Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ВЫЗОВЫ'

ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ВЫЗОВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
520
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социокультурные вызовы / компетентность / личностное развитие / профессиональная подготовка / дошкольное образование / socio-cultural challenges / competence / personal development / vocational training / preschool education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л М. Захарова, Н Ю. Майданкина, Т А. Чибисова, В С. Захарова

Современные условия развития нашего общества актуализируют разные аспекты образовательного процесса в области межкультурного взаимодействия, цифровизации образования, воспитательной деятельности, физического и психического здоровья. Социокультурные вызовы определяются нами как факторы, стимулирующие личностное и профессиональное развитие педагогов, их стремление к инновационной деятельности. Приведенные данные в области сформированности у педагогов дошкольного образования уровня коммуникативной толерантности, уровня владения цифровыми технологиями показали их недостаточную компетентность и готовность к реагированию на социокультурные вызовы, что позволяет усиливать общекультурные и технологические аспекты профессионального развития и личностного роста педагогов. Особое внимание уделяется поддержанию активности педагогов дошкольного образования в стремлении к самосовершенствованию участию в конкурсных движениях и ассоциациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л М. Захарова, Н Ю. Майданкина, Т А. Чибисова, В С. Захарова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER: SOCIOCULTURAL CHALLENGES

Modern conditions for the development of the society actualize various aspects of the educational process in the field of intercultural interaction, digitalization of education, educational activities, physical and mental health. The researchers define sociocultural challenges as factors that stimulate personal and professional development of teachers, their desire for innovation. The data presented in the field of the formation of the level of communicative tolerance among preschool teachers, the level of proficiency in digital technologies showed their insufficient competence and readiness to respond to socio-cultural challenges, which makes it possible to strengthen the general cultural and technological aspects of professional development and personal growth of teachers. Particular attention is paid to maintaining the activity of preschool teachers in their striving for self-improvement by participating in competitive movements and associations.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ВЫЗОВЫ»

Библиографический список

1. Федеральный проект «Патриотическое воспитание». Available at: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot

2. Мурзина И.Я., Казакова С.В. Перспективные направления патриотического воспитания. Образование и наука. 2019; Т. 21, № 2: 155 - 175.

3. Волков С.С. Критерии патриотизма в России. Военная мысль. 2019; Выпуск 2: 146 - 157.

4. Попова Т. А. Проектная деятельность: варианты в образовательном пространстве. Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке и практике. 2020; Выпуск 1: 307 - 311.

5. Кравец Е.А., Филонова Я.Ю. Проектная деятельность как один из методов патриотического воспитания. Инновации и эксперимент в школе. 2015; Выпуск 3: 35 - 43.

6. Афиногенов О.С. Педагогическое проектирование и его особенности. Педагогика: вчера, сегодня, завтра. 2019; Т. 2, № 1: 4 - 15.

7. Тельманова А.С. Социально-культурные условия реализации междисциплинарных проектов в образовательном процессе организаций высшего образования в сфере культуры. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019; Выпуск 46: 194 - 206.

8. Шевцова М.М. Проектные технологии в патриотическом воспитании студентов: некоторые аспекты личностного развития. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016; Выпуск 4: 284 - 288.

9. Шевцова М.М. Проектные технологии в патриотическом воспитании студентов: эффективная реализация. Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2016; Выпуск 6: 119 - 125.

References

1. Federal'nyj proekt «Patrioticheskoe vospitanie». Available at: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot

2. Murzina I.Ya., Kazakova S.V. Perspektivnye napravleniya patrioticheskogo vospitaniya. Obrazovanie inauka. 2019; T. 21, № 2: 155 - 175.

3. Volkov S.S. Kriterii patriotizma v Rossii. Voennaya mysl'. 2019; Vypusk 2: 146 - 157.

4. Popova T.A. Proektnaya deyatel'nost': varianty v obrazovatel'nom prostranstve. Mezhpokolencheskie otnosheniya: sovremennyj diskurs i strategicheskie vybory v psihologo-pedagogicheskoj nauke i praktike. 2020; Vypusk 1: 307 - 311.

5. Kravec E.A., Filonova Ya.Yu. Proektnaya deyatel'nost' kak odin iz metodov patrioticheskogo vospitaniya. Innovaciii 'eksperiment vshkole. 2015; Vypusk 3: 35 - 43.

6. Afinogenov O.S. Pedagogicheskoe proektirovanie i ego osobennosti. Pedagogika: vchera, segodnya, zavtra. 2019; T. 2, № 1: 4 - 15.

7. Tel'manova A.S. Social'no-kul'turnye usloviya realizacii mezhdisciplinarnyh proektov v obrazovatel'nom processe organizacij vysshego obrazovaniya v sfere kul'tury. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2019; Vypusk 46: 194 - 206.

8. Shevcova M.M. Proektnye tehnologii v patrioticheskom vospitanii studentov: nekotorye aspekty lichnostnogo razvitiya. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2016; Vypusk 4: 284 - 288.

9. Shevcova M.M. Proektnye tehnologii v patrioticheskom vospitanii studentov: 'effektivnaya realizaciya. Sovremennyeobrazovatel'nyetehnologiivmirovomuchebno-vospitatel'nom prostranstve. 2016; Vypusk 6: 119 - 125.

Статья поступила в редакцию 23.12.21

УДК 373

Zakharova L.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Ulyanovsk State Pedagogical University n.a. I.N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia), E-mail: [email protected]

Maydankina N.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Ulyanovsk State Pedagogical University n.a. I.N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia), E-mail: [email protected]

Chibisova T.A., senior teacher, Ulyanovsk State Pedagogical University n.a. I.N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia), E-mail: [email protected] Zakharova V.S., postgraduate, Department of Preschool and Elementary General Education, Ulyanovsk State Pedagogical University n.a. I.N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia), E-mail: [email protected]

PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER: SOCIOCULTURAL CHALLENGES. Modern conditions for the development of the society actualize various aspects of the educational process in the field of intercultural interaction, digitalization of education, educational activities, physical and mental health. The researchers define sociocultural challenges as factors that stimulate personal and professional development of teachers, their desire for innovation. The data presented in the field of the formation of the level of communicative tolerance among preschool teachers, the level of proficiency in digital technologies showed their insufficient competence and readiness to respond to socio-cultural challenges, which makes it possible to strengthen the general cultural and technological aspects of professional development and personal growth of teachers. Particular attention is paid to maintaining the activity of preschool teachers in their striving for self-improvement by participating in competitive movements and associations.

Key words: socio-cultural challenges, competence, personal development, vocational training, preschool education.

Л.М. Захарова, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «УлГПУ имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск, E-mail: [email protected] Н.Ю. Майданкина, канд. пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «УлГПУ имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск, E-mail: [email protected] Т.А. Чибисова, ст. преп., ФГБОУ ВО «УлГПУ имениИ.Н. Ульянова», г. Ульяновск, E-mail: [email protected] В.С. Захарова, аспирант, ФГБОУ ВО «УлГПУ имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск, E-mail: [email protected]

ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ВЫЗОВЫ

Современные условия развития нашего общества актуализируют разные аспекты образовательного процесса в области межкультурного взаимодействия, цифровизации образования, воспитательной деятельности, физического и психического здоровья. Социокультурные вызовы определяются нами как факторы, стимулирующие личностное и профессиональное развитие педагогов, их стремление к инновационной деятельности. Приведенные данные в области сформированности у педагогов дошкольного образования уровня коммуникативной толерантности, уровня владения цифровыми технологиями показали их недостаточную компетентность и готовность к реагированию на социокультурные вызовы, что позволяет усиливать общекультурные и технологические аспекты профессионального развития и личностного роста педагогов. Особое внимание уделяется поддержанию активности педагогов дошкольного образования в стремлении к самосовершенствованию участию в конкурсных движениях и ассоциациях.

Ключевые слова: социокультурные вызовы, компетентность, личностное развитие, профессиональная подготовка, дошкольное образование.

Актуальность данного исследования определяется меняющейся социокультурной ситуацией взросления ребенка, теми факторами, нововведениями, которые входят в нашу жизнь и определяют содержание образовательной деятельности. Перед педагогами дошкольных организаций возникает проблема их готовности к реализации инноваций, связанных с цифровизацией общества, установления межкультурного диалога в разных плоскостях (на межрегиональном, российском и международном уровнях), проектированием образовательной среды взросления с учетом новых реалий. Все это актуализирует проблему личностного и профессионального развития педагога в современных условиях.

Развитие нашего общества во многом определяет направленность изменений в системе образования, в способах и содержании подготовки будущих педагогов. Авторы статьи как представители научной школы «Ребенок и общества» занимаются изучением разных аспектов заявленной проблемы, исследуя возможности образовательной практики в развитии общекультурного и профессионального уровня педагога, в обосновании и проектировании новых технологий воспитания детей дошкольного возраста. В статье представлены обобщенные данные проводимых исследований и намечены перспективы по совершенствованию профессиональной подготовки будущих и работающих педагогов дошкольного

образования. Для того чтобы определить новые требования к содержанию готовности педагогов к решению профессиональных задач, необходимо осознать и осмыслить те социокультурные вызовы, которые и определяют характер данных требований. Это и составляет цель нашего исследования, которая конкретизируется рядом задач: выделить направления развития социокультурной среды, влияющие на особенности взросления детей и профессиональную готовность воспитателей; охарактеризовать основные личностные и профессиональные качества педагога дошкольного образования, необходимые для реализации профессиональной деятельности в новых социокультурных условиях; выделить направления совершенствования профессиональной подготовки с учетом социокультурного развития.

В исследованиях в области определения необходимых качеств педагога для эффективности педагогической деятельности (В.А. Сластенин, Н.В. Кузьмина и др.) определены основополагающие качества личности педагога, которые необходимы всегда: любовь к детям, эмоциональность, общительность, эмпа-тия. В то же время в условиях инновационной деятельности в сфере экономики, модернизации образования, внедрения современных технологий, учитывающих социокультурные аспекты жизнедеятельности человека, значимыми являются профессиональная компетентность, методологическая культура, творческие и исследовательские способности, непрерывное самообразование и др. [1]. «Уточненные» личностные и профессиональные характеристики становятся особенно востребованными в условиях социокультурных вызов современности, которые, к сожалению, не всегда явно осознаются педагогами.

Ряд авторов рассматривают социокультурные аспекты современной действительности, выделяя их по масштабности влияния [2; 3] по характеру влияния на системные изменения в сфере образования. Они отражают общемировые и общероссийские тенденции, этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности.

Социокультурные вызовы - это та социокультурная специфика, к реалиям которой не всегда готово подрастающее поколение, которую не всегда учитывают в образовательной деятельности. Для определения социокультурных вызовов необходимо, прежде всего, их осознание, осмысление их влияния как на формирующуюся личность, так и на характер собственной профессиональной деятельности.

Социокультурные вызовы к системе образования мы определяем не только как факторы, стимулирующие разработку концепций, теорий воспитания и обучения, поиск новых подходов к преобразованию системы образования, но и как стимулы, мотивирующие субъектов образовательного процесса на постоянное общекультурное развитие и совершенствование умений в области профессиональной деятельности.

Анализ исследований по проблеме личностного и профессионального развития педагога позволяет рассматривать данный процесс как систему, цель которой - создание условий для развития личности и ее профессионализма. Оно связано с формированием профессиональных компетенций, определяемых спецификой деятельности, с повышением психологической готовности, развитием социально значимых, личностно-деловых качеств в системе взаимодействия личности с социально-профессиональной средой [4]. Личностно-профессиональ-ное развитие связано со структурными изменениями личности, возрастанием потребности в саморазвитии и развитии личностного потенциала педагога [5]. Профессиональное развитие невозможно без работы над собой, без конструирования непрерывного процесса личностного совершенствования, определения ценностных основ своей жизни и деятельности, критического мышления, воспитания личностных качеств, развития умений конструктивного диалога, творчества. Немаловажная роль в развитии профессионализма принадлежит процессу «обострения и разрешения внутренних противоречий» через самоопределение, творческое выражение, самореализацию личности [6].

При этом социокультурные вызовы могут «провоцировать» определённые внутренние конфликты: чувство неудовлетворенности, растерянность при неумении владения новшествами, незнание воспитательных возможностей технологий, неуверенность в своих силах, боязнь перемен, тревожность и пр. Личностное и профессиональное развитие педагога мы рассматриваем в русле готовности к преодолению подобных затруднений, наличия конструктивных стратегий и тактик в профессиональной деятельности, позитивного отношения к возникающим проблемам.

Проводимый анализ готовности к нововведениям среди магистрантов, работающих в дошкольных организациях, в рамках изучаемых дисциплин показал, что в целом работающие педагоги разных возрастных категорий готовы и открыты к новшествам в своей работе и осознают их роль в своем профессиональном развитии и повышении качества образования. Больше половины респондентов (55,3%) находятся на допустимом уровне восприимчивости к инновациям в образовании, 29,3% - на оптимальном уровне и лишь 15,4% педагогов - на низком уровне.

Преобладающими мотивами участия и в инновационной работе, проводимой в дошкольной организации, являются внутренние, связанные с самореализацией, и внешние мотивы, характеризуемые материальным поощрением за участие в инновационной деятельности.

Среди причин нежелания или неготовности к реализации инновационных проектов педагоги и студенты назвали отсутствие научного консультирования и

сопровождения их проектируемой инновационной деятельности, отсутствие четкого алгоритма новой деятельности.

Поскольку инновационная деятельность является своеобразным ответом на социокультурные вызовы, возникает необходимость анализа содержания профессиональной подготовки в контексте рассматриваемой проблемы.

Личностно-профессиональное развитие педагога предполагает создание определенных условий, в том числе в рамках повышения квалификации в условиях дополнительного профессионального образования с учетом конструирования многоуровневого образовательного пространства.

Уровень личностно-профессионального развития, таким образом, определяет степень готовности субъектов образовательного процесса к реагированию на социокультурные вызовы современности, которые мы рассматриваем на общемировом, российском, региональном и личностном уровнях.

Общемировые тенденции, бросающие вызов личности, образованию, связаны с интеграцией общества, усиливающими миграционными потоками, поликультурным составом учеников в школах и воспитанников в детских садах; они способствуют осознанию необходимости диалога культур, развитию межкультурной коммуникации у всех участников образовательного процесса. От современного педагога требуется не просто передача знаний, но и в русле компетентностного подхода сформированность таких личностно значимых, ценностных ориентаций, которые станут ориентиром его дальнейшего развития как специалиста, помогут ему продуктивно действовать в современном обществе, взаимодействовать с представителями иных культур, обучать своих воспитанников такому взаимодействию.

Анализ современных исследований показал актуальность развития у субъектов образовательного процесса межкультурной коммуникации, которая способствует развитию толерантности к другим культурам, иному мировоззрению, другим традициям и интеркультурной коммуникации, обеспечивающей совместную разработку общих ценностей, поиск смыслов, формирование общих, интерсубъективных ценностей. Сформированность интеркультурной коммуникации помогает гармонизации в межгрупповом взаимодействии детей на основе взаимопонимания, взаимоуважения. При этом значимым становится учет условий и контекста коммуникации, осуществляемый посредством вербальных и невербальных каналов, в результате которого формируется новая интеркультурная общность взглядов, позиций [7].

Успешность интеркультурной коммуникации обучающихся обеспечивается их компетентностью в сфере межличностного общения между представителями разных культур.

Социокультурный вызов в контексте актуализации межкультурного взаимодействия требует от педагогов не просто собственного продуктивного взаимодействия, но и умения развить в своих «подопечных» способность к диалогу, понимание и умение выбора способа и стиля общения в зависимости от контекста коммуникации, уважение и принятие иной точки зрения, рефлексивность. Современная педагогическая культура - это культура диалога, она должна включать в себя многообразие личностно ориентированных концепций, подходов, взглядов. Задача педагога на основе выработанной личностной позиции - совершенствовать свое профессиональное развитие, в том числе и в изучении иностранных языков, в выборе и применении образовательных технологий, способствующих расширению личностного опыта детей в выстраивании конструктивного взаимодействия в поликультурном обществе. С целью выявления уровня развития интеркультурной компетенции у будущих учителей мы провели опрос среди студентов языковых и неязыковых специальностей университета с помощью «Методики диагностики общей коммуникативной толерантности», предложенной В.В. Бойко» [8].

Выборка составила 59 человек. Анализ конкретных шкал толерантности показал, то наибольшее количество баллов (средний балл чуть больше 7 при максимуме в 15) набрали шкалы 3 (Категоричность или консерватизм в оценках других людей), 6 (Стремление подогнать партнера под себя, сделать его «удобным»), 7 (Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности.).

Межкультурная коммуникация возможна в том случае, когда ее участники понимают друг друга, знают язык собеседника. Однако проведенное анкетирование педагогов, работающих в детских садах, по вопросу востребованности знания иностранных языков в профессиональной педагогической деятельности показывает, что лишь 15% респондентов видят необходимость изучения языков в своей деятельности; 87,5% опрашиваемых не видят особых перспектив его применения в своей работе, но отмечают необходимость владения им во время путешествий.

Всеобщий социокультурный вызов проецируется на этнокультурную специфику и оформляется на региональном уровне. Поликультурность многих регионов России, имеющих давние традиции совместного проживания разных этнических групп народов России, определяет необходимость создания региональных образовательных программ для детей в области ознакомления с культурой разных народов. Необходимо, реагируя на вызовы современности, усилить и качество подготовки/переподготовки самих педагогов в области развития у них интеркультурной коммуникации, этнокультурной грамотности, понимания специфики духовно-нравственных ценностей, традиций и норм народов. С этой целью в содержание курсов повышения квалификации, в программы подготов-

ки будущих воспитателей включены творческие задания, выполнение которых возможно лишь при знании и понимании культурного многообразия народов региона, страны и мира, владении современными методами воспитания у детей культуры межнационального общения. Практические занятия, ориентированные на развитие мотивационно-ценностной сферы личности, были направлены на создание ситуаций по осознанию мотивов личностной коммуникации с разными людьми, на характер конструирования взаимодействия, на определение «границ толерантности» [9]. Поднятию общекультурного и профессионального уровня развития у будущих педагогов дошкольного образования способствовал курс «Этнопедагогическая направленность дошкольного воспитания», предполагающий разработку проектов по ознакомлению детей с культурной мозаикой народов мира, при этом обращалось внимание на использование и речевого этикета, и традиционных народных игр и праздников. Анализ фольклорного материала обеспечивал осознание интеграции общего и специфического в культурном наследии разных народов.

Еще один аспект социокультурной действительности, бросающий вызов образовательному процессу на разных уровнях, связан с цифровизацией общества. Владеют ли педагоги современными компьютерными технологиями, умеют ли правильно и эффективно их использовать в современном образовательном процессе, осознают ли преимущества и недостатки их влияния, особенно на детей раннего возраста?

В настоящее время цифровизация как обновленная социальная ситуация, ориентированная на новую структуру обучения и организацию образовательного процесса, формирует вектор развития микро-, мезо-, макроуровней современной системы образования. При этом процесс цифровизации уровней системы образования формулирует потребность в конструировании научно-образовательного пространства и разработке практико-ориентированного инструментария, выявлении его влияния на становление и оценивание уровня развития педагога. Проведенный опрос педагогов дошкольного образования показал, что лишь 11% воспитателей оценили свой уровень профессиональной компетентности в области использования современных информационных технологий как высокий, 61,5% - как недостаточный, а 23% затруднились ответить.

В то же время необходимо заметить, что современное оснащение дошкольных организаций (интерактивные доски и столы, комплекты лего, естественнонаучные лаборатории, мультстудии) подталкивают педагогов, особенно старшего возраста, к прохождению курсов повышения квалификации в области компьютерных технологий, к самообучению, ориентируясь на опыт младшего поколения, иногда и своих детей. Кофигуративный тип культуры (по М. Мид) определяет необходимость «перестройки» учебных курсов с определением пределов «кофи-гурации», задаваемой технологическим прогрессом. В этом отношении особую значимость приобретает проект Академии Министерства просвещения РФ по конструированию Единого федерального портала дополнительного профессионального педагогического образования для формирования единого образовательного пространства и развития цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования.

В период реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования деятельность системы повышения квалификации специалистов дошкольного образования фокусируется на решении задач в области конструирования образовательного пространства на основе цифровых платформ и формирования у специалистов новых профессиональных умений, основополагающими принципами которых по-прежнему остаются гуманизм, уважительное и заботливое отношение к личности воспитанника, развивающий характер обучения, дифференцированный и деятельностный подходы, но с учетом открывающихся возможностей цифровизации дошкольной сферы и специфики взаимодействия субъектов образовательных отношений.

Преобразования в системе дошкольного образования неосуществимы до тех пор, пока не организовано дополнительное профессиональное образование и повышение квалификации педагогических работников в формате приоритетного направления деятельности. В условиях цифровизации образовательного пространства педагоги дошкольной сферы нуждаются в овладении такими умениями, как способность осуществлять поиск и сбор нужной информации для решения возникающих профессиональных затруднений, обрабатывать и применять информацию в дошкольной практике, выбирать способы организации эффективного взаимодействия с субъектами образовательных отношений на основе цифровых платформ. Именно поэтому процесс конструирования цифрового образовательного пространства сопровождается необходимостью выявлять организационно-методические условия, разрабатывать подходы, направленные на овладение педагогами новыми умениями, и эффективные модели повышения квалификации специалистов дошкольной сферы.

Цифровизация общества определяет появление не только иного формата хранения и получения информационного знания, но и новых реалий общения и взаимодействия педагогов и обучающихся. «Цифра» учит ребенка взаимодействию с интерфейсами, закладывает основы цифровой грамотности и информационно культуры, но при четком руководстве со стороны взрослого - воспитателя или родителя; при допустимо возможном для физического и психического здоровья времени провождения в виртуальном пространстве. Наступательное движение цифровизации в жизнь, с одной стороны, бросает вызов компетентности педагога дошкольного и начального образования в области ^-компетентности,

а с другой - заставляет задуматься над тем, как организовать воспитательную среду, чтобы при использовании компьютерных технологий ребенок не страдал в плане физического и эмоционального развития. Зачастую виртуальное общение значительно снижает двигательную активность детей, преобладают интеллектуализации воспитательного процесса в ущерб физическому развитию и укреплению здоровья. В то же время современные исследования показали, что физическая активность может оказывать значительное влияние на различные аспекты жизни ребенка, такие как физическое здоровье, психосоциальное благополучие и когнитивные способности [10].

Оценивая необходимость в применении современных компьютерных технологий в образовательном процессе, нужно осознавать их положительное и негативное влияние на детей дошкольного возраста, учитывать санитарно-гигиенические требования к проведению занятий с дошкольниками. Данный социокультурный вызов ориентирует педагогов на поиск оптимального решения в выстраивании развивающе-познавательного взаимодействия с детьми на основе использования как утвердившихся методов воспитания, так и новых технологий.

Возникает потребность в осмыслении уже существующих традиционных методов воспитания с опорой на современные исследования в области физического и познавательного развития детей дошкольного возраста и возможности применения компьютерных технологий в качестве иллюстраций наглядного материала: схем, фотографий, моделей и для анализа выполнения заданий. При этом в своем исследовании мы обращаем особое внимание на интеграцию двигательной и познавательной деятельности, в основе которой лежит формирование системных связей между отдельными компонентами деятельности. Интеграция физических способностей и мыслительных и познавательных процессов исследовалась [11], изучалось влияние физической активности на развитие произвольности внимания [12]; предметом исследования становились и средства, обеспечивающие данную интеграцию [13]. На наш взгляд, интеграция физического и познавательного развития обеспечивается комплексом двигатель-но-дидактических игр, в которых точное и правильное выполнение двигательной задачи, поставленной воспитателем, обеспечивалось успешностью принятия решения, предполагающего определенные умственные усилия, развитием памяти и внимания.

Говоря о личностном и профессиональном развитии педагогов в новых социокультурных условиях, нами определяется потребность в расширении их знаний в области физиологии, психологии и даже нейробиологии для понимания протекания процессов взаимовлияния разных сфер личности, деятельности мозга.

Внешние вызовы, обусловленные социокультурной ситуацией, актуализируют идею непрерывного образования, результатом которого является непрерывное развитие профессиональных, личностных, общекультурных компонентов потенциала и умений педагога. Непрерывность образования как ответ на вызовы современности, как принцип современного образования ориентирована на развитие способностей и скрытых резервов личности, широких познавательных потребностей, интеллектуальных знаний и профессиональных умений, культуры личности.

На современном этапе развития общества в процессе непрерывного образования все отчетливее акцент фокусируется на формировании активной гражданской позиции личности, осознании взаимосвязи успешной профессиональной карьеры и активного участия в гражданском обществе, поскольку активность служит фундаментом личной независимости, становления самоуважения, благосостояния и в конечном итоге является определяющим фактором в решении вопроса о качестве жизни. Таким образом, развитие у личности проявлений активности выступает принципом непрерывного образования, обеспечивающим не только достижение профессионального, но и личного успеха. Непрерывное обновление содержательного контента педагогической деятельности, смена целевых ориентиров выявляют потребность в разработке алгоритма индивидуальной персонифицированной модели непрерывного педагогического образования специалиста, осознающего личную ответственность за собственное развитие и результаты профессиональной деятельности, обеспечивающей профессиональный рост. Активность педагога проявляется в интересе и участии в конкурсном движении («Воспитатель года», «Педагогический дебют», грантовая деятельность и др.). Участие в грантовых и профессиональных (в отличие от коммерческих) конкурсах является серьезным вызовом в личностно-профессиональном развитии педагога. Уровень грантовых и профессиональных конкурсов, многофункциональность конкурсных испытаний требует сформированности комплекса гибких skills педагога - профессионально-деловых, социально-педагогических, общекультурных, личностных и региональных, учитывающих специфику социальной ситуации.

Социокультурные вызовы, определяемые нами на общероссийском и региональном уровнях к профессиональному и личностному развитию педагогов, связаны с развитием их внутреннего потенциала, участием в инновационной деятельности, конкурсных движениях. При активном включении в непрерывность повышения профессионализма и личностного роста определяются и вызовы на уровне субъектов образовательного процесса - самих педагогов. Наблюдения и опыт показывают, что серьезным личным вызовом для педагога по-прежнему остается семья и семейные ценности. Так, анализ демографического портрета специалистов дошкольной сферы показывает, что профессия воспитателя без преувеличения женская, доля специалистов женщин (в том числе музыкальный

руководитель, хореограф, инструктор по физическому воспитанию и плаванию, педагог дополнительного образования) составляет 98%, а воспитателей - около 99,0%.

Среди заведующих дошкольными образовательными организациями женщины также преобладают, их количество составляет свыше 92%. Средний возраст заведующего ДОО - 51 год, наиболее крупная категория руководителей находится в возрасте от 40 до 62 лет (81%). Средний возраст воспитателя остается на уровне 45-65 лет Анализ показывает, что доля женщин, состоящих в браке, в том числе в гражданском браке, имеющих детей и внуков, составляет свыше 91%. По-нашему мнению, это обстоятельство свидетельствует о том, что женщине необходимо согласовывать и учитывать мнение семьи в вопросах профессионального роста. Так, по опросам воспитателей, высок процент мужей, которые «маскируют» собственные страхи за успешное профессиональное развитие жены недостаточным вниманием к семье, семейным обязанностям и заботам при дополнительном обучении; выражают недовольство стремлением жены к продолжению профессионального обучения; слабо демонстрируют желание к улучшению ситуации в бытовом плане.

Разноуровневые социокультурные вызовы современности акцентируют внимание на общекультурных и технологических и личностных аспектах профессионального развития и личностного роста педагогов. Они являются стимулами для раскрытия личностного потенциала педагога в условиях организации пространства становления и развития; определяют направления совершенствования процесса подготовки, переподготовки, дополнительного профессионального образования педагогов. При этом особое внимание уделяется развитию активности самой личности в целях разрешения возникающих как внутренних, так и внешних противоречий. Дополнительное профессиональное образование педагогов дошкольной сферы как непрерывная система образования демонстрирует тенденцию к формированию многоуровневого образовательного пространства, особенностями которого, в том числе, являются:

- усиление взаимодействия субъектов образовательных отношений в меняющихся условиях на основе механизма формирования института профессиональных объединений (ассоциаций, сообществ, творческих лабораторий, групп и тп.);

- стремительное развитие доли цифровых платформ и цифровизация дошкольной сферы, что обосновывает потребность в изучении механизмов и подходов взаимодействия субъектов образовательных отношений в цифровом пространстве, их влияние на личностный и профессиональный рост педагога дополнительного профессионального образования.

Библиографический список

Процесс профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования необходимо рассматривать в качестве единой линии «наращивания» личностного и профессионального потенциала, нацеленного на совершенствование технологической, мотивационной готовности к выполнению трудовых функций.

Проводимое исследование позволило конкретизировать то влияние, которое оказывает меняющаяся социокультурная действительность на формирующуюся личность, на характер и содержание готовности педагогов, студентов на уровне личностного и профессионального развития. Среди приоритетных направлений, требующих учета в современной образовательной практике и на уровне дошкольного, и высшего, и дополнительного профессионального образования мы выделяем и актуализируем следующие проблемы:

- связанные с межкультурной коммуникацией (значение которой усиливается и в связи с миграционными процессами внутри нашей страны),

- определяемые цифровизацией образования, акцентирующей свою значимость в условиях ограничительных мер,

- характеризующие гармонизацию интеллектуальной и физически здоровой личности,

- связанные с активностью субъектов образовательного процесса.

Данные аспекты мы рассматриваем в контексте социокультурных вызовов,

ответы на которые требуют определенного уровня личностного и профессионального развития педагогов дошкольного образования и студентов, готовящихся к данной профессии.

Среди профессионально значимых качеств педагога - те личностные и профессиональные характеристики, которые обеспечивают гуманизацию отношений всех субъектов образовательного процесса, технологическая грамотность, знание специфики инновационной деятельности. Важным показателем личностного и профессионального развития педагогов является активность личности, ее включение в профессиональные сообщества и движения, дающие возможность для самореализации; готовность к освоению новшеств.

Обозначенные социокультурные вызовы определяют характер совершенствования и корректировки программ обучения. Необходимым становится усиление общекультурной составляющей профессиональной подготовки, знание смежных дисциплин. Среди приоритетных - интерактивные методы обучения студентов и слушателей курсов повышения квалификации, предполагающие максимальное задействование и развитие творческого потенциала личности.

1. Яковлева Е.В. Качества современного учителя глазами студентов, педагогов, учащихся, родителей. Вестник Череповецкого государственного университета. 2009; № 4: 18 - 23.

2. Мудрик А.В. Социокультурные вызовы современной российской школе на макроуровне. Сибирский педагогический журнал. 2016; № 1: 117 - 123.

3. Петрусевич А.А. Социокультурная обусловленность преобразований современной общеобразовательной школы. Современные проблемы науки и образования. 2008; № 2. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=695

4. Захарова М.А., Мезинов В.Н., Нехороших Н.А. Актуализация проблемы профессионально-личностного развития педагога. Современные наукоемкие технологии. 2020; № 6-1. Avaqilable at: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38081

5. Майданкина Н.Ю. Актуализация потенциала для непрерывного образования педагога. Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2019.

6. Козлова Н.В., Вержицкая Е.Н. Личностно-профессиональное развитие педагогов в условиях модернизации образования. Вестник Томского государственного университета. 2010; № 341: 178 - 180.

7. Чибисова Т.А. Сформированность интеркультурной компетенции у студентов педагогических специальностей. Психология образования в поликультурном пространстве. Елец, 2018; № 2: 120 - 127.

8. Гришина А.В., Зеленов А.А., Лунин С.Л. Диагностика влияния этнической идентичности на формирование этнических ауто- и гетеростереотипов у беженцев и вынужденных переселенцев из регионов локальных военных конфликтов и принимающего населения: учебно-методическое пособие. Москва: КРЕДО, 2016.

9. Захарова Л.М., Силакова М.М. Психолого-педагогические условия формирования этнической толерантности у детей. Гуманитарные науки. 2019; № 2 (46): 108 - 116.

10. Захарова В.С. Технология интеграции двигательной и познавательной деятельности в образовательном процессе дошкольной организации. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 58 - 60.

11. Чернышенко Ю.К., Баландин В.А., Демидова Е.В., Соленова РИ. Спортизация воспитания в условиях дошкольной образовательной организации детей 3 - 7 лет. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016; Т. 10: 321 - 325. Available at: http://e-koncept.ru/2016/56872.htm

12. Позднякова Г.П. Двигательная активность как условие и фактор развития субъектности детей дошкольного возраста. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Москва, 2006.

13. Габдулхаков В.Ф. О взаимосвязанном развитии физических и когнитивных способностей детей. Современное дошкольное образование. 2021; № 1 (103): 18 - 26. References

1. Yakovleva E.V. Kachestva sovremennogo uchitelya glazami studentov, pedagogov, uchaschihsya, roditelej. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. 2009; № 4: 18 - 23.

2. Mudrik A.V. Sociokul'turnye vyzovy sovremennoj rossijskoj shkole na makrourovne. Sibirskijpedagogicheskij zhurnal. 2016; № 1: 117 - 123.

3. Petrusevich A.A. Sociokul'turnaya obuslovlennost' preobrazovanij sovremennoj obscheobrazovatel'noj shkoly. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2008; № 2. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=695

4. Zaharova M.A., Mezinov V.N., Nehoroshih N.A. Aktualizaciya problemy professional'no-lichnostnogo razvitiya pedagoga. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2020; № 6-1. Avaqilable at: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38081

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Majdankina N.Yu. Aktualizaciya potenciala dlya nepreryvnogo obrazovaniya pedagoga. Ul'yanovsk: Izdatel' Kachalin Aleksandr Vasil'evich, 2019.

6. Kozlova N.V., Verzhickaya E.N. Lichnostno-professional'noe razvitie pedagogov v usloviyah modernizacii obrazovaniya. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010; № 341: 178 - 180.

7. Chibisova T.A. Sformirovannost' interkul'turnoj kompetencii u studentov pedagogicheskih special'nostej. Psihologiya obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve. Elec, 2018; № 2: 120 - 127.

8. Grishina A.V., Zelenov A.A., Lunin S.L. Diagnostika vliyaniya 'etnicheskoj identichnosti na formirovanie 'etnicheskih auto- i geterostereotipov u bezhencev i vynuzhdennyh pereselencev iz regionov lokal'nyh voennyh konfliktov iprinimayuschego naseleniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: KREDO, 2016.

9. Zaharova L.M., Silakova M.M. Psihologo-pedagogicheskie usloviya formirovaniya 'etnicheskoj tolerantnosti u detej. Gumanitarnye nauki. 2019; № 2 (46): 108 - 116.

10. Zaharova V.S. Tehnologiya integracii dvigatel'noj i poznavatel'noj deyatel'nosti v obrazovatel'nom processe doshkol'noj organizacii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 58 - 60.

11. Chernyshenko Yu.K., Balandin V.A., Demidova E.V., Solenova R.I. Sportizaciya vospitaniya v usloviyah doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii detej 3 - 7 let. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyjzhurnal«Koncept». 2016; T. 10: 321 - 325. Available at: http://e-koncept.ru/2016/56872.htm

12. Pozdnyakova G.P. Dvigatel'naya aktivnost' kak uslovie i faktor razvitiya sub'ektnosti detej doshkol'nogo vozrasta. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2006.

13. Gabdulhakov V.F. O vzaimosvyazannom razvitii fizicheskih i kognitivnyh sposobnostej detej. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. 2021; № 1 (103): 18 - 26.

Статья поступила в редакцию 10.12.21

УДК 379.634:371.4

Kalinin S.V., senior teacher, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected] Levchenko A.A., senior teacher, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected] Fedulov B.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

THE PROBLEM OF TRAINING POLICE EMPLOYEES IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MIA OF RUSSIA IN THE IMPLEMENTATION OF A COMPETENCE APPROACH. The article is dedicated to a relevant problem of education in modern pedagogical science, it is considered in relation to the educational process in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The most significant are the issues related to the essence of man, the nature of good and evil. Ideological foundations for the implementation of the educational process in modern conditions are proposed. The analysis of anthropocentric and sociocentric models of upbringing is given and goal-setting in the upbringing process is revealed. The category of a socially useful and socially significant personality, as well as its structure, which must be developed by educational activities, has been clarified. The content of the educational process that realizes the social and cultural ideal of the individual and the main methods of its implementation are revealed, the definition of the ideal of the individual as the final result of development is given. Key words: human essence, education, goal-setting, social qualities, educational activities, police officers, ideal of personality.

С.В. Калинин, ст. преп., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

А.А. Левченко, ст. преп., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

Б.А. Федулов, д-р пед. наук, проф., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ ПРИ ВНЕДРЕНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Статья посвящена актуальной проблеме воспитания в современном педагогической науке, она рассматривается применительно к воспитательному процессу в образовательных организациях МВД России. Наиболее существенными выделены вопросы, касающиеся сущности человека, природы добра и зла. Предложены идейные основы для реализации воспитательного процесса в современных условиях. Дан анализ антропоцентрической и социоцентри-ческой моделям воспитания, раскрывается целеполагание в воспитательном процессе. Уточнена категория общественно-полезной и социально значимой личности, а также ее структуры, которые необходимо развивать воспитательной деятельностью. Раскрыто содержание воспитательного процесса, реализующего социально-культурный идеал личности и основные методы его реализации, дано определение идеала личности как конечного результата развития.

Ключевые слова: сущность человека, воспитание, целеполагание, социальные качества, воспитательная деятельность, сотрудники полиции, идеал личности.

Воспитательный процесс остается одной из актуальных и сложных проблем в педагогической науке. Она касается всех институтов общества - от семьи до государства, но до сих пор остается нерешенной однозначно проблемой человечества. Для правоохранительной сферы воспитание сотрудников полиции является важной и своевременной задачей в связи с ее высокой социальной ответственностью и возложением на правоохранительные органы общественных задач при работе с населением, что определяет актуальность данной работы.

Внедрению компетентностного подхода посвящено достаточно большое количество работ, так, например, А.Л. Андреев рассматривает компетентност-ную парадигму как новую в педагогической деятельности; В. Байденко раскрывает содержание компетенций в профессиональном образовании; А. Вербицкий проводит анализ компетентностного и контекстного подходов и выделяет в них конструктивные компоненты. Однако раскрытию проблемы воспитания в компе-тентностном формате посвящено ограниченное количество работ, в определенной степени можно выделить работу Седовой Л.В., которая раскрывает принципы воспитательной деятельности в логике компетентностного подхода. В то же время проблема совершенствования воспитательного процесса в образовательных организациях МВД России в современных условиях остается недостаточно изученной.

Цель исследования заключается в определении путей и средств интеграции компетентностного и традиционного подходов при решении воспитательных задач.

Задачи исследования:

1. Раскрыть проблему воспитания обучающихся в образовательных организациях МВД России.

2. Уточнить идейные основы для реализации воспитательного процесса в современных условиях.

3. Провести анализ антропоцентрической и социоцентрической моделей воспитания для обоснования целеполагания в воспитательном процессе.

4. Уточнить категории общественно полезной и социально значимой личности, а также ее структуры, которые необходимо развивать воспитательной деятельностью.

5. Раскрыть содержание воспитательного процесса, реализующего социально-культурный идеал личности и основные методы его реализации.

6. Предложить методические рекомендации для организации воспитательного процесса в образовательных организациях МВД России.

Научная новизна состоит в обосновании вопросов, касающихся сущности человека, природы добра и зла и уточнения цели воспитательной деятельности. Предложены идейные основы для реализации воспитательного процесса в современных условиях. Дан анализ антропоцентрической и социоцентрической моделей воспитания и раскрывается целеполагание на основе их интеграции в воспитательном процессе.

Теоретическое значение определяется тем, что в статье конкретизирован воспитательный процесс, а также предложены подходы и условия для развития духовно-нравственной направленности личности сотрудника полиции. Уточнена категория «общественно полезная и социально значимая личность», а также выделены ее структуры, которые необходимо развивать воспитательной деятельностью.

Внедрение компетентностного подхода и принижение в нем воспитательных задач обострило проблемы проведения воспитательной работы, так как почти 30 лет этот процесс был исключен из образовательной деятельности и часто характеризовался как тоталитарное прошлое. В результате уровень воспитанности современного человека заметно снизился, поэтому неслучайно проблема возрождения воспитания сегодня объявлена на самом высоком уровне, даже если кто-то ее не в полной мере ощущает на себе лично, но важно то, что практически решать ее необходимо не только педагогам и родителям, но и руководителям различных организаций и ветвей власти. За последнее тридцатилетие в образовательной деятельности этому вопросу не уделялось должного внимания, а его надо решать еще и новых условиях - с учетом требований внедряемого компетентностного подхода.

Данная проблема для ее решения требует глубоко анализа, который не может быть полностью выполнен в объеме отдельной статьи, потому далее будут рассмотрены отдельные возможные направления ее решения. Наиболее существенными, на наш взгляд, следует выделить вопросы, касающиеся сущности человека, природы добра и зла, определения целей воспитания, уточнения категории личности и того, что в ее структуре необходимо развивать воспитательной деятельностью, исходной идей развития, идеала личности как конечного результата, содержания воспитания и методов его реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.