Научная статья на тему 'Проектирование и организация научно-исследовательской работы магистрантов в системе музыкально-педагогического образования в вузе'

Проектирование и организация научно-исследовательской работы магистрантов в системе музыкально-педагогического образования в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / МАГИСТРАТУРА / УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / RESEARCH WORK / MAGISTRACY / MUSIC TEACHER / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яркина Татьяна Николаевна, Царев Вячеслав Николаевич

Проанализирован опыт организации научно-исследовательской работы на факультете культуры и искусств Томского государственного педагогического университета по направлению подготовки магистров 44.01.03 «Педагогическое образование», направленность (профиль) «Музыка». Обоснованы роль и место научно-исследовательской работы обучающихся в формировании профессиональных компетенций, в повышении мотивации к обучению, расширении исследовательских качеств будущего педагога. Обозначены основные направления и задачи научно-исследовательской работы в системе педагогической подготовки студентов-музыкантов. Рассматриваются сущность, содержание и формы организации научно-исследовательской работы студентов в высшем учебном заведении, направленные на создание системы теоретических знаний и практических умений, позволяющих формировать отношение к науке как приоритетному средству диагностики, проектирования, прогнозирования и совершенствования педагогической практики в сфере музыкального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яркина Татьяна Николаевна, Царев Вячеслав Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN AND ORGANIZATION OF RESEARCH WORK OF MASTERS IN THE SYSTEM OF MUSICAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE UNIVERSITY

The article analyzes the experience of the organization of research work at the Faculty of Culture and Arts of Tomsk State Pedagogical University in the direction of training masters of 44.01.03 Pedagogical education, orientation (profile) Music. The role and place of the research work of students in the formation of professional competencies, in increasing the motivation to learn, expanding the research qualities of the future teacher is substantiated. The main directions and tasks of research work in the system of pedagogical training of students-musicians are indicated. The essence, content and forms of organization of research work of students in higher education institutions are considered, aimed at creating a system of theoretical knowledge and practical skills that allow to form attitudes towards science as a priority tool for diagnosis, design, forecasting and improvement of pedagogical practice in music education. Despite the presence of significant scientific developments, methodological recommendations, the effectiveness and efficiency of students' research work still leaves much to be desired: the majority of future teachers have an incomplete or distorted understanding of this aspect of vocational training, in addition, they have no practically or present fragmentary relevant methodological knowledge and skills. The overwhelming number of students and a significant part of teachers are not aware of the social and personal significance of research activities, their place in vocational training, the general cultural development of a personality, its self-realization and effectiveness. There is still a certain inconsistency in the methods of managing the research work of students. Practice shows that the organization of research work of students contributes to improving the quality of training, the growth of scientific and pedagogical qualifications of teachers and scientific and pedagogical workers, the direct use of significant scientific potential to accelerate scientific and social development and achieve relevant results.

Текст научной работы на тему «Проектирование и организация научно-исследовательской работы магистрантов в системе музыкально-педагогического образования в вузе»

УДК 378. 14

РО!: 10. 23951/2307-6127-2019-4-92-99

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Т. Н. Яркина, В. Н. Царев

Томский государственный педагогический университет, Томск

Проанализирован опыт организации научно-исследовательской работы на факультете культуры и искусств Томского государственного педагогического университета по направлению подготовки магистров 44.01.03 «Педагогическое образование», направленность (профиль) «Музыка». Обоснованы роль и место научно-исследовательской работы обучающихся в формировании профессиональных компетенций, в повышении мотивации к обучению, расширении исследовательских качеств будущего педагога. Обозначены основные направления и задачи научно-исследовательской работы в системе педагогической подготовки студентов-музыкантов. Рассматриваются сущность, содержание и формы организации научно-исследовательской работы студентов в высшем учебном заведении, направленные на создание системы теоретических знаний и практических умений, позволяющих формировать отношение к науке как приоритетному средству диагностики, проектирования, прогнозирования и совершенствования педагогической практики в сфере музыкального образования.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа, магистратура, учитель музыки, учебный процесс.

Научно-исследовательская работа студентов всегда была чрезвычайно значимым элементом профессиональной подготовки в условиях высшего образовательного учреждения. Большое количество нормативных документов в сфере образования (федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО), профессиональные стандарты педагога и др.) акцентируют внимание на том, что современный педагог должен владеть значительной степенью самостоятельности, ответственности и стремлением к самосовершенствованию [1].

Ориентация новой образовательной парадигмы на компетентностную модель подготовки студентов к профессиональной деятельности предполагает особое построение учебного процесса, при котором будущие педагоги под руководством преподавателей с приоритетом самостоятельной инициативы приобретают знания, профессиональные компетенции и опыт научно-исследовательской деятельности [2, 3].

На сегодняшний день в структуре высшего образования уже сложилась определенная система организации и осуществления научно-исследовательской деятельности студентами, направленная на развитие науки, выполнение фундаментальных, экспериментальных и прикладных исследований, издательскую деятельность. Однако тенденции развития современной системы образования диктуют необходимость поиска новых подходов к реализации научно-исследовательского направления в профессиональной подготовке педагогов.

Стоит отметить, что, несмотря на наличие существенных научных разработок, методических рекомендаций, эффективность и результативность научно-исследовательской работы (НИР) студентов все еще оставляет желать лучшего: большинство будущих учителей

имеют неполное или искаженное представление по данному аспекту профессиональной подготовки, кроме того, у них практически отсутствуют или присутствуют фрагментарно соответствующие методологические знания и умения. Подавляющее число студентов и значительная часть преподавателей не осознают социальной и личностной значимости научно-исследовательской деятельности, ее места в профессиональной подготовке, общекультурном становлении личности, ее самореализации и эффективности. До сих пор существует определенная несогласованность в методиках руководства научно-исследовательской работой студентов.

Практика показывает, что организация НИР студентов способствует повышению качества подготовки специалистов, росту научно-педагогической квалификации преподавателей и научно-педагогических работников, непосредственному использованию значительного научного потенциала для ускорения научного и общественного развития и достижения соответствующих результатов.

НИР в высших учебных заведениях следует рассматривать, во-первых, как неотъемлемую часть учебно-воспитательного процесса, непосредственно влияющую на содержание и характер деятельности студентов-педагогов, меняющую требования к уровню подготовки специалистов, их творческого развития, умение совершенствовать те или иные сферы применения научных знаний; во-вторых, как отрасль интеллектуальной творческой деятельности личности, эффективное средство ее самореализации; в-третьих, как условие подготовки научно-педагогических кадров, повышение их научной квалификации, развития и распространения научной культуры, новаторства, творчества, а также обновления интеллектуального потенциала общества. Главная цель НИР студентов-музыкантов факультета культуры и искусств (ФКИ) Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) - развитие, использование творческого и трудового потенциала студентов для решения проблем сферы музыкального образования Томска, Томской области и России в целом. Для научно-исследовательской деятельности магистрантов усматривается также еще одна глобальная цель - подготовка и воспитание специалистов с высшим образованием, способных творчески применять в практической деятельности новейшие достижения научного и социального прогресса.

Особое место в вузовском педагогическом образовании занимает подготовка кадров для творческих профессий, в частности учителей музыки. В условиях реализации ФГОС ВО и перехода к новым стандартам ФГОС ВО 3++ формирование структуры и содержания образовательных программ подготовки будущих педагогов-музыкантов должно учитывать приоритетные позиции российского образования, заключающиеся прежде всего в сохранении национальных культурных музыкальных ценностей страны. Современный учитель музыки, выпускник педагогического вуза, должен уметь выстраивать собственную личност-но-творческую позицию для претворения в школьной практической деятельности новых идей и подходов в русле современных образовательных трендов, в то же время органично связанных с высоким уровнем культуры и науки, ментальностью русского народа. Только в сочетании этих условий процесс наращивания педагогического мастерства можно будет считать эффективным и продуктивным.

Одной из важных составляющих в двухуровневой профессиональной подготовке студентов (бакалавров и магистров), безусловно, является НИР, имеющая особое значение в образовательной программе магистратуры, обозначенная как вид профессиональной деятельности во ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование». В соответствии со стандартом и данным видом профессиональной деятельности выпускнику магистратуры необходимо решать следующие профессиональные задачи: анализ,

систематизация и обобщение результатов научных исследований в сфере науки и образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач; проведение и анализ результатов научного исследования в сфере науки и области образования с использованием современных научных методов и технологий [4]. Решению обозначенных задач способствует формирование профессиональных компетенций: способность анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5); готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач (ПК-6).

Формирование научно-исследовательской компетентности у обучающихся происходит в процессе овладения профессиональными дисциплинами музыкально-теоретического, инструментального и вокально-хорового направления, а также основными педагогическими знаниями [5]. При такой ситуации создается прочная основа для изучения дисциплин «Основы научно-исследовательской работы по профилю», «Научно-исследовательский семинар по профилю», «Методология научно-педагогического исследования». Неоспоримым является тот факт, что изучение вышеперечисленных дисциплин способствует созданию фундаментальной теоретической основы и методологической базы для проведения исследований музыкально-педагогического направления.

Выполняя требования стандарта, при разработке основной образовательной программы магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование», направленность (профиль) «Музыка» в блок 2 практики рабочего учебного плана включена научно-исследовательская работа, рассчитанная на четыре семестра, т. е. на весь срок обучения студента. Данный вид НИР магистрантов организован как самостоятельная работа во внеаудиторном формате. В соответствии с рабочей программой (автор-составитель Н. И. Романова, кандидат культурологии, доцент) НИР содержит общие задания (планирование, теоретическая и эмпирическая работа в области музыкального образования и музыкального искусства, подготовка к публикации статей) и индивидуальную часть, разработанную и выполняемую под контролем руководителя выпускной квалификационной работы (ВКР) (магистерской диссертации). Планирование НИР осуществляется в сентябре-октябре первого года обучения студента по магистерской программе, для чего разрабатывается индивидуальный план работы. По результатам проделанной в течение каждого семестра научно-исследовательской работы обучающиеся готовят письменные отчеты.

Помимо НИР, относящейся к блоку 2 рабочего учебного плана, умение организовывать и выполнять научно-исследовательскую работу отрабатывается студентами в рамках дисциплины (модуля) вариативной части плана «Научно-исследовательский семинар по профилю», а также посредством прохождения производственных практик (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (2-й, 3-й семестр), преддипломная практика (4-й семестр)) и при подготовке к защите ВКР. Особо следует отметить, что все производственные практики так или иначе предполагают выполнение магистрантами индивидуального задания, непосредственно связанного с НИР по теме ВКР. Организованная таким образом деятельность студентов по подготовке собственного научного исследования способствует реализации основной задачи НИР - развитию способности самостоятельного осуществления научно-исследовательской деятельности в сфере музыкально-педагогического образования и полностью отвечает проблеме решения профессиональных задач, предписанных стандартом, а также обеспечивает осознанное и глубокое усвоение теоретических дисциплин образовательной программы и формирует твор-

ческое мышление обучающегося [6-8]. Творческая составляющая НИР позволяет магистранту в практической (как правило, педагогической) деятельности реализовать собственные теоретические наработки и проекты, апробировать авторские педагогические методики, оценить эффективность разработанных моделей, диагностического инструментария. Успешное выполнение заданий научно-исследовательской работы повышает мотивацию к дальнейшему обучению, стимулирует творческую активность при подготовке ВКР.

Отдельно стоит указать положительный опыт оформления студентами промежуточных результатов научного исследования в виде публикаций в сборниках научных конференций и обязательного участия в ежегодной Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» в секции «Культура и искусство» в конце первого года обучения по программе магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование», направленность (профиль) «Музыка». Участие студента в научно-практической конференции предусматривает подготовку материалов для публичного выступления и обсуждения, а также является основанием для получения зачета по дисциплине «Основы научно-исследовательской работы по профилю» во 2-м семестре. Так, в 2018 г. в секции «Культура и искусство» Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» были представлены работы студентов-музыкантов по следующим темам: «Формирование ценностного отношения обучающихся общеобразовательных школ к музыкальному искусству на уроках музыки», «Особенности развития творческих навыков в классе фортепиано в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы», «Музыкально-творческая деятельность церковно-приход-ских школ города Томска», «Влияние эстрадного вокала на эстетическое развитие личности обучающегося детской школы искусств», «Новое поколение студентов Томского музыкального колледжа им. Э. В. Денисова: особенности взаимодействия», «Вокально-исполнительские особенности Томского Приобья». Все вышеперечисленные темы исследований в той или иной степени затрагивают целый массив современных актуальных проблем в сфере музыкального образования и педагогики: исторические аспекты становления и развития массового музыкального воспитания и музыкального образования в различные исторические периоды, опыт зарубежных педагогов и ученых по организации музыкального воспитания молодежи, профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей музыкального искусства в высших педагогических заведениях, инновационные технологии и методы в теории и методике музыкального образования, готовность к организации внеклассных форм работы с целью музыкального и эстетического воспитания молодежи и т. д.

В целом отчеты о результатах научных исследований, представленные в статьях, докладах на конференциях разного уровня, развивают коммуникативные навыки студентов. Выступая на конференции, студент доказывает актуальность и целесообразность исследования; определяет противоречия, которые спровоцировали разработку соответствующей проблематики; осуществляет анализ исследований отечественных и зарубежных ученых по заявленной теме; формулирует цель исследования; знакомит участников конференции с основными результатами научного поиска; делает краткие выводы по своей теме и составляет прогноз возможных направлений дальнейшей разработки указанной тематики. Таким образом, в процессе формирования качеств исследователя происходят интроспекция и определение своего места в профессии, осознание новых горизонтов и личных перспектив как педагога-исследователя.

Наиболее весомым показателем уровня методологической культуры будущего педагога является качество выполнения им квалификационного исследования - своеобразного итога его учебно-познавательной, методической, научной деятельности в течение всего периода

обучения. В условиях широкого и повсеместного внедрения стандартов высшего образования квалификационная работа становится важным показателем результатов обучения будущего учителя музыки и должна отражать уровень его готовности к педагогическому труду согласно полученной специализации и носить комплексный характер. Содержание работы должно отражать качество предметной подготовки - степень усвоения выпускником методологии исследования, а также психолого-педагогических знаний, методических умений и навыков студента, умения охватывать современные проблемы организации учебно-воспитательного процесса в сфере музыкального образования и повышения его качества.

Выпускная квалификационная работа должна иметь научное содержание, внутреннее единство и отображать ход и результаты разработки выбранной темы. Основная задача автора ВКР (магистерской диссертации) - продемонстрировать уровень своей научной квалификации в области предмета преподавания, умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научно-практические задачи, которые естественно возникают в педагогической деятельности. Последовательность и логика этапов выполнения квалификационной работы определяются спецификой обучения и профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов-музыкантов.

Тематика квалификационных работ для будущих учителей должна выбираться в соответствии с приоритетными проблемами выпускающей кафедры (в данном случае - кафедры музыкального и художественного образования ФКИ ТГПУ), а также их методического направления - применения на практике в организации учебно-воспитательного процесса. При выборе тематики НИР педагоги выпускающей кафедры музыкального и художественного образования, руководители ВКР стремятся обеспечить синтез современных требований в системе образования и сохранения культурного своеобразия России, учитывая личный интерес магистранта к тому или иному направлению музыкально-педагогической деятельности, а также региональные особенности музыкального образования. Так, в 2018 г. магистрантами-педагогами были защищены ВКР (магистерские диссертации) на следующие темы: «Современная хоровая студия в контексте взаимодействия дополнительного и общего образования», «Особенности коммуникации в детском творческом коллективе хорового пения и вокального ансамбля», «Становление и развитие музыкального просветительства в социокультурном пространстве г. Томска (на примере Томской областной государственной филармонии)», «Влияние психологических особенностей певцов-исполнителей на процесс звукообразования на занятиях по академическому вокалу», «Профессиональное выгорание педагога дополнительного музыкального образования в современных условиях», «Становление и развитие дополнительного музыкального образования в Томской области (на примере Шегарского, Молчановского и Кожевниковского районов)». По результатам итоговой государственной аттестации темы работ признаны актуальными, отвечающими задачам современных проблем науки и образования, имеющими большое практическое значение. За счет значительной доли НИР в структуре образовательной программы ВКР (магистерские диссертации) написаны и оформлены в полном соответствии с предъявляемыми требованиями; структура работ выстроена логично и содержательно, стиль изложения научный; материал, как правило, хорошо изучен и проанализирован; в работах используются различные методы исследования музыкальной, педагогической и (или) просветительской деятельности; результаты исследований достоверны и подтверждены на практике при работе с учениками различных возрастных категорий и образовательных организаций - от детских музыкальных школ до высших учебных заведений.

Следует отметить, что важную роль в организации научно-исследовательской деятельности играет взаимопонимание и психологическая совместимость во взглядах научного ру-

ководителя и студента на те или иные варианты решения проблемных ситуаций по теме исследования. На почве совместного прогнозирования направлений, структуры и экспериментальной части исследования появляются общие подходы к решению поставленной цели и задач, подтверждается целесообразность предложенных педагогических условий [9, с. 267].

Дополнительным средством развития методологической культуры будущего учителя является научно-исследовательский семинар экспертного типа с предварительной защитой работы. При оценке качества выполнения квалификационной работы исходят из показателей развитости у студента профессионально-педагогической культуры, стержнем которой является культура методологическая [10]. Согласно этому будущий педагог в сфере музыкального образования должен показать определенные умения и сформированные методологические способности. Также, опираясь на опыт научно-исследовательской деятельности, предзащиты и защиты ВКР последних лет (в частности, на результаты итоговой государственной аттестации 2018 г.), можно отметить, что для исследований выпускники привлекают широкий круг специальной литературы, представляют системный анализ имеющегося педагогического опыта. Так, например, большая часть ВКР (магистерских диссертаций) в 2018 г. по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» получили высокие положительные оценки (84 %). Принимая значимость реализации образовательной программы магистратуры в обеспечении музыкально-педагогическими кадрами - специалистами в области музыкального образования региональных организаций системы общего и дополнительного образования при формировании содержания процесса подготовки, мы отдаем приоритет развитию социально и профессионально значимой личности.

В заключение следует указать, что анализ имеющегося опыта НИР и защиты ВКР (магистерских диссертаций) прошлых лет по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» в целом показал целесообразность непрерывности проведения НИР студентов начиная с первого курса. Отмечено совершенствование навыков, углубление теоретических знаний будущих педагогов-музыкантов и повышение уровня выполнения ими итоговой квалификационной работы.

Научно-исследовательская работа студентов является неотъемлемой составной частью учебно-воспитательного процесса в высших образовательных учреждениях. Ее планомерная и системная организация, получаемые результаты способствуют совершенствованию учебного процесса, создают благоприятные условия для эффективной подготовки конкурентоспособных, высококвалифицированных специалистов. Грамотно выстроенная НИР также позволяет выпускникам в полной мере использовать профессиональные знания и умения в дальнейшей педагогической деятельности, способствует личностному и профессиональному росту педагога.

Список литературы

1. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08. 09 .2015 № 608н об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» . URL: http://fgosvo . nj/uploadfiles/profstandart/01. 004. pdf (дата обращения: 24. 04.2019) .

2 . Марголис A. A. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП)

подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование 2014 . № 19 . С . 105-126 .

3 . Ланкин В . Г . , Ланкина Е . Е . Между личностью и профессией . Идеи и проблемы компетентностного подхода и активизирующих

технологий в высшем образовании // Вестн . Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin) . 2012 . Вып. 11 (126) . С . 9-14 .

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» (уровень магистратуры) . URL: http://fgosvo . nj/uploadfiles/fgosvom/440401. pdf (дата обращения: 11. 04.2019) .

5. Миронова М . И . Научно-методологический семинар как форма организации научно-исследовательской работы магистрантов и формирования профессиональных компетенций // Alma mater (Вестник высшей школы) . 2014 . № 2 . С . 63-67.

6 . Артамонова Е . И . Инновационная компетентность в становлении профессионализма будущего учителя //

Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: материалы международной научной конференции . М . , 2014 . С . 3-12 .

7 . Вьюнова Н . И . , Кунаковская Л . А. От мифов и рисков - к профессионализму преподавателя высшей школы // Вестн .

Воронежского гос . ун-та . Серия: Проблемы высшего образования . 2012 . № 1. С . 49-54.

8 . Андриенко Е . В . Педагогический профессионализм в контексте модернизации высшего образования // Педагогическое

образование и наука . 2015 . № 2 . С . 22-25.

9 . Смоляр А. И . Профессиональное самосознание учителя: вопросы методологии, теории и технологии развития .

Самара: ПГСГА, 2013. 356 с .

10 Кроханова С И Научно-исследовательская деятельность магистранта как фактор формирования педагогической культуры будущего преподавателя высшей школы // Глобальный научный потенциал . 2015 . № 3 (48) . С . 23-26 .

Яркина Татьяна Николаевна, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: tabrosko2008@mail.ru

Царев Вячеслав Николаевич, доцент, профессор, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: tsar68@list.ru

Материал поступил в редакцию 29.04.2019

DOI: 10.23951/2307-6127-2019-4-92-99

DESIGN AND ORGANIZATION OF RESEARCH WORK OF MASTERS IN THE SYSTEM OF MUSICAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE UNIVERSITY

T. N. Yarkina, V. N. Tsarev

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

The article analyzes the experience of the organization of research work at the Faculty of Culture and Arts of Tomsk State Pedagogical University in the direction of training masters of 44.01.03 Pedagogical education, orientation (profile) Music. The role and place of the research work of students in the formation of professional competencies, in increasing the motivation to learn, expanding the research qualities of the future teacher is substantiated. The main directions and tasks of research work in the system of pedagogical training of students-musicians are indicated. The essence, content and forms of organization of research work of students in higher education institutions are considered, aimed at creating a system of theoretical knowledge and practical skills that allow to form attitudes towards science as a priority tool for diagnosis, design, forecasting and improvement of pedagogical practice in music education. Despite the presence of significant scientific developments, methodological recommendations, the effectiveness and efficiency of students' research work still leaves much to be desired: the majority of future teachers have an incomplete or distorted understanding of this aspect of vocational training, in addition, they have no practically or present fragmentary relevant methodological knowledge and skills. The overwhelming number of students and a significant part of teachers are not aware of the social and personal significance of research activities, their place in vocational training, the general cultural development of a personality, its self-realization and effectiveness. There is still a certain inconsistency in the methods of managing the research work of students. Practice shows that the organization of research work of students contributes to im-

proving the quality of training, the growth of scientific and pedagogical qualifications of teachers and scientific and pedagogical workers, the direct use of significant scientific potential to accelerate scientific and social development and achieve relevant results.

Keywords: research work, magistracy, music teacher, educational process.

References

1. Prikaz Ministerstva trudaisotsial'noyzashchityRossiyskoyFederatsiiot08.09.2015no. 608n ob utverzhdeniiprofessional'nogo standarta "Pedagog professional'nogo obucheniya, professional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo professional'nogo obra-zovaniya" [Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of September 8, 2015 no . 608n on the approval of the professional standard "Teacher of Vocational Training, Vocational Education and Additional Vocational Education"] (in Russian) . URL: http://fgosvo . ru/uploadfiles/profstandart/01. 004. pdf (accessed 24 April 2019) .

2 . Margolis A. A. Trebovaniya k modernizatsii osnovnykh professional'nykh obrazovatel'nykh programm (OPOP) podgotovki

pedagogicheskikh kadrov v sootvetstvii s professionalem standartom pedagoga: predlozheniya k realizatsii deyatel'nostnogo podkhoda v podgotovke pedagogicheskikh kadrov [Requirements for the modernization of basic professional educational programs for the training of teachers in accordance with the professional standard of the teacher: proposals for the implementation of the activity approach in the training of teachers] . Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye - Psychological Science and Education, 2014, no .19, pp . 105-126 (in Russian) .

3 . Lankin V. G . , Lankina E . E . Mezhdu lichnost'yu i professiey. Idei i problemy kompetentnostnogo podkhoda i aktiviziruyushchikh

tekhnologiy v vysshem obrazovanii [Between personality and profession . Ideas and problems of the competence approach and activating technologies in higher education] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, vol . 11, pp . 9-14 (in Russian) .

4 . Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.04.01 Peda-

gogicheskoye obrazovaniye (uroven'magistratury) [Federal State Educational Standard of Higher Education in the direction of training 04.04. 01 "Pedagogical education" (master's level)] (in Russian) . URL: http://fgosvo . ru/uploadfiles/fgosvom/440401. pdf (accessed 11 April 2019) .

5 . Mironova M . I . Nauchno-metodologicheskiy seminar kak forma organizatsii nauchno-issledovatel'skoy raboty magistrantov i

formirovaniya professional'nykh kompetentsiy [Scientific and methodological seminar as a form of organization of research work of undergraduates and the formation of professional competencies] . Alma mater (Vestnik vysshey shkoly) - Alma mater (Higher School Herald), 2014, no . 2, pp . 63-67 (in Russian) .

6 . Artamonova E . I . Innovatsionnaya kompetentnost' v stanovlenii professionalizma budushchego uchitelya [Innovative compe-

tence in the development of professionalism of the future teacher] . Professionalizm pedagoga: sushchnost', soderzhaniye, perspektivy razvitiya: materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Professionalism of the teacher: the essence, content, development prospects: proceedings of the international scientific conference] . Moscow, 2014, pp . 3-12 (in Russian) .

7 . V'yunova N . I. , Kunakovskaya L . A. Ot mifov i riskov - k professionalizmu prepodavatelya vysshey shkoly [From myths and

risks to higher school teacher professionalism] . Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta - Proceedings of Voronezh State University. Series: Problems of higher education, 2012, no .1, pp . 49-54 (in Russian) .

8 . Andriyenko E . V. Pedagogicheskiy professionalizm v kontekste modernizatsii vysshego obrazovaniya [Pedagogical profes-

sionalism in the context of the modernization of higher education] . Pedagogicheskoye obrazovaniye i nauka - Pedagogical Education and Science, 2015, no . 2, pp . 22-25 (in Russian) .

9 . Smolyar A. I . Professional'noye samosoznaniye uchitelya: voprosy metodologii, teorii i tekhnologii razvitiya [Professional self-

awareness of the teacher: issues of methodology, theory and technology development] . Samara, SSUSSE Publ . , 2013. 356 p . (in Russian)

10 . Krokhanova S . I. Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' magistranta kak faktor formirovaniya pedagogicheskoy kul'tury

budushchego prepodavatelya vysshey shkoly [Undergraduate research activities as a factor in the formation of the pedagogical culture of the future teacher of higher education] . Global'nyy nauchnyy potentsial - Global Scientific Potential, 2015, no . 3 (48), pp . 23-26 (in Russian) .

Yarkina T. N., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: tabrosko2008@mail.ru

Tsarev V. N., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: tsar68@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.