Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прикладная физическая подготовка / студенческая молодежь / учебно-воспитательный процесс / физическое воспитание / активные методы обучения / образовательные организации. / applied physical training / student youth / educational process / physical education / active teaching methods / educational organizations.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д. В. Гайдук, В. М. Зуев, В. А. Морозов, Б. А. Федулов

Статья посвящена раскрытию проблемы повышения эффективности проведения занятий по прикладной физической подготовке. Цель статьи – выявить особенности организации и проведения занятий в различных образовательных организациях. В статье уточняется сущность и содержание понятия «прикладная физическая подготовка». Обоснованы факторы, определяющие особенности организации данного вида занятий и формы их проведения. Раскрыт общий подход к организации прикладной физической подготовке, и конкретизируются особенности для образовательной организации культуры и юридического института, для которых выделены особенности, цель, задачи и направления реализации. Определены наиболее эффективные группы активных методов, обеспечивающих повышение качества проведения занятий, которые внедрены в учебно-воспитательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Д. В. Гайдук, В. М. Зуев, В. А. Морозов, Б. А. Федулов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF APPLIED PHYSICAL PREPARATION IN THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF RUSSIA

The article studies disclosure of the problem of increasing the effectiveness of conducting classes in applied physical training. The task of the article is to identify the features of the organization and conduct of classes in various educational organizations. The article clarifies the essence and content of the concept of applied physical preparation. The factors that determine the organization of this type of occupation and the form of their conduct are substantiated. A general approach to the organization of applied physical training is disclosed, and features for the educational organization of culture and the legal institute are specified, for which features, purpose, objectives and directions of implementation are highlighted. The most effective groups of active methods have been identified that provide an increase in the quality of classes that are embedded in the educational process.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ»

Библиографический список

1. Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода: лекция в слайдах: авторская версия. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

2. Балыхин r.A. Заинтересованность граждан в непрерывном образовании следует рассматривать как социальное явление. Аккредитация в образовании. 2012; № 5 (57): 20 - 23.

3. Вербицкий A.A., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. Москва: Логос, 2009.

4. Худовердова C.A., Сабельникова-Бегашвили H.H., Дамианова Е.В. Использование результатов исследований профессиональных компетенций педагогов в совершенствовании качества системы дополнительного профессионального образования. Стандарты и мониторинг в образовании. 2019; Т. 7, № 2: 55 - 60.

5. Жарикова Л.И. Heпрeрывноe образование как социальный институт. Мир науки, культуры, образования. 2010; № 4-1 (23): 220 - 222.

6. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: учебное пособие. Воронеж: Издательство HПO «МОДЭК», 2008.

7. Панова ОА Формирование правовой компетентности педагогов современной школы. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2002.

8. Сапрыкина H.H. Развитие правовой компетентности руководителя образовательного учреждения в системе повышения квалификации. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Оренбург, 1999.

9. Хуторской AE. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования. Высшее образование в России. 2017; № 12 (218): 85 - 91.

2. Царегородцева О.С. Развитие педагогической этики учителя как фактор повышения эффективности образовательного процесса в школе. Диссертация . кандидата педагогических наук. Москва, 2010.

References

1. Bajdenko V.I. Kompetencii: k osvoeniyu kompetentnostnogo podhoda: lekciya v slajdah: avtorskaya versiya. Moskva: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004.

2. Balyhin G.A. Zainteresovannost' grazhdan v nepreryvnom obrazovanii sleduet rassmatrivat' kak social'noe yavlenie. Akkreditaciya v obrazovanii. 2012; № 5 (57): 20 - 23.

3. Verbickij A.A., Larionova O.G. Lichnostnyj i kompetentnostnyjpodhody v obrazovanii. Problemy integracii. Moskva: Logos, 2009.

4. Hudoverdova S.A., Sabel'nikova-Begashvili N.N., Damianova E.V. Ispol'zovanie rezul'tatov issledovanij professional'nyh kompetencij pedagogov v sovershenstvovanii kachestva sistemy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Standarty i monitoring v obrazovanii. 2019; T. 7, №: 55 - 60.

5. Zharikova L.I. Nepreryvnoe obrazovanie kak social'nyj institut. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2010; № 4-1 (23): 220 - 222.

6. Zeer 'E.F. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya vrannejyunosti: uchebnoe posobie. Voronezh: Izdatel'stvo NPO «MOD'EK», 2008.

7. Panova O.A. Formirovanie pravovoj kompetentnosti pedagogov sovremennoj shkoly. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2002.

8. Saprykina N.N. Razvitie pravovoj kompetentnosti rukovoditelya obrazovatel'nogo uchrezhdeniya v sisteme povysheniya kvalifikacii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orenburg, 1999.

9. Hutorskoj A.V. Metodologicheskie osnovaniya primeneniya kompetentnostnogo podhoda k proektirovaniyu obrazovaniya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2017; № 12 (218): 85 - 91.

2. Caregorodceva O.S. Razvitie pedagogicheskoj 'etiki uchitelya kak faktor povysheniya 'effektivnosti obrazovatel'nogo processa v shkole. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2010.

Статья поступила в редакцию 27.04.20

УДК 379.634:371

Gayduk D.V., senior teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: Gaiduk.dan@yandex.ru

Zuev V.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: altaik@mail.ru

Morozov V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia),

E-mail: info@buimvd.ru

Fedulov B.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: fedulovb@mail.ru

FEATURES OF APPLIED PHYSICAL PREPARATION IN THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF RUSSIA.

The article studies disclosure of the problem of increasing the effectiveness of conducting classes in applied physical training. The task of the article is to identify the features of the organization and conduct of classes in various educational organizations. The article clarifies the essence and content of the concept of applied physical preparation. The factors that determine the organization of this type of occupation and the form of their conduct are substantiated. A general approach to the organization of applied physical training is disclosed, and features for the educational organization of culture and the legal institute are specified, for which features, purpose, objectives and directions of implementation are highlighted. The most effective groups of active methods have been identified that provide an increase in the quality of classes that are embedded in the educational process.

Key words: applied physical training, student youth, educational process, physical education, active teaching methods, educational organizations.

Д.В. Гайдук, ст. преп., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: Gaiduk.dan@yandex.ru В.М. Зуев, канд., пед., наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: altaik@mail.ru В.А. Морозов, канд. пед. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: info@buimvd.ru Б.А. Федулов, д-р пед. наук, проф., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: fedulovb@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ

Статья посвящена раскрытию проблемы повышения эффективности проведения занятий по прикладной физической подготовке. Цель статьи - выявить особенности организации и проведения занятий в различных образовательных организациях. В статье уточняется сущность и содержание понятия «прикладная физическая подготовка». Обоснованы факторы, определяющие особенности организации данного вида занятий и формы их проведения. Раскрыт общий подход к организации прикладной физической подготовке, и конкретизируются особенности для образовательной организации культуры и юридического института, для которых выделены особенности, цель, задачи и направления реализации. Определены наиболее эффективные группы активных методов, обеспечивающих повышение качества проведения занятий, которые внедрены в учебно-воспитательный процесс.

Ключевые слова: прикладная физическая подготовка, студенческая молодежь, учебно-воспитательный процесс, физическое воспитание, активные методы обучения, образовательные организации.

В современных социально-культурных условиях приобретает особое значение реализация возможностей физической культуры в процессе подготовки студенческой молодежи к конкретной профессиональной деятельности. В этой связи рассмотрение проблемы соотношения средств физической культуры и

учебной деятельности в образовательных организациях, реализующих конкретную профессиональную подготовку, является актуальной темой.

Исследованиям, раскрывающим влияние физической культуры на становление личности профессионала, посвящено достаточно большое количество

научных работ Основными из них можно выделить труды, раскрывающие проблемы применения различных физических упражнений и видов спорта в качестве средств прикладной физической культуры, которые раскрыты В.И. Ильичом, РТ. Раевским и др. Особенностям реализации прикладной физической культуры на основе базовых психологических свойствах личности посвящены работы Е.А. Остапенко, Г В. Пономаревой, В.С. Ежкова и др. Однако большинство работ концентрируются на раскрытии особенностей узкоспециализированных профессий и реализуют традиционные методы обучения. Поэтому существует потребность, с одной стороны, в общем подходе к данному вопросу и в то же время конкретизировать применение современных активных методов для различных направлений подготовки специалистов, с другой.

В статье рассматривается общий подход к организации прикладной физической подготовки, и выявляются особенности для конкретных профессиональных специальностей, в частности для образовательной организации культуры, на примере актерского мастерства и юридического института - на примере сотрудников правоохранительной деятельности.

В общепринятом понимании прикладная физическая подготовка определяется как избирательно применяемые и специально-направленные методы и средства физической культуры в учебно-воспитательном процессе, обеспечивающим подготовку специалистов к конкретной профессиональной деятельности. Ее цель - повышение эффективности и обеспечение успешности производственных процессов, в реально возможных условиях.

Прикладная физическая подготовка является специализированным видом физического воспитания, который реализуется в соответствии с особенностями и требованиями профессий, подготовка к которым осуществляется в различных образовательных организациях. Рассматривая термин «прикладная», следует подчеркнуть специфическую профилированность части физической культуры применительно к конкретной профессиональной специализации.

В качестве основных задач прикладной физической подготовки для студенческой молодёжи следует выделить следующие: формирование знаний по прикладной физической подготовке; усвоение умений, навыков, реализуемых в прикладной физической подготовке; воспитание физических профессионально ориентированных качеств; овладение методами самообразования и самовоспитания прикладных качеств и способностей.

Информация о ее значении, особенностях организации и проведении изучается на различных видах аудиторных занятий, на которых также раскрываются знания закономерностей и принципов, обеспечивающих достижение и поддержание работоспособности в конкретной профессиональной деятельности. Решение задачи по усвоению прикладных умений и навыков обеспечивает на высоком методическом уровне отработку специфических способов и видов действий в профессиональной деятельности и их безопасность.

Для каждой профессиональной группы выделяются свойственные ей прикладные физические качества, которые формируются специфическими формами и методами на занятиях по прикладной физической подготовке. Прикладная физическая подготовка предполагает процесс самообразования как самостоятельное овладение знаниями по прикладной физической культуре, а также самовоспитание, под которым подразумевается целенаправленная и планомерная работа над собой в целях самосовершенствования своих профессиональных качеств [1, с. 46]. Владение методами самообучения и самовоспитания прикладным способностям и умениям обеспечивается реализацией следующих методов: самоанализ, самоубеждение, самовнушение, самообязательство, самокритика, самопринуждение, самопознание. Такой подход реализует современную педагогическую парадигму, которая предполагает синергетический подход, обеспечивающий преобразование человека из самоорганизованной системы в саморазвивающуюся [2, с. 20].

Формирование специальных качеств с помощью прикладной физической подготовки возможно не только специально подобранными упражнениями, но и на занятиях прикладными видами спорта, которые способствуют так называемой неспецифической адаптации человека, повышают приспособляемость к различным неблагоприятным условиям, работоспособность, обеспечивают устойчивость к различного рода инфекциям.

Практическая реализация целевых установок прикладной физической подготовки реализуется в тесной взаимосвязи с общей физической подготовкой, которая является ее основой, но также следует учитывать, что только реализацией раздела учебной дисциплины «Физическая культура» невозможно обеспечить специальную подготовку к конкретной профессии.

Очевидно, что прикладная физическая подготовка будет эффективной, если она опирается на достаточную общефизическую подготовленность обучаемых, поэтому следует для различных специальностей учитывать необходимое соотношение общей и прикладной физической подготовки, которое будет различным для каждой образовательной организации [3, с. 132].

Наибольшее различие будет в подготовке специалистов гуманитарных наук и представителей, проходящих подготовку для силовых структур. Представители гуманитарных профессий в определенной степени ограниченно нуждаются в прикладной физической подготовке, в то же время, например, для специальностей правоохранительной деятельности соотношение выделяемого учебного времени значительно увеличивается в пользу прикладной. Эта подготовка имеет широкий параметр направлений деятельности и выделяется в

самостоятельный раздел, отражающий прикладной характер дисциплины «Физическая культура».

В ходе учебного процесса уровень подготовленности студенческой молодежи по разделу «Прикладная физическая подготовка» контролируется специальными нормативами, что имеет принципиальное значение для их физического развития и сохранения здоровья. Обычно эти нормативы отличаются у обучаемых различных образовательных организаций и даже в одной и той же организации могут иметь отличия для факультетов. Степень подготовленности по прикладной физической подготовке оценивается отдельно от общей физической подготовленности.

Организация физической подготовки в образовательных организациях предполагает проведение специализированных занятий как в учебное, так и внеучебное время. Для этого в обычных учебных группах могут выделяться специализированные учебные подгруппы по прикладной физической подготовке, а в спортивных - учебные подгруппы по прикладным и игровым видам спорта. Следует подчеркнуть значение применения на занятиях по прикладной физической подготовке развивающих игр, которые способствуют проявлению у занимающихся положительных эмоций, создают устойчивую внутреннюю мотивацию на личностное развитие, обеспечивают прочное закрепление личностно-професси-ональных качеств [4, с. 202].

Среди факторов, определяющих содержание прикладной физической подготовки, основными являются следующие: характер и условия трудовой деятельности, особенности видов трудовой деятельности для различных специализаций, организация труда и отдыха, специфические особенности трудовых процессов, влияющих на работоспособность, утомляемость и заболеваемость.

В качестве форм прикладной физической культуры в большинстве образовательных организациях используются занятия в специальных секциях, самостоятельные занятия по прикладным видам спорта, различные соревнования и другие спортивно-массовые мероприятия.

Учитывая, что каждая профессиональная деятельность предъявляет к каждому специалисту специфические нормы требований к его физическим данным, психическим качествам, существует необходимость профилирования процесса прикладной физической подготовки в различных образовательных организациях.

Рассмотрим особенности в организации прикладной физической подготовки на примерах института культуры и юридического института, где эта подготовка наиболее различается. В частности, в качестве особенности такой подготовки со студентами института культуры следует выделить то, что физическое воспитание ставит своей целью не только укрепление здоровья студентов, но и повышение уровня их общей физической и психологической подготовленности, обеспечение высокой работоспособности и творческой активности.

В качестве основных задач для творческих образовательных организаций выделяются такие, которые реализуются в профессиональной деятельности (пластичность движений, выразительность, вдохновение, творчество) и обеспечивают гармоничное развитие личности. Прикладная физическая подготовка при определении методики занятий по гимнастике, легкой атлетике разрабатывается по индивидуальной программе. Содержание включает страховку и самостраховку, например, при выполнении упражнений по акробатике, при отработке балансирования и равновесия, шпагатов, упражнений на вращение, кувырков, различных стоек._

Основными направлениями прикладной физической подготовки в институте культуры выделяются следующие: изучение специальных знаний по прикладной физической подготовке и успешной их реализации при освоении творческих профессий; формирование физических навыков и способностей, характерных для творческих специальностей; развитие профессионально-волевых качеств, творческого мышления, эмоциональной устойчивости, образного и логического восприятия, устойчивого внимания, повышение функциональной устойчивости; совершенствование умений, навыков и владение методиками, необходимыми для творческой и художественной деятельности. Перечисленные направления конкретизируются с учетом особенностей уровня развития каждого студента и периода обучения.

В юридических институтах прикладная физическая подготовка существенно отличается от других образовательных организаций, что обусловлено спецификой выполняемых задач в правоохранительной сфере деятельности. Эта деятельность связана с высокой социальной значимостью и ответственностью, так как значительная роль в обеспечении общественного порядка и безопасности принадлежит органам внутренних дел, призванным, в соответствии с Конституцией РФ, защищать права и свободы граждан, обеспечивать законность, правопорядок и общественную безопасность [5, с. 198]. В связи с этим к сотруднику полиции предъявляются повышенные требования, он должен обладать высоким уровнем нравственных и физических качеств, поэтому целью прикладной подготовки в юридических институтах является развитие не только общих физических качеств, но и прикладных, которые обеспечивают успешное выполнение профессиональных задач, в том числе с применением физической силы, специальных средств и тактики применения боевых приёмов в борьбе с преступностью.

В качестве основных задач прикладной физической подготовки для курсантов юридических институтов определены следующие: подготовка будущих сотрудников полиции к выполнению функций, возложенных на сотрудников правоохранительной сферы; способность реализации приемов обеспечения про-

Таблица 1

Анализ физического развития и состояния здоровья обучаемых на занятиях по прикладной физической подготовке

№ Показатели / уровни Количество достигших уровней в %

Контрольная группа Экспериментальная группа

1 2 3 4 5 1 2 3 4 5

1 Сердечные сокращений (уд/мин.) 55 1 5 10 20 0 25 1 0 15 35 15

2 Артериальное давление (мм. рт. ст.) 45 2 5 10 20 0 15 1 0 15 35 25

3 Жизненный индекс 36 1 4 11 21 10 24 19 19 24 36

4 Проба Штанге (сек.) 54 1 6 9 19 0 26 9 14 34 15

5 Проба Генчи (сек.) 45 2 5 10 20 0 15 1 0 15 35 25

6 Индекс Гарвардского степ-теста 35 1 5 10 20 10 25 2 0 20 25 35

7 Проба Серкина 55 1 5 10 20 0 25 1 0 15 35 15

8 Индекс Скибиньской 35 1 5 10 20 10 25 2 0 20 25 35

9 Проба Ромберга (сек.) 45 2 5 10 20 0 15 1 0 15 35 25

10 Эффективность иммунной системы 55 1 5 10 20 0 25 1 0 15 35 15

фессиональной и личной безопасности при выполнении служебно-боевых задач; выработка умений и навыков применения мер силового принуждения к нарушителям правопорядка с соблюдением требований законодательства; отработка практических действий в служебном коллективе в условиях наличия больших физических и психологических нагрузок; развитие общих физических и психологических качеств [6, с. 58].

Основными направлениями, обеспечивающими решение задач прикладной физической подготовки в юридических институтах выделены следующие: применение адекватных форм и методов обучения, реализация профессиональной направленности прикладной физической подготовки; постоянное совершенствование профессионального мастерства преподавательского состава и реализация передового опыта обучения; приближение содержания занятий по прикладной физической подготовке к реальным условиям профессиональной деятельности; постоянный мониторинг качества подготовки обучаемых и уровня их физического состояния.

Профессиональная прикладная подготовка включает следующие разделы: а) приемы задержания правонарушителей и обеспечение личной безопасности сотрудников полиции, б) приемы ускоренного передвижения при преследовании и задержании преступников, в) тактику применения физической силы и спецсредств при выполнении служебных задач в условиях чрезвычайных ситуаций [7, с. 159]. Следовательно, успешная постановка физического воспитания зависит от комплексного решения проблем как общего физического развития, так и формирования прикладных умений и навыков.

Исследование совершенствования процесса прикладной физической подготовки с целью повышения ее эффективности осуществлялось на основе реализации синергетического, личностно ориентированного и компетентност-ного подходов с учетом особенностей ее проведения в современных условиях. Наиболее оптимальными были выявлены и внедрялись следующие активные методы: соревновательный метод, круговой тренировки, повторных подходов, интервальный, сопряженного воздействия, расчленено-конструктивный, целостного конструктивного упражнения, а также конкурс профессионального

Библиографический список

мастерства, занятия с применением затрудняющих условий, игровые ролевые спортивные игры.

Для проверки эффективности выявленных инноваций в процессе прикладной физической подготовки были выделены контрольная и экспериментальная группы по тридцать обучаемых в каждой. В экспериментальной группе реализо-вывались активные методы при проведении занятий, в контрольной группе занятия проводились по традиционной системе подготовки. Оценка эффективности проводилась по анализу состояния здоровья и физического развития в течение учебного года, результаты приведены в табл 1.

Анализ полученных результатов показывает достаточно высокий рост всех показателей по уровню здоровья, физического развития и сформированности прикладных профессиональных качеств в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Так, в большей степени возросли показатели, выявленные по пробам Генчи, Штанге и Гарвардскому тесту, которые свидетельствуют о росте возможностей дыхательной, сердечно сосудистой систем и общей физической активности обучаемых. Оценка проводилась по 10 пунктам, минимальный рост составил 25%, максимальный - 45%. Таким образом, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты подтвердили эффективность подхода по совершенствованию занятий по прикладной физической подготовке со студенческой молодежью в различных образовательных организациях.

В заключение следует отметить, что в условиях возрастания требований к общему профессиональному уровню специалистов прикладная физическая подготовка является одной из основ поддержания и совершенствования специальных компетенций, определяющих формирование личности профессионала. Учитывая важность выделяемого вида подготовки, в любой образовательной организации ей должно уделяться серьезное внимание, и требуется ее постоянное совершенствование, в связи с чем для преподавательского состава актуализируется задача по проведению исследований в данной области. Таким образом, процесс обучения, организованный с учетом предлагаемого подхода, реализует межкафедральные связи, обеспечивает необходимый уровень прикладной физической подготовки студентов согласно их профессиональному предназначению.

1. Ковалев А.Г Психология личности. Москва: Издательство «Просвещение», 1965.

2. Федулов Б.А. Проблема смены педагогической парадигмы в новых социокультурных условиях. Педагогическое образование на Алтае. Барнаул, 2000; № 2.

3. Максимович В.А., Коледа В.А., Городилин С.К. Организационно-методическое обеспечение физического воспитания студентов на основе видов двигательной активности. Гродно: ГрГУ, 2012.

4. Федулов Б.А., Рудченко В.Д., Пегарева Л.Б. и др. Применение развивающих игр в личностно ориентированном педагогическом процессе: монография. Барнаул: АлтГАКИ, 2010.

5. Левченко А.А., Федулов Б.А. Факторы, определяющие чрезвычайные ситуации социального характера, и их влияние на деятельность ОВД. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: материалы XIV Международной научно-практической конференции. Под редакцией А.А. Андреева. Барнаул: БЮИ МВД России, 2016; Ч. 2.

6. Мартынов А.П. Самостоятельная физическая подготовка курсантов и слушателей вузов МВД России. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017; Т. 36: 57 - 60.

7. Хальзов В.И., Кропанов А.С. Физическое воспитание в системе профессиональной подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012; № 2 (54).

References

1. Kovalev A.G. Psihologiya lichnosti. Moskva: Izdatel'stvo «Prosveschenie», 1965.

2. Fedulov B.A. Problema smeny pedagogicheskoj paradigmy v novyh sociokul'turnyh usloviyah. Pedagogicheskoe obrazovanie na Altae. Barnaul, 2000; № 2.

3. Maksimovich V.A., Koleda V.A., Gorodilin S.K. Organizacionno-metodicheskoe obespechenie fizicheskogo vospitaniya studentov na osnove vidov dvigatel'noj aktivnosti. Grodno: GrGU, 2012.

4. Fedulov B.A., Rudchenko V.D., Pegareva L.B. i dr. Primenenierazvivayuschih igrvlichnostnoorientirovannompedagogicheskomprocesse: monografiya. Barnaul: AltGAKI, 2010.

5. Levchenko A.A., Fedulov B.A. Faktory, opredelyayuschie chrezvychajnye situacii social'nogo haraktera, i ih vliyanie na deyatel'nost' oVd. Aktual'nyeproblemybor'bysprestupleniyami i inymipravonarusheniyami: materialy XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod redakciej A.A. Andreeva. Barnaul: BYul MVD Rossii, 2016; Ch. 2.

6. Martynov A.P. Samostoyatel'naya fizicheskaya podgotovka kursantov i slushatelej vuzov MVD Rossii. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyjzhurnal«Koncept». 2017; T. 36: 57 - 60.

7. Hal'zov V.l., Kropanov A.S. Fizicheskoe vospitanie v sisteme professional'noj podgotovki kursantov obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2012; № 2 (54).

Статья поступила в редакцию 20.04.20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.