Воспитание и социализация личности
Сведения для цитирования: Валахов, Е. Б. Дистанционное воспитание: ориентиры, направления, опыт реализации / Е. Б. Валахов, И. Ю. Холодкова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 4 (28). — С. 83-88.
УДК 371+377 ББК 74.200:74.57
ДИСТАНЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ: ОРИЕНТИРЫ, НАПРАВЛЕНИЯ, ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ
Е. Б. Валахов, И. Ю.Холодкова
Целью представленной статьи является анализ влияния новой социально-технологической культуры на систему воспитания, а также обоснование выбора ориентиров системы дистанционного воспитания в рамках процесса профессионального образования. Материалом для исследования послужили труды известных ученых и специалистов, изучающих вопросы воспитания, профессиональной педагогики, психологии. Авторы, занимая в вопросах классификации направлений воспитания позицию Белгородской научной школы, представляют опыт организации дистанционного воспитания в ПОО. Проведя анализ проделанной работы, авторы указывают на эффективность организованной в ГБПОУ «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева» системы дистанционного воспитания, позволяющей обучающимся не только проявить свои лучшие качества, но и удовлетворить потребности в личностном саморазвитии.
Ключевые слова: воспитательная система, дистанционные технологии образования, информационная культура, проектный подход.
Система образования до последнего времени оставалась самой консервативной областью человеческой деятельности. Однако взаимовлияние информационных технологий, биотехнологий, нанотехнологий и когнитивных наук изменило способы, которыми фиксируется, создается и транслируется знание. Мобильность, доступность интернета, активная оцифровка окружающей реальности привели к избыточному накоплению сведений и готовых решений. Сегодня перед педагогической общественностью стоит задача поиска новых технологий внутри образовательной системы, способных оказать существенное влияние на
четыре базовых процесса: обучение, воспитание, самообучение, самовоспитание.
В этих условиях необходимо четко понимать, что функция управления траекторией развития обучающегося должна оставаться за педагогом, а интернет-ресурсы призваны служить инструментом достижения поставленной педагогом цели. Согласно теории, разработанной Жаном Пиаже, на стадии личностного развития (15-18 лет) формируются навыки, позволяющие обучающимся осмысливать нравственные проблемы, а также размышлять о будущем [1]. Следовательно, основополагающей задачей педагогического коллектива является создание
воспитательной системы, базирующейся на традиционном социально-психологическом укладе, нормах отношений и деятельности, позволяющей обучающимся не только проявить свои лучшие качества, но и удовлетворить потребности в личностном и профессиональном саморазвитии.
Нормативной базой реализации системы воспитания в образовательной организации послужили: Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, национальный проект «Образование», ФГОС СПО, ценности корпоративных культур предприятий-партнеров (ПАО «ЧТПЗ», АО «Первый хлебокомбинат» и т. д.).
В методологическую основу воспитательной системы в дистанционной форме легли идеи воспитания коллективом А. С. Макаренко, А. В. Луначарского, трудового воспитания Н. К. Крупской. Основные концепты поведенческого подхода социального психолога Д. Мак-Грегора позволили: объединять обучающихся вокруг общих идей и целей; создавать контенты, удовлетворяющие интересам и творческим потребностям обучающихся; стимулировать коммуникативные связи между педагогами, обучающимися, семьями; повышать индивидуальную ответственность каждого за выкладываемую в интернет-пространство информацию [2].
Определившись с основными теоретическими положениями, творческая группа Челябинского государственного промышленно-гуманитарно-го техникума им. А. В Яковлева произвела оценку ресурсного обеспечения проекта, выбрала удобные для работы интернет-сервисы и подготовила методические рекомендации по использованию официального интернет-сайта профессиональной образовательной организации в воспитательной работе. При анализе ресурсного обеспечения определялись как количественные показатели (включающие численность персональных компьютеров, ноутбуков, ГГ-специалистов), так и качественные (характеризующие современные телекоммуникационные технологии, профессиональную компетентность педагогов, психологов, социальных работников, методистов, педагогов-организаторов, работника музея, библиотекаря). Ресурсный анализ показал, что образовательная организация в полной мере обеспечена ресурсами для реализации проекта по дистанционному воспитанию, однако необходимо провести курс обучения для педагогического состава и обучающихся по работе с выбранными интернет-сервисами. Данную работу успешно осуществили ответственные по направлениям воспитания.
Процесс организации системы дистанционного воспитания носил проектный характер, так как образовательная организация была ограничена во времени и ресурсах, а на выходе получила нестандартный продукт в виде сформированного в виртуальной реальности сообщества обучающихся, педагогов, родителей, социальных партнеров, объединенных общей целью обеспечения индивидуальной воспитательной траектории каждому обучающемуся в соответствии с его личностными интересами [3].
Обучающиеся были вовлечены в различные виды деятельности по следующим направлениям: гражданско-патриотическое, спортивное и здоровьесберегающее, культурно-творческое, профессионально ориентирующее, экологическое [4]. Наиболее эффективными методами дистанционной воспитательной работы оказались: метод коллективных творческих дел, метод проектов, интернет-конкурсы.
Реализация проекта началась с создания в социальной сети «ВКонтакте» группы «Мир увлечений ЧГПГТ им. А. В. Яковлева». На рисунке 1 представлена динамика участия обучающихся (в процентах) в воспитательной работе по направлениям и уровням.
Так, в рамках патриотического воспитания в целях развития у обучающихся чувства уважения и благодарности за великий подвиг, совершенный народами нашей страны, было реализовано 27 проектов, среди которых «История Великой Победы в истории моей семьи», «Бессмертный полк онлайн», проект «Жить», фестиваль «Память стучится в сердцах», литературные конкурсы чтецов, Всероссийская акция «Окна Победы» и др.
Одним из приоритетных направлений дистанционного воспитания является здоровьесбе-режение. Под лозунгом «Сохрани здоровье!» дистанционно проводились классные часы по профилактике коронавирусной инфекции; для сохранения психического и физического здоровья обучающихся, преподавателей и родителей педагоги физического воспитания, руководители секций, психологи, кураторы проводили беседы, физкультминутки; размещались ссылки на сайты, помогающие во время дистанционного образования сохранить зрение, повысить свою физическую активность. Преподаватели физического воспитания организовали онлайн-соревнования по гиревому спорту, шахматам, шашкам, по количеству отжиманий (для девочек).
Профессионально ориентирующее направление дистанционного воспитания включало управление и организацию трудового воспитания
Рис. 1. Динамика участия обучающихся (в процентах) в воспитательной работе
по направлениям и уровням
обучающихся. Были сформированы группы волонтеров, которые приняли участие в областном проекте по формированию продуктовых наборов для поддержки граждан, попавших в сложную жизненную ситуацию (потерявших источник дохода). Обучающиеся с энтузиазмом участвовали в проекте «Виртуозы моей профессии», выкладывая в социальные сети видео-мастер-классы поваров, кулинаров, парикмахеров, каменщиков, автомехаников, тем самым задавая себе ориентиры в профессиональном самоопределении и росте. Многие снимали свои ролики по карвингу, кулинарии.
В период пандемии в общежитиях техникума вынужденно проживали обучающихся (сироты и граждане других стран). Данной категории лиц психологи, кураторы, воспитатели уделили особое внимание, вовлекая их в творческую и трудовую деятельность. Регулярно выходили на онлайн-беседы, помогая справиться со страхами, одиночеством и отрезанностью от друзей, коллектива. Ребята участвовали в квестах, конкурсах, опросах. Так было реализовано направление социализации студентов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В рамках культурно-творческого воспитания был организован проект «Поделись снимками счастливого детства», фотоконкурс «Я и моя семья». Данный конкурс имел большой семейный резонанс не только среди обучающихся, но и среди преподавателей. Оказалось, что многие
семьи либо давно, либо вообще никогда не делали семейные фото. Благодаря этому проекту 68 семей поделились сделанными фото.
Инициаторами многих реализованных социальных проектов были сами обучающиеся. Так, проект студентки первого курса «Стоит ли жить в мобильном телефоне?» заставил многих пересмотреть картину мира, сравнить свои взгляды с другими, сделать выводы и поделиться ими. Таким образом, не прекращалась самая трудная воспитательная работа — работа над собой.
Задуматься о своих взглядах на жизнь помогло участие обучающихся в международной программе «Тетрадка Дружбы», региональным представителем которой является заместитель директора по воспитательной работе И. Ю. Хо-лодкова. Принимая во внимание важность сохранения межпоколенческих связей, «Тетрадка Дружбы» способствует укреплению института семьи и объединению детей, педагогов и родителей общими интересами и совместным участием в конкурсах и мероприятиях [5]. Дружба без границ создает инклюзивное пространство в техникуме, стирая грани между различными категориями обучающихся.
К Всемирному дню окружающей среды был организован интернет-конкурс рисунков. Размещая свои творческие работы в социальных сетях, ребята ставили цель привлечь внимание к проблемам окружающей среды, а также стимулировать
интерес и деятельность обучающихся, направленные на охрану окружающей среды.
В дистанционный формат воспитания были включены и работодатели. Так, представители ПАО «ЧТПЗ» провели в режиме онлайн-кон-ференции торжественное вручение красных дипломов выпускникам техникума. С поздравлениями и пожеланиями выступили: акционер Группы ЧТПЗ, сопредседатель Фонда развития трубной промышленности А. И. Комаров, управляющий директор ПАО «ЧТПЗ» Е. В. Губанов. Общее напутственное слово в форме видеоролика выпускники получили и от педагогического коллектива техникума.
Для подведения итогов полученного опыта воспитательной работы в дистанционном фор-
мате мы провели анкетирование педагогического коллектива и обучающихся. Тестирование показало, что хорошо адаптировались к этой форме 65 % педагогов, у 35 % педагогического состава данная форма работы вызвала затруднения, связанные с освоением новых интернет-сервисов, сложностью решаемых дистанционно проблем воспитания. Продолжать использовать элементы дистанционного воспитания в своей работе в дальнейшем согласились 57,5 % педагогов; 3,8 % отметили, что дистанционное воспитание неэффективно и возвращаться к нему не следует.
На рисунке 2 показан охват обучающихся дистанционной системой воспитания в техникуме по выделенным ранее направлениям.
Рис. 2. Охват обучающихся ГБПОУ «ЧГПГТим. А. В. Яковлева» дистанционной системой воспитания
Внедренный проект дистанционного воспитания не оставил никого из участников равнодушным, а значит, и обучающиеся, и родители, и педагоги перевели в свой жизненный опыт культурные ценностные установки, которые послужат опорой в их дальнейшей деятельности.
Анализируя проделанную работу, выделим следующие положительные аспекты:
1) поднялся авторитет классных руководителей;
2) через дистанционное воспитание произошло усиление контроля над дистанционным обучением;
3) созданы различные сетевые сообщества обучающихся, родителей, преподавателей;
4) были получены положительные отзывы родителей.
К недостаткам можно отнести:
1) отсутствие живого контакта, который играет большую роль в социализации личности;
2) высокую утомляемость от работы за ПК;
3) недостаточную обеспеченность персональными компьютерами.
Подводя итоги, следует отметить перспективы развития системы дистанционного воспитания в образовательной организации:
1) необходимо использовать элементы дистанционного воспитания в дальнейшем;
2) включить в план воспитательной работы на 2020/21 учебный год элементы дистанционного воспитания;
3) улучшить материально-техническое оснащение образовательной организации;
4) запланировать обучение педагогического коллектива и обучающихся, связанное с использованием различных образовательных платформ.
Библиографический список
1. Пиаже, Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. — Санкт-Петербург : Питер, 2004. — 192 с. — (Серия «Психология-классика»).
2. Шелдрейк, Дж. Дуглас Мак-Грегор и человеческая сторона предприятия / Дж. Шелд-рейк // Социальная психология : хрестоматия / сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — Москва : Аспект Пресс, 2008. — С. 258-262.
3. Национальный проект «Образование» : [утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16)]. — URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 25.09.2020).
4. Сташкевич, И. Р. Стандарт среднего профессионального образования как ориентир в воспитательной работе / И. Р. Сташкевич, Е. О. Малова // Мир науки, культуры, образования. — 2020. — № 2 (81). — URL: https://cyberlenmka.m/artide/n/standar"t-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-kak-orientir-v-vospitatelnoy-rabote (дата обращения: 25.09.2020).
5. Тетрадка Дружбы.. Главная практико-образовательная площадка в сфере инклюзии. — URL: https://tetradka.org.ru/ (дата обращения: 03.09.2020).
For citation: Valakhov E. B. Distance education: guidelines, directions, implementation experience / E. B. Valakhov, I. Yu. Kholodkova // Innovative development of vocational education. — 2020. — № 4 (28). — P. 83-88.
DISTANCE EDUCATION: GUIDELINES, DIRECTIONS, IMPLEMENTATION EXPERIENCE
E. B. Valakhov, I. Yu. Kholodkova
The purpose of the presented article is to analyze the influence of the new socio-technological culture on the education system, as well as to substantiate the choice of guidelines for the distance education system in the framework of the vocational education process.
The material for the study was the works of famous scientists and specialists studying issues of education, professional pedagogy, and psychology. The authors, taking the position of the Belgorod scientific school in the classification of educational directions, present the experience of organizing distance education in VEO.
The authors, after have analyzed the work, point to the effectiveness of the distance education system in Chelyabinsk State Industrial and Humanitarian College named after A. V. Yakovlev, which allows students not only to show their best qualities, but also to satisfy the needs for personal self-development.
Key words: educational system, distance education technologies, information culture, project approach.
References
1. Piaget J. Psihologija intellekta [Psychology of intellect]. St. Petersburg: Peter, 2004, 192 p. (In Russian)
2. Sheldrake J. Mak-Gregor i chelovecheskaja storona predprijatija [Douglas McGregor and the human side of the enterprise]. Belinskaya E. P., Tikhomandritskaya O. A. (ed.) Social'naja psihologija: hrestomatija [Social psychology, chrestomathy]. Moscow, Aspect Press, 2008, pp. 258262. (In Russian)
3. National project "Education" [approved. by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects (Minutes of December 24, 2018 No. 16)], available at: https://edu.gov.ru/national-project (accessed: 25.09.2020). (In Russian)
4. Stashkevich I. R., Malova E. O. Standart srednego professional'nogo obrazovanija kak orientir v vospitatel'noj rabote [The standard of secondary vocational education as a guideline in educational work], Mir nauki, kul'tury, obrazovanija [World of science, culture, education], 2020, No. 2 (81), available at: https://cyberleninka.ru/article/n/standart-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-kak-orientir-v-vospitatelnoy-rabote (accessed: 25.09.2020). (In Russian)
5. Tetradka Druzhby. Glavnaja praktiko-obrazovatel'naja ploshhadka v sfere inkljuzii [Notebook of Friendship. The main practice and educational platform in the field of inclusion], available at: https:// tetradka.org.ru/ (accessed: 03.09.2020). (In Russian)
Валахов Евгений Борисович, директор ГБПОУ «Челябинский государственный промыш-ленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева», г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Холодкова Ирина Юрьевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГБПОУ «Челябинский государственный промыш-ленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева», г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Valakhov Evgeniy Borisovich, Director, Chelyabinsk State Industrial and Humanitarian College named after A. V. Yakovlev, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Kholodkova Irina Yuryevna, Deputy Director for Teaching and Educational Work, Chelyabinsk State Industrial and Humanitarian College named after A. V. Yakovlev, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Гревцева, Г. Я. Роль рефлексивной деятельности в развитии патриотизма профессионально ориентированной направленности у студентов / Г. Я. Гревцева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 4 (28). — С. 88-93.
УДК 371 ББК 74.200
РОЛЬ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ПАТРИОТИЗМА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ
Г. Я. Гоевцева
Статья освещает вопросы воспитания патриотизма профессионально ориентированной направленности у студентов образовательных организаций. Указаны работы ученых, посвященные патриотическому воспитанию и рефлексивной деятельности, выделяются эффективные методы и приемы рефлексивной деятельности как условия формирования гражданско-патриотической позиции студентов. Особое значение придается личностно ориентированному образованию и деятельностному подходу в процессе воспитания профессиональной гордости и выполнения профессионального долга. Выделяются социально-средовые, психолого-педагогические условия, содействующие воспитанию рефлексирующего специалиста с гражданско-патриотической позицией.
Ключевые слова: личность, патриотизм, профессиональная гордость, рефлексия, рефлексивная деятельность, методы и приемы рефлексивной деятельности.
Проблема патриотического воспитания личности активно изучается разными науками. Особенно эта проблема обострилась в нашей стране в условиях возрастания внешних угроз, дефицита духовности, усиления националистических тенденций, необходимости упрочения традиций патриотизма. Современные социальные условия требуют воспитания гражданина-патриота, готового выполнять свой профессиональный долг с высокой степенью ответственности и активной гражданско-патриотической позицией, понимая стремление к высшей степени профессионализма как проявление личного патриотизма во благо страны.
Вопросам воспитания патриотизма посвящено немало исследований, раскрывающих различные аспекты данной проблемы: работы философов (А. А. Крупник, Н. П. Лу-зик и др.), социологов (Д. В. Лопуха, В. В. Су-лимин и др.), педагогов (И. В. Ипполитова, М. Ю. Корнилова, И. В. Кузьмина, Т. Р. Лыкова, Ф. Е. Попов, Н. М. Снопко, М. Н. Хромова, М. В. Циулина и др.).
Представляют интерес научные работы (Б. Б. Гармаева, М. Б. Кусмарцева, Л. А. Мельникова, Л. А. Саенко, П. Е. Суслова, Ж. Г. Хи-мич и др.), посвященные профессиональному патриотизму.