Научная статья на тему 'Развитие исследовательской компетентности студентов педагогического направления подготовки: тенденции и перспективы'

Развитие исследовательской компетентности студентов педагогического направления подготовки: тенденции и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
574
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / АСПИРАНТУРА / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ / RESEARCH COMPETENCE / BACHELOR'S PROGRAM / MASTER'S PROGRAM / POST-GRADUATE COURSE / MAIN EDUCATIONAL PROGRAM / EDUCATIONAL-METHODICAL MATERIALS / PEDAGOGICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самойленко Наталия Борисовна

Статья посвящена проблеме развития научно-исследовательской компетентности студентов педагогического направления подготовки в системе трехуровневого высшего образования. Автором исследованы особенности организации научно-исследовательской деятельности студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантов в образовательной организации в соответствии с современными требованиями и тенденциями в высшем образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самойленко Наталия Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF RESEARCH COMPETENCE OF STUDENTS OF THE PEDAGOGICAL DIRECTION OF TRAINING: TRENDS AND PROSPECTS

The article reveals the problem of students’ research competence formation of pedagogical training in the conditions of three-level system of higher education. The author highlights organization of bachelor’s, master’s, post-graduate students’ research competence formation in educational organization in accordance with modern trends and tendencies in higher education.

Текст научной работы на тему «Развитие исследовательской компетентности студентов педагогического направления подготовки: тенденции и перспективы»

Приведенное здесь определение антропоэкологии не является общепринятым. В учебнике по антропоэкологии, написанном В.А. Бухваловым и Л.В. Богдановой, авторы смешивают понятия "экология человека" и "антропоэкология", и те темы, которые они относят к антропоэкологическим, в действительности относятся к компетенции экологии человека: человек и окружающая среда, методы экологического исследования, человек и физические факторы, человек и химические факторы, человек и биосоциальные факторы, искусственная реконструкция человека.

Повторим еще раз, что мы различаем термины "экология человека" и "антропоэкология". Экология человека - это учение о сохранении и развитии здоровья людей на основе выявления зависимости организма человека, его психики от состояния природной и социальной среды. Антропоэкология - это учение о взаимоотношении и взаимозависимости человека с окружающим его миром: от природы, общества и культуры до биосферы и мироздания в целом. Антропоэкология изучает сущностные связи человека со всем миром как на материальном, так и на духовном уровнях. Антропоэкология, кроме того, рассматривает вопрос, как была утрачена гармония человека с миром и как возможно ее восстановление.

Выводы. Итак, если экология человека обращена преимущественно вовнутрь, то антропоэкология -вовне, если экология человека говорит, прежде всего, о его существовании, то антропоэкология более обращена к его сущности, и, наконец, если экология человека акцентирует внимание, прежде всего, на материальных факторах, то антропоэкология - на духовных. Они взаимодополняют друг друга, считает Кривых С.В. [1]. В полном соответствии с отмеченной закономерностью вначале появляется экология человека, которая обращает преимущественное внимание на материальные факторы внешней среды и их воздействии на материальную же, природную составляющую человека - на его здоровье, что фактически сближает экологию человека с валеологией. Антропоэкология появляется позже, но она акцентирует внимание на самом главном - на духовной компоненте взаимоотношения человека со всем сущим. Не случайно столь важное значение имеют такие понятия, как дух, душа, духовность, а также экология культуры, экология истории, биоэтика, космическая этика и т.п., что играет важную роль в профессиональном воспитании будущих педагогов.

Литература:

1. Кривых С.В. Педагогическая антропоэкология // Академия профессионального образования. - 2018. -№ 12. - С. 3-12.

2. Макареня А.А., Кривых С.В. Антропоэкологический подход в образовании. Монография. - СПб.: НОУ «Экспресс», 2007. - 184 с.

3. Основы экологии / Под ред. д.ф.н. В.Л. Обухова и д.б.н. В.Б. Сапунов: Учебник для общеобразовательных школ. - СПб, Специальная литература, 1998. - 192 с.

4. Что такое человек. Основы человековедения. Кн. 1 и 2 / Под ред. В.Л. Обухова. - СПб., 1996. - 148 с. - 190 с.

Педагогика

УДК:378.14

доктор педагогических наук, доцент Самойленко Наталия Борисовна

Севастопольский государственный университет (г. Севастополь)

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития научно-исследовательской компетентности студентов педагогического направления подготовки в системе трехуровневого высшего образования. Автором исследованы особенности организации научно-исследовательской деятельности студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантов в образовательной организации в соответствии с современными требованиями и тенденциями в высшем образовании.

Ключевые слова: научно-исследовательская компетентность, бакалавриат, магистратура, аспирантура, основная образовательная программа, учебно-методическое обеспечение, педагогическое направление подготовки.

Annotation. The article reveals the problem of students' research competence formation of pedagogical training in the conditions of three-level system of higher education. The author highlights organization of bachelor's, master's, post-graduate students' research competence formation in educational organization in accordance with modern trends and tendencies in higher education.

Keywords: research competence, bachelor's program, master's program, post-graduate course, main educational program, educational-methodical materials, pedagogical training.

Введение. В современных условиях все более востребованным становится специалист, обладающий как профессионально значимыми компетенциями, так и исследовательской компетенцией. Организация научно-исследовательской деятельности является актуальным направлением подготовки студентов на всех уровнях высшего образования. В процессе такой подготовки будущему специалисту необходимо прививать интерес к научно-исследовательской деятельности, развивать внутреннюю мотивацию [7].

В системе трехуровневого высшего образования, ориентированной на подготовку специалиста-исследователя, научно-исследовательская работа является одним из видов профессиональной деятельности магистра и аспиранта. В федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) предусмотрено формирование системы компетенций в области научно-исследовательской работы выпускника магистратуры и аспирантуры. Но для успешного развития научно-исследовательской компетенции студентов магистратуры (научно-исследовательская деятельность) и аспирантов (самостоятельная научно-исследовательская деятельность) необходимо сформировать учебно-исследовательскую компетенцию у студентов на уровне бакалавриата (учебно-исследовательская работа) [3; 14].

Изложение основного материала статьи. О необходимости организации исследовательской деятельности студентов в процессе обучения в вузе свидетельствуют «положения», «программы»,

«требования» к подготовке НИР бакалавров и магистров. В нашем исследовании отражена специфика организации исследовательской деятельности в педагогическом вузе. Работа осуществляется по следующим направлениям: учебный план; инициатива студентов в процессе освоения учебных дисциплин; курсы по теории и организации исследовательской работы; НИР в ходе производственной практики, участия студентов в конкурсах, конференциях, публикациях [3].

Основная образовательная программа по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование занимает особое место в системе государственного развития Российской Федерации. В подготовке специалистов данного направления заинтересованы образовательные организации общего, профессионального и высшего образования, профильные академические институты и научно-исследовательские институты, экспертно-аналитических центры, общественные и государственные организации информационно-аналитического профиля, средства массовой информации, органы государственного управления и местного самоуправления.

Проведенный анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы позволяет утверждать, что на сегодняшний день в условиях трехуровневой системы высшего образования актуализируются вопросы согласованности и преемственности структурного и содержательного наполнения основных образовательных программ и учебных планов в системе «бакалавриат-магистратура-аспирантура» [13]. Ряд исследователей понимают категорию преемственности как один из принципов дидактики (связь между новым и старым в процессе развития), а в контексте обучения - как последовательность и системность в расположении учебного материала, связь и согласованность ступеней и этапов учебно-воспитательной работы [14].

По мнению исследователей, научно-исследовательская компетенция представляет собой способность и готовность специалиста результативно применять имеющиеся знания, умения и навыки в ходе научно-исследовательской работы и в процессе решения профессиональных задач [6]. Можно утверждать, что научно-исследовательская компетенция является основой для решения профессиональных задач и формирования профессиональной компетентности в целом.

Формирование исследовательской компетентности в подготовке педагога происходит посредством моделирования в учебном процессе предметного и социального содержания предстоящей деятельности по решению профессиональных и исследовательских задач.

В данном исследовании проанализируем, как проектируется НИР в ООП ВО, разрабатывается содержание исследовательской деятельности, дается номенклатура действий для каждой ступени, выделим их специфику, представляя общий макет организации НИР. Продемонстрируем, что каждая ступень (бакалавриат, магистратура, аспирантура) имеет структуры научно-методического сопровождения и имеет собственный результат. Единство всего процесса обучения НИР обеспечивается реализацией принципов преемственности и последовательности.

Проанализировав дисциплины и компетенции, которые необходимо сформировать в процессе подготовки выпускника программы бакалавриата (фгос 3++) [10], нами выделены те универсальные и общепрофессиональные компетенции, которые способствуют формированию научно-исследовательской компетентности обучающихся (табл. 1.).

Таблица 1

Универсальные и общепрофессиональные компетенции, способствующие формированию научно-исследовательской компетентности выпускника программы бакалавриата

Наименование категории (группы) универсальных /общекультурных компетенций Код и наименование универсальной/общекультурной компетенции выпускника

Системное и критическое мышление УК-1- способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

Разработка и реализация проектов Разработка основных и дополнительных образовательных программ УК-2 - способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений ОПК-2 - способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)

Коммуникация Научные основы педагогической деятельности УК-4 - способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) ОПК-8 - способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний

Межкультурное взаимодействие УК-5 - способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

В магистратуре закрепляются и совершенствуются умения и навыки проведения научно-исследовательской работы, полученные студентами на уровне бакалавриата. По требованиям ФГОС ВО научно-исследовательская работа магистров является обязательным разделом основной образовательной программы. Программа обучения магистра нацелена на организацию научно-исследовательской деятельности в следующих аспектах: обоснование задач исследования; выбор методов экспериментальной работы; самостоятельная организация и проведение научного исследования; интерпретация и представление результатов научного эксперимента; составление практических рекомендаций по использованию результатов научных исследований [11].

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование являются обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ магистратуры: педагогическая; научно-исследовательская; проектная; методическая; управленческая; культурно-просветительская [11]. При разработке и реализации программ магистратуры образовательная организация ориентируется на конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится магистр, исходя из социальных потребностей общества, научно-исследовательского и материально-технического ресурса образовательной организации [9].

Научно-исследовательская деятельность магистров по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Организационно-методическое сопровождение дошкольного образования», профиль «Теория и технология языковой подготовки в начальной школе» включает сформированность следующих профессиональных компетенций, связанных с исследовательской компетентностью (табл. 2).

Таблица 2

Характеристика компетенций и дисциплин, способствующих формированию научно-исследовательской компетентности студентов магистратуры

Цель освоения дисциплины Компетенции

Профессиональный иностранный язык

Совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности в соответствии с профессиональной деятельностью для решения своих профессиональных задач и дальнейшего самообразования, совершенствование профессиональной компетентности. ОПК-1 - готовность осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности; ОПК-3 - готовность взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия.

Методология и методы научного исследования

Формирование и раскрытие научно-исследовательского потенциала студентов, усвоение ими основ методологии и методов научного исследования по актуальным проблемам педагогической науки. ОК-3 - способность к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности; ПК-6 - готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач; ПК-9 - способность проектировать формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта; ПК-14 - готовность исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы.

Технология построения научного дискурса/ Технология формирования навыков работы с научным текстом

Обучение магистрантов приёмам подготовки, построения, редактирования и оформления научных текстов, специфическим для науки способам организации речевой деятельности и формирование у них навыков решения задач профессиональной деятельности согласно требованиям ООП (ФГОС ВО). ПК-3 - способность руководить исследовательской работой обучающихся: третий уровень; ПК-6 - готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач: третий уровень.

Статистические методы научного исследования

Формирование у студентов представления о роли математических методов в педагогическом исследовании. ОК-4 - способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности; ПК-5 - способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач; ПК-9 - готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки.

Педагогические технологии в высшей школе

Развитие способности планировать и организовывать эффективный процесс обучения студентов, планировать и реализовывать учебную и методическую работу в высшей школе в контексте проблем модернизации педагогического ВО, развивать педагогическую культуру магистранта. ПК-10 - готовность проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения; ПК-11 - готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Научно-исследовательская работа

Закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося, приобретение им практических навыков и компетенций, опыта самостоятельной профессиональной деятельности в области научно-исследовательской работы. ОК-3 - способность к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности; ПК-5 - способность анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование; ПК-12 - готовность к систематизации, обобщению и распространению отечественного и зарубежного методического опыта в профессиональной области.

Профессиональные компетенции, устанавливаемые программой магистратуры, формируются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии), на основе анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемых к выпускникам на рынке труда, обобщения отечественного и зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники.

Среди дисциплин, способствующих формированию научно-исследовательской компетентности студентов магистратуры, нами выделены следующие (табл. 3).

Таблица 3

Характеристика компетенций и дисциплин, способствующих формированию научно-исследовательской компетентности студентов магистратуры

Цель дисциплины Компетенции

Методология исследовательской деятельности

Формирование системы знаний о современных методологических концепциях в области философии науки; развитие умения решать исследовательские и профессиональные задачи, применяя современные методы научного исследования; освоение методики научно-исследовательской работы; формирование навыков самостоятельной исследовательской и профессиональной деятельности, подготовка студентов магистратуры к проведению самостоятельного научного педагогического исследования. УК-1 - способность осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий.

Иностранный язык для специальных целей

Повышение уровня профессиональной компетентности магистрантов посредством формирования у них готовности к профессиональной деятельности по изучению и творческому осмыслению зарубежного опыта в профилирующей области науки и техники, а также готовности к деловому профессиональному общению. УК-4 -способность применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия.

Академический иностранный язык

Актуализация и развитие знаний в области теории изучаемого иностранного языка УК-4 - способность применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия.

Исследовательская компетентность магистра в сфере образования - это свойство личности специалиста, необходимое для качественного решения проблем образования средствами деятельности научно-исследовательского характера [2]. В организации научно-исследовательской деятельности магистрантов актуализируется задача развития навыков самостоятельного поиска изучения проблем и авторских способов их решения с дальнейшим отражением в магистерской диссертации, содержащей совокупность результатов и научных положений, выдвигаемых автором для публичной защиты. Магистерская диссертация относится к разряду учебно-исследовательских работ, выполняется студентом по материалам, собранным за период обучения в магистратуре и в процессе научно-исследовательской практики. В настоящее время публикационная активность студентов магистратуры рассматривается в качестве обязательного условия выполнения ими выпускной квалификационной работы.

Нами обоснованы необходимые дидактические условия качественной подготовки магистрантов к научно-исследовательской деятельности: ориентация образовательного процесса (целей, содержания, методов и технологий, результатов и оценки достижений магистрантов) на развитие исследовательских

компетенций путем анализа и решения современных проблем педагогического образования; построение учебного процесса с привлечением методов проблемного, смешанного, проектного, цифрового, дистанционного, рефлексивного обучения; включение в учебный процесс экспертной оценки и инструментария самооценки сформированных компетенций [7].

Основной формой подготовки научных кадров высшей квалификации является аспирантура. Начиная с 2014 г. аспирантура вошла в систему трехуровнего высшего профессионального образования, приобретя статус третей ступени высшего образования [1; 4]. Вопросы обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с современными тенденциями и потребностями общества и государства, удовлетворения потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углубления и расширения образования, в том числе научно-педагогической квалификации, отражены в ст. 69 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [13].

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры по направлению 44.06.01 Образование и педагогические науки, профилю 13.00.08 Теория и методика профессионального образования, включает исследование педагогических процессов, образовательных систем и их закономерностей, разработку и использование педагогических технологий для решения задач образования, науки, культуры и социальной сферы.

Одним из руководящих нормативных документов в подготовке аспирантов по рассматриваемому профилю подготовки является профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [5]. Активное участие аспирантов в научно-исследовательской работе при сборе научного материала на все видах практик, в процессе изучения ряда учебных дисциплин позволяет им использовать накопленные профессиональные знания, умения и опыт при выполнении творческих и научно-исследовательских работ в вузе и в дальнейшем в педагогической деятельности по окончании вуза [8]. На данной ступени целью НИД является формирование исследовательских умений и навыков для осуществления научных исследований, получения и применения новых научных знаний для решения актуальных задач современного общества. Отличием научно-исследовательской работы аспиранта от предыдущих ступеней обучения является увеличение доли самообразования и вовлечение его в самостоятельную научно-исследовательскую деятельность, на поиск и получение нового знания [12].

На основе анализа ФГОС ВО по направлениям уровней высшего образования можно выделить следующие условия формирования научно-исследовательской компетенции обучающихся: обеспечение преемственности подготовки студентов на основе поэтапного овладения учебно-исследовательской, научно-исследовательской и научной компетенциями; введение преемственных основных образовательных программ по уровням высшего образования на основе увеличения спектра исследовательских задач и расширения методов их решения; увеличение доли исследовательского компонента в преподавании дисциплин у бакалавров и магистров в соответствии с принципами последовательности и преемственности; создание исследовательской среды, заключающейся в активизации научно-исследовательской деятельности обучающихся, в самостоятельном выборе темы исследования, уровня сложности, форм и способов работы, реализации индивидуальных интересов обучающихся [14].

Рабочие программы, в которые включено формирование научно-исследовательской компетенции, являются неотъемлемой частью образовательной программы в соответствии с требованиями, обусловленными направлением подготовки:

1) «Научные исследования в педагогике». Цель освоения дисциплины - выработать у аспирантов целостное представление о проведении психолого-педагогических исследований с позиции обеспечения качества образования; сформировать у обучающихся общее представление о методологии научного творчества, использовании методов научного познания и применения логических, количественных и качественных законов и правил в организации научной деятельности.

2) «Проблемы современного реформирования высшей школы». Цель освоения дисциплины -сформировать у аспирантов целостное представление о системе высшего профессионального образования на современном этапе развития общества, закономерностях ее функционирования, развития и реформировании.

3) «Теория и методика профессионального образования» - формирование у аспирантов навыков развития педагогического мышления, освоение системы научно-практических знаний, умений и компетенций в области научного исследования и преподавания по образовательным программам высшего образования; реализация их в своей профессиональной деятельности.

В Положении о научно-исследовательской деятельности обучающихся по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет» отмечено, что научно-исследовательская деятельность аспирантов является одним из обязательных элементов осваиваемой ими образовательной программы и выступает в качестве основного вида профессиональной деятельности аспирантов. Проводимые аспирантами научные исследования должны соответствовать критериям, установленным для содержания научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук.

Рабочие программы, в которые включено преподавание английского языка для специальных целей, являются неотъемлемой частью основной профессиональной образовательной программы (ООП), разрабатываемой в соответствии с требованиями, обусловленными направлением подготовки. Составляющие научно-исследовательской компетенции могут соотноситься с разными кодами УК, ОК, ОПК, ПК. В процессе подготовки данной работы была сделана выборка компетенций, в которой прослеживается тесная связь с научно-исследовательской компетенцией (наличие формулировок «исследовательская деятельность», «научное исследование»). Следует отметить, что код компетенций, а также сама формулировка может меняться в зависимости от направления подготовки.

Анализ содержания таблицы 4 позволяет подойти ещё к одному важному заключению: первостепенной значимости именно научно-исследовательской компетенции для подготовки современного специалиста.

Таблица 4

Распределение учебных дисциплин для формирования научно-исследовательской компетенции по уровням высшего образования

Бакалавр Магистр Аспирант

1. Иностранный язык 2. Методология и методика научного исследования 3. Моделирование образовательных программ 4. Теория и техника учебной коммуникации 1. Профессиональный иностранный язык 2. Методология и методы научного исследования 3. Технология построения научного дискурса/ 4. Технология формирования навыков работы с научным текстом 5. Статистические методы научного исследования 6. Информационные технологии в профессиональной деятельности 7. Методы математической обработки данных в научном исследовании 1. Информационные технологии в науке и образовании 2. Методология подготовки и представления диссертационной работы с учетом действующих нормативных документов 3. Математические методы в педагогических исследованиях 4. Теория и методика профессионального образования 5. Научные исследования в педагогике 6. Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученойстепени кандидата наук 7. Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации) 8. Инновационные педагогические технологии

Система описания компетенций определяет выбор компетенций (УК, ОК, ОПК, ПК), которые формируются у студентов как преподавателями одной кафедры и одной дисциплины, так и других смежных дисциплин в развитии этих же компетенций. Для успешного формирования компетенций, сформулированных ФГОС ВО и университетом, совместная деятельность преподавателей родственных дисциплин создает условия для достижения поставленных задач на уровне ООП.

На всех трех ступенях обучения в вузе научно-исследовательская работа является наиболее важной частью образовательного процесса. НИД осваивается при выполнении различных творческих и исследовательских заданий, курсовых работ, педагогической и других видов практик. Выпускная квалификационная работа и ее защита - это заключительный этап научно-исследовательской работы и профессиональной подготовки выпускников вуза [14].

Проанализировав основные образовательные программы трех уровней высшего образования, реализуемые в Севастопольском государственном университете в период с 2014 по 2017 гг., нами выявлено, что формирование и развитие научно-исследовательской компетенции обучающихся осуществляется поэтапно и последовательно и в целом носит характер непрерывности и преемственности. Данный процесс осуществляется за счет развития универсальных, общекультурных и профессиональных компетенций на всех этапах образования или на определенной его ступени.

Выводы. Таким образом, для реализации целей формирования научно-исследовательской компетентности студентов необходима планомерная работа по обеспечению преемственности подготовки студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, формированию системы усложняющихся требований к процессу и результатам обучения, поскольку научно-исследовательская компетенция магистров и аспирантов формируется на базе развитой учебной деятельности бакалавров и является более высоким уровнем подготовки специалиста в высшей школе.

Литература:

1. Бедный Б.И. Российская аспирантура в образовательном поле: междисциплинарный дискурс // Социологические исследования. 2017. - № 9. - С. 125-134.

2. Бурова Л.И. Подготовка педагогов к исследовательской деятельности в магистратуре / Л.И. Бурова, Е.В. Яковлева // Развитие профессиональных компетенций студентов педагогического и психологического направлений в условиях разноуровневой подготовки в университете: Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Череповец, 2015. - С. 133-138.

3. Исследовательская деятельность в вузовской и послевузовской подготовке бакалавров, магистров, аспирантов: сб. статей / под науч. ред. И.А. Зимней. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 116 с.

4. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Научный работник (научная (научно-исследовательская) деятельность)" (подготовлен Минтрудом России 05.09.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.garantш/products/ipo/prime/doc/56626475/(дата обращения : 23.01.2019).

5. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденный приказом Минтруда России от 08 сентября 2015 г. № 608н. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http: // sudact.ru/law/prikaz-mintruda-rossii-ot-08092015-n-608n/professionalnyi-standart/iv/4.2/(дата обращения: 23.01.2019).

6. Прошкин В.В. Сущностные характеристики интеграции научно-исследовательской и учебной работы в университетской подготовке будущих учителей / В.В. Прошкин // Вестник ЛНУ им. Тараса Шевченко. - №22 (257). - 4.VI. - 2012. - С. 77-83.

7. Самойленко Н.Б. Научно-исследовательская деятельность магистрантов: новые тенденции и реалии // Ломоносовские чтения - 2018 [Электронный ресурс]: Сборник материалов ежегодной научной

конференции (12 апреля 2018 г., Севастополь). - Под ред. И.С. Кусова, С.И. Рубцовой, Ю.Л. Ситько, Е.И. Сорокиной. Севастополь: Филиал МГУ в г. Севастополе, 2018. - С. 234-236.

8. Сенашенко В.С. Проблемы организации аспирантуры на основе ФГОС третьего уровня высшего образования // Высшее образование в России. 2016. - № 3. - С. 33-43.

9. Стукалова И.Б. Развитие магистратуры в России: предпосылки, проблемы и перспективы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-notabene.ru/pp/article_26892.html - Дата доступа: 26.01.2019).

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.osu.ш/docs/fgos/vo3++/44.03.05_Pedagog_obr_2_proШya.pdf (дата обращения: 06.01.2019).

11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.rU/news/3/553 (дата обращения: 26.11.2019).

12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvoaspism/440601.pdf

13. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 03.08.2018 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа :https: // dokumenty24.ru/zakony-rf/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/item/234-glava-9.html#st73 (дата обращения : 23.01.2019).

14. Хлыбова М.А. Преемственность формирования научно-исследовательской компетенции в трехуровневой системе высшего образования / М.А.Хлыбова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2017. - № 10(76): в 3-х ч. - Ч. 2. - С. 213-215.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагогика

УДК 377

доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник НИЦ-2 Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт

Федеральной службы исполнения наказаний России» (ФКУ НИИ ФСИН России) (г. Москва)

ИЗМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. Статья посвящена проблемам, вызванным переходом отечественного образования на цифровое обучение, предполагающее системные изменения в профессиональной деятельности современного педагога, выступающего ключевой фигурой в процессе повышения эффективности и продуктивности образовательного процесса средствами информационных технологий.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, информационно-коммуникационные технологии, трансформация деятельности.

Annotation. Article is devoted to the problems caused by transition of domestic éducation to the digital training assuming system changes in professional activity of the modern teacher acting as a key figure in the course of increase in efficiency and efficiency of educational process by means of information technologies.

Keywords: pedagogical activity, information and communication technologies, activity transformation.

Введение. Вопросы моделирования изменений в образовательном процессе находятся в фокусе зарубежного и отечественного педагогического дискурса со второй половины 90-х годов XX века. Теоретическое моделирование и практическая апробация моделей на протяжении прошедших 20-25 лет показала, что, в первую очередь, внедрение информационно-коммуникационных технологий в обучение изменяет форму общения и оптимизирует информационный обмен между основными участниками образовательного процесса. Во вторую очередь, происходит наращивание знаний и активизация мышления [20].

Сегодня, на уровне генеральной парадигмы, принято понимать, что новые технологии предоставляют ряд возможностей, которые могут трансформировать преподавание и улучшить возможности обучения. Также утверждается, что хорошее использование технологий может помочь учителям быть более профессионально успешными, повышая эффективность обучения их учащихся. Хотя, возникают и некоторые вопросы, связанные с методологией интеграции ИКТ в учебную среду, в части воздействия на работу учителя и, скорее даже не повышением, а изменением требований к его профессионально-педагогической деятельности. Безусловно, будет верным сказать, что включение ИКТ в образовательные процессы, протекающие в современной школе как социально-образовательном институте, может и действительно меняет традиционный статус учителя и ученика. Объективная оценка этого эффекта, в конечном итоге, зависит от множества переменных, в частности, от того - каким образом ИКТ взаимодействует с профессиограммой и личностным мировоззрением учителей и сопутствующими факторами, как, например: специфика педагогического коллектива или профессиональная субкультура конкретной школы [6].

Изложение основного материала статьи. Моделирование изменений профессионально-педагогической деятельности преподавателя средствами информационных технологий должно протекать на основе более широкого понимания проблем, составляющих вопрос развития профессионально-педагогической деятельности учителя в условиях цифровизации образования [13]:

1. Трансформация содержания обучения в плане образовательного контента.

2. Трансформация учебно-дидактического взаимодействия с классом и отдельными учащимися.

3. Подходы, способы и приёмы организации и реализации учебно-интеллектуальной деятельности, как основного элемента.

Говоря о теоретических основаниях моделирования профессионально-педагогических изменений деятельности преподавателя средствами ИКТ, необходимо отметить, что первыми к этим вопросам обратились не педагоги, а специалисты по компьютерным технологиям, которые предложили активную интеграцию ИКТ в учебный процесс, обращая внимание на то, что [1]:

• ИКТ технологии могут стимулировать развитие интеллектуальных навыков учащихся;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.