Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ ФУТБОЛЬНЫХ СТАДИОНОВ В РОССИИ К УСЛОВИЯМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДОХОДОВ В ПЕРИОД ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ МУНДИАЛЯ 2018'

ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ ФУТБОЛЬНЫХ СТАДИОНОВ В РОССИИ К УСЛОВИЯМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДОХОДОВ В ПЕРИОД ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ МУНДИАЛЯ 2018 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ДОХОДОВ / СПОРТИВНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СТАДИОН / ПРЕДЛАГАЕМЫЕ УСЛУГИ / REVENUE RAISING / SPORTS INFRASTRUCTURE / STADIUM / SERVICES OFFERED

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондаренко В. А., Ефременко И. Н., Механцева К. Ф.

В статье рассматриваются вопросы адаптации реконструированных и созданных к чемпионату мира по футболу 2018 стадионов в России к условиям работы после его проведения. Исследованы основные положения принятой Концепции наследия чемпионата мира по футболу 2018 и детерминированы различные для стадионов в разных городах России условия по генерированию доходов. Акцент сделан на необходимости учета опыта функционирования европейских футбольных стадионов и маркетинговом анализе возможностей конкретных спортивных объектов в России с учетом специфики их локализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF ADAPTATION OF FOOTBALL STADIUMS IN RUSSIA TO CONDITIONS OF ATTRACTING INCOME IN THE PERIOD AFTER WORLD CUP 2018

Article deals with adaptation of reconstructed and created for 2018 FIFA World Cup stadiums in Russia to conditions of work after its holding. The main provisions of adopted Concept of 2018 FIFA world Cup heritage are studied and various conditions for generating income for stadiums in different cities of Russia are determined. Emphasis is made on the need to take into account the experience of functioning of European football stadiums and marketing analysis of possibilities of specific sports facilities in Russia, taking into account the specifics of their localization.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ ФУТБОЛЬНЫХ СТАДИОНОВ В РОССИИ К УСЛОВИЯМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДОХОДОВ В ПЕРИОД ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ МУНДИАЛЯ 2018»

цепции бенчмаркинга // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2010. — № 32.

3. Портал «Образование в России». Рейтинг вузов РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https:// russiaedu.ru.

Bibliographic list

1. Ustavitskaya, M. Ph. Benchmarking in marketing system of formation of socially-oriented image of commercial

organization // News of higher educational institutions. Series: Economics, Finance and Production Management. — 2011. — № 4.

2. Ustavitskaya, M. Ph. Formation of competitive advantages of universities in Russia based on benchmarking marketing concept // Vestnik of Rostov State University of Economics (RINH). — 2010. — № 32.

3. Portal «Education in Russia». Rating universities of Russian Federation. [Electronic resource]. — Mode of access : https://russiaedu.ru.

В. А. Бондаренко, И. Н. Ефременко, К. Ф. Механцева

ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ ФУТБОЛЬНЫХ СТАДИОНОВ В РОССИИ К УСЛОВИЯМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДОХОДОВ В ПЕРИОД ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ

МУНДИАЛЯ 2018

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы адаптации реконструированных и созданных к чемпионату мира по футболу 2018 стадионов в России к условиям работы после его проведения. Исследованы основные положения принятой Концепции наследия чемпионата мира по футболу 2018 и детерминированы различные для стадионов в разных городах России условия по генерированию доходов. Акцент сделан на необходимости учета опыта функционирования европейских футбольных стадионов и маркетинговом анализе возможностей конкретных спортивных объектов в России с учетом специфики их локализации.

Ключевые слова

Привлечение доходов, спортивная инфраструктура, стадион, предлагаемые услуги.

V. A. Bondarenko, I. N. Efremenko, K. Ph. Mekhantseva

ISSUES OF ADAPTATION OF FOOTBALL STADIUMS IN RUSSIA TO CONDITIONS OF ATTRACTING INCOME IN THE PERIOD AFTER WORLD CUP 2018

Annotation

Article deals with adaptation of reconstructed and created for 2018 FIFA World Cup stadiums in Russia to conditions of work after its holding. The main provisions of adopted Concept of 2018 FIFA world Cup heritage are studied and various conditions for generating income for stadiums in different cities of Russia are determined. Emphasis is made on the need to take into account the experience of functioning of European football stadiums and marketing analysis of possibilities of specific sports facilities in Russia, taking into account the specifics of their localization.

Keywords

Revenue raising, sports infrastructure, stadium, services offered.

Введение

В Российской Федерации осуществляется политика, нацеленная на оздоровление нации, развитие молодежного спорта, в частности футбола, популярность которого в стране выросла в последнее время в связи с проведением на ее территории чемпионата мира по футболу в 2018 г. В рамках этого масштабного мероприятия создана развитая спортивная инфраструктура: построены или реконструированы стадионы в Волгограде, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре и Саранске; эксплуатируется стадион в Сочи.

Естественным образом, любые масштабные инфраструктурные спортивные объекты предполагают постоянные эксплуатационные расходы и, соответственно, требуют постоянного финансирования для полноценного функционирования. Эта ситуация осознается, и на сегодняшний день разработана Концепция наследия чемпионата мира по футболу 2018, предполагающая планирование и проведение мероприятий по адаптации к работе в режиме наследия стадионов в гг. Волгограде, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре и Саранске, Сочи [3]. Также поставлена задача по адаптации тренировочных площадок, вновь построенных, реконструированных и оснащенных для проведения Чемпионата. Не менее значимой является установка на создание и обеспечение полноценной работы Детских футбольных центров при новых и реконструированных стадионах.

Согласно анонсированной концепции необходимо определить объемы финансового обеспечения различных стадионов и прилежащих к ним территорий с учетом адаптации к условиям их эксплуатации в период после чемпионата мира по футболу. Такая задача выдвигает на первый план вопросы по привлечению доходов от матчевой и внематчевой деятельности.

Методы и методология

Для решения поставленных задач необходимо осуществить финансовое моделирование с учетом сложившейся международной практики управления стадионами после проведения масштабных спортивных событий, в том числе чемпионатов мира. Это предполагает исследование информации по ряду российских стадионов; определение возможных видов доходов и расходов стадионов с учетом сложившейся практики и выбранной бизнес-модели функционирования. Согласно существующим программным документам по каждому стадиону, результатом оценки является ежегодный показатель доходов и расходов управляющей компании стадиона, а также итоговый финансовый результат, который в случае отрицательного значения указывает на величину дополнительного финансирования, необходимого для покрытия убытков от содержания и эксплуатации стадиона. Для проектирования возможного к применению реалистичного сценария для каждого из стадионов в качестве ключевых принимаются следующие допущения (факторы): лига, в которой выступает базирующийся на стадионе футбольный клуб; и мероприятия, проводимые и которые могут проводиться на стадионе во нематчевые дни [3].

Материалы

В сложившейся ситуации в различных регионах России футбольные клубы имеют определенные спортивные показатели, которые являются решающими в их местонахождении в системе национальных футбольных соревнований (три профессиональных дивизиона: РФПЛ, ФНЛ или ПФЛ1). Естественным

1 РФПЛ, Российская футбольная премьер-лига, — организация, объединяющая профессиональные футбольные клубы России высшего дивизиона и координирующая проведение чемпионата России по футболу. ФНЛ, Футбольная национальная лига, — организация, объединяющая профессиональные футбольные клубы Первого дивизиона и отвечающая за проведение второго по рангу футбольного турнира России. ПФЛ, Профессиональная футбольная лига, — организация, объединяющая профессиональные футбольные клубы Второго дивизиона и отвечающая за проведение третьего по рангу футбольного турнира России.

образом, лига, в которой выступает футбольный клуб, влияет на посещаемость домашних матчей клубов, а также на уровень ценовой политики в отношении входных билетов, годовых абонементов, других предложений для посещения стадионов. Изначально известно, что базовые футбольные клубы всех семи стадионов выступают не ниже Второго дивизиона российского футбола — Футбольной национальной лиги [3].

В существующей практике чемпионаты в российском футболе проводятся по системе осень-весна (то есть каждый сезон проводится в течение двух полугодий разных лет). Соответственно, расчеты осуществляются в разрезе календарных лет, в основу в рамках Концепции наследие берется выступление клуба в одной лиге и среднее количество домашних матчей в течение календарного года. По такой схеме количество футбольных матчей определяется в соответствии с текущими турнирными таблицами различных лиг и перспектив выступления в них клубов, начиная с текущего 2019 г. [3]: РФПЛ — 15 матчей в год (при наличии в РФПЛ 16 команд-участниц) + 1 матч на кубок России, итого — 16 матчей; ФНЛ — 19 матчей в год (при наличии в ФНЛ 20 команд-участниц) + 1 матч на кубок России, итого — 20 матчей. Помимо футбольных матчей для приращения доходной части на каждом стадионе возможно проведение различных мероприятий, таких как, например: плановые мероприятия базового футбольного клуба (пресс-конференции, встречи с болельщиками, мероприятия для спонсоров и т. д.); концерты, спортивные, выставочные и культурные мероприятия; просмотр трансляций крупных футбольных турниров и других событий на большом экране; мероприятия бизнес-партнеров базового футбольного клуба и сторонних арендаторов; различные массовые спортивные и праздничные городские и региональные мероприятия. Количество таких ме-

роприятий зависит от популярности футбольного клуба в зоне его локализации, популярности спорта и футбола, в частности, в данном регионе, количества других площадок, способных проводить массовые мероприятия и т. д. В плане привлечения доходов желательной является практика сдачи в аренду свободных помещений стадионов, как спортивным организациям, так и под общественное питание, розничную торговлю, а также под офисы различных компаний.

Расходная часть стадионов, подлежащих использованию и функционирующих в рамках Концепции наследия чемпионата мира по футболу, отличается ввиду специфики и инфраструктурных особенностей каждого из объектов. Структура расходов по данным объектам, в целом, совпадает. Характеризуя состав расходной части, можно отметить, что в нее включаются, как правило, следующие статьи эксплуатационных расходов: расходы на Фонд оплаты труда и административно-управленческие расходы; коммунальные платежи; расходы на техническое обслуживание стадионов (предполагается, что техническое обслуживание стадионов, в том числе обслуживание инженерных сетей и оборудования, текущий ремонт и поддержание здания и сооружений будут осуществляться сторонними организациями на условиях аутсорсинга); клининг и вывоз ТБО; охрана; уход за полем; покупка дополнительного оборудования и мебели для проведения мероприятий; страхование; прочие расходы.

В среднем содержание 45-тысячного стадиона обходится в 300 млн руб., при этом достаточно разные условия эксплуатации приведут и к разным пропорциям затрат (рис. 1) хотя бы потому, что средние температуры таких стадионов как «Ростов-Арена» и «Калининград» существенно отличаются [8]. Одним из самых острых вопросов для всех стадионов остается содержание и уход за газоном. Безусловно, наличие нату-

рального газона повышает качество футбольного поля, однако, при этом сокращаются сроки его эксплуатации по

Доходная составляющая по каждому из стадионов будет существенно отличаться, поскольку будет находиться в зависимости от активности экономической, культурной, спортивной жизни в регионе локализации стадиона; успешности и популярности его «домашнего» футбольного клуба и вовлечения площадей стадиона в проведение различных событий и культурно-массовых мероприятий. Например, на «Волгоград Арене», где «домашней футбольной командой является ФК «Ротор», акцент делается не на привлечении доходов от билетной программы, а предполагается привлекать ряд целевых аудиторий на различные корпоративные мероприятия. В качестве целевых аудиторий в данном случае выделяются: корпоративные клиенты (промышленные и торговые предприятия, организации банковской сферы и другие); Семьи с высоким/средним уровнем достатка, в которых есть дети; участники праздничных мероприятий [1].

В целом, с учетом специфики расположения стадиона «Волгоград Арена» и востребованности площадей и паркинга, в плане агрегирования доходной части предлагается следующая структура статей предполагаемых доходов: аренда поля для различных мероприя-

сравнению с искусственным, и сезон становится короче, что ведет к потерям доходной части.

тий; продажа билетов в скайбоксы на массовые и культурные мероприятия; аренда площадей (в том числе под детские развлекательные центры, школы танцев и т. д.); аренда прилегающей к стадиону площади под различные торговые объекты; аренда парковок под организацию коммерческих стоянок автомобилей во внематчевый период; аренда скайбоксов между массовыми мероприятиями (под переговорные или год гостиницу «трансформер»); аренда рекламных поверхностей и нейминг стадиона [1].

Активизация всех составляющих доходной части требует организационных и маркетинговых усилий. Применительно, например, к стадиону «Ростов Арена» ситуация с формированием доходной представляется несколько иной. Это связано с высокой популярностью «домашней» футбольной команды ФК «Ростов» и иным расположением стадиона (на соседнем от г. Ростов-на-Дону берегу), что, например, не вызывает большого интереса к парковкам во вне-матчевого периода и период без массовых мероприятий.

В настоящее время в г. Ростове-на-Дону существуют различные площадки для проведения культурно-массовых мероприятий (табл. 1).

Рисунок 1 — Сравнительный анализ структуры расходов на содержание стадионов

«Ростов-Арена» и «Калининград»

Таблица 1 — Характеристика площадок для проведения массовых мероприятий

в г. Ростове-на-Дону

Название Вместимость, чел. Наличие специализированного оборудования

ARENA DON до 2500 частично

ДК «Ростсельмаш» до 1000 частично

Дом Офицеров малый зал — до 310, большой зал — до 1000 частично

Дворец спорта до 5000 частично

Областной Дом Народного Творчества до 700 частично

Конгресс-холл ДГТУ 1334 — посадочных мест, 1020 — мест в партере частично

КСК Экспресс до 2000 частично

Ростовский государственный музыкальный театр большой зал — до 1000, камерный зал — до 238 частично

Театр им. М. Горького большой зал — 1165 чел., малый зал — до 300 экспериментальная сцена — до 70 частично

ТЦ Галерея «АСТОР» (крыша) до 2000 частично

Существует большой запрос на различные массовые культурные и спортивные мероприятия, поэтому организация концертов, музыкальных и спортивных событий на новом стадионе представляется вполне оправданной и уже реализуется. В г. Ростове-на-Дону традиционно проводится порядка 500 бизнес-мероприятий: конференции, семинары, форумы, съезды, презентации. Количество посетителей мероприятий ежегодно увеличивается. Соответственно, площади стадиона также могут использоваться под проведение подобных событий.

В целом, в плане планируемых статей доходов для стадиона «Ростов Арена» с учетом его специфики выделяются следующие составляющие:

- доход от арендной платы за стадион при проведении мероприятий; доход от программы корпоративного гостеприимства на футбольных матчах и других мероприятиях (от продажи скай-боксов на футбольных матчах и других мероприятиях; от продажи бизнес-мест (У1Р-мест на трибунах с включенным в пакет отдельным входом на стадион, питанием и паркингом) на футбольных матчах);

- доход от проведения культурно-массовых мероприятий на стадионе (от проведения концертов и шоу в чаше (внутри) стадиона; от проведения корпоративных (деловых) мероприятий на стадионе (конференций, выставок и других мероприятий); от проведения иных культурно-массовых мероприятий на территории стадиона;

- доход от кейтеринга на мероприятиях; доход от рекламных партнеров стадиона (от нейминга стадиона (использования названия компании в названии стадиона); от традиционных рекламных партнеров стадиона;

- доход от сдачи в аренду помещений стадиона на протяжении отчетного года эксплуатации.

Расположение стадиона «Ростов Арена», возможность вовлечения его площадей и прилегающих территорий, а также популярность «домашнего» клуба вызывают отмеченную разницу в выстраивании перспективных статей дохода, по сравнению, например, со стадионом «Волгоград Арена». Планы по привлечению доходов «Ростов Арены» также предполагают существенных организационных и маркетинговых усилий.

Обсуждение

В плане характеристики деятельности стадиона относительно генерирования возможных доходов ряд исследователей склонны выделять схожие статьи, ранее названные нами, а именно: доходы от продажи абонементов, билетов, эксплуатации VIP-лож, нейминга, рекламных стендов, арендных платежей и доходов от различных вспомогательных мероприятий [5]. Подобная структуризация берет начало из практики функционирования стадионов за рубежом, преимущественно, в Европе, где давние футбольные традиции и локализовано сильнейшие футбольные клубы. В этом смысле интересным представляется рассмотреть существующий опыт привлечения доходов европейскими футбольными стадионами. Например, исследовательские данные компании Sport&Markt свидетельствуют о том, что сложилась и

По данным Европейской спортивной сети КПМГ большая вместимость стадиона дает ему большие возможности в плане предоставления различных

стала устойчивой практика, «согласно которой за годичный период на европейском футбольном стадионе проводятся порядка 26 матчей, не менее 2-3 концертов, порядка 5 соревнований по другим видам спортивных состязаний и не менее 14-15 деловых и конгрессных мероприятий» [5, 6]. Несмотря на большое количество подобных активной, спортивная составляющая приносит стадионам более 60 % всего объема генерируемых доходов, что, в первую очередь, связано с популярностью представленных на них футбольных клубов.

В зависимости от места расположения и инфраструктурных особенностей варьируется конкретная структура статей доходов каждого стадиона. Согласно существующим исследовательским данным стадионы ведут активную деятельность по приращению доходов (рис. 2).

услуг заинтересованным аудиториям [2]. Возможный максимальный перечень может выглядеть так: «услуги баров и ресторанов, услуги конференц-

Рисунок 2 — Направления привлечения доходов европейскими футбольными стадионами, % [6]

залов, услуги корпоративного гостеприимства, торговые точки, премиум места, торгово-развлекательные зоны, музей, автостоянка, гостиница, музыкальная арена, ночной клуб, офисы» [5]. Естественным образом, подобный развернутый перечень возможных к оказанию услуг требует наличия развитой инфраструктуры и спроса со стороны целевых аудиторий для потребления всего спектра данного обширного предложения.

Существенную роль в генерировании доходов стадионов может играть нейминг. Опираясь на европейский опыт, можно отметить, что эта статья доходов — титульное спонсорство спортивных арен — востребована и распространена. По данному показателю в функционировании европейских футбольных стадионов достаточно давно проявилась позитивная динамика (рис. 3).

120

100

80

60

40

20

2007

2008 2009 2010 2011

2012

2013

2014

2015

2016

Рисунок 3 — Доходы европейских футбольных стадионов от нейминга, млн евро (показатели 2013-2016 гг. определены экспертным путем) [7]

Если упомянуть успешный российский опыт нейминга, то можно сказать о стадионах «ВТБ Арена» и «Газпром Арена» в Санкт-Петербурге. Широкого движения в настоящее время данная практика не получила, в основном из-за меньшей популярности «домашних» футбольных клубов в городах локализации стадионов, а также отсутствия большого числа предприятий и организаций, имеющих возможности и устремления подобного рода. Тем более, что такая практика, помимо финансовых ресурсов, подразумевает наличие определенных традиций, которым в России еще предстоит сложиться.

Отметим также, что А. Сартори и Х. Нинхофф (эксперты Европейской спортивной сети КПМГ) изначально уделяют большое значение маркетинго-

вой деятельности на всех этапах планирования создания и начала функционирования стадиона. По сути, по их мнению, уже на фазе проекта необходимо понимать, на что ориентирован данный объект, как совместить в нем спортивную и чисто коммерческую составляющие и заложить базис дальнейших обновлений для обеспечения условий извлечения дохода на перспективу [4]. Данные специалисты также отмечают, что «стадионы строятся для проведения мегамероприятий в различных странах и городах, где внутренний футбольный рынок не очень развит, и в результате после проведения мероприятия эти спортивные объекты недостаточно используются, а в некоторых случаях практически простаивают» [4]. Можно согласится с тем, что такая ситуация

0

может быть характерна для функционирования ряда спортивных объектов в России и поэтому вопросы их адаптации к рыночным условиям работы спортивных объектов в конкретном регионе локализации стадиона в период после чемпионата мира по футболу являются значимыми. Осознание данного факта и принятие в практическую разработку положений Концепции населения чемпионата мира по футболу 2018 является значимым, но не решает проблему полностью. Необходима серьезная работа на местах для создания условий постоянного генерирования доходов данными объектами спортивной инфраструктуры.

Результаты

В работе российских стадионов, реконструированных или созданных к чемпионату мира по футболу и продолживших работу после его завершения, необходимо максимально учитывать существующий положительный опыт зарубежных, в частности, европейских футбольных стадионов в части формирования условий по получению доходов. В этом смысле желательно преобразовать стадион в точку притяжения не только спортивных, но и культурных, деловых, торговых и социально значимых проектов на регулярной основе.

Перспективным представляется объединение на данной площадке ведущих компаний, локализованных в регионе и крупных ритейлеров, а также, наряду с этим, создание условий для развития детского и юношеского спорта в зоне притяжения стадиона. Сам по себе стадион, как масштабный инфраструктурный проект, привлекает большое число людей, разнообразных аудиторий. Кроме того, объект изначально обладает площадями, которые можно использовать для различных доходобра-зующий мероприятий. Также данный спортивный объект возводится с учетом транспортной доступности или даже способствует развитию транспортной инфраструктуры. Отметим, однако, что единого рецепта успеха для всех рекон-

струированных или созданных футбольных стадионов, нет. Они обладают определенным разнообразием, разными по популярности и потенциалу базовыми футбольными клубами, различной локацией на территории города, определяющей востребованность парковок и помещений, предлагаемых предпринимателям в аренду; расположены в определенной конкурентной среде. Все это предполагает необходимость проведения серьезной работы по оценке конкурентной среды, востребованности в данных регионах различных спортивных и культурно-массовых, деловых мероприятий, проведении мероприятий по популяризации спортивного образа жизни, создании условий большей открытости данных объектов (без снижения уровня безопасности), что будет привлекать арендаторов и посетителей. Отмеченное направление предполагает осуществление серьезных маркетинговых исследований, которые позволят определить конкурентные преимущества футбольных стадионов и с опорой на полученные исследовательские данные правильно спланировать статьи генерирования доходов и условия привлечения целевых аудиторий.

Не менее сложный вопрос и управление расходами стадионов. Мировая практика указывает именно на высокую расходную часть, при этом проекты современных стадионов (построенных после 2000 г.), как правило, включают мобильные части, а также дополнительные возможности реконструкции, в то время как в российской практике таких примеров нет [10]. Более того, опыт управления столь крупными спортивными объектами все больше и чаще демонстрирует примеры скорее смены назначения, однако есть и успешные проекты по частичной эксплуатации [9]. Поскольку основным постоянным потребителем стадионов остаются именно футбольные команды и клубы [11], а интересы других потребителей — зрителей — носят более эпизодический характер, все

большую популярность набирает секторная эксплуатация стадионов, нивелирующую риски неуправляемого роста расходной части.

Выводы

Правильное планирование и определение условий для полноценной работы футбольных стадионов в России, функционирующих после проведения чемпионата мира по футболу объектов, предполагает трезвую оценку возможностей по привлечению доходов от матчевой и внематчевой деятельности. Такие возможности различны у футбольных стадионов, локализованных в разных городах России. Всем данным спортивным объектам целесообразно опираться в планировании собственной деятельности на существующий опыт европейских стадионов в части возможности генерирования доходов. Однако необходим маркетинговый анализ окружающей среды в месте локализации спортивного объекта, учет его объективных преимуществ и возможных слабых мест, проведение маркетинговых исследований по выявлению перспективных направлений деятельности «в привязке к местности и собственному потенциалу», что позволит правильно определить статьи доходов и расходов и обеспечить спортивному объекту успешное функционирование в виде многофункционального комплекса, сосредоточивающего в себе экономическую, культурную и социальную сферы жизни территории.

Библиографический список

1. Бизнес-план операционного использования стадиона «Волгоград Арена» на 2019-2024 гг. — Волгоград, 2018.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Европейские стадионы — 2011. Перспективы строительства и эксплуатации футбольных стадионов в Европе: исследование KPMG [Электронный документ]. — Режим доступа : ЬЦрУ/^^^ kpmg.com.

3. Концепция наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г., утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1520-р от 24.07.2018 [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://government.ru.

4. Сартори, А., Нинхофф, Х. Как построить хороший стадион: руководство пользователя [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www. kpmg.com.

5. Солнцев, И. В. Оценка стоимости больших спортивных арен (на примере футбольных стадионов) // Имущественные отношения в РФ. — 2013. — № 1 (126). — С. 64-83.

6. International Stadia operations survey // Sport+Markt. — 2011.

7. Naming Rights Report // Sport+Markt. — 2011.

8. Гидрометцентр России. Климат городов России [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://meteoinfo.ru/ klimatgorod.

9. Art Carden. Will A New Stadium Make Your City Richer? [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://www. forbes.com.

10. How Do Football Stadiums Make Money? [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://www.football-stadiums.co.uk.

11. Holeywell, R. When Teams Leave, What Do You Do With the Stadium? [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://www.governing.com.

Bibliographic list

1. Business plan of operational use of Volgograd arena stadium for 20192024. — Volgograd, 2018.

2. European stadiums — 2011. Prospects of construction and operation of football stadiums in Europe: KPMG study. [Electronic resource]. — Mode of access : http://www.kpmg.com.

3. Concept of heritage of world football championship FIFA 2018, ap-

proved by order of Government of Russian Federation № 1520-p from 24.07.2018 [Electronic resource]. — Mode of access : http://government.ru.

4. Sartori A., Niehoff, H. How to build a good stadium user guide [Electronic resource]. — Mode of access : http://www. kpmg.com.

5. Solntsev, I. V. Valuation of large sports arenas (on example of football stadiums) // Property relations in Russia. — 2013. — № 1 (126). — P. 64-83.

6. International Stadia operations survey // Sport+Markt. — 2011.

7. Naming Rights Report // Sport+ Markt. — 2011.

8. Hydrometeorological Center of Russia. Climate of Russian cities [Electronic resource]. — Mode of access : https://meteoinfo.ru/klimatgorod.

9. Art Carden. Will A New Stadium Make Your City Richer? [Electronic resource]. — Mode of access : https://www. forbes.com.

10. How Do Football Stadiums Make Money? [Electronic resource]. — Mode of access : https://www.football-stadiums.co.uk.

11. Holeywell, R. When Teams Leave, What Do You Do With the Stadium? [Electronic resource]. — Mode of access : https://www.governing.com.

Т. Б. Ерохина, Т. В. Пархоменко

МАРКЕТИНГОВЫЕ И ЛОГИСТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ

Аннотация

В статье представлено взаимодействие маркетинга и логистики на основе стратегии управления комплексом коммуникационных технологий; охарактеризован логистический путь формирования и развития коммуникационного процесса; обосновано, что любая степень насыщенности рынка может быть скорректирована медийными инструментами, имеющими возможность изменить поведение как хозяйствующих субъектов, так и конечных потребителей в бесконечном процессе удовлетворения их нужд и запросов.

Ключевые слова

Логистика, маркетинг, медийное пространство, потребитель.

T. B. Yerokhina, T. V. Parkhomenko

MARKETING AND LOGISTICS COMMUNICATIONS IN PROCESS OF PRODUCT DISTRIBUTION

Annotation

Article presents the interaction of marketing and logistics on basis of strategy of management of complex of communication technologies; characterizes the logistics way of formation and development of communication process; substantiates that any degree of saturation of market can be corrected by media tools that have the ability to change the behavior of both economic entities and end users in endless process of meeting their needs and demands.

Keywords

Logistics, marketing, media space, consumer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.