенчмаркинг, при котором проводят измерения результатов деятельности, их оценку и сравнение показателей деятельности вуза с целью выявления уровня его развития (рейтинговой позиции). При выборе критериев для срав-

нительной оценки можно руководствоваться рейтинговыми показателями оценки вузов. Ключевым этапом осуществления процесса бенчмаркинга является выбор эталона/партнера для оценивания и взаимодействия. Рассмотрим несколько вариантов поиска партнера по бенчмаркингу.

Как видно из данных таблицы 1, лидерами рейтинга вузов являются 4 столичных вуза (г. Москва), 3 Санкт-Петербургских вуза, 2 — г. Томска, 1 — г. Новосибирска. Следует отметить, что данный рейтинг, разработан на основе показателей эффективности деятельности вузов, как отечественных статистических агентств, так и зарубежных экспертов в сфере образования. Рейтинг вузов представляет собой интегральную оценку качества подготовки выпускников учебных заведений, рассчитываемую по объективным количественным показателям образовательной, научно-исследовательской, международной, финансово-экономической деятельности вузов и иным. В рейтинге участвуют все крупнейшие вузы Российской Федерации, а также их филиалы, предста-

1. Выбор наиболее успешного вуза, исходя из общепринятого в отрасли рейтинга. Так, например, портал «Образование в России» ежегодно публикует сведения о рейтинге вузов РФ. За отчетный год в рейтинге приняли участие 707 вузов, десятка лидеров указана в таблице 1 [3].

вившие статистические данные о своей деятельности. Источниками статистической информации выступают данные ведущих аналитических центров, работающих в сфере образования. Расчет рейтинга вузов осуществляется на основе интегральных показателей. Значение каждого интегрального показателя определяется по методике, разработанной аналитическими агентствами Министерства образования и науки Российской Федерации и Лабораторией кибернетики (Испанский национальный исследовательский центр). Все интегральные показатели подразделяются на 2 группы: показатели оценки фактической эффективности деятельности вуза и показатели эффективности вузов, основанной на их присутствии и влиянии на Интернет. К показателям 1 группы относятся: обра-

Таблица 1 — Лидеры рейтинга вузов РФ по данным портала «Образование в России»

Место в рейтинге Название вуза Общий балл

1 МГУ, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова 71,32

2 НГУ, Новосибирский государственный университет 40,47

3 НИУ ВШЭ, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» 34,65

4 СПбГУ, Санкт-Петербургский государственный университет 32,53

5 ТПУ, Национальный исследовательский Томский политехнический университет 30,45

6 НИЯУ МИФИ, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» 23,23

7 ТГУ, Национальный исследовательский Томский государственный университет 22,89

8 НИУ ИТМО, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики 22,47

9 МФТИ, Московский физико-технический институт (государственный университет) 21,86

10 СПбПУ, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого 21,43

зовательная деятельность, международная деятельность, научно-исследовательская деятельность, заработная плата 1111С, трудоустройство, финансово-экономическая деятельность, контингент студентов, дополнительные показатели. Показатели 2 группы: уровень открытости, уровень превосходства, уровень присутствия, уровень воздействия. По данным показателям проводится расчет индекса, который характеризует позицию вуза в сравнении с другими вузами. Расчет индексов по каждому показателю производится путем сравнения количественного показателя вуза с максимальным (для группы 1) или минимальным (для группы 2) значением данного показателя по всем вузам, участвующим в рейтинге [3]. При сборе данных для проведения бенчмаркинга следует обратить особое внимание как на конкретные значения показателей (измеримых), так и на их расхождения, т. к. необходимо понимать величину разницы сравниваемых показателей, инструменты и затраты для сокращения или полного устранения разрыва и в итоге провести оценку достигнутых результатов.

2. Осуществление бенчмаркинга с вузом-партнером. Партнерский бенч-маркинг (например, через налаженную систему сетевого взаимодействия) предполагает использование совместно созданных инновационных технологий, исследований, программ по бенчмаркин-гу. Сотрудничество может осуществляться в рамках проведения конференций, форумов, дискуссионных площадок, взаимного посещение вузов, межвузовского обмена лучшими современными методиками обучения, цифровыми технологиями, повышения квалификации и обмена педагогическими практиками сотрудников и преподавательского состава, а также в рамках студенческой мобильности. Партнерский бенчмаркинг способствует трансформации соперничества в сотрудничество, а его реализация может быть осуществлена через Российский Союз ректоров.

Выводы

Бенчмаркинг в системе высшего образования может способствовать обеспечению и повышению качества образовательного процесса, конкурентоспособности, а также деловой репутации и имиджевого позиционирования.

Примером перспективной площадки для осуществления сотрудничества, эффективного взаимодействия, заключения партнерских отношений, а также обмена опытом выступают международные дискуссионные площадки для обсуждения репутационных механизмов, обеспечивающих повышение конкурентоспособности российского образования и его интернационализацию, как, например, «Образование и мировые города — 2019: новые горизонты университетской репутации». Спикеры и диспутанты-эксперты из университетов Европы, Центральной и Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки и России. В рамках сотрудничества делегаты и участники получают колоссальный передовой опыт, который в адаптированной форме бенчмаркиногового проекта можно применить в деятельности конкретного вуза. Помимо этого ведущие вузы, демонстрирующие высокие достижения и выступающие в роли партнера по бенчмаркингу, создают о себе благоприятную профессиональную репутацию, способствуют повышению имиджа учебного заведения, что приводит к комплексному развитию вуза.

Библиографический список

1. Уставицкая, М. Ф. Бенчмаркинг в системе маркетинга формирования социально-ориентированного имиджа коммерческой организации // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. — 2011. — № 4.

2. Уставицкая, М. Ф. Формирование конкурентных преимуществ вузов России на основе маркетинговой кон-

цепции бенчмаркинга // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2010. — № 32.

3. Портал «Образование в России». Рейтинг вузов РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https:// russiaedu.ru.

Bibliographic list

1. Ustavitskaya, M. Ph. Benchmarking in marketing system of formation of socially-oriented image of commercial

organization // News of higher educational institutions. Series: Economics, Finance and Production Management. — 2011. — № 4.

2. Ustavitskaya, M. Ph. Formation of competitive advantages of universities in Russia based on benchmarking marketing concept // Vestnik of Rostov State University of Economics (RINH). — 2010. — № 32.

3. Portal «Education in Russia». Rating universities of Russian Federation. [Electronic resource]. — Mode of access : https://russiaedu.ru.

В. А. Бондаренко, И. Н. Ефременко, К. Ф. Механцева

ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ ФУТБОЛЬНЫХ СТАДИОНОВ В РОССИИ К УСЛОВИЯМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДОХОДОВ В ПЕРИОД ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ

МУНДИАЛЯ 2018

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы адаптации реконструированных и созданных к чемпионату мира по футболу 2018 стадионов в России к условиям работы после его проведения. Исследованы основные положения принятой Концепции наследия чемпионата мира по футболу 2018 и детерминированы различные для стадионов в разных городах России условия по генерированию доходов. Акцент сделан на необходимости учета опыта функционирования европейских футбольных стадионов и маркетинговом анализе возможностей конкретных спортивных объектов в России с учетом специфики их локализации.

Ключевые слова

Привлечение доходов, спортивная инфраструктура, стадион, предлагаемые услуги.

V. A. Bondarenko, I. N. Efremenko, K. Ph. Mekhantseva

ISSUES OF ADAPTATION OF FOOTBALL STADIUMS IN RUSSIA TO CONDITIONS OF ATTRACTING INCOME IN THE PERIOD AFTER WORLD CUP 2018

Annotation

Article deals with adaptation of reconstructed and created for 2018 FIFA World Cup stadiums in Russia to conditions of work after its holding. The main provisions of adopted Concept of 2018 FIFA world Cup heritage are studied and various conditions for generating income for stadiums in different cities of Russia are determined. Emphasis is made on the need to take into account the experience of functioning of European football stadiums and marketing analysis of possibilities of specific sports facilities in Russia, taking into account the specifics of their localization.

Keywords

Revenue raising, sports infrastructure, stadium, services offered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.