Аг ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
УДК 378.1 ББК 65.290-2
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ БЕНЧМАРКИНГОВЫХ ПРОЕКТОВ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ
М.Ю.Абабкова
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29 Российская сфера образования характеризуется дальнейшим обострением конкурентной борьбы на мировых рынках образования, все более сложными и диверсифицированными организационными и технологическими моделями производства образовательных услуг, чрезвычайной информационной насыщенностью и коммуникативностью образовательного процесса. В то же время образование становится все более массовым, поэтому российский образовательный менеджмент должен опираться на достоверные данные для оценки эффективности и качества, использования ресурсов и снижения издержек. Ряд российских вузов уже использует такие инструменты управления качеством, как международные системы оценки качества (ISO 9001), стратегическое планирование (Strategic planning), всеобщий менеджмент качества (Total quality management, TQM), реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Reengineering, BPR), непрерывное улучшение качества (Continuous Quality Improvement, CQI), метод сбалансированных показателей (Balanced Score Card, BSC) и др. [2, с. 9]. Одним из новых инструментов современного стратегического управления в образовании является бенчмаркинг.
Бенчмаркинг как методология представляет собой учение о структуре, организации, методах и средствах улучшения деятельности организаций-партнеров через выявление в них, изучение и адаптацию лучшей практики [2, с. 62]. Актуальность применения методологии бенчмаркинга российскими вузами связана с необходимостью использования конкурентного анализа и изучения оптимального опыта других учебных заведений, которые имеют успех в подобных условиях. Как отмечают американские исследователи, бенчмаркинг более всего эффективен в работе высшей школы по сравнению с остальными концепциями менеджмента качества, поскольку он опирается на серьезные исследования и использование точных данных [4, с. 23]. Бенчмаркинговый проект позволяет исследователям выйти за рамки обычной среды своей организации и применить «out of box» («творческий подход»), найти новые идеи, что всегда актуально для администрации и менеджеров, тем более в непростых ситуациях. Реализация бенчмаркингового проекта -систематический процесс изучения конкурентов и взгляд «извне» [9, с. 12].
Если взглянуть на систему современного высшего образования, можно обнаружить элементы бенчмаркинга у истоков формирования (рис. 1). Орегонский государственный университет первым применил современную концепцию TQM, BPR и бенчмаркинга. В 1989 году в работе университета было достигнуто улучшение процессов обучения и управления, сокращение потерь времени, материалов и снижение себестоимости образовательных услуг и процессов управления.
В американской системе образования популярными являются так называемые сетевые бенчмаркинговые проекты. Например, в 1992 г. Американская ассоциация бизнес-администраторов университетов и колледжей (NACUBO) инициировала бенчмаркинговый проект, который выявил 600 показателей по 40 функциям и процессам университетов. В проекте участвовало 150 колледжей, было задействовано 1600 человек из 40 вузовских кампусов. Инициаторы проекта ставили целью стимулировать университеты и колледжи к совместной работе по выявлению лучшей практики и сбору данных для оптимизации качества и текущей практики в каждом из участвующих вузов. В круг изучаемых вопросов включались прием студентов, регистрация студентов, связь с выпускниками, управление человеческими ресурсами, бухгалтерский учет, зарплата, кредиторская и дебиторская задолженность, закупки. Участники бенчмаркинговых проектов NACUBO отмечали пользу полученной информации и продолжили эту деятельность в последующие годы.
В 1996 г. Американский консалтинговый центр производительности и качества (APQC) создал международный центр обмена информацией по бенчмаркингу (International Benchmarking Clearinghouse - IBC), который содержит огромное количество данных по реальным бенчмаркинговым проектам (информацию предоставляют участники), рекомендации исполнителей, данные по Интернет-ресурсам, публикациям и др.
В системе образования США институциональным исследованиям и работе со сравнительными данными уделяется огромное внимание. Американская ассоциация профессоров университетов (AAUP), Ассоциация сотрудников колледжей и университетов (СЦРА), Ассоциация американских университетов (ААЦ), ассоциация институциональных исследований (АЖ) собирают и учитывают, в зависимости от своей специфики, разнообразные данные, доступ к которым определяется принадлежностью к той или иной ассоциации [1, с. 18]. Популярными являются и индивидуальные бенчмаркинговые проекты, которые инициируются определенным вузом, а соответствующие предложения исходят часто из офисов институциональных исследований или управления качеством. Например, университет Центральной Флориды участвовал в проектах по совершенствованию деятельности в области оценки персонала (совместно с корпорацией Хешх), преподавания алгебры (совместно с двухгодичными колледжами Флориды), оформления и выдачи дипломов и удостоверений (совместно с университетом штата Флорида, университетом Дрю) и др. [4, с. 35].
Развитие концепции бенчмаркинга
Адаптационный бенчмаркинг
Адаптация модели английских колледжей под конкретные нужды страны:
* учебные планы,
* структура организации,
* финансирование и прочие элементы.
Адаптация практики Г арвардского университета.
Межотраслевой
бенчмаркинг
Изменение
философского подхода к высшему
образованию, изменени я в интеллектуальной и функциональной сферах американских университетов, ориента ция на потребителей.
Функциональный
бенчмаркинг
Увеличение доступности высшего образования для общества:
* льготыдля демобилизованных,
* принципы равноправия граждан,
* рост потребности в .высшем образовании
Процессный
бенчмаркинг
* 1980-е гг. усиление общественного внимания к качеству обучения в начальных и средних образовательных учреждениях.
* 1990-е гг, первые попытки применения TQM, BPR, CQI, аутсорси нга и других современных стратегий менеджмента в высшем образовании.
* Дальнейшее развитие концепции бенчмаркинга.
XVII-XVII вв.
Начало XIX в.
Конец XIX в.
Конец 40-х гг.
Конец XX в. - настоящее время
Рис. 1. Развитие концепции бенчмаркинга в американских университетах [10, с. 28].
Бабсон-колледж изучал и успешно совершенствовал организацию процесса регистрации и документирования в вузе (регистрация студентов, сотрудников, документов, оборудования и пр.), обмениваясь опытом с предприятиями гостиничного бизнеса, Диснейлендом, банками, корпорацией Chrysler и вузами [10, с. 78].
В бизнес-школе университета Чикаго силами студентов программы Master of Business Administration (МВА) провели бенчмаркинговый проект по совершенствованию процесса преподавания менеджмента. Студенты проранжировали, с точки зрения потребителей, преподавателей по стилю, манере преподавания, понятности, объективности оценки и прочим характеристикам [6, с. 64].
Интерес к реализации бенчмаркинговых проектов в системе образования США обусловлен еще и тем, что Национальная американская премия качества Малкольма Балдриджа в области образования предполагает проведение бенчмаркинга в вузе на постоянной основе, что повышает интерес к данной методологии [5]. Многие претенденты на получение этой престижнейшей в США премии качества не были удостоены высокой награды только потому, что не уделяли внимания методологии бенчмаркинга [3, с. 216].
В системе высшего образования Канады было предпринято несколько попыток провести бенчмаркинговые исследования на уровне Ассоциации университетов и колледжей Канады (AUCC), Совета университетов Онтарио (COU) и Канадской ассоциации бизнес-администраторов университетов и колледжей (CAUBO), но все они были неудачными [7, с. 134]. Основной проблемой стала попытка выработать единые индикаторы деятельности вузов. Было много разночтений по поводу того, «что измерять, каким образом проводить вычисления и какова должна быть обнародуемая интерпретация результатов» [9, с. 32]. Средства массовой информации попытались использовать полученные данные для составления рейтингов вузов (например, журнал Maclean’s), а региональные власти стремились использовать эти данные для сокращения финансирования «непрестижных» вузов.
К числу успешных индивидуальных бенчмаркинговых проектов в Канаде можно отнести проект университета Торонто по изысканию лучшей практики среди университетов - членов Ассоциации американских университетов и ее адаптации у себя на основе данных American Universities Data Exchange (AUDE) с использованием индикаторов, разработанных в рамках проекта Совета университетов Онтарио (СОЩ Проект был успешным, и впоследствии некоторые крупные канадские университеты использовали полученные данные для сравнения своей деятельности с деятельностью университета Торонто и американских вузов [9, с. 21].
В высшем образовании Австралии за последние десятилетия также сформировался интерес к методологии бенчмаркинга, особенно со стороны официальных образовательных структур, имеющих целью использовать разработанные показатели для регулирования деятельности вузов.
Одной из ранних форм проявления интереса к методологии бенчмаркинга можно считать работу, проведенную методическими советами по академическим стандартам (Academic Standards Panel), в ходе которой была предпринята попытка выработать стандарты, касающиеся преподавания и обучения, а также квалификационные требования к выпускникам путем сравнения и анализа множества данных по университетам Австралии.
В 1998 г. Австралийский фонд международного образования (Australian International Education Foundation) поддержал проект, целью которого было изучение сферы международного сотрудничества австралийских университетов (работа международных офисов, прием студентов, менеджмент качества, финансовые аспекты международной деятельности вузов, использование информационных технологий и др.), выработка ключевых индикаторов и выявление лучших практик [2, с. 44].
Правительство Австралии в лице Департамента по образованию, науке и подготовке кадров (DEST) инициировало бенчмаркинговый проект, в котором приняли участие 33 из 36 государственных университетов Австралии. За полтора года была разработана система индикаторов, рекомендованных австралийским вузам для проведения самооценки и сравнительного анализа деятельности. Одно из достижений данной системы оценки - одновременное использование как статистических, так и квалиметрических показателей. Примечательно, что при проведении исследований и анализе результатов был использован термин «хорошая практика», поскольку определение «хорошей» практики, которая легко описывается и принимается за ориентир, является более простой задачей, чем поиск и описание «эталонной практики» [2, с. 46].
Изменившиеся условия в системе финансирования высшего образования европейских вузов в 1990-е годы также послужили толчком к поиску новых инструментов управления. В европейских странах образовательному бенчмаркингу уделяется довольно большое внимание, однако масштабного распространения методологии бенчмаркинга не произошло и существенных результатов от его использования немного. К примеру, объектом совместного бенчмаркингового исследования университетов Оулу (Финляндия), Отаго (Новая Зеландия), Венеции (Италия) и Леобен (Австрия) был выбран образовательный процесс, а целью проекта - расширение международного взаимодействия в области преподавания и разработки учебных планов. Был введен новый термин в методологию бенчмаркинга в сфере высшего образования - benchlearning (бенчмаркинг как обучение, познание) [8, с. 56].
На основе изучения опыта реализации зарубежных бенчмаркинговых проектов можно предложить несколько рекомендаций по внедрению и распространению методологии бенчмаркинга в российских вузах:
1) Использование бенчмаркинга в студенческих исследованиях. Например, на занятиях по маркетингу в группе можно провести бенчмаркинговый анализ двух лучших студенческих проектов, выявив их достоинства и недостатки и проследив методику анализа. Затем каждый из
студентов получает небольшое задание по проведению бенчмаркинга.
Бенчмаркинговое исследование необязательно будет стоять во главе угла работы, оно может быть одной из ее частей, но после выполнения нескольких такого рода заданий студент получает навыки в использовании бенчмаркинга. Этот опыт он сможет применить в своей будущей
практической или исследовательской работе. Таким образом, бенчмаркинговые исследования получат более широкое распространение, станут обычной практикой, а у учащихся будут сформированы актуальные компетенции, что обеспечит более высокое качество профессиональной подготовки.
2) Участие вуза в сетевых проектах. Для внедрения бенчмаркинга в
свою работу вуз может участвовать в сетевых проектах, используя в качестве партнеров по бенчмаркингу и компании из других сфер деятельности,
например, фирмы из сферы рекламы и связей с общественностью,
организации, занимающиеся инновационным использованием технологий и оборудования или ГГ-технологиями. В ходе такого рода деятельности вуз получает широкий опыт осуществления бенчмаркинга, повышает качество предоставляемых услуг, а также может осуществлять партнерскую деятельность в различных сферах науки и производства.
3) Создание всероссийской сети бенчмаркинга в образования. Такая сеть будет представлять собой сайт, на котором может зарегистрироваться любо учебное заведение - вуз, колледж, школа - России или любой другой страны. На сайте будет организован форум, на котором можно будет найти себе партнера по бенчмаркингу, поделиться лучшим опытом. Опыт создания подобного рода сетевых проектов в России не велик, но такие проекты все же существуют и постоянно усовершенствуются. Одним из первых сетевых проектов в рамках программы Европейского союза ТЕМПУС - ТАСИС стал проект «Европейско-Российская сеть распространения опыта». В рамках данного проекта был открыт сайт www.eurusnet.ru. Этот сайт стал информационной средой, объединяющей российские и европейские организации академической мобильности, вузы и другие учреждения, которые решают вопросы международного сотрудничества. В рамках проекта сайт выполнялся командой сотрудников Таганрогского государственного радиотехнического университета (ТРТУ) и размещен на сервере этого же вуза.
4) Использования бенчмаркинга как инструмента поиска инноваций. Бенчмаркинг для наших вузов может выступать не только как современный маркетинговый инструмент, инструмент эффективного управления и достижения высшего качества, но и как инструмент поиска инноваций и наилучших путей их внедрения в работу данного учебного заведения.
Все вышеперечисленные возможности использования бенчмаркинга помогут российским вузам во внедрении современных инструментов управления качеством, активизации новых методов, поиске партнеров не только для бенчмаркинга, но и для осуществления исследований систем качества как в России, так и за рубежом.
Таким образом, в связи с ростом образовательных потребностей общества в целом и государства, к системе высшего образования предъявляются все более высокие требования, выполнение которых актуализирует и высокие образовательные стандарты. В данной ситуации вузы должны грамотно выбирать и применять методы совершенствования своей деятельности с учетом новых подходов, ориентируясь на лучшую практику. Российские высшие учебные заведения могут использовать бенчмаркинг не только как инструмент повышения качества образования, но и в стратегическом планировании и прогнозировании деятельности высшей школы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бринкман П. Проблемы и направления развития стратегического управления
качеством высшего образования // Стратегическое управление и институциональные исследования в высшем образовании: Мат. Первой
международной конф., Москва, 3-4 декабря 2000 г./ Под ред. Е.А. Князева. Казань: ФизтехПресс, 2003.
2. Князев Е.А., Евдокимова Я.Ш. Бенчмаркинг для вузов: Учебно-методическое пособие. Университетская книга, Логос, 2006.
3. Кэмп Р. Легальный промышленный шпионаж: Бенчмаркинг бизнес-процессов: технологии поиска и внедрение лучших методов работы ваших конкурентов: Пер. с англ. / Под ред. О.Б. Максимовой. Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2004.
4. Alstete J.W. Benchmarking in Higher Education // ASHE-ERIC Higher Education Report № 5. 1995. № 5.
5. Baldridge National Quality Programm. Сайт «Education Criteria for Performance Excellence». URL:
http://www.quality.nist.gov/PDF_files/2009_2010_Education_Criteria.pdf. (дата
обращения 18.01.2011).
6. Bateman G.R. Benchmarking and Management Education Teaching and Curriculum. Paper presented at the American Assembly of Collegiate Schools of Continuous Improvement Symposium. September-3, 1994, St. Louis, MO, 1994.
7. Benchmarking in Higher Education / Edited by Norman Jackson and Helen Lund/ Society for Research in Higher Education & Open University Press, 2000.
8. Benchmarking in higher education: an international review. Commonwealth higher education management service. CHEMS, 1998.
9. Farquhar К. Higher Education Benchmarking in Canada and the United States of America //Benchmarking in Higher Education: An International Review / Ed/ by A/Schofield/ London: CHEMS and Paris: UNESCO, 1998.
10. Shaw N. Benchmarking on Campuses. HEPROC CQ1-LArchive.AAHE,1995.
11. Spendolini M .J. The Benchmarking Book. New York, AMACOM, 1992.