Научная статья на тему 'Развитие творческого потенциала обучающихся посредством исследовательской и поисковой деятельности'

Развитие творческого потенциала обучающихся посредством исследовательской и поисковой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие творческого потенциала обучающихся посредством исследовательской и поисковой деятельности»

мя. Момент первичного включения обучающихся в собственную исследовательскую деятельность является наиболее сложным.

Эффективным методом, позволяющим начать исследовательскую работу, является проведение социологических мини-опросов, анкет, интервью по различным темам, которые позволяют сформулировать проблему. Такая работа пробуждает у обучающихся интерес к началу работы.

Решая задачу первичного включения обучающихся в исследовательскую деятельность, мы, как и большинство педагогов, стараемся подобрать интересную и полезную для них тему исследования. Так, при изучении темы «Культура» обучающиеся проявляют гораздо больший интерес к проблеме ценностей, нежели к другим вопросам, предлагаемым для изучения.

Важным этапом является подготовка к публичному выступлению и само выступление. Данные навыки будут востребованы при защите курсовых и выпускной квалификационной работы.

Таким образом, планомерная, систематическая работа по организации исследовательской

деятельности обучающихся при изучении истории и обществознания позволяет нам:

- осуществить более глубокое освоение учебного материала, значительно расширить кругозор обучающихся;

- познакомить с методами исследования, научить выбирать конкретные методы и методики, необходимые в собственном исследовании;

- сформировать умения построения алгоритма эксперимента, а также выбора и использования методов анализа его результатов;

- научить формулировать гипотезу исследования, его цели и задачи;

- приобщить к разнообразным формам организации исследовательской работы, формам итогового оформления и оценивания ее результатов.

- научить обучающихся выделять из потока информации события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С. В. Мажирина, преподаватель, заведующая музеем ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В. И. Заузелкова

Будущее России неразрывно связано с развитием творческого, научного и профессионального потенциала молодежи. России, без сомнения, нужны талантливые ребята, способные принимать нестандартные решения, умеющие креативно мыслить, поэтому развитие творческих способностей обучающихся является важнейшей задачей любой профессиональной образовательной организации (ПОО).

Творческие задатки и способности есть у любого обучающегося. Чтобы они проявились необходимо включить ребят в активную творческую деятельность. В Кемеровском коммунально-строительном техникуме (ККСТ) сформирован квалифицированный состав педагогов, имеющих достаточный стаж педагогической деятельности и опыт подготовки специалистов. Мы понимаем, что роль профессионального и творчески работающего коллектива, энергичного, мобильного в подготовке работников нового ти-

па трудно переоценить. Другими словами, каждый преподаватель на своем рабочем месте оттачивает определенную грань в творческом становлении будущего специалиста и просто человека. Музей истории техникума выполняет такую же функцию.

Качество профессионального образования зависит не только от профессионального становления специалиста, но и от того, какие ценности, нормы молодежь приобретает в процессе получения образования. Современные реалии убеждают нас, что это не менее важная составляющая в процессе формирования «нового» специалиста.

Музей истории техникума мы превратили в определенное микрокультурное пространство, вовлекая в него особую сферу — внеурочную деятельность. При правильной организации подобная деятельность дает возможность обучающимся реализовать и утвердить себя, пережить чувство успеха, ощущение своей нужности и полезности, уверенности в собственных силах, что повышает нравственную устойчивость студента, позволяет стремиться к новым достижениям и осваивать новые горизонты. Научить творчеству нельзя, но можно вдохновить, заразить творческим настроем.

Для этих целей на базе музея истории ККСТ был создан клуб «Поиск». Мы видели направление нашей деятельностине в том, чтобы занять время студента, разбудить в нем и усилить эстетическое и патриотическое восприятие жизненных ценностей, заинтересовать процессом творчества, исследования, поиска. Такая деятельность способствует развитию у обучающихся познавательной самостоятельности, исследовательских умений, творческих способностей. Молодые люди в силу своего возраста и любознательности способны активно воспринимать различные виды творческой деятельности.

Работа студенческого клуба «Поиск» формируется на добровольных началах. Ежегодно составляется план деятельности клуба с учетом творческих интересов и профессиональных потребностей студентов. Для творческой деятельности клуба создаются определенные условия:

- компетентное своевременное управление процессом любой творческой деятельности студента;

- формирование положительной мотивации и убеждения в необходимости ведения исследовательской творческой работы;

- личная заинтересованность студентов в своем интеллектуальном росте;

- максимальная самостоятельность студентов в процессе проведения исследования;

- публикация материалов исследования в изданиях различных уровней;

- моральное поощрение студентов, занимающихся исследовательской и поисковой деятельностью.

Актуальность работы клуба «Поиск» мы видим в следующем: с одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни. Это повышает социальный запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность. С другой стороны, в последние годы падает уровень духовной культуры общества, подрастаю-

щего поколения, проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, заметен незначительный интерес к истории своей страны, малой родине, идет процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением. Деятельность обучающихся в клубе актуальна, так как развивает интерес к истории родного края, происходит формирование на конкретном историческом материале гражданско-патрио-тических чувств и убеждений, утверждение значимости таких ценностей, как любовь и уважение к родному краю, бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений, сохранение исторической памяти, исторического наследия, воспитание патриота и гражданина.

Социальная значимость данного направления деятельности обуславливается тем, что гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях — это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих нравственных и патриотических взглядов, что способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Какие проблемы решаются посредством деятельности в клубе «Поиск»? Во-первых, это проблема участия в деятельности многочисленных политических движений, религиозных организаций, криминальных структур, СМИ и интернет-сайты в большинстве своем являются коммерческими предприятиями с определенным информационным заказом. Во-вторых, проблема двойных стандартов морали и поведения людей. В-третьих, это проблема отсутствия внутренней культуры обучающихся, несформиро-ванности ценностных ориентиров и убеждений. В-четвертых, это проблема, связанная с неспособностью многих молодых людей самостоятельно ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного.

Перечисленные проблемы не благоприятствуют становлению духовно-нравственной личности, развитию гражданско-патриотического самосознания. Для решения этих проблем прежде всего мы и создали историко-краеведческий клуб «Поиск».

По нашему глубокому убеждению, именно в культурно-историческом наследии, которое очень многообразно, каждый может найти свой ин-

терес: изучение прошлого поможет познакомиться обучающимся с лучшим опытом, найти для себя образцы для подражания, а установление связи с собственным будущим — своей профессией, жизненными планами — сделает этот процесс более результативным и личностно значимым.

Воспитание и развитие должно опираться на сложившиеся веками общечеловеческие ценности: знания, труд, мир, родина. Большая работа ведется в отношении наших уважаемых преподавателей-ветеранов. Члены клуба хорошо понимают, что самое большое богатство — это люди с открытой и щедрой душой, наши ветераны. У членов клуба есть уникальная возможность встретиться с «легендами» техникума, пообщаться с ними, оставить о них светлую память в музее в виде документов, фотографий, где они улыбающиеся, молодые, красивые...

Участие членов клуба в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиций, проведении экскурсий, конференций способствует содержательному заполнению их досуга. В процессе данной работы обучающиеся овладевают различными приемами и навыками музейной деятельности: учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов.

Главная характеристика поисковой работы — связь с жизнью, а выдумки и подделки заметны сразу, поэтому важная особенность творческих работ «клубовцев» — высокая степень достоверности фактов и событий.

Члены клуба занимаются с удовольствием поисковым и исследовательским творчеством, потому что знают, что лучшие работы будут частью музейной экспозиции и экскурсоводы будут использовать этот бесценный материал в дальнейшем, рассказывая о славных страницах истории коммунально-строительного техникума.

Следует назвать еще одну отличительную черту нашей деятельности: формировать культуру научного исследования можно с первого курса с помощью внеурочной общественно значимой деятельности с возможностью дальнейшего практического использования этого опыта в курсовых и дипломных проектах и других творческих работах на старших курсах.

Творческая деятельность участников клуба «Поиск» представлена на мероприятиях разного уровня и получила высокие оценки как на региональных, так и на всероссийских научно-практических конференциях и конкурсах. Творчество — это человеческая потребность. Творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди, ко всему равнодушные, ничем не увлеченные, чаще болеют и быстрее стареют. Творческий стиль жизни — это не привилегия одиночек, это единственный способ нормального существования и развития общества.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА

«СТАРТ В НАУКУ»

И. Б. Немерова, преподаватель ГПОУ «Мариинский политехнический техникум»

Современное общество нуждается в социально активной, инициативной и предприимчивой личности, которая способна на коренные преобразования социальных отношений, на творческий и созидательный труд. Поэтому от выпускников профессиональных образовательных организаций (ПОО) требуются новые личностные и профессиональные качества, такие как способность к приобретению новых знаний, анализ своей деятельности, ответственность за выполняемую работу, системное мышление. Важным является и то, что сегодня возрастает потребность общества в людях, способных творчески подходить к неизбежным политическим и эконо-

мическим изменениям, самостоятельно и качественно решать возникающие проблемы. Данные компетенции формируются только через организацию самостоятельной работы, важным направлением которой является исследование. Да и в стандартах профессионального образования организация исследовательской работы обучающихся выделена как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.