Научная статья на тему 'МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ'

МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеграция / компетентностный подход / профессиональная подготовка / учебно-воспитательный процесс / образовательные организации МВД России / integration / competence-based approach / professional training / educational process / educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.В. Калинин, А.А. Левченко, Д.О. Заречнев

В статье раскрываются направления решения проблемы интеграции различных образовательных систем. Уточнена сущность и содержание понятия интеграция в образовательном процессе. Выявлено сходство, различие и положительные стороны компетентностного и традиционного подходов. Представлена методика интеграции компетентностного обучения и профессиональной подготовки в образовательных организациях МВД России. Ее цель определена как личностно-профессиональное развитие будущего сотрудника полиции, для ее достижение выделены соответствующие структуры, формируемые в учебно-воспитательном процессе. Задачи исследования: формирование специализированных компетенций, раскрытие их особенности, содержания и области применения в соответствии со сферами правоохранительной деятельности. На основе интеграции обосновывается комплексное применение отечественных педагогических подходов и методов компетентностного обучения. Приведены результаты, подтверждающие эффективность предлагаемой методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С.В. Калинин, А.А. Левченко, Д.О. Заречнев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR IMPLEMENTING THE INTEGRATION OF THE COMPETENCE APPROACH AND PROFESSIONAL TRAINING IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MIA OF RUSSIA

The article reveals directions for solving the problem of integrating various educational systems. The baiscs and contents of the concept of integration in the educational process has been clarified. The similarities, differences and positive aspects of the competence-based and traditional approaches are revealed. The method of integration of competence-based education and professional training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia is presented. Its goal is defined as the personal and professional development of the future police officer; for its achievement, the corresponding structures are highlighted, formed in the educational process. The tasks highlight the formation of specialized competencies, disclose their features, contents and areas of application in accordance with the spheres of law enforcement. On the basis of integration, the complex application of natinoal pedagogical approaches and methods of competence learning is substantiated. The results are presented that confirm the effectiveness of the proposed method.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ»

УДК 379.634:371

Kalinin S.V., senior teacher, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: info@buimvd.ru

Levchenko A.A., senior teacher, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: info@buimvd.ru

Zarechnev D.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia),

E-mail: info@buimvd.ru

METHODOLOGY FOR IMPLEMENTING THE INTEGRATION OF THE COMPETENCE APPROACH AND PROFESSIONAL TRAINING IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MIA OF RUSSIA. The article reveals directions for solving the problem of integrating various educational systems. The baiscs and contents of the concept of integration in the educational process has been clarified. The similarities, differences and positive aspects of the competence-based and traditional approaches are revealed. The method of integration of competence-based education and professional training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia is presented. Its goal is defined as the personal and professional development of the future police officer; for its achievement, the corresponding structures are highlighted, formed in the educational process. The tasks highlight the formation of specialized competencies, disclose their features, contents and areas of application in accordance with the spheres of law enforcement. On the basis of integration, the complex application of natinoal pedagogical approaches and methods of competence learning is substantiated. The results are presented that confirm the effectiveness of the proposed method.

Key words: integration, competence-based approach, professional training, educational process, educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

С.В. Калинин, ст. преп., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, Е-mail: info@buimvd.ru

А.А. Левченко, ст. преп., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, Е-mail: info@buimvd.ru

Д.О. Заречнев, канд. пед. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, Е-mail: info@buimvd.ru

МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАЦИИ

КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

В статье раскрываются направления решения проблемы интеграции различных образовательных систем. Уточнена сущность и содержание понятия интеграция в образовательном процессе. Выявлено сходство, различие и положительные стороны компетентностного и традиционного подходов. Представлена методика интеграции компетентностного обучения и профессиональной подготовки в образовательных организациях МВД России. Ее цель определена как личностно-профессиональное развитие будущего сотрудника полиции, для ее достижение выделены соответствующие структуры, формируемые в учебно-воспитательном процессе. Задачи исследования: формирование специализированных компетенций, раскрытие их особенности, содержания и области применения в соответствии со сферами правоохранительной деятельности. На основе интеграции обосновывается комплексное применение отечественных педагогических подходов и методов компетентностного обучения. Приведены результаты, подтверждающие эффективность предлагаемой методики.

Ключевые слова: интеграция, компетентностный подход, профессиональная подготовка, учебно-воспитательный процесс, образовательные организации МВД России.

В России Болонская система образования была принята в 2003 году, но реформирование образования продолжается, и сегодня нет однозначных мнений, в какой степени она эффективна, каковы перспективные пути ее внедрения, в частности в ведомственных образовательных организациях. То, что система образования нуждалась и нуждается в совершенствовании, ни у кого не вызывает сомнений. Вот только нет окончательного ответа, как и какие реформы приведут к положительному результату, в какой степени подходит опыт европейских стран, особенно для специализированных образовательных организаций. С учетом многолетнего опыта обучения и воспитания в образовательных организациях МВД России и анализа сущностных характеристик Болонской системы разработана методика интеграции компетентностного подхода и профессиональной подготовки, что определяет актуальность данной работы.

О возможности интеграции идей образования Запада и Востока с целью преодоления мирового образовательного кризиса говорят работы М.С. Ашило-вой, В.И. Паршикова, Т.А. Рубанцовой и др. Проблемы интеграции российского образования в мировое образовательное пространство в контексте Болонского процесса рассмотрены А.А. Вербицким, И. Гретченко, Б.Л. Вульфсоном, И Г Тимошенко и др. В то же время в современных исследованиях вопросы интеграции в ведомственных образовательных организациях раскрыты не в полной мере. Для решения поставленной проблемы интеграции в рамках контекстного подхода необходимо уточнить особенности данной категории и специфику ее реализации в юридических институтах МВД России, что возможно только при сохранении всего ранее накопленного положительного опыта.

В общенаучном плане понятие интеграция в различных науках определяется как способ взаимодействия различных областей знаний при наличии у них общих целей, системы исследовательских методов и средств. Интеграция в образовании соответствует общенаучным подходам и может быть представлена как процесс, в результате которого создается новая образовательная система, связывающая в единое и неразрывное целое ранее автономные отдельные элементы и компоненты, решающие задачи обучения и воспитания. В более широком понимании интеграцию в образовании следует рассматривать как способ выявления и конструирования иерархических связей между педагогическими системами; путь, обеспечивающий создание целостной системы; средство разработки новых педагогических методов обучения и воспитания; направление, которое раскрывает принципы и закономерности в развитии образовательных систем; метод исследования процессов в образовательной сфере деятельности [1, с. 106].

В предлагаемой методике цель определена как личностно-профессиональ-ное развитие будущего сотрудника полиции, что соответствует педагогической

парадигме, в которой предполагается преобразование человека из самоорганизующейся в саморазвивающуюся личность [2, с. 20]. В связи с этим из структур личности выделяются системообразующие компоненты, которые определяют характер деятельности, отношений и обеспечивают развитие, а именно когнитивные, эмотивные и конативные.

Для процесса интеграции в методики учитывались их существенные особенности, которые можно определить следующим образом. Когнитивные - определяют познавательные процессы, обеспечивают получение общекультурных и профессиональных знаний, а также развитие творческого мышления и способностей будущих сотрудников полиции. Эмотивные функции характеризуют степень развития эмоциональной сферы личности обучаемых, их морально-психологических качеств, основа которых должны определяться сформированной внутренней мотивацией на эффективную правоохранительную деятельность. Конативные функции являются основой для выполнения профессиональной деятельности и в методике включают приобретение практических методов, навыков и опыта решения задач в правоохранительной сфере.

Для учёта особенностей учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях МВД России и интеграции различных образовательных систем выделены следующие требования: комплексность и системность подходов при решении проблем правоохранительной деятельности; объективность и однозначность представлений о содержании процесса интеграции; наглядность протекания педагогических процессов и простота их оценивания; возможность прогнозирования и внесения корректив в содержание учебно-воспитательного процесса [3, с. 62].

Задачами в методике интеграции компетентностного подхода и профессиональной подготовки выделено формирование специализированных компетенций будущих сотрудников полиции, которые включают общекультурные и профессиональные качества. Профессиональные компетенции характеризуются прочной системой профессиональных знаний, умений, навыков, владением методами и опытом решения практических правоохранительных задач, а также сформированными ценностными ориентациями, способностями, личностно-профессио-нальными качествами [4, с. 91].

Содержательные особенности специализированных компетенций обучаемых будущих сотрудников классифицируются следующим образом:

1) когнитивные - проявляются в образовательных и творческих способностях;

2) конативные - формируются через развитие способностей и проявляются через готовность к самостоятельной деятельности и рефлексии; 3) эмотивные -самооценка и саморазвитие профессионально важных качеств; 4) ценност-

но-смысловые - ценности и потребности правоохранительной деятельности; 5) коммуникативные - определяют характер адаптируемости, взаимодействия и согласованности действий; 6) методологические - освоение профессиональных методик; 7) специально-профессиональные - специализированные для конкретной профессиональной функции; 8) исследовательские - умения синтезировать, анализировать и диагностировать профессиональные процессы.

Эти компетенции реализуются в следующих областях правоохранительной деятельности: оперативной, служебной, познавательной, социальной, педагогической, творческой, общественной, аналитической, культурно-досу-говой. Такой объем правоохранительной деятельности требует реализации в учебно-воспитательном процессе образовательных организаций МВД России системно-комплексного подхода для интеграции различных образовательных систем, имеющих различные исторические пути развития и включающие целый комплекс разнообразных организационных, методических и дидактических компонентов.

Сравнение основных концептуальных положений компетентностного подхода и профессиональной подготовки позволяет выявить их сходство и различие. Анализ основных характеристик образовательных процессов в рассматриваемых системах показывает наличие достаточного количества общих основ, таких так знания, умения, навыки (традиционный и компетентностный подходы), владение способами и опытом профессиональной деятельности (профессиональные компетенции и профессиональная подготовка), умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию (развивающее обучение), формирование личностно-профессиональных качеств, таких как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности (общекультурные компетенции и качества, формируемые в воспитательном процессе) [5, с. 60].

Следовательно, сравнение особенностей компетентностного и профессионального подходов показывает их сущностную идентичность, различие нельзя считать принципиальными, они проявляются лишь в структурных и временных особенностях обучения; определении уровня достижения определенных степеней - бакалавр, магистр; сроках подготовки специалистов; формулировании образовательных задач в категориях компетенций; отсутствии категорий воспитательного процесса в компетентностном подходе.

Данные положения свидетельствуют о том, что для внедрения компетентностного подхода в образовательные организации МВД России имеется достаточно отечественных научно-педагогических методик. Поэтому в методике, основанной на принципе интеграции, выделены и реализуются в комплексе следующие отечественные подходы: синергетический, контекстный, личностно ориентированный, деятельностный, а также отечественные методы, обеспечивающие формирование специализированных компетенций: имитационные, проблемные, деятельностные, адаптивные, развивающие игровые (деловые, организационные, ролевые, психодраммы) [6, с. 65]. Из зарубежных методов следует выделить тренинговые: рефлексии, эмпатии, интеллектуальные, идентификации; психодиагностические: формализованные (тесты-опросники, трансактового анализа); малоформализованные (контент-анализ, рефлексивные); проектные: исследовательские, информационные, творческие, диагностики; дискуссионные: диалоговые, полилоговые, партнерские, переговорные; релаксационные: медитация, релаксация, техника погружения.

Специфическими методами саморегуляции, обеспечивающими подготовку сотрудников к решению профессиональных задач в чрезвычайных обстоятельствах, связанных с риском для здоровья и жизни, являются следующие: снятие стресса, психологического напряжения и создание боевого транса; активизация профессиональной готовности к освоению профессии и самосовершенствованию; освоение техник и приемов выполнения рациональной правоохранительной деятельности.

При интеграции образовательных систем в этих методах реализуются следующие основные направления формирования специализированных компе-

тенций будущих сотрудников: обеспечение профессионального и личностного развития; согласование процессов формирования общекультурных компетенций и воспитательного процесса; формирование личности в качестве субъекта социально значимой деятельности и общественно-полезной индивидуальности; приобретение субъективного опыта решения практических правоохранительных задач; системность и комплексность реализации методов обучения, воспитания и развития.

Процесс интеграции требует также применять диагностические методы компетентностного подхода, в частности методику определения ценностных ожиданий; интервью событийно-поведенческого характера; технику описательных заключений [7, с. 188]. Данные методики имеют принципиальные отличия от традиционных, например, позволяют определять уровень сформированности компетенций и накопленный профессиональный опыт; оценивать степень развития ценностных ориентаций; учитывать индивидуальные особенности и интересы обучаемых, отслеживать уровни и динамику формирования профессионально-личностных качеств сотрудников.

В интегрированной образовательной деятельности существует потребность в применении мониторинга педагогического процесса, это связано с тем, что требуется оценить целостную систему показателей из значительного количества образовательных функций, определяемых компетентностным подходом. В системе образовательных организаций МВД РФ объектами мониторинга определяются следующие: эффективность учебной и воспитательной деятельности; организационное, методическое, научное и техническое обеспечение образовательного процесса; личностно-профессиональные качества обучаемых; деятельность преподавательского и руководящего состава; уровень сформированности педагогических коллективов и учебных групп. Для реализации мониторинга в его состав должны быть включены: документальное описание мониторинга в учебной, методической и нормативной документации; учебно-методический комплекс, включающий все виды контроля и оценки уровней сформированности компетенций; специальные контрольно-оценочные средства, для каждой дисциплины - циклограмма, карта успеваемости, структурно-логическая схема, технологическая матрица, паспорт дисциплины; критерии оценки уровней сформиро-ванности компетенций, включающие аксиологические, когнитивные, эмотивные и конативные компоненты, которые должны учитывать как процесс образования, так и самообразования будущих сотрудников.

Таким образом, для придания образовательному процессу прикладного характера реализуется контекстный подход, обеспечивающий непосредственную связь теории с профессиональной деятельностью. Развитию внутренней мотивации на правоохранительную деятельность способствует внедрение синергети-ческого подхода. Формирование обучаемого как субъекта социально значимой деятельности и общественно-полезной индивидуальности осуществляется интеграцией антропоцентрической и социоцентрической модели воспитания.

Эффективность предлагаемой методики подтверждена опытно-экспериментальной работой, для проведения которой были созданы контрольная (60 курсантов) и экспериментальная (60 курсантов) группы. Результаты эксперимента, позволяющие определить уровни личностно-профессионального развития будущих сотрудников полиции по когнитивному, эмотивному и конативному критериям, представлены в табл. 1.

Оценка достижения заданных уровней проводилась по результатам учебно-воспитательного процесса, разработанным анкетам, квалиметрическим характеристикам, стандартизированным тестам, а также методами компетентност-ного подхода.

Анализ данных, приведенных в табл., показывает, что рост в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, по когнитивному критерию составил 29%, по эмотивному - 30%, по конативному - 31%. Статистическая значимость результатов была оценена по критерию «хи - квадрат», табличное значение которого составляла 6,0, а до эксперимента - 0,31, а после - 13,5, что подтверждает статистическую достоверность полученных данных.

Таблица 1

Количественные показатели уровней сформированности специализированных компетенций

Критерии Показатели уровней Контрольная группа Экспериментальная группа

Количество по уровню развития

до после до после

Когнитивный низкий 26 (43,3%) 22 (36,6%) 24 (39,96%) 0 (0%)

средний 30 (50%) 36 (59,9%) 30 (50%) 42 (69,9%)

высокий 4 (6,7%) 4 (6,7%) 6 (10%) 18 (30%)

Эмотивный низкий 22 (36,6%) 18 (30%) 22 (36,6%) 0 (0%)

средний 32 (53,3%) 36 (59,9%) 32 (53,3%) 44 (73,3%)

высокий 6 (10%) 6 (10%) 6 (10%) 16 (26,6%)

Конативный низкий 20 (33,3%) 14 (23,3%) 24 (40%) 0 (0%)

средний 36 (59,9%) 40 (66,6%) 32 (53,3%) 50 (83,3%)

высокий 4 (6,7%) 6 (10%) 4 (6,7%) 10 (16,7%)

Таким образом, методика интеграции компетентностного подхода и профессиональной подготовки позволяет построить новую образовательную систему, реализующую положительные стороны каждой из них, и формировать

Библиографический список

заданные специализированные компетенции через сформулированную цель как личностно-профессиональное развитие будущего сотрудника полиции, так и реализацию процессов обучения, воспитания и развития.

1. Жунусова К.С. Интеграция содержания образования как средство реализации компетентностного подхода в образовании. Педагогическая наука и практика. Вестник «врлеуи-kst 2015: 102 - 106.

2. Федулов Б.А. Проблема смены педагогической парадигмы в новых социокультурных условиях. Педагогический университетский вестник Алтая. 2000; № 2: 20.

3. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении: научно-методическое пособие. Москва: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека 2013.

4. Левченко А.А., Федулов Б.А. Факторы, определяющие чрезвычайные ситуации социального характера, и их влияние на деятельность ОВД. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2016; № 16-2: 197 - 199.

5. Дубова М.В. Компетентностный подход среди современных педагогических подходов в системе общего образования. Интеграция образования. Мордовский государственный пединститут имени М. Е. Евсеева. № 1, 2010: 59 - 62.

6. Федулов Б.А., Рудченко В.Д., Пегарева Л.Б. и др. Применение развивающих игр в личностно ориентированном педагогическом процессе. Барнаул, 2010.

7. Калинин С.В., Левченко А.А., Федулов Б.А. Формирование профессиональных компетенций, обеспечивающих личную безопасность сотрудников полиции при выполнении служебных обязанностей. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2018; № 18-2: 89 - 91.

References

1. Zhunusova K.S. Integraciya soderzhaniya obrazovaniya kak sredstvo realizacii kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. Pedagogicheskaya nauka i praktika. Vestnik «6rley»-kst. 2015: 102 - 106.

2. Fedulov B.A. Problema smeny pedagogicheskoj paradigmy v novyh sociokul'turnyh usloviyah. Pedagogicheskij universitetskij vestnik Altaya. 2000; № 2: 20.

3. Hutorskoj A.V. Kompetentnostnyj podhod v obuchenii: nauchno-metodicheskoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo «'Ejdos»; Izdatel'stvo Instituta obrazovaniya cheloveka 2013.

4. Levchenko A.A., Fedulov B.A. Faktory, opredelyayuschie chrezvychajnye situacii social'nogo haraktera, i ih vliyanie na deyatel'nost' OVD. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami. 2016; № 16-2: 197 - 199.

5. Dubova M.V. Kompetentnostnyj podhod sredi sovremennyh pedagogicheskih podhodov v sisteme obschego obrazovaniya. Integraciya obrazovaniya. Mordovskij gosudarstvennyj pedinstitut imeni M. E. Evseeva. № 1, 2010: 59 - 62.

6. Fedulov B.A., Rudchenko V.D., Pegareva L.B. i dr. Primenenie razvivayuschih igr v lichnostno orientirovannom pedagogicheskom processe. Barnaul, 2010.

7. Kalinin S.V., Levchenko A.A., Fedulov B.A. Formirovanie professional'nyh kompetencij, obespechivayuschih lichnuyu bezopasnost' sotrudnikov policii pri vypolnenii sluzhebnyh obyazannostej. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami. 2018; № 18-2: 89 - 91.

Статья поступила в редакцию 19.09.20

УДК 78.071.2 (045)

Kobozeva I.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Mordovian State Pedagogical Institute n.a. M.E. Evsevjev (Saransk, Russia),

E-mail: kobozeva_i@mail.ru

Chinyakova N.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Mordovian State Pedagogical Institute n.a. M.E. Evsevjev (Saransk, Russia),

E-mail: chinyakova-n@yandex.ru

Borisov V.O., MA students, Head of Piano Department; teacher of Highest Qualification Category, MBU DO "VDSHI n.a. L.N. Holod"

(Vyyezdnoye, Nizhny Novgorod Region, Russia), E-mail: vladimirborisov004@gmail.com

PROBLEM OF EMOTIONAL DEVELOPMENT OF MUSICAL PERFORMANCE IN STUDENTS. In modern society, new requirements for music education are defined. Today, it is important to take into account the social situation of personal development of students of all ages, when the wide impact of the information society changes the nature of human communication, the complex relationship of information, knowledge, activity and psychological development. The authors concluded that one of the areas of pedagogical activity in the field of music education is the development of emotions among students, the identification of substantive and procedural foundations that ensure the effective development of emotionality among students in musical performance. The work updated the structure and contents of the concept of "emotionality of students in musical performance", which is represented by a combination of personal, knowledge, emotional-sensory and activity components that ensure the effectiveness of its development in the musical and educational process. The work uses methods of theoretical analysis of the scientific literature on the studied problem (study and critical analysis of the scientific literature, systematization, modeling of the pedagogical process and its individual components). The obtained results show that successful training in musical performance is provided by reasonable content, which includes emotional and technical components, as well as using methodological techniques that imply the inclusion of students in creative musical and performing activities filled with personal content.

Key words: emotions, emotionality, personality, music education, music, musical performance.

И.С. Кобозева, д-р педагогических наук, проф., Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск,

E-mail: kobozeva_i@mail.ru

Н.И. Чинякова, канд. пед. наук, доц., Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск,

E-mail: chinyakova-n@yandex. ru

В.О. Борисов, магистрант, зав. отделением фортепиано, преп., МБУ ДО «ВДШИ имени Л.Н. Холод», р.п. Выездное,

E-mail: vladimirborisov004@gmail.com

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВУ

Статья подготовлена при поддержке сетевого гранта между МГПИ и ЮУрГГПУ по теме «Научно-методическое сопровождение процесса подготовки бакалавров к культурно-просветительской деятельности в ходе освоения музыкальных дисциплин».

В условиях современного общества определены новые требования к музыкальному образованию. Сегодня важно учитывать социальную ситуацию личностного развития учащихся всех возрастов, когда широкое воздействие информационного общества меняет характер коммуникации человека, сложное соотношение информации, знаний, деятельности и психологического развития. Авторы пришли к выводу, что одним из направлений педагогической деятельности в сфере музыкального образования является развитие эмоций у обучающихся, выявление содержательно-процессуальных основ, обеспечивающих эффективное развитие эмоциональности у обучающихся музыкальному исполнительству. В работе актуализирована структура и содержание понятия «эмоциональность обучающихся музыкальному исполнительству», которое представляется совокупностью личностного, знаниевого, эмоционально-чувственного и деятельностного компонентов, обеспечивающих результативность ее развития в музыкально-образовательном процессе. В исследовании использовались методы теоретического анализа научной литературы по изучаемой проблеме (изучение и критический анализ научной литературы, систематизация, моделирование педагогического процесса и его отдельных компонентов). Полученные результаты показали, что успешное обучение музыкальному исполнительству обеспечивается обоснованным содержанием, которое включает эмоционально-образную и техническую составляющие, а также использованием методических приемов, предполагающих включенность обучающихся в наполненную личностным содержанием творческую музыкально-исполнительскую деятельность.

Ключевые слова: эмоции, эмоциональность, личность, музыкальное образование, музыка, музыкальное исполнительство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.