Научная статья на тему 'Общетеоретические и методологические аспекты организации и координирования научно-исследовательской работы магистров'

Общетеоретические и методологические аспекты организации и координирования научно-исследовательской работы магистров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ / МАГИСТРАТУРА / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ / QUALITY OF TRAINING / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ / IMPROVING TRAINING / КАДРОВЫЙ СОСТАВ / STAFFING / МАГИСТЕРСКИЕ ПРОГРАММЫ / MASTER''S PROGRAM / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / TEACHING PRACTICE / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ECONOMIC DISCIPLINES / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCH ACTIVITY / ECONOMIC DIRECTIONS / MASTER''S PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярыгина Неля Анатольевна

Характерной чертой внедрения уровнего образования является общая программа действий европейского образовательного сообщества, всем известного под названием «болонское соглашение» [1]. Болонский процесс привел к переоценке роли университета, так как в число первостепенных задач интеграции науки и образования выдвигает повышение качества образования, которое происходит одновременно с модификацией структуры подготовки выпускников высших учебных заведений, а также с формированием самой методологии теории регулирования качеством образования. Для высшего образования и научно-исследовательской работы необходима объединяющая связь, поскольку именно она является наиболее существенной для характеристики «европейский университет». Чаще всего, интеграция науки и образования предусматривает необходимость совершенствования качества образования в целом, которое не получится осуществить без радикальной модификации образовательного процесса на всех его уровнях, что является условием для пересмотра подходов к научно-исследовательской работе магистрантов. В настоящее время еще наличествует мнение о том, что научно-исследовательская работа осуществляется лишь со студентами, обладающими определенным научным потенциалом, восприимчивостью к научно-исследовательской деятельности и первостепенными знаниями. В статье рассматриваются проблемы организации научно-исследовательской работы магистров и готовности обучающихся в магистратуре к проведению научных исследований в современной высшей школе. Обобщены теоретические аспекты и практический опыт организации научной работы магистров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF ORGANIZATION AND COORDINATION OF SCIENTIFIC RESEARCH WORK OF MASTERS

A common feature of the introduction of the level of education is the general program of action of the European educational community, all known under the name "Bologna agreement" [1]. The Bologna process has led to a reassessment of the role of the university, since the primary goal of integrating science and education is to raise the quality of education, which occurs simultaneously with the modification of the structure of the graduates' training, and also the formation of the methodology of the theory of education quality regulation. For higher education and research work, a unifying link is necessary, since it is the most essential for the characterization of the "European University". More often than not, the integration of science and education involves the need to improve the quality of education in general, which will not work without a radical modification of the educational process at all levels, which is a prerequisite for reviewing the approaches to the research work of undergraduates. At the present time there is still an opinion that research work is carried out only with students who have a certain scientific potential, sensitivity to research activities and primary knowledge. The article deals with the problems of organization of the research work of the masters and the readiness of the students in the magistracy to conduct research in the modern higher school. The theoretical aspects and practical experience of organizing the scientific work of masters are generalized.

Текст научной работы на тему «Общетеоретические и методологические аспекты организации и координирования научно-исследовательской работы магистров»

педагогические науки

Ярыгина Неля Анатольевна ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ...

УДК 378

ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И КООРДИНИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МАГИСТРОВ

© 2017

Ярыгина Неля Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: [email protected])

Аннотация. Характерной чертой внедрения уровнего образования является общая программа действий европейского образовательного сообщества, всем известного под названием «болонское соглашение» [1]. Болонский процесс привел к переоценке роли университета, так как в число первостепенных задач интеграции науки и образования выдвигает повышение качества образования, которое происходит одновременно с модификацией структуры подготовки выпускников высших учебных заведений, а также с формированием самой методологии теории регулирования качеством образования. Для высшего образования и научно-исследовательской работы необходима объединяющая связь, поскольку именно она является наиболее существенной для характеристики «европейский университет». Чаще всего, интеграция науки и образования предусматривает необходимость совершенствования качества образования в целом, которое не получится осуществить без радикальной модификации образовательного процесса на всех его уровнях, что является условием для пересмотра подходов к научно-исследовательской работе магистрантов. В настоящее время еще наличествует мнение о том, что научно-исследовательская работа осуществляется лишь со студентами, обладающими определенным научным потенциалом, восприимчивостью к научно-исследовательской деятельности и первостепенными знаниями. В статье рассматриваются проблемы организации научно-исследовательской работы магистров и готовности обучающихся в магистратуре к проведению научных исследований в современной высшей школе. Обобщены теоретические аспекты и практический опыт организации научной работы магистров.

Ключевые слова: экономические направления; магистратура; качество подготовки; совершенствование подготовки; кадровый состав; магистерские программы; педагогическая практика; экономические дисциплины; научно-исследовательская деятельность.

GENERAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF ORGANIZATION AND COORDINATION OF SCIENTIFIC RESEARCH WORK OF MASTERS

© 2017

Yarygina Nelia Anatolyevna, candidate of economic sciences, Professor of Department

"Accounting, analysis and audit" Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya street, 14, e-mail: [email protected])

Abstract. A common feature of the introduction of the level of education is the general program of action of the European educational community, all known under the name "Bologna agreement" [1]. The Bologna process has led to a reassessment of the role of the university, since the primary goal of integrating science and education is to raise the quality of education, which occurs simultaneously with the modification of the structure of the graduates' training, and also the formation of the methodology of the theory of education quality regulation. For higher education and research work, a unifying link is necessary, since it is the most essential for the characterization of the "European University". More often than not, the integration of science and education involves the need to improve the quality of education in general, which will not work without a radical modification of the educational process at all levels, which is a prerequisite for reviewing the approaches to the research work of undergraduates. At the present time there is still an opinion that research work is carried out only with students who have a certain scientific potential, sensitivity to research activities and primary knowledge. The article deals with the problems of organization of the research work of the masters and the readiness of the students in the magistracy to conduct research in the modern higher school. The theoretical aspects and practical experience of organizing the scientific work of masters are generalized.

Keywords: economic directions; Master's program; quality of training; improving training; staffing; master's programs; teaching practice; economic disciplines; research activity.

Все более конкурентоспособным должно становиться высшее образование в настоящее время, но, поскольку запас полученных знаний довольно быстро устаревает, это расхождение может быть преодолено с внедрением гибкой системы образования, то есть развитие у студентов творческого мышления и исследовательских навыков, без которых довольно тяжело не только продолжать образование, но и реализовываться на рынке труда, просто необходимы на каждом уровне обучения.

Следовательно, выпускнику высшего учебного заведения необходимо владеть не только определенным набором фундаментальных и специальных знаний, но и иметь опыт творческого решения практических задач для быстрой адаптации к постоянно изменяющимся условиям. Конечно же, вышеперечисленные качества следует формировать в вузе, воспитывая через активное вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу, приобретающей в данный момент все большее значение и являясь одним из основных компонентов профессиональной подготовки будущего магистра.

Следует отметить, что научно-исследовательская работа студентов в высших учебных заведениях, в послед-

нее время, организована не лучшим образом, так как наблюдается значительный спад участия большей части студенческого контингента в научной работе, что можно объяснить недостаточностью финансирования данной деятельности, а также недостаточностью ресурсов, необходимых для стимулирования к этой деятельности студентов. Все вышеперечисленное существенно снижает влияние данного фактора на их профессиональное формирование, так как, у значительной части выпускников высших учебных заведений за все время обучения не развиты в полной мере умения исследовательской деятельности. В настоящее время назревает необходимость создания системы научно-исследовательской работы в вузе на основе воспитания творческого подхода к практическому применению полученных образовательных и научных знаний.

На сегодняшний момент, значительное количество высших учебных заведений России, в том числе и Тольяттинский государственный университет, ведут подготовку параллельно на академический и прикладной бакалавриаты, каждый из которых предоставляет полноценное звание бакалавра по избранному направле-

нию обучения. Отметим, что прикладной бакалавриат, является бакалаврской программой, имеющей основную (базовую) часть, предусмотренную стандартами, а дополнительную (практико-ориентированную), заключающуюся в выводе студента на четкую квалификацию, что касается и тех случаев, когда отдельно взятое конкретное направление подготовки существует на том и другом бакалавриате [2].

Повторимся, что само понятие «бакалавриат» в России появилось достаточно недавно, а точнее когда высшее образование стало двухуровневым. По окончанию обучения первой ступени подготовки высшего учебного заведения защищается выпускная бакалаврская работа, далее выпускнику выдается диплом о получении высшего профессионального образования с присвоением степени «бакалавр». Программа бакалавриата позволяет получить высшее образование в более короткий срок.

В настоящее время, бакалавриат подразделяется на две категории: академический и прикладной. Прикладной баклавариат является высшим образованием, в основе которого положены программы среднего профессионального образования, направленные на усвоение бакалавром практических навыков и основной теоретической подготовкой. Выпускная бакалаврская работа при этом является заключительным этапом обучения, после чего студенту присваивается степень бакалавра, предоставляя возможность приступить к работе по определенной квалификации без дополнительных стажировок, применяя все необходимые приобретенные за время обучения практические навыки.

Академический бакалавриат является тоже высшим образованием, но направленным в значительной степени на теоретические знания. Цель академического бакалавриата - это подготовка выпускников к научно-исследовательской деятельности, из чего следует, что на практическую подготовку выделяется значительно меньше времени.

Осведомленность в исследовательской деятельности бакалавров формируется в процессе учебной и научно-исследовательской работе обучающихся. Исследовательская деятельность основывается на научной методологии деятельности бакалавра в получении новых, научно обоснованных знаний. Знания в области научно-исследовательской работы формируют готовность к внедрению творческих действий при решении различных исследовательских задач на уровне проектирования исследования, сбора и обработки информации, закрепления и использования полученных результатов исследовательской работы в практической.

Активная включенность в научно-исследовательскую деятельность предоставляет огромный потенциал для стимулирования творческих ресурсов личности [39].

Следует отметить, что ни прикладной, ни академический бакалавриат не должен препятствовать развитию творческого мышления студента, наоборот, призван всячески его побуждать к научно-исследовательской деятельности. Именно совокупное (цельное) личностное образование, имеющее отличительной особенностью устойчивую мотивацию, является исследовательской компетенцией бакалавров, проявляющейся наличием у студентов знаний об организации исследовательской работы, в умении применения опыта творческой деятельности, являющихся обязательным условием для их лич-ностно-профессионального развития.

Исследовательская информированность, направленная на формирование готовности студента к непрерывному самообразованию, является группой, направленной на освоение, то есть очередной ступенью к профессиональному мастерству. Процесс усовершенствования исследовательской информированности бакалавров в образовательной среде высшего учебного заведения направлен на применение их исследовательского и лич-444

ностного ресурса, а также на формирование желания и стремления к активной творческой профессиональной деятельности, то есть является не только результатом обучения, но и итогом личностного роста бакалавра.

В настоящих условиях прямого воздействия науки и техники на мировые процессы перед Россией особенно остро проявилась проблема воспроизводства и укрепления ее научного потенциала, а именно, в качестве одной из первенствующих задач государства выступает поддержка и развитие российской науки. Научно-исследовательская работа студентов является обязательной, базовой неразрывной частью подготовки бакалавров и магистров в Тольяттинском государственном университете, состоящей в числе первостепенных задач университета, решаемых на базе единства учебного и научного процессов. Образовательный процесс в высшем учебном заведении - это целостность обучения, производственной практики и научно-исследовательской деятельности. При этом любые реформы и изменения в системе научно-исследовательской работы бакалавров и магистрантов необходимо совершать согласно новым условиям деятельности вузов, базируясь на применении многолетнего отечественного и зарубежного опыта объединения науки и образования, обучения кадров высшей школы, отвечающих требованиям мировых стандартов.

Основная цель организации и развития системы научно-исследовательской работы бакалавров в Тольяттинском государственном университете - это совершенствование научной подготовки выпускников и раскрытие способностей молодых кадров для дальнейшего обучения в магистратуре с целью расширения педагогических и научных кадров страны, базирующихся на новейших достижениях научно-технического развития, экономической мысли и культурного совершенствования.

Основными задачами организации и координирования системы научно-исследовательской работы студентов являются:

- объединение (интегрирование) научно-исследовательской работы и учебных занятий студентов;

- реализация неотъемлемой целостности обучения и подготовки бакалавров и магистрантов к творческому, научному и педагогическому труду;

- формирование необходимых условий для выявления и применения личностных творческих способностей молодежи;

- выявление способной и одаренной молодежи, проявляющей стремление к научно-исследовательской и педагогической деятельности;

- формирование и развитие у студентов качеств научно-педагогических и научных работников;

- воспитание и развитие у будущих выпускников способности адаптирования, своевременного применения полученных знаний и навыков в постоянно изменяющихся требованиях их деятельности, а также выбора наилучших решений в условиях рыночных отношений и готовности к повышению квалификации;

- повышение эффективности научно-исследовательской работы в университете путем вовлечения студентов в исследования по наиболее первостепенным направлениям науки;

- формирование научных межвузовских связей как внутри страны, так и со странами ближнего и дальнего зарубежья.

К основным направлениям организации научно-исследовательской работы студентов можно отнести следующие:

- совершенствование учебного процесса путем совместной деятельности, как студентов, так и научных руководителей в выполнении различной научно-исследовательской работы;

- содействие в развитии научных школ высших учебных заведений;

- формирование у студентов умения самостоятельно

Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)

педагогические науки

Ярыгина Неля Анатольевна ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ...

обосновывать различные суждения и выводы;

- предоставление студентам возможности в процессе получения образования проверить и опробовать свои силы и полученные знания на разных направлениях современной науки;

- увеличение интереса студентов к научно-исследовательской работе, реализуемой сверх учебных планов;

- увеличение действенности научно-технических мероприятий в научно-исследовательской работе;

- стимулирование участия профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений в организации и руководстве научно-исследовательской работы студентов.

На наш взгляд, современному выпускнику, особенно выпускнику-бакалавру, недостаточно лишь владеть фундаментальными предметными знаниями и практическими навыками. Одним из важнейших течений развития образовательного процесса высшего учебного заведения является воспитание и развитие готовности студентов к научно-исследовательской работе. С нашей точки зрения, в сформировавшейся социально-экономической и политической ситуации развития высшего образования использование компетентностного подхода к разрешению настоящей проблематики является наиболее эффективным и целесообразным.

Переход на двухуровневую систему подготовки кадров вызывает необходимость решения первостепенной задачи подготовки бакалавров и магистров на основе компетентностного подхода, заложенных в новых стандартах высшего профессионального образования, что, прежде всего, имеет отношение к научно-исследовательской работе студентов. Компетентностный подход начал формироваться в связи с Болонским процессом и на данный момент, принципы, формулирующие развитие отечественного образования, обусловлены присоединением России к Болонской декларации, согласно которой подготовлены стандарты двухуровневой подготовки кадров.

Реорганизация норм и основ подготовки выпускников высших учебных заведений приводит к потребности изменения роли научно-исследовательской работы в формировании профессиональных компетенций. Деятельностный аспект, устанавливающий современный образовательный процесс, модифицирует взгляды и принципы студента, предоставляя ему возможность стать активным участником образовательного процесса, умеющего критически оценивать не только уже полученные знания, но и извлекать новые, еще не введенные в учебные планы и дисциплины. Полученные в процессе исследовательской деятельности студентами знания, являются одним из итоговых результатов освоения основной образовательной программы как в бакалавриате, так и в магистратуре. Не мене важным является развитие и воспитание умения студента с пользой использовать полученные теоретические знания на практике.

В Тольяттинском государственном университете, как учебная, так и научно-исследовательская работа является непременной составляющей основной образовательной программы подготовки бакалавров и магистров. Следует отметить, что прием абитуриентов в Институте финансов, экономики и управления Тольяттинского государственного университета открыт только на форму прикладного бакалавриата. Следует отметить, что производственная практика на данной форме обучения составляет 6 ЗЭТ или 216 часов, преддипломная 3 ЗЭТ или 108 часа. Учебно-исследовательская работа предполагает самостоятельную исследовательскую работу бакалавра под руководством высококвалифицированного научного руководителя.

Программа научно-исследовательской работы студентов должна носить комплексный и методичный характер, то есть предполагать точный (предметный) проверяемый результат. На сегодняшний момент, учебные планы по направлению подготовки бакалавра, не содер-

жат учебно-исследовательскую деятельность студентов как самостоятельный вид работы. Вводимая кредитно и бально-рейтинговая система значительно преобразовывает понимание и восприятие любого вида деятельности, в том числе и научно-исследовательской. Исходя из вышесказанного, на наш взгляд, необходимо в графике учебного процесса выделить недели научно-исследовательской работы студентов. Например, это время может быть выделено и распределено за счет сокращения часов, отведенных на сессии.

Институт финансов, экономики и управления Тольяттинского государственного университета предоставляет возможность вовлечения бакалавров в исследовательскую деятельность уже с 1 курса. Данную работу можно подразделить на три уровня освоения знаниями научно-исследовательской деятельности бакалавра:

1. Поисково-познавательный

2. Познавательно-исследовательский

3. Креативно-исследовательский (магистратура)

Поисково-познавательная деятельность предполагает участие бакалавра на 1-2 курсах и подразумевает анализ изучаемых дисциплин и направлений. На первом курсе студенты участвуют в подготовке и написании рефератов совместно с преподавателем для докладов на классных часах. Познавательно-исследовательская деятельность начинается на 3-4 курсах и предполагает отбор и анализ полученной информации.

Общая программа научно-исследовательской работы студентов отображена на рисунке 1.

Еьшолнение индивидуальных и групповых задании, направленных на реализацию конкретных прикладных задач и подготавливающих будущих бакалавров и магистров к профессиональной деятельности с использование!! современных и образовательных технологий

участие студентов Б исследовательских проект ах и научно-методических разработках кафедр

Общая программа научно-исследовательской работы студентов

На основе общей программы научно-исследовательской работыкаждым студенты составляется индивидуальная программа. Б которой отражаются конкретные виды зад аний для каждого студента

Поисково-познавательный уровень{1-2 курсы)

поиск информации

отбор информации с четким выделением Б нем базовой и дополнительной информации

сисг ематизация информа ции

структурирование информации

Познавательно-исследовательский ур овень (1-2 курсы)

поиски отсюр технологиираооты с информацией

поиск технологии отоора и хранения информации

поиск технологии представления информации

Рисунок 1 - Пример общей программы научно-исследовательской работы студентов

Креативно-исследовательский (экспериментальный) уровень освоения знаниями научно-исследовательской деятельности действует на уровне магистратуры и предполагает не просто анализ информации, но и ее полную трактовку в подходе решения профессиональных задач. Здесь следует отметить, что разделение на уровни имеет конвенционный (условный) характер, что выражается с одной стороны, спецификой предметных знаний, с другой, уровнем развитости профессиональной компетентности и опытом научно-исследовательской работы.

Научно-исследовательская работа на уровне магистратуры очной формы обучения включает производственную практику, педагогическую практику, научно-исследовательскую практику и научно-исследовательскую работу в семестре.

Планирование исследовательской работы магистрантов отражается в технологической карте научно-исследовательской работы, которая составляется совместно с научным руководителем и руководителем общей образовательной программы. Техническая карта магистранта содержит такие виды научной деятельности как: осуществление научно-исследовательских проектов;

написание тезисов и статей как индивидуально, так и коллегиально с научным руководителем; участие в подготовке сборника научных трудов; участие в подготовке конференций и конкурсах молодых ученых и др.

Несомненно, учебно-исследовательская работа студентов способствует преподавателю выработать и развить определенный персональный (единичный) ресурс дисциплины. Не мене занимательной в Институте финансов, экономики и управления Тольяттинского государственного университета является работа по структуризации информации для разработки образовательных сайтов и групп в социальных сетях. Созданный такой образовательный сайт в 2015 году студентами института проявил себя наиболее адаптивными к реальному учебному процессу.

Говоря о магистратуре, следует подчеркнуть, что научно-исследовательская практика магистранта служит тесной связью между научно-теоретической и практической подготовкой магистрантов, то есть предоставляет им возможность применить первоначальный опыт практической деятельности в соответствии со специализацией магистерской программы, а именно, сформировать условия для развития практических компетенций.

Первостепенная роль научно-исследовательской практики магистра - это получение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, а также селекция требуемых материалов для выполнения магистерской диссертации, а именно: проанализировать и систематизировать информацию по теме научного исследования; сопоставить полученные результаты объекта исследования с отечественными и зарубежными моделями; проанализировать научную и практическую значимости проводимых исследований. В рамках прохождения научно-исследовательской практики магистранту необходимо в общем виде обозначить тему магистерской диссертации и подкрепить доводами полезность и рациональность ее разработки.

Организация научно-исследовательской работы магистрантов - это непрерывная работа кафедры, предполагающая усовершенствование, стимулирование и содействие научной деятельности обучающихся. Научно-исследовательская работа магистрантов реализуется с точки зрения компетентностного подхода, который является концепцией формирования учебного процесса, в качестве цели обучения которой обозначается освоение комплексом необходимых компетенций для обучающегося как будущего магистра. Компетентностный подход на ступени планирования образовательного процесса предполагает наличие перечня результатов полученного образования на уровне выработанных компетенций; списка основных образовательных технологий, используемых для вырабатывания компетенций; перечня форм, методов и типовых заданий для проверки и самооценки уровня комплектности заявленных в программе дисциплины результатов образования (компетенций) и др. Данные требования осуществляются во всем образовательном процессе с магистрантами, в том числе и в научно-исследовательской работе.

Следует отметить, что исследовательская работа магистрантов всегда была важной составляющей профессиональной подготовки. На данный момент, научно-исследовательская работа магистрантов - это один из главных факторов повышения рейтинга университета. И так как в исследовательской деятельности применяются несколько видов научной работы - научно-исследовательская работа, которая включается в учебный процесс, научные исследования, которые дополняют учебный процесс и исследования, которые проводятся параллельно учебному процессу - следовательно, можно сделать вывод, что научно-исследовательская работа магистрантов является целостностью учебной исследовательской работы.

Таким образом, научно-исследовательская работа магистрантов представляет собой синтез учебной и 446

внеучебной исследовательской работы, а также научно-структуированной работы магистрантов, обогащающей опыт и стимулирующей развитие научной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Болонская декларация: Пространство Европейского высшего образования Электронный ресурс. Болонья, 1999. // Интернет: сайт СПб гос. Университета. - http://www.spbu.ru/News/edusein/bol.htm.], Закона об образовании РФ [Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)

2. Приказ от 20 мая 2010 г. N 543 «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного Образовательного Стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «Магистр») Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 июля 2010 г. N 17819

3. Корчагина М.В. Формирование готовности к научно-исследовательской деятельности как фактора повышения качества подготовки будущих педагогов профессионального обучения // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 93-98.

4. Панасюк К.А. Формирование научно-исследовательских умений: эффективные подходы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 184-187.

5. Казанцев И.В., Молчатский С.Л. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор личностного самоопределения // Поволжский педагогический вестник. 2016. № 2 (11). С. 76-81.

6. Жданов Э.Р., Яфизова Р.А., Баринова Н.А., Салимова Е.С., Галиев А.Ф. Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития инженерно-технических способностей и инновационного потенциала детей и молодежи в условиях дополнительного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 206-209.

7. Энбом Е.А., Иванова В.А. Самостоятельная исследовательская деятельность студентов младших курсов как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, направленная на повышение качества подготовки бакалавров инженерного профиля // Самарский научный вестник. 2013. № 3 (4). С. 79-82.

8. Аниськин В.Н., Макарова Е.Л., Пугач В.И., Пугач О.И. Проектирование рабочей программы дисциплины как инструмент развития исследовательских компетенций магистранта: контекстный подход // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 41-45.

9. Ташлинская Е.Ш. Инновационный характер научно-педагогической деятельности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 285-291.

Статья поступила в редакцию 29.09.2017

Статья принята к публикации 26.12.2017

Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.