Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ ПРИ ВНЕДРЕНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА'

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ ПРИ ВНЕДРЕНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сущность человека / воспитание / целеполагание / социальные качества / воспитательная деятельность / сотрудники полиции / идеал личност / human essence / education / goal-setting / social qualities / educational activities / police officers / ideal of personality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.В. Калинин, А.А. Левченко, Б.А. Федулов

Статья посвящена актуальной проблеме воспитания в современном педагогической науке, она рассматривается применительно к воспитательному процессу в образовательных организациях МВД России. Наиболее существенными выделены вопросы, касающиеся сущности человека, природы добра и зла. Предложены идейные основы для реализации воспитательного процесса в современных условиях. Дан анализ антропоцентрической и социоцентрической моделям воспитания, раскрывается целеполагание в воспитательном процессе. Уточнена категория общественно-полезной и социально значимой личности, а также ее структуры, которые необходимо развивать воспитательной деятельностью. Раскрыто содержание воспитательного процесса, реализующего социально-культурный идеал личности и основные методы его реализации, дано определение идеала личности как конечного результата развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF TRAINING POLICE EMPLOYEES IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MIA OF RUSSIA IN THE IMPLEMENTATION OF A COMPETENCE APPROACH

The article is dedicated to a relevant problem of education in modern pedagogical science, it is considered in relation to the educational process in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The most significant are the issues related to the essence of man, the nature of good and evil. Ideological foundations for the implementation of the educational process in modern conditions are proposed. The analysis of anthropocentric and sociocentric models of upbringing is given and goal-setting in the upbringing process is revealed. The category of a socially useful and socially significant personality, as well as its structure, which must be developed by educational activities, has been clarified. The content of the educational process that realizes the social and cultural ideal of the individual and the main methods of its implementation are revealed, the definition of the ideal of the individual as the final result of development is given.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ ПРИ ВНЕДРЕНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА»

11. Chernyshenko Yu.K., Balandin V.A., Demidova E.V., Solenova R.I. Sportizaciya vospitaniya v usloviyah doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii detej 3 - 7 let. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyjzhurnal«Koncept». 2016; T. 10: 321 - 325. Available at: http://e-koncept.ru/2016/56872.htm

12. Pozdnyakova G.P. Dvigatel'naya aktivnost' kak uslovie i faktor razvitiya sub'ektnosti detej doshkol'nogo vozrasta. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2006.

13. Gabdulhakov V.F. O vzaimosvyazannom razvitii fizicheskih i kognitivnyh sposobnostej detej. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. 2021; № 1 (103): 18 - 26.

Статья поступила в редакцию 10.12.21

УДК 379.634:371.4

Kalinin S.V., senior teacher, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: Kalininsv900@mail.ru Levchenko A.A., senior teacher, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: info@buimvd.ru Fedulov B.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: fedulovb@mail.ru

THE PROBLEM OF TRAINING POLICE EMPLOYEES IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MIA OF RUSSIA IN THE IMPLEMENTATION OF A COMPETENCE APPROACH. The article is dedicated to a relevant problem of education in modern pedagogical science, it is considered in relation to the educational process in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The most significant are the issues related to the essence of man, the nature of good and evil. Ideological foundations for the implementation of the educational process in modern conditions are proposed. The analysis of anthropocentric and sociocentric models of upbringing is given and goal-setting in the upbringing process is revealed. The category of a socially useful and socially significant personality, as well as its structure, which must be developed by educational activities, has been clarified. The content of the educational process that realizes the social and cultural ideal of the individual and the main methods of its implementation are revealed, the definition of the ideal of the individual as the final result of development is given. Key words: human essence, education, goal-setting, social qualities, educational activities, police officers, ideal of personality.

С.В. Калинин, ст. преп., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: Kalininsv900@mail.ru

А.А. Левченко, ст. преп., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: info@buimvd.ru

Б.А. Федулов, д-р пед. наук, проф., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: fedulovb@mail.ru

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ ПРИ ВНЕДРЕНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Статья посвящена актуальной проблеме воспитания в современном педагогической науке, она рассматривается применительно к воспитательному процессу в образовательных организациях МВД России. Наиболее существенными выделены вопросы, касающиеся сущности человека, природы добра и зла. Предложены идейные основы для реализации воспитательного процесса в современных условиях. Дан анализ антропоцентрической и социоцентри-ческой моделям воспитания, раскрывается целеполагание в воспитательном процессе. Уточнена категория общественно-полезной и социально значимой личности, а также ее структуры, которые необходимо развивать воспитательной деятельностью. Раскрыто содержание воспитательного процесса, реализующего социально-культурный идеал личности и основные методы его реализации, дано определение идеала личности как конечного результата развития.

Ключевые слова: сущность человека, воспитание, целеполагание, социальные качества, воспитательная деятельность, сотрудники полиции, идеал личности.

Воспитательный процесс остается одной из актуальных и сложных проблем в педагогической науке. Она касается всех институтов общества - от семьи до государства, но до сих пор остается нерешенной однозначно проблемой человечества. Для правоохранительной сферы воспитание сотрудников полиции является важной и своевременной задачей в связи с ее высокой социальной ответственностью и возложением на правоохранительные органы общественных задач при работе с населением, что определяет актуальность данной работы.

Внедрению компетентностного подхода посвящено достаточно большое количество работ, так, например, А.Л. Андреев рассматривает компетентност-ную парадигму как новую в педагогической деятельности; В. Байденко раскрывает содержание компетенций в профессиональном образовании; А. Вербицкий проводит анализ компетентностного и контекстного подходов и выделяет в них конструктивные компоненты. Однако раскрытию проблемы воспитания в компе-тентностном формате посвящено ограниченное количество работ, в определенной степени можно выделить работу Седовой Л.В., которая раскрывает принципы воспитательной деятельности в логике компетентностного подхода. В то же время проблема совершенствования воспитательного процесса в образовательных организациях МВД России в современных условиях остается недостаточно изученной.

Цель исследования заключается в определении путей и средств интеграции компетентностного и традиционного подходов при решении воспитательных задач.

Задачи исследования:

1. Раскрыть проблему воспитания обучающихся в образовательных организациях МВД России.

2. Уточнить идейные основы для реализации воспитательного процесса в современных условиях.

3. Провести анализ антропоцентрической и социоцентрической моделей воспитания для обоснования целеполагания в воспитательном процессе.

4. Уточнить категории общественно полезной и социально значимой личности, а также ее структуры, которые необходимо развивать воспитательной деятельностью.

5. Раскрыть содержание воспитательного процесса, реализующего социально-культурный идеал личности и основные методы его реализации.

6. Предложить методические рекомендации для организации воспитательного процесса в образовательных организациях МВД России.

Научная новизна состоит в обосновании вопросов, касающихся сущности человека, природы добра и зла и уточнения цели воспитательной деятельности. Предложены идейные основы для реализации воспитательного процесса в современных условиях. Дан анализ антропоцентрической и социоцентрической моделей воспитания и раскрывается целеполагание на основе их интеграции в воспитательном процессе.

Теоретическое значение определяется тем, что в статье конкретизирован воспитательный процесс, а также предложены подходы и условия для развития духовно-нравственной направленности личности сотрудника полиции. Уточнена категория «общественно полезная и социально значимая личность», а также выделены ее структуры, которые необходимо развивать воспитательной деятельностью.

Внедрение компетентностного подхода и принижение в нем воспитательных задач обострило проблемы проведения воспитательной работы, так как почти 30 лет этот процесс был исключен из образовательной деятельности и часто характеризовался как тоталитарное прошлое. В результате уровень воспитанности современного человека заметно снизился, поэтому неслучайно проблема возрождения воспитания сегодня объявлена на самом высоком уровне, даже если кто-то ее не в полной мере ощущает на себе лично, но важно то, что практически решать ее необходимо не только педагогам и родителям, но и руководителям различных организаций и ветвей власти. За последнее тридцатилетие в образовательной деятельности этому вопросу не уделялось должного внимания, а его надо решать еще и новых условиях - с учетом требований внедряемого компетентностного подхода.

Данная проблема для ее решения требует глубоко анализа, который не может быть полностью выполнен в объеме отдельной статьи, потому далее будут рассмотрены отдельные возможные направления ее решения. Наиболее существенными, на наш взгляд, следует выделить вопросы, касающиеся сущности человека, природы добра и зла, определения целей воспитания, уточнения категории личности и того, что в ее структуре необходимо развивать воспитательной деятельностью, исходной идей развития, идеала личности как конечного результата, содержания воспитания и методов его реализации.

Рассматривая человека как биосоциальное существо, следует отметить, что он может по-разному проявлять как свою биологическую, так и социальную сущность или их гармоничное сочетание, что в конечном счете, на наш взгляд, может быть причиной проявления зла в его деятельности. Поэтому принципиальным является вопрос о социальной сущности человека и его социальных качествах, которые необходимо воспитывать. Поэтому в обществе зло, малое и большое, зависит от проявления различных особенностей природы человека, которая ничем не ограничена, которые становятся, в том числе, причинами преступности и войн. Есть мнение, что это связано с проявлением устойчивых отрицательных качеств конкретных людей, которые обусловлены исключительно биологической сущностью человека, без учета его социальной природы.

Для реализации воспитательного процесса как формирования социальной сущности человека возникла потребность в уточнении целеполагания в данном процессе, так как любую деятельность определяет конкретная цель. Для определения цели в воспитательном процессе необходимо рассмотреть основные модели, реализуемые в различных системах образования, прежде всего это субъективно-индивидуальная и объективно всеобщая [1, с. 218]. Ведущими в них определены идеи антропоцентризма и социоцентризма.

В антропоцентрической модели, реализуемой компетентностным подходом, ведущее положение занимает обучающийся, и на первое место выдвигаются индивидуальные потребности [2, с. 183], реально служащие в основном индивидуальному выживанию и удовлетворению биологических потребностей, общество и остальные люди могут выступать средством и средой выживания и фактически не иметь реальной ценности. Целями в этой модели выделяется формирование субъекта и индивидуальности, которые обеспечивают достижение успеха и престижа в обществе. Базовыми качествами выступают предприимчивость, карьеризм, корысть, эгоизм.

В социоцентрической модели целью выделяется формирование социальных потребностей и ценностей личности. В целеполагании ведущее место занимают такие качества, как нравственность, гуманность, коллективизм, трудолюбие, альтруизм. Часто пропагандируемый некоторыми СМИ подход к понятию личности только как яркой индивидуальности, добившейся успеха и престижа, которая сама определяет цели и выбирает средства для их достижения, часто безотносительно к интересам других людей и государства, может приносить вред обществу.

Учитывая то, что свойства субъекта и индивидуальности, определяемые в компетентностном формате, несомненно, важны, но для оптимального сочетания биологических и социальных потребностей нельзя ограничиться только их констатацией, необходимо включать в них социальную сущность человека. Для этого следует реализовать интеграцию антропоцентрической и социоцентрической модели в целеполагании. В связи с чем личность необходимо рассматривать как индивидуальность, осуществляющую деятельность, имеющую общественно полезный характер, и субъекта, цели которого являются социально значимыми, и служат получению пользы не только для себя, но и общества [2, с. 28].

Такой подход к реализации рассмотренных моделей воспитания определяет необходимость их интеграции, для чего должна быть определена центральная идея, в которой выделены критерии для таких категорий, как справедливо - несправедливо, добро - зло, нравственно - безнравственно, то есть в обществе должна быть объективная и единая для всех идейная социально-культурная основа, конституционно узаконенная в виде идеологии.

В российском обществе всегда присутствовала идеология, благодаря которой оно преодолевало все возникающие на историческом пути трудности. Так, в дореволюционное время в качестве идеологии выделялись самодержавие, народность, православие. В советское время - государственность, социальная справедливость, патриотизм. Суть этих идей совпадает: в них актуализируется социальная сущность человека и проявление общественных ценностей и потребностей, и сегодня они должны сохраняться и проявляться в воспитательной деятельности. В современных социально-культурных условиях необходима государственная идеология, отражающая содержание исторической общенациональной российской идеи, суть которой заключается в служении, созидании и единении, на основе которых должны выделяться и воспитываться соответствующие качества и свойства личности. Служение - как смысл жизни человека, созидание -как цель деятельности, единение - как принцип построения отношений [3, с. 28].

Важным направлением реализации воспитательного процесса необходимо рассмотреть категорию идеала для воспитываемой личности. Категорию «идеал» наиболее часто раскрывают как высший уровень развития, какой-либо системы, и он служит образцом для подражания. В связи с этим, в качестве идеала для подражания и цели воспитательной деятельности необходимо выделить формирование социально-культурной личности. Л.Н. Толстой дал следующее определение идеала: «Идеал - это путеводная звезда, без нее нет твердого направления, а нет направления - нет счастья в жизни» [4, с. 30]. Для идеала личности характерными будут общественно полезные качества и социально значимые черты.

В истории России личностями, служащими идеалами, были воины-патриоты, первопроходцы-жертвенники, производители-созидатели, просветители-творцы, труженики-кормильцы. Видимо они и должны быть востребованы сегодня и реализованы в учебно-воспитательном процессе. Для сотрудников полиции как государственных служащих следует выделить компетенции, в которых веду-

щими качествами выступают патриотизм, гражданственность, нравственность, компетентность при решении задач правоохранительной деятельности [5, с. 90], и именно они являются основными объектами для воспитания, раскрываемые через реальную профессиональную деятельность. Для нашей образовательной организации в качестве идеалов должны пропагандироваться известные сотрудники полиции, начиная от возникновения института полиции и до настоящего времени. Например, начальник Санкт-Петербургского сыскной полиции Путилин И.Д. (1830-1893); начальник Московской уголовной полиции Кошко А.Ф. (1867-1926)); сотрудник Главного управления милиции СССР - прообраз героев художественных фильмов и книг И.В. Бодунова (1900-1975); сотрудник уголовного розыска по борьбе с бандитизмом Кондратьев С.И. (1898-1981). Сегодня реальных героев не меньше. В МВД России с 1993 года звание Героя Российской Федерации присвоено более двумстам сотрудникам, ярким примером является сотрудник полиции Магомед Нурбагандов, который предпочёл смерть, но не изменил принятой присяге на верность служения своей Родине.

Воспитательный процесс определяет потребность в реализации в методике целей, обеспечивающих развитие социальных потребностей и гуманистических ценностных ориентаций в структурах личности. Поэтому для развития потребностей необходимо реализовать деятельностный подход, так как потребности формируются только в деятельности, для формирования ценностных ориентаций необходимо реализовать синергетический подход, так как новые ценности могут сформироваться только при включении механизмов самоорганизации. При этом важно учитывать индивидуальные особенности обучающихся сотрудников правоохранительных органов, уровень их социального развития и психо-эмо-циональное состояние в конкретный момент времени. Учитывая высказанные положения, следует выделить значение уровня профессионального развития педагога, так как в конечном счете только личность способна сформировать личность. Существенным для решения воспитательных задач является уточнение содержания форм учебно-воспитательной деятельности для придания им воспитательного характера, так индивидуальные должны реализовывать индивидуально-личностный развивающий характер педагогического процесса, групповые - обеспечивать коллективно-групповой, а массовые - социально-массовый. Такой подход будет способствовать развитию социально значимых качеств и свойств личности, которые актуализируют личность как социально значимого субъекта, группу формируют как коллектив с альтруистическими проявлениями, а массовые мероприятия служат для реализации общественных целей.

При разработке дидактических материалов для проявления в активных и интерактивных методах воспитывающего характера необходимо учитывать следующие рекомендации:

- занятия должны проводиться как двухсторонние, когда выделяются две противоборствующие команды, которые прилагают усилия для постижения максимального успеха в решении поставленных задач;

- оценка деятельности должна производиться как индивидуальная для каждого обучающегося, так и для каждой группы;

- итоги выполнения учебно-служебных задач должны оцениваться, кроме стандартных оценок, также и поощрениями, которые применяются в профессиональной деятельности;

- ход занятия должен реализовывать синергетический подход, который предполагает сознание высокого психолого-эмоционального напряжения, личностного выбора при решении моральных проблем;

- необходимо создавать такие условия, в которых проявление профессионализма обеспечивает социально значимый результат правоохранительной деятельности и проявляется его роль и значение в обеспечении правопорядка и общественной безопасности.

Для реализации воспитательных возможностей активных и интерактивных методов следует выделить ряд особенностей в их организации:

- проектирование личностно ориентированного общения между обучающими и обучающимися;

- отношения строятся по принципу субъект-субъектных как между обучающимися, так и между обучающимися и обучающими;

- реализация проблемных методов при решении воспитательных проблем и социально ориентированных задач;

- в коммуникативной деятельности использовать диалогические и полилогические приемы;

- применять различные методы в комплексе, обеспечивая достижение заданной воспитательной цели;

- создавать ситуации, присущие социальной сфере, в которых формируются качества рефлексии, эмпатии и идентификации;

- включать в содержания занятий методов мониторинга уровней сформированное социальных качеств чувств.

Для оценки эффективности предлагаемого подхода был проведен педагогический эксперимент, в котором были выделены две группы: контрольная (82 обучающегося сотрудника правоохранительных органов) и экспериментальная (84 обучающихся сотрудника правоохранительных органов).

Оценка степени развитости уровней воспитанности осуществлялась по разработанным квалиметрическим характеристикам, стандартными тестам и социальным аттестациям, проводимым инспекторами воспитательного отдела, и взаимооценке обучающимися сотрудниками в учебных группах.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение учебного года. Критериями сформированости компетенций, характеризующих уровни воспитанности, были определены следующие: степень развитости теоретического сознания, социальных потребностей и гуманистических ценностных ориента-ций.

Для оценки были выделены уровни: пороговый, базовый и продвинутый. На констатирующем этапе по всем выделенным критериям уровни воспитанности в обеих группах были равнозначны и составляли для порогового - 40%, для базового - 35% и продвинутого - 25%. В результате оценки уровней воспитанности после проведения формирующего эксперимента были получены следующие данные: так, по степени развития теоретического сознания в экспериментальной группе произошел рост, и по пороговому уровню он составил 15%, по базовому -35% и по продвинутому - 50%; по степени развития гуманистических ценностных ориентаций по пороговому уровню - 10%, по базовому - 30% и по продвинутому - 60%; по степени развития социальных потребностей по пороговому уровню он составил 5%, базовому - 30% и продвинутому - 65%. В контрольной группе заметных изменений по уровню воспитанности не произошло. В результате можно констатировать, что рост в экспериментальной группе составил для продвинутого уровня от 25 до 40%. Проверка полученных результатов осуществлялась с помощью методов математической статистики, которые подтвердили валидность полученных результатов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что раскрыто содержание воспитательного процесса в современных социально-культурных условиях, реализованы традиционные общенациональные российские ценности. Предложенные рекомендации могут использоваться в системе учреждений МВД России, а также результаты проведенного исследования могут быть адаптированы и применены в различных образовательных организациях.

Библиографический список

В заключение выделим основные современные подходы, рекомендуемые для осуществления в воспитательном процессе:

1. Синергетический, реализующий условия самоорганизации внутренних структур личности и формирующий внутреннюю мотивацию на социально значимую и общественно полезную деятельность, при этом воспитание переходит в самовоспитание, но лишь при создании достаточно высокого уровня мотивации и активности обучающихся сотрудников правоохранительной деятельности.

2. Контекстный, обеспечивающий тесную связь теоретических положений с социальной и профессиональной деятельностью; интерактивные, которые посредством взаимодействия и заражения обучающихся способствуют развитию общественных потребностей и ценностей.

3. Личностно ориентированный, позволяющий путем субъект-субъектного взаимодействия обучающихся друг с другом и с обучающим формировать личность как гуманистического субъекта и нравственную индивидуальность [6, с. 205].

Отдельным направлением решения воспитательной задачи является оценка уровня воспитанности, здесь возможно предложить периодическую, анонимную и взаимооценку развиваемых качеств среди обучающихся в одной группе, которая в большей степени будет соответствовать объективности.

Основными факторами, от которых зависит воспитательный процесс, являются следующие: внешняя среда, внутренняя среда и образовательная деятельность. Внешняя среда - это существующие экономические, правовые и социальные условия, а также направленность информационного воздействия средств массовой информации. Внутренняя среда - это психологические условия жизнедеятельности человека и условия, включающие механизмы самоорганизации. Образовательная деятельность - это содержание учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие структур личности, определяющих ее социально-нравственную направленность.

1. Фомичева И.Г. Философия образования: некоторые подходы к проблеме. Новосибирск: Издательство СО РАН, 2004.

2. Гавров С.Н., Микляева Н.В., Лопатина О.Г Воспитание как антропологический феномен. Москва: Форум, 2011.

3. Федулов Б.А. Аксиологические основы общенациональной российской идеи: монография. Барнаул, 2004: 108.

4. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. Том № 38. Произведения 1909 - 110. Москва: Государственное издательство «Художественная литература», 1936.

5. Калинин С.В., Левченко А.А., Федулов Б.А. Формирование профессиональных компетенций, обеспечивающих личную безопасность сотрудников полиции при выполнении служебных обязанностей. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2018; № 18-2: 89.

6. Заречнев Д.О., Левченко А.А., Федулов Б.А. Особенности реализации активных методов при обучении личной безопасности сотрудников полиции. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017; № 7-3 (73): 204 - 206.

References

1. Fomicheva I.G. Filosofiya obrazovaniya: nekotorye podhody kprobleme. Novosibirsk: Izdatel'stvo SO RAN, 2004.

2. Gavrov S.N., Miklyaeva N.V., Lopatina O.G. Vospitanie kakantropologicheskj fenomen. Moskva: Forum, 2011.

3. Fedulov B.A. Aksiologicheskie osnovy obschenacional'noj rossijskoj idei: monografiya. Barnaul, 2004: 108.

4. Tolstoj L.N. Polnoe sobranie sochinenij. Tom№ 38. Proizvedeniya 1909- 110. Moskva: Gosudarstvennoe izdatel'stvo «Hudozhestvennaya literatura», 1936.

5. Kalinin S.V., Levchenko A.A., Fedulov B.A. Formirovanie professional'nyh kompetencij, obespechivayuschih lichnuyu bezopasnost' sotrudnikov policii pri vypolnenii sluzhebnyh obyazannostej. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami. 2018; № 18-2: 89.

6. Zarechnev D.O., Levchenko A.A., Fedulov B.A. Osobennosti realizacii aktivnyh metodov pri obuchenii lichnoj bezopasnosti sotrudnikov policii. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2017; № 7-3 (73): 204 - 206.

Статья поступила в редакцию 13.12.21

УДК 378

Krasnova T.I., senior teacher, Financial university under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: tikrasnova@fa.ru

EXAMINING THE POTENTIAL OF DIGITAL FLASHCARDS FOR VOCABULARY LEARNING. This article focuses on a comprehensive study of the potential of digital flashcards for vocabulary learning. For a systematic self-examination and tracking the progress of vocabulary learning in one of the groups of the Financial University under the Government of the Russian Federation, students used the Quizlet mobile application. The data resulting from the study showed that the students from the experimental group received higher scores in tests checking the level of new specialized terminology retention. It is also noted that two main factors influence the efficiency of learning and self-assessment using digital flashcards: the amount of practice and the spent time. For this reason, this method of learning vocabulary was more effective for motivated students who were willing to spend time creating flashcards according to the learning purpose and to practice frequently to strengthen their memory and expand their vocabulary.

Key words: digital flashcards, vocabulary, quizlet, mobile learning.

Т.И. Краснова, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва. E-mail: tikrasnova@fa.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ЦИФРОВЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ КАРТОЧЕК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ

Данная статья посвящена комплексному исследованию потенциала цифровых дидактических карточек для изучения лексики. Для систематической самопроверки и отслеживания прогресса изучения лексики в одной из групп Финансового университета при Правительстве Российской Федерации студентами использовалось мобильное приложение Quizlet. В ходе исследования было выявлено, что студенты экспериментальной группы набрали более высокие баллы в тестах, проверяющих уровень усвоения новой специальной терминологии. Отмечается также, что на эффективность обучения и самопроверки с использованием цифровых дидактических карточек влияют два основных фактора: объем практики и время. По этой причине данный метод изучения лексики был более эффективен для мотивированных студентов, которые готовы были тратить время на создание дидактических карточек в соответствии с целью обучения и часто практиковаться, чтобы укрепить свою память и расширить словарный запас.

Ключевые слова: цифровые дидактические карточки, лексика, quizlet, мобильное обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.