Научная статья на тему 'Содержание учебных дисциплин в патриотическом воспитании обучающихся: образовательные возможности'

Содержание учебных дисциплин в патриотическом воспитании обучающихся: образовательные возможности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
652
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕГО ГУМАНИТАРНОГО И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА / PATRIOTIC EDUCATION / PATRIOTISM / PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS / EDUCATIONAL DISCIPLINES / EDUCATIONAL OPPORTUNITIES / EDUCATIONAL DISCIPLINES OF GENERAL EDUCATION / EDUCATIONAL DISCIPLINES OF PROFESSIONAL TRAINING / EDUCATIONAL DISCIPLINES OF GENERAL HUMANITARIAN AND SOCIO-ECONOMIC CYCLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевцова М. М.

Проблема патриотического воспитания студенческой молодежи сегодня заслуживает самого пристального внимания не только в контексте основных изменений, происходящих в экономической, политической, социально-культурной сферах российского общества, но и необходимости качественной подготовки будущих специалистов в системе среднего профессионального образования. Содержание такой подготовки определяется не столько уровнем их профессиональных знаний, умений и компетенций, сколько сформированностью нравственной основы труда, непосредственно влияющей на развитие патриотической и духовно-ценностной сфер личности. Учитывая актуальность данного вопроса, особые требования предъявляются к результативности патриотического воспитания. Его сущность в современных условиях определяется как сложный интегральный и многофакторный процесс, включающий в себя развитие целостной личности и подготовку ее к служению Отечеству праведными делами, в том числе и осуществлением на высоком уровне собственной профессиональной деятельности на благо своей Родины. Исходя из этого работу с данной возрастной категорией необходимо рассматривать как наиболее значимый период в организации патриотического воспитания. Особое внимание необходимо уделять содержанию учебных дисциплин в профессиональных образовательных учреждениях, обладающих наибольшими образовательными возможностями в осуществлении патриотического воспитания обучающихся. В статье рассматривается содержание учебных дисциплин общеобразовательной и профессиональной подготовки с точки зрения имеющихся для патриотического воспитания образовательных возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content of Educational Disciplines in Patriotic Education of Students: Educational Opportunities

Patriotic education of students at present is viewed as the most important component of quality training the future specialists in secondary professional education. The determined content of formation of moral basis of future professional activity is directly affecting spiritually-valuable sphere of a person. Given the urgency of the matter, the special requirements of patriotic education, which depends on spiritual formation of the younger generation produce introduction to the traditions and centuries-old culture of their own people, concentrated in the historical and modern experience of patriotic education. The essence of which in modern conditions is defined as a complex of integral and multifactorial process that includes the development of the whole person, through in-depth study of the spiritual life of young people, the determination of “reference points” of their inner world and prepare them to serve the Fatherland, righteous deeds, including implementation of their own high-level professional activities for the benefit of their homeland. Based on this, working with this age group should be regarded as the most significant period in the organization of patriotic education. The article presents the results of characterizing the disciplines of general education and professional training in institutions in terms of opportunities for the implementation of patriotic education of students.

Текст научной работы на тему «Содержание учебных дисциплин в патриотическом воспитании обучающихся: образовательные возможности»

7. Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/420242192 (дата обращения: 15.12.2015).

References

1. Leont'yev A.N. Deyiatel'nost'. Soznaniye. Lichnost' [Activity. Consciousness. Lichnost]. Moscow, Politizdat Publ., 1975. 304 p. (In Russ.).

2. Leytes N.S. Problema obshchikh sposobnostey v vozrastnom aspekte [Problem general abilities in the age aspect]. (In Russ.). Available at: http:// www.bimbad.ru/biblioteka/article_full.phpaid=1633.

3. Lyubimova Yu.S., Butkevich V.V. Metodika organizatsii esteticheskogo vospitaniya mladshikh shkol'nikov: uchebno-metodicheskoye posobiye dlya uchiteley nach. kl. [The methods of organization of the aesthetic education ofjjunior schoolchildren teaching aid for the teachers of primaru education]. Minsk, Pachatkovaya shkola Publ., 2008. 114 p. (In Russ.).

4. Solodova G.G., Klimova N.A. Esteticheskoye razvitiye lichnosti v vospitatel'no-obrazovatel'nom protsesse shkoly: uchebnoye posobiye [The aesthetic personality development in educational process of school: teaching aid]. Kemerovo, Kuzbassvuzizdat Publ., 2003. 45p. (In Russ.).

5. Sovremenyy slovar' po pedagogike [The modern dictionary of pedagogy]. Compiled by E.S. Rapatsevich. Minsk, Sovremennoye slovo Publ., 2001. 96 p. (In Russ.).

6. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federasii ot 1 iyunya 2012 goda № 761 "O Natsyonal'noy strategii deystviy v interesakh detey na 2012-2017 gody" [Decree of the President of the Russian Federation of june 1, 2012, no. 761 "On national action strategy for children for 2012-2017"]. (In Russ.). Available at: http://docs.cntd.ru/ document/902349880 (accessed 15.12.2015).

7. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federasii ot 24 dekabrya 2014 goda № 808 "Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy kul'turnoy politiki" [Decree of the President of the Russian Federation of Desemba, 24, 2014, no. 808 "On approval of the Fundamentals of stfte cultural policy"]. (In Russ.). Available at: http://docs.cntd.ru/document/420242192 (accessed 15.12.2015).

УДК 377

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Шевцова Маргарита Михайловна, методист, преподаватель, Кемеровский коммунально-строительный техникум им. В. И. Заузелкова, аспирант, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]

Проблема патриотического воспитания студенческой молодежи сегодня заслуживает самого пристального внимания не только в контексте основных изменений, происходящих в экономической, политической, социально-культурной сферах российского общества, но и необходимости качественной подготовки будущих специалистов в системе среднего профессионального образования. Содержание такой подготовки определяется не столько уровнем их профессиональных знаний, умений и компетенций, сколько сформированностью нравственной основы труда, непосредственно влияющей на развитие патриотической и духовно-ценностной сфер личности.

Учитывая актуальность данного вопроса, особые требования предъявляются к результативности патриотического воспитания. Его сущность в современных условиях определяется как сложный интегральный и многофакторный процесс, включающий в себя развитие целостной личности и подготовку ее к служению Отечеству праведными делами, в том числе и осуществлением на высоком уровне собственной профессиональной деятельности на благо своей Родины. Исходя из этого работу с данной возрастной категорией необходимо рассматривать как наиболее значимый период в организации патриотического воспитания.

Особое внимание необходимо уделять содержанию учебных дисциплин в профессиональных образовательных учреждениях, обладающих наибольшими образовательными возможностями в осуществлении патриотического воспитания обучающихся. В статье рассматривается содержание учебных дисциплин общеобразовательной и профессиональной подготовки с точки зрения имеющихся для патриотического воспитания образовательных возможностей.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотизм, профессиональные образовательные учреждения, учебные дисциплины, образовательные возможности, учебные дисциплины общеобразовательной подготовки, учебные дисциплины профессиональной подготовки, учебные дисциплины общего гуманитарного и социально-экономического цикла.

CONTENT OF EDUCATIONAL DISCIPLINES IN PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS: EDUCATIONAL OPPORTUNITIES

Shevtsova Margarita Mikhaylovna, Methodist, Instructor, V.I. Zauzelkov Kemerovo State Engineering College, Postgraduate, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Patriotic education of students at present is viewed as the most important component of quality training the future specialists in secondary professional education. The determined content of formation of moral basis of future professional activity is directly affecting spiritually-valuable sphere of a person.

Given the urgency of the matter, the special requirements of patriotic education, which depends on spiritual formation of the younger generation produce introduction to the traditions and centuries-old culture of their own people, concentrated in the historical and modern experience of patriotic education. The essence of which in modern conditions is defined as a complex of integral and multifactorial process that includes the development of the whole person, through in-depth study of the spiritual life of young people, the determination of "reference points" of their inner world and prepare them to serve the Fatherland, righteous deeds, including implementation of their own high-level professional activities for the benefit of their homeland. Based on this, working with this age group should be regarded as the most significant period in the organization of patriotic education.

The article presents the results of characterizing the disciplines of general education and professional training in institutions in terms of opportunities for the implementation of patriotic education of students.

Keywords: Patriotic education, patriotism, professional educational institutions, educational disciplines, educational opportunities, educational disciplines of general education, educational disciplines of professional training, educational disciplines of general humanitarian and socio-economic cycle.

В настоящее время большой интерес у преподавателей профессиональных образовательных учреждений (далее - ПОУ) вызывает использование образовательных возможностей преподаваемых ими учебных дисциплин в патриотическом воспитании обучающихся. Интерес к данной теме обусловлен событиями, происходящими в настоящее время в сфере политики, экономики, образования, культуры и национальной безопасности России и мира в целом. Данная тема вызвала активное обсуждение среди участников Всероссийской научно-практической конференции с между-

народным участием «Учебно-исследовательская и проектная деятельность как фактор формирования профессиональных компетенций», проходившей в г. Томск 18-19 ноября 2015 года. Прозвучавший от коллег вопрос о том, содержание каких учебных дисциплин, изучающихся в ПОУ, обладает наибольшими образовательными возможностями для осуществления патриотического воспитания, заставил автора статьи обратиться к данной теме.

В настоящее время, как показывает образовательная практика, мероприятия по патриотиче-

скому воспитанию молодёжи в большей степени носят массовый, обязательный характер, сводя к минимуму личное, осознанное отношение молодёжи к значимым политическим или памятным историческим событиям, исключая проявление их собственной инициативы, выражение реально действенной позиции, самостоятельный активный выбор.

В подтверждение сказанного обратимся к результатам анкетирования, в котором приняли участие 286 студентов специальностей педагогического, гуманитарного и технического профиля с 1-го по 3-й курс двух профессиональных образовательных учреждений Кемеровской области: ГПОУ «Кемеровский педагогический колледж» (КемПК) и ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В. И. Заузелкова (ККСТ). В ходе которого было выявлено, что при необходимости участия в митингах, шествиях, манифестациях, имеющих патриотическую направленность 48,63 % обучающихся пойдут на такие мероприятия по необходимости, 22,10 % -за компанию вместе с друзьями, 2,13 % - за деньги или никогда не будут принимать участие в данных мероприятиях и только 28,23 % обучающихся посетят такие мероприятия самостоятельно, по собственной инициативе, проявляя высокий уровень сознательности.

Поэтому, на наш взгляд, патриотическое воспитание необходимо осуществлять повседневно как в ходе обучения, так и воспитания. Исходя из того, что эти две сферы были и остаются ведущими сферами жизни обучающихся, как в свое время утверждал В. И. Даль: «Образование есть образование ума и образование нравственности» [9]. Уроки истории и обществознания Образование ума - это обучение, а образование нравственности - воспитание. Совместно они объединяются в образовательный процесс. Любое обучение воспитывает, и в процессе воспитания все его участники усваивают новую информацию, постигают что-то, глубже осознают и, значит, учатся.

Нас интересует учебный процесс как одно из основных направлений системы патриотического воспитания в ПОУ, в ходе которого происходит изучение обучающимися учебных дисциплин общеобразовательной и профессиональной под-

готовки. В связи с этим необходимо рассмотреть образовательные возможности ряда учебных дисциплин, знание которых позволит преподавателям полнее использовать обозначенные возможности в осуществлении патриотического воспитания обучающихся, координировать свою работу с преподавателями других учебных дисциплин, устанавливать в этих целях междисциплинарные связи.

И здесь в первую очередь необходимо расставить правильные акценты: во-первых, имеет значение личное изучение обучающимися разделов и тем той или иной учебной дисциплины, что дает возможность формирования опыта персонифицированного отношения к изучаемому учебному материалу; во-вторых, содержание каждой учебной дисциплины адресно и излагается преподавателем с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого обучающегося, уровнем имеющихся у него знаний; в-третьих, возможность преподавателем осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие на обучающихся посредством организации на уроках познавательного дискуссионного аудиторного общения; в-четвертых, практически все учебные дисциплины, изучающиеся в ПОУ, имеют достаточные образовательные возможности для патриотического воспитания. И, наконец, в-пятых, философские основы содержания учебных дисциплин дают возможность обусловливать отбор основного учебного материала, раскрывающего перед обучающимися целостную картину мира, осмысливать его общечеловеческое гуманитарное содержание и обеспечивать методологической базой практическую деятельность преподавателя.

Безусловно, особое место в патриотическом воспитании обучающихся занимают учебные дисциплины общеобразовательной и профессиональной подготовки. В структуре общеобразовательной подготовки необходимо выделить такие дисциплины, как «География», «Иностранный язык», «Физическая культура», «Искусство (Мировая художественная культура)» (далее -«МХК»), «Обществознание (включая «Экономику» и «Право»), «Русский язык», «Литература». В структуре профессиональной подготовки, в первую очередь, важно выделить дисциплины общего гуманитарного и социально-экономического цикла, среди которых: «Основы философии», «Психология общения», «История», «Иностран-

ный язык», «Русский язык» и «Культура речи», «Литература» и «Физическая культура».

Так, сравнительный анализ учебных планов по специальностям 44.02.01 «Дошкольное образование» и 40.02.01 «Право и социальное обеспечение» (профессиональные образовательные учреждения: КемПК и ККСТ) позволил отметить следующее. Во-первых, без сомнения, образовательные возможности содержатся в дисциплинах общеобразовательной подготовки, в базовых дисциплинах - «Иностранный язык», «Обще-ствознание» (включая «Экономику» и «Право»), «География», «МХК», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности» и профильных дисциплинах - «Русский язык», «Литература», «История». Во-вторых, дисциплины профессиональной подготовки и, в частности, дисциплины общего гуманитарного и социально-экономического цикла тоже обладают такими образовательными возможностями. Так, например, среди дисциплин данного цикла на специальности «Право и социальное обеспечение» в ККСТ можно выделить основы философии, историю, иностранный язык, русский язык и культуру речи, физическую культуру, а на специальности «Дошкольное образование» в КемПК - «Основы философии», «Психологию общения», «Историю», «Иностранный язык», «Русский язык» и «Культуру речи», «Литературу», «Физическую культуру».

Мы не ставим своей целью в рамках данной публикации рассмотреть образовательные возможности всех изучаемых учебных дисциплин для организации патриотического воспитания по указанным специальностям, а остановимся лишь на таких дисциплинах, как «История», «География», «МХК», «Литература», «Русский язык».

Современное патриотическое воспитание определяется как процесс, реализующий сплав научных знаний о человеке в мире Родины, опыта, человеческой культуры, народной мудрости. Если один из этих компонентов не учитывать, воспитание становится неизбежно ущербным [6]. Исходя из этого содержание учебной дисциплины «История» позволяет использовать в полной мере все обозначенные компоненты в организации патриотического воспитания обучающихся.

На уроках истории преподаватели дают обучающимся различные версии исторических событий России, развивая у них интерес к истори-

ческому прошлому своей Отчизны, воспитывая тем самым чувство гордости за свой народ и свою историю.

Помимо этого содержание данной учебной дисциплины влияет на мотивы поведения студентов, на воспитание их нравственных качеств. Вовлечение студентов к нравственной оценке тех или иных исторических и политических событий, явлений и действий людей представляет собой своеобразный вид социальной практики - педагогически моделируемую в реальных условиях общественно значимую задачу, участие в решении которой формирует у обучающихся социальную компетентность и опыт конструктивного общественно значимого поведения. «История» - одна из немногих учебных дисциплин, формирующих интерес студентов к духовному и культурному наследию Отечества, включающему трудовые дела предшествующих поколений, боевые события и ратные подвиги народа в мирное время. Изучение истории приобщает молодых людей к общечеловеческим ценностям, к осмыслению самой сути понятия патриотизм. При этом студент является не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом поиска ответов на сложные вопросы истории и современности. Оказать помощь в этом поиске может анализ исторического опыта, накопленного предыдущими поколениями. Обучение, воспитание и развитие молодого человека в сложном контексте межнациональных отношений помогает выработать объективное научное понимание всех составляющих патриотизма, проникнутых гуманистической идеей, направленной на уважение к людям вне зависимости от их этнической принадлежности и вероисповедания, что является особенно актуальным в настоящее время в свете последних международных событий.

Специфика преподавания учебной дисциплины «МХК» заключается в том, что студенты успешно усваивают учебный материал, при опоре на конкретные представления и образы, иначе теряется его понимание, принятие, осмысление. Патриотическому воспитанию студентов при этом способствует изучение содержания культуры российского народа в рамках освоения тем, предусмотренных программой: «Древняя Русь», «Барокко», «Неоклассицизм, ампир», «Реализм», «Имперессионизм, символизм, постимпрессионизм», «Модернизм, постмодернизм», «Совре-

менная художественная культура». Изучая данные темы, обучающиеся знакомятся не только с творчеством выдающихся зарубежных художников, скульпторов, композиторов, литераторов, но и отечественных мастеров своего дела, внесших серьезный вклад не только в российскую, но и мировую культуру. Так, на уроках «МХК» в КемПК обучающиеся имеют возможность выразить свое личное откровенное отношение к изучаемому материалу при помощи написания сочинения-рассуждения по заданной теме с расширенным творческим заданием, например, «О чем я задумываюсь при изучении культуры Древней Руси». Данная форма работы не только исключает бездумное списывание обучающимися материала из опорного конспекта, учебника или ресурсов сети Интернет, так как невозможно наполнить чужими переживаниями свою персональную работу, но и, безусловно, помогает обучающимся в формировании правильного и осознанного для себя выбора духовных, нравственных, патриотических идеалов и норм.

Сердцевину патриотического опыта каждого человека составляют его ценностные переживания. Ими держится внутренняя цельность личности, обладающей неповторимым духовным обликом и стилем жизни [6]. С этих позиций содержание учебной дисциплины «Литература» выигрышно в плане патриотического воспитания, тем, что оно способствует приобретению ценностных переживаний, побуждает к нравственному разговору преподавателя и студентов о непростых проблемах современной жизни в ходе размышления о сложных судьбах героев изучаемых художественных произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле - вечных нравственных категориях. Предмет «Литература» М. Горький когда-то назвал предметом человековедения, а А. Твардовский уроки литературы, русской словесности определил, как уроки нравственного прозрения [10].

Современное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Изучение студентами литературы в КемПК и ККСТ предполагает регулярное чтение и осмысление текстов произведений, постижение своеобразия творческой личности писателей и их литературного наследия. Формирование эстетическо-

го идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших духовно-нравственных качеств развитой личности.

Во все времена литература играла ведущую роль в формировании мировоззрения человека, в становлении его личности. Настоящая, подлинная литература способна изменить человека, «заложить» в него высшие ценности любви, добра и красоты. Оценивая состояние общества ещё в первой половине XIX века, Белинский В. Г. говорил, что в «российской действительности только в одной литературе, несмотря на татарскую цензуру, есть ещё жизнь и движение вперёд» [8]. Д. С. Лихачёв в своих работах не раз отмечал, что «литература, созданная русским народом, - это не только его богатство, но и нравственная сила, которая помогает народу во всех тяжёлых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался. К этому нравственному началу мы всегда можем обращаться за духовной помощью» [7].

Рассмотрим образовательные возможности в содержании учебной дисциплины «Русский язык» в плане патриотического воспитания обучающихся. Изучая дисциплину «Русский язык», студенты знакомятся с отечественной культурой своего народа посредством русского языка. Происходит расширение их национальной памяти о том, что выделяет данный народ в ряду других, ограждает человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Красноречивее любых слов будут слова А. Н. Толстого, сказанные им в отношении русского языка: «Русский язык! Тысячелетиями создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего» [2].

Таким образом, в процессе освоения обучающимися системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений следует учитывать возможности формирования гуманистического мировоззрения обучающихся, этической культуры, способности к межличностному и межкультурному диалогу. Предметы филологического цикла

предоставляют обучающимся образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяют их собственный позитивный социальный опыт.

Уникальность содержания учебной дисциплины «География» и ее образовательные возможности в патриотическом воспитании заключаются в том, что данная дисциплина одновременно исследует проблемы окружающей среды и общества; рассматривая общество и природную среду во взаимосвязи. В процессе обучения у молодых людей есть все предпосылки для формирования эмоционально-ценностного отношения, прежде всего, к человеку, его жизни и здоровью, Родине, природе, труду, знаниям, составляющими сердцевину патриотического опыта любого человека. Названные ценности являются равнозначными и ключевыми в патриотическом воспитании студентов. Как утверждали немецкие философы и естествоиспытатели, личность ускоряет свое взросление, познавая природу и осознавая в процессе ее понимания ответственность перед ней и обществом. Данная мысль актуальна в современных условиях, так как человек, являясь одновременно и социальным, и биологическим существом, не всегда ощущает себя частью природных экосистем, зачастую совершая поступки, направленные на нарушение равновесия в природе, не

осознавая, что выбор между добром и злом -это не только географическая проблема, но и проблема личного нравственного выбора.

Завершая характеристику учебных дисциплин, изучаемых в ПОУ, хотелось бы еще раз обратить внимание на необходимость рассматривать их содержание с точки зрения образовательных возможностей, которыми они обладают для организации патриотического воспитания обучающихся. Испытывать чувство гордости за Россию, понимать ее, можно лишь тогда, когда прочувствуешь красоту русской природы, изучая географию, литературу, русский язык, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю своего народа, благодаря учебной дисциплине «История», оценишь величие архитектурных ансамблей и монастырей, послушав знаменитые ростовские звоны и прикоснувшись сердцем к прекрасным творениям русского народа, познакомишься с ними в ходе изучения учебной дисциплины «Искусство (МХК)».

Таким образом, в современных условиях преподаватель обязан не только формировать знания, умения и компетенции по преподаваемой им учебной дисциплине, но и максимально раскрывать и использовать содержательный, воспитательный и развивающий потенциал своей дисциплины для осуществления патриотического воспитания.

Литература

1. Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе: моногр. - Волгоград: Авторское перо, 2006. - 172 с.

2. Высказывания выдающихся писателей о русском языке [Электронный ресурс]. - URL: // http://www.stihi. ru/2014/05/13/8066.

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс]. - URL: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml (дата обращения 04.01.2015).

4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162016 годы» (Проект) [Электронный ресурс]. - URL: http://gospatriotprogramma.ru/programma%202016-2020/ proekt/proekt.php (дата обращения: 08.02.2016).

5. Кусмарцев М. Б., Левченко Т. В. Инновационная среда патриотического воспитания в учреждении дополнительного образования: проектирование и организация: моногр. - Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2014. - 150 с.

6. Левченко Т. В. Традиции российского казачества - духовный ресурс патриотического воспитания детей и молодёжи: науч.-метод. изд. - Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2013. - 117 с.

7. Лихачёв Д. С. Раздумья о России. - СПб.: Logos, 1999. - 142 с.

8. Письмо Белинского к Гоголю [Электронный ресурс]. - URL: http://az.lib.rU/b/belinskij_w_g/text_0040.shtm (дата обращения: 12.04.2015).

9. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий [Электронный ресурс]: в 2 т. - М.: Народное образование, 2005. - Т. 1. - 556 с. - URL: http://stavcvr.ru/metod-kopilka/Г.%20Селевко_Энциклопедия%20образо-вательных%20технологий%20(1%20том)^Г

10. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. - URL: http://nsportal.ru/user/91859/page/ o-mnogom-hochetsya-skazat.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.