Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИИ'

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-культурные основы / воспитательный процесс / студенческая молодежь / целеполагание / личность / индивидуальность / социально-культурный идеал / socio-cultural foundations / educational process / student youth / goal-setting / personality / individuality / socio-cultural ideal

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д.В. Гайдук, Д.О. Заречнев, В.М. Зуев, Б.А. Федулов

В статье социально-культурные основы воспитательного процесса раскрываются через целеполагание, социально-культурный идеал личности, в методах и средствах педагогической деятельности. Дается анализ студенческой молодежи как объекта воспитания, выявлены проблемы этого процесса в современных условиях. Уточняются категории «личность» и «индивидуальность», сущность личности определена как общественно-полезная индивидуальность и социально значимый субъект деятельности. Социально-культурный идеал выделен как системообразующий элемент внешних и внутренних факторов развития личности, а также выявлены условия его реализации. Предложена методика воспитания, в которой процесс развития личности осуществляется через формирование ее внутренних структур, обосновывается необходимость реализации социально-культурных основ в педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Д.В. Гайдук, Д.О. Заречнев, В.М. Зуев, Б.А. Федулов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL BASIS OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF RUSSIA

In the article, the socio-cultural foundations of the educational process are revealed through goal-setting, the socio-cultural ideal of the individual, in the methods and means of pedagogical activity. Analysis of student youth as an object of upbringing is given, problems of this process in modern conditions are revealed. Ccategories of personality and individuality are specified, the basics of personality is defined as a socially useful individuality and a socially significant subject of activity. The socio-cultural ideal is identified as a system-forming element of external and internal factors of personality development. The research identifies conditions for its implementation are identified. The methodology of upbringing is proposed, in which the process of personality development is carried out through the formation of its internal structures and substantiates the need for the implementation of socio-cultural foundations in pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИИ»

Построение и рассмотрение моделей должно происходить поэтапно, от простого к сложному, формируя у обучающихся систему знаний на основе понимания их взаимосвязи.

Данную задачу, решение которой приведено выше, можно усложнить, предложив обучающимся найти поверхности, в которых напряженность магнитного поля, создаваемого проводником с током, будет иметь одинаковое значение, т.е. разработать пространственную модель магнитного поля, создаваемого этим проводником с током. В этом случае можно говорить о создании 3D-мqцепи магнитного поля.

Абстрактность этой, как и любой компьютерной модели, можно подвергнуть критике. Но если в полной мере выполнены все требования к построе-

Библиографический список

нию модели, и эта модель делает процесс познания более эффективным, то обучение физическому и математическому моделированию, объединенному в общий кластер «вычислительная физика», должно привести к формированию у обучающихся современного научного метода познания - метода моделей.

Говоря о перспективности использования элементов вычислительной физики в учебном процессе, стоит отметить, что в последнее время использование численных методов для получения аналитических решений нашло широкое применение в научной среде, а с развитием систем искусственного интеллекта граница между численными и аналитическими методами будет исчезать.

1. Бордовский Г.А., Кондратьев А.С., Чоудери А.Д.Р Физические основы математического моделирования: учебное пособие для вузов. Москва: Издательский дом «Академия», 2005.

2. Кондратьев А.С. Физика как учебный предмет в третьем тысячелетии. Физика в школе и вузе. Санкт-Петербург, 2001.

3. Лаптев В.В., Ларченкова Л.А. Проблемы и тенденции развития методики обучения физике как педагогической науки. Физика в системе современного образования (ФССО-2019): тезисы докладов XV Международной конференции. Санкт-Петербург, 2019; 15 - 20.

4. Лаптев В.В., Носкова Т.Н. Информационные технологии - вызовы современному образованию. Научное мнение, 2018; № 2: 10 - 18.

5. Живобродова С.А. Иерархичность как одно из основных требований, предъявляемых к математическим моделям при описании физических явлений в средней школе. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2006; № 4 (22): 177 - 181.

6. Варфаламеева С.А., Ларченкова Л.А. Построение иерархии математических моделей при решении задач на закон сохранения импульса. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2017; № 183: 14 - 21.

7. Кондратьев А.С., Попов С.Е. «Вычислительная физика» - к вопросу об адекватности терминологии. Физика в школе и ВУЗе: Международный сборник научных статей. Санкт-Петербург: РГПУ имени А.И. Герцена, 2004; 285 - 287.

8. Сухарев Е.М. Изучение элементов вычислительной физики в курсе общей физики технического вуза. Евразийский научный журнал, 2016; № 12: 18-19.

9. Попов С.Е. Исследование объектов в вычислительной физике. Проблемы учебного физического эксперимента. 2005; Выпуск 22, 115 - 117.

10. Щур Л.Н. Вычислительная физика и проверка теоретических предсказаний. Успехи физических наук, 2012; Т. 182, № 7: 787 - 792.

11. Сухарев Е.М. Вычислительная физика как часть курса общей физики для студентов информационных специальностей. Аллея науки, 2017; Т. 1. № 15. 690 - 693.

References

1. Bordovskij G.A., Kondrat'ev A.S., Chouderi A.D.R. Fizicheskieosnovy matematicheskogo modelirovaniya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Izdatel'skij dom «Akademiya», 2005.

2. Kondrat'ev A.S. Fizika kak uchebnyj predmet v tret'em tysyacheletii. Fizika v shkole i vuze. Sankt-Peterburg, 2001.

3. Laptev V.V., Larchenkova L.A. Problemy i tendencii razvitiya metodiki obucheniya fizike kak pedagogicheskoj nauki. Fizika vsisteme sovremennogo obrazovaniya (FSSO-2019): tezisy dokladov HV Mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2019; 15 - 20.

4. Laptev V.V., Noskova T.N. Informacionnye tehnologii - vyzovy sovremennomu obrazovaniyu. Nauchnoe mnenie, 2018; № 2: 10 - 18.

5. Zhivobrodova S.A. lerarhichnost' kak odno iz osnovnyh trebovanij, pred'yavlyaemyh k matematicheskim modelyam pri opisanii fizicheskih yavlenij v srednej shkole. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena, 2006; № 4 (22): 177 - 181.

6. Varfalameeva S.A., Larchenkova L.A. Postroenie ierarhii matematicheskih modelej pri reshenii zadach na zakon sohraneniya impul'sa. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena, 2017; № 183: 14 - 21.

7. Kondrat'ev A.S., Popov S.E. «Vychislitel'naya fizika» - k voprosu ob adekvatnosti terminologii. Fizika v shkole i VUZe: Mezhdunarodnyj sbornik nauchnyh statej. Sankt-Peterburg: RGPU imeni A.I. Gercena, 2004; 285 - 287.

8. Suharev E.M. Izuchenie 'elementov vychislitel'noj fiziki v kurse obschej fiziki tehnicheskogo vuza. Evrazijskij nauchnyj zhurnal, 2016; № 12: 18-19.

9. Popov S.E. Issledovanie ob'ektov v vychislitel'noj fizike. Problemy uchebnogo fizicheskogo 'eksperimenta. 2005; Vypusk 22, 115 - 117.

10. Schur L.N. Vychislitel'naya fizika i proverka teoreticheskih predskazanij. Uspehi fizicheskih nauk, 2012; T. 182, № 7: 787 - 792.

11. Suharev E.M. Vychislitel'naya fizika kak chast' kursa obschej fiziki dlya studentov informacionnyh special'nostej. Alleya nauki, 2017; T. 1. № 15. 690 - 693.

Статья поступила в редакцию 05.03.21

УДК 379.634:371

Gaiduk D.V., senior teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: altaik@mail.ru

Zarechnev D.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia),

E-mail: fedulovb@mail.ru

Zuev V.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: altaik@mail.ru

Fedulov B.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: fedulovb@mail.ru

SOCIO-CULTURAL BASIS OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF RUSSIA. In the article, the socio-cultural foundations of the educational process are revealed through goal-setting, the socio-cultural ideal of the individual, in the methods and means of pedagogical activity. Analysis of student youth as an object of upbringing is given, problems of this process in modern conditions are revealed. Ccategories of personality and individuality are specified, the basics of personality is defined as a socially useful individuality and a socially significant subject of activity. The socio-cultural ideal is identified as a system-forming element of external and internal factors of personality development. The research identifies conditions for its implementation are identified. The methodology of upbringing is proposed, in which the process of personality development is carried out through the formation of its internal structures and substantiates the need for the implementation of socio-cultural foundations in pedagogical activity.

Key words: socio-cultural foundations, educational process, student youth, goal-setting, personality, individuality, socio-cultural ideal.

Д.В. Гайдук, ст. преп., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: altaik@mail.ru

Д.О. Заречнее, канд. пед. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: fedulovb@mail.ru

В.М. Зуее, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: altaik@mail.ru

Б.А. Федулое, д-р пед. наук, проф., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: fedulovb@mail.ru

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИИ

В статье социально-культурные основы воспитательного процесса раскрываются через целеполагание, социально-культурный идеал личности, в методах и средствах педагогической деятельности. Дается анализ студенческой молодежи как объекта воспитания, выявлены проблемы этого процесса в современных условиях. Уточняются категории «личность» и «индивидуальность», сущность личности определена как общественно-полезная индивидуальность и социально значимый субъект деятельности. Социально-культурный идеал выделен как системообразующий элемент внешних и внутренних факторов

развития личности, а также выявлены условия его реализации. Предложена методика воспитания, в которой процесс развития личности осуществляется через формирование ее внутренних структур, обосновывается необходимость реализации социально-культурных основ в педагогической деятельности.

Ключевые слова: социально-культурные основы, воспитательный процесс, студенческая молодежь, целеполагание, личность, индивидуальность, социально-культурный идеал.

В современных социально-экономических процессах происходят существенные изменения, которые касаются и духовных приоритетов, которые влияют на социализацию молодежи, что определяет потребность в совершенствовании воспитательного процесса в образовательных организациях России. Учитывая социокультурную обусловленность воспитания, в качестве одного из направлений решения данной задачи выделены и раскрыты социально-культурные основы воспитательного процесса, что определяет актуальность данной работы.

Социально-культурные основы воспитания представляют собой комплекс мировоззренческих положений различных наук. В философии рассматриваются аксиологические аспекты социально-культурной деятельности, им посвящены работы РФ. Абдеева, М.Я. Боброва, А.А. Ивина, В.П. Тугаринова. Раскрытие ценностей культуры как целостного образования представлены в исследованиях В.С. Библера, З.Т. Гасанова, А.Г. Здравомыслова, М.С. Кагана. Теоретические основы культурно-исторического подхода раскрыты психологами Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия. Аксиологический подход к системе ценностей исследован М. Вебером, Дж. Дьюи, М. Рокичем, Ш. Шварцем, В.А. Ядовым, в частности в системе образования - ГН. Волковым, Б.С. Гершунским, Н.Д. Никандро-вым, В.А. Сластениным.

Для реализации социально-культурных основ в воспитательном процессе необходимо, прежде всего, определиться с его целеполаганием - без выделения цели не может быть никакой деятельности. Исходными положениями для систем воспитания являются две модели - объективно-всеобщая и субъективно-индивидуальная [1, с. 8]. Основными в них выделяются идеи антропоцентризма и социоцентризма. В антропоцентрической модели ведущее место занимает обучающийся и его индивидуальные потребности, реально обеспечивающие биологическое и индивидуальное выживание, другие люди и общество не имеют реальной ценности и фактически выступают средством и средой выживания. В социоцентрической модели ведущее место занимают социальные ценности и потребности, такие как служение, созидание, единение на благо общества; базовые ценности: нравственность, социальная справедливость, коллективизм, забота о других, индивидуальные ценности, рассматриваются не отдельно, а только в гармоничном сочетании с социальными.

С точки зрения социально-культурных основ целеполагание в воспитательном процессе возможно рассматривать только в рамках социоцентрической модели, для реализации антропоцентрической воспитание как социальная функция вообще не нужна и противоестественна. Таким образом, цель воспитания может быть определена как развитие личности человека, отражающее его социальную сущность, которая представляет собой устойчивую систему социальных качеств и черт. Эти качества способствуют постановки целей, направленных на развитие деятельности, которая приносит пользу как себе, так и обществу, а отношения строятся на гармоничном сочетании интересов самого человека и других людей и общества в целом.

Рассматривая процесс целеобразования для воспитания, необходимо сформулировать ведущую идею, определяющую базовые категории: добро -зло, нравственно - безнравственно, справедливо - несправедливо, то есть в обществе должна быть единая для всех идейная социально-культурная основа, узаконенная конституционно в виде идеологии. Для российского менталитета социально-культурной идеей является общенациональная идея. Ее сущность в служении - как смысле жизни, созидании - как цели деятельности и единении -как принципе построения отношений [2, с. 25].

Социально-культурные основы воспитательного процесса в качестве средства выделяют потребность в образце или идеале для воспитания и самовоспитания профессионально значимых качеств, без которых невозможно совершенствование личности [3, с. 10]. В качестве социально-культурных идеалов личности до недавнего времени выделялись следующие: патриоты-воины, жертвенники-первопроходцы, производители-созидатели, творцы-просветители, труженики-кормильцы. Следовательно, образовательные программы должны задавать целевые установки и в своем содержании раскрывать социально-культурные идеалы личности как реальные образцы для подражания.

Современная молодежь сегодня имеет принципиальные отличия в своем развитии от предыдущих поколений, которые должны учитываться в воспитательном процессе. Анализ ее ценностных ориентаций свидетельствует как о положительных, так и отрицательных тенденциях, которые вызывают серьезные проблемы при организации воспитательной работы в современных условиях.

К положительным тенденциям можно отнести следующие положения: непредвзятое отношение к процессам и явлениям общественной жизни; признание плюрализма в идеях; активная позиция при отстаивании своих мнений; высокая адаптивная способность к изменению социальных условий; ориентация только на настоящее; расчёт на свои индивидуальные возможности; высокая социальная, культурная и географическая мобильность; завышенное чувство справедливости; толерантность в отношениях с людьми разных статусов и направленности.

К отрицательным тенденциям необходимо отнести следующее: отсутствие критического мышления, неспособность объективно оценивать информацию,

поступающую от различных источников; отсутствие исторической памяти и осведомленности об управлении общественными процессами; клиповое и фрагментарное сознание; завышенная самооценка и личные амбиции, которые проявляются в безразличии к другим людям и обществу; ориентация на мажорно-либеральное мировоззрение, интерес к сфере развлечений и компьютерным играм; несоблюдение здорового образа жизни [4, с. 71].

Образовательные организации способствуют развитию социально-культурных потребностей и ценностей студентов, но эффективности в воспитательной работе сегодня недостаточно, это связано с тем, что делается упор, в основном, на обучение, которое предоставляет только соответствующий уровень знаний.

Анализ различных источников позволяет выделить основные факторы, от которых зависит развитие личности: внешняя среда, внутренняя среда и педагогическое воздействие. Внешняя среда - социально-экономические условия; общепринятые в обществе образцы поведения и идеалы; образовательная деятельность. Внутренняя среда - это внутренние психологические механизмы самоорганизации, определяющие процессы формирование личностных структур, от которых зависит направленность человека, характер его деятельности и поведения.

Все эти факторы в совокупности определяют процесс социализации: каково их содержание - такой тип личности и формируется в обществе. Варианты могут быть различные - от социально-нравственной личности до антисоциальной. Для формирования личности как общественно полезной индивидуальности и социально значимого субъекта деятельности требуется наличие соответствующих внешних, внутренних факторов и целенаправленного педагогического воздействия.

Социально-культурное воспитание как внутренний фактор проявляется в качестве выделяемого идеала личности, который представляет собой образец для подражания и выделяется в качестве цели воспитания и самовоспитания. Сегодня понятие идеалов размыто, негативное воздействие на общественное сознание оказывает ряд информационных средств, которые формирует клиповое сознание [5, с. 16].

В социально-культурной сфере проблема воспитательного процесса возникла с пересмотром категорий «личность» и «индивидуальность», в 90-х годах произошла переориентация этих понятий в пользу последней. Практически формирование социальной сущности личности была исключена из целеполагания в образовательной деятельности, что привело к тому, что ценности и потребности других людей и общества стали терять свою значимость. Если признать ведущей характеристикой человека индивидуальность, а личность как социально значимый субъект недооценивать, то такое положение вообще отрицает необходимость и возможность воспитания. Несомненно, такое качество, как индивидуальность - одна из основных характеристик человека, и она проявляется во всех отношениях и в деятельности, но не является системообразующей и полноценно не характеризует человека как социальное существо. На наш взгляд, только личность в традиционном понимании должна быть выделена как системообразующая характеристика человека и являться объектом для воспитания.

В социально-культурном воспитании категория «личность» выделяется как в качестве субъекта, так и объекта. Сразу следует отметить, что это понятие сегодня не имеет однозначного толкования - от смешивания его с понятием индивидуальность и приписыванием ему свойств личности. В работе характеристика личности определяется исходя из социальной сущности человека, включая субъектность и индивидуальность, и конкретизирует в них социальную составляющую с высоким уровнем нравственного (гуманистические ценности и идеальные потребности), профессионального (профессиональная компетентность) и культурного (способность к саморазвитию через прогрессивное преобразование окружающего мира) развития.

На основе рассмотренных социально-культурных основ разработана методика воспитательной работы, которая обеспечивает преобразование личности человека из самоорганизованной системы в саморазвивающуюся, когда личность сама выбирает условия для своего совершенства. В качестве направлений воспитательного процесса в методике выделены следующие: патриотическое, гражданское, историческое, нравственное, правовое, семейное и профессиональное воспитание. В связи с этим методика предполагает комплексно применять следующие подходы: синергетический, контекстный и системно-деятель-ностный и личностно ориентированный [6, с. 95].

В методике социально-культурного воспитания определен ряд условий для развития личности, основные из которых следующие: 1. Для социально-культурного воспитания во внешних факторах должны присутствовать социальная защищенность и справедливость, реальная забота обо всех гражданах со стороны государства и конституциализированы общепринятые социально-культурные идеалы. 2. В воспитательном процессе социально-культурные идеалы должны реализовываться через все общественные институты и в первую очередь - через систему образования. 3. В образовательных программах выделены целевые установки, в которых социально-культурные идеалы личности раскрываются как

реальные образцы для подражания. 4. Ведущее значение имеет социально-нравственное содержание и направленность всех учебных дисциплин, в первую очередь таких как философия, литература, история, обществознание. 5. Педагогическая деятельность должна формировать социально значимые черты и качества, активизирующие внутреннюю и внешнюю сторону мотивации к саморазвитию. 6. В обществе необходимо создать условия для недопущения негативного отношения к России в любых средствах информации. Следовательно, современная система образования нуждается в реализации социально-культурных основ, обеспечивающих развитие личности как общественно полезной индивидуальности и социально значимого субъекта деятельности.

Одним из направлений в методике определена поэтапная работа по изучению выдающихся личностей, которые выделяются в качестве идеалов для подражания в воспитательном процессе. Первый этап включает получение общего представления о выдающихся личностей из их биографии, воспоминаний современников, оценок историков; изучаются особенности характерных черт, ценностей. Второй этап включает изучение основных направлений деятельности выдающихся личностей в зависимости от профессиональной направленности. Третий этап предусматривает разработку проектов, написание рефератов, докладов, которые обучающиеся защищают на различного рода общественных мероприятиях, где выражают личное мнение о конкретном известном человеке.

Выдающиеся личности для подражания определяются в соответствии с будущей профессиональной деятельностью обучающихся. Апробация предложенной методики проходила на базе различных образовательных организаций. В Алтайском институте культуры образцы для подражания определялись по профессиональной направленности, так, например, рассматривались такие из-

Библиографический список

вестные художники, как И. Айвазовский, В. Васнецов, К. Брюллов, И. Грабарь; известные композиторы: М. Глинка, С. Рахманинов, С. Прокофьев, Д. Шостакович; хореографы: Т. Баганова, В. Варнава, О. Глушков, А. Кайдановский; библиотекари: И. Крылов, В. Одоевский, И. Бунин, С. Маршак. Для Барнаульского юридического института МВД РФ в качестве профессиональных идеалов для воспитания выделялись такие известные сотрудники милиции и полиции, как И. Путилин, И. Бодунов, С. Кондратьев, А. Кошко.

Эффективность предлагаемого подхода в воспитательном процессе определялась путем проведения опытно-экспериментальной работы и сравнения результатов в контрольных и экспериментальных группах обучающихся. В качестве критериев воспитанности были выделены следующие: теоретическое сознание, ценностные ориентации, социальные потребности. Из анализа полученных результатов определено, что уровень теоретического сознания в экспериментальных группах был выше, чем в контрольных на 25,9 - 28,3%, по ценностным ори-ентациям - на 31,4 - 33,2%, по социальным потребностям - на 30,7 - 32,4%. Проверка полученных данных осуществлялась с помощью статистического метода и подтвердила значительную разницу показателей для контрольных и экспериментальных групп.

Таким образом, учитывая социокультурную обусловленность воспитания, в статье уточняются ценностные основания построения воспитательного процесса в современных условиях. Исследование выполнено на основе интеграции различных направлений и междисциплинарного подхода в контексте педагогической составляющей социально-культурной деятельности. Теоретические положения, полученные в исследовании, могут быть применены при создании программ воспитания студенческой молодежи в образовательных организациях России.

1. Григорьева Т.С. Концепция культурного идеала К.Н. Леонтьева. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Москва, 1993.

2. Федулов Б.А. Аксиологические основы общенациональной российской идеи: монография. Барнаул, 2004.

3. Башков А.В., Федулов Б.А. Самовоспитание профессионально значимых качеств курсантов вуза МВД России: монография. Барнаул: БЮИ МВД России, 2011.

4. Абрамова М.А. Отношение молодежи к своему материальному положению и деньгам. Гуманитарные науки в Сибири. 2009; № 3: 6 - 72.

5. Блануца Д.А. Особенности формирования социального идеала. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008; № 51: 12 - 18.

6. Калинин С.В., Федулов Б.А., Чернов Ю.Н. Применение ролевых игр в воспитательной работе с будущими сотрудниками полиции. Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2014; № 1 (26): 94 - 96.

References

1. Grigor'eva T.S. Koncepciya kul'tumogo idéala K.N. Leont'eva. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 1993.

2. Fedulov B.A. Aksiologicheskie osnovy obschenacional'noj rossijskoj idei: monografiya. Barnaul, 2004.

3. Bashkov A.V., Fedulov B.A. Samovospitanie professional'no znachimyh kachestv kursantov vuza MVD Rossii: monografiya. Barnaul: BYuI MVD Rossii, 2011.

4. Abramova M.A. Otnoshenie molodezhi k svoemu material'nomu polozheniyu i den'gam. Gumanitarnye nauki v Sibiri. 2009; № 3: 6 - 72.

5. Blanuca D.A. Osobennosti formirovaniya social'nogo ideala. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2008; № 51: 12 - 18.

6. Kalinin S.V., Fedulov B.A., Chernov Yu.N. Primenenie rolevyh igr v vospitatel'noj rabote s buduschimi sotrudnikami policii. Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2014; № 1 (26): 94 - 96.

Статья поступила в редакцию 12.03.21

УДК 37.036

Gordeeva E.N., adjunct, Department of Psychology, Pedagogy and Organization of Work with Personnel, Academy of Management of the Interior Ministry

of Russia (Moscow, Russia), E-mail: ekategor@yandex.ru

FEATURES OF PEDAGOGICAL ACTIVITY FOR THE DEVELOPMENT OF AESTHETIC CULTURE OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES. The

article reveals a problem of implementation of pedagogical activities for the development of aesthetic culture of employees of bodies of internal affairs. The study is based on of scientific works on legal pedagogy and scientific literature in the field of personality-oriented education, it is concluded that the peculiarity of pedagogical activity for the development of aesthetic culture of employees of the internal affairs bodies, interpreted as pedagogical support, is expressed in helping the employee to achieve the goal or overcome difficulties in situations of development of his aesthetic culture and is applicable in the case of indirect influence of the teacher on the pupil in all types of situations of personal development of the latter. The situational stages of the development of the aesthetic culture of employees are presented, each of which is compared with the option of pedagogical support, which lies in managing the parameters of the professional and service (educational) environment. The results of the experiment allow to conclude that the pedagogical support for the development of the aesthetic culture of the employees of the Department of Internal Affairs, based on the situational model of their personal interaction with the aesthetically developing professional and service (educational) environment, compensates for the costs of the traditional design of training and education of employees.

Key words: pedagogical activity, pedagogical support, aesthetic culture of employees of internal affairs bodies, personality-oriented education, situational and environmental approach.

Е.Н. Гордеееа, адъюнкт, Академия управления МВД России, г. Москва, E-mail: ekategor@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В статье раскрывается проблема осуществления педагогической деятельности по развитию эстетической культуры сотрудников органов внутренних дел. На основе изучения научных работ по юридической педагогике и научной литературы в области личностно ориентированного образования делается вывод о том, что особенность педагогической деятельности по развитию эстетической культуры сотрудников органов внутренних дел, интерпретируемая как педагогическая поддержка, выражается в содействии сотруднику в достижении цели или преодолении затруднений в ситуациях развития его эстетической культуры и применима в случае опосредованного влияния педагога на воспитанника во всех типах ситуаций развития личности последнего. Представлены ситуационные этапы развития эстетической культуры сотрудников, каждому из которых сопоставлен вариант педагогической поддержки, заключающийся в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.