УДК 377
Шевцова Маргарита Михайловна
Кемеровский коммунально-строительный техникум им. В.И. Заузелкова
ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ
В статье рассматривается актуальность патриотического воспитания с учетом современных требований, предъявляемых к качественной подготовке специалистов, в том числе и будущих педагогов, получающих образование в профессиональных образовательных организациях. Раскрываются возможности проектных технологий в патриотическом воспитании студентов. Автором дается характеристика эффективности проектных технологий с точки зрения имеющегося у них инновационного потенциала, направленного на повышение статуса патриотического воспитания в образовательных организациях, на личностное развитие студентов, на совершенствование организации образовательной деятельности системы образования, включая уровень среднего профессионального образования, посредством внедрения проектных технологий как одной из новых инновационных форм.
Представлены результаты исследования по использованию проектных технологий в процессе изучения студентами учебных дисциплин. Автор рассматривает это на примере освоения учебной дисциплины «Искусство (мировая художественная культура)», на основе сравнительного анализа нормативно-правовых документов, контент-анализа содержания учебной дисциплины «Мировая художественная культура» и результатов практического опыта автора.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, проектные технологии, инновационный потенциал проектных технологий, учебный проект, личностное развитие студентов, будущие педагоги, учебная дисциплина «Искусство (мировая художественная культура)».
В современных условиях патриотическое воспитание является стержневым компонентом компетентностного становления специалистов, включая будущих педагогов, получающих образование в профессиональных образовательных организациях (далее - ПОО). Выступая базовой характеристикой мировоззренческой составляющей личности будущего педагога, этот вид воспитания не только напрямую предопределяет содержание подготовки будущих педагогов в ПОО, но и требует создания и развития определенной системы, состоящей из двух взаимосвязанных аспектов - личностного и профессионального. Личностный аспект - это собственно патриотическое воспитание обучающихся как граждан Российского государства, воспитание истинных патриотов своей малой Родины. Профессиональный - это качественная подготовка студентов как будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций и учителей начальных классов к осуществлению патриотического воспитания обучающихся и воспитанников, готовящая их к эффективной самостоятельной педагогической деятельности и оказывающая дополнительное воспитательное воздействие на их личностное развитие.
Патриотическое воспитание, на наш взгляд, выступает системообразующим компонентом всей системы воспитания, являясь постоянным фактором стабильности этой системы. В связи с этим, патриотическое воспитание рассматривается нами не только как многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность органов государственной власти, общественных объединений и организаций, институтов общества по формированию у молодого поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, но, и, как систематическая и целе-
направленная деятельность отдельных субъектов патриотического воспитания. Поэтому патриотическое воспитание в ПОО рассматривается нами как целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и студентов, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических взглядов и убеждений, уважительного отношения к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям, эмоционально окрашенного стремления служить интересам Родины, проявляющимся в готовности личности к практическим патриотическим действиям.
Для совершенствования и инновационного развития системы патриотического воспитания молодого поколения сегодня необходимо внедрение эффективных технологий, среди которых определенное место занимают проектные технологии, обладающие инновационным потенциалом, способным повысить статус патриотического воспитания в образовательных организациях. «Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать» - совершенно справедливо замечают А.П. Марков и Г.М. Бирженюк [2, с. 4].
Авторы среди объектов проектирования выделяют педагогические технологии, которые могут комбинироваться с различными видами проектной деятельности и давать новые варианты специализированных технологий. «По объекту проектирование может быть социальным (создание моделей общественных явлений, социальных институтов, новых форм социального устройства и общественной жизни, разработка систем управления, законов и т. д.); педагогическим (создание моделей и об-
286
Вестник КГУ ^ 2016
© Шевцова М.М., 2016
разов идеального человека в рамках этических и педагогических систем, самопроектирование личностью своего развития); инженерным (проектирование «второй природы» из материала «первой») и др.» [2, с. 5].
Проектные технологии - это педагогические технологии, ориентированные не столько на интеграцию фактических знаний, сколько на их применение и приобретение новых знаний путем самоорганизации, самообразования и саморазвития студентов.
Проектные технологии, имеют свои преимущества с точки зрения их эффективности:
- во-первых, выступают средством комплексного и поэтапного решения задач воспитания, образования и развития личности студента в современном социуме;
- во-вторых, способствуют формированию самостоятельности и ответственности студентов при осуществлении ими выбора и защиты собственной нравственной и гражданской позиции;
- в-третьих, направлены на развитие интеллектуально-творческих, аналитических и коммуникативных способностей студентов, позволяющих анализировать возникающие проблемы и успешно ориентироваться в нестандартных условиях современной жизни;
- в-четвертых, способствуют формированию важных социально-значимых качеств и свойств личности посредством личного участия студентов в поиске и понимании социальных и духовных начал своей «малой» и «большой» Родины, народа и др.
Проектные технологии с учетом современных подходов к системе образования рассматриваются как одна из новых инновационных форм организации образовательной деятельности, включая уровень среднего профессионального образования. В подтверждение этого обратимся к требованиям федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, направленных на качественную подготовку квалифицированных специалистов, успешно осваивающих программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ), в том числе и по педагогическим специальностям. Основным результатом освоения ППССЗ является формирование общих и профессиональных компетенций. Для успешного решения этой задачи предусматривается введение такой формы организации образовательной деятельности студентов, как «Индивидуальный проект».
Следует отметить, что в ряде субъектов Российской Федерации в ПОО уже отводится определенная часть учебных часов на осуществление студентами проектной деятельности как составной части проектных технологий. Так, например, в ПОО Томской области имеется различный, положительный, заслуживающий внимания опыт применения проект-
ных технологий, как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Данный положительный опыт был представлен студентами и преподавателями из ПОО Томска и Томской области, а также преподавателями и методистами профессиональных образовательных организаций г. Старый Оскол, Красноярска, Канска, Новосибирска, Бердска, Кемерово, республики Алтай, Якутска, стран ближнего зарубежья -Казахстана в рамках работы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: «Учебно-исследовательская и проектная деятельность как фактор формирования профессиональных компетенций», проходившей 18-19 ноября 2015 г. в ОГБПОУ «Томский коммунально-строительный техникум» [1].
В Кемеровской области целенаправленно работу в этом направлении планируют начать с сентября 2016 года. В связи с этим авторским коллективом педагогических работников ПОО Кемеровской области, в состав которого, как один из составителей, вошел и автор данной статьи, при активном содействии и руководстве ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» подготовлены методические рекомендации: «Организация деятельности обучающихся профессиональных образовательных организаций по выполнению индивидуального проекта» [3]. Данные рекомендации адресованы обучающимся, преподавателям общеобразовательных дисциплин, методистам и руководителям профессиональных образовательных организаций.
Следует заметить, что студенты могут выполнять не только индивидуальные проекты, но они могут также реализовывать их и в группе, и коллективно.
Индивидуальный проект - это учебный проект. Рассматривая основные характеристики учебного проекта, отметим, что учебный проект - это деятельность, выполняемая студентами в рамках одной или нескольких учебных дисциплин с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, сформировать способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность [3].
В своей педагогической деятельности современные педагоги используют разнообразные учебные проекты: от проекта, рассчитанного на один урок, до проекта, используемого при изучении целого раздела или материала дисциплины всего учебного года; от мини-проектов, используемых для изучения конкретных предметных тем, до проектов, построенных на использовании межпредметных связей и междисциплинарного подхода.
В патриотическом воспитании студентов проектные технологии могут наиболее эффективно реализовываться как в процессе учебной, так
и внеучебной деятельности. Ранее нами уже рассматривались образовательные возможности ряда учебных дисциплин общеобразовательной и профессиональной подготовки, изучающихся в ПОО, в содержании которых заложены проблемы патриотического воспитания студентов [10]. Выявленные имеющиеся образовательные возможности в содержании рассмотренных учебных дисциплин для осуществления патриотического воспитания студентов показали, что таковыми обладают практически все дисциплины, также, как и возможностями для применения проектных технологий патриотической направленности.
В рамках данной публикации остановимся более подробно на результатах исследования с опорой на содержание учебной дисциплины «Искусство (мировая художественная культура) (МХК)», как обладающей огромным потенциалом в патриотическом воспитании студентов, являющегося нравственной основой личностного развития, и проектных технологий, помогающих этот потенциал применять.
Исследование, проведенное на базе государственного профессионального образовательного учреждения «Кемеровский педагогический колледж» (ГПОУ КемПК), позволило сделать вывод, что именно использование проектных технологий, применяемых в процессе изучения различных учебных дисциплин, в том числе и МХК, целенаправленно способствует личностному развитию каждого студента.
В ряде статей автором уже частично рассматривались возможности МХК в патриотическом воспитании обучающихся [9], методические аспекты работы с терминами и понятиями в ходе изучения данной дисциплины [8], а также отдельные вопросы, касающиеся организации контроля и оценки качества знаний обучающихся на уроках МХК [4].
Однако, как свидетельствует практический опыт, в настоящее время наблюдается тенденция вытеснения МХК не только из образовательного процесса ПОО, но и в целом из системы среднего (общего) образования. Пересмотр современных учебных планов ПОО, связанный с изменением часов, отводимых на учебные дисциплины и «выводом» отдельных дисциплин из учебного плана, ставит под сомнение возможность дальнейшего преподавания МХК не только для будущих педагогов, но и для специалистов других специальностей гуманитарного профиля. В настоящее же время данная дисциплина пока остается в учебных планах ПОО.
По нашему мнению, при подготовке будущих педагогов это не только не второстепенная, а самая стержневая и приоритетная дисциплина. Прямым подтверждением этому, на наш взгляд, является Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина «Об утверждении Основ государственной культурной политики» от 24 декабря 2014 г. № 808,
где провозглашается, что культура России является таким же ее достоянием, как и природные богатства. В документе подчеркивается, что в современном мире культура становится значимым ресурсом социально-экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение России в мире. При этом культура «наделяется» функцией сохранения, накопления и передачи новым поколениям духовного опыта нации, обеспечения единства многонационального народа России, воспитания чувства патриотизма и национальной гордости, укрепления авторитета нашей страны на международной арене [7]. И еще один ключевой аспект на который нельзя не обратить внимание при подготовке обучающихся по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование», а именно, то, что в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования четко прописано, что одной из пятью образовательных областей в развитии детей дошкольного возраста на которые должно быть направлено содержание программы является художественно-эстетическое развитие. Данная образовательная область предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [5].
Принимая во внимание все сказанное, можно с уверенностью утверждать, что дисциплина «Мировая художественная культура» выступает мощным фактором патриотического воспитания студентов, не только помогающая им понять богатство культурного наследия разных стран и эпох, но и позволяющая определить, прежде всего, место культуры родной страны в контексте мировой художественной культуры.
В подтверждение сказанному приведем, на наш взгляд, не менее важные аргументы в пользу дисциплины МХК с точки зрения ее образовательных возможностей для патриотического воспитания в ходе использования проектных технологий:
- Во-первых, программный материал, изучающийся студентами на уроках, имеет тот необходимый «нравственный» материал, те духовные, эстетические и нравственные ценности, благодаря которым студентам предоставляется возможность скорректировать собственную поведенческую модель с опорой на материалы «образа человека», «человека культуры» имеющиеся не только в оте-
288
Вестник КГУ ^ 2016
чественной, но и мировой культуре. Проиллюстрировать сказанное можно следующим примером. Изучая картины Питера Брейгеля Старшего «Слепые» и «Вавилонская башня», преподаватель без особого труда может знакомить студентов с ярко проиллюстрированными на картинах примерами повседневных социальных пороков. Тех, которые ведут к простому безразличию и равнодушию, наблюдаемых за ними людей. Возможно также проведение аналогии с людьми, не имеющими в современной жизни собственной точки зрения, не делающими собственного личностного выбора, и не желающими претворять его в повседневную жизнь. И таких ярких, жизненных, имеющих социально окрашенный контекст примеров в содержании программы данной дисциплины можно найти достаточно разнообразное количество не только при изучении творчества зарубежных художников, скульпторов, писателей, музыкантов, но и, безусловно, в богатейшем наследии отечественной культуры. И в этом тоже осуществляется патриотическое воспитание, чтобы студенты не учились гордиться своим достоянием за счет уничижения другой культуры, а учились сравнивать, уважать, восхищаться тем, что сумели сделать представители другой культуры.
- Во-вторых, данная дисциплина имеет глубокие междисциплинарные связи с такими дисциплинами как история, обществознание (включая экономику и право), основы философии, русский язык, литература, психология общения и др. Кажется что содержание разделов и тем внутри разделов рабочих программ вышеперечисленных дисциплин частично пересекается. Однако, уроки МХК имеют собственную, отличительную от других, специфику преподавания - успешное усвоение учебного материала студентами происходит при опоре на конкретные представления и образы, затрагивающие в первую очередь эмоционально-чувственную сферу, находящие «закрепление» в повседневной жизни. Так, к примеру, вызывают чувство гордости, увиденные в г. Кемерово, легко узнаваемые архитектурные элементы ордерной системы, разработанной когда-то древнегреческими архитекторами и встречающимися в оформлении Кемеровского областного драматического театра им А. В. Луначарского, музыкального театра Кузбасса им. А. Боброва, административных зданий, расположенных на площади Советов. Яркой иллюстрацией в подтверждение сказанного являются и слова студента первого курса группы № 1302, обучающегося в 2013/2014 учебном году по специальности «Преподавание в начальных классах» после увиденного им на уроке Миланского собора, выполненного в готическом стиле: «Если это не компьютерная игра или созданная программа и на самом деле сделано руками человека, то я горд, что живу на земле!». Причем это был первый яр-
кий случай, по-настоящему затронувший и увлекший данного студента. А дополнительный вопрос: «Статуя, какого единственного русского монарха установлена на Миланском соборе в числе других 3000 тысяч статуй?» заставляет всех студентов приложить все возможные усилия и вспомнить программный материал, изучаемый на уроках истории или прочитанный ими самостоятельно в дополнительных источниках.
- В-третьих, в процессе применения проектной технологии при изучении дисциплины МХК у студентов актуализируются социальные эмоции, которые тесно связываются с сопереживанием, сочувствием, состраданием, умением понять другого человека, проникнуться его горестями и радостями, открыть для себя уникальность и неповторимость мира другой личности. Это позволяет студенту прочувствовать свою сопричастность к истории и культуре Отечества, его прошлому и настоящему, и, следовательно, актуализировать чувство ответственности за будущее.
На уроках МХК в ГПОУ КемПК студенты имеют возможность выразить свое личное откровенное осознанное отношение к изучаемому материалу при помощи написания сочинений-рассуждений по заданной теме с расширенным творческим заданием, например, «О чем я задумываюсь при изучении культуры Древней Руси». Данная форма работы исключает неосознанное списывание студентами материала из опорного конспекта, учебника или ресурсов сети Интернет, так как невозможно наполнить чужими переживаниями свою персональную работу. Она помогает студентам в формировании правильного и осознанного для себя выбора духовных, нравственных, патриотических идеалов и норм [10].
Результаты анкетирования студентов КемПК, обучающихся по специальностям «Дошкольное образование», «Преподавание в начальных классах» и «Педагогика дополнительного образования», показали, что большинство студентов, приходящих в ПОО, обладают разным образовательным и культурным уровнем, не знают основные классические произведения литературы, живописи, музыки, кинематографа.
При этом для эффективности патриотического воспитания, с нашей точки зрения, не целесообразно отделять зарубежное искусство от отечественного. Главное, чтобы студенты научились и имели возможность самостоятельно на протяжении всей жизни учиться анализировать, проявлять и уметь выражать собственную гражданскую и патриотическую позицию.
Проблематика и содержание проектных технологий ориентированы на творческие потребности, интересы и потенциальные возможности студентов, включают широкий спектр видов и сфер практической деятельности, создавая условия са-
моопределения студентов. Так, по мнению В.С. Ро-тенберга, среди побудительных причин творчества не следует забывать и о бескорыстном удовольствии, доставляемом самим процессом работы... именно в творчестве проявляется уникальность потребности в поиске... - потребность в постоянном изменении самого человека [6].
Таким образом, рассмотрев возможности, которыми обладают проектные технологии с точки зрения патриотического воспитания студентов, можно сделать вывод, что их использование дает большую возможность понимать с позиции современности богатейшее культурное наследие наших предков, осознавать важность межпоколенческой общности людей. А осознание студентами собственных личностных особенностей, знаний, умений и соотнесение их с требованиями получаемой профессии в процессе применения проектных технологий способствует созданию индивидуальной траектории творческого саморазвития в рамках патриотического воспитания.
Библиографический список
1. Итоги III Всерос. науч.-практ. конф. с между-нар. участием «Учебно-исследовательская и проектная деятельность как фактор формирования профессиональных компетенций», 18-19 ноября 2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tomkst.tomsk.ru/index.php?option=com_co ntent&view=article&id=853:20151118-19-ш-&catid=84:2014-10-06-08-39-37&Itemid=310 (дата обращения: 12.07.2016).
2. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. - СПб., 1997. - 268 с.
3. Организация деятельности обучающихся профессиональных образовательных организаций по выполнению индивидуального проекта / авт.-сост.: Ю. П. Ашихмина, О.В. Белинская, А.В. Ва-фик и др. - Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2016.
4. Организация контроля и оценки качества знаний обучающихся по предметам «Изобразительное искусство» и «Мировая художественная культу-
ра» в соответствии с требованиями ФГОС общего образования: методические материалы / сост.: В.П. Новоселова, Т.Ю. Казарина, М.М. Шевцова. -Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2015. - 69 с.
5. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.docme.ru/ doc/386994/tekst-fgos (дата обращения: 12.07.2016).
6. Ротенберг В.С. Образ Я. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tests.pp.ru/library/ books/09.phtml (дата обращения: 12.07.2016).
7. Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70828330/#ixzz4EJ3HZVfl (дата обращения: 12.07.2016).
8. Шевцова М.М. Методические аспекты работы с терминами и понятиями в процессе преподавания дисциплины «Искусство» (Мировая художественная культура) // Культура детства. Формирование и совершенствование современного педагога: материалы региональной науч.-практ. конф., г. Кемерово, 24 апреля 2015 года. - Кемерово: ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж», 2015. - 238 с. - С. 87-92.
9. Шевцова М.М. Патриотическое воспитание студентов педагогического колледжа в рамках освоения дисциплины «Искусство» (Мировая художественная культура) // Культура детства. Формирование и совершенствование современного педагога: материалы региональной науч.-практ. конф., г. Кемерово, 24 апреля 2015 года. - Кемерово: ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж», 2015. - С. 130-134.
10. Шевцова М.М. Содержание учебных дисциплин в патриотическом воспитании обучающихся: образовательные возможности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - № 35. - С. 221-227.
290
Вестник КГУ _J 2016