Научная статья на тему 'К вопросу о социальной необходимости применения в педагогической деятельности специальных юридических знаний'

К вопросу о социальной необходимости применения в педагогической деятельности специальных юридических знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная компетентность / образование / правоприменение / информационный образовательный контент / объект интеллектуальной собственности. / professional competence / education / law enforcement / informational educational content / intellectual property object.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е. А. Иванченко

Целью исследования является выявление социально-экономических факторов, влияющих на формирование компетенций будущих педагогических работников, умение осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования, определять соответствие совершаемых действий законодательно установленным основаниям; умение сделать правильный выбор действия из альтернативных; сознательное и соответствующее установление объема предпринимаемых мер; понимание характера правовых последствий своих решений и действий. В исследовании использовались теоретические методы, направленные на выявление особенностей формирования профессиональных компетенций у выпускников магистерской программы 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) Правовое образование. К дискуссии приглашается широкий круг научных и практических работников системы образования, в том числе руководители образовательных организаций и юристы, сопровождающие деятельность образовательной организации. Основные теоретические и практические выводы базируются на комплексном исследовании социальных, экономических и политических факторов, оказавших влияние на формирование образовательной системы Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е. А. Иванченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE SOCIAL NECESSITY OF APPLYING SPECIAL LEGAL KNOWLEDGE IN TEACHING ACTIVITIES

The task of the study is to identify socio-economic factors that affect the formation of the competencies of future teachers, the ability to carry out professional activities in accordance with regulatory legal acts in the field of education, to determine the compliance of actions with legally established grounds; the ability to make the right choice of actions from alternative ones; conscious and appropriate establishment of the scope of measures taken; understanding the nature of the legal consequences of their decisions and actions. The study uses theoretical methods aimed at identifying the features of the formation of professional competencies of graduates of the master’s program 44.04.01 Pedagogical education (profile) “Legal education”. A wide range of researchers and practitioners of the educational system, including heads of educational organizations and lawyers who support the activities of the educational organization, are invited to the discussion. The main theoretical and practical conclusions are based on a comprehensive study of social, economic and political factors that influenced the formation of the educational system of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «К вопросу о социальной необходимости применения в педагогической деятельности специальных юридических знаний»

3. Makarov D.V. Dva aktual'nyh aspekta problemy modelirovaniya lichnosti uchitelya novogo tipa. Podgotovka pedagoga osnovnogo obschego obrazovaniya: vyzovy vremeni i strategii realizacii: sbornik nauchnyh trudov Vserossijskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem po obsuzhdeniyu itogov aprobacii professional'nyh programm po urovnyam obrazovaniya bakalavriat, magistratura i aspirantura s napravlennost'yu (profilem) «Pedagoga osnovnogo obschego obrazovaniya». Pod redakciej R.A. Valeevoj. Kazan': Otechestvo, 2017: 191 - 196.

4. Bicheva I.B., Chelnokova E.A., Yudakova O.V., Careva I.A. Professional'noe razvitie lichnosti pedagoga v sovremennyh usloviyah. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. 2017; № 54-4: 16 - 22.

5. Vorob'eva M.V. Obuchaem pokolenie Z: tradicii i sovremennye uchebnye realii. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2018; № 2: 135 - 138.

Статья поступила в редакцию 27.04.20

УДК 378.1

Ivanchenko Е.А., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Law Institute of the North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia),

E-mail: kvi-elena@yandex.ru

Ryasnyanskaya N.A., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Law Institute of the North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia),

E-mail: natalya.rgsu@mail.ru

ON THE ISSUE OF THE SOCIAL NECESSITY OF APPLYING SPECIAL LEGAL KNOWLEDGE IN TEACHING ACTIVITIES. The task of the study is to identify socio-economic factors that affect the formation of the competencies of future teachers, the ability to carry out professional activities in accordance with regulatory legal acts in the field of education, to determine the compliance of actions with legally established grounds; the ability to make the right choice of actions from alternative ones; conscious and appropriate establishment of the scope of measures taken; understanding the nature of the legal consequences of their decisions and actions. The study uses theoretical methods aimed at identifying the features of the formation of professional competencies of graduates of the master's program 44.04.01 Pedagogical education (profile) "Legal education". A wide range of researchers and practitioners of the educational system, including heads of educational organizations and lawyers who support the activities of the educational organization, are invited to the discussion. The main theoretical and practical conclusions are based on a comprehensive study of social, economic and political factors that influenced the formation of the educational system of the Russian Federation.

Key words: professional competence, education, law enforcement, informational educational content, intellectual property object.

Е.А. Иванченко, канд. юрид. наук, доц., Юридический институт Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь,

E-mail: kvi-elena@yandex.ru

Н.А. Ряснянская, канд. ист. наук, доц., Юридический институт Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь,

E-mail: natalya.rgsu@mail.ru

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Целью исследования является выявление социально-экономических факторов, влияющих на формирование компетенций будущих педагогических работников, умение осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования, определять соответствие совершаемых действий законодательно установленным основаниям; умение сделать правильный выбор действия из альтернативных; сознательное и соответствующее установление объема предпринимаемых мер; понимание характера правовых последствий своих решений и действий. В исследовании использовались теоретические методы, направленные на выявление особенностей формирования профессиональных компетенций у выпускников магистерской программы 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) Правовое образование. К дискуссии приглашается широкий круг научных и практических работников системы образования, в том числе руководители образовательных организаций и юристы, сопровождающие деятельность образовательной организации. Основные теоретические и практические выводы базируются на комплексном исследовании социальных, экономических и политических факторов, оказавших влияние на формирование образовательной системы Российской Федерации.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, образование, правоприменение, информационный образовательный контент, объект интеллектуальной собственности.

На страницах специальной литературы содержание понятия «образование» до сих пор остается дискуссионным, что обусловливает привлекательность данного института для исследователей из различных отраслей научного знания.

Образование, во-первых, рассматривается как один из крупнейших социальных институтов, участвующих в процессе социализации личности, в данном контексте особо значимыми признаются такие характерные черты образования, как накопление духовного и интеллектуального потенциала, поступательное интегрирование знаний во все сферы общественной жизни, а также преемственность профессионального опыта. С точки зрения указанного подхода образование выступает так называемым «социальным лифтом» - самым распространённым способом включаться в новые социальные группы, осуществляя вертикальный подъем в структуре общества. Такая восходящая мобильность предопределяется доказанностью овладения рядом необходимых компетенций, установленных профессиональным сообществом, в которое стремится перейти обучающийся.

Согласно второму подходу образование определяется как уникальное социальное явление, имманентным качеством которого выступает интеграция личности в образовательный процесс одновременно и как обучающий субъект, и как обучаемый. Усложнение общественных отношений ускоряет скорость интеграции в разные области знания, обусловливая приобретение человеком дополнительных умений и навыков, формируя новые профессиональные компетенции.

Желая нашему государству социальной стабильности, мы должны быть готовы выстроить непрерывную систему образования с формированием четкой структуры и качественными характеристиками, позволяющую субъекту постоянно обучаться, одновременно ретранслируя уже полученные знания в процесс образования других лиц. Аналогичную точку зрения высказывает в своей публикации Л.И. Жарикова, отмечая упорядоченность структуры непрерывного обра-

зования как некого социального эталона, к которому должно стремиться любое общество [1, с. 220]. В этой связи сложно не согласиться с мнением признанного авторитета в сфере образования и видного политического деятеля ГА. Балыхина о том, что непрерывность образования стало новейшим уникальным социальным явлением, вобравшим в себя весь функционал и активы образовательной системы страны и отличающимся повышенным социальным спросом россиян [2, с. 21].

Заслуживает также внимания исследователей взгляд на образование как на объект экономических отношений. Здесь мы рискуем быть обвиненными в излишней утилитарности, но предлагаем рассмотреть образование как отношения, формируемые встречным социальным спросом, определяемым балансом социально-экономических интересов общества и обучаемого. С одной стороны, экономические затраты общества на обучение гражданина должны быть прямо пропорциональны той пользе, которую он потенциально должен в последующем принести данному обществу как высококвалифицированный специалист С другой стороны, приобретаемое образование должно по своим качественным характеристикам соответствовать затраченным на него гражданином личным ресурсам - времени, усилиям и финансовым средствам. Данный подход, безусловно, невозможно воспринимать без включения в правоотношение общество -обучаемый третьего субъекта - государства, которому отводится роль организационно-правового регулятора и контролера процесса получения качественного образования.

В результате исследования особенностей формирования профессиональных компетенций были выявлены факторы, оказывающие непосредственное влияние на их формирование.

Социальный спрос на образование настолько многоаспектен, что предполагает его удовлетворение тысячами разных образовательных траекторий, ка-

ждая из которых должна быть обеспечена соответствующими интеллектуальными, кадровыми, материально-техническими ресурсами.

Стихийное развитие отрасли образовательного права стало первопричиной сложившегося дефицита уникальных профессионалов в образовательных организациях любого типа, владеющих интегрированными педагогическими и юридическими компетенциями. Особенно остро сегодня кадровый «голод» характерен для общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, а также структурных подразделений системы органов государственной власти и местного самоуправления, реализующих управленческие и контрольные полномочия в сфере образования.

Качественная эволюция конституционного права на образование в образовательное право произошла на рубеже XX - XI веков и предопределила основную концепцию современной системы образования.

Предыдущую концепцию образования, как это не парадоксально звучит, формировали также социально-экономические факторы. Советская плановая экономика позволяла с достаточной степенью точности рассчитать на весьма отдаленную перспективу (20 - 25 лет) содержание социального спроса на специалистов разных направлений подготовки, соответственно, вся образовательная система государства указанного периода была выстроена с целью подготовки специалиста, в совершенстве владеющим глубокими знаниями, но только в рамках выбранной им (как казалось абитуриенту) специальности.

На самом деле выбор будущей профессии грамотно режиссировался государственным стратегическим управлением путем создания специализированных школ; профессиональных комбинатов, в которых происходило ознакомление школьников с азами производственных процессов основных отраслей народного хозяйства; учреждением дополнительных или наоборот - сокращением мест в высших учебных заведениях профессионального образования и т.п. подобными мерами.

Рыночная экономика, произведя тектонические сдвиги социального устройства, привнесла радикальные изменения в образовательную систему, сформировав глубочайший разрыв между содержанием обучения и той профессиональной деятельностью, которую фактически могло предложить общество молодому специалисту с дипломом среднеспециального или высшего образования. Тотальная коммерциализация системы образования в последующее десятилетие, выживание образовательных учреждений всеми мыслимыми и немыслимыми способами, отток высокопрофессиональных профессорско-преподавательских кадров из страны в количестве, позволяющем назвать процесс национальным бедствием, - все это потребовало переосмысления концепции образования и положило начало жесткому нормативному регулированию и, как следствие, государственного контроля системы образования.

Социальный запрос на специалистов, способных успешно осуществлять педагогическую деятельность в юридическом поле отрасли образовательного права, обусловил открытие в образовательных организациях высшего образования магистерской программы 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Правовое образование», формирующей профессиональные компетенции, позволяющие также полноценно ориентироваться в сфере административной и уголовной юрисдикции, в которую могут быть вовлечены обучаемые в образовательных организациях.

Вопросы криминального насилия [3; 4] и других противоправных деяний [5; 6; 7] несовершеннолетних давно находятся под пристальным вниманием ученых, однако в последнее время данная проблема приобрела новый импульс, в какой-то части из-за свойственного несовершеннолетнему возрасту подражательства, но в большей мере, конечно, из-за плохо организованной предупредительной работы в самой образовательной организации, что не раз отмечалось судебными органами, а также органами прокуратуры, осуществляющими общий надзор за соответствием условий обучения нормам безопасности, установленным российским и международным законодательством.

Так, Апелляционное определение Волгоградского областного суда установило обязанность образовательной организации создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучаемых, а администрацию города обязало профинансировать приобретение школой оборудования видеослежения, т.к. администрация выступает субъектом, обязанным реализовывать установленные законодательством меры по противодействию террористической угрозе.

Анализ судебной практики свидетельствует, что до сих пор субъекты образовательной деятельности - педагогические работники крайне нуждаются в

Библиографический список

получении специальных знаний, позволяющих дифференцировать неэтичное поведение от противоправного.

Так, решением Норильского городского суда Красноярского края увольнение педагога-логопеда Н. было признано незаконным. Основанием для увольнения послужило однократное применение методов воспитания, связанных с психическим насилием над личностью обучаемого, однако не подтверждённое материалами проведенной доследственной проверки. Как установил суд, проверяя выполнение задания одного из учеников 2 класса, Н., во-первых, выразила недовольство его опозданием на занятие, а, во-вторых, качеством его выполненного задания, сопровождая проверку комментарием: «Печально!» и «физическим воздействием «щелчком по лбу»» (из решения суда, прим. авторов), что было расценено родителями ученика и его классным руководителем как действие, публично унижающее человеческое достоинство, с чем суд не смог согласиться.

Кроме болезненной и с правовой точки зрения не всегда однозначной темы применения в профессиональной деятельности методов, не соответствующих этических нормам, на сегодняшний день особую актуальность приобрел аспект острой необходимости владения педагогическими работниками соответствующими знаниями в области гражданско-правовых отношений, в частности в сфере защиты объектов интеллектуальной собственности.

Активное использование цифровой среды в условиях объявленной пандемии, стихийное создание недостающего информационного контента еще обернется после отмены карантинных мер целой чередой судебных процессов в отношении педагогических работников. Авторы ни в коем случае не настаивают, что подобные деяния будут умышленными со стороны педагогов: речь, скорее, пойдет о добросовестном заблуждении, которое успешно можно было бы избежать при должной юридической компетентности педагогического состава образовательной организации.

В контексте данной потенциальной проблемы выпускники магистерской программы 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Правовое образование» надежно подстрахованы комплексом освоенных профессиональных компетенций, позволяющих четко определять долю допустимого заимствования разработанного другим лицом информационного контента.

Соображения справедливости требуют отметить, что противоправным потенциалом в большей степени обладают педагогические кадры образовательных организаций высшего образования как субъекты, по объективным причинам быстрее внедряющие в свою деятельность использование цифровой образовательной среды.

Использование дистанционных образовательных технологий в деятельности преподавателя чревато еще одним затруднением, с которым начали сталкиваться представители педагогического профессионального сообщества, а именно с неумением с точки зрения обеспечения правовых основ образовательной деятельности выстраивать диалог с обучаемым. Формирование банка тестовых заданий, кейс-задач, лабораторных практикумов в условиях отсутствия полноценного «живого» контакта должно базироваться на принципе без-альтернативности правильного варианта решения, к такому выводу пришли авторы после целой серии апелляций со стороны обучаемых итогов оценивания остаточных знаний. Следовательно, сама процедура дистанционной работы должна быть четко урегулирована локальными нормативными актами образовательной организации, а также прозрачна и понятна как для преподавателя, так и для обучаемого.

Процесс использования дистанционных форм, особенно в цифровом пространстве, предполагающем задействование сразу большой аудитории, включающей обучаемых с различным правовым статусом (из малообеспеченных семей, не имеющих дома соответствующего технического обеспечения; с особенностями развития, ограничивающими способность воспринимать информацию и т.д.) педагог должен выстраивать с неукоснительным соблюдением норм законодательства, обеспечивающих право на образование, что опять же предполагает владение им соответствующими профессиональными компетенциями.

В рамках обозначенного авторами прогноза развития российской образовательной системы возможно констатировать, что социальный спрос на профессиональную подготовку специалистов, владеющих уникальными профессиональными компетенциями, позволяющими правомерно осуществлять педагогическую деятельности в образовательном пространстве, уже окончательно сформирован и приобрел характер объективной необходимости.

1. Жарикова Л.И. Непрерывное образование как социальный институт. Мир науки, культуры, образования. 2010; № 4-1 (23): 220 - 222.

2. Балыхин Г.А. Заинтересованность граждан в непрерывном образовании следует рассматривать как социальное явление. Аккредитация в образовании. 2012; № 5 (57): 20 - 23.

3. Волошин И.А., Давиденко С.А. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2015; Т. 1 (67), № 3; 56 - 60.

4. Квашис В.Е. Преступность в США: тенденции, причины, меры противодействия. Российский криминологический взгляд. 2012; № 3; 361 - 374.

5. Майнагашева Е.В. Отношение студентов российских вузов к молодежному экстремизму. Отечественная и зарубежная педагогика. 2019; Т. 1; 5 (62); 82 - 89.

6. Позднякова М.Е., Рыбакова Л.Н., Моисеева (Брюно) В.В. и др. На пути к преступлению: девиантное поведение подростков и риски взросления в современной России (опыт социологического анализа). Краснодар: Кубанский государственный университет, 2012.

7. Герасимова В.Ю. Организация социально-педагогической деятельности социального педагога по предупреждению правонарушений среди молодежи. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017; № 11: 65 - 67.

References

1. Zharikova L.I. Nepreryvnoe obrazovanie kak social'nyj institut. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2010; № 4-1 (23): 220 - 222.

2. Balyhin G.A. Zainteresovannost' grazhdan v nepreryvnom obrazovanii sleduet rassmatrivat' kak social'noe yavlenie. Akkreditaciya v obrazovanii. 2012; № 5 (57): 20 - 23.

3. Voloshin I.A., Davidenko S.A. Osobennosti ugolovnoj otvetstvennosti nesovershennoletnih. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Yuridicheskie nauki. 2015; T. 1 (67), №; 56 - 60.

4. Kvashis V.E. Prestupnost' v SShA: tendencii, prichiny, mery protivodejstviya. Rossijskij kriminologicheskij vzglyad. 2012; №; 361 - 374.

5. Majnagasheva E.V. Otnoshenie studentov rossijskih vuzov k molodezhnomu 'ekstremizmu. Otechestvennaya izarubezhnaya pedagogika. 2019; T. 1; 5 (62); 82 - 89.

6. Pozdnyakova M.E., Rybakova L.N., Moiseeva (Bryuno) V.V. i dr. Na puti k prestupleniyu: deviantnoe povedenie podrostkov i riski vzrosleniya v sovremennoj Rossii (opyt sociologicheskogo analiza). Krasnodar: Kubanskij gosudarstvennyj universitet, 2012.

7. Gerasimova V.Yu. Organizaciya social'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti social'nogo pedagoga po preduprezhdeniyu pravonarushenij sredi molodezhi. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal Koncept. 2017; № 11: 65 - 67.

Статья поступила в редакцию 27.04.20

УДК 378

Ilina O.I., postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: ol.ig.ilina@gmail.com

Brajnik E.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: ev.brajnik@gmail.com

METHODOLOGY AND RESEARCH METHODS OF MASTER'S EDUCATION IN UNIVERSITIES OF THE COUNTRIES OF THE EUROPEAN UNION (WITH REFERENCE TO FRANCE). The article studies of the origins and dynamics of the development of methodology and methods of comparative research in education during different historical periods. The article focuses on the characterization of methodology and methods of comparative research in education in the 20th century aimed at comparing educational systems in different countries of the world. Comparative studies were characterized by national and cultural characteristics and required a methodology to study "singular" and "special". The processes of building the world community at the beginning of the twenty-first century contributed to the development of new methodological approaches in comparative education aimed at studying "common", while international organizations have become the subject of comparative research. However, research conducted by individual scientists from all over the world remains common. The article emphasizes the need to take into account and accumulate the ideas of modern Russian and foreign researchers in comparative education, which are members of international associations of comparative education when applying the methodology and methods of research of master's education in universities of the European Union (on the example of France).

Key words: comparative education, methodology, methods of comparative research, France, master's education.

О.И. Ильина, аспирант, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: ol.ig.ilina@gmail.com

Е.И. Бражник, д-р пед. наук, проф., Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: ev.brajnik@gmail.com

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МАГИСТЕРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТАХ СТРАН ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА (НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦИИ)

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-313-90023.

Статья посвящена изучению истоков и динамики развития методологии и методов сравнительных исследований в образовании в разные исторические периоды. В статье уделено внимание характеристике методологии и методов сравнительных исследований в образовании в ХХ веке, направленных на сравнение систем образования в разных странах мира. Сравнительные исследования характеризовались национально-культурными особенностями и требовали методологии изучения «единичного» и «особенного». Процессы построения мирового сообщества в начале XXI века способствовали развитию новых методологических подходов в сравнительном образовании, нацеленные на изучение «общего», при этом субъектом сравнительных исследований становятся международные организации. Вместе с тем остаются распространенными исследования, проводимые отдельными учеными из разных стран мира. В статье подчеркивается необходимость при применении методологии и методов исследования магистерского образования в университетах стран Европейского Союза (на примере Франции) учитывать и аккумулировать идеи современных российских и зарубежных исследователей в сравнительном образовании, входящих в международные ассоциации сравнительного образования.

Ключевые слова: сравнительное образование, методология, методы сравнительного исследования, Франция, магистерское образование.

В начале XXI века модернизация высшего образования в России проходила в направлении интернационализации, что было связано, прежде всего, с Болонским процессом, в который Россия вошла в 2003 году. В настоящее время интернационализация высшего образования продолжается и ориентирована на создание единого мирового образовательного пространства, в котором приоритетными тенденциями становятся процессы доступности и открытости высшего образования. Все процессы, связанные с реформированием высшего образования, направлены на совершенствование качества университетского образования. Такие процессы отражают потребности современного общества в обновлении содержания и технологий подготовки высококвалифицированных специалистов. Обращение к зарубежному опыту подготовки специалистов также является одним из способов повышения качества университетского образования. В частности, возникает необходимость изучения тенденций и особенностей подготовки студентов на второй ступени высшего образования - магистратуре.

Данная работа относится к области сравнительно-педагогических исследований и направлена на изучение тенденций развития магистерского педагогического образования в странах Европейского Союза на примере университетской практики во Франции. Таким образом, актуальной задачей нам представляется необходимость обобщения опыта стран Европейского Союза на примере Франции в области развития педагогических магистратур, а также переосмысления его в целях совершенствования отечественной практики магистерского педагогического образования.

Выбор Франции как предмета исследования обусловлен значимостью этой страны в развитии Болонского процесса и создании Европейского Союза. Именно в университете Сорбонна (Париж) было предложено разработать план конструирования европейского образовательного пространства. При этом Франция, стараясь реализовать задачи социально ориентированного государства, стремится сохранить в условиях глобализации культурные традиции, в частности чистоту французского языка и национальные особенности организации системы образования. Вместе с тем Франция испытывает в настоящее время социально-экономические трудности развития, которые решаются с помощью реформ последних лет в школьном и высшем образовании.

При организации исследования магистерского образования в университетах Франции мы применили историко-генетический подход в обосновании современной методологии и методов сравнительного исследования, обратившись к ряду публикаций российских и зарубежных авторов: З.И Батюковой [1], Б.Л. Вульфсона [2; 3], А.Н. Джуринского [4], С.А. Дудко [5], Е.И. Бражник [б], Е.Я. Ореховой [7], И.А Тагуновой [8], Дж. Р Найт [9; 10], De Grauve [11], Ch. Maroy [10], G. Meuris [13], S. Perez, D. Groux [14], T. Rodrigues [15] и др.

Необходимо отметить, что в научной российской литературе остается смешение понятий «сравнительная педагогика» и «сравнительное образование». Во Франции, также как в Германии, Испании и России, употребляются два понятия: Pédagogie comparée - 'сравнительная педагогика' и Education comparée - 'сравнительное образование'. Однако в последнее время термин «сравнительное образование» превалирует над другими вариантами благодаря компаративным ис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.