УДК 378
Grigorieva A.V., senior specialist in educational and methodological work, Branch of Kuzbass State Technical University n.a. T.F. Gorbachev (Belovo, Russia), E-mail: [email protected]
Chernyak E.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Directing Theatrical Performances and Celebrations, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russia), E-mail: [email protected]
Belov V.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Special Disciplines, Kuzbass State Technical University (Belovo, Russia), E-mail: [email protected]
THE METHOD OF PROJECTS IN PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN VOCATIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS. In the article, the authors raise a problem of effectiveness of the process of education in professional educational organizations, which is important for civil society and the rule of law. The necessity to revise the forms and types of the educational process in the patriotic direction in order to bring them into line with the socio-psychological qualities of modern adolescents and youth is substantiated. The authors of the article focused on a promising direction - project activity, which contributes to forming students' moral qualities by acquiring experience in project interaction, allows them to develop a steady interest in research in the field of family values and interests of the motherland, history and culture of the city, district, and, of course, their future profession. Key words: project method, patriotic education, project technologies.
A.В. Григорьева, ст. специалист по учебно-методической работе филиал ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева» в г. Белово, г. Белово, E-mail: [email protected]
Е.Ф. Черняк, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», г. Кемерово, E-mail: [email protected]
B.Ф. Белов, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева» в г. Белово, г. Белово, E-mail: [email protected]
МЕТОД ПРОЕКТОВ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье авторы поднимают важную для гражданского общества и правового государства проблему эффективности процесса воспитания в профессиональных образовательных организациях. Обоснована необходимость пересмотреть формы и виды воспитательного процесса по патриотическому направлению, чтобы привести их в соответствие с социально-психологическими характеристиками личности современных подростков и молодежи. Основное внимание авторы статьи уделили перспективному направлению - проектной деятельности, которая способствует формированию у обучающихся нравственных качеств путем приобретения опыта проектного взаимодействия, позволяет выработать устойчивый интерес к исследованиям в области семейных ценностей и интересов Родины, истории и культуры города, района, Отечества и, конечно, своей будущей профессии. Ключевые слова: метод проектов, патриотического воспитание, проектные технологии.
Важным фактором и необходимым условием для защиты национальных интересов в России является такое важное нравственное чувство, как патриотизм.
Актуальность проблемы развития системы патриотического воспитания, которая в России ранее имела проверенные временем прочные традиции, заключается в необходимости ее оптимизации, соответствующей требованиям времени.
Это подтверждает и принятый в России с 1 января 2021 года в рамках национального проекта «Образование» федеральной проект «Патриотическое воспитание», который нацелен на функционирование системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации и обеспечение совершенствования воспитательной работы в образовательных организациях, организацию и проведение патриотических мероприятий и т.д. В рамках данного проекта предполагается вовлечение к 2025 году 25% граждан Российской Федерации в систему патриотического воспитания [1].
Цель нашей статьи - на примере реализации конкретных творческих проектов раскрыть проблематику влияния этого метода на процесс патриотического воспитания обучающихся в организациях профессионального образования.
Нами были сформулированы следующие задачи исследования: определить особенности использования программ по патриотическому воспитанию детей и молодежи в организациях профессионального образования; изучить принципы эффективного внедрения проектных технологий в процесс патриотического воспитания; выявить методики патриотического воспитания, усовершенствования традиционных форм и технологий.
Теоретическая база исследования: такие ученые, как Е.П. Белозерцев, A.B. Беляев, М.В. Богуславский, А.Н. Вырщиков, К.С. Гаджиев, О.С. Газман, Ф.Б. Горелик, И.А. Ильин, В.А. Кобылянский, K.M. Никонов, ГИ. Школьник и др. в своих исследованиях по патриотическому воспитанию рассматривают цели, задачи и содержание патриотического воспитания, подтверждают потребность в разработке общенациональных проектов по вопросам патриотизма в современной России.
Научная новизна исследования заключается в обосновании эффективности создания и применения метода проектов как способа повышения эффективности патриотического воспитания в организациях профессионального обучения.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования предложенных творческих проектов по созданию методически грамотных и эффективных программ воспитания.
Существует необходимость установления направлений воспитательной деятельности, соединяющих в социокультурном пространстве профессиональных образовательных учреждений инновации и традиционные направления, которые были уже сформированы.
Мурзина И.Я. при рассмотрении ряда воспитательных стратегий уделяет внимание двум противостоящим направлениям. Она указывает: «Первый вектор предполагает, что воспитание должно воспроизводить уже наработанные в истории педагогики формы и методы воздействия. Второй вектор требует искать новые решения, создавая инновационные «воспитательные продукты» [2, с. 160]. Сложность состоит в установлении направлений воспитательной деятельности, соединяющих в социокультурном пространстве профессиональных образовательных учреждений инновации и традиционные направления, которые были уже сформированы.
Представляет интерес вывод Волкова С.С. о том, что элементом патриотической позиции является «неформальное отношение личности к государству, обществу, народу, стране» [3, с. 155].
Это отношение должно регулироваться следующими условиями:
- приоритет над интересами личности имеют интересы государства;
- у каждого народа есть свои традиции, которые обусловлены социальными, экономическими и географическими условиями проживания;
- народ обладает определенной индифферентной наивностью, которая часто используется для формирования новых убеждений и иного [3].
Современные исследования (В.В. Гузеев, В.С. Лазарев, Е.А. Пеньковских, Н.О. Яковлева и др.) рассматривают своеобразие метода проекта и средства его использования в современной системе высшего и среднего образования.
Следует отметить, что метод проектов в современной педагогической науке - это личностно ориентированные технологии воспитания и обучения, интегрирующие в себе групповые методы, проблемный подход, презентативные, рефлексивные, поисковые, исследовательские и иные методики.
Проектная деятельность способствует формированию у обучающихся нравственных качеств путем приобретения опыта проектного взаимодействия, позволяет выработать устойчивый интерес к исследованиям в области семейных ценностей и интересов Родины, истории и культуры города, района, Отечества.
Попова Т.А. считает проектную деятельность инновационной, «поскольку она предполагает преобразование реальности. Проектная деятельность призвана осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции, что даст возможность обеспечить высокую конкурентоспособность специалисту» [4, с. 254].
По масштабности проекты делятся на следующие виды: монопроект, муль-типроект, мегапроект. Такое деление обусловлено размерами данного проекта, количеством участников и степенью его значимости.
Каждый из проектов проходит ряд этапов в своем развитии. Цикл его жизни определяется совокупностью этапов от замысла и основной идеи до ее практической реализации.
Кравец Е.А. считает социальное проектирование педагогической технологией XXI века, «предусматривающей умение адаптироваться в стремительно изменяющемся окружающем мире» [5, с. 35].
Афиногенов О.С. выделял необходимые требования к организации процесса проектирования: существование положительной мотивации педагога и его положительный опыт проектирования; организация комфортных условий для осуществления процесса проектирования; мониторинг деятельности по осуществлению проекта [6, с. 8].
Метод проектов должен быть ориентирован на самостоятельную работу в течение определенного временного отрезка. Результаты выполненных проектов всегда «осязаемы». Любая теоретическая проблема представляет конкретное решение, а практическая задача - продукт, который готов к использованию в реальной жизни. В этом воспитательный потенциал проектного метода.
Патриотическое воспитание следует рассматривать как педагогический процесс организации деятельности личности по освоению не только социально-политического, но и социально-культурного и морально-этического опыта, базирующийся на нравственном, волевом и когнитивном уровнях и отражающий эмоционально-чувственный аспект
Учащаяся молодежь имеет огромный интеллектуальный потенциал и в то же время присущие возрасту ценностные ориентации и социальные проблемы.
Нами был сформирован и в течение 4 лет осуществлен в Беловском политехническом техникуме ряд проектов, посвященных историческим, природным и культурным особенностям родного края: разработан маршрут экскурсии по улицам родного поселка; сценарий встречи с интересными людьми поселка и т.д. Были организованы проекты, посвященные миру семьи, культурным и нравственным нормам: выставки «Одежда наших предков» и «Семейные реликвии»; эссе «Традиции нашей семьи» и другие.
Формой обобщения знаний об уникальных природных достопримечательностях и исторически значимых объектах поселка стал социально-культурный проект «Край, в котором я живу». Ребята сами формировали состав проектных групп, выбирали конкретные направления: «Уникальные места Кузбасса», «Легенды Кузбасса», «Памятники моего города» и др. Группы самостоятельно разрабатывали содержание проектного продукта и форму его презентации.
Нами был проведен опрос 50 обучающихся в Беловском политехническом техникуме, касающийся различных сторон определения и проявления патриотизма. Чтобы проследить динамику изменений отношений учащейся молодежи к понятию «патриотизм», опрос был проведен в два этапа. В сентябре 2017 года мы опросили первокурсников. По итогам опроса был скорректирован план работы по патриотическому воспитанию. В июне 2021 года мы повторили опрос теперь уже выпускников техникума. Итоги опроса показали следующие результаты работы по повышению эффективности патриотического воспитания учащейся молодежи в профессиональной образовательной организации средствами проектной деятельности.
На первый вопрос (Патриотизм - это...») были предложены следующие варианты ответов: любовь к своей стране; любовь к народу; любовь к близким и своей семье; прославление побед Родины; любовь к городу или поселку, в котором ты живешь; гордость за свою страну; патриотизм сейчас теряет свое значение.
Если на первом курсе лишь 4% обучающихся ответили, что это любовь к родному городу или поселку, то на четвертом курсе так ответили уже 24%. Объяснить это можно тем, что ребята в рамках работы по патриотическому воспитанию техникума больше узнавали об истории поселка и его людях, знаменательных датах. На четвертом курсе значительно большее количество студентов считают, что патриотизм - это прославление побед Родины. К четвертому курсу только 10% обучающихся считают, что патриотизм сейчас теряет свое значение, на первом курсе таких обучающихся было 36%.
«Что влияет на развитие патриотических ценностей?» - при ответе на этот вопрос были предложены варианты: конкурсы и фестивали патриотической направленности; игры военно-спортивной тематики; выставки и встречи с ветеранами Великой Отечественной войны или участниками локальных войн. В ответах обучающихся первого и четвертого курсов изменения были незначительные, и обучающиеся отдали предпочтение всем этим формам.
«За последние 2-3 года принимали ли Вы участие в мероприятиях военно-патриотической направленности?» - ответы обучающихся на вопрос показали эффективность воспитательного процесса по патриотическому воспитанию. Так, довольно часто или регулярно принимали участие в мероприятиях военно-патриотической направленности на первом курсе 4% обучающихся, на четвертом курсе - 34%; неоднократно принимали участие на первом курсе 18% обучающихся, на четвертом курсе - 52%; очень редко - на первом курсе 52% , на четвертом курсе - 8%; не участвовали в мероприятиях военно-патриотической направленности на первом курсе 26% обучающихся, а на четвертом курсе - только 6%.
«Чем Вы как гражданин своей страны гордитесь?» - отвечая на этот вопрос, обучающиеся на первом курсе и после завершения обучения выбрали Победу в Великой Отечественной войне; историю страны, богатое культурное наследие.
Для нас были важны ответы обучающихся на следующий вопрос: «Что требуется для возрождения патриотизма в нашей стране?». Обучающиеся первого
и четвертого курсов считают, что необходимо добиться изменения отношения к понятию «патриотизм» и процессу воспитания в СМИ и сети Интернет Студенты объяснили свой выбор тем, что верят репортажам, публикациям и сюжетам в средствах массовой информации, которые не способствуют формированию чувства патриотизма и гражданской ответственности.
Наиболее распространенными формами проектной деятельности в техникуме стали выставки, спортивные игры, экскурсионные маршруты, путешествия, путеводители, сценарии праздника и др. И если первокурсники являются лишь участниками проектов, то старшекурсники, обучающиеся в профессиональных образовательных организациях, как правило, уже самостоятельно работают над социально-культурными проектами.
Тельманова А.С. считает, что «разработка проектов должна включать вычленение и формулирование проблемы, определение проектной идеи, последовательная разработка проектного замысла и реализация проекта» [7, с. 201].
Содержание проектной деятельности старшекурсников отличается более глубоким изучением проблем и интересными формами проектной деятельности, в которой используются возможности социально-культурной среды и разнообразные виды творческой деятельности обучающихся. Следует отметить, что проекты способны ориентировать обучающихся не только на изучение темы, но и создавать конкретный образовательный продукт через выполнение исследовательской, познавательной или конструкторской работы. Тему проекта они могут выбрать самостоятельно, учитывая рекомендации педагога.
Наиболее любопытными направлениями проектной деятельности студентов профессиональных образовательных организаций мы считаем следующие:
- создание музейных комнат (уголков) государственных символов России, области, города;
- развитие традиций образовательного учреждения (летописи, музеи истории, информационные стенды об известных выпускниках и др.);
- разработка подарочных изданий «Я - гражданин России», «Я живу в Кузбассе»;
- веб-разработки патриотической направленности;
- разработка и проведение военно-исторического веб-квеста;
- разработка сценария и проведение уроков мужества для студентов младших курсов или школьников;
- разработка положения конкурса по флористике «Цветы Победы» и проведение этого конкурса.
Одним из направлений работы является участие молодежи во всероссийских проектах. Так, в 2020 году завершил работу фестиваль молодежных патриотических и социальных проектов «Живая история», в котором приняли участие обучающиеся в политехническом техникуме.
Также Всероссийский конкурс творческих работ «Взывает память в книгах о войне» вызвал большой интерес и стал потенциалом для размышления на тему мужества и долга, осмысления прочитанной публицистики и литературы патриотической направленности. Обучающиеся представляли на конкурс одно из произведений, высказывали свое мнение о книге и аргументировали его. Тем самым они не только оценивали литературный текст, но рассуждали о его гражданском и духовно-нравственном содержании.
Библиотекой Беловского политехнического техникума была подготовлена экспозиция художественных произведений о Великой Отечественной войне, объединенных общей проблематикой с учетом возрастных особенностей читателей.
Преимущества проектных технологий описывала Шевцова М.М.: «...во-первых, они выступают средством комплексного и поэтапного решения задач воспитания, образования и развития личности молодого человека в современном социуме; во-вторых, способствуют формированию самостоятельности и ответственности студенческой молодежи; в-третьих, направлены на развитие их интеллектуально-творческих, аналитических и коммуникативных способностей; в-четвертых, помогают формированию важных социально значимых качеств и свойств личности и др.» [9, с. 121].
Хотелось бы отметить, что необходимо совершенствование работы по патриотическому воспитанию молодежи в условиях профессиональных образовательных организаций, внедрение современных технологий, которые учитывали бы изменения в современном обществе. По мнению Шевцовой М.М., эти технологии способны формировать умение защищать свою гражданскую позицию, мыслить самостоятельно [8].
Таким образом, результаты исследования позволяют нам сделать следующие выводы: проектная деятельность является отличным инструментом развития у обучающихся ценностей как основы воспитания гражданина и патриота нашей страны, позволяет формировать активную жизненную позицию и необходимые нравственные качества: самостоятельность, инициативность, ответственность. Работая над проектами, обучающиеся задействуют свои интеллект и опыт, чувства и эмоции, волевые и нравственные качества.
Перспективы исследования вопроса представляются в разработке инновационных технологий воспитательного процесса методом проектов, чтобы привести их в соответствие с социально-психологическими особенностями современной учащейся молодежи в условиях обновления современной системы российского образования.
Библиографический список
1. Федеральный проект «Патриотическое воспитание». Available at: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot
2. Мурзина И.Я., Казакова С.В. Перспективные направления патриотического воспитания. Образование и наука. 2019; Т. 21, № 2: 155 - 175.
3. Волков С.С. Критерии патриотизма в России. Военная мысль. 2019; Выпуск 2: 146 - 157.
4. Попова Т. А. Проектная деятельность: варианты в образовательном пространстве. Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке и практике. 2020; Выпуск 1: 307 - 311.
5. Кравец Е.А., Филонова Я.Ю. Проектная деятельность как один из методов патриотического воспитания. Инновации и эксперимент в школе. 2015; Выпуск 3: 35 - 43.
6. Афиногенов О.С. Педагогическое проектирование и его особенности. Педагогика: вчера, сегодня, завтра. 2019; Т. 2, № 1: 4 - 15.
7. Тельманова А.С. Социально-культурные условия реализации междисциплинарных проектов в образовательном процессе организаций высшего образования в сфере культуры. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019; Выпуск 46: 194 - 206.
8. Шевцова М.М. Проектные технологии в патриотическом воспитании студентов: некоторые аспекты личностного развития. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016; Выпуск 4: 284 - 288.
9. Шевцова М.М. Проектные технологии в патриотическом воспитании студентов: эффективная реализация. Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2016; Выпуск 6: 119 - 125.
References
1. Federal'nyj proekt «Patrioticheskoe vospitanie». Available at: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot
2. Murzina I.Ya., Kazakova S.V. Perspektivnye napravleniya patrioticheskogo vospitaniya. Obrazovanie inauka. 2019; T. 21, № 2: 155 - 175.
3. Volkov S.S. Kriterii patriotizma v Rossii. Voennaya mysl'. 2019; Vypusk 2: 146 - 157.
4. Popova T.A. Proektnaya deyatel'nost': varianty v obrazovatel'nom prostranstve. Mezhpokolencheskie otnosheniya: sovremennyj diskurs i strategicheskie vybory v psihologo-pedagogicheskoj nauke i praktike. 2020; Vypusk 1: 307 - 311.
5. Kravec E.A., Filonova Ya.Yu. Proektnaya deyatel'nost' kak odin iz metodov patrioticheskogo vospitaniya. Innovaciii 'eksperiment vshkole. 2015; Vypusk 3: 35 - 43.
6. Afinogenov O.S. Pedagogicheskoe proektirovanie i ego osobennosti. Pedagogika: vchera, segodnya, zavtra. 2019; T. 2, № 1: 4 - 15.
7. Tel'manova A.S. Social'no-kul'turnye usloviya realizacii mezhdisciplinarnyh proektov v obrazovatel'nom processe organizacij vysshego obrazovaniya v sfere kul'tury. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2019; Vypusk 46: 194 - 206.
8. Shevcova M.M. Proektnye tehnologii v patrioticheskom vospitanii studentov: nekotorye aspekty lichnostnogo razvitiya. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2016; Vypusk 4: 284 - 288.
9. Shevcova M.M. Proektnye tehnologii v patrioticheskom vospitanii studentov: 'effektivnaya realizaciya. Sovremennyeobrazovatel'nyetehnologiivmirovomuchebno-vospitatel'nom prostranstve. 2016; Vypusk 6: 119 - 125.
Статья поступила в редакцию 23.12.21
УДК 373
Zakharova L.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Ulyanovsk State Pedagogical University n.a. I.N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia), E-mail: [email protected]
Maydankina N.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Ulyanovsk State Pedagogical University n.a. I.N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia), E-mail: [email protected]
Chibisova T.A., senior teacher, Ulyanovsk State Pedagogical University n.a. I.N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia), E-mail: [email protected] Zakharova V.S., postgraduate, Department of Preschool and Elementary General Education, Ulyanovsk State Pedagogical University n.a. I.N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia), E-mail: [email protected]
PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER: SOCIOCULTURAL CHALLENGES. Modern conditions for the development of the society actualize various aspects of the educational process in the field of intercultural interaction, digitalization of education, educational activities, physical and mental health. The researchers define sociocultural challenges as factors that stimulate personal and professional development of teachers, their desire for innovation. The data presented in the field of the formation of the level of communicative tolerance among preschool teachers, the level of proficiency in digital technologies showed their insufficient competence and readiness to respond to socio-cultural challenges, which makes it possible to strengthen the general cultural and technological aspects of professional development and personal growth of teachers. Particular attention is paid to maintaining the activity of preschool teachers in their striving for self-improvement by participating in competitive movements and associations.
Key words: socio-cultural challenges, competence, personal development, vocational training, preschool education.
Л.М. Захарова, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «УлГПУ имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск, E-mail: [email protected] Н.Ю. Майданкина, канд. пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «УлГПУ имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск, E-mail: [email protected] Т.А. Чибисова, ст. преп., ФГБОУ ВО «УлГПУ имениИ.Н. Ульянова», г. Ульяновск, E-mail: [email protected] В.С. Захарова, аспирант, ФГБОУ ВО «УлГПУ имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск, E-mail: [email protected]
ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ВЫЗОВЫ
Современные условия развития нашего общества актуализируют разные аспекты образовательного процесса в области межкультурного взаимодействия, цифровизации образования, воспитательной деятельности, физического и психического здоровья. Социокультурные вызовы определяются нами как факторы, стимулирующие личностное и профессиональное развитие педагогов, их стремление к инновационной деятельности. Приведенные данные в области сформированности у педагогов дошкольного образования уровня коммуникативной толерантности, уровня владения цифровыми технологиями показали их недостаточную компетентность и готовность к реагированию на социокультурные вызовы, что позволяет усиливать общекультурные и технологические аспекты профессионального развития и личностного роста педагогов. Особое внимание уделяется поддержанию активности педагогов дошкольного образования в стремлении к самосовершенствованию участию в конкурсных движениях и ассоциациях.
Ключевые слова: социокультурные вызовы, компетентность, личностное развитие, профессиональная подготовка, дошкольное образование.
Актуальность данного исследования определяется меняющейся социокультурной ситуацией взросления ребенка, теми факторами, нововведениями, которые входят в нашу жизнь и определяют содержание образовательной деятельности. Перед педагогами дошкольных организаций возникает проблема их готовности к реализации инноваций, связанных с цифровизацией общества, установления межкультурного диалога в разных плоскостях (на межрегиональном, российском и международном уровнях), проектированием образовательной среды взросления с учетом новых реалий. Все это актуализирует проблему личностного и профессионального развития педагога в современных условиях.
Развитие нашего общества во многом определяет направленность изменений в системе образования, в способах и содержании подготовки будущих педагогов. Авторы статьи как представители научной школы «Ребенок и общества» занимаются изучением разных аспектов заявленной проблемы, исследуя возможности образовательной практики в развитии общекультурного и профессионального уровня педагога, в обосновании и проектировании новых технологий воспитания детей дошкольного возраста. В статье представлены обобщенные данные проводимых исследований и намечены перспективы по совершенствованию профессиональной подготовки будущих и работающих педагогов дошкольного