Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание молодёжи на историческом российском идеале личности'

Патриотическое воспитание молодёжи на историческом российском идеале личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
484
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЁЖЬ / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / ИДЕАЛ / ПОДВИГ / ГЕРОЙ / ПАТРИОТ / ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА / YOUTH / PERSONALITY / SOCIALLY SIGNIFICANT QUALITIES / IDEAL / FEAT / HERO / PATRIOT / PATRIOTISM EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозов В.А., Заречнев Д.О., Федулов Б.А.

В статье выявлены проблемы патриотического воспитания молодёжи и предложены пути их решения в современных условиях. Раскрыты понятия подвиг, герой, идеал, личность в контексте воспитания патриотизма. Конкретизированы сущность и содержание патриотизма для существующих социально-культурных условий. Уточнено содержание личности как общественно-полезного субъекта и социально-значимой индивидуальности. Обоснован комплексный подход, который раскрывается по направлениям: малая родина, страна; по видам подвигов: ратных, производственных, научных, культурных, первопроходцев, спортивных; по субъектам: подростки, женщины, мужчины; по историческим периодам от Древней Руси до современной России. Выделены основные формы проведения патриотических мероприятий. Предложены рекомендации патриотического воспитания молодёжи на историческом российском идеале личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC TRAINING OF THE YOUTH ON HISTORICAL RUSSIAN IDEAL OF A PERSONALITY

The article reveals problems of patriotic education of young people and suggests ways to solve them in modern conditions. The concepts of feat, hero, ideal, personality in the context of patriotism education are revealed. The meaning of patriotism for the existing socio-cultural conditions is specified. The authors also clarify the contents of the individual as a socially useful subject and socially significant individuality. A comprehensive approach is substantiated, which is disclosed in the following areas: small homeland, country; by types of feats: military, industrial, scientific, cultural, pioneers, sports; by subjects: adolescents, women, men; over historical periods from ancient Russia to modern Russia. The main forms of patriotic events are highlighted. The recommendations of the patriotic education of young people on the historical, Russian ideal of a personality are proposed.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание молодёжи на историческом российском идеале личности»

УДК 379.634:371.4

Morozov V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia),

E-mail: info@buimvd.ru

Zarechnev D.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia),

E-mail: info@buimvd.ru

Fedulov B.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia),

E-mail: fedulovb@mail.ru

PATRIOTIC TRAINING OF THE YOUTH ON HISTORICAL RUSSIAN IDEAL OF A PERSONALITY. The article reveals problems of patriotic education of young people and suggests ways to solve them in modern conditions. The concepts of feat, hero, ideal, personality in the context of patriotism education are revealed. The meaning of patriotism for the existing socio-cultural conditions is specified. The authors also clarify the contents of the individual as a socially useful subject and socially significant individuality. A comprehensive approach is substantiated, which is disclosed in the following areas: small homeland, country; by types of feats: military, industrial, scientific, cultural, pioneers, sports; by subjects: adolescents, women, men; over historical periods from ancient Russia to modern Russia. The main forms of patriotic events are highlighted. The recommendations of the patriotic education of young people on the historical, Russian ideal of a personality are proposed.

Key words: youth, personality, socially significant qualities, ideal, feat, hero, patriot, patriotism education.

В.А. Морозов, канд. пед. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: info@buimvd.ru

Д.О. Заречнев, канд. пед. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: info@buimvd.ru

Б.А. Федулов, д-р пед. наук, проф., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: fedulovb@mail.ru

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ НА ИСТОРИЧЕСКОМ РОССИЙСКОМ ИДЕАЛЕ ЛИЧНОСТИ

В статье выявлены проблемы патриотического воспитания молодёжи и предложены пути их решения в современных условиях. Раскрыты понятия подвиг, герой, идеал, личность в контексте воспитания патриотизма. Конкретизированы сущность и содержание патриотизма для существующих социально-культурных условий. Уточнено содержание личности как общественно-полезного субъекта и социально-значимой индивидуальности. Обоснован комплексный подход, который раскрывается по направлениям: малая родина, страна; по видам подвигов: ратных, производственных, научных, культурных, первопроходцев, спортивных; по субъектам: подростки, женщины, мужчины; по историческим периодам от Древней Руси до современной России. Выделены основные формы проведения патриотических мероприятий. Предложены рекомендации патриотического воспитания молодёжи на историческом российском идеале личности.

Ключевые слова: молодёжь, личность, социально-значимые качества, идеал, подвиг, герой, патриот, воспитание патриотизма.

В истории есть множество фактов, которые свидетельствуют о том, что без патриотического воспитания ни одно государство не могло бы добиться реальных успехов в социальном развитии. Патриотизм - это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием развития личности и общества [1, с. 242]. Поэтому, исследование современных проблем, связанных с патриотическим воспитанием молодёжи на историческом российском идеале личности, является актуальной темой.

Термин патриотизм - устойчивое понятие, но в тоже время в разные периоды истории он имеет свои особенности, различное социальное и ценностное содержание. В связи с этим, существенное значение для воспитания патриотизма, имеет выявление этих особенностей, определение связанных с ними проблем и нахождение путей их решения.

Неизменным в патриотизме всегда остается лишь то, что он неотделим от таких понятий, как любовь и служение Родине. Патриотическая идея во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности. В связи с этим, для понимания особенностей современного российского патриотизма, необходимо исходить из его основ, сформировавшихся в многовековой нашей истории. Содержание патриотизма определяется, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений.

Принципиальной позицией, на которой строится основа исследований патриотического воспитания, является понимание патриотизма как важнейшей социально-культурной ценности, освоение которой способно дать России мощный стимул повышения социальной, производственной и творческой активности населения В истории России много примеров различных видов патриотического воспитания. Среди них стоит выделить целенаправленное начало воспитания государственного патриотизма, связанное с Петром I. Проводимые реформы стали государственной политикой в сфере подготовки военных и гражданских служащих, основанной на патриотизме, как профессиональном и нравственном идеале выпускников, воспитанных и обученных так, чтобы «не жалеть живота своего для блага Отчизны, служить ей честно и преданно» [2, с. 25]. Такой подход сформировал государственную идеологию, определяющую направления деятельности во всех сферах, проявлениях и средства реализации. Это стало не только уза-кониванием идеалов служения и созидания, но и конституализацией патриотизма. Государственный патриотизм формировался долгим историческим опытом, в борьбе с многочисленными врагами, был выношен судьбой многонационального Отечества, и как высшая ценность передавался от поколения к поколению [3, с. 48].

Однако в современных условиях, несмотря на сильную пропагандистскую и_эмоциональную окраску патриотизма, можно столкнуться с таким явлениями, как национализм, шовинизм, нигилизм, сепаратизм, пацифизм и др. Вызывают

тревогу примеры опроса общественного мнения молодёжи, часть из них показывает, что до 40% хотели бы уехать из страны, и достаточно много молодых людей практически не знают своей истории. Причины этой проблемы можно найти в особенностях современных условий. Становится очевидным, что сегодня строить патриотическое воспитание только по традиционным принципам явно недостаточно, необходимо учитывать реальные изменения, происходящие в нашем обществе.

Такое положение обусловлено тем, что с патриотизмом не так всё просто, надо отметить, изменились базовые в обществе ценности, а точнее произошла переоценка всех материальных и духовных ценностей у людей. Реальные жизненные условия часто учат, в основном, только зарабатывать деньги, а не стать полезным государству. Традиционные духовные ценности поглощаются материальными благами, постоянное неоднозначное трактованные истории, часто неконструктивная критика, о чернение или принижение нашего прошлого исторического пути. Для любви к стране должна быть реальная основа, а не призывы, лозунги, реклама, или навязанная мода. При существующем подходе патриотизм у большинства молодых людей ассоциируется только с чем-то отвлеченным, каким-то удаленным историческим событием, праздниками 9 мая, 23 февраля и т. д., а нахождение его в реальности, и нахождение каких-либо примеров и личностей патриотов очень затруднено.

Проведённый анализ современных возможностей и условий в социальных институтах для воспитания патриотизма представлен в следующих пунктах.

1. Возможности семейного воспитания крайне низки, и в большинстве семей для воспитания патриотизма вряд ли находится время, силы и компетентность.

2. Возможности сферы досуга, и даже межличностных отношений, наполнены коммерциализацией и часто далеки от патриотической направленности. 3. Возможности воспитательного процесса СМИ и некоторых социальных институтов характеризуются плюрализмом, который вносит дезинформацию, не только об истории и традиционных патриотических чувствах, но и вообще человеческих отношениях. 4. Возможности системы образования, из-за недавнего отрицания необходимости воспитания как такового, всё еще не высоки. Можно отметить, что наиболее содержательно воспитание патриотизма ведётся в школе, в патриотических клубах и отдельных мероприятиях. Но этого явно недостаточно, так как эта работа остаётся лишь эпизодическим приложением к образованию, которое практически слабо воплощается в реальной взрослой жизни. Следовательно, существующие условия и современные вызовы, стоящие перед Россией, ставят остро вопрос о конкретизации представления о патриотизме и разработке новых подходов к его воспитанию.

Большинство источников определяют патриотизм в качестве наиболее значимой социальной ценности, ставшей личной потребностью, которая проявляется и влияет на все сферы жизни общества и государства. Она характеризует высший уровень развития личности как идеала, является важнейшим её

достоянием, и проявляется в активной героической деятельности и совершению подвигов на благо Родины [4, с. 512]. Из определения следует выделить следующие исходные положения для содержания патриотизма: подвиг герой, идеал, личность, патриот, но не достаточно их просто констатировать, необходимо для проведения воспитательной работы раскрыть их сущность и содержание для современной России.

Подвиг - акт героизма, связанный с преодолением необычайных трудностей, требующий от человека предельного напряжения воли и сил, его цель -общественно полезный результат, который превосходит по своим масштабам результаты обычных действий и лишен эгоистических побуждений. Человек, совершивший подвиг является героем. Подвиг совершается, исходя из внутренних побуждений, на благо определённого человека, группы людей или общества в трудных условиях. Героизм проявляется в подвиге. Сегодня, как и раньше, всегда было и есть место подвигу и возможность его совершить есть у каждого. Например, герои нашего времени - это сотрудники МЧС, которые ежедневно совершают подвиги, спасая людей при пожарах, наводнениях и в других чрезвычайных ситуациях. Простые люди не проходят мимо, а спасают тонущего человека, попавших в аварию, выводят из горящего дома людей, идут на риск, помогая незнакомым людям. Таких примеров подвигов тысячи и совершаются они не за вознаграждение, а из-за наличия социальных качеств у человека, одним из критериев подвига является альтруизм и бескорыстие. Но героями не рождаются, героями становятся.

Героизм бывает физическим, когда риску подвержены жизнь или здоровье человека, когда человек отстаивает моральные принципы, и витальным, когда человек преодолевает собственные фобии, недостатки, зависимости. Виды подвигов: ратный, гражданский, первопроходца, профессиональный, учёного, учителя, врача и т. д.

Патриотизм всегда включает подвиг но не любой подвиг можно, по праву, считать проявлением патриотизма в полном смысле этого слова, а только тогда когда он вносит существенную пользу своему государству и народу, который отражается в развитии общества на века (в производстве, ратном труде, науке, медицине, образовании, строительстве и т. д.).

Следовательно, патриот - человек, который любит, служит, заботится о развитии и благе общества, совершает подвиги и готов защищать свою Родину вплоть до самопожертвования. Для современных условий, в содержании патриотизм следует выделить следующие проявления: любит и гордится своей родиной; уважает предков и любит свою семью; знает историю своей малой родины и страны; имеет идеал патриота для подражания; не меняет гражданство; солидарен со своим народом; служит государству своим трудом; готов стать на защиту Отечества не щадя своей жизни.

Патриотизм только тогда проявится в сложных исторических условиях, если он стал личной потребностью и патриот - всегда профессионал. Мальчишки, воспитанные на патриотизме, мечтают о подвигах, и у каждого есть идеал личности патриота для подражания. Но на понятиях идеала и личности, как устойчивой системы социально значимых качеств, в современных взглядах на воспитание не акцентируется внимание. Сегодня в нашем обществе нет общепринятого представления об идеале личности, добре и зле, плохом и хорошем. Формально мало кто отрицает традиционные или религиозные представления об этих категориях, но в реальности они всё больше утрачивают свое значение. Поэтому каждый понимает их по-своему, а существующие представления могут быть даже противоположны друг другу. Всё чаще каждый человек считает сам себя идеалом, это ведёт к тому, что он не признает ценность других людей и всегда считает себя выше, а для таких людей нет идеалов и не к чему стремиться. Также представление о добре сводится к тому, что всё то, что только мне лично выгодно и есть добро, опять же без учёта, как это отражается на других, и не исключает деятельность во вред населению страны и государству. Но без идеалов невозможно совершенство, развитие личности и воспитание патриотизма.

Наиболее часто идеал раскрывается как всеобщее понятие, выражающее направление развития личности. Идеал обычно раскрывается как: первое - высшая степень ценного или наилучшего, завершённое состояние чего-либо; второе - индивидуально принятый стандарт, признаваемый образец для подражания, как правило, касающийся личностных качеств. Следовательно, целью воспитания следует выделить формирование идеальной личности патриота, как высшего образца для подражания.

Иногда идеалом служит обобщенный образ, как синтез основных, значимых и ценимых черт. По определению Л.Н. Толстого: «Идеал - это путеводная звезда, без нее нет твердого направления, а нет направления - нет счастья в жизни» [5, с. 124]. Когда человек разучился ходить на четвереньках, писал Горький, природа дала ему в виде посоха идеал [6, с. 62].

В качестве образца-идеала патриота всегда выступает конкретная личность, в которой социально-значимые черты особенно ярко воплотились. Наличие и следование определенному идеалу вносит четкость и единство в развитие личности. Идеалы формируются воспитательным процессом, а также под воздействием общественных оценок. Идеалы личности - это всегда герои-патриоты, их поступки вдохновляют современников и будут потомков, их изречения становятся действенными лозунгами, а они сами превращаются в национальные символы, которые особенно востребованы в сложные моменты жизни нашего народа.

Наиболее соответствующее понятие личности патриота следует определить следующим образом. Личность это член общества, находящийся с ним в гармоничном взаимодействии. Личность это социально-значимый субъект (определяет цели деятельности, которая приносит пользу, как себе, так и другим) и общественно-полезная индивидуальность (значимая деятельность которой гармонично сочетает интересы общества и самой личности) [7, с. 84]. Пропагандируемые СМИ понятия личности подчёркивают лишь то, что это только яркая индивидуальность, добившаяся успеха и престижа, или это - активный субъект деятельности, который сам ставит цели и их реализует. Но эти определения не предусматривают служение другим людям и государству, а выбранные средства могут наносить им вред. В тоже время, идеалами личности от древности и до наших дней были: первопроходцы-жертвенники, производители - созидатели, просветители - творцы, кормильцы - труженики, патриоты - воины.

Проведённый анализ сущности и содержания патриотизма позволяет определить некоторые направления его воспитания. Важнейшим направлением является изучение и пропаганда в современном обществе созидательной деятельности великих людей нашей страны, и не только героев войн, а также выдающихся деятелей производства, образования, науки, культуры, изобретателей, первопроходцев, которые создавали и меняли историю нашего государства, чьи подвиги смогли сделать Россию великой державой на каждом из исторических периодах развития.

Изучение истории, участие в деятельности (учение, служение, защита) должны иметь практическую направленность, быть интересными, поучительными и вызывать гордость и желание служить своему Отечеству. При изучении подвигов необходимо раскрывать качества личностей патриотов, их мыслей и высказывания.

К воспитанию патриотизма должен быть применен комплексный подход, который реализует разные его направления: своя семья, малая родина, страна; по видам подвигов: ратных, производственных, научных, культурных, первопроходцев, спортивных; по субъектам: подростки, женщины, мужчины; по историческим периодам: Древняя Русь, Древнерусское государство, Российская империя, Советский Союз, Современная Россия.

Основными формами проведения патриотических мероприятий являются: фестивали, концерты, тематические вечера, посвященные знаменательным и памятным датам; экскурсии и походы по местам боевой славы и историческим местам; проекты по изучение истории своей семьи, края, страны; выставки, газеты, стенды, конкурсы рисунков, плакатов, патриотической песни, художественной самодеятельности, освещающих важные события и памятные даты нашей страны; видеолектории, кинолектории; викторины, олимпиады; военно-спортивные игры, сборы; краеведческая и поисковая работа, сбор исторических материалов и фактов о героических подвигах; встречи с участниками боевых действий в горячих точках, ветеранами Великой Отечественной войны и передовиками производства; уход за мемориалами и памятниками; шефская помощь ветеранам войны и труда.

Выделим ряд рекомендаций по воспитания патриотизма в современных условиях.

1. Патриотизм бесполезно навязать или сделать модой, это не поверхностное качество, а глубоко личностные потребности и ценности, за ним должны стоять сильные чувства, воля, профессионализм - это характеристики идеальной личности. Любить можно только за достойное, справедливое и доброе.

2. Человек, считающий себя патриотом, действительно, должен верить в свои силы, в себя, в свой успех, воодушевлённый подвигами предшественников. Реально видеть и осознавать, что государство нуждается в нём, что его успех отдельно слагает общий успех развития страны. Реальное воспитание - это не навязывание стремления к первенству, в каких-либо сферах бизнеса, искусства, спорта, а добросовестное, творческое и беззаветно преданное отношение к порученному социально значимому делу.

3. Сегодня пришло время, когда общество должно нетерпимо относиться к заявлениям о том, что у нас плохая страна, что в ней стыдно жить, что где-то жить лучше, что русские - неполноценные и т. д. Недостатки и несправедливость должны вскрываться, но не для очернения, а для избавления от них, с предложением конкретных путей. Подвиги и победы не должны замалчиваться, а наоборот должны пропагандироваться, чтобы на них можно было учиться, получать воодушевление и энергию на созидание.

4. Воспитывать патриотизм возможно, формируя социальные ценности и потребности, которые не даются от природы. Сегодня некоторыми СМИ и отдельными представителями шоу-бизнеса культивируются исключительно индивидуальные и биологические потребности, которые могут дать только эгоизм, пацифизм или национализм.

5. Необходимо создать новые современные патриотические традиции. У нас богатая история, а традицией стали лишь 9 мая и 23 февраля. Нужно создавать праздники людей труда и военного дела, просветителей, производителей, тружеников, эти события год от года должны воспитывать молодое поколение.

6. Необходима государственная политика, которая дифференцированно охватит все категории населения, все направления воспитания по военной, научной, культурной, производственной и другими составляющим. Должно быть

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.