Научная статья на тему 'Формирование способности выпускника осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования при реализации программы магистратуры, направленность (профиль) «Правовое образование»'

Формирование способности выпускника осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования при реализации программы магистратуры, направленность (профиль) «Правовое образование» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная компетентность / образование / интеграция знаний / умений и навыков / правоприменение / нормы законодательства / проектная деятельность / professional competence / education / integration of knowledge / skills / law enforcement / legislation / project activities.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е. А. Терещенко, Е. А. Иванченко

В статье анализируется специфика формирования компетенций, обусловливающих востребованность и конкурентоспособность педагогического работника на рынке образовательных услуг. Выявление указанных факторов позволяет оптимизировать содержание учебного плана и, соответственно, обеспечить выпускнику способность осуществлять профессиональную деятельность в соответствующих областях и сферах профессиональной деятельности. В исследовании использовались теоретические методы, направленные на выявление особенностей формирования профессиональных компетенций у выпускников магистерской программы 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Правовое образование» (обобщение, систематизация, сравнение) и эмпирические методы получения и обработки полученных результатов – тестирование по методике диагностики карьерных ориентаций Э. Шейна и методике определения мотивации к успеху Т. Элерса). В результате исследования были выявлены факторы, оказывающие непосредственное влияние на формирование профессиональных компетенций. Ими выступает целый комплекс обусловливающих друг друга социальных, экономических и правовых причин, рассмотренных в статье. Успешность профессиональной деятельности в системе образования на современном этапе предполагает обладание уникальным интегрированным знанием, органично сочетающим в себе педагогические и юридические профессиональные компетенции, позволяющие в процессе образовательной деятельности совершать грамотное правоприменение, а также ориентироваться в институтах образовательного права – новой отрасли юридического знания, регламентирующей деятельность образовательных организация разного типа. Практическая значимость исследования заключается в эффективном использовании сформированных профессиональных компетенций в образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е. А. Терещенко, Е. А. Иванченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE GRADUATE’S ABILITY TO CARRY OUT PROFESSIONAL ACTIVITIES IN ACCORDANCE WITH THE NORMATIVE LEGAL ACTS IN THE FIELD OF EDUCATION IN THE IMPLEMENTATION OF THE MASTER’S PROGRAM, DIRECTION (PROFILE) “LEGAL EDUCATION”

The article analyzes specifics of formation of competencies that determine the demand and competitiveness of a teacher in the market of educational services. The identification of these factors allows to optimize the content of the curriculum and, accordingly, provide the graduate with the ability to carry out professional activities in the relevant fields and areas of professional activity. The study used theoretical methods aimed at identifying the features of professional competence formation in graduates of the master’s program 44.04.01 Pedagogical education (profile) “Legal education” (generalization, systematization, comparison) and empirical methods of obtaining and processing the results obtained – testing by the method of diagnosing career orientations of E. Shane and the method of determining motivation for success of T. Ehlers). As a result of the study of the features of the formation of professional competencies, factors that have a direct impact on their formation were identified. They are a whole set of mutually determining social, economic and legal reasons discussed in the article. The success of professional activities in the educational system at the present stage involves the possession of a unique integrated knowledge organically combine the pedagogical and legal professional competence, enabling the training to perform competent law enforcement, and to navigate the educational institutions of law – a new branch of legal knowledge, regulating activity of educational organization different type. The practical significance of the research lies in the effective use of the formed professional competencies in educational activities.

Текст научной работы на тему «Формирование способности выпускника осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования при реализации программы магистратуры, направленность (профиль) «Правовое образование»»

При производстве полевых дешифровочных, а также и топографо-геодези-ческих работ следуют постоянно поддерживать связь с другими членами полеводческой бригады.

Основная работа с целью дальнейшего создания или обновления тематических карт, обследования пунктов государственной геодезической сети, а также межевания земельных участков и т.д. всегда была необходима и будет в будущем выполняться с выходом на полевые работы. Поэтому специалистам, выполняющим полевые топографо-геодезические работы, необходимо тренировать и развивать в себе физические качества, а главное - быть выносливыми и адаптированными к полевым работам.

Проведенный авторами опрос среди обучающихся Новосибирского техникума геодезии и картографии и Сибирского государственного университета геосистем и технологий показал следующие результаты. На вопрос «Как вы считаете, нужна ли физическая подготовка в проведении полевых топогра-фо-геодезических и дешифровочных работ?» - 80% обучающихся ответили,

Библиографический список

что считают это необходимым, 20% - необязательным. На вопрос «Согласны ли вы с тем, что развитие общей выносливости помогает при выполнении полевых топографо-геодезических и дешифровочных работ?» - 55% опрошенных полностью согласились, 45% частично согласились. В вопросе «Будучи специалистами в области геодезии и смежных с нею наук, хотите ли посвятить свою жизнь в работе в полевых условиях» - 40% обучающихся ответили, что хотели бы работать больше в полевых условиях, 60% ответили, что им больше подходит работа в офисе.

С появлением современных средств модернизируются и технологии процессов полевых работ, что способствует уменьшению объема работ в поле. Поэтому неудивительно, что большая часть респондентов предпочтение в последнем вопросе опроса отдали работе в офисе. Однако про полевые работы умалчивать не нужно, и, как подчеркивают результаты опроса, большая часть опрошенных отвечает, что все же выносливость и физическая подготовка необходимы в производстве полевых топографо-геодезических и дешифровочных работ

1. Щербаков В.С. Развитие общей выносливости у младших школьников, занимающихся лыжными гонками. Здоровье нации - наша забота: сборник статей по материалам 10-й региональной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. Тюмень, 2016.

2. Алиев М.Н., Гаджимурадова РТ. Воспитание общей выносливости младших школьников. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Волгоград, 2010; № 9 (53): 90 - 95.

3. Щербак А.П. Энциклопедия физической культуры ребенка. Физические качества. Выносливость. Дошкольное воспитание. 2019; № 12: 56 - 61.

4. Бичурин С.А. Организация геодезических работ Студент и аграрная наука: материалы Х Всероссийской студенческой научной конференции, Уфа: Башкирский ГАУ 2016: 198 - 200.

5. Григорьев А.Е. Топографическая съемка парка Александра Матросова. Инновационная наука. 2015; № 11.

6. Валиева Э.Э. Разбивка пикетажа при строительстве автомобильной дороги в Северо-Комсомольском месторождении. Вестник современных исследований. 2018: 80 - 82.

7. Мельников А.А. Безопасность жизнедеятельности с основами экологии: учебное пособие. Москва: МИИГАиК, 2015.

8. Шумаев К.Н., Сафонов А.Я., Миллер Т.Т. Геодезия. Охрана труда при ведении топографо-геодезических работ: методические указания к проведению учебных и производственных практик. Красноярск: КГАУ 2017.

9. Гук П.Д. Технология создания карт фототопографическими методами. Новосибирск, 1990.

10. Денисова В.В. Аэрофотосъемка. Молодежь и научно-технический прогресс: сборник Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Белгород: БГТУ имени В.Г Шухова, 2015; Т. 1.

11. Засядько К.И., Невзорова Е.В., Вонаршенко А.П. Формирование психофизиологической устойчивости к воздействию перегрузок маневрирования у пилотов методами физической подготовки. Вестник Тамбовского университета. 2017; Т. 22, Выпуск 2: 375 - 381.

12. Малышева Е.В., Засядько К.И., Гулин А.В. Принципы исследования степени адаптации организма летчика к условиям полета. Вестник ТГУ. 2011; Т. 16, Выпуск 5.

13. Головина Л.А. Дешифрирование аэрокосмической информации: практикум. Новосибирск: СГУГиТ, 2019.

References

1. Scherbakov V.S. Razvitie obschej vynoslivosti u mladshih shkol'nikov, zanimayuschihsya lyzhnymi gonkami. Zdorov'e nacii - nasha zabota: sbornik statej po materialam 10-j regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov, magistrantov i aspirantov. Tyumen', 2016.

2. Aliev M.N., Gadzhimuradova R.T. Vospitanie obschej vynoslivosti mladshih shkol'nikov. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Volgograd, 2010; № 9 (53): 90 - 95.

3. Scherbak A.P. 'Enciklopediya fizicheskoj kul'tury rebenka. Fizicheskie kachestva. Vynoslivost'. Doshkol'noe vospitanie. 2019; № 12: 56 - 61.

4. Bichurin S.A. Organizaciya geodezicheskih rabot. Student i agrarnaya nauka: materialy H Vserossijskoj studencheskoj nauchnoj konferencii, Ufa: Bashkirskij GAU, 2016: 198 - 200.

5. Grigor'ev A.E. Topograficheskaya s'emka parka Aleksandra Matrosova. Innovacionnaya nauka. 2015; № 11.

6. Valieva 'E.'E. Razbivka piketazha pri stroitel'stve avtomobil'noj dorogi v Severo-Komsomol'skom mestorozhdenii. Vestniksovremennyh issledovanij. 2018: 80 - 82.

7. Mel'nikov A.A. Bezopasnost'zhiznedeyatel'nosti s osnovami 'ekologii: uchebnoe posobie. Moskva: MIIGAiK, 2015.

8. Shumaev K.N., Safonov A.Ya., Miller T.T. Geodeziya. Ohrana trudaprivedeniitopografo-geodezicheskihrabot: metodicheskie ukazaniya k provedeniyu uchebnyh i proizvodstvennyh praktik. Krasnoyarsk: KGAU, 2017.

9. Guk P.D. Tehnologiya sozdaniya kart fototopograticheskimimetodami. Novosibirsk, 1990.

10. Denisova V.V. A'erofotos'emka. Molodezh' i nauchno-tehnicheskij progress: sbornik Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchenyh. Belgorod: BGTU imeni V.G. Shuhova, 2015; T. 1.

11. Zasyad'ko K.I., Nevzorova E.V., Vonarshenko A.P. Formirovanie psihofiziologicheskoj ustojchivosti k vozdejstviyu peregruzok manevrirovaniya u pilotov metodami fizicheskoj podgotovki. Vestnik Tambovskogo universiteta. 2017; T. 22, Vypusk 2: 375 - 381.

12. Malysheva E.V., Zasyad'ko K.I., Gulin A.V. Principy issledovaniya stepeni adaptacii organizma letchika k usloviyam poleta. Vestnik TGU. 2011; T. 16, Vypusk 5.

13. Golovina L.A. Deshifrirovanie a'erokosmicheskojinformacii: praktikum. Novosibirsk: SGUGiT, 2019.

Статья поступила в редакцию 13.04.20

УДК 378.1

Tereshchenko E.A., Cand. of Sciences (Jurisprudence), Head of Department, Law Institute, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia),

E-mail: elena-tereshhenk@yandex.ru

Ivanchenko Ye.A., Cand. of Sciences (Jurisprudence), senior lecturer, Law Institute, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia),

E-mail: kvi-elena@yandex.ru

FORMATION OF THE GRADUATE'S ABILITY TO CARRY OUT PROFESSIONAL ACTIVITIES IN ACCORDANCE WITH THE NORMATIVE LEGAL ACTS IN THE FIELD OF EDUCATION IN THE IMPLEMENTATION OF THE MASTER'S PROGRAM, DIRECTION (PROFILE) "LEGAL EDUCATION". The article analyzes specifics of formation of competencies that determine the demand and competitiveness of a teacher in the market of educational services. The identification of these factors allows to optimize the content of the curriculum and, accordingly, provide the graduate with the ability to carry out professional activities in the relevant fields and areas of professional activity. The study used theoretical methods aimed at identifying the features of professional competence formation in graduates of the master's program 44.04.01 Pedagogical education (profile) "Legal education" (generalization, systematization, comparison) and empirical methods of obtaining and processing the results obtained - testing by the method of diagnosing career orientations of E. Shane and the method of determining motivation for success of T. Ehlers). As a result of the study of the features of the formation of professional competencies, factors that have a direct impact on their formation were identified. They are a whole set of mutually determining social, economic and legal reasons discussed in the article. The success of professional activities in the educational system at the present stage involves the possession of a unique integrated knowledge organically combine the pedagogical and legal professional competence, enabling the training to perform competent law enforcement, and to navigate the educational institutions of law - a new branch of legal knowledge, regulating activity of educational organization different type. The practical significance of the research lies in the effective use of the formed professional competencies in educational activities.

Key words: professional competence, education, integration of knowledge, skills, law enforcement, legislation, project activities.

Е.А. Терещенко, канд. юрид. наук, зав. каф. правовой культуры и защиты прав человека Юридического института Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь, E-mail: elena-tereshhenk@yandex.ru

Е.А. Иванченко, канд. юрид. наук, доц., Юридический институт Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь, E-mail: kvi-elena@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СООТВЕТСТВИИ С НОРМАТИВНЫМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ, НАПРАВЛЕННОСТЬ (ПРОФИЛЬ) «ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

В статье анализируется специфика формирования компетенций, обусловливающих востребованность и конкурентоспособность педагогического работника на рынке образовательных услуг Выявление указанных факторов позволяет оптимизировать содержание учебного плана и, соответственно, обеспечить выпускнику способность осуществлять профессиональную деятельность в соответствующих областях и сферах профессиональной деятельности. В исследовании использовались теоретические методы, направленные на выявление особенностей формирования профессиональных компетенций у выпускников магистерской программы 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Правовое образование» (обобщение, систематизация, сравнение) и эмпирические методы получения и обработки полученных результатов - тестирование по методике диагностики карьерных ориентаций Э. Шейна и методике определения мотивации к успеху Т. Элерса). В результате исследования были выявлены факторы, оказывающие непосредственное влияние на формирование профессиональных компетенций. Ими выступает целый комплекс обусловливающих друг друга социальных, экономических и правовых причин, рассмотренных в статье. Успешность профессиональной деятельности в системе образования на современном этапе предполагает обладание уникальным интегрированным знанием, органично сочетающим в себе педагогические и юридические профессиональные компетенции, позволяющие в процессе образовательной деятельности совершать грамотное правоприменение, а также ориентироваться в институтах образовательного права - новой отрасли юридического знания, регламентирующей деятельность образовательных организация разного типа. Практическая значимость исследования заключается в эффективном использовании сформированных профессиональных компетенций в образовательной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, образование, интеграция знаний, умений и навыков, правоприменение, нормы законодательства, проектная деятельность.

Тематика профессиональной компетентности работника системы образования по своему смысловому содержанию актуальна и неисчерпаема для исследователя, что обусловлено существованием различных научных подходов к самому понятию «образование», определяющим его многоаспектность.

По нашему убеждению, образование должно рассматриваться и как определенное социальное явление, уникальный психолого-педагогический феномен, и как социальный институт, и как система социальных связей, экономических и правовых отношений.

Вопросы профессиональной компетентности являются предметом анализа педагогических наук, а также права, социологии и психологии. Профессиональный компетентностный подход затрагивают в своих работах В.И. Байденко [1], Г.А. Балыхин [2], A.A. Вербицкий [3], Е.В. Дамианова [4], Л.И. Жарикова [5], Э.Ф. Зеер [6], О.А. Панова [7], Н.Н. Сабельникова-Бегашвили [4], Н.Н. Сапрыкина [8], С.А. Худовердова [4], A.B. Хуторской [9] и др.

В исследовании использовались теоретические методы, направленные на выявление особенностей формирования профессиональных компетенций у выпускников магистерской программы 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Правовое образование» (обобщение, систематизация, сравнение) и эмпирические методы получения и обработки полученных результатов (анкетирование и интервьюирование более 100 педагогических работников образовательных организаций разного типа Северо-Кавказского федерального округа и 6 юристов, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере образовательного права; тестирование по методике диагностики карьерных ориентаций Э. Шейна и методике определения мотивации к успеху Т. Элерса).

В результате исследования особенностей формирования профессиональных компетенций были выявлены факторы, оказывающие непосредственное влияние на этот процесс. Ими выступает целый комплекс обусловливающих друг друга социальных, экономических и правовых причин. По результатам проведенного исследования были сформулированы выводы, которые мы предлагаем к обсуждению широкой научной общественности.

Отличительной приметой образовательной среды настоящего времени выступает острая необходимость в профессиональных кадрах, уникально сочетающих в себе педагогические знания, умения и навыки с профессиональными компетенциями, позволяющими одновременно успешно осуществлять правоприменительную деятельность.

Сейчас область нормативного регулирования, в которую погружена образовательная организация любого типа, практически безбрежна. Любая должность, в функционал которой входят хоть какие-то организационно-распорядительные полномочия, предусматривает правовую компетентность в большом количестве нормативных актов разных уровней законодательства.

Руководитель образовательной организации и его заместители, каждый в рамках закрепленного направления работы, обязаны заниматься управленческой деятельностью в образовательной, воспитательной, научной, хозяйственной сферах, в полном объеме зная и неукоснительно соблюдая требования действующего законодательства, т.е. проявляя должную правовую компетентность.

Очень изящным и лаконичным с точки зрения смыслового содержания нам кажется определение правовой компетентности, предложенное Н.Н. Сапрыкиной

в своей диссертации, как «единство признаков: готовность к правовой деятельности, правовое мышление, способность к правовой деятельности» [8, с. 74].

В свою очередь, нам сложно согласиться с мнением О.А. Пановой, акцентирующей внимание на субъективной составляющей правовой компетентности - жизненном опыте личности [7, с. 22]. Правильность и целесообразность до сих пор существующей российской практики назначения на должность руководителя (особенно это характерно для общеобразовательных организаций) наиболее опытного и авторитетного педагога кажется нам сомнительной. Авторы глубоко убеждены, что способность к правовой деятельности базируется исключительно на приобретенных профессиональных знаниях о правоприменении в системе образования и умении эти знания адекватно применять, где под адекватностью мы подразумеваем соответствие совершаемых действий законодательно установленным основаниям; правильный выбор действия из альтернативных; сознательное и соответствующее установление объема предпринимаемых мер; понимание характера правовых последствий своих решений и действий.

Мнения оппонентов данной точки зрения мы не могли не учесть в данной публикации: на страницах периодической печати встречаются высказывания о том, что для нормального функционирования образовательной организации достаточно или иметь в ее штате высококвалифицированного юриста, или обращаться за юридической помощью в Министерство образования своего субъекта федерации. Некоторая доля справедливости в данном мнении есть, но до тех пор, пока не представишь тот объем вопросов правового характера, с которыми приходится ежедневно сталкиваться образовательной организации, вот лишь малая толика из них: организация итоговой государственной аттестации и учебной работы в целом; соответствие требованиям системы оценки качества образования; организация совместной работы с органами государственной власти, в том числе правоохранительными, правозащитными организациями, средствами массовой информации; организация и поддержание безопасной информационной среды; сопровождение несовершеннолетних, пользующихся повышенной социальной защитой; материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с требованиями действующего законодательства и тому подобные вопросы, к перечню которых мы будем постоянно обращаться по мере изложения материала.

Острая потребность в специалистах с набором профессиональных компетенций, позволяющих реализовывать активное и грамотное правоприменение в образовательном процессе, обусловило открытие в образовательных организациях высшего образования магистерской программы 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Правовое образование».

Реализуемый образовательный продукт, предлагаемый к изучению в рамках данной магистерской программы, невозможно категорично отнести ни к области юридического знания, ни к области педагогического. Приобретаемые знания, умения и навыки органически взаимосвязаны настолько, что изначально юридические институты доводятся до обучаемого уже преломленными в плоскости педагогической, образовательной деятельности. Окончив обучение, выпускник магистерской программы 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Правовое образование» получает четкое представление об алгоритме разрешения многих профессиональных задач в полном соответствии с действующим законодательством. Спектр данных задач настолько широк, что

в рамках одной статьи осветить их все просто не представляется возможным, рассмотрим отдельные из них, в свое время факты неудовлетворительного их разрешения образовательными организациями получили широкий общественный резонанс в средствах массовой информации.

Во-первых, выпускник программы получает твердые знания о том, как должна быть организована криминологическая безопасность образовательной организации, состоящая из таких элементов, как внутренняя профилактическая работа с обучаемыми, система охраны, в том числе пропускной режим, а также индивидуальная работа с обучаемым.

В контексте проблемы предотвращения противоправного поведения для приобретения необходимых профессиональных компетенций студентам магистратуры читается ряд учебных дисциплин, формирующих представление о формах девиантного и преступного поведения несовершеннолетних, а также формах и правовых основах сотрудничества с иными субъектами профилактической работы с детьми и подростками, в частности такие дисциплины, как «Ювенальное право», «Актуальные проблемы уголовного права» и т.д.

У студента магистратуры последовательно формируется стойкое убеждение в том, что согласно действующему российскому законодательству и нормам международного права создание и поддержание безопасности окружающего пространства, в котором протекает образовательный процесс, - прямая обязанность образовательной организации, которую недопустимо перекладывать в зону ответственности иных субъектов.

Во-вторых, в рамках магистерской программы детально изучаются тончайшие правовые нюансы основания дисциплинарной, административной, уголовной ответственности педагогических работников, ведь судебная практика по данному вопросу так разнообразна и неоднозначна, что иной раз вызывает затруднения у юристов - практических работников, специализирующихся в данной сфере.

Но если вопросы административной и уголовной ответственности педагогов более-менее урегулированы законодательством и исследованы Верховным судом РФ в обобщениях судебной практики, категория «нарушение профессиональной (педагогической) этики» вызывает многочисленные споры на страницах специальной литературы и затруднения у педагогических кадров в оценке действий, находящихся на грани этической нормы.

Так, О.С. Царегородцева предлагает следующее определение педагогической этики: «...это совокупность норм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных или сопряжённых с педагогической деятельностью; наука, изучающая происхождение и природу, структуру, функции и особенности проявления морали в педагогической деятельности; профессиональная нравственность педагога» [10, с. 120]. Отдавая должное стройности конструкции предложенной автором дефиниции, нельзя не отметить, что с точки зрения судебной перспективы, объяснять оценочную по своей смысловой природе категорию «этичности» через не менее оценочную категорию «нравственности» - это тупик для института правосудия.

Анализ судебной практики показал, что нарушения этических норм должны вызвать непосредственные, объективно существующие последствия в виде нарушения прав обучаемых, закрепленных и гарантируемых законом, и только в таких случаях данные нарушения могут выступать основанием дисциплинарной ответственности педагогического работника.

Тема психического насилия, такая проблематичная в педагогической практике, подробно рассматривается студентами магистратуры в процессе освоения учебной дисциплины «Права ребенка и формы их защиты в российском законодательстве», что позволяет обучаемым сформировать твердую, полностью согласующуюся с законом позицию по вопросам правовой оценки большого числа спорных вопросов, например, таких: является ли шантажом, достаточным для квалификации как психическое насилие, неоднократные угрозы довести до сведения родителей информацию о неудовлетворительных результатах работы обучаемого; критика, признаваемая необоснованной и способной вывести несовершеннолетнего из душевного равновесия; основания для оценки требований, предъявляемых к обучаемому, как чрезмерных и не соответствующих его возрасту и т.п. вопросов, свободное ориентирование в которых составляет правовую компетентность педагогического работника.

В-третьих, продолжающийся процесс дифференциации и индивидуализации образовательных технологий открывает для нас еще один аспект правовой компетентности педагогических кадров - знание нормативных основ работы с отдельными категориями обучаемых: обучаемые с отклонениями в развитии; особые дети; обучаемые, для которых русский язык не является родным; одаренные дети и т.д.

Организация образовательного процесса с подобными категориями настолько специфична, что предполагает в рамках магистерской программы 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Правовое образование» углубленное изучение положений законодательства и отдельных программ, регулирующих социальное сопровождение как инновационную семей-но-сберегающую технологию, а также нормативных основ реализации права на семейное образование и самообразование.

Четвертым аргументом в пользу востребованности магистерской программы выступают актуальные проблемы использования в деятельности образовательной организации цифровой образовательной среды. Выступая безусловным благом, новым эволюционным этапом процесса образования, цифровые образовательные технологии одновременно несут в себе тот противоправный потенциал, который, по мнению авторов, не позднее, чем через 5 - 7 лет (а при увеличении объема бюджетного финансирования системы образования через 2 - 3 года), обусловит самое распространенное основание для предъявления иска к образовательной организации - неправомерное использование объектов интеллектуальной собственности.

В контексте данного прогноза профессиональная подготовка для российской системы образования специалистов, владеющих профессиональными компетенциями, позволяющими организовать правомерное создание и использование цифровой среды и образовательного контента - настоятельная объективная необходимость, именно поэтому в рамках магистерской программы 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Правовое образование» уделяется повышенное внимание вопросам защиты объектов интеллектуального права в рамках изучения таких учебных дисциплин, как «Цифровые технологии в науке и образовании», «Права человека в информационном обществе», «Актуальные проблемы российского частного права» и некоторых других.

Пятый аспект, определяющий уникальность магистерской программы, обусловлен попытками широкого внедрения проектного управления в образовательных организациях как механизма перевода их деятельности в плоскость большей эффективности. Мы недаром употребили слово «попытки»: широкой практикой данное внедрение назвать затруднительно, проектное управление пока реализуется только крупными образовательными организациями, но следует констатировать, что это начало процесса, которому суждено стать необратимым и предопределить в будущем формы сотрудничества многих образовательных организаций.

Данное утверждение базируется на объективных причинах, которые мы условно назовём «маркерами прогноза» развития системы образования, среди которых следует диагностировать увеличение в геометрической прогрессии числа субъектов, желающих приобрести уникальный, непосредственно разработанный с учетом специфики их деятельности образовательный продукт; быструю потерю образовательным продуктом - разработанной программой, курсом или проектом качества уникальности через очень непродолжительное время; видя успешность реализации продукта, на рынке образовательных услуг появятся его «близнецы» - программы, курсы или проекты, реализуемыми организациями-конкурентами.

Оперативность разработки и реализации нового образовательного продукта станет основой конкурентоспособности образовательной организации, причем это станет характерно для организаций всех типов высшего и дополнительного профессионального образования - чуть в большей степени, иных типов -в меньшей.

Для создания нового образовательного продукта нет необходимости содержания постоянного штата сотрудников, способного его разработать, при появлении спроса со стороны субъекта-заказчика продукта организации будут создавать объединенные мобильные команды, рабочие группы с необходимыми количественно-качественными характеристиками, и в образовательной системе в ближайшее время возникнет острая необходимость в профессионалах, способных оперативно это делать.

Да, такие знания и умения предполагают успешное овладение обучаемым дополнительными профессиональными компетенциями, среди которых следующие: умение управлять командой и проявлять лидерские качества; уметь адаптировать и интегрировать в новые социальные условия имеющиеся знания; знать правовые и методические основы проектирования сложных образовательных систем, состоящих из нескольких образовательных организаций, в самом сложном варианте - из нескольких образовательных организаций разного типа; владеть навыками проектирования траекторий профессионального роста в условиях постоянного изменения состава рабочей группы, уметь использовать профессиональную ротацию окружения для личного непрерывного профессионального развития.

Все перечисленное, по нашему мнению, можно объединить одним качеством - умение оперативно создавать межорганизационную кооперацию в условиях конкурентной среды. Именно на приобретение указанной профессиональной компетенции направлена основная часть реализуемой магистерской программы 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Правовое образование».

Научно-технический прогресс необратимо диктует свои условия общественному устройству, образовательная система - «живой» и гибкий институт -структура, вертикально пронизывающая все уровни устройства социума, мгновенно реагирует на трансформацию окружающей обстановки, подстраивается под изменение социального спроса, продуцируя профессионалов, способных данный спрос удовлетворить и, в свою очередь, постоянно качественно меняться вместе с образовательной средой, обеспечивая тем самым профессиональную преемственность и межпоколенное взаимодействие.

Библиографический список

1. Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода: лекция в слайдах: авторская версия. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

2. Балыхин r.A. Заинтересованность граждан в непрерывном образовании следует рассматривать как социальное явление. Аккредитация в образовании. 2012; № 5 (5У): 20 - 23.

3. Вербицкий A.A., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. Москва: Логос, 2009.

4. Худовердова СА, Сабельникова-Бегашвили Н.Н., Дамианова Е.В. Использование результатов исследований профессиональных компетенций педагогов в совершенствовании качества системы дополнительного профессионального образования. Стандарты и мониторинг в образовании. 2019; T. У, № 2: 55 - 60.

5. Жарикова Л.И. Непрерывное образование как социальный институт. Мир науки, культуры, образования. 2010; № 4-1 (23): 220 - 222.

6. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: учебное пособие. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008.

У. Панова ОА Формирование правовой компетентности педагогов современной школы. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2002.

8. Сапрыкина Н.Н. Развитие правовой компетентности руководителя образовательного учреждения в системе повышения квалификации. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Оренбург, 1999.

9. Хуторской AE. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования. Высшее образование в России. 201У; № 12 (218): 85 - 91.

2. Царегородцева О.С. Развитие педагогической этики учителя как фактор повышения эффективности образовательного процесса в школе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2010.

References

1. Bajdenko V.I. Kompetencii: k osvoeniyu kompetentnostnogo podhoda: lekciya v slajdah: avtorskaya versiya. Moskva: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004.

2. Balyhin G.A. Zainteresovannost' grazhdan v nepreryvnom obrazovanii sleduet rassmatrivat' kak social'noe yavlenie. Akkreditaciya v obrazovanii. 2012; № 5 (5У): 20 - 23.

3. Verbickij A.A., Larionova O.G. Lichnostnyj i kompetentnostnyjpodhody v obrazovanii. Problemy integracii. Moskva: Logos, 2009.

4. Hudoverdova S.A., Sabel'nikova-Begashvili N.N., Damianova E.V. Ispol'zovanie rezul'tatov issledovanij professional'nyh kompetencij pedagogov v sovershenstvovanii kachestva sistemy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Standarty i monitoring v obrazovanii. 2019; T. У, №: 55 - 60.

5. Zharikova L.I. Nepreryvnoe obrazovanie kak social'nyj institut. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2010; № 4-1 (23): 220 - 222.

6. Zeer 'E.F. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya vrannejyunosti: uchebnoe posobie. Voronezh: Izdatel'stvo NPO «MOD'EK», 2008.

У. Panova O.A. Formirovanie pravovoj kompetentnosti pedagogov sovremennoj shkoly. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2002.

8. Saprykina N.N. Razvitie pravovoj kompetentnosti rukovoditelya obrazovatel'nogo uchrezhdeniya v sisteme povysheniya kvalifikacii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orenburg, 1999.

9. Hutorskoj A.V. Metodologicheskie osnovaniya primeneniya kompetentnostnogo podhoda k proektirovaniyu obrazovaniya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 201У; № 12 (218): 85 - 91.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Caregorodceva O.S. Razvitie pedagogicheskoj 'etiki uchitelya kak faktor povysheniya 'effektivnosti obrazovatel'nogo processa v shkole. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2010.

Статья поступила в редакцию 27.04.20

УДК 379.634:371

Gayduk D.V., senior teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: Gaiduk.dan@yandex.ru

Zuev V.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: altaik@mail.ru

Morozov V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia),

E-mail: info@buimvd.ru

Fedulov B.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: fedulovb@mail.ru

FEATURES OF APPLIED PHYSICAL PREPARATION IN THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF RUSSIA.

The article studies disclosure of the problem of increasing the effectiveness of conducting classes in applied physical training. The task of the article is to identify the features of the organization and conduct of classes in various educational organizations. The article clarifies the essence and content of the concept of applied physical preparation. The factors that determine the organization of this type of occupation and the form of their conduct are substantiated. A general approach to the organization of applied physical training is disclosed, and features for the educational organization of culture and the legal institute are specified, for which features, purpose, objectives and directions of implementation are highlighted. The most effective groups of active methods have been identified that provide an increase in the quality of classes that are embedded in the educational process.

Key words: applied physical training, student youth, educational process, physical education, active teaching methods, educational organizations.

Д.В. Гайдук, ст. преп., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: Gaiduk.dan@yandex.ru В.М. Зуев, канд., пед., наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: altaik@mail.ru В.А. Морозов, канд. пед. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: info@buimvd.ru Б.А. Федулов, д-р пед. наук, проф., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: fedulovb@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ

Статья посвящена раскрытию проблемы повышения эффективности проведения занятий по прикладной физической подготовке. Цель статьи - выявить особенности организации и проведения занятий в различных образовательных организациях. В статье уточняется сущность и содержание понятия «прикладная физическая подготовка». Обоснованы факторы, определяющие особенности организации данного вида занятий и формы их проведения. Раскрыт общий подход к организации прикладной физической подготовке, и конкретизируются особенности для образовательной организации культуры и юридического института, для которых выделены особенности, цель, задачи и направления реализации. Определены наиболее эффективные группы активных методов, обеспечивающих повышение качества проведения занятий, которые внедрены в учебно-воспитательный процесс.

Ключевые слова: прикладная физическая подготовка, студенческая молодежь, учебно-воспитательный процесс, физическое воспитание, активные методы обучения, образовательные организации.

В современных социально-культурных условиях приобретает особое значение реализация возможностей физической культуры в процессе подготовки студенческой молодежи к конкретной профессиональной деятельности. В этой связи рассмотрение проблемы соотношения средств физической культуры и

учебной деятельности в образовательных организациях, реализующих конкретную профессиональную подготовку, является актуальной темой.

Исследованиям, раскрывающим влияние физической культуры на становление личности профессионала, посвящено достаточно большое количество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.