УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА МАГИСТРАНТОВ ЭКОНОМИКИ КАК ФОРМА ПОДГОТОВКИ К ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Н.А. Ярыгина
Тольяттинский государственный университет 445667, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14 E-mail: [email protected]
Рассматривается значимость самостоятельной работы магистрантов в процессе педагогической практики, а также необходимость оказания своевременной квалифицированной помощи научного руководителя как в организации, так и в проведении педагогической практики.
Ключевые слова: экономические направления, магистратура, качество подготовки, совершенствование подготовки, кадровый состав, магистерские программы, педагогическая практика, экономические дисциплины, научно-исследовательская деятельность.
Вступление России в мировое пространство образования происходит совместно с существенными изменениями в педагогической теории и практике образовательного процесса. Российская структура образования неизменно акцентировалась на сфере профессиональной деятельности, в то время как западная модель акцентируется на академических стандартах оценки.
Дебаты по вопросам перехода к двухуровневой системе высшего экономического образования начались с 90-х годов. В 2009 г. Институт финансов, экономики и управления Тольяттинского государственного университета (ТГУ) провел набор будущих бакалавров и ввел программы магистерской подготовки.
В ситуации расширения и разграничения рынка труда стоимость услуг магистра экономических направлений становится существенно выше стоимости услуг бакалавра экономики. Если выпускник-бакалавр как достоинство двухуровневой системы выделяет сокращение на один год срока обучения для получения диплома о высшем образовании и выхода на международный рынок труда, то магистр экономики видит в ней потенциал для существенного увеличения своего дохода и роста по служебной лестнице.
Следует отметить, что непрерывное совершенствование качества подготовки магистров экономики не позволит снизить спрос на магистерские программы, а также поможет сделать обучение в магистратуре не только процессом получения новых знаний, но и, что немаловажно, получения статуса. Соответствие профессорско-преподавательского состава требованиям к кадровому обеспечению основных образовательных программ, постоянное совершенствование качества подготовки студентов для ТГУ является важной задачей.
Высокое качество подготовки, а также профессиональный кадровый состав имеют первостепенное значение при выборе вуза магистрантом, так как каждый магистр должен стать относительно редким, качественным и достойным продуктом системы образования, а выполнение вузом таких высоких требований является решающим фактором повышения спроса на услуги магистров.
Неля Анатольевна Ярыгина, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
На текущий момент назначение магистратуры состоит в подготовке магистранта к независимому научному творчеству в пределах той специализации, которую выбрал студент, ознакомившись с магистерской программой. Оценивая магистра экономики, на наш взгляд, сверх стандартных типичных заданий следует также оценивать его умение направлять творческую деятельность в нужное русло, способность научно обосновывать и отстаивать свое мнение и стремление к поиску решения нетипичных задач, связанных с отсутствием установленных алгоритмов.
Магистратура - это возможность не только получения второго высшего образования в рамках научного освоения полученной ранее специальности, но и переквалификации на другую предметную область, освоения новой профессии. При этом не следует сравнивать магистратуру с курсами повышения квалификации: обучающиеся в магистратуре расширяют свои навыки и компетенции, а также занимаются научной деятельностью, что является не только важной ступенью на пути научной деятельности, но и важным фактором карьерного роста. В то же время цель учреждений повышения квалификации - обеспечение профессионального развития и формирование ключевых компетенций будущих специалистов, т. е. имеется в виду качественный аспект. Оценивается же их работа органами управления образования по количеству специалистов, обучавшихся на курсах (количественный аспект). Совершенно очевидно, что подобный подход к оценке деятельности системы повышения квалификации не обеспечивает ее совершенствования [1].
Цель магистратуры состоит не только в обеспечении качественной подготовки магистра, но и в формировании гибкой, адаптивной системы создания магистерских программ. Вышеупомянутые критерии, а именно способность приспособления магистерских программ к потребностям страны, коммерческих структур, в дальнейшем могут стать одной из точек роста конкурентоспособности вуза. Такая перспектива возможна только при эффективном использовании ресурсов образовательного процесса. Соответственно, данный критерий является одним из основополагающих при проведении экономического анализа, направленного на внутреннюю инфраструктуру высшего учебного заведения [2]. Система показателей указанного анализа представлена на рис. 1.
Рис. 1. Система показателей анализа экономической эффективности деятельности внутренней инфраструктуры высшего учебного заведения [2]
Будущность магистратуры, на наш взгляд, состоит в целенаправленной подготовке потенциальных ученых, способных вместе с сохранением устойчивости научного мышления обеспечить требуемый уровень развития образовательного процесса в экономическом вузе. Особое внимание при этом следует уделять прохождению практик магистрантами. Несомненно, магистранту довольно сложно за короткий срок научиться как исследовательской, так и педагогической деятельности; следовательно, большое значение здесь имеет квалифицированная помощь научного руководителя как в организации, так и в проведении научно-исследовательской и, что особенно важно, педагогической практики. Именно при прохождении педагогической практики магистр должен изучить специализированную учебно-методическую литературу, посещать занятия, проводимые его научным руководителем у бакалавров, и, самое главное, в качестве ассистента принимать активное участие в образовательном процессе. Возможности магистранта при прохождении педагогической практики на кафедре «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Института финансов, экономики и управления ТГУ представлены на рис. 2.
Рис. 2. Возможности магистранта при прохождении педагогической практики
Во время прохождения педагогической практики магистрант применяет и улучшает навыки, приобретенные во время подготовки к лекциям и практическим занятиям по представленным на рис. 2 дисциплинам. Педагогическая практика в магистратуре ИФЭиУ способствует развитию профессиональных навыков магистра экономики в области научно-методической деятельности. Как уже упоминалось выше, самостоятельная работа магистранта под руководством научного руководителя по научно-методической разработке содержания, а также подбору педагогических методик для проведения самого учебного процесса является основной формой педагогической практики. Подготовленные и проверенные на практике комплекты методического обеспечения определенных тем могут быть использованы в дальнейшем на кафедре «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Разнообразие в проведении практических и лекционных занятий ставит перед преподавателем задачу обеспечить магистранта не только стандартными профессиональными знаниями, но и современными методиками и приемами обучения. Не все студенты обладают соответствующими способностями и планируют в дальнейшем заниматься научной работой. Ограничено и количество подобных рабочих мест. Между тем, по «Положению о магистратуре» научная направленность магистратуры обязательна. Здесь необходим дифференцированный подход к магистрантам исходя из их мотивации [3].
Выработанные профессиональные знания и навыки развивают у магистранта творческий потенциал, тенденцию к достижению высоких педагогических результатов посредством созданной им методической системы и технологий обучения. К началу прохождения педагогической практики магистрант уже должен владеть основами методической работы по дисциплинам экономического профиля, а также техникой применения современных методов и методик преподавания экономических дисциплин по опыту обучения на бакалавриате. Можно отметить, что педагогическая практика в магистратуре сконцентрирована на освоении профессиональных компетенций, отображенных на рис. 3.
Рис. 3. Профессиональные компетентности магистранта при прохождении педагогической практики
В структуре и содержании педагогической практики студентов магистратуры прописано 10 обязательных для выполнения разделов. Рассмотрим наиболее значимые из них.
1. Самостоятельное проведение магистрантом занятий. В соответствии с направлением своего исследования магистрант самостоятельно проводит лекции, практические и лабораторные занятия, деловые игры и другие инновационные формы занятий, применяя разработанные им электронные презентации и комплекты заданий.
2. Планирование составляющих образовательного процесса. Предусматриваются как стандартные (электронная презентация, тесты для работы на занятии, перечень вопросов), так и индивидуальные (разработка тестов, контрольных вопросов, контрольных работ и заданий для самостоятельной проверки знаний) виды деятельности.
3. Анализ результатов проведенных занятий. Руководитель оценивает работу магистранта по пятибалльной шкале по таким параметрам, как актуальность рассмотренных вопросов, новизна материала, полнота изложения, оценка восприятия аудиторией, оформление иллюстрированного материала.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что педагогическая практика имеет существенную значимость как один из основных элементов образовательного процесса. Все вышеперечисленное предоставит магистранту возможность с легкостью ориентироваться в образовательном пространстве, учебно-методической литературе, а контакт со студентами при самостоятельном проведении занятий позволит наглядно установить организационно-методические стадии работы, укрепить навыки систематизации данных, а также поможет более грамотно и свободно отвечать на вопросы студентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Коростелев А.А., Ярыгин А.Н., Ярыгина Н.А. Влияние системы повышения квалификации на развитие ключевых компетенций специалистов // Вюник Черкаського Ушверситету. Серiя: Педагопчш науки. - 2009. - № 163. - С. 20-26.
2. Ярыгина Н.А. Вопросы экономического анализа деятельности вуза // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2011. - № 1. - С. 633-638.
3. Ярыгина Н.А. Повышение эффективности подготовки магистрантов экономических направлений // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2012. -№ 4 (22). - С. 453-457.
Поступила в редакцию 10.06.2014; в окончательном варианте 10.06.2014
UDC 378
EDUCATIONAL PRACTICE OF MASTERS OF ECONOMY AS A FORM OF PREPARATION TO TEACHING
N.A. Yarigina
Tolyattinsky State University 14, Belarusian str., Togliatti, 445667 E-mail: [email protected]
The article considers the importance of independent work of undergraduates in the process of teaching practice and the need to provide timely assistance to qualified supervisor, both in organization and in the conduct of teaching practice.
Key words: economic direction; Masters; quality of training, improving training, staffing, Master's Degree, teaching practice, economic discipline, research and development activities.
Original article submitted 10.06.2014; revision submitted 10.06.2014
Nelia A. Yarygina, PhD, associate professor of «Accounting and Audit».