Список литературы:
1. Петрухина О.А. Готовность студентов к обучению по индивидуальному образовательному маршруту [Электронный ресурс] / Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». - 2016. -Режим доступа: http://www.science-education.ru/.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. № 858 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 180107.05 Моторист судовой» [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал ГАРАНТ. РУ - 2016. - Режим доступа: http://www.garant.ru/.
3. Сысоев П.В. Обучение по индивидуальной траектории / П.В. Сысоев // Язык и культура. - 2013. - № 4 (24). - С. 121-131.
4. Морева Н.А. Технологии профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Морева. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский дом «Академия», 2009. - 432 с.
5. Зеер Э.Ф. Становление личностно ориентированного образования / Э.Ф. Зеер // Образование и наука: Изв. Уральского научно-образовательного центра РАО. - 1999. -№ 1. - С. 112-122.
ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ: ЭФФЕКТИВНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ
© Шевцова М.М.1
Кемеровский коммунально-строительный техникум им. В.И. Заузелкова,
г. Кемерово
В современных условиях патриотическое воспитание является определяющим для становления будущих специалистов, получающих образование в профессиональных образовательных организациях. Для совершенствования и инновационного развития системы патриотического воспитания необходимы эффективные технологии, одной из которых являются проектные технологии.
Ключевые слова патриотизм, патриотическое воспитание, студенческая молодежь, эффективные технологии, проектные технологии, метод проектов, проект.
На сегодняшний день закончилось действие уже третьей стратегической в своем плане Государственной программы «Патриотическое воспитание
1 Методист, аспирант 2-го года очной формы обучения кафедры Педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры».
граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.». Итогом реализации 3-х Государственных программ стало углубление в массовом сознании граждан понимания российского патриотизма - духовного ориентира и важнейшего ресурса развития современного российского общества [1, 2]. Подтверждением этому служит утвержденная в настоящее время, аналогичная программа на 2016-2020 гг., являющаяся логическим продолжением ранее принятых государственных программ.
Необходимо отметить, что в тексте проекта данной программы, предложенного ранее для широкого обсуждения, акцент был сделан на невысокую эффективность применяемых в настоящее время формах и методах в воспитательном процессе, направленных на повышение роли российского патриотизма, и как следствие - не высокие темпы инновационного развития российского государства. Исходя из этого, необходимые инновационные параметры общественного развития ставят перед российской системой патриотического воспитания задачу корректировки целей, задач, содержания, форм, методов и конечно технологий при осуществлении патриотического воспитания [4]. В тексте уже утвержденного на сегодняшний день документа говорится о дальнейшем совершенствовании и развитии уже зарекомен-доваших себя форм и методов патриотического воспитания. И конечно, при ориентации на все социальные слои и возрастные группы граждан приоритет патриотического воспитания сохраняется в отношении детей и молодежи [3].
Тем не менее, в обществе обозначилась очевидная тенденция сокращения количества людей, способных воспринимать ценности патриотизма [4]. Проведенное нами анкетирование студентов двух профессиональных образовательных организаций (ПОО) г. Кемерово: ГПОУ «Кемеровский педагогический колледж» (КемПК) и ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» им. В.И. Заузелкова (ККСТ) подтверждает сказанное выше. В ходе анкетного опроса мы предложили студентам самим оценить свой уровень патриотизма, отметив его вертикальной чертой на шкале от 0 до 100 %, где 0 % это безразличие, а 100 % Высокий патриотизм, определив для себя, что деления от 0 % до 25 % мы отнесем к низкому уровню патриотизма, деления от 25 % до 70 % составят средний его уровень и деления от 70 % до 100 % включительно будет составлять высокий уровень патриотизма.
Если сравнивать результаты анкетирования отдельно по каждой из этих организаций, то получается, что в ККСТ всего лишь 10,30 % студентов оценили свой уровень патриотизма как низкий; при этом 59,79% студентов оценили свой уровень патриотизма как средний; и только лишь 28,89 % студентов оценили свой уровень патриотизма как высокий. Результаты анкетирования в КемПК показали несколько отличные от ККСТ картину, так всего лишь 6,59 % студентов КемПК оценили свой уровень патриотизма как низкий; но при том, 47,71 % студентов оценили свой уровень патриотизма как средний; и близкий к этому показатель - 45,68 % студентов оценили свой уровень патриотизма как высокий.
Анализ результатов анкетирования двух ПОО позволил нам предположить, что всего лишь 7,82 % студентов оценили свой уровень патриотизма как низкий; при этом 51,70 % студентов оценили свой уровень патриотизма как средний и 40,47 % студентов оценили свой уровень патриотизма как высокий. Видно, что больший процент составляет количество студентов со средним уровнем патриотизма. Несмотря на то, что студенты преимущественно выбрали средний уровень патриотизма, ответы, даваемые ими на другие вопросы, позволяющие также оценить уровень патриотизма, например, инициативное участие в общественно-полезном труде, добровольное участие в митингах, шествиях, манифестациях, ношение символики и ряд других, показывают, что не все студенты на самом деле подтверждают выбранный ими уровень патриотизма как средний.
Все это диктует необходимость совершенствования и прорывного развития системы патриотического воспитания студенческой молодежи, и в этих условиях, на наш взгляд, необходим поиск эффективных технологий, своевременно учитывающих современные социальные реалии и геополитические ситуации в мире. По нашему мнению, данные технологии должны быть направлены не только на создание в целом условий для национального возрождения России как великой державы [6], но и на формирование у каждого молодого человека умения ориентироваться в нестандартных условиях современной жизни, анализировать возникающие проблемы, проявляя при этом самостоятельность и ответственность в выборе и защите собственной нравственной и гражданской позиции, ежедневно определяясь с решением жизненно важных вопросов.
Такой эффективностью, по нашему убеждению, обладают проектные технологии, имеющие все необходимые для этого преимущества: во-первых, они выступают средством комплексного и поэтапного решения задач воспитания, образования и развития личности молодого человека в современном социуме; во-вторых, способствуют формированию самостоятельности и ответственности студенческой молодежи; в-третьих, направлены на развитие их интеллектуально-творческих, аналитических и коммуникативных способностей; в-четвертых, помогают формированию важных социально-значимых качеств и свойств личности и др.
В связи с этим, обратимся к понятию «проектные технологии». На сегодняшний день известно множество определений дидактического понятия «метод проекта» (МП) / проектная методика. Его понимают как технологию (Е.С. Полат), педагогическую в том числе (И. Чечель); как метод обучения (А.Н. Щукин, Э.Г. Азимов); как способ организации самостоятельной деятельности обучающихся (З.Х. Ботамева) и др.
В современной дидактике проектное обучение рассматривается как основа авторизованного образования (Н.Н. Халаджан), контекстного обучения (А.А. Вербицкий), эвристики (А.В. Хуторской, В.Г. Табачковский). При этом
отечественные исследователи В.В. Гузеев, М.В. Кларин, Д.Г. Левитес, Е.С. Полат, И.Д. Чечель рассматривают проектное обучение как целостную технологию обучения, способствующую овладению обучающимися методологическими знаниями, умениями и навыками самообразования; как средство развития их способностей, исследовательских умений, необходимых социальных навыков и т.д.
При этом, материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который можно определить как самостоятельно принимаемое студентами развернутое решение на основе составления обоснованного плана действий, формируемого и уточняемого на протяжении всего периода выполнения проекта по какой-либо проблеме социального, духовно-нравственного, исторического, научно-исследовательского, материального и других аспектов, характера.
Патриотическое воспитание - это не только многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность органов государственной власти, общественных объединений и организаций, институтов общества по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству, но, и, систематическая и целенаправленная деятельность отдельных субъектов патриотического воспитания по формированию и развитию социально-значимых ценностей молодежи, чувства их гражданского долга в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях.
Исходя из этого, проектные технологии, на наш взгляд, предоставляют студентам возможность максимально углубить понимание жизни «малой родины» - самого близкого для молодого человека, по мнению Д.В. Григорьева и его коллег, и интуитивно понятного социального контекста того места, в котором он живет - городской (сельской, поселковой) жизни [5]. Как показывает практика, этот социальный контекст, в современных условиях, будучи самым близким, воспринимается молодыми людьми весьма поверхностно. По мнению уже упоминаемого Д.В. Григорьева и его коллег, понимание жизни «малой родины» возможно при участии молодых людей в проблемно-ценностных дискуссиях [5], а мы полагаем, что как раз проектные технологии предоставляют молодым людям необходимый опыт практической деятельности для выбора такого личностно окрашенного социального контекста, и проявления неподдельного практического интереса к особым местам своего города (села, поселка), а далее в целом страны - России. В этом случае речь идет о формировании при помощи проектных технологий способностей у студентов самоопределяться на основе смысловых ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, начиная от выбора темы и идеи проекта, заканчивая его практической реализацией.
При этом, основная ценность проектов и состоит в том, что они ориентируют студентов не на простое изучение темы, а на создание конкретного
образовательного продукта посредством выполнения ими индивидуально или в группах за определённое время познавательной, исследовательской, конструкторской или иной работы на тему, которую они выбирают самостоятельно с учётом рекомендаций, даваемых преподавателем.
Образовательный проект преследует цели освоения предметного материала, является способом углубления понимания, восстановления смыслового контекста по отношению к изучаемым предметным знаниям. Это также способ включения студентов - через систему учебных заданий, имеющих практический компонент.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающий с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Эффективность проекта как раз в том и заключается, что мы изначально не даем студентам ничего готового, а предлагаем возможность действовать самим, реализуя право выбора первого шага, хода, темы и даже цели проекта.
На сегодняшний день в различных регионах Российской Федерации преподаватели профессиональных образовательных организаций проявляют интерес к возможностям проектных технологий, включая их в свой образовательный процесс по различным причинам и для формирования необходимой мотивации студентов к обучению по той или иной специальности (профессии) и для закрепления и углубления профессиональных знаний, умений и навыков и для практического освоения студентами необходимых общих и профессиональных компетенций. Ярким примером такого профессионального интереса и практической значимости является проведение в ноябре 2015 г. в ОГБПОУ «Томский коммунально-строительный техникум» Всероссийской научно-практической конференции с Международным участием по теме «Учебно-исследовательская и проектная деятельность как фактор формирования профессиональных компетенций». Организаторы данной конференции собрали в своих стенах представителей не только Сибирского Федерального округа - педагогов из Томска, Красноярска, Новосибирска, Кемерово, республики Алтай, но и представителей других регионов России -Якутска, а также стран ближнего зарубежья - Казахстана. Как показал данный опыт, сегодня студентам предоставляется возможность широкого выбора при работе над различными проектами. Они могут применить свои знания, умения и способности в работе над историческими, краеведческими, экологическими, информационными, социологическими, творческими проектами, а также имеющими немаловажное значение и набирающими большую популярность, благотворительными проектами, занимаясь волонтерской и общественной деятельностью. В ходе работы над каждым из таких проектов, по нашим наблюдениям, студенты получают все необходимые
знания, умения и практический опыт, направленные на становление полноценного гражданина общества, патриота своей страны.
Мы же все-таки, делая акцент на эффективности проектных технологий именно в патриотическом воспитании, хотим обратиться к примерам реализации проектов в практике педагогической деятельности профессиональных образовательных организаций г. Кемерово. Так в ГПОУ «Кемеровский коммунально--строительный техникум» им. В.И. Заузелкова реализуются различные проекты в рамках патриотического воспитания студентов, связанные в первую очередь, с обращением к личному опыту каждого молодого человека. Такой опыт, безусловно, дает возможность студенту быть не только личным участником происходящих событий, но, и, прежде всего, направлен на расширение его социокультурного опыта, проявляющегося в формировании индивидуального патриотически наполненного отношения к происходящим ключевым событиям истории и современности.
Одним из ярких примеров реализации такого проекта является совместный проект студентов и преподавателей «Я помню! Я горжусь!». Преподаватель истории и обществознания Т.С. Калугина и заведующий библиотекой Л.Н. Воеводина, вдохновленные в 2014 г. идеей Бессмертного полка - акцией первоначально зародившейся в г. Томске, предложили студентам и сотрудникам техникума сделать сборник воспоминаний о родственниках -ветеранах Великой Отечественной войны. Ключевой идеей данного проекта является исследование родословных семей и сохранение исторической памяти участия родственников студентов, преподавателей и сотрудников техникума в Великой Отечественной войне. Студенты и сотрудники техникума осуществляли поиск информации о своих родственниках - участниках, ветеранах Великой Отечественной войны. Собирали фотоматериалы, делали запросы в архивы, работали со своими семейными архивами, беседовали с родственниками. В процессе сбора материалов, участники узнавали новые факты о военном прошлом своих родных и близких, что укрепляло духовную связь между людьми разных поколений и вызывало чувство гордости за их жизненный путь.
Сборник включает в себя три раздела: в первом разделе о своих прадедах-ветеранах рассказывают их правнуки, во втором - внуки, а в третьем -дети ветеранов. При этом материал сборника является важнейшим источником для подготовки преподавателей и студентов к урокам истории, посвященных Великой Отечественной войне; проведению классных часов, уроков города, внеклассных мероприятий по темам патриотического воспитания. Данный сборник принимал участие в областном конкурсе «Библиотекарь - профессия творческая» в номинации «Год ветеранов - год Великой Победы в Кузбассе», проводимой Департаментов образования и науки Кемеровской области, и получил Диплом победителя.
Завершая рассмотрение проблемы эффективной реализации проектных технологий в патриотическом воспитании студентов, необходимо еще раз
отметить актуальность данной темы и ее перспективность в реализации практической деятельности ПОО.
Список литературы:
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы» // Воспитание школьников. - 2006. - № 2. - С. 2-7.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml (дата обращения: 04.01.2015).
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.orthedu.ru/obraz/14526-gosudarstvennaya-programma-pat-rioticheskoe-vospitanie-grazhdan-rossiyskoy-federacii-na-2016-2020-gody.html.
4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Проект) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://gospatriotprogramma.ru/programma%202016-2020/ proekt/proekt.php (дата обращения: 08.02.2016).
5. Григорьев Д.В., Хижнякова Е.В., Андрюшков А.А., Гуревич А.В. Инновационные воспитательные технологии, обеспечивающие становление российской идентичности школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://kriro.ru/upload/docs/Proekti/Modernizacia obshego obrazovania/ FGOS_NO_OOO/Григорьев Д.В. иннов.восп.технологии.pdf.
6. Патриотическое воспитание сегодня. Анализ, проблемы, перспективы / М-во образования и науки Российской Федерации, ООО «Соврем. образ. концепции»: авт-сост. Е.А. Бондаренко, О.Г. Петрова. - М.: АС-Траст, 2009. -240 с.