Научная статья на тему 'Программа воспитания школьников. Пишем модули «Самоуправление» и «Волонтерство»'

Программа воспитания школьников. Пишем модули «Самоуправление» и «Волонтерство» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2552
647
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / ВОЛОНТЕРСТВО / UPBRINGING / PERSONALITY DEVELOPMENT / SELF-GOVERNMENT / VOLUNTEERING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круглов В.В.

В статье даются методические рекомендации по написанию модулей «Самоуправление» и «Волонтерство» и для представителей образовательных организаций, готовящих программу воспитания на основе примерной программы, разработанной в Институте стратегии развития образования РАО в 2019 году.The article provides guidelines for writing the modules “Volunteering” and “Selfgovernment” for representatives of educational organizations preparing an upbringing program based on the sample program developed at the Federal State Scientific Institute of the education development strategy of RAO (Russian Academy of Education) in 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа воспитания школьников. Пишем модули «Самоуправление» и «Волонтерство»»

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

УДК 37

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ. ПИШЕМ МОДУЛИ «САМОУПРАВЛЕНИЕ» И «ВОЛОНТЕРСТВО»

В статье даются методические рекомендации по написанию модулей «Самоуправление» и «Волонтерство» и для представителей образовательных организаций, готовящих программу воспитания на основе примерной программы, разработанной в Институте стратегии развития образования РАО в 2019 году.

Ключевые слова: воспитание, развитие личности, самоуправление, волонтерство.

Самоуправление

Детское ученическое самоуправление в образовательной организации — мощнейшее средство воспитания самостоятельности, субъектности, ответственности в том случае, если оно реализовано с опорой на деятельностный подход, на реальную (а не имитационную) насыщенность конкретными поручениями, задачами, делами, переданными ребенку.

Будучи для ребенка средством получения опыта социально значимого действия, приобретения опыта социально- значимых отношений, детское ученическое самоуправление помогает развитию таких умений, как умение распределять силы и ресурсы, нести ответственность за выполнение полученных задач, достигать намеченных целей, планировать свою и чужую работу, анализировать ее и подво-

В. В. Круглов

Кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории стратегии и теории воспитания личности, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г. Москва v-vkrug@yandex.ru

Vladimir V. Kruglov

PhD (Education), Associate professor, Senior researcher of the Laboratory of strategy and theory of personality upbringing,Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

Как цитировать статью: Круглов В. В. Программа воспитания школьников. Пишем модули «Самоуправление» и «волонтерство» // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, №1 (67). С. 71-77.

дить итоги, работать в составе сообщества [5].

Таким образом, детское ученическое самоуправление (будучи организованным на разных уровнях: на уровне класса, возможно параллели, всей школы или даже образовательного комплекса) позволяет решить множество воспитательных задач, хотя и требует более серьезных и глубоких педагогических затрат, нежели, возможно, другие формы воспитывающей деятельности.

Целью детского ученического самоуправления является организация тех или иных видов деятельности детей совместно со взрослыми так, чтобы дети являлись организаторами процесса в той мере, в которой они на нее способны. При этом задачами взрослых, курирующих этот процесс, является помощь детям в освоении более высоких уровней организаторского мастерства [1].

Организация детского ученического самоуправления в образовательной организации начинается с выбора таких видов деятельности, в которых ответственность за результат может быть передана ребенку. Только в этом случае самоуправление будет действенным [2].

Чтобы самоуправление работало так, как надо, в работе детского коллектива должны соблюдаться некоторые принципы, а именно:

Обоснованность выбора поручения

Все поручения в рамках самоуправления должны выдаваться общим голосованием, с учетом мнения каждого участника коллектива. Дети должны понимать, что на более сложные поручения может претендовать ребенок с достаточным опытом работы, должным уровнем ответственности, серьезности и компетентности. Но как быть, если дети выбирают не по этим критериям, а по своему личному отношению к кандидатам? В этом случае должен помочь педагог: направить детей к мысли, что выбирать человека нужно за его дела, а не за то, что с ним приятно проводить время.

Равноправие

Чтобы каждому ребенку было интересно находиться в коллективе и участвовать в каких-то общих делах, они должны иметь равное право голоса. Принятие того или иного решения должно зависеть от мнения каждого ребенка в равной степени.

Преемственность

Вполне естественно, что время идет, и поколения сменяют друг друга. В том числе поэтому приходится периодически обновлять состав органов самоуправления, чтобы дети не застревали на одних и тех же ролях. Иначе и им самим становится скучно, и у других нет возможности попробовать себя на занятой роли. Впрочем, при смене состава должна сохраняться преемственность. Не должен теряться опыт, накопленный предыдущими командирами. Это нужно для дальнейшего развития коллектива и его самосовершенствования.

Коллегиальность

Согласно принципу равноправия все решения в коллективе должны приниматься совместно, путем голосования или обсуждения на общем сборе. Если после голосования отсутствует общее решение, то надо искать компромисс, чтобы учитывать интересы всех.

Критика и самокритика

Важно, чтобы каждый ребенок имел право высказать замечания по какому-либо поводу и чтобы ему самому тоже указывали на его минусы. В этом есть один подводный камень: дети должны это делать так, чтобы не задеть друг друга и чтобы конструктивная критика не переходила в личные оскорбления. Мы критикуем работу и недоработки, а не самого человека; указываем на недостатки и даем рекомендации, как их исправить.

Отчетность

У каждого действия должен быть результат. Следить за достижением результата помогает отчетность. Каждому поручению или делу для ребенка нужен дедлайн (срок, к которому оно должно быть завершено), после которого ребенок отчитывается о проделанной работе.

Сочетание коллективных и личных интересов детей

Дело не должно быть выше личных потребностей ребенка или противоречить его интересам и, соответственно, наоборот — дело не должно служить исключительно только интересам одного ребенка. Как правило, это приводит к двум крайностям: к самопожертвованию или потребительскому отношению к делу.

Важно совмещать интересы коллектива и интересы самого ребенка, т.е. строить деятельность так, чтобы и поручение выполнялось без задержек и сам ребенок при этом не страдал.

Распределение полномочий

Основным и высшим органом детского самоуправления является сбор коллектива, а исполнительным — совет дела, который также избирается общим сбором. На общем сборе обсуждаются все вопросы жизни коллектива, возникающие проблемы. На сборе выносятся конкретные решения, направленные на положительные преобразования в организации. Также на сборе определяются другие органы самоуправления: совет дела, творческий актив и т.д. Общий сбор анализирует проведенную работу, утверждает направления деятельности и планирует реализацию совместных дел. Чтобы сбор проходил в рабочей обстановке, необходимо научить детей правильно себя вести, определяя порядок и правила проведения сбора. То есть ребята должны коллективно вырабатывать решения, участвовать в обсуждении, слушать своих товарищей, высказываться, предлагать идеи. Поэтому необходимо участие педагога, который работает вместе с детьми, советует и вместе с ними ищет пути решения поставленных задач. Педагоги выступают в качестве консультантов, советчиков, направляя деятельность органов самоуправления [3].

Вообще самоуправление — это принцип, на котором строится деятельность детского коллектива.

О рисках. Образовательная организация (или ее часть), которая приняла решение строить деятельность детского коллектива на принципах самоуправления, в первую очередь должна избегать пути «назначения на должности» или «создания структур». Самоуправление начинается с реальной деятельности, в которой детям постепенно делегируется ответственность за те или иные ее участки [7].

Волонтерство

Воспитательный потенциал волонтерства крайне богат, т.к. позволяет ребятам взаимодействовать с другими людьми, проявляя такие качества, как внимание, забота, уважение и т.д. Очевидно, что волонтерство позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.

Кроме того, в рамках реализации волонтерской деятельности в школе

может быть организовано сообщество школьников-волонтеров в различной организационной форме: штаб, отряд, дружина, группа и т.п. В рамках этого сообщества может вестись работа с такими умениями школьников, как умение командовать и подчиняться, умение быть организатором, умение взаимодействовать в трудовом процессе, умение идти на компромиссы, умение уступать и т.д.

В данном контексте воспитательная деятельность педагогов в школе в рамках данного модуля может пересекаться с деятельностью в рамках модулей «Самоуправление», «Детское общественное объединение» и т.п.

Стоит иметь в виду, что ребята старшей школы в силу их достаточной взрослости могут выполнять серьезные значимые задачи и испытывать негатив от использования их на ролях «статистов», «указателей направления» и т.п. Следует помогать им понять важность и значимость это функции и привлекать их в большей степени на роли, связанные с общением.

Возможные формы организации волонтерства в школе

В рамках событийного волонтерства привлечение ребят к организации:

- праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями школы (приветствие, работа в гардеробе, сопровождение лиц пожилого возраста);

- крупных спортивных соревнований, проводимых на базе школы (в том числе районного, городского характера), а именно: работа курьерами, встречающими, помогающими сориентироваться в здании и на территории, техническое обеспечение проведения соревнований (подсчет очков, передача информации с площадок в судейскую коллегию и т.п.);

- крупных мероприятий районного и городского уровня от лица школы (встреча, сопровождение, помощь в ориентации на местности и т.п.).

В рамках длительного волонтерства

Для ближайшего окружения (в своей школе):

- работа с младшими ребятами, проведение для них праздников, утренников, тематических праздников (Праздник букваря, Творческое дело, посвященное правилам дорожного движения, Новый год, праздники 8 Марта и 23 февраля и т.д.);

- работа с предметно-эстетической средой в здании школы (благоустройство, украшение: уход за комнатными растениями, уборка, изготовление предметов интерьера, художественных произведений);

- работа на прилегающей к школе территории (благоустройство клумб в школьном саду, уход за деревьями и кустарниками, за малыми архитектурными формами).

Для среднего окружения (в рамках окружающего школу социума) работа может строиться в рамках взаимодействия с учреждениями социальной сферы (детские сады, детские дома, дома престарелых, хосписы, центры социальной помощи семье и детям, учреждения здравоохранения):

- по привлечению ребят к постоянному взаимодействию с посетителями этих учреждений;

- по привлечению ребят к проведению мероприятий для посетителей этих учреждений (событийное волонтерство);

- по привлечению ребят к благоустройству зданий и территории данных учреждений (трудовые десанты и акции).

Для дальнего окружения (в рамках страны и мира):

- общение посредством электронных сетей с ребятами, проживающими в отдаленных районах, ребятами с особыми образовательными потребностями или особенностями здоровья, ребятами, находящимися на излечении или проживании в интернатных учреждениях или учреждениях здравоохранения;

- сбор помощи для нуждающихся, в том числе военнослужащих в регионах стихийных бедствий, военных конфликтов, чрезвычайных происшествий;

- выезды в другие города и дружба с конкретными учреждениями социальной сферы (детскими домами на периферии и т.п.).

Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» № 073-00007-20-01. Проект «Апробация и внедрение примерной программы воспитания в общеобразовательных организациях Российской Федерации».

Литература

1. Круглов В. В. Воспитание не должно быть параллельным // Народное образование. 2014. № 4 (1437). С. 216-219.

2. Методические рекомендации по разработке программ воспитания // Институт стратегии развития образования Российской академии образования [Электронный ресурс]. URL:

http://form.instrao.ru (дата обращения: 19.04.2020).

3. Парфенова И. С. К вопросу о самоопределении личности в группе // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 5 (20). С. 98-103.

4. Примерная программа воспитания школьников // Институт стратегии развития образования Российской академии образования [Электронный ресурс]. URL: http://form.instrao.ru (дата обращения: 19.04.2020).

5. Селиванова Н. Л. Научный поиск в теории воспитания: приоритеты, достижения и проблемы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2011. № 1. С. 103-116.

6. Шустова И. Ю. Школьные события // Народное образование. 2013. № 1 (1424). С. 214-218.

7. Шустова И. Ю., Беляев Г. Ю., Круглов В. В. и др. Значимые идеи теории коллективного воспитания в контексте воспитательного компонента ФГОС ОО // Образовательное пространство в информационную эпоху: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. С. В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2019. С. 330-347.

THE PROGRAM OF THE UPBRINGING OF SCHOOLCHILDREN.

WE WRITE MODULES "SELF-GOVERNMENT" AND "VOLUNTEERING"

The article provides guidelines for writing the modules "Volunteering" and "Self-government" for representatives of educational organizations preparing an upbringing program based on the sample program developed at the Federal State Scientific Institute of the education development strategy of RAO (Russian Academy of Education) in 2019.

Keywords: upbringing, personality development, self-government, volunteering

References

• Kruglov V. V. Vospitanie ne dolzhno byt' parallel'nym // Narodnoe obrazovanie. 2014. № 4 (1437). S. 216-219. [In Rus].

• Metodicheskie rekomendacii po razrabotke programm vospitaniya // Institut strategii razvitiya ob-razovaniya Rossijskoj akademii obrazovaniya [Elektronnyj resurs]. URL: http://form.instrao.ru (data obrashcheniya: 19.04.2020). [In Rus].

• Parfenova I. S. K voprosu o samoopredelenii lichnosti v gruppe // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2014. № 5 (20). S. 98-103. [In Rus].

• Primernaya programma vospitaniya shkol'nikov // Institut strategii razvitiya obrazovaniya Rossijskoj akademii obrazovaniya [Elektronnyj resurs]. URL: http://form.instrao.ru (data obrashcheniya: 19.04.2020). [In Rus].

• Selivanova N. L. Nauchnyj poisk v teorii vospitaniya: prioritety, dostizheniya i problemy // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2011. № 1. S. 103-116.

• Shustova I. Yu. Shkol'nye sobytiya // Narodnoe obrazovanie. 2013. № 1 (1424). S. 214-218. [In Rus].

• Shustova I. Yu., Belyaev G. Yu., Kruglov V. V. i dr. Znachimye idei teorii kollektivnogo vospitaniya v kontekste vospitatel'nogo komponenta FGOS OO // Obrazovatel'noe prostranstvo v informacionnuyu epohu: sb. nauch. tr. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / pod red. S. V. Ivanovoj. M.: FGBNU «Institut strategii razvitiya obrazovaniya RAO», 2019. S. 330-347. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.