Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРОЕКТ / РЕСУРСЫ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PROJECT TECHNOLOGIES / PROJECT-BASED LEARNING / PROJECT / RESOURCES / PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевцова Маргарита Михайловна

Рассматривается необходимость применения проектной технологии в процессе подготовки педагогов в профессиональных образовательных организациях. Дана характеристика проектной технологии, исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, работающему с воспитанниками и учащимися на ступенях дошкольного и начального общего образования, в том числе призванному осуществлять их патриотическое воспитание. Представлено обоснование ресурсов проектной технологии в процессе подготовки будущих педагогов. Приводится пример проекта, разработанного будущими педагогами для воспитанников дошкольных образовательных организаций с целью их патриотического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевцова Маргарита Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USAGE OF PROJECT TECHNOLOGIES RESOURCES FOR TRAINING TEACHERS IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The article deals with the issue of using project technologies in the process of training teachers in the system of secondary vocational education. Contemporary scientific achievements permit us to modernize project technologies significantly compared to the beginning of the last century and to enhance their relevance for the training of future teachers. It is necessary that these technologies should be used according to the contemporary requirements of the state and society to the pre-school and primary school teachers. Based on these requirements, using project technologies is aimed to overcome passivity of future teachers in their education which determines further results of their professional activity, to increase future teachers’ motivation to use new technologies for improving the quality of education at the pre-school and primary levels. It also helps to improve the quality of future teachers’ educational content in terms of patriotic education of the primary school and preschool children. The article presents the concepts of “vocational training”, “project”, “projectbased learning”, “project technologies”. It reveals the importance of project technologies as the specific universal tool affecting directly both content and organization of future teachers’ training and providing its effectiveness. This approach draws the attention of the scientific and pedagogical community to the importance of using project technologies in terms of their core resources. The article presents the justification of the project technologies resources (activity orientated, productive, research, social and others) for their most effective use in the educational content. For illustrative purposes the author provides the description of the project made by future teachers for the pre-school children’s patriotic education.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 377

йО! 10.23951/2307-6127-2020-1-102-112

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М. М. Шевцова

Кемеровский государственный институт культуры, Кемерово

Рассматривается необходимость применения проектной технологии в процессе подготовки педагогов в профессиональных образовательных организациях. Дана характеристика проектной технологии, исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, работающему с воспитанниками и учащимися на ступенях дошкольного и начального общего образования, в том числе призванному осуществлять их патриотическое воспитание. Представлено обоснование ресурсов проектной технологии в процессе подготовки будущих педагогов. Приводится пример проекта, разработанного будущими педагогами для воспитанников дошкольных образовательных организаций с целью их патриотического воспитания.

Ключевые слова: проектная технология, метод проектов, проект, ресурсы, патриотическое воспитание.

Актуальность обращения в настоящее время к возможностям проектной технологии в вопросах подготовки будущих педагогов, обучающихся в профессиональных образовательных организациях (ПОО), обусловлена конкретной жизненной необходимостью. Главными методическими проблемами современных педагогов, как показали результаты исследования, проведенного специалистами Федерального института развития образования, являются «отсутствие у них мотивации к использованию новых технологий», «недостаточное знание ими теории технологизации образования», «недостаток опыта по организации исследовательской, самостоятельной, проектной, групповой работы школьников», а также «необучен-ность технологии экспериментальной и исследовательской педагогической деятельности».

Исходя из требований, предъявляемых сегодня со стороны государства и общества как основных заказчиков образования к педагогам, работающим с воспитанниками и учащимися на ступенях дошкольного и начального общего образования, именно владение проектной технологией и ее использование являются неотъемлемым фактором их успешности в формировании профессиональной компетентности.

Процесс подготовки будущих педагогов в ПОО актуализирует поиск решения насущных задач, стоящих перед современным профессиональным научно-педагогическим и родительским сообществом, включающих повышение мотивации будущих педагогов к получению новых знаний, реализацию своих способностей, раскрытие имеющихся потенциальных возможностей, а также проявление осознанной профессиональной позиции в применении эффективных технологий для формирования соответствующих компетенций. Решение данных задач требует пересмотра подходов к содержанию и организации образовательного процесса в ПОО, поиска возможностей самых эффективных средств обучения

и воспитания, обладающих характеристиками современности, интегративности, продуктивности, универсальности, деятельностности и высокой социальной значимости. Такими колоссальными ресурсными характеристиками в полной мере, на наш взгляд, обладает проектная технология, рассматриваемая нами как определенный инструмент и как одна из перспективных технологий, направленных на повышение качества подготовки будущих педагогов, обучающихся сегодня в ПОО. Немаловажное значение в содержании подготовки посредством реализации проектной технологии должно отводиться и патриотическому воспитанию самих будущих педагогов, и формированию их компетентности в осуществлении патриотического воспитания учащихся начальных классов и воспитанников дошкольных образовательных организаций.

Вопросам профессиональной подготовки студентов посвящен целый ряд работ отечественных авторов: Ю. С. Батраковой, Л. Н. Белоноговой, А. А. Вербицкого, Е. В. Ворожище-вой, К. М. Дурай-Новаковой, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, В. А. Сла-стенина, Н. Ф. Талызиной, Н. Н. Тулькибаевой и др. Данные авторы обозначают в своих исследованиях необходимость модернизации уже традиционно сложившихся подходов и внедрения новых при разработке содержания профессиональной подготовки студентов. К одному из таких новых подходов можно определенно отнести необходимость применения эффективных технологий для формирования соответствующих компетенций в ходе профессиональной подготовки студентов.

М. В. Циулина рассматривает профессиональную подготовку «как процесс овладения системой специальных знаний, общими и специфическими умениями, навыками для творческого выполнения профессиональной деятельности, а готовность - интегративное профессионально значимое качество будущего специалиста, т. е. результат подготовки» [1].

Цель данной статьи - дать авторское представление о проектной технологии как инструменте, включающем в себя необходимые ресурсы, значительно повышающие результативность подготовки педагогов, обучающихся в ПОО, в том числе и в вопросах их подготовки к патриотическому воспитанию учащихся начальных классов и воспитанников дошкольных образовательных организаций.

Следует отметить, что при всей многоаспектности исследований настоящего времени, посвященных проектной технологии, до сих пор остается недостаточно полно раскрытым содержание понятия «ресурсы проектной технологии».

Понятие «ресурс» рассматривают в составе системы, где он выступает объектом, обладающим свойством полезности, и это, как правило, то, что имеется в наличии.

Для того чтобы выявить сущность ресурсов проектной технологии, рассмотрим само понятие «проектная технология» и ее возможности в подготовке будущих педагогов, обучающихся в ПОО.

Основу понятия «проектная технология» составляет понятие «проект», имеющее в современном языке значение «планирование, разработка». Опираясь на данное значение, современные исследователи выстраивают свой подход к рассмотрению понятия «проект» и в системе образования. По определению И. Д. Чечель, «Проект - это прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности» [2].

При этом, как считает Н. П. Несговорова, необходимо различать два значения понятия «проект»: 1) проект как результат проектировочной деятельности; 2) проект как форма организации совместной деятельности людей [3]. Данный подход, по мнению ряда авторов, оптимален в качестве контроля и самоконтроля при выполнении проектной деятельности [3].

Заслуживает определенного внимания и интегративный, на наш взгляд, подход к рассмотрению понятия «проект», предложенный Н. П. Петровой и С. Р. Халиловым [4]. Суть

данной точки зрения расширяет значение понятия, предлагаемого другими авторами. Они объединяют мнение двух авторов, рассматривая проект как мысленную реализацию замысла (В. И. Загвязинский), дополняя это понятие мнением о том, что «проект выполняет посредническую функцию между людьми, имеющими общность взглядов на предмет, цели и ценности предлагаемой им деятельности (В. Е. Радионов)» [4]. Причем в данном подходе очевидны явные предпосылки к реализации не только продуктивного ресурса, но и социального.

По мнению группы авторов, представляющих на сегодняшний день исключительное большинство, проектная технология основана на применении метода проектов [5-7]. В свою очередь отличается и понимание метода проектов среди исследователей, занимающихся изучением данного вопроса. В определениях этого термина происходит перемещение акцентов в определенную сторону. Так, например, под проектным методом может пониматься специфическая форма проведения занятий, в рамках которой проектная группа, объединенная общей целью, занимается планированием и осуществлением намеченных шагов, а также подведением итогов проделанной работы [7]. Другое определение акцентирует внимание на том, что проектный метод представляет собой некоторую совокупность педагогических приемов, ориентированную на самостоятельность обучающихся в решении той или иной проблемы, а также на презентации найденных решений [4, с. 49].

Как следует из вышесказанного, проектный метод направлен на обеспечение самостоятельной учебной и рабочей активности студентов, подразумевающей в конечном итоге некоторый результат. Этот метод способствует повышению интереса к изучаемым учебным дисциплинам как общеобразовательного, так и профессионального циклов, а также положительному эмоциональному настрою на усвоение нового материала [7, 8].

В противовес предыдущему мнению относительно того, что проектная технология понимается как метод проектов, выделяется и другая группа исследователей, четко и аргументированно определяющих проектную технологию прежде всего как технологию педагогическую, инновационную, личностно ориентированную [5] и утверждающих, что «метод проектов» в первом случае просто наиболее традиционно и часто употребляемое выражение. Так, согласно определению И. Д. Чечель, проектную технологию следует понимать как педагогическую технологию, имеющую своей целью применение существующих знаний и приобретение новых, в том числе и посредством самообразования, а не интеграцию уже имеющихся у студентов знаний. Данная технология, по мнению автора, позволяет обучающимся в процессе их активного участия в создании различных проектов осваивать новые способы деятельности в социокультурной среде [9, с. 11-16].

Л. Н. Горобец относит проектную технологию к разряду инновационных в сфере обучения. В своем определении автор указывает на то, что обучающиеся в рамках этой педагогической технологии получают знания по мере самостоятельной (либо под руководством учителя) реализации всех этапов проекта, в частности по мере усложнения заданий, отдельных аспектов, микротем разрабатываемого проекта [10, с. 123].

Мы разделяем подход, предложенный А. Л. Блохиным, понимающим под проектной технологией личностно ориентированную технологию, «рассматриваемую определенным способом выстроенную совместную деятельность участников проекта, обеспечивающую движение образовательного процесса к определенному результату, в качестве которого выступают продукты творческой деятельности учащихся и развитие их личностных качеств, актуализированных в этой деятельности» [11, с. 7].

По мнению целого ряда исследователей, имеющиеся современные научные достижения позволяют сегодня существенно модернизировать проектную технологию по сравнению

с началом прошлого столетия и повысить ее возможности, в том числе и в вопросах подготовки будущих педагогов, обучающихся в ПОО [4-7].

Кратко рассмотрим ряд существенных характеристик, присущих проектной технологии, непосредственно влияющих на обоснование имеющихся в ней ключевых ресурсов для подготовки будущих педагогов, обучающихся в ПОО. Поскольку одной из составляющих профессиональной компетентности будущего педагога, согласно современным нормативно-правовым документам, является проектная (проектировочная) компетенция, особое значение приобретает проектное обучение. В связи с этим применение проектной технологии в процессе обучения рассматривается учеными (В. П. Беспалько, Г. Б. Голуб, Н. Ф. Масло-ва, В. Г. Наводнов, Н. Ю. Пахомова, Е. С. Полат, С. А. Смирнов и др.) как важнейший метод успешного формирования профессиональной компетентности будущих специалистов.

Активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы общественной жизни обусловливает необходимость осуществления технологического образования подрастающего поколения, под которым понимается «процесс и результат активного овладения обучающимися проектно-технологической культурой, содержанием и формами преобразовательной деятельности в материальном и духовном производстве» [12].

Таким образом, проектная технология выступает базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно ориентированный подход в образовании. Метод проектов всегда предполагает решение студентами какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний и умений из различных предметных областей.

Проектная технология считается оптимальным средством реализации деятельностного подхода к профессиональной подготовке педагогов в системе СПО, позволяющим им не на словах, а на деле научиться применять знания и умения, полученные при изучении различных учебных дисциплин на разных этапах обучения, и интегрировать их в процессе работы над проектом.

Среди существенных характеристик проектной технологии выделяют следующие: ориентация на практику; исследовательская направленность ее содержания; самостоятельность обучающихся; акценты на интересы студентов; значимость продуктов деятельности с позиций их практического применения. Все это свидетельствует, что проектная технология способствует реализации личностно ориентированной парадигмы образования, обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания обучающихся; формированию потребности в знаниях, высоких мотивов учения и стремления к самообразованию [13].

Анализ имеющихся на сегодняшний день исследований по применению проектной технологии, а также проведенное собственное опытно-экспериментальное исследование позволяют выделить ряд ключевых ресурсов, которыми обладает проектная технология.

Одним из таких ресурсов, безусловно, является универсальный ресурс, который проявляется в первую очередь в возможности глубокого и осознанного освоения базовых знаний, обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях. Обладая ресурсом универсальности, проектная технология подходит для использования при обучении обучающихся различных возрастных категорий как в процессе подготовки самих будущих педагогов - студентов ПОО, так и в их дальнейшей профессиональной деятельности с воспитанниками дошкольных образовательных организаций и с учащимися начальных классов.

Продуктивный ресурс проектной технологии проявляется прежде всего в значимости тех продуктов деятельности, которые выполняют будущие педагоги, разрабатывая и реализуя проекты, а значит, рассматривается с позиций их практического применения. В пользу жизнеспособности продуктивного ресурса свидетельствует и один из трех отличительных признаков существования «первых проектов». Как отмечают в своем исследовании Н. П. Петрова и С. Р. Халилов, таким признаком как раз выступает «ориентация на продукт», которая предусматривает «применение знаний различных областей наук для достижения запланированного результата» [4]. Этот признак, изначально ставший особенностью метода проектов и проектной деятельности в целом, не только не теряет своей значимости на современном этапе развития общества, но и предопределяет и усиливает содержательное наполнение ресурса продуктивности рассматриваемой технологии.

Выполнение будущими педагогами проектов позволяет им быстро и гибко реагировать на условия постоянно меняющейся вокруг них действительности. Направленность проектной технологии на получение задуманного конечного итогового продукта (результата) позволяет говорить лишь об одной из сторон (показателей) ресурса продуктивности. Также результатом продуктивности проектной технологии выступает не только характеристика итогового продукта (результата) как внешней характеристики, но и внутренний результат в виде полученных знаний и умений и их «присвоение».

Исследовательский ресурс проектной технологии проявляется в предоставлении возможности будущим педагогам, обучающимся в ПОО, выполнять определенные исследовательские операции и действия, применять важнейшие методы научного познания, таких как выдвижение и обоснование своего замысла, осуществлять самостоятельную постановку и формулировку цели и задач проекта, заниматься поиском методов анализа ситуаций, интерпретировать полученные результаты. Данные пошаговые действия возможны благодаря последовательному прохождению будущими педагогами каждого из этапов при выполнении проекта. На подготовительном этапе у будущих педагогов происходит формирование навыков научной организации труда, быстрого чтения, обучение их работе с учебной и справочной литературой, студенты вовлекаются в активные формы учебной, социально-воспитательной и внеучебной деятельности, в результате которых выявляются творчески работающие обучающиеся; на основном этапе у будущих педагогов формируются навыки научной организации труда; во время исследовательского этапа осуществляется собственно научно-исследовательская деятельность будущих педагогов, в ходе которой ведется разработка индивидуальных и групповых проектов.

Проектная технология «позволяет применить исследовательский подход к учебно-познавательной деятельности, выполнение каждого из ее этапов стимулирует будущих педагогов на рефлексивное восприятие материала, формирует умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных учебных дисциплин, на уровень междисциплинарных связей» [14, с. 8-9].

Интегративный ресурс проектной технологии проявляется в том, что она объединяет различные виды деятельности, к которым в подготовке педагогов в образовательном процессе ПОО относится учебная, социально-воспитательная, внеучебная, а также теоретическая и практическая деятельность. В случае же когда будущие педагоги во время прохождения производственной практики работают с воспитанниками дошкольных образовательных организаций и учащимися начальных классов, такие виды деятельности будут включать в себя еще и игровую, учебную, познавательную, ценностно-ориентационную, трудовую, преобразовательную, коммуникативную и другие виды деятельности.

Следующим в плане ресурсов проектной технологии считаем целесообразно выделить деятельностный ресурс, который можно рассматривать как самостоятельно, так и в тесной связи с продуктивным ресурсом. Отечественные психологи Б. Г. Ананьев, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн и другие характеризуют деятельность как «производство определенного продукта, действия человека, направленных на определенный результат». Ряд исследователей, заручаясь мнением С. Л. Рубинштейна, утверждают, что единство деятельности создается наличием звеньев ее структуры, «к которым сам ученый относит мотив, цель и задачи, действия, результат и оценку деятельности, где мотив человеческих действий связан с их целью, поскольку мотивом является побуждение или стремление ее достигнуть» [15]. Позиция психолога основывается на важном умозаключении, подчеркивающем значимость не только самого результата выполняемой деятельности, но и «общественном эффекте как возможности проявить себя, заслужить общественное признание» [15].

Деятельностный ресурс проектной технологии проявляется в том, что при выполнении проекта будущие педагоги выступают субъектами собственной деятельности, происходит погружение их в содержание, деятельность обретает направленность на получение задуманного конечного итогового продукта (результата). При этом содержание деятельностно-го ресурса направлено на достижение одной из целей обучения «учиться делать (применение знаний в различных жизненных ситуациях, разрешение кризисов и рисков, ответственные действия, самоуважение)» [16].

Организацию процесса обучения необходимо выстраивать, опираясь на основные четыре инстинкта, присущие каждому обучающемуся: инстинкт делания, инстинкт исследовательский, художественный и социальный инстинкт (Дж. Дьюи) [4]. В представленной логической цепочке инстинкт делания является средством, дающим будущим педагогам возможность осуществлять «ориентацию на действительность, выражающуюся в разработке практической задачи в условиях, близких к реальной жизни» [4].

Суть деятельностного ресурса проявляется еще и в том, что использование проектной технологии в образовательном процессе ПОО строится не в логике освоения конкретной учебной дисциплины, а в логике выполняемой будущими педагогами деятельности, имеющей конкретный личностный смысл для каждого из студентов. Данный подход способствует повышению мотивации будущих педагогов к осознанному получению профессионального образования.

Деятельностный ресурс, которым обладает проектная технология, проявляется, на наш взгляд, и в том, что данная технология всегда ориентирована на окружающую человека действительность, а значит, позволяет осуществлять обучение и воспитание будущих педагогов, обучающихся в ПОО, в условиях, близких к реальной жизни и в максимальном прак-тико-ориентированном векторе.

А следовательно, данный подход наиболее эффективно способствует переходу обучающегося с позиции «пассивного объекта обучения и воспитания в деятельный субъект», который совместно с преподавателем, под его контролем/самостоятельно приобретает, формирует, закрепляет умения выделять существенную мысль, осуществлять поиск и структуризацию собранного материала, проявлять находчивость в освоении новых видов активности.

Таким образом, проектная технология считается оптимальным средством реализации деятельностного подхода к осуществлению профессиональной подготовки педагогов, обучающихся в ПОО, предоставляющей им практическую возможность выходить за рамки привычной учебной деятельности, применять сумму тех знаний и умений, которые они

получают в процессе освоения учебных дисциплин, интегрируя их в замысел и реализацию задуманного проекта.

Социальный ресурс проектной технологии проявляется, на наш взгляд, в нескольких взаимосвязанных между собой ведущих позициях.

1. В возможности использования различных форм сотрудничества (мозговой штурм, конкурсы, фестивали, семинарские занятия, беседы, вечера вопросов и ответов, вечера-встречи с интересными людьми, дни добрых дел, дни открытых дверей, мастер-классы, тематические десанты, тематические выставки и др.), предусматривающих осуществление постоянного взаимодействия всех участников, задействованных в подготовке проекта, направленного на формирование личной и групповой социальной ответственности, самостоятельности и инициативы.

2. В возможности выполнения будущими педагогами различных социальных ролей (лидера, исполнителя, посредника) и их взаимосменяемости, умении договариваться, прислушиваться к чужому мнению, сотрудничать в ходе выполнения проекта.

3. В возможности формирования у будущих педагогов адекватной самооценки, понимания своей личностной значимости, приобретения уверенности в собственных силах и способностях посредством применения многоуровневости системы оценивания выполненного и презентуемого ими проекта-задания (его планирования, хода и результата). Так, первый уровень - это осуществление оценки непосредственно педагогом - руководителем проекта, второй уровень - оценивают друг друга сами студенты - будущие педагоги, третий уровень - самооценка каждого из участников проекта. В случае если будущие педагоги презентуют свои проекты в дошкольных образовательных организациях и организациях, осуществляющих начальное общее образование, то к указанным трем уровням оценки добавляется оценка еще и со стороны дошкольников и младших школьников, а также их родителей (законных представителей) - участников проекта.

4. В возможности приобретения будущими педагогами опыта социального поведения путем выявления в проекте актуальных проблем, имеющих социальный характер, продумывания путей их решения, напрямую влияющих на понимание и осознание социальной пользы и возможности активно воздействовать на социальное окружение.

5. В возможности приобретения будущими педагогами опыта патриотического поведения посредством разработки и реализации проектов патриотически ориентированного содержания. Опыт участия в таких проектах оказывает положительное влияние на формирование мотивационной сферы личности будущего педагога, способствует определению своего места в жизни, изменению установок и моделей собственного поведения, поиску и определению социальных и профессиональных ценностных ориентаций, обеспечению сохранения межпоколенной связи со старшим поколением - носителем традиционных и непреходящих человеческих ценностей. Принимая на себя ответственность, примеряя на себя ценностно-патриотические модели поведения, проявляя интерес к общественно полезной деятельности, будущий педагог формируется и как личность, и как патриот.

Рассмотрев и обосновав ресурсы проектной технологии, обратимся к непосредственному подтверждению результатов использования представленных выше ресурсов проектной технологии в процессе подготовки будущих педагогов в ПОО. Таким подтверждением выступает проведенное нами опытно-экспериментальное исследование, направленное на изучение уровня подготовки педагогов в системе среднего профессионального образования к использованию проектной технологии в патриотическом воспитании обучающихся. На примере выполнения будущими педагогами ГПОУ «Кемеровский педагогический колледж» одного из проектов рассмотрим ряд ресурсов, обозначенных выше. Проведение формирующего

этапа эксперимента включало в себя четыре этапа. Один из четырех этапов предусматривал погружение будущих педагогов в полноценную проектную деятельность. Одним из содержательных компонентов этапа погружения являлось освоение будущими педагогами учебных курсов «Методика использования проектной технологии в патриотическом воспитании детей (дошкольников, дошкольников с особенностями в развитии)» и «Методика использования проектной технологии в патриотическом воспитании учащихся (младших школьников)». В результате освоения данных учебных курсов студенты выпускных групп в зависимости от получаемой ими специальности выполняли различные по типу проекты, предназначенные как для воспитанников дошкольных образовательных организаций, так и учащихся начальных классов с целью их дальнейшего применения в ходе прохождения производственной практики. Обязательным условием при выполнении любого типа проекта являлось его патриотическое содержание. Приводим пример описания одного из таких проектов, выполненного будущими педагогами ГПОУ «Кемеровский педагогический колледж», обучающимися по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование».

Название проекта «Кто родную сказку знает - патриотом вырастает!».

Цель проекта - приобщение воспитанников средней группы дошкольной образовательной организации к изучению русских народных сказок посредством привлечения родителей к их совместному чтению и обсуждению прочитанного.

Задачи проекта:

1) воспитывать у дошкольников чувство сопереживания к героям русских народных сказок;

2) способствовать укреплению взаимоотношений между дошкольниками и их родителями (законными представителями) в ходе выполнения совместной деятельности;

3) расширять представление дошкольников и их родителей (законных представителей) о национальной культуре русского народа посредством их знакомства с русскими народными сказками;

3) способствовать развитию речи дошкольников посредством разучивания реплик-слов сказочных героев, их выразительного чтения;

4) воспитывать интерес дошкольников к чтению художественной литературы;

5) расширять словарный запас дошкольников.

Тип проекта: творческий.

Участники проекта: воспитанники старшей группы (4-5 лет) дошкольной образовательной организации № 175 г. Кемерово, родители (законные представители) воспитанников старшей группы дошкольной организации, воспитатели старшей группы дошкольной организации № 175 г. Кемерово, студенты ГПОУ «Кемеровский педагогический колледж».

Проблема: родители (законные представители) дошкольников проводят мало времени со своими детьми, в том числе мало уделяя внимания совместному чтению и обсуждению прочитанного.

Этапы работы над проектом:

1. Организационный этап (сроки проведения определяют в зависимости от сроков прохождения производственной практики).

Подготовка и проведение опроса родителей (законных представителей) и дошкольников с целью определения любимых русских народных сказок. Выставки рисунков «Любимый сказочный персонаж». Изготовление совместно родителями (законными представителями) и дошкольниками поделок, составление коллажей, посвященных героям русских народных сказок, по теме «Русская народная сказка - в ней много света, тепла и ласки». Разработка сценария тематического родительского собрания совместно с дошкольниками.

Подготовка театрализованных костюмов и их элементов к инсценированию сказок. Подбор игр по сюжетам русских народных сказок.

2. Основной этап (сроки проведения определяют в зависимости от сроков прохождения производственной практики).

Проведение совместно с дошкольниками тематического родительского собрания «Кто родную сказку знает - патриотом вырастает!». Разработка анкеты для родителей и интервью для дошкольников. Мотивация родителей к составлению ими информационных буклетов на темы «Нужна ли сказка детям в этом мире?», «Читайте сказки детям чаще, и будет жизнь как сахар - слаще», «Вместе сказку почитаем, вместе вечер скоротаем» для родителей (законных представителей) других возрастных групп данной дошкольной образовательной организации и для размещения на сайте дошкольной образовательной организации.

3. Заключительный этап (сроки проведения определяют в зависимости от сроков прохождения производственной практики).

Проведение рефлексии в виде интервью для дошкольников и анкетирования для родителей с целью определения дальнейших направлений совместной деятельности и при необходимости ее корректирования. Разработка и составление родителями совместно с дошкольниками и воспитателями информационных буклетов на темы «Нужна ли сказка детям в этом мире?», «Читайте сказки детям чаще, и будет жизнь как сахар - слаще», «Вместе сказку почитаем, вместе вечер скоротаем», предназначенных для родителей (законных представителей) других возрастных групп и для размещения на сайте дошкольной образовательной организации.

В заключение отметим, что представленные в данной статье ресурсы проектной технологии направлены на повышение качества и эффективности образовательного процесса в плане подготовки будущих педагогов, обучающихся в ПОО.

Список литературы

1. Циулина М. В. Профессиональная подготовка педагога: социально-педагогические предпосылки // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). СПб.: Свое издательство, 2016. С. 123-126. 1)И.: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10726/ (дата обращения: 02.05.2019).

2. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. М.: Просвещение, 1986. С. 324-325.

3. Несговорова Н. П. Технология проектов в профессиональной деятельности педагога. Курган: Изд-во КГУ, 2013. 316 с.

4. Петрова Н. П., Халилов С. Р. Реализация метода проектов в подготовке педагога (на примере гуманитарных дисциплин). Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. 196 с.

5. Воинова О. И. Проектные технологии обучения общенаучным дисциплинам в системе высшего технического образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. 18 с.

6. Стернберг В. Н. Теория и практика «метода проектов» в педагогике ХХ века: дис. ... канд. пед. наук. Владимир, 2003. 194 с.

7. Павлова В. С. Инновационный потенциал проектной технологии в системе профессиональной подготовки бакалавров // Вестн. Кемеровского гос. ун-та. 2015. № 2 (62), т. 3. С. 97-101.

8. Бахтиярова И. Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении // Школьные технологии. 2001. № 2. С. 31-35.

9. Чечель И. Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям // Методология учебного проекта. М.: МИПКРО, 2001.

10. Горобец Л. Н. «Метод проекта» как педагогическая технология // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Серия 3. Педагогика и психология. 2012. № 2. С. 122-128.

11. Блохин А. Л. Метод проектов как личностно ориентированная педагогическая технология: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2005. 24 с.

12. Симоненко В. Д. Основы технологической культуры в образовании. Культурно-технологическая концепция развития общества и образования. Брянск: БГПУ, 2001. С. 135.

13. Маслов П. А. Творческая самореализация младших школьников в проектной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2008. 218 с.

14. Леонтьева А. В. Использование проектно-исследовательской технологии в развитии творческого потенциала учащихся при обучении биологии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2012.

15. Бехтенова Е. Ф. Педагогические условия формирования проектной деятельности учащихся: дис. ... канд. пед. наук. Новосибирск, 2006. 480 с.

16. Кагаров Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. Л.: Брокгауз-Ефрон, 1926. 88 с.

Шевцова Маргарита Михайловна, старший преподаватель, Кемеровский государственный институт культуры (ул. Ворошилова, 17, Кемерово, Россия, 650056). E-mail: superpearlmargo@mail.ru

Материал поступил в редакцию 19.11.2019.

DOI 10.23951/2307-6127-2020-1-102-112

USAGE OF PROJECT TECHNOLOGIES RESOURCES FOR TRAINING TEACHERS IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

M. M. Shevtsova

Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo, Russian Federation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article deals with the issue of using project technologies in the process of training teachers in the system of secondary vocational education. Contemporary scientific achievements permit us to modernize project technologies significantly compared to the beginning of the last century and to enhance their relevance for the training of future teachers. It is necessary that these technologies should be used according to the contemporary requirements of the state and society to the pre-school and primary school teachers. Based on these requirements, using project technologies is aimed to overcome passivity of future teachers in their education which determines further results of their professional activity, to increase future teachers' motivation to use new technologies for improving the quality of education at the pre-school and primary levels. It also helps to improve the quality of future teachers' educational content in terms of patriotic education of the primary school and preschool children. The article presents the concepts of "vocational training", "project", "project-based learning", "project technologies". It reveals the importance of project technologies as the specific universal tool affecting directly both content and organization of future teachers' training and providing its effectiveness. This approach draws the attention of the scientific and pedagogical community to the importance of using project technologies in terms of their core resources. The article presents the justification of the project technologies resources (activity orientated, productive, research, social and others) for their most effective use in the educational content. For illustrative purposes the author provides the description of the project made by future teachers for the pre-school children's patriotic education.

Keywords: project technologies, project-based learning, project, resources, patriotic education.

References

1. Tsiulina M. V. Professional'naya podgotovka pedagoga: sotsial'no-pedagogicheskiye predposylki [Professional training of the teacher: social and pedagogical prerequisites]. Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy IX Mezhdu-narodnoy nauchnoy konferentsii [Theory and practice of education in the modern world: proceedings of IX international scien-

tific conference (St. Petersburg, July 2016). Saint Petersburg, Svoye izdatel'stvo Publ., 2016. Pp. 123-126 (in Russian). URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10726/ (accessed 2 May 2019).

2. Khrestomatiya po istorii shkoly i pedagogiki v Rossii [Anthology on the history of school and pedagogy in Russia]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1986. Pp. 324-325 (in Russian).

3. Nesgovorova N. P. Tekhnologiya proyektov v professional'noy deyatel'nosti pedagoga [Project technology in the professional activity of a teacher]. Kurgan, KSU Publ., 2013. 316 p. (in Russian).

4. Petrova N. P., Khalilov S. R. Realizatsya metoda proyektov v podgotovke pedagoga (na primere gumanitarnykh distsiplin) [Implementation of the method of projects in teacher training (on the example of humanitarian disciplines)]. Stavropol, NCFU Publ., 2015. 196 p. (in Russian).

5. Voinova O. I. Proyektnyye tekhnologii obucheniya obshchenauchnym distsiplinam v sisteme vysshego tekhnicheskogo obra-zovaniya. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Project technologies of teaching General scientific disciplines in the system of higher technical education. Abstract of thesis of cand. ped. sci.]. Moscow, 2008. 18 p. (in Russian).

6. Sternberg V. N. Teoriya i praktika"metoda proyektov" vpedagogike XX veka. Dis. kand. ped. nauk [Theory and practice of the "project method" in pedagogy of the twentieth century. Diss. cand. ped. sci.]. Vladimir, 2003. 194 p. (in Russian).

7. Pavlova V. S. Innovatsionnyy potentsial proyektnoy tekhnologii v sisteme professional'noy podgotovki bakalavrov [Innovative potential of project technology in the system of professional training of bachelors]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Kemerovo State University, 2015, no. 2 (62), is. 3, pp. 97-101 (in Russian).

8. Bakhtiyarova I. N. Metod proyektov i individual'nyye programmy v produktivnom obuchenii [Method of projects and individual programs in productive learning]. Shkol'nyye tekhnologii, 2001, no. 2, pp. 99-107 (in Russian).

9. Chechel' I. D. Pedagogicheskoye proyektirovaniye: ot metodologii k realiyam [Instructional design: the methodology to the realities]. Metodologiya uchebnogo proyekta [Methodology of the training project]. Moscow, MICRO Publ., 2001 (in Russian).

10. Gorobets L. N. "Metod proyekta" kak pedagogicheskaya tekhnologiya ["Project method" as pedagogical technology]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3. Pedagogika i psikhologiya - The Bulletin of Adyghe State University. Series 3. Pedagogy and psychology, 2012, no. 2, pp. 122-128 (in Russian).

11. Blokhin A. L. Metod proyektov kak lichnostno oriyentirovannaya pedagogicheskaya tekhnologiya. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Project method as a personality-oriented pedagogical technology. Abstract of thesis of cand. ped. sci.]. Rostov-on-Don, 2005. 24 p. (in Russian).

12. Simonenko V. D. Osnovy tekhnologicheskoy kul'tury v obrazovanii. Kul'turno-tekhnologicheskaya kontseptsiya razvitiya ob-shchestva i obrazovaniya [Fundamentals of technological culture in education. Cultural and technological concept of development of society and education], Bryansk, BSPU Publ., 2001. P. 135 (in Russian).

13. Maslov P. A. Tvorcheskaya samorealizatsiya mladshikh shol'nikov v proyektnoy deyatel'nosti. Dis. kand. ped. nauk [Creative self-realization of younger students in project activities. Diss. cand. of ped. sci.]. Volgograd, 2008. 218 p. (in Russian).

14. Leont'yeva A. V. Ispol'zovaniye proyektno-issledovatel'skoy tekhnologii v razvitii tvorcheskogo potentsiala uchashchikhsya pri obuchenii biologii. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [The use of design and research technology in the development of creative potential of students in teaching biology. Abstract of thesis cad. ped. sci.]. Moscow, 2012 (in Russian).

15. Bekhtenova E. F. Pedagogicheskiye usloviya formirovaniya proyektnoy deyatel'nosti uchashchikhsya. Dis. kand. ped. nauk [Pedagogical conditions of formation of project activity of pupils. Diss. cand. ped. sci.]. Novosibirsk, 2006. 480 р. (in Russian).

16. Kagarov E. G. Metod proyektov v trudovoy shkole [Method of projects in labor school]. Leningrad, Brokgauz-Efron Publ., 1926. 88 p. (in Russian).

Shevtsova M. M., Kemerovo State Institute of Culture (ul. Voroshilova, 17, Kemerovo, Russian Federation, 650056). E-mail: superpearlmargo@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.